Монах Филарет
... Монах Филарет появляется на пороге главного храма Спасо-Вознесенского женского монастыря на Елеоне только в самом конце утренних богослужений. Никто из паломников не видел, чтоб он когда-нибудь причащался в храме или присутствовал на вечерне. Обычно монах молча становится в очередь и подходит к священнику, целует в его руке крест и потом направляется в трапезную. По дороге он первым заговаривает с новыми паломниками, спрашивая, откуда и почему они приехали на Святую Землю. И вот так в каждый мой приезд на Елеон он в очередной раз «знакомится» и со мной:
- ...Ой, простите. Да мне уже 82 год пошел, и я забываю лица. А не припомните, о чем мы говорили в прошлом году?
- О политике на Украине - это раз. А «два» - «где бы достать острые стальные ножницы?»
- А да, было дело?!. Напомните, а как вас звать-то?
Другим незнакомым паломникам он представляет себя монахом-украинцем из-под Кременчуга. Говорят, Филарет на особом, хорошем счету у игумении Моисеи, которая осенью 2011 года перенесла операцию на сердце, а за несколько лет до этого оплатила из монастырской казны деньги иерусалимской клинике за операцию на сердце тому же монаху Филарету.
- Они дружат. Раньше телевизор в игуменской по вечерам смотрели,- рассказывают о монахе и игумении елеонские насельницы.
Келлию монаха Филарета в монастыре называют «VIP-келлией». Она представляет собой аккуратный и добротно отремонтированный домик - напротив двух паломнических гостиниц. Справа от нее - невзрачная хижина-келлия монаха Поликарпа (Агобабова), вынуждено переселившегося в женский монастырь после того, как он не поладил с ныне покойным архимандритом Иоакимом (Строгилу), который и постриг его в монахи на греческом участке на Елеоне. Монах Поликарп заверяет, что он только ночует в женском монастыре, ибо уже несколько лет причисляет себя не к Греческой Церкви и РПЦЗ, а к членам Русской духовной миссии Московского Патриархата, куда рано утром на богослужения и для выполнения послушаний отправляется на собственном автомобиле. В монастыре некоторые ворчиливые сестры считают его... «шпионом» и удивляются, почему это игумения от него никак не избавится: «наверно, купил келлию». По рассказам других, два года назад игумении на монаха Поликарпа «настучал» монах Филарет, с кем «они поссорились из-за какой-то чепухи».
- В трудный момент моей жизни мне позволили жить в монастыре по той причине, что я должен был ухаживать за Филаретом во время реабилитационного периода. Вот и таскал я из-под него горшки... После того, как Филарет поправился, мне вдруг заявили в игуменской, что я «мог довести его до нового сердечного приступа!» и, мол, я «вообще не их устроения», - сетовал отец Поликарп, показывая дорогу в сторону «нижнего» монастырского кладбища.
Третий по счету могильный крест
Кладбище на территории Спасо-Вознесенской женской обители (РПЦЗ) на горе Елеон в Иерусалиме стало местом упокоения духовника гефсиманских и елеонских сестер архимандрита Нектария (Чернобыля, 1905-2000). Это кладбище в отличие от захоронений рядом с колокольней «Русская свеча» в обители называют «нижним» или «новым», хотя позади главного храма тоже имеются несколько могильных памятников, принадлежащих известным игумениям и духовникам Елеонского монастыря. На могиле старца возвышается почти новый, покрытый светло-коричневым лаком деревянный крест, под крестовиной, украшенной небольшим венком из искусственных цветов, начертано: «Упокой Господи душу усопшего Раба Твоего», а ниже под лампадой:
«Священно-архимандрит Нектарий
Духовник
1905-2000»
и - «Наипаче ищите Царствия Божия».
Рядом с могилой, обставленной белыми горшками с цветами, поднимается куст розы.
Среди сестер Елеонского монастыря распространено мнение, что на могиле известного иерусалимского старца стоит уже третий по счету крест. Первый был временным и железным, замененным через несколько лет сначала на невысокий и деревянный. Это крест находится ныне в келье монаха Филарета, подарившего свой, заранее приготовленный им могильный крест своему духовнику, который якобы был родом из тех мест, что и он. Всю свою жизнь монах Филарет проработал на Украине зубным техником, а в 1992 году прибыл на Святую Землю из Харькова, где, по его рассказам, он числился в Катакомбной Истинно-Православной Церкви, чтобы под его духовным руководством отца Нектария служить Господу, подвизаясь на старости лет в Иерусалиме. О своем давнем намерении стать чернецом, несмотря на пенсионный возраст, он искренно поведал во время исповеди архимандриту Нектарию и вскоре по его рекомендации принял монашеский постриг из рук архиепископа Берлинского и Германского Марка, курирующего от Синода РПЦЗ участки Русской духовной миссии на Святой Земле. Монах выполняет послушание в монастырской металлической и столярной мастерских, где под его руководством трудятся паломники. По рассказам монаха Филарета, он сам родом из Кременчуга, где вырос без отца в бедной украинской семье по фамилии Дубина и овладел профессией зубного техника. Одиннадцатилетним подростком он уже прислуживал пономарем в катакомбной церкви на станции Межевая, а в 1944 году в праздник Успения Божией Матери вместе с другими прихожанами он стал называться «христианином-катакомбником» с приставкой «тайный». Себя монах считает духовным чадом покойного архимандрита Нектария, о жизни которого он знает сегодня больше чем, кто-либо другой в Елеонском монастыре. У него хранятся в машинописные варианты копий некоторых писем последних лет, фотографии и воспоминания старца, а также тексты его отдельных проповедей.
На Украине, где боролись с «обновленцами»
Жизнь отца Нектария (мирское имя - Петр Михайлович Чернобыль) была сложной и противоречивой. Он был старшим в семье из четырех детей, живших с родителями в провинциальных городах и весях Украины. Родился Петр в 1905 году в селе Устимовка Кременчугского уезда, Полтавской губернии. Детство и юность Петра проходили в уездном городе Александрия Херсонской губернии, где Петр помогал отцу в его садовых работах в оранжереях. Он постепенно обучился часовому, сапожному и столярному делу. По окончании школы поступил в учительскую семинарию, но позже оставил ее.
