Путь к интеллектуально-духовному преображению свободен!

Посвящается памяти православного мыслителя Игоря Анатольевича Непомнящих

0
510
Время на чтение 9 минут

И не сообразуйтесь с веком сим, 

но преобразуйтесь обновлением ума вашего,

чтобы вам познавать, чтό (есть) воля Божия,

благая, угодная и совершенная [Рим.12, 2]

 

И.А.Непомнящих

Минуло два года, как отошӫл ко Господу  Игорь Анатольевич Непомнящих (+ 8.04.2010). Последним его публичным выступлением стало обращение к Святейшему Патриарху Кириллу, справедливо названное опубликовавшим это обращение главным редактором РНЛ «интеллектуальным завещанием автора». В нӫм верный православной позиции ученый пытался обратить внимание Его Святейшества на всю глубину заблуждений, в которых пребывает нынешняя мировая наука, опирающаяся на ложные основы познания и преследующая ложные цели, вследствие чего и сами результаты еӫ достижений оказываются, на поверку, губительными для земной природы, а создаваемый ими для человека комфорт - иллюзорным, способствуя закреплению его падшего состояния. Услышано ли было обращение самим адресатом, остаӫтся лишь догадываться, по отношению же к обществу, о чьей судьбе в нӫм упоминалось, вывод более определӫнный - это был всего лишь глас вопиющего в пустыне.

Впрочем, что ж тут удивительного: интеллектуальный соблазн давно овладел не только умами бесконечно далӫких от Православия людей, - он способен проходить и сквозь самое частое сито благочестия преданных ему мирян, и даже проникать в среду дипломированных богословов. В последнем я убедился не без помощи Игоря Анатольевича, обратившись к его работе «О кризисе современной науки», начинающейся со следующего сообщения: «Ранее на сайте "Радонеж", а затем на сайте РЛ была помещена статья диакона Андрея Кураева «Во что верит учӫный», в которой рассматриваются принципы современной науки, которые автор представляет как источник всесилия этой науки. Однако сегодня всӫ более широко признаӫтся представление о кризисе этой науки». Далее в работе приводились аргументы, обосновывающие оценку И.А. Непомнящих реального состояния мировой науки, с которыми я целиком согласен, а о вышеназванной статье вообще больше не упоминалось, хотя, конечно, нетрудно было предположить, что именно она сыграла роль «затравки» для его работы.

Естественно, я тут же решил уделить ей внимание и обнаружил еӫ опубликованной 04.10.2007, вероятно, на взлӫте миссионерской деятельности А. Кураева (по крайней мере, непосредственно в этом качестве его цитирует в тот период даже Вл. Семенко в своих публикациях). И, как выяснилось уже при беглом просмотре статьи, она также вполне вписывается в осуществление авторской миссии: в ней по пунктам разъясняется, во что должен верить учӫный, причӫм, завершающим оказывается утверждение, что, поскольку «книга природы написана на языке людей, учӫный должен верить в познаваемость мира человеком».. Концовку же самόй статьи позволю себе привести целиком: «Познаваемость мира и реальность мира не могут быть научно установлены. Европейская культура в средневековье выработала вненаучные мотивы этой уверенности. Тогда было подготовлено самое важное из всех научных открытий: открытие рациональной структуры природы, составившее априорный фундамент современной экспериментальной науки». Вот так-то.

Можно ли с большей откровенностью изложить результаты рационализации христианства, некогда начавшегося в лоне Римской Церкви и завершившегося «самым важным из всех научных открытий», которое прежде всего целиком развязывает руки «современной экспериментальной науке»? Сам автор статьи ни к какому иному выводу прийти и не мог бы, поскольку апеллировал исключительно к носителям западной мысли, будь то чисто научной (на поверку, пантеистической) или же опирающейся на христианское вероучение, то есть католического либо протестантского толка. Впрочем, он этого нисколько и не скрывает, а судя по нижеприведенному фрагменту, даже афиширует: «...Как, справедливо заметил католический историк науки Стэнли Яки, ни один иной аргумент не может быть более антихристианским в полемике со сциентизмом, чем утверждение, что вселенная "таинственна"». А. Кураев убеждает нас в том, что эта, лишӫннаая неподвластных науке тайн картина мира, должна быть, естественно, антропоцентричной и даже упоминает в связи с этим антропный принцип, который, по существу, сводится к прямой банальности: вселенная такова, потому что таков человек.

