itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Тень на «казацком храме»

Показное меценатство Мазепы

Новости Москвы  Иван Мазепа 
0
503
Время на чтение 7 минут

Историки и публицисты, работающие на прославление Мазепы, с восторгом пишут о меценатском усердии гетмана, проявлявшемся, в основном, в финансировании строительства и украшения христианских храмов. Но меценатство все же было не главным в жизни Мазепы - он прославился изменой, и в списке «выдающихся изменников» его прозвище вписано сразу же после Иуды. Никакое меценатство, конечно, не может обелить изменника, - скорее, пример Мазепы бросает нежелательную тень на доброе дело меценатства, реабилитации которого и посвящается эта статья.

Настоящее меценатство, т.е. покровительство «искусствам», по примеру Гая Цильния Мецената, предполагает счастливое сочетание широты натуры, эстетического вкуса и, главное, богатства. Во времена, когда не существовало литературных и художественных фондов, а авторские права особого значения не имели (например, Д. Дефо уступил права на «Робинзона Крузо» всего за десять фунтов стерлингов), литература и искусство всецело содержались - а отчасти содержатся и поныне - меценатскими щедростями (что хорошо и с массой подробностей описано Иштваном Рат-Вегом в «Комедии книги»). Стало быть, меценатство - это весомая поддержка культуры.

С другой стороны, меценатство - это надежное и весьма выгодное вложение капиталов в произведения искусства, ценность которых со временем только возрастает.

Наконец, меценатство - это известность и почет. В истории культуры выдающиеся меценаты разделяют славу со знаменитыми писателями и художниками. Как говорил М.В. Ломоносов, «возможно ли внимать Горациевой лире, не склонясь духом к Меценату..?» [1]. Более того, на социальной лестнице художник (писатель) почти всегда находился гораздо ниже своего покровителя (до XVIII в. искусство и ремесла особенно не различались). Впервые меценат снял шляпу перед художником, пожалуй, в 1854 г. - и то только на картине: я имею в виду картину Гюстава Курбе «Встреча (Здравствуйте, господин Курбе!)».

Прослыть меценатом не только лестно, но и престижно - это верное повышение социального статуса. Часто бывало, что «меценаты стремились повысить свой социальный статус даже больше, чем увеличить богатство» [2], ведь меценатство было «королевской обязанностью». Как предполагает Ж. Ле Гофф, государственная забота «о преуспеянии и украшении государства... обязывала короля также быть в определенном смысле меценатом: например, из нее вытекала задача строительства новых церквей» [3]. Вплоть до XIХ в. сиятельные меценаты понимали культуру как «дело двора» [4], и XVIII век России назван даже «эпохой правительственного меценатства» [5].

Как государственный человек, Мазепа, который «прекрасно подделался под тон Москвы и старался казаться поборником великороссийских интересов» [6], просто обязан был вписаться в «правительственный меценатский мейнстрим», что он и сделал с впечатляющим размахом. За годы своего гетманства Мазепа потратил на меценатство якобы больше миллиона дукатов, около десяти миллионов злотых и пару тысяч золотых империалов. А, кстати, откуда такие средства, сопоставимые с бюджетом Малороссии за двадцать лет?

После смещения предыдущего гетмана, Самойловича, и конфискации половины его имущества в казну запорожского войска «Мазепа не установил особого войскового «скарбника» для наблюдения вообще за войсковою казной, а старшины тоже не обратили тогда на этот важный вопрос внимания» [7]. В результате совершенно бесконтрольно «войсковая казна тратилась не только на содержание охотного войска и на жалованье козакам, но и на частные прихоти гетмана» [8]. О том же доносил царю генеральный судья Василий Кочубей: «Гетман самовольно распоряжается войсковою казною, берет из нее сколько хочет и дарит сколько и кому хочет, из арендных и индуктных (со ввозных торговых пошлин) сборов берет в свою пользу 50 000 злотых» [9]. Заметим, что все налоги и прочие денежные сборы в Малороссии поступали в полное распоряжение гетмана и его старшины - Москва не брала из этих средств ни копейки.

Таким образом, сказочное богатство Мазепы легко объяснимо. Гетман безнаказанно доил казну и стриг Малороссию, переплавляя излишки своего сребролюбия в положенное ему по рангу меценатство.

Мазепа вкладывал добытые не совсем честным образом средства в основном в строительство, реставрацию и украшение православных храмов. Конечно, «строительство самых эффектных зданий - церквей и соборов ­- долгое время ассоциировали с религиозным чувством, с желанием почтить Бога» [10]. Есть, однако, основания сомневаться в особой набожности меценатствующего гетмана. Будь Мазепа действительно настолько верующим человеком, он не стал бы лепить свои гербы на церквях и внутрицерковных культовых сооружениях: герб на серебряных царских вратах для Борисоглебского собора, на иконостасе Введенской церкви Троицко-Ильинского монастыря, на фронтоне Пятницкой церкви [11] и т.д. Ведь иконостас и царские врата включены в литургическое действо, и мечение их гербами и автографами светских владык попросту профанирует богослужебное благолепие [12]. Кроме того, Мазепа должен был знать, что об устроителях и благодетелях храма (ктиторах) в этом же храме ежедневно молятся на вечернем богослужении и литургии: «Еще молимся о блаженных и приснопамятных создателех святаго храма сего (для монастыря: святыя обители сея)» - это часть сугубой ектении (молитвенного прошения), которая вошла в литургический чин с XIV века [13]. По-видимому, не перед всевидящим Богом (слова Которого: «твоя благотворительность не утаилась от меня» (Тов.12,13) высокообразованный гетман должен был знать) усердствовал Мазепа, проплачивая меченые своим клеймом храмы.