С приходом к власти большевиков верующие Александрии испытывали от чекистов террор, вспоминал отец Нектарий (3, 5). Этот «террор» был связан с оформившимся в мае 1922 года по инициативе и при активном содействии властей реформаторским течением в Русской Церкви - «обновленчеством». «Лояльность» новой атеистической власти к церкви, получившей название «сергианской», была воспринята некоторыми верующими как отступничество от православия и послужило причиной церковного раскола. Он начался в 20-х годах прошлого столетия (11), когда часть православного епископата и духовенства отказалась от какого-либо сотрудничества с коммунистическим богоборческим режимом в СССР. По их убеждению, поддерживаемые руководством ОГПУ-НКВД «обновленцы», возглавляемые митрополитом Сергием (Страгородским), превратили официальную церковь на Украине в «советскую» или «красную» . Противовесом обновленцам выступила на Украине Истинно Православная Церковь, категорически отвергшая декларацию «о лояльности к советской власти». Ее центр находился в Харькове, где были в 20-е годы были сконцентрированы монашество и церковная интеллигенция (7).
Те представители православного клира и мирян на Украине, которые отказалась принимать новшества обновленцев, стали сами себя называть «истинно-православными христианами» (ИПХ), а свою стихийно оформившуюся к 1927 году церковную организационную структуру, соответственно - Истинно Православной церковью (далее - ИПЦ) (11). Ее члены считая себя «истинно православными» верующими, противопоставляли себя «красной» церкви и не вступали с нею в евхаристическое общение. Причем, такое положение наблюдалось нередко и между церковными юрисдикциями ИПЦ (11).
С появлением в Александрии «сергианской» церкви отец и сын Чернобыли, как и их ближайшее окружение, были враждебно настроены к «обновленцам», категорически отвергая их декларацию «о лояльности к советской власти». Уже в молодом возрасте Петр сблизился со священником Николаем (Пискановский; 1887-1932) из села Ивановка под Александрией, который позже подвергся гонениям и суровым преследованиям и скончался в 1932 г. от туберкулеза в Соловецком лагере особого назначения.
Позже Петр познакомился в городе и с очень авторитетным священнослужителем - ссыльным игуменом Варсонофием (Юрченко); 1880-1954. Ныне - преподобный Варсонофий, Херсонский исповедник ), которому он стал прислуживать псаломщиком в Александрийском храме Покрова Пресвятой Богородицы.
Вокруг высланного в 1926 году из Одесской епархии в Харьков игумена Варсонофия сложилась большая тайная община из жителей Харькова и верующих разных церковных округов. Основавший в 20-е годы группу «Ревнителей Православия игумен Варсонофий» духовно окормлял своих бывших прихожан также в Первомайске и Александрии (Елисаветградской епархии). Проводившего на своей квартире тайные службы отца Варсонофия посещали и насельники разогнанных украинских монастырей. В этих службах часто бывал и Петр Чернобыль, который позже был обвинен ГПУ как участник «раскрытой на Украине контрреволюционной организации, именовавшей себя «Истинно-Православной Церковью» (10). Игумена Варсонофия несколько раз арестовывали по обвинению в создании контрреволюционной группировки, но он продолжал обличать обновленцев и вести обширную переписку со своими духовными детьми и почитателями.
Арест за арестом
Весной 1924 года последовал первый трехмесячный арест Петра, которого власти обвиняли в участии в «мятеже против советской власти». Из «Материалов следственного дела Юрченко» следует, что к «к/р» («контрреволюционной деятельности». - Прим. автора) привлекались «специально назначенные лица, непосредственно связанные с Юрченко и проводившие под его руководством к/р: сторож Иван, Чернобыль Петр, Гаценко Николай. Все эти лица приезжали в Харьков к Юрченко и получали от него контрреволюционные указания и получали установку: советская власть нужно рассматривать как власть антихриста, а поэтому ни один верующий не должен быть лоялен к власти» (9).
Арестовали и отца Варсонофия, который после освобождения переехал в небольшой город Ольвиниополь (ныне - Первомайск) на реке Южный Буг. Переехал туда и Петр, который прислуживал своему духовному наставнику. После очередного ареста и выхода из харьковской тюрьмы отец Варсонофий был оставлен в Харькове с подпиской о невыезде. Тогда в этом городе под надзором ГПУ находилось несколько так называемых «тихоновских» епископов, среди них был и архиепископ Онуфрий (Гагалюк; 1889-1938. В 2000 году на Юбилейном Архиерейском Соборе был канонизирован в сонме Новомучеников и Исповедников Российских), с кем познакомился и сблизился Петр Чернобыль. «Тихоновской» - по имени Святого Патриарха Тихона (Белавина, +1925) называли и ИПЦ (Катакомбную Церковь), каноническое основание фундамента которой, по утверждению церковных историков, и положил Указ Святого Патриарха Тихона № 362 от 7/20 ноября 1920 года.
Вспоминая свои молодые годы, отец Нектарий писал, что его «стремление во что бы то ни стало исполнять каноны церковные, стремление к Истине, отвело меня и от обновленчества, и от сергианства, и привело в Катакомбную Церковь» (3, 5). ИПЦ в результате жестоких репрессий и преследований вынуждена была перейти на нелегальный способ служения, отчего у нее появилось другое название - Катакомбная церковь. С конца 1920-х годов многие истинно-православные пастыри на Украине стали уходить в катакомбы, в глубокое подполье, и организовывать Катакомбную Истинно-Православную Церковь, к которой активно принадлежал и Петр Чернобыль.
