Для петербуржца Пинежье - край далекий, северный, лесной. А село Сура - это и вовсе «окраина вселенной». Железная дорога обрывается в 100 километрах от Суры, мостов через реки нет, переправы на пароме или лодке, из операторов мобильной связи только «Мегафон», а позвонить на «большую землю» не всегда возможно - связь плохая, и бывает, из-за погодных условий электричество во всем районе отключается на несколько суток! И это в наш XXI век.
Такой я увидела Суру этим летом, приехав, наконец, туда, куда давно стремилось мое сердце, да все никак не удавалось попасть. Хотелось поклониться родине великого святого, мощами которого освящен Санкт-Петербург, батюшки Иоанна Кронштадтского. И еще один интерес был у меня здесь. Знала я, что Сура - родина и моих предков по маминой линии. Это заставляло с особым интересом вглядываться в незнакомую, но заранее дорогую Суру, пытаясь ответить на вопрос, что за люди здесь живут? Чем они живут? Какая судьба ожидает Суру? Особенно же хотелось понять, как суряне относятся к православной вере, жива ли она в их сердцах?
Да, край этот и в самом деле кажется краем мира. Оглянешься вокруг - сколько хватит глаз, одни только высоченные ели плотным заслоном окружают луга и угоры, стоят как богатыри на страже своей земли. А сама-то земля - голый песок - белый да мягкий в уютном русле Пинеги, но колючий в штормовом вихре, когда носится в воздухе и царапает попавшего в его когти пешехода. А небо! Небеса, не иначе. Кто бывал здесь, навсегда запомнил небывалые краски северного неба, так близко нагнувшегося к земле, что если забраться куда повыше, кажется, можешь до облака рукой достать.
Красива, сдеражано-величава северная пинежская земля, и красивы, открыты, душевны ее люди. Глубинная гармония души отражается в их речи. Недаром ведь в древности народ назывался «языком». Как мы говорим, так мы и думаем, ощущаем мир. Вот и на Пинежье не просто разговаривают, а будто песню поют. Как по камешкам вода журчит, как по угорам тропинка вьется все выше и выше, как нитка речного жемчуга - так вьется затейливый северный говор. Где-нибудь на почте или в магазине слушаешь, как суряне слово на слово нанизывают, и наслушаться не можешь - поэзия, да и только.
Село Сура стоит на песчаных берегах рек Пинеги и Суры. Какое-либо культурное земледелие здесь стоит огромного труда. Из поколения в поколение на этих полях крестьянствовали великие труженики. Потребность и умение трудиться не вытравлено еще цивилизацией из генетической памяти пинежан. Дома у них хозяевам под стать: величавые, просторные, добротные избы. Видно, что люди поколениями жили в них большими семьями: у моей прабабушки, например, было 11 детей - почти как у всех ее современниц. Вот только в большинстве старинных изб, куда я заходила, в красном углу не икона, не лампада, а какая-нибудь парадная картинка висит.
Однако надежда на то, что свет православной веры не померкнет в глухом северном селе, есть. Три года назад группа прихожан петербургского Иоанновского женского монастыря начала предпринимать меры для восстановления православных святынь на родине Иоанна Кронштадтского, создав для этого специальный благотворительный фонд «Прииди и виждь».
В этой статье я хочу обобщить впечатления от встреч с местными жителями и гостями села, с монашествующими и мирянами, в беседах с которыми я искала ответы на волновавшие меня вопросы.
В Суре, убедилась я, хранят и почитают память святого Иоанна Кронштадтского. Но так было не всегда. Много сделали для того, чтобы суряне вспомнили о своего великого земляка сестры основанной здесь в 2000 году православной монашеской женской общины возрождаемого Иоанно-Богословского Сурского монастыря и Серафима Вячеславовна Данилова, устроившая музей батюшки Иоанна. Жизнь маленькой, из четырех человек, общины монашествующих сестер в Суре можно назвать подвигом. Приехав в Суру из разных мест, претерпев разнообразные трудности, и погодные, и хозяйственные, они сумели прожить здесь 12 лет. Их подвиг - ежедневный тяжкий физический труд и молитва, которая окрыляет подвижников и придает недюжинные силы хрупким женским плечам.
