Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Нужна ли В.В. Путину культура С.А. Капкова?

Юрий  Смирнов, Русская народная линия

06.08.2012


«Креативщики»... …

В предвыборных статьях В.В. Путина было уделено внимание развитию креативности и креативного класса во взаимосвязи с культурой и образованием, как явлениям, способствующим модернизации и успешному поступательному развитию России, российского общества, факторам социально-экономического роста.

Так в отношении культуры президент заметил, что «Россия унаследовала великую культуру, признанную и на Западе, и на Востоке. Для России существует возможность не только сохранить свою культуру, но и использовать ее как мощный фактор продвижения на глобальных рынках. Русскоязычное пространство - это практически все страны бывшего СССР и значительная часть Восточной Европы. Не империя, а культурное продвижение; не пушки, не импорт политических режимов, а экспорт образования и культуры помогут создать благоприятные условия для российских товаров, услуг и идей»[1]. Тем самым В.В. Путин особо указал именно на сохранение и развитие традиционной российской культуры и ее экспорт в другие страны мира, использование именно своей самобытной русской, российской культуры и образования, как конкурентного преимущества на мировых рынках.

Российский президент, рассуждая о таком явлении, как так называемый «креативный класс» особо подчеркнул важнейшую миссию «креативных» специалистов - служить опорой общественной морали, сказав, что «в любой стране учителя и врачи, ученые и работники культуры - это не только костяк «креативного класса». Это те, кто придает устойчивость развитию общества, служит опорой общественной морали»[2]. И наконец, глава Российского государства сделал акцент на том, что образование «это не только подготовка кадров для экономики, но и важнейший фактор социального развития общества, формирования объединяющих нас ценностей. В этом отношении роль образования смыкается с ролью культуры»[3].

Теоретические благие пожелания и рассуждения президента, пока далеко не всегда подтверждаются фактами, которые продуцирует повседневная практика. На деле, во многом здравый и верный посыл президента, направленный на поддержание идей повсеместного развития творческих начал, профессионального и обыденного креатива, формирования «креативного класса», в смысле инициативной, интеллектуальной, нравственной категории работников разных профессий, склонных к новаторству, обучению и развитию на протяжении всей жизни (в том числе самообучению) и т.д. искажается и ловко подменяется другими тенденциями.

Предприимчивая молодежь активно подхватила новый (пришедший с запада[4]) лозунг, исказила в выгодном для себя свете и уже успешно его использует. Как известно, сегодня московскую культуру возглавляет министр С.А. Капков и он же активно поддерживает новую российскую «креативную» молодежь, по многим признакам отличную от светлых образов президента Владимира Путина, но, тем не менее, окрестившую себя тем самым, вроде бы созидательным, «креативным классом». В реальности, происходит подмена понятий, искажение идей президента и успешное встраивание в культурно-управленческие отношения людей не только всячески приветствующих интервенцию западной (особенно американской) культуры, но, в сущности, являющихся агентами влияния, во всяком случае, подтверждающих эту гипотезу своим поведением, высказываниями и биографией. (Автор данного текста обнаружил целую серию недавних публикаций характеризующих, обличающих сущность московского «креативного класса» в сфере культуры. См.: «Анадырь-на-Москве», «Фишман и Ко окультурят Москву», «Культ Ура», «Капковские неформалы приходят в московские учреждения культуры» [5, 6, 7, 8]).

Конечно, некоторые реформы С.А. Капкова, с одной стороны, можно назвать некими признаками модернизации и инновации, оптимизации деятельности архаичных и неэффективных организационных структур, с другой стороны, при ближайшем рассмотрении в проводимых реформах заметен явный уклон в сторону продвижения нетрадиционных, зарубежных форм культуры и искусства, свертывания зарекомендовавших себя творческих направлений и подходов, принижение, а нередко и полное пренебрежение российскими традициями и достижениями в области культуры и искусства.

Повсеместно прослеживающийся в деятельности министра С.А. Капкова и его сподвижников уклон в области культуры и науки в сторону западных концепций, технологий, подходов, аналогов и методик, значительно меньшее, а то и отсутствующее внимание традиционной российской культуре подчеркивают тот явный раскол между посылами российского президента и деятельностью чиновников-исполнителей воли первого лица государства. Президент, делает ставку именно на отечественную культуру и науку, на их культивирование, развитие и распространение. Чиновники, на примере господина Капкова по сути идут против воли первого лица государства и гнут свою, выгодную и близкую им политику по привлечению зарубежных заимствований, вытеснению отечественных кадров и замены их на потенциальных агентов иностранного влияния, окончивших иностранные школы. Как говорит Сергей Капков: «Мы не пытаемся советский опыт взять. Скорее западный, он вполне успешный» [9]. В сложившихся условиях непростой геополитической ситуации опасность надвигается не только над культурой, наукой и т.п., но в силу системного синергетического эффекта под вопросом оказывается безопасность всего государства. Уже на основе этих примеров государственным служащим и широкой общественности стоит не просто задуматься над складывающейся ситуацией, а, возможно, пересмотреть ротацию кадров, пресекать излишнее внедрение интервентов.