Во время одного из приездов Петра Чернобыля в Харьков владыка Онуфрий (Гагалюк) посвятил его в чтецы. Отец Варсонофий организовал к тому времени в Харькове «катакомбную группу», куда входило около десяти человек. Петр посещал эту группу во время своих приездов из Первомайска в Харьков. В начале 1931 года, когда в Харькове был арестован отец Варсонофий, Петр Чернобыль стал посещать катакомбную группу схиархимандрита Антония (в монашестве - Климент (Жеретиенко); 1865 -1950. В 2008 г. на Освященном Соборе РИПЦ схиархимандрит Антоний причислен к лику Святых Отцев-Исповедников Церкви Катакомбной), который был ранее наместником Киево-Печерской Лавры. Уже в то время Петр Чернобыль, считавший себя «катакомбником», заинтересовался историей и жизнью Зарубежной Церкви. На Украине тогда и в среде ИПЦ стало известно, что находившиеся в изгнании русские православные иерархи организовали на основании Указа № 362 «Временное Высшее Церковное Управление Русской Православной Церкви Заграницей» и тем самым положили начало Зарубежной Церкви как самоуправляющейся части Русской Церкви. Во главе ее с ноября 1920 по август 1936 года стоял митрополит Антоний (Храповицкий); 1863 - 1936. Епископ Православной Российской церкви; с мая 1918 митрополит Киевский и Галицкий; впоследствии, после гражданской войны в России - первый по времени председатель Архиерейского синода РПЦЗ), занимавший до 1917 года харьковскую кафедру.
Отец Нектарий, вспоминая о своем проживании в Первомайске на частной квартире, рассказал, что он ежедневно по-монашески вычитывал последования церковных служб. В конце 1931 года сотрудники НКВД, обнаружив у него при обыске «Письмо-протест против сергиевской декларации», арестовали и увезли Петра в следственную тюрьму города Александрии, откуда далее перевели в Полтавскую тюрьму, известной в то время своими очень тяжелыми условиями содержания. Так, в небольшой камере, предназначавшейся всего для одного-двух заключенных, содержались около двадцати. Кормили их за колючей проволокой очень плохо: хлеба давали всего 300 граммов в день, а кипятка - только один раз в день. Баланда готовилась нередко из испорченной крупы с червями. Из Полтавской тюрьмы Петр с приговором «три года» был переведен в «Темлаг» - Темниковский исправительно-трудовой лагерь в Мордовии. Здесь лагерная жизнь облегчалась взаимной духовной поддержкой и общей молитвой верующих. Православные держались вместе и тайно собирались на великие церковные праздники. Иногда Петр уходил куда-нибудь подальше от людей - к болотистому месту и там, в уединении, среди густых зарослей и комаров, совершал молитвенное правило.
В «Темлаге» ему выпало на долю переболеть разными болезнями, в том числе и дизентерией. После освобождения в 1934 году Петр Чернобыль поехал в Первомайск и поселился на частной квартире. По воскресеньям и праздникам он примыкал к верующим, собиравшимся в каком-либо частном доме, где они вместе и в глубокой тайне вычитывали и пели вполголоса церковные службы. В том же 1934 году он навестил в Красноярске находящегося в тюрьме отца, а на обратном пути из Красноярска заехал в Саров, где отбывал срок заключения переведенный туда из Темниковского лагеря отец Варсонофий (Юрченко).
Страдалец за веру Петр Чернобыль, считавшийся в списках НКВД как «контрреволюционер», пережил и третий арест, приговоривший его к пяти годам заключения. Из Киевской пересылочной тюрьмы его направили на Беломорканал, где на первых порах он находился на «общих работах»: возил тачки с песком. Однако вскоре он стал трудиться в часовой мастерской, где ему удавалось в отдельной комнате прятать богослужебные книги и вычитывать молитвенное правило. Освободился из заключения Петр уже во время финской войны 1939-1940 гг. Возвращаться в Первомайск ему было опасно, и он поехал к знакомым в город Краматорск, откуда переехал в Харьков, где он жил тайно, без прописки. Об этом времени он воспоминал так: «После тяжелой и мучительной жизни в лагерях и тюрьмах, где я долгое время не мог и представить себе, что значит жить вне тюрьмы, где даже был однажды под угрозой расстрела, мне удалось вырваться на свободу, о чем я не мог и мечтать» (5).
Дорога на Запад
С началом Второй мировой войны Петр по возрасту подлежал мобилизации на фронт и по закону обязан был явиться в военный комиссариат. Однако сразу по возвращении из лагеря, у него, «не было никакой охоты служить в армии» (3, 5). Через много лет отец Нектарий напишет о начале военного времени на Украине, когда он «не желал защищать советскую богоборческую власть, на которую мы, православные, смотрели как на ведущую к антихристу власть» (там же).
После оккупации Харькова в конце октября 1941 года Петр открыл в центре города свою часовую мастерскую и таким образом зарабатывал себе в военное время на пропитание. В этом городе нашлась верующая семья, согласившаяся прятать его в подвале своего дома, где Петр скрывался до прихода в город фашистов. Он сблизился с протоиереем Николаем (Загоровским); 1872-1943; он же - старец Серафим; в Соловецком лагере в 30-е годы он принял тайный постриг с именем Серафим; в 1981 г. канонизирован РПЦЗ как преподобноисповедник Серафим Харьковский; в 1993 г. канонизирован Украинской Православной Церковью Московского Патриархата как священномученик протоиерей Николай; он же - святой Катакомбной Церкви Серафим Харьковский). Отец Николай, будучи духовным сыном св. старца Анатолия (Потапова) Оптинского, служил на дому и возглавлял тайный женский монастырь «Тихая пyстынька» во имя иконы Божией Матери «Взыскание погибших», где было свыше 40 тайных монахинь. Служа в Харькове, он был духовно близок с будущим Первосвятителем Русской Православной Зарубежной Церкви, а тогда - правящим архиереем Харькова - архиепископом Антонием (Храповицким). Тогда же он впервые познакомился и с будущим Святителем Иоанном (Максимовичем) Шанхайским и Сан-Францисским.
По версии архимандрита Нектария, которая изложена в его воспоминаниях, зять протоиерея Николая в годы войны был директором Харьковского оперного театра. Когда в 1943 году советские подошли к городу, отца Николая и Петра Чернобыля приписали к театру, и они смогли эвакуироваться вместе с актерами. По другим данным, они покинули Харьков летом 1943 вместе с отступающими германскими войсками. По сохранившимся воспоминаниям духовной дочери отца Николая (старца Серафима) матушка Иерусалима (в миру Н. Павлий), его дочь Лида с мужем покинула город раньше отца, а старец говорил: «...Не могу я тут ждать этих красных, мне даже больно помыслить, что они приближаются...». Отступая на Запад, отец Николай и Петр Чернобыль оказались временно в Житомире, где посещали богослужения в женском монастыре, куда в то время приезжал служить владыка Леонтий (архиепископ Леонтий (Филиппович; 1904 -1971) - епископ Русской Православной Церкви заграницей; архиепископ Буэнос-Айресский, Аргентинский и Парагвайский). Отсюда они двинулись далее на запад - в древний польский город Перемышль, где в старину жили предки отца Николая из старинного княжеского рода Сангушко-Загоровских. В этом городе отец Николай неожиданно скончался 30 сентября 1943 года.
