В полном разгаре... Нет, не страда деревенская, а призывная кампания. По бодрым докладам ответственных за неё лиц, неожиданностей не предвидится, всё идёт по плану. Но пройдёт совсем немного времени, и в частях появятся косари. И это не люди с косами...
На тему военнослужащих-уклонистов от службы по болезни рассуждает врач-психиатр высшей категории, доктор медицинских наук, подполковник медицинской службы Евгений Жовнерчук.
Как говорит мудрая народная поговорка, рыба ищет - где глубже, а человек - где лучше. Большинство людей всегда стремятся туда, где им удобнее, спокойнее, где меньше проблем. Но, идя к намеченной цели, они всё равно вынуждены преодолевать встречающиеся на своём пути различные препятствия, трудности. Это нормальный путь гармонично развитой личности, получившей заслуженную награду не только в виде достигнутой цели, но и попутно реализовавшую себя. В итоге, выходя как бы на некий новый уровень развития, такие люди становятся совершеннее, а значит, лучше. Причём, зачастую, и ситуация, и обстановка вокруг них очень часто изменяется в позитивную сторону.
А есть люди, избравшие другой путь - избегать любые трудности. Мне известны три причины, по которым они так поступают. Первая - это результат их физического и психологического истощения, и у них порой просто нет сил бороться, чтобы самостоятельно решить проблему. Встречаются и такие, довольно редкие, представляющие интерес для врачей-специалистов, случаи, как расстройство личности, что является признаком психопатии.
С кем не стоит ходить в разведку
Но наиболее часто причиной отказа от борьбы с «тяготами и лишениями» бывает элементарное слабоволие, что можно назвать патологией характера. Эти т.н. «стёртые» формы отклоняющегося поведения, причины которых, скорее всего, можно отнести к изъянам воспитания, что позволяет говорить о моральной ущербности или неблагонадёжности этих людей. Именно про таких когда-то говорили: «Я бы не пошёл с ним в разведку». Они быстро пасуют перед возникшими на их пути препятствиями, легко отказываются от их преодолений и с готовностью, без особых угрызений совести, перекладывают их на плечи своих товарищей и ближних. Вот о данной категории военнослужащих и пойдёт речь.
Существует стереотип ухода от решения возникших проблем. Это происходит, когда воин, попав в непривычные для него условия, спасовав перед трудностями армейской службы, начинает думать, что главные его враги - командиры, которые являются виновниками всех проблем: «создают ему трудности» и «мешают спокойно жить» и он начинает искать варианты, как от них избавиться. Чаще, конечно, такие люди встречаются среди военнослужащих по призыву, молодых солдат. Оторванные от родителей, попав в довольно жёсткую, непривычную для них среду, к которой они не готовы приспосабливаться, молодые люди, как правило, начинают «косить» под больного. Косят солдаты по разным заболеваниям, но мы рассмотрим тех, кто «косит под дурочка».
Цель «косаря» - залечь в санчасть или больничку, не думая при этом о последствиях своего поступка. А это, как минимум, возросшая нагрузка на сослуживцев, таких же молодых солдат, товарищей «косаря», которые будут вместо него нести службу: например, чаще ходить в наряды, караулы, а значит, у них будет соответственно меньше времени на отдых и личное время и т.д. Это если говорить только о внешних проявлениях такого «безобидного» занятия, но есть ещё и внутренние, деформирующие личность изнутри отрицательные факторы. Подробнее поговорим об этом ниже.
Конечно, бывают подобные случаи и среди военнослужащих по контракту и даже офицеров, но значительно реже. Причём замечено, что, чем меньше в части, подразделении солдат по призыву, тем больший процент «психически больных» из числа контрактников и офицеров. Однако опытный специалист способен отличить реальное заболевание или душевное расстройство от вымышленного, поэтому игра «в больничку» часто заканчивается «разоблачением» таких «агентов с дефектами совести».