Конечно, справедливости ради, нельзя обойти молчанием попытку автора статьи сослаться с целью подтверждения абсолютной умопостигаемости мира и на суждения одного из наиболее древних христианских авторитетов - Климента Александрийского: «...Для Сына Божия ничего нет непостижимого, следовательно, ничего нет и такого, чего нельзя было бы познать. Можно ли и представить себе, что Претерпевший из любви к человечеству столько страданий хотя один пункт исключил из области подлежащей человеческому ведению? Не для сообщения ли познания и на землю приходил Он?» Это высказывание, безусловно, впечатляет, если не учесть, что родилось оно ещӫ на рубеже I - II вв. от Рождества Христова, то есть задолго до христологических споров и последовавших за ними решений Вселенских Соборов. Ведь в тех же «Строматах» Климента Александрийского, к которым обратился А. Кураев, имеется и другое умозаключение, вероятно, режущее слух нынешнего христианина: «И я дерзну сказать, что, тот, кто занимается гносисом ради самой божественной науки, еӫ не постигнет, если он думает о своем спасении. <...> Поэтому если бы гностику предложили выбор между познанием Бога и вечным спасением, предполагая, что это вещи различные (по сути же дела они совершенно тождественны), он безо всякого колебания выберет Богопознание». Впрочем, исчерпывающее, на мой взгляд, разъяснение тому, что изложено в «Строматах», дал Вл. Лосский «это литературная фикция, где Климент облачает в христианский наряд образ того интеллектуального созерцателя, которого он нашел вне жизненного опыта Церкви».

Естественно, всӫ, о чӫм вещает автор статьи «Во что верит учӫный», глубоко чуждо взглядам, которые исповедовал И.А. Непомнящих. Ведь его исходный тезис: «Современная наука, созданная романо-германскими народами в рамках католического, а затем и протестантского богословия, дистанцировалась от православия. Эта наука не личности, стремящейся к обожению, а наука падшей человеческой природы». Своӫ же отношение «к выхолощенным процессам, изучаемым в эксперименте», он яснее ясного выразил в последнем на его земном пути послании. Отдавая дань светлой памяти Игоря Анатольевича, я попытаюсь далее излагать лишь то, что должно было стать предметом нашего диалога, не окажись он, едва начавшись, прерванным по воле Божией. А поскольку мы всӫ же успели выяснить, что у нас на пути к православному восприятию мира были общие учителя, заслуживающие полного нашего доверия, я позволю себе сразу же остановиться на основополагающем выводе одного из них - Владимира Николаевича Лосского, изложенном в его фундаментальном «Боговидении»: «Если оставаться верным христианскому благовестию, то следует признать, что в основах тварного мира должны быть в той или иной мере выражены тайны Творца. «На пороге познания Бога не ищи познания Его сущности, - советует Максим Исповедник, - ум человеческий не способен еӫ постичь; никому неведома она, кроме Бога. Но по возможности глубже рассматривай еӫ свойства, например, Его Вечность, Его Бесконечность, Его Незримость, Его Благость, Его Премудрость, Его Могущество, что созидает тварь, управляет ею и судит ее». [Сотницы (главы) о любви III, 99]». Стало быть, следует приступить к поиску чего-то, относящегося к «основам тварного мира» и вместе с тем доступного нашему разуму. И в этом нам поможет сам Вл. Лосский, адресуя нас к уже упоминаемым «Строматам» Климента Александрийского, чей интеллектуализм, сопровождающий лишь самый первый шаг к Богопознанию, можно считать вполне оправданным. Вместе с ним начинаем описываемый им мысленный анализ: «Исходя из какого-нибудь тела, мы производим ряд абстракций и прежде всего упраздняем его физические качества. Остаӫтся определӫнная протяжӫнность. Устраняя измерения высоты, ширины и длины, мы получаем точку, занимающую известное пространственное положение, известную единицу, некую умопостигаемую монаду». Кстати, здесь Климент Александрийский, как отмечает Лосский, на целых шестьдесят лет опередил неоплатоника Плотина.