Далее перейдем к некоторым фактам, наглядно демонстрирующим драматическую ситуацию, складывающуюся в московской, а в перспективе, с такими-то тенденциями, и во всей российской культуре. Для этого приведем и рассмотрим наиболее яркие высказывания пособников лжекреативного класса.

Дорога в культуру С.А. Капкова

«Абрамович - это не секрет - хотел и хочет восстановить там (в Парке культуры и отдыха им. М. Горького) павильон «Шестигранник» и перевести туда центр современного искусства (Центр современной культуры «Гараж» - «Пятница»). На свои деньги, я замечу. Я в Госдуме этим вопросом занимался-занимался, потом столкнулся с тем, что все-таки нужен директор и концепция парка. Мы встретились с мэром и Романом Аркадьевичем, я рассказал, какая ситуация. И мэр говорит: «А давай ты будешь директором». Я говорю: «Нет, давайте лучше я поищу директора». Он говорит: «Ну, ты ведь уже так разобрался, понимаешь, куда двигаться». В общем, уговорил меня, ну я и пошел» [10].

Цель деятельности министра московской культуры С.А. Капкова

А. Яблоков: «Зачем вы работаете? Ради денег? На благо москвичей? Чисто по-человечески интересно». С. Капков: «Мне хочется собрать, знаете, такой кейс вещей, которые могут быть оценены» [11]. Вот к чему стремиться менеджер Капков, а вовсе не к общественному благу. Вещи, символы, слава, а вовсе не люди, важнее всего!

Формула успеха С.А. Капкова

«Моя основная формула: нужны молодые городские профессионалы. Сейчас их максимум (предположим, те, кто за Прохорова голосовал) 800 тысяч человек. Будет их два миллиона - город будет другой» [12]. Конечно, город будет другой. Он будет как одна большая слаженная корпорация, где каждый знает свое место, живет по законам корпоративного распорядка и культуры и т.п. Только вот забывают менеджеры и поборники корпоративных моделей управления Капков с Прохоровым, что превращение многообразного, столь непохожего, местами противоречивого, самобытного общества в слаженную управляемую менеджерами корпорацию уничтожает все духовное, духовно-нравственно омертвляет людей уподобляя их биороботам производящим и потребляющим. Нужно ли нам такое бездуховное общество запрограммированных людей? Русским людям не нужно точно!

Кадры С.А. Капкова

«Надо привлечь молодых. Не только деньгами, а тем, что они будут причастны к какому-то большому делу. Молодежь не пойдет сохранять - в силу возраста. Они пойдут развивать. Им хочется что-то делать модное, что-то заметное» [13]. Ломать традиции возможно, но хватит ли ума и способностей предложить что-то лучшее. Вряд ли...

Федор Новиков, Мосгорпарк[14]

«Первый опыт госслужбы у меня был в Америке».

«Личный опыт Капкова плюс его общение с Ценципером и «Стрелкой», более свободные возможности использования внебюджетных средств привели к тому, что именно парк Горького стал самой яркой историей».

«Сейчас среди молодых чиновников попадается все больше менеджеров, профессионалов, для которых это just a job. И это очень правильно».

Культура это ничто (так мыслят молодые чиновники) - это просто работа. Великие творцы, великие педагоги и ученые и другие великие люди, внесшие большой вклад в развитие общества никогда не трудились по принципу «just a job». Они были немного фанатики, по-настоящему любящие, увлеченные своим делом, отчасти романтики и мечтатели и только в последнюю очередь прагматики, но уж точно не конъюнктурщики, кочующие от одного проекта к другому ради денег, послужного списка (портфеля реализованных проектов) без душевной привязанности.

«Находясь на госслужбе, можно принимать участие в довольно масштабных изменениях. Поменять целый парк. И ты при этом отлично не только понимаешь, но и видишь, какой кусок работы в этом процессе твой». Культуру режут на куски, модули, матрицы - в сознании Капковских управленцев это уже не целостное неделимое явление, а мозаика, фрагменты, части целого, которые можно собирать и разбирать как конструктор. Хотя известно, что целостная система - это не просто сумма частей.

