В архондарике русского Свято-Пантилеимонова монастыря

Афонские зарисовки

0
915
Время на чтение 6 минут

Свято-Пантилеимонов монастырь- Добрый день! Калимера*! Я паломник из России... А... нельзя ли у вас поселиться?

- Калимера. На ночь. Больше нельзя. Подходите после пяти, после службы и трапезы. Вещи можете оставить на стеллажах.

Так не очень-то, прямо скажем, приветливо встретили меня в архондарике нашего русского Свято-Пантилеимонова монастыря. Ни тебе традиционной на Афоне стопочки раки, ни чашечки кофе, ни даже стакана воды...

- У меня вот... письмо от владыки... - я протянул ему рекомендательное письмо на фирменном епархиальном бланке от нашего правящего архиерея с нижайшей просьбой поселить меня, обормота, на пару-тройку деньков в гостинице монастыря, но он даже не взглянул на него.

- Да нам хоть от самого вселенского патриарха Варфоломея! У нас тут свои порядки. Всё. Я ухожу.

Фондаричный, как их кое-где зовут на Афоне, отец Игорь, молодой, лет тридцати с небольшим, худощавый монах, в очках, оттеснил меня за порог приемной, закрыл на ключ дверь и куда-то стремительно сгинул.

«Да! - сказал я себе. - Такие дела...»

И вспомнил: «Ты где? На Афоне! Вот и смиряйся, терпи».

архондарик

Стеллажи, в точности такие, как раньше стояли в камерах хранения на вокзалах, располагались прямо напротив двери приемной. Я сгрузил на нижнюю полку рюкзак, переметную сумку, приставил рядышком посох и пошел осмотреться, что тут да как...

Гостиница была в пять этажей. Очень большая гостиница, с широкими маршами лестницы, с площадками, холлами... Все это было, разумеется, построено до революции, когда одних паломников и трудников в Свято-Пантелеимонове размещалось до трех тысяч. Сейчас, судя по всему, было задействовано всего лишь два этажа, тот, на котором размещалась приемная, и еще один, выше, третий этаж... Правда, когда я входил по мостку, перекинутому через ров, отделяющий гостиницу от аллеи, на первом этаже, внизу, на самом дне рва, маячили какие-то люди, как я после узнал, грузины-рабочие.

Поднявшись на третий этаж, сразу недалеко от лестничной клетки я обнаружил небольшой «сапожок» с балконом, идущем по всему внешнему периметру стены. Балкон был, правда, на крепком запоре, но за окном и дверьми, ведущими на него, открывалось Эгейское море. Гостиница нависала прямо над кромкой берега, и хорошо было видно, как о прибрежные валуны плещутся пенные волны...

Под шум волны я прилег, как был, на какой-то диван, оббитый искусственной кожей, в углу у стены и... в ту же минуту уснул. Бессонное многочасовое стояние всю ночь напролет до утра на престольной праздничной службе в монастыре Ксиропотам, обильная затем трапеза с раки и виноградным вином, пеший восьмикилометровый переход, без единого привала, с полной выкладкой, по узкой горной тропе по-над берегом моря - все это, конечно не могло не дать о себе знать... Я уснул как убитый.

Свято-Пантелеимов собор

Проснулся - время без пяти пять. До храма святителя Пантелеимона доскакал почти что вприпрыжку. Нашел в полумраке в притворе свободный стасидий и там еще подремал минут сорок. Служба была короткая, по-видимому, малое повечерие. После чего все на ней присутствовавшие, человек пятнадцать монахов, впереди священноначалие: игумен, настоятель монастыря, духовник и все остальные двинулись в трапезную, благо трапезные на Афоне почти все, какие я видел и до и потом, расположены строго напротив кафоликона - главного храма, в десяти-пятнадцати метрах. В Ксиропотаме так там даже на улицу выходить не надо - в трапезную попадаешь через крытую застекленную галерею.