Вместе с одним крестьянином Петру Чернобылю удалось перейти границу, и в Чехословакии он попал в лагерь беженцев, откуда русских людей набирали на работы в Пресбург (Братиславу). В этом городе Петр работал сначала на стройке, а позднее устроился в часовую мастерскую.
На стороне Русской освободительной армии
Как-то на городской улице Пресбурга Петр Чернобыль случайно встретил двух русских монахов из РПЦЗ - Геласия (Майбороду) и Сергия (Ромберга) из печатного братства преп. Иова Почаевского, переехавшего из Ладомирова Пряшевской Руси в Братиславу. Петр, вступив в это братство послушником, пел сначала на клиросе. Ему удалось сблизиться с некоторыми известными деятелями Зарубежной Церкви, которые в это время числись в составе братства: архимандритом Серафимом (Ивановым); 1897-1987) ; позже - архиепископ Серафим ; епископ РПЦЗ, архиепископ Чикагский и Детройтский), архимандритом Нафанаилом (Львовым),1906-1986), архиепископ Нафанаил; - епископ РПЦЗ, архиепископ Венский и австрийский); иеромонахом Виталием (Устиновым); 1910-2006); митрополит Виталий; 4-й первоиерарх РПЦЗ (1985-2001). С дальнейшим продвижением на Запад советских войск братство в 1945 году переехало в Берлин. В самом конце Второй Мировой Петр Чернобыль становится на путь политического и военного коллаборационизма и принимает решение сотрудничать с немецкими властями, воюя на стороне Русской освободительной армии (РОА) (2). В это время бывший советский генерал-лейтенант Андрей Власов (1901 - 1946), ставший на Западе вождем Русского освободительного движения, обратился к РПЦЗ с просьбой прислать священнослужителей для духовного окормления солдат его армии. Незадолго до окончания Второй мировой войны РПЦЗ направила к нему иеромонаха Антония (Медведева, 1908 - 2000 , будущего архиепископа Западно-Американского и Сан-францисского, РПЦЗ) и Петра Чернобыля в качестве псаломщика. Доподлинно неизвестно, чем занимался Петр во власовской армии. В апреле 1945 г. власовская дивизия, в которой находился Петр Чернобыль, двинулась в сторону Праги, но в пути власовцев застало известие о капитуляции Германии. Петр с отцом Антонием срочно погрузили в детскую коляску церковное имущество и, чудом избежав ареста советскими солдатами, снова двинулись на запад, в направлении американской зоны, где они узнали, что монашеское Иово-Почаевское братство уже переехало в Мюнхен. Прибыв в баварскую столицу и получив швейцарские визы, Петр Чернобыль с отцом Антонием прибыли в Женеву.
Из Швейцарии - за океан
В Женеве произошла первая встреча Петра Чернобыля с первоиерархом РПЦЗ, митрополитом Анастасием (Грибановским) и княгиней Татьяной Константиновной Багратион-Мухранской, дочерью Великого князя Константина Константиновича, в будущем - игуменией Тамарой, настоятельницей Елеонского женского монастыря. Здесь произошло одно из самых главных событий в его жизни. 29 ноября/12 декабря 1946 года архимандрит Серафим (Иванов) постриг Петра Чернобыля в монашество с именем святого того дня преп. Нектария Печерского, Послушливого. На этой церемонии незадолго до своего пострига присутствовала княгиня Татьяна Константиновна Багратион-Мухранская (5, с. 72). Несколько дней спустя митрополит Анастасий рукоположил монаха Нектария в иеродиакона. В Женеве врачи обследовали отца Нектария и, обнаружив у него туберкулез, направили некоторое время на лечение в санаторий над Женевским озером около горного курорта Лейзан во французском кантоне Во.
В середине декабря 1946 года владыка Виталий (Максименко) выписал из Швейцарии Иово-Почаевское братство, и 15 декабря того же года отец Нектарий в числе 13 монахов прибыл на американский континент, в Джорданвилль.
В когорте 13 новоприбывших иноков Иово-Почаевскаго братства, помимо архидиакона Нектария, были известные деятели церкви Русского Зарубежья : епископ Серафим (Иванов); бывший валаамский инок, игумен и духовник братства во Владимировой Филимон (Никитин), он же - брошюровщик типографии; талантливый иконописец, иеромонах Киприан (Пыжов); игумен Никон (Рклицкий); иеромонах Антоний (Медведев); игумен Антоний (Ямщиков); архидиакон Сергий (Ромберг); послушник Николай (Гаманович), позже - архиепископ Алипий Чикагский; послушник Василий (Шкурла), позже - архиепископ Лавр Сиракузский и Троицкий, настоятель Св. Троицкаго монастыря и ректор Св. Троицкой Духовной Семинарии; послушник Василий (Ванько); иеромонах Серафим (Попов); архидиакон Пимен (Качан).
Владыка Виталий вновь возглавил Иово-Почаевского типографское братство, а владыке Серафиму (Иванову) было поручено редактировать журнал «Православная Русь». Вскоре после переезда в Джорданвилль архиепископ Виталий (Максименко) посвятил отца Нектария в иеромонаха, а позднее владыка архиепископ Аверкий (Таушев) возвел его в сан игумена. В Джорданвилле в то время было начато строительство нижнего и верхнего Свято-Троицкого храма. Отец Нектарий тоже участвовал в строительных работах храма, братского корпуса, типографии, здания для семинаристов. Вспоминая первые годы пребывания в США, отец Нектарий вспоминал, что он «был тогда в расцвете сил и не знал усталости» и выполнял тогда в Джорданвилле одновременно несколько послушаний: «регента, уставщика, механика, огородника, переплетчика и типографского наборщика».