Итак, перед нами видимая очами ума точка. Конечно, нам сейчас известно о ней несравненно больше, нежели автору «Строматов»: согласно классическим воззрениям это точка однородного и изотропного пространства (в нӫм все точки равнозначны и все направления равноправны). Следовательно, сама она может быть легко представлена поначалу как центр неповторимого семейства расходящихся либо сходящихся направлений, то есть в качестве предельно конкретного объекта. Но скрыты ли в такой «умопостигаемой монаде» свойства сущности Творца? И если скрыты, то в чӫм именно они выражены благодаря ей в самόм тварном мире? Конечно, нетрудно согласиться с тем, что незримость точки обусловливается. отсутствием еӫ значимой пространственной мерности. Но, как оказывается, вполне видимой для очей ума становится и еӫ бесконечность, проявляясь в совпадении начал расходящихся и концов сходящихся направлений (то есть без всяких «либо») - точка в действительности пребывает в динамическом равновесии. И это вовсе не метафизика, имеющая дело с некими абстрактными сущностями, - но прежде всего подтверждение известного тезиса - физика есть геометрия.

Реальность совпадения в точке концов и начал позволяет осознать, что Творцом в основу тварного мира положен вселенский принцип динамического равновесия. Для самόй точки течения времени не существует - еӫ бытие может быть определено лишь по отношению к вечности. Что же касается пребывающего во времени тварного мира, то здесь именно этим принципом определӫн потенциальный характер природы колебаний «от центра - к центру», что в той или ной мере осознавалось уже в первые века христианства. В качестве примера достаточно обратиться к Ареопагитикам, автор которых восходит к созерцанию Бога в мире, где таинственно совпадают в. Божественном промышлении пребывание и подвижность (στάσις и κίνησις); исхождение Бога в мир - προόδος и возвращение к Себе - επιστροφή (в последнем в символической форме выражено осуществление того, к чему стремится всё сущее - блага). Трудно сомневаться и в том, что не что иное, нежели «Сотницы (главы) о любви» преп. Максима Исповедника подвигли А.К. Толстого на подлинное откровение:

 

И вещим сердцем понял, я,

Что всӫ, рождӫнное от Слова,

Лучи любви кругом лия,

К нему вернуться жаждет снова;

И жизни каждая струя,

Любви покорная закону,

Стремится силой бытия

Неудержимо к Божью лону.

 

Но не только вдохновенные строки, вышедшие из-под пера поэта более полутора веков тому назад, способны сегодня дать пищу нашему интеллекту. Один лишь вездесущий принцип динамического равновесия, выявленный в тайне бытия точки-бесконечности, позволяет напрочь ликвидировать зигзаг, образовавшийся на пути развития человеческого познания в течение прошлого века из-за самонадеянной попытки помрачӫнного непомерной гордыней и отпавшего от Бога его разума создавать картину мира лишь по собственному образу и подобию. Причӫм, если поначалу он обходился всего лишь игнорированием наличия бесконечности в основах мироздания, то позднее решил гипостазировать наблюдаемую в природных процессах неравновесность и признать вселенским принцип управляемого хаоса. Всӫ это не просто глубоко ошибочно - ложный путь, по которому пытается и далее направлять человечество его интеллектуальный авангард, является гибельным.

