Полковник наш рожден был хватом:
Слуга Царю, отец солдатам...
М.Ю. Лермонтов [1]
Любая предпринимательская активность начинается с мотива. Чем же мотивация православного предпринимателя отличается от предпринимателя азиатского или американского?
Стоит отметить, что практически все теории мотивации: А. Маслоу, К. Альдерфера, Д. МакКелланда - материалистические и идут от удовлетворения потребностей, либо: Ф. Герцберга, В. Врума, Портера-Лоулера - социальной справедливости. Поэтому просты, понятны и доступны: «Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание» [2], но только в рамках европейской цивилизации.
Так, человек, руководствующийся кодексом Бусидо: «... жить, видя этот мир в полном цвете, посвящая весь свой досуг саморазвитию и помощи ближним». И если «ставить» его на пирамиду Абрахама Маслоу [3], то он окажется в ее середине, удовлетворяя «потребности» и вверх, и вниз, а никак не строго вверх по А. Маслоу или К. Марксу. И «я» этого человека самоценно - в рамках отношения к богам и усопшим родственникам, но никак не общества.
За последние 200 лет человечество сделало огромные шаги в своем развитии. Но шаги эти технологические. Человеческие отношения практически не изменились.
Попытку модернизировать человеческие отношения предприняли только коммунисты. С этой точки зрения, их октябрьский переворот вполне можно считать и Великой, и Революцией, сохраняя однозначно негативное отношение ко всему Великому, отличному от Бога, и Революции, как покушение на Богом устроенный мир. Наука лишь попыталась объяснить или адаптировать их, причем, в рамках существующих устоев, будь то еврейский иудаизм, или христианский протестантизм. Не вдаваясь в длинные рассуждения о различиях между восточным и западным христианством, приведу один пример:
- Главный праздник у западных христиан?
- Рождество!
- А у нас?
- Пасха!
Не просто надежда, связанная с Рождеством Спасителя, но и весь жизненный путь православного христианина и постоянная готовность к смерти. «Чаю воскресения мертвых и жизни будущаго века. Аминь». [4] Отношение к смерти делает наше мировоззрение более близким к нашим восточным соседям, чем казалось бы, более близким и религиозно, и внешне - западным. При всем эта схожесть лишь внешняя. У наших восточных соседей она сформирована не только религией, но национально-культурными и природными особенностями, что, в частности, сформировало восточные культы самоубийства. У русских смерть является не завершением пути, а возможностью предстать бессмертной душе перед Господом. Хотя, безусловно, на протяжении тысячелетия православие сильнейшим образом сказалось и на русской культуре. XX век дал нам множество очень жестоких и ярких примеров: жизнь и работа ленинградцев в условиях блокадного города во время Великой Отечественной войны; преследование органами государственной безопасности священников и православных мирян.
На последнем мне хотелось бы остановиться поподробнее. Истории одинаковые, но по прошествии времени рассказанные разными людьми, воспринимаются по-разному. Следователи ВЧК, ГПУ, НКВД, МГБ, КГБ не любили «работать» с духовенством. Неоднократно им попадались сильные в вере не только священники или монахи, но и «простые» православные миряне. Они назвали их религиозными фанатиками. Приемы физического и морального воздействия таковы, что их сложно себе представить. Так, 50 летний Епископ Лука (Войно-Ясенецкий) выдержал тринадцатисуточный беспрерывный конвейерный допрос, но не совершил ложного доноса.[5] Само поведение православных подследственных ставило палачей в тупик:
- В карцер!
- Слава Богу! Помолюсь!
- На хлеб и воду!
- Слава Богу! Попощусь!
- Мы тебя расстреляем!
- Слава Богу! Быстрее предстану перед Господом!
Отношение к жизни. Отношение ко всему тому, что происходит с нами, происходит по воле Господа, отличает нас от японской теории управления. И если опять провести параллель с пирамидой Маслоу, то русский православный человек, Господом наделенный любовью и свободой воли, изначально окажется на ее вершине с вектором вниз. То, что для западного восприятия является первичным - физиологические потребности в еде, питье, сне - для нас - последнее лишь постольку, поскольку необходимо для поддержания души. И потребность в любви, поставленная материалистами в середину пирамиды, для нас является вершиной: Бог есть любовь. Бог нас любит, и наша задача - распространять любовь дальше.