Кто же такой, среднестатистический «косарь» в погонах? В первую очередь, это человек, у которого присутствуют, как отмечалось выше, изъяны воспитания. Поэтому, врачи психиатры в таких случаях особо интересуются составом семьи, наследственными заболеваниями; выясняют, не было ли со стороны родителей, в основном бабушек и мам излишней опеки. Чаще всего именно из-за такой гиперопеки, подавляющей всю самостоятельность личности молодого человека, всю его волю, в армию приходят, извините, моральные уродцы, не готовые к службе, потому что за них требующие напряжения воли вопросы, решали другие. Чаще всего, типичный «косарь» - это единственный сын из неполной семьи, т.н. «маменькин сынок».
Встречаются любители «закосить по болезни» и из вполне благополучных семей, т.е., многодетных и полных, но, как правило, данное желание появляется у них, когда они видят примеры своих более «удачливых» сослуживцев, которые каким-то образом оказались на больничной койке. И тогда случаются целые «эпидемии массовых заболеваний», спровоцированные чьим-то дурным примером, который, как говорят в народе, заразителен.
Особенно хочу выделить из всех «косарей» наиболее опасный тип шантажистов, склонных добиваться своих целей путём имитации суицида. Делаются эти попытки, как правило, сознательно, демонстративно, с целью привлечь внимание к своей персоне. Часто это удаётся и такой несостоявшийся самоубийца на первом этапе добивается своего. Напуганный командир, скорее всего, не будет долго вникать в мотивацию поступка, а направит его к психиатру. Хочу предупредить, что нередки случаи, когда мнимый самоубийца превращается в реального.
Пример из жизни. Солдат в ночное время идёт в туалет и там мастерит себе из брючного ремня, трубы и табуретки виселицу, в расчёте на то, что, как только, кто-то из наряда по роте зайдёт в помещение, он сымпровизирует самоповешение. Он слышит приближающиеся шаги, высчитывает время, суёт голову в петлю и отталкивает табурет. А дневальный... прошёл мимо. Вот и готовый труп.
В «королевстве кривых зеркал»
Не является ли человек, решивший лишить себя здоровья или жизни, ради достижения сиюминутной цели, психически ненормальным? Очень часто в основе таких решений и действий лежит страх, малодушие, что нельзя трактовать, как психические заболевания. В психиатрии есть такое понятие, как «аффективно суженное мышление», когда человек не видит иного выхода, кроме того, который он избрал. И ввести из этого состояния очень непросто. Если вовремя не распознать предрасположенность к «закосу» по здоровью, то оно, скорее всего, будет рано или поздно реализовано.
Здесь крайне важна роль командиров, воспитателей и священнослужителей. Для этого в подразделении должен быть налажен не только контроль, особенно за лицами, выделенных при отборе психологами в группу психо-динамического наблюдения, но и вестись постоянное изучение морально-психологического климата в коллективе, душевного состояния каждого военнослужащего.
Но, как же всё-таки порой удаётся слабовольному, малодушному, неискушённому в житейских проблемах солдатику, обмануть командиров и врачей? Чаще всего всё зависит от конкретных обстоятельств и человеческого фактора. Если у командира нет желания разбираться в истинных причинах болезни солдата и ему проще избавиться от подчинённого (в будущем возможного кандидатом в «ходячее ЧП»), то он невольно пойдёт на поводу у косаря.
И ещё один важный момент. Если в части, подразделении появились «косари», то это лишний повод для командиров задуматься о слабой эффективности, организуемой ими воспитательной работы, которая, может быть, ведётся только на бумаге. Часто ведь бывает достаточно перевести «заболевшего» солдата в другую часть, где он быстро «выздоравливает» и дослуживает без замечаний.