Он участвовал в наборе «Православной Руси» с приложениями "Православный путь" и "Православная жизнь" Здесь издавались также "Троицкий православный русский календарь", "Владимирский календарь" и разные богослужебные и духовные книги. Отец Нектарий постепенно освоил работу на линотипе, но, имея слабое здоровье, у него развилось «свинцовое отравление с поражением почек». Когда он поправился, владыка Виталий освободил его от послушания в типографии, поручив ему работу на монастырском огороде. Его территория была огромной, поэтому с отцом Нектарием трудилось два-три помощника из числа послушников. Однако большую часть всех необходимых работ отец Нектарий выполнял самостоятельно. Урожай иногда бывал настолько обильным, что монастырь даже посылал выращенные овощи в Синод, Ново-Дивеевский монастырь и в Новую-Коренную пустынь в Магопаке. Отец Нектарий, выросший на Украине, готовил иногда на большие церковные праздники такое его «коронное блюдо», как «капустняк» и варил украинские борщи на несколько сот человек.
В зимнее время отец Нектарий трудился в переплетной мастерской, где под его началом там работали три человека, переплетавшие все книги, напечатанные в монастырской типографии.
В течение пяти лет духовником отца Нектария был архиепископ Аверкий (Таушев, 1906 - 1976, архиепископ Сиракузский и Троицкий - РПЦЗ), переехавший в 1951 году в Америку из Германии. По воспоминаниям отца Нектария, владыка был талантливым проповедником и преподавателем Свято-Троицкой духовной семинарии в Джорданвилле, а с 1952 по 1976 год - бессменным ректором семинарии, одновременно и главным редактором журнала «Православная Русь». Отец Нектарий глубоко почитал владыку Аверкия и, находясь на Святой Земле, регулярно переписывался с ним, получая от него советы и духовные наставления.
Восхождение на горы Афон и Елеон
Спустя два десятилетия подвизания в Джорданвилле отца Нектария возвели в сан архимандрита и в 1966 году направили в Ильинский скит на Афоне, подчинявшийся греческому монастырю Пантократору. По замыслу он должен был сменить здесь престарелого архимандрита Николая, уже не способного управлять скитом (9, с. 150). Отец Нектарий застал в скиту всего трех насельников: игумена, одного немощного иеромонаха и монаха, выполнявшего обязанности эконома и по совместительству единственного певчего скита. В скиту было пять храмов, а служба в трапезной совершалась ежедневно. На Афоне архимандрит Нектарий выбрал подходящую землю и насадил огород, кормивший всех насельников. Огородом он занимался все свободное от богослужений время. Афонский устав показался ему очень трудным, и ночные службы ему были непривычны, поэтому он очень уставал. В Ильинском скиту отец Нектарий пробыл более года, а затем был отозван владыкой Аверкием в Джорданвилль, где по прибытии занялся привычным для себя огородничеством (9, с.151). Осенью 1968 года отцу Нектарию вручили указ Синода РПЦЗ о переводе его в Иерусалим, куда ему тогда не очень-то хотелось ехать. Он даже попросил владыку Аверкия похлопотать за него, чтобы его оставили в Америке, но решение Синода уже невозможно было отменить.
В 1968 году архимандрит Нектарий приехал на Святую Землю, где Начальником Русской духовной миссии от РПЦЗ в Иерусалиме был архимандрит Антоний (Граббе); 1926 -2005 - позже епископ неканонической «Российской Православной Автономной Церкви» на покое. Его резиденция в конце 60-х была в Александровском подворье, где архимандрит Антоний активно занимался делами Православного Палестинского Общества. На том же подворье архимандриту Нектарию отвели келлию, где он прожил около года. В Иерусалиме он встретил двух своих старых знакомых: игуменью Елеонского монастыря матушку Тамару, с которой он познакомился в Женеве, и проживавшего на покое в Елеонском монастыре архимандрита Димитрия (Биакая), пострижеником Киево-Печерской Лавры, служившего настоятелем храма свт. Николая Чудотворца в Штутгарте (Германия), а с 1950 года начальником Русской духовной миссии. Здесь он сблизился с архимандритом Модестом († 1984) , духовником Елеонской женской обители, который в прошлом был пострижеником новоафонского Симоно-Кананитского монастыря и помощником свт. Иоанна Шанхайского.
По четвергам обычно отец Нектарий служил в храме св. Александра Невского, что в Александровском подворье, а по пятницам - в храме при Вифанской школе для православных девочек-арабок, а в другие дни - в Гефсиманском женском монастыре св. Марии Магдалины. В первое время пребывания на Святой Земле он в свободные от служб дни обычно уезжал в Иерихон, где работал в двух фруктовых садах. Прошло некоторое время и отец Нектарий получил келлию в странноприимном доме Елеонского монастыря (5, с. 72).
На Елеоне, будучи духовником Русского Спасо-Вознесенского женского монастыря, занимался огородничеством и садоводством, выращивал овощи, которые поставлялись на кухню для приготовления монастырских трапез. Отец Нектарий с помощью трактора перепахал все земли масличных садов, окучивал оливы, дававшие обильные плоды. Много работал в механической и столярной мастерских, находившихся рядом с келлией отца Нектария в Елеонском монастыре. Кроме того, он резал из дерева кресты и готовил иконки для паломников, ремонтировал швейные машины, чинил часы, мебель, подсвечники и всякую церковную утварь. В вышедшем в 1968 году в Иерусалиме издании, посвященном столетию со дня освящения Спасо-Вознесенского храма, ни одной строкой не рассказывается о прибывшем из Америки на Елеон отце Нектарии, зато на нескольких страницах можно видеть около десятка фотографий, изображающих, как занят на различных работах в монастыре. (13)
К отцу Нектарию приходили с просьбами о различных бытовых починках монахини двух женских обителей РПЦЗ. Они несли к нему на ремонт часы, обувь, сумки и чемоданы. Шли к нему на вершину Елеона люди и со своими душевными травмами. Отца Нектария за глаза сестры называли «Елеонской и Гефсиманской службой скорой помощи» (5, с. 73). Свободного времени у старца было в обрез: по утрам - ежедневные службы в храме, днем работа в мастерской, на огороде или в саду, а вечерами и в другие часы принимал исповеди от монахинь. Сохранились воспоминания, что люди, поговорив со старцем Нектарием хоть единожды, чувствовали «соприкосновение с чистотой, теплом и любовью» (там же). Даже лишь присутствие старца в жизни многих людей делало ее осмысленнее и яснее.