Появилось множество теорий и определений мотивации. Некоторые авторы пытаются даже смешать изначально разные понятия мотивации и стимуляции. Например: «Трудовая мотивация как процесс стимулирования». Чтобы было понятно, что эти понятия невозможно смешивать, достаточно перевести на русский язык: мотив (от лат. movere) - побуждение к действию [6], стимул (лат. stimulus) - острый металлический наконечник на шесте, которым погоняют скот [6]. То есть, грубо упростив, если мотив - внутреннее побуждение человека, то стимул - внешнее. Думаю, что читатель со мной согласится - ни предпринимателем, ни менеджером, «из под палки» стать нельзя. Для этого необходимо в первую очередь внутреннее убеждение человека, что Бог даровал ему эти качества. Неужели в один прекрасный день человек просыпается и решает - мне надо стать богатым? Являются ли деньги и прибыль мотивами предпринимательской деятельности? Конечно, нет. Или нет, но для православного предпринимателя. С тем, что, безусловно, прибыль и деньги являются безусловным мотивом для большей части Европы, Америки и некоторой части наших сограждан, надо согласиться и никогда не забывать. Нас пытаются в эти рамки загнать, и многие даже добиваются успеха. Надолго ли? Если в этом я вижу одну из причин для конфликтов между хозяйствующими субъектами, работниками по найму и государства. Как не прибыль? Если девяносто девять человек из ста спрошенных вами на улице на вопрос: «что является целью предпринимательской деятельности?» ответят: «прибыль».
«Мина» под возрождение отечественного, православного предпринимательства была заложена законодателем, когда еще не окончательно пал коммунистический режим, но «мина» эта оказалась ничуть не менее болезненной, чем Манифест Коммунистической партии Карла Маркса. Пункт 1 статьи 1 «Предпринимательство» Закона Российской Советской Федеративной Социалистической Республики от 25 декабря 1990 N 445-1 "О предприятиях и предпринимательской деятельности"[7] гласит: «Предпринимательская деятельность (предпринимательство) представляет собой инициативную самостоятельную деятельность граждан и их объединений, направленную на получение прибыли». В 1994 году с появлением Гражданского Кодекса Российской Федерации формулировка изменилась, но незначительно:
«Предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли»[8].
Законодателем уже сделаны отступления в части периодичности получения прибыли, уже не надо доказывать получение прибыли каждый квартал, полугодие, девять месяцев и год. Но пока, явно для российской экономики, - недостаточные.
Когда человек достаточно мотивирован для начала занятия предпринимательской деятельностью он формализует миссию, в которой формулирует видение себя (от латинского missio - поручение[6]), в какой-то конкретной отрасли. И основной проблемой православного человека является то, что он не знает, наградил ли его Бог способностью организовывать свое рабочее место для себя и других ровно до тех пор, пока не попробует. Да, для этого могут быть необходимы какие-то специфические знания, но история предпринимательства знает немало примеров, когда успешными предпринимателями становились люди, не имеющие специального образования. Да, для этого могут быть необходимы какие-то специальные навыки, но история предпринимательства знает немало случаев, когда успешными предпринимателями становились люди либо в самом нежном возрасте, либо делавшие карьеру совсем в других отраслях. Поэтому на первое место выходит третий признак для успешного предпринимателя - желание. Желание, во славу Господа, улучшить мир своими знаниями и умениями.
«Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам» [Мф. 7:7]
Любовь отличает православного предпринимателя от любого другого. Любовь, заповеданная нам Иисусом Христом: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга.» [Ин. 13, 34] Любовь не только одно из самых сильных человеческих чувств. Любовь позволяет творить. Любовь к партнерам и клиентам, к наемному работнику, к собственному делу. Любовь всегда искренняя. Любовь делает вашу улыбку искренней, а не в соответствии с рекомендациями «Как завоёвывать друзей и оказывать влияние на людей» [9] Именно любовь поднимает православного человека на вершину пирамиды А. Маслоу.
Миссия православного предпринимателя осмысляется следующим образом: «Удовлетворение социальных потребностей в работах, товарах или услугах и получение прибыли». Формулируя свою миссию таким образом, православный предприниматель делает приоритеты на клиенте, на своей общественной значимости и отодвигает проблему прибыльности бизнеса, но об этом мы поговорим в следующей главе. Причем, это справедливо не только для православного предпринимателя, но и всей существующей российской экономики и ее хозяйствующих субъектов.
Например, те из вас, кто живет в благоустроенных домах, пользуется услугами естественных монополистов, как правило, государственных или муниципальных предприятий. Вы, как граждане, являетесь собственниками учреждённого вашим муниципалитетом унитарного предприятия, что для вас важнее наличие воды и электричества или прибыль, получаемая муниципалитетом в качестве дивиденда? Поэтому на первом месте удовлетворение - потребностей в работах, товарах или услугах и лишь потом, может быть, когда-нибудь и получение прибыли. Посмотрим на притчу Иисуса Христа о неплодной смоковнице с позиций экономического мышления и отношения к прибыли пусть даже периодической: «...некто имел в винограднике своем посаженную смоковницу, и пришел искать плода на ней, и не нашел; и сказал виноградарю: вот, я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице и не нахожу; сруби ее: на что она и землю занимает? Но он сказал ему в ответ: господин! оставь ее и на этот год, пока я окопаю ее и обложу навозом, - не принесет ли плода; если же нет, то в следующий срубишь ее.» [Лк.13:6-9] Виноградарь занимается тем, что ему интересно, тем, в чем он видит смысл. Господин, не получая прибыли, прождал три года и дал возможность виноградарю растить смоковницу еще два.
