В настоящее время российская армия впервые за долгие годы вышла на тот уровень, когда для службы в ней военнослужащим, казалось бы, созданы наиболее благоприятные условия: значительно повышено денежное довольствие, успешно решаются жилищно-бытовые проблемы, улучшено продовольственное и вещевое обеспечение.
Однако, ситуация в силовых структурах, как становится очевидно, в лучшую сторону не меняется. Растёт число происшествий, в т.ч. суицидального характера, не снижается преступность. Более всего, пожалуй, удручают масштабы воровства, уровень коррумпированности среди высших и старших офицеров. За последние полтора года только генералов и адмиралов осуждено 20 человек. Всё это отрицательно влияет на боеготовность армии.
Каждый начальник желает знать...
Одна из причин - реформы практически не затронули душевно-духовной сферы человека в погонах. Душа, несмотря на столь частое её упоминание по делу и без, слишком долгое время считалась вторичной по отношению к телу, на поддержание которого и были направлены все основные усилия (обуть, одеть, накормить и обогреть). Такой подход можно объяснить тем, что понятие «души» для многих руководителей весьма размыто и абстрагировано, а сама её суть выхолощена или сильно искажена. До сих пор современная наука, включая психиатрию, не может дать чёткого определения объекту изучения - душе, что, однако, не отменяет присутствия в каждом из нас таинственной субстанции, которая чаще всего заявляет о себе голосом совести.
К тем робким шагам, которые всё-таки предприняты Верховным главнокомандующим в устранении этого дисбаланса, можно отнести, пожалуй, возвращение в нашу армию военного духовенства - помощников командира по работе с верующими военнослужащими. Вместе с психологами и офицерами воспитательных структур, они, как специалисты, призваны непосредственно влиять на душу и дух военнослужащих.
Основными руководящими документами, определяющими статус и обязанности помощника командира по работе с верующими военнослужащими, является, утвержденное Министром обороны РФ 24.01.2010 г. «Положение по организации работы с верующими военнослужащими Вооруженных Сил Российской Федерации» и «Основы концепции работы с верующими военнослужащими». Ими определено, что помимо исполнения «религиозных обрядов, церемоний и удовлетворения религиозных потребностей личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации», на военных священников возлагаются так же «организация и проведение духовно-просветительской работы; участие в мероприятиях, проводимых органами военного управления по патриотическому и духовно -нравственному воспитанию; участие в работе по укреплению правопорядка и воинской дисциплины, профилактике правонарушений и суицидальных происшествий». Кроме того, в военное время они обязаны «вести постоянную работу по оказанию моральной, психологической и духовной поддержки» личному составу части, в том числе в лечебных и оздоровительных учреждениях. Возложена на них и печальная обязанность по организации «достойных похорон и поминовение погибших и умерших».
С точки зрения строевого командира - не густо. Но начальники, не зная специфики священнического служения, могут просто не догадываться о возможностях, скрытом потенциале своего помощника. И задача последнего - раскрыться, показать себя в деле так, чтобы начальник смог увидеть в своём новом подчинённом человека, который умеет не только махать кадилом, но и дать ценный совет. Как это часто бывало в Русской армии до революции 1917 года. А ещё, помимо высоких деловых и профессиональных качеств, священник должен быть кристально честным и безупречно чистым с точки зрения нравственности и морали. Это именно то, чего так не хватает в окружающих нас людях, и армия здесь, увы, не исключение.
Сам Бог велел!
Различных форм работы - воздействия на воинский коллектив, отдельных военнослужащих, их семьи у духовенства в армии в нынешних условиях великое множество. Например, взывание к стыду и совести. Данный способ воздействия на подчинённых, увы, практически забыт нынешними командирами в силу, как считается, его малой эффективности («совесть», «стыд», как и «душа», для многих начальников весьма абстрактные понятия, так чего тогда на них время тратить?) Сейчас всё чаще «воспитывают» кулаком или рублём, сведя к минимуму иные педагогические приёмы. Но, одно дело, когда «мораль читает» начальник, которому воспитывать подчинённых предписано уставом, а совсем другое - когда за дело возьмётся батюшка или мулла с безупречной репутацией, имеющий за плечами немалый опыт подобной работы на приходе или в махалле! Ему взывать к совести, как говорят в народе, Сам Бог велел!
Такой священник, например, уже лет 10 работает на общественных началах в 21-й отдельной бригаде оперативного назначения ВВ МВД России, дислоцированной в подмосковном Софрино. За это время сменилось несколько комбригов и их замов, среди которых были и мусульмане, но у всех них иеромонах Феофан (Замесов) пользовался заслуженным авторитетом, оставаясь образцом настоящего русского военного священника - духовного отца солдатам и офицерам одного из самого боевого соединения в «воюющих войсках».
Священник в армии - это, своего рода, и независимый эксперт. Он может высказать своё мнение не как подчинённый, а как человек, служащий Богу - высшей инстанции. Ведь в традициях русского духовенства было выполнять дипломатические функции, примирение враждующих, ходатайствовать пред сильными мира сего за попавших в опалу, оговорённых. Ярчайший пример - Патриарх Иоаким, выступавший в 1682 году в роли арбитра между молодыми царями - братьями Иваном и Петром Алексеевичами и раскаявшимися зачинщиками первого стрелецкого бунта.