То, что сестры укрепились, встроились в жизнь села, во многом заслуга настоятеля общины и настоятеля архангельского подворья Артемиево-Веркольского монастыря игумена Феодосия (Нестерова), а также старшей сестры общины монахини Осии.
Сам отец Феодосий считает, что «лампада молитвы теплилась в Суре все эти годы благодаря сестрам монашеской общины». «Живут они по монастырскому уставу. Они тихо, преданно и надежно несут свое служение Богу, даже на пределе сил, потому что женская жизнь в монастыре тяжела, - рассказал отец игумен. - Сура изменялась за это время. От полного неприятия - ведь десятки лет там не было богослужения. Даже человека в рясе никто в глаза не видел. И постепенно люди воцерковлялись. Особенно многие из учителей сами потянулись к вере».
Отец Феодосий имел в виду тех учителей, которые участвовали в подготовке малых Иоанновских чтений. Чтения, посвященные памяти Иоанна Кронштадтского, на протяжении 13 лет готовила известная в Суре и Архангельске Серафима Вячеславовна Данилова, мама звонаря Ивана Данилова, возрождавшего церковные звоны по всей России. В 2012 году чтения впервые прошли без ее участия - Серафима Вячеславовна мирно преставилась ко Господу. То, что чтения состоялись - самая лучшая память о ее трудах. Серафима Вячеславовна, будучи завучем сурской школы, собирала материалы о святом батюшке и год за годом пробивала брешь в стене забвения и безверия. Теперь уже все местные жители знают, что Сура - родина великого православного святого.
Старшую сестру общины мать Осию не назовешь мечтательницей и фантазеркой, к словам ее невольно прислушаешься с уважением. А слова матушки о будущем Суры изрядно меня удивили. «Не думаю, - сказала она, - что здесь все свернется до дачного поселка. Батюшка Иоанн Кронштадтский предсказал, что Сура будет как Архангельск, а Роща - как Сура». Роща - это Лестовская роща, где прежде находился скит монастыря. Скит и сожженный в 1960-х годах храм сестры восстанавливают на прежнем месте, в 18 км от Суры, в тайге. «То, что возрождается Никольский храм - это как сказка, это пророчество батюшки Иоанна», - снова заверила мать Осия.
Когда сестры приехали в Суру, на месте двух белокаменных церквей, построенных прав. Иоанном Кронштадтским - одной монастырской, другой приходской - были развалины. Восстановил церковь Николая Чудотворца и начал работы по восстановлению еще одной церкви, Успенской, тот самый благотворительный фонд «Прииди и виждь». Духовником фонда является старший священник Санкт-Петербургского Иоанновского ставропигиального женского монастыря протоиерей Николай Беляев. По благословению отца Николая инициативные прихожане задались целью восстановить почитание места рождения Иоанна Кронштадтского. Но при этом они не собираются силами жителей Петербурга возрождать северную деревню. Вовсе нет! Работу фонд выстраивает так, чтобы по мере возможности изменить сознание сурян через активную приходскую жизнь. Идея организаторов - чтобы Сура строилась руками местных жителей.
В духе такого подхода петербуржцы нашли еще одну форму и помощи, и миссии одновременно - Православную молодежную летнюю экспедицию, в рамках которой не только из северной столицы, но со всего мира в Суру приезжает молодежь, чтобы потрудиться на возрождении православных святынь. С середины июня по середину августа волонтеры живут в помещениях, предоставленных сурской школой. Многие из участников экспедиции, с кем я познакомилась, были здесь впервые, а кто-то приезжал и прошлым летом. Расспрашивая ребят, я больше всего интересовалась их впечатлениями от Суры и то, чему научила их жизнь на этом святом месте.
Начиналась уже четвертая летняя смена, и можно было подводить итоги. Как оказалось, второе лето экспедиции не было таким многочисленным и разнообразным по составу добровольцев, как лето 2011 года. За все четыре смены в лагере побывало около 50 человек. Но дело не в количестве, а в качестве. Волонтерам боевого настроя и рвения к работе не занимать. Статус экспедиции как молодежного форпоста православия в Суре не поколебался.