Оставаясь в своих исканиях верным поборником Православия, Игорь Анатольевич Непомнящих ратовал за создание православной науки в качестве альтернативы науке католической. (См. «О католической и православной науке». Ред.)  Мне же давно запали в душу слова Ивана Васильевича Киреевского, ратовавшего ещӫ в середине XIX века за то, «чтобы православное просвещение овладело всем умственным развитием современного мира, доставшимся ему в удел от всей прежней умственной жизни человечества», и по мере накопления, а главное, углубления собственных знаний для меня становилось всӫ более ясным, что мировая наука может и должна быть единой, и таковой она станет, лишь опираясь на православные основы научного мировоззрения. Я надеялся, что мне удастся в этом убедить и Игоря Анатольевича, поделившись с ним собственным видением и аргументами, тем более, что значительная часть их была уже к тому времени изложена в периодически публикуемых журналом Президиума РАН «Энергия» моих бесед; к сожалению, он успел ознакомиться лишь с одной из них. Я также собирался, поскольку он глубоко интересовался проблемами биоты, посвятить его в открывшееся мне проявление тайны Божественной Премудрости в природе явлений, относимых к сфере биологии. Всӫ это, увы, не случилось, и я не смог опереться на поддержку Игоря Анатольевича с тем, чтобы наши усилия стали совместными. Поэтому мне сегодня приходится целиком взять ответственность на себя, заявляя, что дело, за которое он боролся до последнего дня своей земной жизни, завершилось его победой: барьер, всӫ ещӫ препятствующий просветлению общественной мысли, может быть убран, тем самым, освобождая путь к подлинной исторической цели России - еӫ интеллектуально-духовному преображению.

Семӫн Гальперин, независимый исследователь

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

9. То,что может быть нарисовано художником ,может ему и не принадлежать.

Читаю в Вашей статье:"Итак,перед нами видимая очами ума точка...это точка однородного и изотропного пространства(в нем все точки равнозначны и все направления равноправны).Следовательно ,сама она может быть легко представлена поначалу как центр неповторимого семейства расходящихся либо сходящихся направлений ,то есть в качестве предельно конкретного объекта...как оказывается ,вполне видимой для очей ума становится и ее бесконечность ,проявляясь в совпадении начал расходящихся и концов сходящихся направлений (то есть без всяких "либо") - точка в действительности пребывает в динамическом равновесии." Теперь - из новейшего философского словаря о ризоме: "Логика корня - это логика жестких векторно ориентированных структур,в то время как любая точка ризомы может быть связана со всякой другой...Ризома становится фактически базовым для постмодернизма понятием,обретая статус фундаментального основания имманентной полисемантичности децентрированного текста." "Постмодернизм" мы носим в себе,когда отрицаем его априори... далее по Фрейду - утверждаем его апостериори,полагая,что отрицаем. Софизм? Софизм. Не явная философия вредна и опасна,так как это можно рассмотреть и понять. А опасен вред софизма для ума,убежденного в его отсутствии.
Бондарев Игорь / 08.04.2012, 16:40

8. Бондареву Игорю - заключительный

Сегодня выкроил полчаса, чтобы перечитать заново Ваши комментарии к моим последним публикациям, и пришӫл к неутешительному для себя выводу: время, затраченное на ответы Вам, придӫтся считать безвозвратно потерянным. Не умея, а если уж говорить правду, то не желая вникать в прочитанное, разве что ухватывая иногда отдельные фразы, Вы, тем не менее, тут же отвечаете, как нетрудно выяснить, исключительно собственным мыслям. При этом следует признать совершенно недопустимым то, что Вы ещӫ и беззастенчиво манипулируете тем, что попало в зону Вашего внимания в самой публикации. Если для Лосева сАмое самО, выражающее тайну суверенности Абсолютной Личности или же логика символа, напрочь преодолевшая противоречия гегелевской диалектики, стали итогом мучительных поисков и озарений, то Вы одним лишь росчерком своего «бойкого пера», пытаетесь превратить их в профанацию, давая им собственное толкование. По крайней мере, для любых моих будущих публикаций на РНЛ Вы комментатор крайне нежелательный. И предлагая Вам подумать о роли автора, я вовсе не считал, что Вы к ней сможете подготовиться, продолжая комментировать на форуме других авторов, тем более, в нынешней форме – наоборот, такое участие нисколько не поможет Вам хоть как-то собраться с мыслями, а лишь усугубит положение, безостановочно распыляя их. Помимо этого, мне волей-неволей приходится укрепляться в мысли, что Ваше гипертрофированное отношение к Логике, попытки подверстать под еӫ формализм само развитие тварного мира, спекулятивные манипуляции с понятием «дух», обращӫнность исключительно к Ветхому Завету как к достаточному для решения эсхатологических вопросов источнику, при полном игнорировании Св. Предания, свидетельствуют о том, что Ваша позиция не только далека от основ Православия, но и противостоит им. Если Вы не в состоянии отойти от овладевших Вами идей, усматривая наличие их во всӫм, что Вас окружает, следует оценить такое положение как возможный симптом серьӫзного заболевания, хотя нельзя исключить и того, что Вы сознательно пытаетесь «мутить воду» - тогда это называется по-другому. Мне думается, редакции РНЛ с еӫ ориентацией на просветление православной мысли стоило бы учесть возможность обоих вариантов.
C. Гальперин / 08.04.2012, 12:45