По прошествии более двух десятков лет он напишет в своих воспоминаниях: «Каждый христианин во все времена считал для себя величайшим счастьем хотя бы раз в течение своей жизни и хотя бы на короткий срок посетить Святую Землю. Мне же на старости лет выпало утешение жить в Святой Земле, где Господь наш Иисус Христос совершил спасение рода человеческого...» (3, 5).
На склоне лет
В последние годы силы отца Нектария совсем ослабели, он оставил не только работу в мастерских и на огороде. В храме он почти не служил, а только исповедовал сестер. Этот его труд духовника на Елеоне и в Гефсимании они называли «настоящим подвигом и крестоношением» (1, с. 29). В напечатанном под диктовку на машинке письме, датированном Петровым постом 1994 года и адресованном одному из священников по имени Иосаф, отец Нектарий сообщал о себе: «Пишу довольно плохо. У меня неизлечимый ревматизм, руки и ноги больные, кроме того, был удар по правой стороне. Мне уже 90 лет, но с кем-нибудь служу и делаю кресты и иконы» (9, с. 4). В документах последних лет в сохранившихся копиях машинописных писем отца Нектария встречаются материалы, где прослеживается та непростая ситуация, которая бродила в умах членов Русской духовной миссии РПЦЗ, среди которых были клирики, служившие в Елеонском монастыре.
При изучении этих документов вкрадывается сомнение, действительно ли их автором является отец Нектарий или письма некто редактировал и даже писал? Документы касаются непростых взаимоотношений РПЦЗ и Московского Патриархата. Так, за два года до кончины в пятницу Светлой седмицы 11/24 апреля 1998 года архимандрит Нектарий на собрании сестер русского монастыря св. Марии Магдалины в Гефсимании якобы говорил: «...Разрушение России продолжается и сейчас. В России насаждается сатанизм, разврат, волшебство. Руководящая структура Московской Патриархии на все это взирает равнодушно, ибо она сама есть часть этой безбожной власти, которая занимается разрушением русского народа. Она есть часть этой системы сатанинской... Поэтому, при настоящем положении вещей, не может быть речи о соединении Русской Зарубежной Церкви с Московской Патриархией».
Монах Филарет, сторонник взглядов отца Нектария, хранит разноцветные информационные листы, адресованные паломникам, посещавшим в Иерусалиме два женских монастыря РПЦЗ. Среди них тексты всякий «Заявлений», «Послания верным чадам РПЦЗ во Отечестве и рассеянии сущим», «Обращения к верным чадам РПЦЗ членов общества ревнителей памяти блаженнейшего митрополита Антония Храповицкого», по содержанию которых можно проследить, как неоднозначно и сложно реагировала Русская духовная миссия РПЦЗ на Елеоне на будущее объединение Русской Православной Церкви. Так, информационный листок Русской духовной миссии, называемый «Для информации Русских паломников» и датированный январем/февралем 2000 года. В нем ругают «российских дипломатов» в Израиле и «российского консула», содержатся нападки на «Московскую Патриархию», «Патриарха Московского и всея Руси», причем, в этих словосочетаниях сознательно вместо заглавных букв пишутся маленькие.
В январе 2012 года наблюдающий за делами Русской Духовной Миссии на Святой Земле (РПЦЗ), архиепископ Берлинский и Германский Марк поделился такими своими воспоминаниями о старце Нектарии и его некоторых взглядах: «Как старейший архимандрит в нашей Русской духовной миссии он всегда служил честно. После каждой службы ходил на работу, перекопал, кажется, весь Елеон, постоянно работал в мастерских монастыря и учил там разным ремеслам других братьев. Правда, под конец жизни у него были какие-то крайние взгляды, которые переняли некоторые из его ближайшего окружения. Например, отец Нектарий говорил, что вообще с «людьми из Советского Союза нельзя встречаться». Однако он сам-то он встречался! В подобных суждениях виноват был его преклонный возраст, когда человек уже не может реально оценить ситуацию...»
Соратники взглядов старца Нектария
Категоричные взгляды архимандрита Нектария на объединение двух ветвей Русской Православной Церкви разделяло на Елеоне ближайшее окружение из числа его современников - и.о. начальника Миссии, игумен Андроник (Котляров, род. 1951; ныне - епископ неканонической РПЦЗ митрополита Агафангела (Пашковского) с титулом «архиепископ Оттавский и Канадский») и клирик Спасо-Вознесенского монастыря на Елеоне иеромонах Илья. Они оба позже были запрещены в служении за самовольное оставление своих церковных послушаний и уход в раскол. Игумен Андроник выступил против "поспешного объединения" с Матерью-Церковью в Отечестве и направил членам Архиерейского Синода РПЦЗ Синода открытое письмо, где заявил о "приверженности РПЦ МП ереси экуменизма и принципам сергианства". Позже бывший елеонский игумен перешёл в неканоническую юрисдикцию Временного высшего церковного управления Русской Православной Церкви Заграницей (ВВЦУ РПЦЗ) под предстоятельством Агафангела (Пашковского), епископа Таврического и Одесского. В декабре 2007 года в Одессе при участии двух епископов неканонического «синода противостоящих» - Георгия (Пухатэ) и Амвросия (Байрда) был хиротонисан в епископа Ричмондского и Нью-Йоркского. С мая 2008 года бывший насельник Елеона стал епископом Оттавским и Северо-Американским, а с октября 2009 года - архиепископом Оттавским и Канадским.