Священник в части - ещё и «ходячее окно» жалоб и заявлений, а заодно и «жилетка», куда можно поплакаться. А это в свою очередь снижает уровень служебных и межличностных конфликтов, написание анонимок, кляуз и даже суицидов. Ведь большинство самоубийц расстаются с жизнью, будучи неуслышаными, непонятыми. Вовремя услышать такого вина - значит сохранить ему жизнь. Облегчив душу, поведав томящую её проблему чуткому внимательному собеседнику, человек чувствует себя гораздо легче, что замечено многими.
Эта ниша до сих пор остаётся не занята никем. Ведь даже призванный для этих функций заместитель командира по воспитательной работе или психолог-офицер, нося погоны, ассоциируются с системой, от которой пострадал человек. А священник - нонкомбатант, а в облачении - ещё и представитель, если уж не горнего - небесного, то, по крайней мере, и не этого, дольнего - земного, военного мира. Вероятность обращения обиженного воина именно к нему, стоящему несколько отдельно в строгой служебной иерархии, гораздо выше. Это подтверждается и статистикой. Согласно опросам, проводимым среди военнослужащих, 79% из них признались, что в случае появления жизненных трудностей, они обратились бы за помощью к священнику.
А работа с семьями военнослужащих? Это же целое направление, которым никто по большому счёту не занимается. В армии, во внутренних войсках от соединения и выше есть должность с чисто административными функциями - инструктор по работе с семьями военнослужащих, которую, как правило, занимает жена какого-нибудь начальника. Понятно, что к ней не пойдут со своими внутрисемейными проблемами женщины гарнизона. А такая потребность есть, особенно в закрытых или отдалённых военных городках, где нет семейных психологов, телефонов доверия или общества анонимных алкоголиков.
Раньше жёны с жалобами на мужей - пьяниц и изменников шли к замполитам, у которых были рычаги давления на них по партийной и комсомольской линии; теперь таких рычагов-педалей у заместителей командиров по воспитательной работе нет, но проблем в семьях от этого меньше не стало. Сохраняя тайну исповеди и не прибегая к партийному шантажу, священник в данной ситуации занимает то положение, которое позволяет ему быть посредником между мужем и женой. К тому же, как правило, семьи священнослужителей - это образцы нравственности, верности, крепости, где воспитываются несколько детей. А личная примерность в таких вопросах - лучшая реклама соответствующего образа жизни.
В какой-то степени организация детского досуга, работа с детьми - это тоже проблема, которой вполне может заняться священник. Особенно там, где дети не могут летом выехать на отдых, вынуждены торчать в гарнизоне. Это касается в первую очередь закрытых военных городков. В одном из крупных гарнизонов Чеченской республики, приписанный к воинскому храму на российской военной базе в Ханакале священник - иеромонах Аркадий (Мамай) организовал для детей военнослужащих Воскресную школу и даже вывозил их в паломническую поездку по святым местам Северного Кавказа. Надо ли говорить, что в его лице офицеры и их семьи получили достойный образец настоящего Божьего Пастыря.
«Заглянуть» в душу
Психика человека очень динамична, она быстро изменяется и в каждый период его жизни может требовать своих специалистов, конкретных психогигиенических, душепопечительных мероприятий в определённой последовательности. Поэтому процессы эти должны быть не стихийными, а налаженными и регламентированными, которые необходимо заранее согласовывать между собой.
Это поможет избежать возможных трений и разногласий между психологами и помощниками командира по работе с верующими военнослужащими, ведь оба они призваны работать на одном поле - воздействовать на душу-психику военнослужащего. Душа человеческая, настолько необъятный и малоизученный объект, что ни о какой конкуренции в трудах по её облагораживанию, здесь речи идти не может. Нет ведь никакой конкуренции между собой у психологов, психотерапевтов и психиатров: одни занимаются профилактикой душевного здоровья, другие - его коррекцией, третьи - лечением. Каждый специалист занимается своим направлением, не залезая в чужой огород, и взаимодействуя друг с другом по мере необходимости. Работы с избытком хватит на всех.
По большому счёту все усилия психологов и командиров направлены на то, чтобы «заглянуть» в душу военнослужащего, узнать его замыслы. Такие попытки предпринимались ещё в советский период наиболее опытными командирами, их заместителями по политической части, хотя специалистов-практиков со специальностью - «душевед» не готовили ни в одном из военных или медицинских вузов. По большому счёту не готовят их и сейчас.
К сожалению, большинство нынешних психологов частей, которые, хоть и являются дипломированными специалистами в области «науке о душе», не имеют достаточного жизненного опыта, практики, глубины взгляда на проблему, решая её через систему тестирований. Вряд ли ситуация изменится в лучшую сторону и в связи с реформированием военного образования. Поэтому в ближайшее время никто из нынешних должностных лиц в силу объективных причин (опытных офицеров, воспитателей «по духу», носителей традиций увольняют в первую очередь) не в состоянии заменить священника, со стажем работы на приходе не менее 5 лет (как в Положении), которого именно «душеведению» (душепопечению) учили в семинарии и Духовной академии. Это факт, который признан на самом высшем уровне нашего государства и должен быть осознан на местах.