Когда же «солдат-косарь» всё-таки попадает на приём к малоопытному психиатру, то тот справедливо полагает, что командование, прежде чем направить его к нему, исчерпало все воспитательные меры воздействия на солдата, и у доктора срабатывает стереотип, что пациент действительно болен. Тогда психиатр, дабы перестраховаться, может направить «мнимого больного» в стационар, где установки «на болезнь» у пациента автоматически закрепляются. Сам он принимает этот ход за подтверждение своей «болезни», легко входит в роль «страдальца». Как правило, такие «больные» начинают втираться в доверие к медперсоналу, искать нужных людей, налаживать необходимые контакты. К сожалению, здесь нельзя исключить и коррупционный элемент. В итоге на практике происходит немало случаев уклонения от службы именно таким способом. Помешать этому может только «фактор совести», но я считаю, что на данном этапе, это, к сожалению, невозможно. Этот веками проверенный надёжный в прошлом защитный механизм, сегодня заблокирован.
Совесть, на мой взгляд - это общепризнанная общественная модель поведения, т.е. то, что принято и признано большинством. И если для многих ребят, призванных из сельской местности, симулирование болезни с целью закосить от службы не является нормой, то для городских, более «продвинутых» их сверстников, «закос» от армии становится даже неким геройством наоборот. Получается этакое «королевство кривых зеркал», как в известной киносказке прошлых лет, где всё перевёрнуто, где «добро» - это «зло» и наоборот. При отсутствии чётких критериев добра и зла, не поддержанных к тому же государством, можно не сомневаться, чья позиция одержит верх.
Никто не спорит, что «лучше веселиться, чем работать». Прекрасно понимали это и наши предки, но если бы они пошли этим путём, например, вместо защиты Родины в годы Великой Отечественной войны, массово дезертировали или отсиживались по хуторам, как книжный «герой» В.Войновича солдат Иван Чонкин, то трудно представить чтобы стало с нами, со страной и были ли мы вообще!?
Можно, конечно, сказать, что тогда не было демократии, свободы, было тоталитарное общество, репрессии, и у наших предков, мол, не было выбора и т.д. Но это лишний раз говорит о том, что в условиях демократии, от граждан, то есть от нас, требуется ещё большая сознательность.
Не за страх, а за совесть
Иногда мне задают такой вопрос: можно ли человеку привить, например, медикаметозно или гипнозом, через сеансы НЛП совестливость, сознательность, другие положительные качества души, ведь наука шагает всё дальше, делаются грандиозные научные открытия? Чаще всего, я привожу такой пример: в советское время, в период карательной психиатрии, применялся препарат сульфазин (сейчас запрещённый по гуманным соображениям), который решал эти проблемы. После ввода внутримышечно раствора сульфазина у человека наступали нестерпимые, жгучие, длящиеся несколько дней, боли. Они вводились для т.н. «коррекции поведения», чтобы пациент психиатрической клиники начал думать «как надо» или «как все». И такие методы лечения приносили свои результаты! В 90 % случаев солдаты, которые до этого упорно считали себя больными, вдруг меняли это мнение и просился срочно вернуть их в часть, дослуживать.
Можем ли мы с сегодняшних позиций назвать этот метод правильным, ведь цель достигнута: военнослужащий признал себя симулянтом и готов, так сказать, искупить свою вину перед Родиной? Конечно, нет! Ведь признать свою вину его заставили не муки совести, не чувство вины, раскаяния, а чувство боли и страх, что она повторится. Поэтому проблемы совести, сознательности, механизмы её включения, к сожалению, не лежат в сфере психиатрии. Тогда где же? Дерзну предположить, что ответ на этот вопрос знают, наверное, те, кто по роду своей деятельности стоит ближе к тайне зарождения души и совести, как её составляющей. Это священники, служители религиозных культов.
Например, в Православии давно выработано отношение к воинской службе, как к служению - не себе, своим прихотям, а другим: народу, обществу, Родине, Богу. Поэтому ратная служба всегда считалась священной. Воин, принявший присягу, отдавал себя в волю, поставленным над ним Богом начальникам. Смерть в бою - считалась высшей честью для многих русских воинов, особенно казаков. Примерно так же служба в армии рассматривается и в исламе. Защита своего Отечества - священный долг для любого мужчины. Павший в бою за Родину, за свою веру воин-мусульманин становится, по канонам ислама, шахидом - свидетелем своей верности Всевышнему. Не противоречат, насколько мне известно, добросовестному служению в армии и традиционные для России варианты буддизма и иудаизм.