Как известно, кризис, связанный со стремлением части ее иерархов и духовенства к воссоединению с Русской Православной Церковью (РПЦ) внутри самой РПЦЗ, наметился в 2000-м году - в год кончины архимандрита Нектария. Этот кризис завершился расколом в 2001 году, когда часть РПЦЗ во главе с митрополитом Лавром начала процесс сближения с РПЦ МП, который закончился подписанием Акта о каноническом общении. Другая часть, получившая название РПЦЗ (В) - РПЦЗ под омофором митрополита Виталия (Устинова); 1910 -2006; первоиерарха РПЦЗ с 1985 по 2001; первоиерарха РПЦЗ(В) с 2001 по 2006) вступила в череду частых расколов. Причем, в дальнейшем внутри самой РПЦЗ (В) с центром в г. Мансонвиль (Канада), возник ряд нестроений и расколов. Сам митрополит Виталий считал себя законным и единственным Первоиерархом Русской Православной Зарубежной Церкви. Его церковь, не приняв новый курс на сближение с Московским Патриархатом, по многим позициям стала идейно близка с «Истинно-Православной Церковью».
В западных СМИ встречались сообщения, что кризис в РПЦЗ закончился образованием на базе единой Зарубежной Церкви двух не признающих друг друга церковных структур, условно именуемых: РПЦЗ(В) - под омофором митрополита Виталия (Устинова) и РПЦЗ(Л) - под омофором митрополита Лавра (Шкурлы).
Приверженцы РПЦЗ(В), основная часть которых живёт в России и на Украине, предпочитают именовать своё сообщество исторической Русской Православной Зарубежной Церковью, наследницей тысячелетней Русской Церкви.
Примером отношения РПЦЗ(В) к Московской Патриархии служит цитата из датированного 25 декабря / 7 января 2002 года «Рождественского Послания и Духовного Завещания Первоиерарха РПЦЗ(В)» митрополита Виталия:«Никогда не приобщайтесь к Московской Патриархии, которая была создана КГБ. Никогда не переходите в Московскую Патриархию, которую никак нельзя назвать Церковью. Русская православная церковь за рубежом есть истинная Церковь Христова, только в Ней пребывайте, исповедуйтесь, причащайтесь, крестите ваших детей, ибо это есть настоящая, Неподдельная Российская Церковь». Однако обо всех этих событиях отец Нектарий уже не знал: они произошли после его кончины...
Смерть наступила в «больничке»
Привычный строй жизни архимандрита Нектария на вершине горы Елеон был прерван в конце Петрова поста 2000-го года, когда он сильно занемог. Последние дни своей земной жизни старец провел в монастырской «больничке», где ему был обеспечен полный уход.
У постели больного дежурили отец Зосима с братом Олегом, они же читали Псалтирь. Помогали больному отцу Нектарию и сестры двух женских обителей РПЦЗ в Иерусалиме. Отца Нектария ежедневно причащали и он был в полном сознании и памяти до последнего дня (1, с. 30).
Последние часы жизни отца Нектария совпали с пребыванием на Святой Земле группы паломников из Америки. Возглавлял эту группу архиепископ Сиракузский и Троицкий Лавр (Шкурла); (1928 - 2008) - будущий Первоиерарх РПЦЗ, митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский), много лет знавший старца. Владыка прибыл на Святую Землю 9/22 июля, и ему сразу доложили, что отец Нектарий недомогает. Владыка заходил к больному и тот узнавал его и брал благословение. О чем-то пробовал отец Нектарий поговорить, но из его речи владыка не все мог понять. 12/25 июля владыка принял решение соборовать отца Нектария, который все понимал и часто крестился. В один из дней, перед отъездом с паломниками в Галилею, владыка прочитал старцу разрешительную молитву.
О кончине архимандрита Нектария, наступившей около 4-х часов пополудни 18/31 июля 2000 года, под праздник преп. Серафима Саровскаго возвестил в Спасо-Вознесенском женском монастыре звон большого колокола на «Русской свече». До этого в последний час жизни монахини обступили одр умирающего. Сквозь тяжелое и хриплое дыхание сестры слышали, как отец Нектарий повторял: «Господи, помилуй...» (1, с.30). Напутствуемый отходной молитвой, читаемой игуменом Андроником в присутствии игумении Моисеи и елеонских сестер, отец Нектарий мирно предал дух свой Богу.
В день праздника преп. Серафима Саровскаго после литургии состоялось монашеское отпевание отца Нектария в Вознесенском храме, где собрались многие его духовные чада. Чин отпевания в течение двух часов (1, с. 33) совершал архиепископ Лавр, а сослуживали владыке шесть священников и протодиакон Андрей Папков ( род. 1950) . За этой службой молились сестры двух женских обителей и многие паломники. Все старались благоговейно приложиться к руке покойного отца Нектария, держащей постригальный крест.
От главного храма до кладбища тело покойного решили везти не на катафалке, а нести на руках. Всем присутствующим на похоронах запомнилось проникновенное слово владыки Лавра о житии старца-исповедника, проведшего свои молодые годы в застенках советских тюрем и лагерей, претерпевая истязания и пытки от безбожных, твердо отстаивая веру Христову.
Отец Зосима и монах Филарет помогали опускать тело в могилу, они же и засыпали его землей. Зная о том, что покойный очень любил цветы, на свежий могильный холмик монахини Гефсиманской обители возложили сплетенный из веток и цветов их сада венок в виде креста (1, с. 33). Предстоя у тела почившего старца Нектария, монах Филарет, по его рассказам, невольно думал и о своей смерти, а само отпевание заставляло его сердце размышлять о временной жизни и вечности.
На небольшом столике монаха лежат распечатанные тексты двух проповедей старца Нектария, а именно: «Оставьте все земное». Слово, сказанное о. Нектарием духовным чадам-мирянам, посетившим его келлию в день его ангела, преп. Нектария Послушливаго, 29 ноября/12 декабря 1998 года», а также - «О памяти смертной».
Пятница первой седмицы Великаго поста, 1999 год». В этих старых текстах неровной карандашной линией подчеркнуты два абзаца: (первый)"Поминай последняя твоя" (Сирах. 7, 39). Нужно каждый день вечером перед сном помышлять о том, что мы непременно умрем и предстанем на Суд, и там будет Судия. Решение Его будет окончательным и бесповоротным, а мука за гробом - вечная! Надо помнить об этом и сделать все, чтобы не попасть на эти страшныя мучения (...).