Согласно статистике, подавляющее большинство нынешних служивых - более 80 %, считают себя верующими. Это и есть то самое непаханое поле для военного духовенства, тот хлеб, который по праву принадлежит им. Душепопечение, духовное просвещение, пастырская деятельность - это неизвестные пока в армии формы работы с личным составом. Именно их и должны в первую очередь использовать в своей работе священнослужители. Здесь им никто другой, даже при желании, не в состоянии составить конкуренцию.
Кошелёк длинной... в аршин
(Разбудить спящую совесть)
Становится очевидным, что воровство, хищения и коррупция в армии не прекратились с увеличением военным денежного довольствия, на что, видимо, рассчитывали реформаторы. Как недавно признался Главный военный прокурор С.Фридинский: «Злоупотребления в сфере гособоронзаказа приняли "космический" размах». В качестве примера он привел раскрытое хищение 700 млн. рублей, совершенное руководством Центра анализа электромагнитной совместимости ФГУП "Воентелеком". У одного из фигурантов дела в ходе обыска нашли 20 млн рублей наличными, которые представляли собой "карманные расходы". Подозреваемый объяснил, что просто не знал, на что потратить эти деньги.
На этом фоне недавно состоявшийся суд над главным военным медиком страны генералом А.Белевитиным и его бывшим замом кажется детской шалостью. Им вменялось в вину получение взятки в размере всего-то 7 миллионов рублей. А ведь и без этих денег подсудимые жили совсем не бедно. При высоких должностных окладах и немалых дополнительных выплатах, они ежегодно, как работники центрального аппарата, получали ещё и миллионные бонусы. Однако, этого было мало. Хотелось больше, больше, больше...
Что же могло остановить этих людей на пути к совершению преступления? Ведь алчность, жадность, корысть, как их не называй - это страсти, душевные пороки, которые не лечатся даже самыми современными препаратами или методиками. Не исключено, что если бы они вели жизнь более сдержанную, более духовно-здравую, то сохранили не только кресла и погоны, но и офицерскую честь. Но вовремя напомнить им об этом было некому!
Когда-то нравственным воспитанием подданных не гнушались лично заниматься августейшие особы. Во времена Екатерины Второй один из генерал-губернаторов позволял себе частенько запускать руку в казну, брал взятки. Это стало известно Императрице. Уважая преклонные года прохиндея, она нашла способ дать ему понять, что более не намерена терпеть его на государевой службе. Специальный курьер доставил ко дню именин царедворца объёмный пакет. Вскрывая его в присутствии гостей, он обнаружил там кошелёк длинной в... аршин. Сгорая от стыда, проворовавшийся губернатор подал в отставку.
Было такое время, когда рост преступности, падение дисциплины у воинов чётко связывали с падением нравственности, духовности. «В показаниях... чинов, под судом состоявших встречается, - говорилось в указе Военной коллегии 1796 года, - что иные из них редко, а другие же и во всю службу свою у исповеди не бывали, а потому сию развратность Коллегия поставляет в число главных поводов ко всем прочим от них происходящих злодеяний...». Впрочем, это были времена, когда, по наблюдениям иностранцев, служивших в Русской армии, солдаты, во время постов были «готовы лучше умереть, чем употреблять грешную пищу». Под стать им были и многие высшие офицеры - не только храбрые и мужественные воины, но и ревностные христиане, порядочные, честные люди: А.В.Суворов, М.И.Кутузов, П.И.Багратион, М.А.Милорадович, А.П.Ермолов, А.И.Чернышов, братья Тучковы, отец и сыновья Раевские... С такой армией 200 лет назад мы сумели всего за пол года очистить Россию от прекрасно подготовленной, до зубов вооружённой и превосходящей её по численности армии «покорителя мира», «непобедимого» доселе Наполеона. Да, были времена!
Нет, мы не призываем к скорейшему механическому заполнению вакантных должностей военными попами и муллами, как панацеи от всех бед. Священник в армии - это очень серьёзно. Серьёзнее, чем кому-то может показаться. Поэтому из сотен предложенных Патриархией и Муфтиятом кандидатур, руководство МО очень придирчиво, через отдел по работе с верующими военнослужащими, отбирает их, как штучный товар. И среди них, в подавляющем большинстве не только офицеры запаса, но и люди, обладающие высокими нравственными качествами, недюженными организаторскими способностями. Ведь по своему статусу многие военные священники часто становятся ещё и консультантами командиров по вопросам совести, морали, нравственности, чести. А это та самая «спящая» сфера душевной деятельности, которую не затронули реформы. Но только через пробуждения и включение в работу этих качеств, можно будет ожидать каких-то положительных перемен в нашей армии. Прежде всего - подъёма духа и повышение боеготовности.
Доктор медицинских наук, врач-психиатр,
психотерапевт высшей квалификационной категории,
подполковник внутренней службы Евгений Жовнерчук,
Подполковник Роман Илющенко, бакалавр религиоведения.