Миссия начинается с интереса. То, что вы делаете должно быть вам интересно. И если ваш интерес разделяет еще кто-то и чем больше этих кого-то, тем больше у вас потенциальных потребителей - заинтересованных в приобретении у вас работ, товаров или услуг, а также создаваемых вами рабочих мест. Потому что разделение вашего интереса - спрос, а он должен быть платежеспособным, иначе это не спрос, а пожелание.
Мне всегда было жаль людей, живущих без интереса. Интерес к творчеству и труду для человека так же естествен, как сердцебиение и дыхание. А пот может быть и не наказанием, а платой за хлеб насущный. Не здесь ли открывается еще один феномен современной российской действительности, скрытый в массовом увлечении дачами, садами и огородами? Оторванный от земли, урбанизированный, не имеющий возможности реализовать свой творческий потенциал, человек по окончании рабочей недели кидается отдыхать на грядки.
Миссия предпринимателя, менеджера должна быть документально оформлена. Она может быть включена в учредительные документы юридического лица. Миссия православного предпринимателя может служить дополнительной мотивацией для наемного персонала. Однако тут возникает проблема, проблема отсутствия у России оформленной национальной идеи. Это как цепочка миссия - цели - задачи. Нельзя пытаться решать задачи, не озвучив ни цели, ни миссию. В XV-XVI веках была сформулирована миссия России как «Москва-третий Рим, а четвертому не бывать» [10] именно с этого момента Россия начала развиваться с таким размахом, что из некоего весьма скромного Московского княжества на задворках Европы превратилась к началу XX века в величайшую Империю с самыми большими темпами развития в мире. Какое отношение отсутствия миссии у России имеет к малым, средним или даже крупным предприятиям, организованных православным предпринимателем или управляемым православным менеджером? Я не случайно в эпиграф этой главы включил цитату из стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино», лозунг русского православного предпринимателя или менеджера - «Слуга Царю, отец солдатам»! Это не Япония, это не Америка. Это то, что позволяет русскому народу строить в кратчайшие сроки величайшие объекты, побеждать в Отечественных войнах, восстанавливать страну из руин, запускать человека в космос.
Царь не деспот и не тиран, управляющий жизнью своих подданных. Царь - хранитель и защитник веры православной. Царь - символ. Как икона помогает православному человеку в молитве обратиться к первообразу, так и личность государя собирает в себе все лучшее, что символизирует государство, начиная с любви к Отечеству. Не случайно коммунисты, захватив власть, попытались подменить великое предназначение царской власти и православные идеалы Царствия Небесного, пообещав его на земле.
Отцы бывают разными, даже суровыми, но у человека, воспитанного в православной традиции, не возникнет сомнений в том, что отец его любит и никогда не оставит нас в своей заботе. Заботе, доходящей до самоотверженности.
«Церковь благословляет всякий труд, направленный ко благу людей; при этом не отдается предпочтения никакому из видов человеческой деятельности, если таковая соответствует христианским нравственным нормам. В притчах Господь наш Иисус Христос постоянно упоминает о разных профессиях, не выделяя ни одну из них. Он говорит о труде сеятеля [Мк. 4. 3-9], слуг и домоправителя [Лк. 12. 42-48], купца и рыбаков [Мф. 13. 45-48], управителя и работников в винограднике [Мф. 20. 1-16]» [11].
Нашему народу необходимо и служение великому и отцовская опека. То, что способны дать современные православные предприниматели, - тогда у нас все получится.
Литература:
[1] Лермонтов М. Ю. Бородино ("Скажи-ка, дядя, ведь не даром...") //Лермонтов М. Ю. Сочинения: В 6 т. - М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1954-1957. Т. 2. Стихотворения, 1832-1841. - 1954. - С. 80-83.
[2] Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 13, К критике политической экономии. с. 7
[3] Абрахам Маслоу. Мотивация и личность. Перевод А.М.Татлыбаевой. Abraham H. Maslow. Motivation and Personality (2nd ed.) N.Y.: Harper & Row, 1970; СПб.: Евразия, 1999
[4]Символ Веры. Молитвослов.
[5]Житие Святого Епископа Луки
[6] Дворецкий И.Х. Латинско-русский словарь Изд. 2-е переработ. и доп. М., "Русский язык", 1976
[7]Ведомости СНД и ВС РСФСР 27.12.1990 №30 ст.418
[8] «Российская Газета» № 238-239 08.12.94
[9] Дейл Карнеги. Как завоевать друзей и оказать влияние на людей. Переводчик Л. Кузьмин. Издательство: Попурри. 2010 г.
[10] Послание Филофея, игумена Елизаровской пустыни, к Государю великому Василию Ивановичу всея Руси // БАН, собр. Ф. Плигина, № 57, 21.5.15, рук. XVII в. А. 121 об.
[11] Основы социальной концепции Русской Православной Церкви