Главное - это спастись! Все прочее должно быть на втором плане. Ради спасения надо работать усердно, идти на любой подвиг, на сверхмеры. Все это нужно делать для того, чтобы Бог смилостивился над нами и принял нас к Себе.
Старайтесь вести жизнь чистую, праведную, благочестивую, осторожную, основательную, богоугодную»; (второй) "И мир проходит, и похоть его" (и Иоан. 2, 17). Поэтому главное - это приготовление к будущей жизни.
Здесь на земле все - дым.
Все истинное только там, в вечности (...) Потому оставьте все земное. Главное - это молитва. Необходимо умолять Бога, чтобы Он даровал нам вечную жизнь».
Крест у ложа монаха Филарета
Войдя в келлию монаха Филарета, видишь в ней не только уголок с множеством икон, но большой деревянный крест над его кроватью. Этот принесенный с кладбища крест, когда-то заменил временный железный крест на могиле архимандрита Нектария. Монах Филарет утверждает, что у него уже имеются благословение и договоренность с игуменией Моисеей, что этот крест будет стоять на его могиле, которую выроют рядом с тем местом, где покоится прах его духовного отца - архимандрита Нектария. История этого креста такова: в Иерусалиме, в одной еврейской семье умерла от рака Татьяна Гусева ( 1977 - 2004), исповедовавшаяся у отца Нектария. Перед смертью она и попросила игумению похоронить ее тело на монастырском кладбище. Ежегодно приезжающие из Москвы на могилу дочери Владимир и Нина привезли однажды два деревянных креста, которые установили на могилах старца Нектария и его духовной дочери. Монах Филарет, устанавливавший с рабочими могильные эти кресты, выразил при москвичах свое желание «тоже иметь такой крест». Через два года монаху Филарету привезли желаемый крест, но он был значительно больших размеров, что его сразу и смутило. Монах предложил деньги за крест, но родители покойной Татьяны отказались от какого бы то ни было вознаграждения. «Подарочный» могильный крест, около года стоявший в монашеской келлии, не давал покоя отцу Филарету:
- Крест внешне выглядел более величественным и внушительным по размерам, чем тот, что установлен на могиле отца Нектария. Разве по своим грехам я недостоин его? Лучше бы этот крест возвышался у батюшки, а мне после смерти пусть поставят его, что поменьше и скромнее...
Наступил тот час, когда на Елеоне могильные кресты обменяли. Для этой акции нашелся и повод: второй «крест в основании подгнил, его надо было зачистить и подремонтировать». На могиле архимандрита Нектария установили третий по счету крест - высокий, деревянный и покрытый светло-коричневым лаком. Одна монахиня из Гефсимании вырезала на нем распятие.
Так появился могильный крест, зависший над кроватью монаха Филарета. Идея креста у монашеского ложа заимствована монахом у некоторых елеонских сестер, в том числе и игумении Моисеи, у которых, по словам монаха Филарета, в кельях стоят или укреплены на стене могильные кресты.
Выходец из Украины монах Филарет считает себя представителем «катакомбной церкви» в его отечестве. Приезд его на Елеон в 1992 году был не случайным. За длительное время катакомбного существования из-за репрессий и невозможности поддержания регулярных контактов между отдельными епископами и приходами ИПЦ Украины практически лишилась духовенства. В 90-е годы прошлого столетия вышедшие из подполья некоторые общины обратились за окормлением к РПЦЗ, а ее члены стали искать себе духовников среди видных церковных деятелей РПЦЗ, как это и произошло в случае с монахом Филаретом, чей духовник был родом из украинских земель.
- Я часто прихожу к батюшке Нектарию, - говорит монах Филарет. - Он был усердным молитвенником и неустрашимым исповедником, истинным монахом и тружеником. Батюшка всю свою жизнь шел по стопам Христовым. И всем сестрам, и мне он оставил пример для подражания...
Литература:
1. Кончина архимандрита Нектария (Чернобыля). - Вестник Германской Епархии. - 2000, N 2.
2. Архимандрит Нектарий (Чернобыль Петр Михайлович; 1905 - 2000). - http://zarubezhje.narod.ru/mp/n_062.htm
3. Воспоминания и наставления старца Нектария Иерусалимского. - Русский инок , №3 (166), ноябрь, 2002.
4. Нектарий (Чернобыль), архимандрит. «Если я все равно умру - лучше я умру за Христа!» - М.: Приход храма Святаго Духа сошествия (Издание Союза Хоругвеносцев и Союза Православных Братств), 2008.
5. Кончина архимандрита Нектария (Чернобыля). - Вестник Германской Епархии. - 2000, N 2.
6. Архимандрит Нектарий (Чернобыль Петр Михайлович;1905 - 2000). - http://zarubezhje.narod.ru/mp/n_062.htm
7. Нектарий (Чернобыль), архимандрит. «Если я все равно умру - лучше я умру за Христа!» - М.: Приход храма Святаго Духа сошествия (Издание Союза Хоругвеносцев и Союза Православных Братств), 2008.
8. Кончина архимандрита Нектария (Чернобыля). - Вестник Германской Епархии. - 2000, N 2.
9. Архимандрит Нектарий (Чернобыль Петр Михайлович;1905 - 2000). - http://zarubezhje.narod.ru/mp/n_062.htm
10. Воспоминания и наставления старца Нектария Иерусалимского. - Русский инок , №3 (166), ноябрь, 2002.
11. Нектарий (Чернобыль), архимандрит. «Если я все равно умру - лучше я умру за Христа!» - М.: Приход храма Святаго Духа сошествия (Издание Союза Хоругвеносцев и Союза Православных Братств), 2008.
12. Кончина архимандрита Нектария (Чернобыля). - Вестник Германской Епархии. - 2000, N 2.
13. Архимандрит Нектарий (Чернобыль Петр Михайлович;1905 - 2000). - http://zarubezhje.narod.ru/mp/n_062.htm
14. Воспоминания и наставления старца Нектария Иерусалимского. - Русский инок, №3 (166), ноябрь, 2002.
15. Нектарий (Чернобыль), архимандрит. «Если я все равно умру - лучше я умру за Христа!» - М.: Приход храма Святаго Духа сошествия (Издание Союза Хоругвеносцев и Союза Православных Братств), 2008.