«Ныне святая Церковь, яко благоуханный цвет, прославляет тя...»

6 февраля - день памяти святой блаженной Ксении Петербургской

0
1217
Время на чтение 5 минут
     В ряду святых, в Земле Российской просиявших Ксения Петербургская занимает особое место. Житие её можно уместить на одной машинописной странице. И в этом нет ничего странного, поскольку первое письменное упоминание о ней было опубликовано спустя четыре десятилетия после смерти, и было написано в жанре… фельетона. В ведомостях СПб городской полиции от 2 декабря 1847 г. был напечатан фельетон «Андрей Григорьевич», а 12 декабря отклик на него, в котором говорится: «Андрей Григорьевич - будем называть ее этим именем - очень сердилась, когда называли ее Ксенией, и часто говаривала: «Да не троньте покойницу, что она вам сделала, прости Господи». Может быть, в самом деле, несчастная была убеждена в том, что совершенно справедливо носит имя своего покойного мужа. С 26 лет начались ее страдания и известность, первоначально приобретенная тем, что Андрей Григорьевич тотчас после смерти своего мужа надела белье, камзол, кафтан и все платье покойника. И, бросивши дом, плакала и расхаживала по грязным улицам тогда совершенно убогой Петербургской стороны, уверяя всех и каждого, что она Андрей Григорьевич, придворный певчий, ея муж. Долго носила она это платье, до тех пор, пока истлело и развалилось оно на ея теле. Будучи известна всему околотку как юродивая, но честная женщина, она сначала возбудила к себе жалость, а потом особое уважение: «Кто не принадлежит миру, тот принадлежит Богу»,- говорили ея современники, и кормили и одевали свою бедную. Она не брала теплой одежды, и, прикрывая грудь остатком камзола своего мужа, носила только самое необходимое женское платье. Зимой, в жестокие морозы, она расхаживала по улицам и Рыночной площади в каком оборванном балахоне и изношенных башмаках, надетых на босые ноги, распухшая и покрасневшая от мороза….»

     «Ныне святая Церковь, яко благоуханный цвет, прославляет тя...», - говорится в молитве блаженной Ксении. Прославление - причисление её к лику святых произошло спустя почти два века после её кончины, на Поместном Соборе Русской Православной Церкви в Троице-Сергиевой лавре, в июне 1988 г., в год тысячелетия крещения Руси. Ранее, в 1978 г. произошло прославление Ксении Петербургской Русской Православной Церковью заграницей. Народное же прославление угодницы божией началось ещё при её жизни и не прекращается по сей день. Впрочем, слово «прославление» не вполне точно отражает тёплое, любовное отношение к своей заступнице многих тысяч петербуржцев и православных верующих в России и во всём мире. Ксенюшка, матушка Ксения, и даже Ксюшенька – так ласкательно называют её многие из тех, кто обращался к ней за помощью. Именно народное устное предание донесло до нас скудные сведения об её земном пути.

     Родилась Ксения Григорьевна Петрова в 1731 или 1732 году, скончалась не позднее 1806 года. О родителях её сведений не сохранилось. Мы можем судить лишь о том, что родители воспитали дочь в православных христианских традициях, и что семья их была не бедной. Муж Ксении – певчий придворной певческой капеллы в звании полковника Андрей Фёдорович Петров на приданое жены купил дом.

     Не более четырёх лет длился счастливый брак. Когда Ксении Григорьевне было 26 лет горячо любимый муж скоропостижно умирает, не успев покаяться и причаститься перед кончиной. Молодая, цветущая, обеспеченная вдова – вожделенная партия для многих женихов. Ксении не трудно было бы благополучно устроить свою дальнейшую судьбу… Но в её жизни был только один мужчина, и всю нерастраченную силу своей любви она решила отдать Богу.

     Свой дом она дарит Параскеве Антоновой, снимавшей у неё комнату, а движимое имущество раздаёт бедным. Родственники мужа пошли по инстанциям, пытаясь добиться признания её умалишённой, однако власти засвидетельствовали её полную дееспособность и право по своему усмотрению распоряжаться своим имуществом.

     Молодая вдова решается на христианский подвиг юродства. Она одевается в одежду своего покойного мужа и целыми днями бродит по Петербургу, питаясь скудным подаянием, а по ночам уходит на окраину города, в поле и там посвящает себя молитве. Юродивые, жертвовавшие всем, в том числе своим рассудком ради угождения Богу издревле почитались на Руси, но в просвещённом XVIII веке духовенство к юродивым относилось насторожённо. Примечателен и тот факт, что столь редкий в ту эпоху подвиг веры был совершён в Санкт-Петербурге – «окне в Европу», а в ряду русских юродивых св. Ксения – единственная женщина, причисленная к лику святых.