Игнат Жолобов, Сад имени Баумана[15]

«Отучившись в Америке, начал придумывать рекламные кампании для пива, потом перешел на работу в горнодобывающую компанию «Мечел», где отвечал за связи с госорганами и организовывал спортивные турниры. В 25 лет подал резюме Сергею Капкову на должность директора Сада».

«Люди в культуре не умеют зарабатывать деньги. Они думают, что нужно отдавать что-то под казино, отдать под ярмарки по продаже лифчиков и трусов, сделать парковку, распилить, приватизировать и рвануть в Мексику».

Но лифчики, замененные на вульгарные показы какого-нибудь современного искусства не лучшее решение. Есть управленческие решения, вроде бы разные, но при ближайшем рассмотрении их объединяет одно - конечное негативное воздействие на общество, как бы оно не проявлялось. Видимо «креативная» молодежь не всегда понимает это или просто делает вид, что этого нет.

Наталья Фишман, Департамент культуры правительства Москвы[16]

«Помощница Сергея Капкова»

«С Сергеем Александровичем (Капковым. - Прим. ред.) мы познакомились в институте «Стрелка». Он пришел к Илье Ценциперу и спросил: «Посоветуйте, что сделать с Парком Горького?» И мы начали плотно вместе работать».

«Капкова назначили директором Департамента культуры. И он предложил: ­«Наташ, а пойдемте со мной!»

«Ты хочешь провести фестиваль джаза, но хрен поймешь, куда тебе заявление нести! Или, например, у тебя есть прекрасная коллекция современного искусства - и ты хочешь ее выставить». Такое вот высокое западное творчество в почете у Капкова и Фишман, ему отдается приоритет. Может быть, современное искусство по образу и подобию западных аналогов, западная музыка (например, джаз) воспитывают патриотов России, укрепляют государственность? Или все же воспитывают новое поколение оранжевых и прочих революционеров, которые хотят видеть лишь западную Европу и Америку и ненавидят все русское, по их мнению, грубое, грязное и отсталое.

Социальный Диагноз: «Я была и на Болотной, и на Сахарова, и снова на Болотной. Только 5 декабря пропустила Чистые пруды. Я не пошла, потому что не успела спросить у Сергея Александровича и думала, что у него будут проблемы из-за меня. Очень страдала - пролежала и проплакала весь вечер. А на следующий день подошла к нему и сказала, что для меня это очень важно и я хочу обязательно пойти в следующий раз. Он ответил: «Наташа, вы с ума сошли! Идите, пожалуйста. Если вас повяжут, вы мне скажите - приеду вас спасать».

Креативной, экспрессивной, если хотите, истеричной молодежи всегда будет мало, их революционный дух вовсе не расчищает бюрократическое болото, а скорее разрушает традиционные культурные основы российского общества, ставя под угрозу суверенитет государства, разваливаемого на отдельные классы, сообщества и «феодальные» уделы.

«Мне двадцать один, и терять мне особо нечего, я полностью подчинила свою жизнь тому, чтобы помогать Сергею Александровичу. Этим, собственно, пока и живу». Теми же, кому нечего терять легко манипулировать и управлять - это прекрасно понимают «взрослые дяди». Молодежи хочется верить, что они сами что-то решают, безусловно, это не так. Они просто инструмент, выполняют заданную программу, алгоритм. Конъюнктура изменится и их время пройдет. Но что они оставят после себя? Можно ли этим будет гордиться? Российские отпрыски псевдо креативного класса не нужны на западе, там хватает своих ушлых выскочек, не станут нужны и в России.

Эти люди - максималисты, они не хотят и не умеют проводить реформы постепенно, с учетом интересов всех сторон. Это революционеры, сторонники шоковой терапии, которым проще все разрушить, разогнать, уволить всех, по их мнению, морально устаревших работников культуры и привести свою команду. Конечно, в них есть что-то хорошее, но свои усилия и способности они, в конечном счете, направляют в антикультурное русло.

Глумление над Христианством С.А. Капкова

«Знаете, мое знакомство с современным искусством началось с работы АЕС в Венеции. А еще я был в Киеве в галерее Пинчука, когда он выставлял свою коллекцию. Меня впечатлила работа Херста «Иисус и ученики» в виде 12 коровьих голов. Или сколько их там»[17]. Похоже, министр московской культуры уподобляется панк-группе Pussy Riot. Может быть, выставить эти коровьи головы в каком-нибудь православном храме, раз министр московской культуры так этой мерзостью заинтересовался?