И прав тогда Феофан Прокопович, говоривший: «А понеже намерение его было отторгнуть от Российской державы малую Россию, и паки подвести под иго Полское, того ради, дабы народ малороссийский, яко с природы от поляков отвращен, не догадался таковых его умыслов, великим показался православия ревнителем: церкви каменные созидал, сосуды и утвари церковные и иная его подаяния всюди были» [14]. Что ж, «то, что мы принимаем за добродетель, нередко оказывается сочетанием корыстных желаний и поступков, искусно подобранных судьбой или нашей собственной хитростью...», - говорил Ларошфуко [15].

«Видимое всеми благочестие» Мазепы (слова Н. Костомарова) было, получается, эдаким «пиаром» 18-го века («public relations», связь с общественностью, обеспечивал зависимый от гетмана клир - на правах благодетеля-ктитора Мазепа активно вмешивался в церковную жизнь: назначал игуменов в монастыри, учредил Переяславское епископство и т.п.). А гетман очень нуждался в подобном пиаре: по заключению Грушевского, «Мазепа вечно жалобился... на враждебное к нему отношение украинского народа», у которого «никогда не пользовался популярностью... Приобрести Мазепе сей популярности не помогло даже и... его показное меценатство» [16].

Послесловие

Зато мазепинское меценатство способствовало (попутно) развитию самобытного архитектурного «казацкого стиля». Обычно этот стиль именуют «украинским барокко», что не совсем верно. У «казацких храмов», как правило, центрической постройки, нет четко выраженного фасада, они «на все стороны равны». А для храмовой архитектуры барокко как раз характерны вытянутые в плане, продольные постройки с сильно (и стильно) выделенным фасадом. Собственно, «казацкое барокко» (как и аналогичный «нарышкинский стиль» в Москве) - это обычная эклектика, заимствование (через поляков) ренессансного типа постройки с добавлением действительно барочных элементов - декоративных колонн, декора, относительной живописности.

Что такое барокко? - само это слово означает искаженность, гротескность, вычурность. По определению Вельфлина, «архитектура в барокко стала живописной и такова, в сущности, характеристика этого стиля» [17], это прививка к архитектуре живописной композиции, которая завсегда пользуется «игрой света и тени, не подчиняющейся никаким правилам» [18]. Типичные барочные своды и фасады выглядят так, будто сработаны не из кирпича и камня, а из какого-то пластичного материала. Обилие завитков, выгнутых плоскостей действительно усиливает световые эффекты. Это сказано не про «казацкие храмы», на которых, впрочем, явно присутствует - не в архитектурном, а в символическом пространстве - вливающаяся в лукавую и изменчивую световую игру тень их мецената, что вполне соответствует барочным реминисценциям «казацко-мазепинского стиля», придавая ему некоторую смысловую завершенность.

Примечания

[1] Ломоносов М.В. Полное собрание сочинений. Т. VII. Труды по филологии 1739 - 1758 гг. М.-Л., 1952. С. 592.

[2] Ле Гофф Ж. Средневековье и деньги. Очерк исторической антропологии. С.-Пб., 2010. С. 184 - 185.

[3] Ле Гофф Ж. Рождение Европы. С.-Пб., 2008. С. 112.

[4] Спадолини Дж. Европейская идея в период между Просвещением и романтизмом. С.-Пб., 1993. С. 67.

[5] Кантор В.К. В поисках личности: опыт русской классики. М., 1994. С. 38.

[6] Яворницкий Д.И. История запорожских казаков. Т.3. К., 1991. С. 30.

[7] Костомаров Н.И. Мазепа. М.,1992. С. 26

[8] Там же.

[9] Там же. С. 218.

[10] Ле Гофф Ж. Средневековье и деньги. С. 184.

[11] Павленко С.О. Іван Мазепа як будівничий української культури. К., 2005. С. 143.

[12] Тарабукин Н.М. Смысл иконы. М., 1999. С. 133.

[13] Скабалланович М.Н. Ектении // Труды Киевской Духовной Академии. Киев, 1912, июль. С. 181.

[14] Цит. по: Павленко С.О. Указ. соч. С. 9.

[15] Де Ларошфуко Ф. Максимы. Паскаль Б. Мысли. Де Лабрюйер Ж. Характеры. М., 1974. С. 32.

[16] Грушевский М. Ветхий прах // Украинская жизнь. № 10. М., 1915. С. 8 - 12

[17] Вёльфлин Г. Ренессанс и барокко. С.-Пб., 2004. С. 82

[18] Там же. С. 78.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Новости Москвы
День памяти князя Петра Горчакова
Сегодня мы также вспоминаем сенатора кн. Ю.А.Долгорукова, министра В.Н.Ламсдорфа, художника В.И.Сурикова, конструктора А.Д.Швецова и маршала Л.А.Говорова
19.03.2024
«Фонд противостоит разрушающим сознание граждан деструктивным процессам»
К 35-летию Международного Фонда славянской письменности и культуры
16.03.2024
В нём было много красок
На смерть Александра Ширвиндта
16.03.2024
Все статьи темы
Иван Мазепа
Анафемы будут служить «панихиду» по анафеме
В Киево-Печерской лавре раскольники из ПЦУ «помолятся» о Мазепе
09.06.2023
Уточнение координат истории
Рецензия на сборник Геннадия Мурикова «Взрыв»
18.05.2023
Мелкий Христопродавец из Фанара
Заявление архиепископа Иова (Геча) о том, что Константинопольский Патриархат не признает анафему Мазепе, политизировано и не имеет ничего общего с православной истиной
19.09.2018
Все статьи темы
Последние комментарии