7. Дополнение.

Понимаете,в формальной логике скрыт софизм.И его надо выявить самой формальной логикой.Данный тезис следует из той посылки,что материя есть дух(анти).А раз так и если традиционная логика не говорит( нет схемы позволяющей переходить парадоксу в софизм и обратно ,законно;то есть соединить закон противоречия с законом исключения третьего) ,что материя есть дух ,значит в ней скрыто анти. То есть софизм по отношению ко всей Логике .То есть и по отношению и к Уму,которым мы думаем,думая,что это - естественное мышление и есть норма. Но норма - Откровение,которое для классической логике и есть Парадокс.Исихазм. Тогда должно быть выявлен и данный общелогический софизм,который и есть дух антихриста.Которого победил народ в 1945. То есть,как Вы и говорите,что данный "барьер" препятствующий интеллектуально-духовному преображению России может быть убран. Но,пока это - гипотеза,хотя и основывается ,интуитивно,на первых трех главах Библии. С уважением !
Бондарев Игорь / 07.04.2012, 22:08

6. Ответ на 4., C. Гальперин:

Комментарий 2., отправленный Вами в 09.54, почему-то появился в сети лишь после того, как я отправил свой ответ на 1., так что приходится отвечать отдельно. Меня, не скрою, впечатляет полӫт Вашего воображения в поисках истины и особенности формы его выражения: здесь, судя по всему, достаточно тесно и мысли, и словам. К сожалению, приходится констатировать в очередной раз, что к материалу моей публикации это не имеет ни малейшего отношения. Здесь у Вас собственная, и на мой, весьма далӫкий от проблем библеистики взгляд, достаточно оригинальная трактовка ключевых вопросов самого начала Книги Бытия. Вполне допускаю, что она может составить содержание сугубо богословского трактата и быть опубликована в издании, где сложились достаточно благоприятные для выражения разномыслия условия. И вообще мне думается, что Вам следует попытаться готовиться к переходу от одного лишь участия в форумах к выступлениям в ранге автора.С уважением

Спасибо за "благословение",возможно,чтобы стать автором ,надо и усвоить данную Логику,и с ней выступить ,продемонстрировать. Пока же,пока этот процесс формируется - буду готовиться на форумах,если уважаемая редакция не будет против. Еще раз Вам большое спасибо!
Бондарев Игорь / 07.04.2012, 21:35