«Культурная» рыночная политика С.А. Капкова

«На старейшую книжную ярмарку в Париже мы привезли Бориса Акунина и Захара Прилепина. То есть не тех, кого мы любим, а тех, кто действительно популярен. Да, они про скинхедов пишут, но это читают»! [18] Так вот Капков продвигает все, что хорошо продается на рынке. Другого, ему и ненужно!

Мышление С.А. Капкова

Капков жалуется Новой газете: «Все, что делается, принимается сразу в штыки. Ну, предположим, говорим: Москва построит 200 храмов - все против! Снесут «Детский мир» и на этом месте начнут строить космический корабль - против! Скажем: будем восстанавливать «Детский мир» - тоже против. И агрессия чувствуется везде: от парковок до вывесок. Я не знаю, с чем это связано, с недоверием к властям или чем-то иным». [19]

Хочется на это ответить господину Капкову, что задача государства не потакать людям во всем, пытаться в любой ситуации суметь угодить всем, тем более в культуре. Государству следует, прежде всего, сохранять и поддерживать культурные традиции, нравственно-духовные основы, определенную культурно-историческую самобытность многонациональной России. Если Капкова этому не учили, он этого не понимает, не знает и знать не хочет - очень плохо. Зарубежные новации, креатив, модернизацию, современное искусство следует реализовывать и внедрять дозированно и выборочно, привлекая для этих целей предпринимателей, инвесторов следящих и следующих за рыночной конъюнктурой, общественным спросом, занимающим рыночные ниши, в которые государственной системе культуры и лезть не следует. Не пытайтесь, господин Капков, угодить всем, сохраните хотя бы лучшие исторически сложившиеся русские культурные традиции, ценности, образцы культуры и искусства, архитектуру, природные ландшафты и экологические системы парков.

Люди спиваются, становятся наркоманами, озлобляются и т.п. вовсе не по тому, что не посещают музеи, библиотеки или театры. Проблема скорее в трудностях жизни, неготовности стойко, осознанно встретить эти трудности и дать достойный волевой ответ.

Сокращение рабочих мест (особенно в регионах), высокая конкуренция на рынке труда в Москве, снятие с работодателей (не только коммерческих, но и государственных) всякой ответственности за работников, увольнения без аттестаций, отсутствие реально действующих программ повышения квалификации - многие негативные факторы уже не закаляют людской дух, а просто ломают. А вместо того, что бы воспитывать в людях стойкость, сознательность, ответственность, самостоятельность новые менеджеры от государственной культуры продвигают современное искусство, увеселительные программы, мероприятия, красочный дизайн и высокий (дорогой, прибыльный) сервис, совсем забыв про воспитание, духовное обогащение средствами культуры и искусства, развитие личностных качеств. Взращиваемое поколение капризных потребителей всегда будет злым и бескультурным, человеку с духом потребителя всегда мало, а так как ресурсы ограничены и конкуренция за блага лишь обостряется общая озлобленность и разочарование будут расти. Лозунг «хлеба и зрелищ» себя дискредитировал. Государственной культуре пора свернуть с пути зрелищ и вновь задуматься о воспитании людей сильных духом, мыслящих, способных к разумному самоограничению и деятельности, пора начать воспитывать.

Коммерциализация государственной сферы культуры ради ее самоокупаемости - это глупость, которая ведет лишь к тому, что учреждения не воспитывают добро, нравственность, чувство прекрасного, а потакают низменным потребностям потенциальных потребителей, стремясь повысить посещаемость и прибыльность, прогибаются под деградирующие вкусы толпы и еще больше снижают планку культурных потребностей и интересов населения.

Хочет ли В.В. Путин этой прозападной ориентации, фактического признания, что без запада, западного образования, внедрения заморских культурных традиций и новаций, примеров и идей в России никто и ничего не может? Так ли нам нужны кадры с западным образованием? Это ли обещал президент избирателям? Надеемся, что нет.

Юрий Смирнов

Примечания:

1. Путин В.В. Россия и меняющийся мир. - Московские новости. 22 февраля 2012 г. 

2. Путин В.В. Строительство справедливости. Социальная политика для России. - Комсомольская правда, 13 февраля 2012 г. 

3. Там же.

4. Флорида Р. Креативный класс. Люди, которые меняют будущее. - М.: Классика-XXI, 2011

5. Брусникин А. Анадырь-на-Москве. - Московский комсомолец, № 25928 от 27 апреля 2012 г.