Самую ответственную работу по организации труда, быта и досуга волонтеров несет на себе руководитель экспедиции. По благословению протоиерея Николая Беляева этим летом лагерем руководила Елена Щербач - по профессии педагог и психолог. Отмечу еще, что все, кто приезжают в экспедицию, попадают туда по благословению духовника фонда - это важный дисциплинарный момент, упорядочивающий жизнь в лагере.
Елена в первый раз оказалась в роли директора и, по ее собственному признанию, для нее это было связано с тревогой и испытаниями, так как не было опыта руководства людьми, опыта принятия решений. Но у этой молодой девушки было чуткое сердце, уважение к людям, желание потрудиться для Господа и вера в молитвенную помощь Иоанна Кронштадтского. Работа лагеря наладилась, покидая его, ребята оставляли восторженные записи в книге воспоминаний. А Елена сказала, что нигде она так не чувствовала помощь святых, как здесь. Родом она из Белоруссии, а Пинежье напоминает ей родные края, заставляя полюбить их еще больше. Все вспоминала строчку из популярной песни: «Каб любить Беларусь свою милую, трэба в розных краях побывать».
Главное место в распорядке дня участников экспедиции этим летом занимал труд по расчистке от строительного мусора Успенского храма и молитва. Молитвой начиналось любое дело в лагере, ежедневно читался соборно акафист праведному Иоанну Кронштадтскому. Второе лето видят сурские подростки несколько десятков молодых людей: активных, умных, современных, интересных и при этом верующих. Наблюдают за тем, как волонтеры самоотверженно трудятся на стройке храма, как помогают местным жителям в хозяйственных делах, как весело и зажигательно поют песни, танцуют и при этом ходят молиться в церковь, участвуют в литургии. Для местной молодежи это очень серьезная прививка уважения к вере и доверия к православным.
На членов экспедиции этим летом выпала особая миссия - участвовать в молодежном Крестном ходе, прошедшем от Верколы до Суры. Все ребята вспоминают его как самое значительное, радостное, вдохновляющее событие. Идея Крестного шествия в том, чтобы прославить батюшку Иоанна, повторив его паломничество, когда он, будучи отроком, не один раз ходил молиться в Артемиево-Веркольский монастырь, который очень любил. Дороги, как сейчас, еще не было, и он лесными тропами проходил по 50 км в одну и в другую сторону. Паломники прошли этот путь за три дня, на третий день торжественно вступив в Суру. Во время пути было установлено 4 поклонных креста, и на их месте со временем засияют главки часовен.
Мне самой не привелось увидеть, как Сура встречала Крестный ход, но очевидцы рассказывают, что такого скопления народа, как в тот день, Сура не видела давным-давно. Навстречу паломникам вышло все село, гости из окружающих деревень, из Верколы, важные чины из муниципальной и районной администрации. Крестный ход и для участников и для наблюдателей - местных жителей стал действительно эпохальным событием.
По отзывам крестоходцев из участников экспедиции, идти было непросто, у кого-то порой ноги отказывали, но молитва и дружеская помощь были всегда рядом. «Меня Крестный ход покорил, - вспоминает одна из волонтеров, Елена Миза. - Идти было сложно, но так радостно! Нас встречали с хлебом-солью в деревнях. Жители, сколько могли, шли с нами. А переправа на пароме через Пинегу, а пение молитв! Это слияние святости сурской земли самой по себе с тем, что, молясь и веря, несет человек».
Вершиной Крестного хода стало освящение колоколов для храма Николая Чудотворца и то, что все - и суряне, и приезжие - вошли в восстановленную церковь. Ведь суряне впервые всем селом пришли не в клуб, не в склад, каким был храм при большевиках, а в дом Божий. И в Суре впервые за 100 лет вновь зазвонили настоящие колокола. Глава Архангельской епархии митрополит Даниил выразил надежду, что Крестный ход станет ежегодным.
Участники летней экспедиции выполняли еще одно важное дело - изготавливали сувениры для благотворительной ярмарки, которую будет проводить в Санкт-Петербурге приход Иоанновского монастыря. Денежные пожертвования, собранные за сувениры пойдут на восстановление Успенского собора в Суре. Сейчас он нуждается в ремонте кровли, без которого вести какое-либо строительство в нем невозможно.