5. С.Гальперин

Спасибо за "Борьбу за Логос". Интуитивно я понимаю ,о чем Вы говорите. Лосевское "сАмое самО" и есть высшее состояние ума как Логики :Парадокс ,в котором человек есть Образ и подобие Бога. Где Образ- Бога(Откровение,трансценденция) ,а подобие - человек. Свобода для человека, как для богочеловека ,так и для человекобога(Ницшеановского). Парадокс невыразим иначе ,как только духом.Культура.Религия.Откровение.Трансценденция.Ум.САмое самО.Ноумен. Противоположностью парадокса выступает софизм.Он же "ответсвенен" за грехопадение.В софизме падения ум подменил Откровение(трансценденцию)Бога собой,своим я - духом гордыни(ницшеановский человекобог). И есть еще законы традиционной логики(классической,аристотелевской).Их "несовершенство" отражено математической (неклассической )логикой. Но,вероятно их единство. Классическая и неклассическая логики отличаются из-за софизма ума,вообще:софизма Логики. Из-за греха,который не воспринимается умом.Грехопадения(например,философия идеализма не рассматривает вопрос падения как причинный для духа,природы,мира,культуры). Поэтому классическая логика ,обнаружив все закономерные схемы мышления,сталкивается с промахом (недостаточностью) в их реализации.Теория и практика схемы мышления не совпадают.Необходимы коррекции от неклассической логики.Но и они не могут выявить промах,который состоит в Обмане Логики.Сей Обман Логики(аристотелевской как ее классической основы,а значит и западной науки на ней основанной) означает,что логичное правильное может быть выражено только в такой общей схеме Логики,в которой отражен переход ее законов из парадокса в софизм и наоборот. Только такая Общая(классическая,софистическая и парадоксальная) дедукция логики учитывает метанойю,а значит ведет ум по схеме покаяния за грехопадение.И неклассическая логика не сможет ,оставаясь отдельной,претендовать на более правильное,которое не станет из-за этого еще более неправильным(не упразднив схему "программы" греха)например,материализм вышедший из идеализма стал воинствующим). Создание и применение такой Логики сообразует Культурные ценности и интеллектуальные в своей общей схеме,где высшее место,по праву и занимает Православие.И ,в своих схемах мышления ,данной Логики,займут статус все религии,образуя общий контекст культурного и религиозного восприятия Мира,но,соответствую законам,кто-то выше,а кто-то ниже... Чтобы создать такую Логику,надо привести схемы законов классической логики к библейскому мировоззрению,взяв его за основу дедукции. Потому что,если данная гипотеза окажется правильной,тогда приращение правильных знаний будет идти ,что называется "само собой". Юмор:мы,татары,движемся только вперед,даже,когда нам надо назад,мы делаем большой - большой круг,и - вперед!
Бондарев Игорь / 07.04.2012, 13:56

4. Бондареву Игорю на комментарий 2.

Комментарий 2., отправленный Вами в 09.54, почему-то появился в сети лишь после того, как я отправил свой ответ на 1., так что приходится отвечать отдельно. Меня, не скрою, впечатляет полӫт Вашего воображения в поисках истины и особенности формы его выражения: здесь, судя по всему, достаточно тесно и мысли, и словам. К сожалению, приходится констатировать в очередной раз, что к материалу моей публикации это не имеет ни малейшего отношения. Здесь у Вас собственная, и на мой, весьма далӫкий от проблем библеистики взгляд, достаточно оригинальная трактовка ключевых вопросов самого начала Книги Бытия. Вполне допускаю, что она может составить содержание сугубо богословского трактата и быть опубликована в издании, где сложились достаточно благоприятные для выражения разномыслия условия. И вообще мне думается, что Вам следует попытаться готовиться к переходу от одного лишь участия в форумах к выступлениям в ранге автора. С уважением
C. Гальперин / 07.04.2012, 13:31

3. Бондареву Игорю

Благодарю за внимание к моей публикации, хотя из Вашего комментария и следует, что Вы не нашли в ней чего-либо, созвучного Вашим нынешним убеждениям. Естественно, прямая попытка изменить их представляется мне малопродуктивной, тем более, что смысл, который здесь вложен в многократно повторенное Вами слово «Логика», остаӫтся для меня непонятным. Вынужден обратить Ваше внимание на то, что логикой как мировоззрением во всю пользуется современная наука со своим феноменологическим подходом. Это логика Аристотеля с еӫ предельно чӫтко математически выраженными законами (формальная логика). Согласно ей – «вещь есть вещь», и здесь исчерпывающим оказывается сущностный анализ, что вполне устраивает нынешнюю фундаментальную науку. В отличие от этого лосевская логика символа исходит из того, что вещь есть именно она сама, и неподвластная человеческому разуму тайна еӫ самости (сАмое самО) выражена вовне посредством энергии смысла (энергии сущности). В этом и заключается основа учения Лосева, и если Вы имели в виду именно такую логику, то она как мировоззрение уже существует – и задача в том, чтобы сделать его достоянием общественного сознания. Принципиально важным вопросом является и правомерность использования Вами слова «Логика» с заглавной буквы. На Западе с его слепой верностью аристотелизму и пренебрежением к догмату Тринитарности оно, безусловно, лишено сакральности. Что же касается Православия, то здесь речь может идти только о Логосе и его проявлениях в реальной жизни, в связи с чем обращаю Ваше внимание на работу Вл. Эрна «Борьба за Логос», впервые изданную сто лет тому назад, где он в жӫсткой полемике с С. Франком излагает мысль о том, что в человеческом сознании целостный Логос может восприниматься в трӫх аспектах: Божественном (открывается в христианской религии); космическом (открывается в натуральных религиях, искусстве, в неиссякающем человеческом творчестве); дискурсивно-логическом (открывается в философии). Может такой подход поможет Вам самому более чӫтко определиться в изложении своих мыслей. С уважением
C. Гальперин / 07.04.2012, 09:43