Как видим, вопрос, как возвращать в строй «мнимых больных», скорее моральный и этический, чем медицинский или законодательный. И никакие современные, разрешённые законом, лекарства и методики не помогут, если воин дал себе установку «косить» под дурака.
И всё же, лучшей профилактики, чем метод убеждения придумать пока не удалось. Хотя, как показывает практика, чем ниже у солдата интеллект, тем сложнее его в чём-то переубедить. И, наоборот, военнослужащего с большим уровнем IQ, легче заставить задуматься о последствиях его увольнения по статье - негоден к службе по причине психического заболевания.
Неприятные последствия закосов, или Не надо бояться трудностей
Каковы же её последствия? Эта статья машинально поставит его на учёт в психдиспансер, что лишит права на получение водительского удостоверения, лицензии на оружие, перекроет дорогу при поступлении на службу в органах МВД, МЧС, другие силовые структуры, ЧОПы, работу во многих престижных организациях. Увы, прозрение приходит слишком поздно! Мне приходилось получать письма от солдат, которые благодарили за то, что их вернули в строй дослуживать, и они благополучно уволились, создали семьи, живут полноценной жизнью. А были и другие письма - от тех, кто не прислушался к нашим советам и уговорам и был уволен, что называется, «по дурке». В этих письмах - позднее раскаяние и просьбы снять злосчастный диагноз, что сделать, увы, практически невозможно! Поезд, как говорится, ушёл.
Есть и ещё один неприятный для уклонистов момент. Когда солдат после того как пообщался с психиатром, вынесшим ему вердикт: «годен к службе», продолжает «косить», то в отношении его наступает уже уголовная ответственность. На моей памяти был случай, когда солдата, признанного годным к службе, но не желавшего убывать в часть, пришлось с помощью вызванных патрульных, в наручниках препровождать на гауптвахту, а оттуда - в суд. Были и побеги прямо в больничной пижаме, через забор, когда «больной» узнавал, что за ним едут из части. Его всё равно поймали и с ещё большим позором препроводили на гауптвахту. Поэтому потенциальным уклонистам не стоит уповать на людей в белых халатах, как спасателей, ангелов или добрых волшебников, исполняющих всех их мечты и желания.
Наверное, я не скажу ничего нового, но самый верный способ не иметь таких неприятностей на службе - это готовиться к ней заранее, укреплять себя всесторонне: физически и психологически. «Косят» в основном те, кто не готовы к службе, кто не знает, не только с какой стороны подойти к автомату, но даже, что такое распорядок дня, режим, приказ, ответственность за его неисполнение. И называется всё это допризывной подготовкой. И проблема эта не только военного ведомства, а, как когда-то, прежде, должна стать задачей общегражданской, общегосударственной. Поэтому и решать её надлежит всем: семьям, школам, ДОСААФу, различным военно-патриотическим и молодёжным, спортивным, религиозным объединениям.
Не надо бояться трудностей. Они неизбежны в жизни любого общества, человека, независимо от его социального статуса и достатка. А армия даёт прекрасную возможность постичь науку их преодоления в рекордно короткое время (всего год). У меня нет сомнений, что добросовестная армейская служба сыграет свою положительную роль в карьере молодого человека, какой бы она не была: от полицейского до банкира.
Как психиатр могу добавить, что стереотип неправильного решения проблем, путём уклонения от них, легко закрепляется в сознании, и в дальнейшем человек в других жизненно-важных ситуациях начинает избегать принятия на себя ответственных решений. В итоге он может легко дезадаптироваться в обществе, наживая себе неприятности, связанные с психопотерями, т.е. как бы аккумулируя неудачи и не зная, как их пережить. Армия в этом отношении по-прежнему остаётся бесценной школой жизни, потому что учит адекватно переживать неудачи и трудности, закаляя характер, воспитывая волю. Не окончив эту школу, заочно, сделать это будет весьма трудно.
Беседовал подполковник Роман Илющенко, бакалавр религиоведения