Трапезная Свято-Пантелеимонова монастыря - нечто среднее между царской палатой и еще одним собственно храмом, только без алтаря, рассчитанное не на одну сотню одновременно вкушающих. Вдоль длинной высокой залы идут в два ряда деревянные столы и скамьи. Стены расписаны евангельскими сюжетами, а столпы ростовыми изображениями святых, среди которых был и преподобный Серафим Саровский. Росписи, стало быть, никак не ранее 1903 года... Ныне здесь спокойно, за двумя небольшими столами, один из которых - игуменский - разместились все присутствовавшие на службе, включая монахов, послушников и нескольких паломников, среди коих, кроме меня, был еще один питерский батюшка и двое по линии ОВЦ.

Была какая-то каша, были бобы, серый хлеб, репчатый лук, моченый чеснок, немного вина и, как везде на Афоне, много соленых маслин: ешь - не хочу...

По выходе из трапезной фондаричный отец Игорь, быстро проскользнув мимо меня, не оглядываясь, через плечо бросил:

- Я вас жду.

В приемной он попросил мой диамонитирион.

- Кем работаете?

- Главным редактором журнала.

Фондаричный даже не прореагировал. Зачем тогда спрашивал? Хоть бы спросил, какого... Ничего тут не «катит»: ни рекомендательное письмо владыки, самого родного брата настоятеля Московского подворья монастыря, ни почтенный все-таки возраст, ни «главный»...

- Так. Только на одну ночь. Вы меня поняли?

«Так точно», - хотел сказать я, но не стал, так сказать, обострять...

- Пойдемте, я покажу. Третий этаж...

Очень он мне напоминал... вот не пойму только кого, то ли народовольца-революционера, какими я их всегда представлял, то ли нашего заместителя по науке, озабоченного не столько наукой, сколько отчетами и формальной дисциплиной: кто во сколько пришел и ушел и т.д.

Кстати, приехав уже домой, я наткнулся на такие слова афонского старца Паисия (Святогорца): «Самым большим беспорядком в монастыре является мирской порядок с военной дисциплиной, который не только утомляет, особенно современный уставший мир, но и изгоняет святую простоту, расточает духовные и телесные силы на земное, из-за чего человек забывает Бога». И ещё там: «Люди устроителям этой системы представляются чурбанами, и они безжалостно обтёсывают их, и, несмотря на то, что люди от этого страдают, радуются тем квадратам, которые из них делают (в стиле кубистов)».

Да! Как ни крути, ни верти, а все-таки правы были те, кто предупреждал меня в отношении Свято-Пантелеимонова монастыря, а таких было, минимум, трое. Представитель Паломнической службы Виктор сказал мне, что в Понтелеимонове очень неохотно принимают тех, кто едет не по линии их собственной паломнической службы от Подворья. Друзья говорили: «А зачем тебе «Пантелеимон»? Бывалые «афониты» давно уже объезжают его стороной и только в конце поездки на пару часов заскакивают туда, чтобы поклониться мощам». Не хотелось им верить, но - убедился... Хотя приходилось встречать и другое - такое, кстати, к примеру, свидетельство: (конца, я думаю, 90-х - начала, 2000-х):

«Иеромонаха Исидора русскому богомольцу на Афоне не встретить нельзя. В соответствии с послушанием он - Пантелеимонов гостинник (по-местному - архондаричный), и именно от него зависит, где вам удастся преклонить голову после долгого святогорского пути... Итак, отец Исидор - обычно самый первый пантелеимоновец, вами встречаемый. Обязательное «откуда?» и запись в книге паломников (диамонитирион, то есть вид на жительство, он не спрашивает, как и архондаричные в других монастырях, - афонская этика построена на доверии). Затем - чай. Без спешки, но с лукумом. После вручения образка св. Пантелеимона вас проводят к месту временного пристанища... трудно представить себе более идеального гостинника, чем о. Исидор, встречающий вас как самых дорогих, долгожданных родственников. Длинная борода не может скрыть его радостную улыбку, так же как и очки - его лучезарные глаза. Добавьте к этому всегда доброжелательные, почти восторженные интонации. Но думается и другое - может, в этом суть монашеского делания, в котором после отсечения своего «эго», собственной воли, место начинает «красить человека». Архондаричный должен встречать гостей, как Самого Христа, и он так их встречает»**.

сиромах

Впрочем, на все Божья воля (во всем, еще говорят, Божий промысел), и если бы все было идеально, без сучка и задоринки, я бы наверняка расслабился и не пошел в расстроенных чувствах гулять по набережной... А не пошел бы я туда гулять - не вышел бы впотьмах на мельницу Силуана - не встретил бы на обратном пути сиромаха*** Варнаву - не попал бы с его помощью, на следующий день, в Старый Русик, к отцу Пахомию... Ну и так далее, вплоть до ночевки в настоящей - древней - монашеской келье при Тихвинском храме... Не пили бы мы поутру чай с 76-летним старцем, выходцем из Почаева, в беседке, увитой лозой с виноградными гроздьями, не вели бы с ним разговоров за Веру, «за жизнь», за Отечество, ну и прочая, прочая, прочая...

Так что благодарить мне надо бы, по-хорошему, отца Игоря, архондаричного (фондаричного) русского Свято-Пантелеимонова монастыря, а не ругать почем зря, прости меня, Господи, грешного...

__________________________

*Калимера - Доброе утро, добрый день, по-гречески.

**Михаил Талалай. Афонские портреты - http://sibiriakov.sobspb.ru/ros_i_afon/russk_afon/10_pr.russafon.htm)

***сиромах - бродячий монах

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

5. Дорогой о ГОСПОДЕ Сергий! Мир Вам!

За чем же Вы так указываете замечательному великорусскому писателю Виктору Григорьевичу Громыко-Даурову: "у каждого свое впечатление об Афоне, но не надо выдавать его за правило и тиражировать в сеть"? Не по-братски это като. Он ничего оскорбительного о Свято-Пантелеимонов монастыре не написал, что же касается конкретного "фондаричного" (имя его скорее всего Виктор Григорьевич тактично изменил), то и в тупой немонашеской грубости писатель усмотрел действие Промысла БОЖИЯ. За правило эту частную грубость не выдавал, и даже привел другой пример о том же монастыре. Вот вы свое частное умиление выдали за правило, а ведь на Афонее ведется духовная брань. И не ради умиления русские люди сейчас туда устремляются из плененной жидами России. Вам что не нравятся великорусские паломники на Святом Афоне?! Спаси Вас ХРИСТОС, наш Малороссийский Собрат!
Леонид Болотин / 24.08.2012, 07:56

4. какждый видит то, что хочет видеть...

Посчастливилось быть на Афоне в январе 2012. по дороге в Уранополи познакомился с Александром из Питера. Ехали вместе в Свято- Пантелеймонов монастырь. там и жили 4 дня. на пристани нас встречал о. Олимпий, пожилой монах, на первый взгляд строгий и не очень приветливый. да, ракии и лукума не предложили при входе в архондарик. Архондаричий о. Виталий!, провел нас в келью и разместил. все рассказал как надо. потом, позже, мы коротали немногое свободное время между послушаниями(а кто же будет работать за нас, это же не санаторий?!) в уютнейшем архондаричном кафе с неповторимым чаем, квасом, и эспресо. плюс сухари из черного хлеба и шоколад. но это мелочи. как позже мы разговаривали с Александром делясь впечатлениями о поездке в ВАтопед- мы дружно решили, что в нашем монастыре встреча и трапеза строже и аскетичнее. это ведь Афон, и русский монастырь- как же еще. потом, в последний день, когда мы прощались с о. Олимпием, уже после совершенно умиротворенные и облагодетельствованные после Причастия и Ватопеда, я склонился поцеловать его руку, а он опередил меня и обнял так меня, как родного, прижал к себе под руку, тепло так и дОбро. как отец прижимает сына к себе. и так стало от этого хорошо и мы уехали с таким хорошим впечатлением, хотя уезжать до этого было грустно. если бы довелось снова быть на Афоне- поехал бы опять в свято - Пантелеймонов монастырь! вот так. поэтому у каждого свое впечатление об Афоне, но не надо выдавать его за правило и тиражировать в сеть. Омельяненко Сергей, Украина, Полтава.
Сергей Ом. / 23.08.2012, 21:39

3. Там кроме "порядка" - дух коммерции живет...

В прошлом году заглянули и мы на ночлег в наш Свято-Пантелеимонов монастырь и Руссик в этот раз неприятно поразил своей предприимчивостью. К моему знакомому подошел какой-то молодой человек в подряснике и прндложил по 200! евро за имя на поминовение как было сказано у Алтаря. При этом мы обнаружили, что официальная цена - 20 евро за имя(в комнате на стене у архондаричного). Недоумевая от конфликтной разницы цен, он обратился ко мне за консультацией. Мы пришли к выводу, что за 20 евро поминают все же в алтаре.
о-Александр / 02.02.2012, 11:01

2. "Напечатали!"

Вот, Виктор Григорьевич! А Ты боялся, что на "Русской Народной Линии" Твою критику некоторых современных нравов Свято-Пантелеимонова монастыря не опубликуют. Сами не побоялись и опубликовали. Что же против правды быть?! Очень ценное суждение Отца Паисия Святогорца. А слово "сиромах" означает что-то вроде "единоборца". "Бродячий" монах о сиромахах несколько обидно получается. Кстати, в Запорожской Сечи сиромахами называли "старых" безсемейных казаков, которые посвящали себя войне на всю жизнь - в отличие от большинства казаков, которые после тридцати лет обзаводились семьями и верстались на службу только во время больших походов. Был и русский вариант слова "сиромах" в казачьей среде - "сирота". Без нынешних сиромахов и Святой Афон не Афон...
Леонид Болотин / 02.02.2012, 08:21

1. Re: В архондарике русского Свято-Пантилеимонова монастыря

Чай хорошо пить свой - знаешь, какой надо консистенции, какой сладости, и какие собственные мысли прикладывать к чаепитию. Познавай самого себя, всё вложил Всевышний в тебя, как в микрокосмос, и не надо копаться в других, смущать их привычное одиночество. ИСТИННУЮ МУДРОСТЬ МОЖНО ПРИОБРЕСТИ ЛИШЬ ВДАЛИ ОТ ЛЮДЕЙ В ВЕЛИКОМ УЕДИНЕНИИ, И ПОСТИГАЕТСЯ ОНА ЛИШЬ ПУТЁМ СТРАДАНИЙ. ТОЛЬКО НУЖДА В СТРАДАНИЯХ МОГУТ ОТКРЫТЬ УМУ ЧЕЛОВЕКА ТО, ЧТО СКРЫТО ОТ ДРУГИХ(К.Расмуссен, Венликий санный путь).
остров72 / 02.02.2012, 06:24
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Виктор Дауров
Есть ли шанс у России?
Из писем крестнику, разных лет
20.08.2015
Никто не хотел напрягаться
Отклик на статью о.Александра Зайцева «О врачебной системе Ксении Кравченко»
15.02.2013
Иверонские диалоги
Афонские зарисовки
06.02.2012
Афон: паром, туда и обратно
Афонские зарисовки
25.01.2012
«Память его в род и род...»
К 180-летию со дня смерти монаха-провидца Авеля
13.12.2011
Все статьи Виктор Дауров
Последние комментарии
Страх и подвиг
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 23:09
Иван Ильин как идеологическая мишень
Новый комментарий от РомКа
26.04.2024 23:08
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 22:25
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 22:15
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 22:06