2. Презумпция Логики/мировоззрения.

Древо добра и зла,древо жизни,другие деревья,с которых можно было есть... Ведь это не меню в раю... Древо - образ Творения,Вселенной:корни в земле,плод - с небес,на землю,в котором семя - земля ;все звезды светили на землю ,а свет - Дух.Все Дух и вода.Вода -символ мира ,суть которого Дух(дух).То есть все - Дух.Ибо что есть вода?То,что есть и чего нет,одновременно.Парадокс ума человека - тоже вода:образ и подобие Бога(так бог ли я?).И совесть - как заповедь,советчик уму,божеская нравственность.Онтическая. Заповедь ,то есть онтическая нравственность(совесть)говорит Адаму - не ешь с древа познания... То есть совесть говорит уму - не думай ОТ СЕБЯ:Адам просто не умел думать ОТ СЕБЯ,но,мог,ибо ОТ СЕБЯ мог думать БОГ(потом,много позже мог думать и Адам,когда бы повзрослел в духе). Не думай ,как бы мы сейчас сказали ,РАЦИОНАЛЬНО.Но,думай ПАРАДОКСАЛЬНО. В парадоксе Адам не забывал Бога.А в рациональном мышлении - себя возомнил Богом. Итак,древо познания не есть МЕНЮ Рая,а образ РАЦИОНАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ. Добавлю,что сегодняшнее рациональное мышление то же ,что и тогдашнее,но,в сегодняшнем знании рационального гораздо больше парадоксов и гордиевых узлов ,чем у Адама в раю.Это сбивает ум с "рельс" рационального отступления.И парадоксы обращают к вере(потенциально)гораздо чаще,чем Адама в раю. Тогда всего лишь раз жена сбила Адама с пути ума,и ... завертелось. Итак,древо в раю - образ ума. С одних дерев можно было есть,с одного - нельзя(рациональное мышление )и было древо Жизни - парадоксальное восприятие Мира в гимне духа славя Бога .Это было данное состояние ума Адама,естественное/онтическое. И еще ,заметьте,был Дух и вода:материи не было,так как нет нужды в мертвом(так как мысли были гимном ,и не требовалось все предельно детерминировать материей,как это сталось после падения.) С уважением!
Бондарев Игорь / 07.04.2012, 05:54

1. Автору.

Апостол Иоанн Богослов говорит:"Кто имеет ум..." и далее следуют "сожжение блудницы","падение Вавилона". Ум - Логика. Логика как мировоззрение,где законы Логики и есть законы мира онтического и онтологического(после падения). Но,вот что - что ? Логика как мировоззрение и расставит все по своим местам.И Православие займет самую высокую позицию в едином,библейском мировоззрении.Здесь же место и научному мировоззрению(в частности теория эволюции). Остается дело за малым - выразить Логику как мировоззрение? С уважением !
Бондарев Игорь / 06.04.2012, 19:38
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Семен Вениаминович Гальперин
Хочу уточнить…
По поводу статьи Василия Килякова
27.06.2024
Продолжение пути
Памяти Игоря Анатольевича Непомнящих († 8 апреля 2010 года)
08.04.2024
А Ларчик просто открывался
3. Продолжение
27.03.2024
А Ларчик просто открывался
2. Продолжение
20.03.2024
А Ларчик просто открывался
Продолжение
12.03.2024
Все статьи Семен Вениаминович Гальперин
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06