     Скитаясь по Петербургу, претерпевая холод и зной, со смирением перенося всяческие нападки и насмешки, неустанно вознося молитвы Господу, Ксения получила дар чудотворения и прозорливости. Вскоре, петербуржцы стали замечать, что за порой, невразумительными речами Ксении кроется глубокий смысл, а её присутствие приносит удачу в делах, мир в семьях, здоровье детям.

     Торговцы Сытного рынка, увидев блаженную умоляли её взять что-нибудь из их товара, извозчики были счастливы, если она хотя бы присядет на их пролётку. Но принимала она подаяние не у всех, а только у добрых людей, чью чистоту сердца видела духовным взором. Из подаяния она оставляла себе только малую часть, необходимую для пропитания, остальное раздавала бедным.

     Читая о чудесах, творимых по молитве Ксении, можно прийти к выводу, что они носили бытовой, житейский характер. Например, исцеление от различных болезней, помощь в семейной жизни, в профессиональной деятельности, в учёбе, предсказания вступления в брак, наступления смертного часа и т.д.


     Чудеса эти не только не прекратились после её кончины, но и умножились. Землю с её могилы на Смоленском кладбище Санкт-Петербурга люди уносили с собой, поэтому могильный холмик приходилось засыпать заново, пока не была положена каменная плита, которую также разламывали на кусочки, оставляя взамен деньги. На эти деньги в 1820-х годах и решено было построить на месте упокоения святой угодницы деревянную часовенку. В 1902 году была построена каменная часовня, существующая и поныне.


     В советскую эпоху святое место подверглось разорению. В 1940 году часовню закрыли. В ней пытались устроить сначала сапожную, потом скульптурную мастерские, но работа в них не ладилась. Сапожные молотки били по пальцам, а сделанные днём скульптуры в стиле «девушка с веслом» к утру превращались в черепки. Власти прекратили попытки устроить в здании часовни производственную деятельность. Часовню обнесли забором. Выросли новые советские люди воспитанные в атеистическом духе. Однако паломничество к святому месту не прекратилось. Особенно почиталась блаженная Ксения студентами Ленинградского Университета, обклеивавшими во время сессий забор вокруг часовни записками с просьбами о помощи в сдаче экзаменов. Среди петербуржцев ходит легенда, что от сноса часовню спас не кто иной, как многолетний премьер-министр СССР А.Н. Косыгин, у которого на Смоленском кладбище похоронены родители. В годы блокады люди часто произносили слова: «Блаженная Ксения поможет». Эта короткая фраза в Ленинграде стала пословичной формулой «последней надежды».

     В наш век информационных технологий устное народное предание о помощи и покровительстве Ксенюшки можно прочитать на блогах и форумах в Интернете, причём не только православных. Особенно много таких свидетельств на светских женских форумах. Часто женщины рассказывают свои истории с оговорками: «… может быть это просто совпадение», «… но хотелось бы верить в чудеса» и т.п. Матушка Ксения ходатайствует перед Богом обо всех, кто обращается к ней с чистым сердцем.

     Святая блаженная мати Ксение, моли Бога о нас!
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Анатолий Лунев
Смутному времени - смутное место
О роли религиозного фактора в последних событиях на Украине
21.10.2015
«Запрягли, взнуздали мне коней беспредела»
Реплика на разъяснение, которое дал композитор А.И. Микита
18.11.2012
О птичках, которые в стае не летают. Часть 2
Опыт виртуальной антропологии
22.10.2012
Все статьи Анатолий Лунев
Последние комментарии
Зачем Дерипаска восстанавливает хазарскую синагогу в Тамани?
Новый комментарий от Александр Невский
20.11.2024 13:50
Россия может оказаться перед угрозой голода
Новый комментарий от Кожухевич
20.11.2024 13:39
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от seaduck
20.11.2024 13:32
Для выживания России нужны радикальные меры!
Новый комментарий от Сергей из НН
20.11.2024 13:09
Бабъёжество? Спаси Бог, не надо!
Новый комментарий от Сергей из НН
20.11.2024 13:01
«Мигранты в законе»: азербайджанская диаспора
Новый комментарий от Рабочий
20.11.2024 13:00
Победа православной общественности!
Новый комментарий от катин
20.11.2024 12:40