В качестве сувениров выпиливались и расписывались фигурные доски и деревянные игрушки, выкладывались удивительные картины из фетра, упаковывался в вышитые мешочки особый «сурский» кипрейный чай. Идею изготовить такой чай подал сам отец Николай Беляев, а осуществилась она с помощью участников ансамбля «Белозерье», приехавших в Суру в конце июля. Фольклорный ансамбль «Белозерье», можно сказать, родной для прихода Иоанновского монастыря коллектив. Они участвуют во всех праздниках, устраиваемых в приходе. Отец Николай давно приглашал ансамбль в Суру, чтобы проводить культурные мероприятия участников лагеря, налаживать связь с местным населением, поработать на восстановлении собора и проехаться по ближним деревням с просветительскими концертами. «Нам давно было пора поехать на работу в святые места, - рассказала руководитель ансамбля Галина Владимировна Емельянова. - Поработать вместе - это здорово! Это меняет качество коллектива. А здесь Север - бабушки, костюмы и традиция сохранились - все слилось в одно!»
По мнению Галины Владимировны, Сура - уникальное село. «Нет ни одной современной бетонно-квадратной постройки. Почти нет старых, разрушенных домов. Видно, что люди здесь живут не дачники. И люди легкие на подъем. И чем старше, тем открытее, добрее! Но дети их уже другие. К сожалению, технический прогресс наступает», - поделилась она своими наблюдениями. Руководитель «Белозерья» рассказала, как изготавливали кипрейный чай: сорванные листья иван-чая долго крутили в ладонях, а потом укладывали на просушку. Теперь девушки шьют мешочки из ткани и вышивают на них слово «Сура», чтоб потом туда кипрейный чай упаковать.
Мы беседовали с Галиной Владимировной в уголке просторного зала, исполнявшего роль лагерного клуба и столовой, где на лавках за длинными столами сидело человек 20 детей, девушек и женщин из ансамбля, занятых изготовлением сувениров. Все были при деле: у кого кисти в руках, у кого вязание, у кого иголки и лоскуты. И дети, и женщины пели. Песня за песней, мелодия за мелодией, протяжные, нежные, раздольные, парили они в воздухе, подлетали к каждому, заглядывая в сердце, лаская слух. Весь зал наполнился песней, и будто стены его расступились. И так это хорошо, что все мы вместе как одной душой песню чувствуем! Да, это сокровище наше - русская песня, народная - и мы его не уберегли, растеряли. А «Белозерье» сокровище вновь собирает, да с народом же делится.
С участием ансамбля волонтеры провели вечер знакомств населения лагеря с местными жителями. Ребята из экспедиции все время пытались наладить дружбу между лагерем и местной молодежью, но сурские откликались слабо. А тут приехало «Белозерье» и решили провести «Вечер у костра с гитарой» - и получилось! У костра с песнями побывало человек 30 местных жителей разных возрастов. По очереди пели песни: «Белозерье», молодежь из лагеря и сурские бабушки. Потом вместе хороводы водили. По отзывам петербуржцев, молодежь в Суре более открытая, простая и искренняя, и даже более уважительная к вере. Здесь, на Севере, нет городской мерзости, испорченности. А бабушки - на них все держится. Доля их - тяжкий труд всю жизнь.
Я познакомилась с одной из сурских бабушек, Анной Яковлевной Рябовой, 84-х лет. Она бойчее всех «зажигала» на вечере знакомств. Худенькая, улыбчивая старушка с голубыми глазами - и какая тяжелая жизнь за плечами. С 12 лет, как война началась, работала она на заготовке дров в тайге, месяцами вдали от дома, без матери. О прошлом вспоминает - слезы накатывают. А песен сколько знает! Анне Яковлевне, как и другим русским женщинам, песня помогала переносить горькую бабью долю. Она и частушку об этом спела:
Под гармонь я песню пела,
Мне с гармошкой хорошо,
Люди думали - веселье,
У меня горе велико!
Продолжение следует...