6. Захаров С. Фишман и Ко окультурят Москву. - Русская народная линия, 11.07.2012

7. Жук И. Культ Ура. - Русский сход, 03.07.2012

8. Полевая А. Капковские неформалы приходят в московские учреждения культуры. - Русская народная линия,05.07.2012

9. Директор по атмосфере. - Новая газета, № 44 от 20 апреля 2012

10. Яблоков А. Сергей Капков: «Культуры у нас нет». - «Ведомости», 02.12.2011

11. Там же.

12. Директор по атмосфере.

13. Яблоков А. Сергей Капков: «Культуры у нас нет».

14. Федор Новиков, Мосгорпарк / Новые чиновники: 7 молодых людей, которые управляют московской культурой, архитектурой и промышленной политикой. - журнал Афиша, №316 c 12 марта по 25 марта 2012 года

15. Игнат Жолобов, Сад имени Баумана, там же.

16. Наталья Фишман, Департамент культуры правительства Москвы, там же.

17.  Селина Е.Исторический день в Москве - закрываются три галереи. Сергей Капков: «А что касается закрытия галерей - так откроется еще пять». - Interview Россия

18. Там же.

19. Директор по атмосфере.


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 5

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

5. Георгий : Вопрос к автору
2012-08-11 в 23:46


Теоретические благие пожелания и рассуждения президента, пока далеко не всегда подтверждаются фактами, которые продуцирует повседневная практика.


"Далеко не всегда" говорите? Прошу привести хотя бы пару примеров, когда эти "пожелания" подтвердились на практике (пара нужна для демонстрации неслучайности одного отдельного факта). Вы же победили! Я лично жду победных реляций от РНЛ. Или опровержения "победы"... Или хотя бы критериев границ этой победы...
4. _Ольга_ : Re: Нужна ли В.В. Путину культура С.А. Капкова?
2012-08-11 в 16:28

С.А. Капков назначил художественным руководителем московского театра им. Н.В. Гоголя Кирилла Серебренникова, бывшего в составе экспертной комиссии, оценивавшей скандальную оперу «Сон в летнюю ночь». Труппа взбунтовалась – и правильно делает.
3. Антоний : Ответ на 2., рудовский:
2012-08-06 в 22:42

у меня и моих друзей образовался гигантский каталог фотографий со всех концов страны


Чтобы требовать государственные деньги на проведение какой-либо выставки, нужно, для начала кем-то стать в искусстве фотографии. Нужно чтобы в "гигантском архиве" была хотя-бы сотня фотографий, которые представляют собой не просто красивенькие картинки, но и нечто большее, имеющее отношение к Искусству. Вот с этим у всех "криатиффчегов", в отличие от творцов (см. Пелевина "Generation П") серьёзные трудности.
Поэтому им и ненавистны Путин, чиновники, эта страна, "народец не тот" и пр...
2. рудовский : Re: Нужна ли В.В. Путину культура С.А. Капкова?
2012-08-06 в 15:23

Суть статьи понятна. Акценты расставлены в целом верно. Но что плохого в джазе или современном искусстве?

В свое время я столкнулся вот с такой проблемой:
у меня и моих друзей образовался гигантский каталог фотографий со всех концов страны (Адыгея, Хибины, Курилы, Байкал, степи блих Астрахани и тп). Мы захотели провести выставку этих фотопейзажей. В Департаменте культуры в помощи отказали, мол, у них так много мероприятий и денег нет. Обратились в государственный музей - там ответили, что это не их профиль. Из Гостелерадиокомпании ответ вообще не поступил.

Тяжело, тяжело работать с нашими чиновниками и госуправленцами.

зы.а выставку все равно провели) но, увы, не в том формате, не в том масштабе...
1. Адриан Роум : Re: Нужна ли В.В. Путину культура С.А. Капкова?
2012-08-06 в 01:56

Какая-то страшная напасть на Россию - всё время перенимать чужое, зловредное, убивающее душу! Хорошо, что Господь любит Россию и это зло (бессмысленное подражательство) так или иначе всегда превращает в добро.
Вот новая напасть: наш президент перенимает западный цинизм и советует нашу уникальную культуру превратить в товар.
А дальше можно будет торговать и красивыми славянками, и русскими детьми. А потом, на пути западных рационализма и прагматизма, начать отечественные трупы скармливать нутриям, а великолепный мех от них продавать на Запад.
Может, кто-то удивится, но еще при Брежневе один "прозорливый" кладбищенский сторож разводил таким образом нутрий, но его накрыли и, в то благословенное время, осудили как опасного (для общественной нравственности) преступника.
Будем надеяться, что опять Господь вмешается и преобразит циничный бизнес во что-то неожиданное хорошее.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

 

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме