Радость Рождества Христова!

Доклад на V Рождественских просветительских чтениях в Одессе (14-15 января 2012 г.)

0
433
Время на чтение 13 минут

Рождество Христово. Икона афонского монастыря Ставроникита

5 508 лет от сотворения мира ждала Вселенная слов духовной радости о пришествии в мир Спасителя, который восстановит потерянное единство с самим Творцом. Потеряв радость тесного общения с Богом еще в райском Эдеме, человек обрел ее в Сыне Божием и Сыне Человеческом, Иисусе Христе. Теперь каждый, кто захочет приобщиться этой небесной радости, может вкусить ее от самого неистощимого источника вечного блаженства - Спасителя мира. «Господь Бог премилостивый да ущедрит тя. Господь Иисус Христос всякая прошения благая да подаст тебе... Господь Радости Духовной да исполнит тя» (третья молитва ко Святому Причастию).

Чтобы попытаться оценить, какую радость даровал нам Господь в своем Рождестве, надо понять в каком печальном состоянии мы оказались, преступив заповедь Божию еще в раю. Вот, что говорит по этому поводу в проповеди на праздник Рождества Христова архимандрит Рафаил (Карелин): «Грехопадение деформировало и извратило духовно-душевные силы и физическую природу человека. Они стали похожи на опрокинутую пирамиду. Тело подчинило душу, душа подавила дух. Разрыв человека с Богом повлек за собой разрыв человека с космосом. По отношению к Богу человек из сына превратился в отступника; по отношению к земле - в тирана... Духовное чувство огрубело и оземлилось. Пробудившиеся в душе страсти стали пить силу духа, как вампиры кровь своей жертвы... Любовь к Богу и стремление к Божественной красоте сменились любовью к миру, выраженной широким спектром наслаждений: от наслаждения природой и искусством до наслаждения грубыми страстями, переходящими в культ чувственности. Низкие импульсы и инстинкты тела стали властвовать над душой: так морские волны, схватив в свои мощные объятия лодку, бросают ее во все стороны. Человек выключил себя из духовного мира. Его внутренний свет погас».

После грехопадения и изгнания из рая Адам, взирая на Эдемский сад, горько плакал о потерянном блаженстве. Его первый ребенок Каин был заражен грехом гордости и уныния, и был огорчен, и поникло лицо его. Смешав грех зависти с грехом убийства своего брата, Каин, продолжив грех своего отца, положил начало долгой череде мрачных смертных грехов, которые впоследствии окутают своей липкой паутиной всю вселенную. Мир оцепенеет от неистовой злобы, ненависти, гнева, зависти и раздражения - грехов, которые будут изливаться, как из некоего «кладенца истления», не только на своего ближнего, но и на самого Бога.

Чтобы хоть как-то найти утешение в этом бушующем море мрачных страстей, человек судорожно начал хвататься за малейшее наслаждение для своей души - жалкие интуитивные потуги поиска потерянного блаженства. Тысячи лет миллионы людей с поврежденной грехом природой стремились здесь, на земле, построить радостное светлое будущее. В океане греха построить свой остров утопии. Не понимая, что всякая земная радость, не овеянная Божественной благодатью, это только плохой суррогат из старых как мир страстей: похоти плоти, похоти очес и гордости житейской (1 Ин.2; 16). Некая гремучая смесь из падших чувств падшего человека, замешанная на плотских удовольствиях и похотливых наслаждениях. Человек ищет радости в том, что он, лелея свою бренную плоть, одевает ее в красивые одежды, возит ее на красивых машинах, кладет спать в красивых домах... Но со временем все это приедается, и несчастный человек стремится разогнать тоску, постоянно развлекая себя телевизором, интернетом, бесконечно звучащей музыкой, праздными разговорами, шопингами, походами в ресторан, на концерт, вечеринками, турпоездками и т.д. и т.п. В сотериологии такое стремление избежать скучной жизни называется унынием - смертным грехом. Не удивительно, что дети Каина-братоубийцы явились основателями развлекательной индустрии, массмедиа. Почему? Потому, что их поврежденная грехом природа вызывает отчаяние, появляется желание заглушить голос совести шумом веселия скоротечного праздника жизни. Когда «радости» набивают оскомину и не приносят душе утешения, наступает жуткая, зеленая тоска. Эту печальную аксиому подтверждает в Священном Писании книга Екклесиаста. Премудрый Соломон, изведав весь спектр возможных в этом мире наслаждений, пришел к такому же выводу - всё суета сует, и томление духа.

Земные удовольствия временны, скоротечны, ведут к пресыщению, к некоей душевной изжоге, а потом переходят в разряд извращений, делая из человека сначала животное, а потом уже и хуже - самого беса. Понятие земного счастья это то, что приятно сейчас (что, скорее всего, и означает слово «счастье»), и это «сейчас» очень быстро проходит. Стремление человека к земному счастью напоминает стремление глупого ослика за вожделенной морковкой, которая подвешена перед его носом.

По поводу непостоянства земных удовольствий есть старая сказка о Маленьком Муке, вернувшем богатому эмиру потерянное наслаждение от вкушения сладкой халвы. Восточный князь переел сладость, пресытился ею. Тогда Маленький Мук попросил привязать эмира к столбу и подвесить перед ним кусочек халвы. И утраченный вкус халвы вернулся. Старая хитрость, как обмануть дебелую плоть, еще хоть на какое-то время продолжить ее агонию в поисках наслаждения.

В античные времена древнегреческий философ Эпикур написал на воротах своего философского сада: «Гость, тебе будет здесь хорошо: здесь удовольствие - высшее благо». Его лозунг был: «Ешь, пей, веселись, ибо завтра умрем». Однако и гедонизм Эпикура столкнулся с серьезными проблемами пресыщений, переходящих в извращения, которые, по сути, прекращают удовольствие само по себе. Такова деструктивная сила земных наслаждений - это путь в никуда. Так пес, испытывая удовольствие, слизывая собственную кровь с острия ножа, постепенно убивает себя. И хотя идею древнегреческого философа множество раз и в разные времена будут репродуцировать и пропагандировать всевозможные вожди человечества, сама земная жизнь будет отвергать ее за мимолетность и несовершенство.

Когда человек теряет духовную радость, на ее место обязательно придет радость в кавычках - дебелая, плотская и похотливая. Преподобный Амвросий Оптинский пишет своей духовной дочери: «...иногда находит на тебя какая-то мучительная, необузданная, растрепанная, свирепая радость диавольская, которая тебя ужасно утомляет, и что всякая скорбь душевная отраднее этой безобразной радости. Сама теперь видишь, что эта радость с противной стороны, но вместе знай, что эта растрепанная радость находит не без причины, а видно, было когда-нибудь, что ты по неопытности и неосторожности принимала обманчивую и прелестную радость за настоящую». Природа не терпит пустоты, если где-то убывает, тогда где-то должно прибыть. Дружба с миром есть вражда с Богом. (Иак. 4; 4). Земная радость - это измена радости духовной, это блуд души. Так ночная путана, гетера-жрица соблазняет своей похотью несчастного человека, обкрадывая не только карманы, но и его душу.

И вот ещё вопрос: если мы не приобретём опыт духовной радости здесь, то как мы сможем приобщиться ей там, в загробном мире, где не будет ни интернета, ни телевизора, ничего другого, что так развлекало нас в земной жизни? Не станет ли нам скучно среди радостного ангельского пения вечно славословящих Предвечного Бога небожителей? Вся наша жизнь, собственно, и будет являться ответом на этот вопрос.

В Рождестве Христовом мы исповедуем радость, которой нет аналогов в этом запутанном грехами мире. В рождественских народных псалмах мы воспеваем новую радость, пришедшую в мир, почему и само Евангелие называют Радостной Вестю. Рожденный в Вифлееме Спаситель мира вернул нам утраченную в раю блаженную радость, которой не будет конца. «Кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать во век, но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин.4; 14). Великая радость примирения человека с Богом, радость блудного сына, вернувшегося к отцу, радость обретения смысла жизни и потерянного рая. «И возрадуется сердце ваше и радости вашей никто не отымет у вас» (Ин.16;22). Можно отнять у человека имущество, можно отнять близких, можно отнять здоровье и самую земную жизнь, но нельзя вырвать из человеческой бессмертной души блаженную вечную радость божественной любви. «Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет, и радость ваша будет совершенна» (Ин.15;11). «Я умолю Отца, - говорит Христос Спаситель - и даст вам другого утешителя, да пребудет с вами во век» (Ин.14;16). Это утешение от Духа Святого испытывали все христиане, начиная от святых апостолов. «Каждый день они единодушно пребывали в храме, и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца». (Деян.2;46). Это новое духовное веселие. Именно о такой радости заповедует апостол Павел, обращаясь к фессалоникийцам: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь» (1 Фес.5;16). И еще первоверховный апостол в Послании к Филиппийцам сугубо заповедует: «Радуйтесь всегда в Господе; еще говорю: радуйтесь» (Флп.4;4).

Предвещая Рождество Христово, слова духовной радости потрясли мир. В небольшом галилейском городе, называемом Назарет, архангел Гавриил вещает простой девушке по имени Мария слова: «Радуйся, благодатная, Господь с тобою». Эти слова станут духовным знаменем во всей церковной жизни. Они, как нескончаемое эхо, будут отражаться и передаваться от сердца к сердцу сотен поколений верующих людей. Воззвание первоверховного ангела явилось начальным призывом к встрече Того, Кого Церковь называет Иисусом Сладчайшим, Радостью, Сошедшей с Небес. Первым свидетелям рожденного в мир Спасителя, простым вифлеемским пастухам, небесный ангел говорит: «Не бойтесь, я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь» (Лк.2;10). Радость о рожденном в мир Спасителе красной нитью проходит через все евангельское благовестие и отражается во всей истории христианской церкви. Мы не знаем ни одного свидетельства, где бы подвижник благочестия пребывал в состоянии уныния, отчаяния или депрессии. Даже плач о грехах был растворен радостью прощения и чувством утешения от Бога. Отчего и сам этот плач называется радостнотворным - христианская антиномия, которая познается только опытным путем и земных аналогов не имеет. Блаженство тихого плача о грехах - это сладкая глубина, светлая темнота или теплая тишина пребывания с Богом. Преподобный Серафим Саровский переживал покаяние с необычайной силой, о чем свидетельствует его духовный подвиг трехлетнего стояния на камне с молитвой евангельского мытаря: «Боже, милостив буди мне, грешному». Однако каждого, кто входил к нему в келью, неизменно встречал словами: «Радость моя, Христос Воскресе!» В этих словах пасхального приветствия преподобного содержится все евангельское благовестие: прощение грехов и радость о воскресшем Христе переносится на каждого встречного человека.

Когда мы читаем жития святых, то порой не можем постичь, что руководило ими к совершению подвига. Мы думаем, что подвижники благочестия, умерщвляя плоть, отказываясь от всех благ мира сего, уподоблялись античным стоикам или циникам. Но мотивация подвига святых совсем иная, чем у древнегреческих психопатов-мазохистов. Преподобный Иоанн Лествичник декларировал свои убеждения так: «Любовь побеждается любовью». Любовь к Богу удаляет из человека любовь к миру. Для святого все «блага» мира можно сравнить разве что с протухшим мясом, которое если и можно есть, то только заткнув нос и закрыв глаза. Вкусивший на брачном пире Небесного Жениха, не будет обращаться к помойкам. Как-то раз к преподобному Силуану Афонскому пришли послушники из монастыря и говорят: «Авва, почему ты сидишь в этой темной и сырой пещере, выйди отсюда, посмотри, как светит солнце, поют птицы и зеленеет трава». На что преподобный ответил: «Братия, разве вы хотите мне зла? Зачем вы зовете меня? Если бы вы знали, какое Солнце светит мне здесь и какую блаженную радость я переживаю в общении с Ним, вы бы не стали меня уговаривать выйти отсюда!» Ответ преподобного Силуана является лейтмотивом всей святоотеческой симфонии небесной радости Духа. «Служка» Серафима Саровского Николай Александрович Мотовилов вспоминает о своих посещениях преподобного: «В убогой келье, в углу, стоял гроб, возле которого уже седой согбенный старец преподобный Серафим, ведя беседу, как ребёнок, подпрыгивал от радости на одной ножке». Так когда-то прыгал и скакал от радости святой пророк Давид возле Ковчега Завета. Благодать Духа Святого наполняла души этих праведников, которую они были не в силах сдержать.

При определении духовной радости невозможно обойти такое явление церковной жизни, как страдания Христа ради. Христианин, исповедующий свою веру, в страданиях переживает неизреченную, необъяснимую никаким человеческим языком радость небесного блаженства, что само по себе является серьезным вызовом самым фундаментальным устоям земного бытия. Радость в скорбях - это самый мощный доказательный фактор христианской веры. Все то, что так лелеет и чему преклоняется окружающий нас мир, ниспровергается в прах и выставляется на посмешище. Преподобный Исаак Сириянин свидетельствует: «Когда душа упоена радостью надежды своей и веселием Божиим, тогда тело не чувствует скорбей, хотя и немощно; несет сугубую тяготу - и не изнемогает, но наслаждается и содействует наслаждению души, хотя и немощно. Так бывает, когда душа входит в оную радость Духа».

Мы имеем великое множество примеров, когда христиане шли, а порой и просто бежали на страдание, принимая самые жестокие и изощренные пытки, удивляя своим подвигом самых кровожадных палачей. О чем и свидетельствуют все христианские мартирологи. Возьмем, к примеру, добровольный мученический подвиг двух юных сестер Марфы и Марии и отрока Кариона. «В дни нечестивых царей мучили святых во имя Христово. Среди них было две сестры: девы Марфа и Мария. Однажды мимо их дома шел воевода, и, увидев его, сестры воскликнули: «Мы - христианки!» Воевода сказал им: «Вы еще молоды, и убивать я вас не хочу», на что сестры начали упрашивать его, чтобы он снизошел к ним и взял их на мучения. В это время подошел еще отрок и тоже начал просить воеводу. Тогда только пришедший в ярость военачальник велел распять их на крестах. Мать видела казнь своих детей, ободряла и укрепляла их».

В Первом Соборном Послании апостол Петр пишет: «О сем радуйтесь, поскорбев теперь немного, если нужно, от различных искушений, дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытуемого золота, к похвале и чести и славе в явление Иисуса Христа, Которого, не видев, любите, и, Которого, доселе не видя, но, веруя в Него, радуетесь радостью неизреченною и преславною, достигая наконец верою вашею спасению душ» (1 Петр.1;6-9). Эта необычайная радость в скорбях, еще одна антиномия христианской жизни. Примеров такой радости предостаточно и в наше время. Новомученик и исповедник российский протоиерей Роман Медведь пишет из заключения своей дочери, что «его радости нет предела», примерно также из концлагеря священномученик игумен Никон пишет своему духовному чаду, что «он счастлив как никогда». Униженный, оболганный, обритый, в тифозном бараке монах, на краю смерти, он переживает неизреченную радость общения с Богом. Ну что смерть, где твое жало? Ад, где твоя победа? (1 Кор.15;55) «Слава Богу за все!» - это последние слова умирающего в изгнании великого светильника православной веры Патриарха Константинопольского Иоанна Златоуста. Воистину царство небесное внутри нас. «Возлюбленные, огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного, но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явлении Славы Его возрадуетесь и восторжествуете» (1 Петр.4;12,13).

Только радостная весть о рожденном и воскресшем Спасителе могла усладить все эти земные страдания. Сам Господь как подвигоположник прошел страшные испытания земной жизни, начиная от своего рождения до тяжкого Голгофского креста, тем самым освятил и наши страдания, совершаемые во славу Его Святого Имени. «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах» (Мф.5;11,12).

Мир никогда не сможет понять, как можно радоваться, когда страдаешь, как совместить несовместимое? Когда-то идеолог коммунизма Ф. Энгельс, перефразируя известное выражение, сказал: «Религия - опиум для народа», и все последующие за ним поколения строителей светлого будущего повторяли изречение вождя, даже не затрудняясь понять его смысл. Дело в том, что опиум во второй половине 19 века применялся в медицинских целях как анальгетик для снятия болей либо как наркоз при проведении операций. Поэтому аналогия напрашивается сама собой: вера в Бога снимает боль земных страданий и дает человеку великое утешение во всех испытаниях земной жизни. Незнание духовной жизни церкви, лучше сказать, сознательное противление, и проявляется в невежестве таких вождей, которые берутся учить весь мир.

Самым знаковым признаком последних времен будет по утверждению Евангелия «оскудение любви» (Мф.24;12) и потеря духовной радости. И уже сегодня мы видим эти признаки надвигающейся апостасии. В нашей жизни остается очень мало места для радостных духовных переживаний. Когда встречаешь взрослого человека и спрашиваешь его заезженным «Как дела?», он почти на сто процентов ответит, что все очень плохо. При этом дети на этот же вопрос практически всегда отвечают, что все нормально. И здесь снова невольно вспоминаешь Евангелие: «...если не обратитесь и не будете как дети, не войдёте в Царство Небесное» (Мф.18;3). Человек перестанет гореть верою, перестанет жить для Бога и для ближнего, а захочет жить только для себя, отсюда серость и унылость его существования. И даже будучи в церковной ограде, будет пытаться реализовывать свое эго, добиваться своей выгоды. «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» - эти слова Священного Писания звучат от первых до последних страниц Библии. От того, не имея благодати, и становится нам скучно в церкви, скучно на молитве, тоскливо в воздержании, не интересно в богомыслии. Вместо искренней и самоотверженной духовной жизни христианин захочет разнообразить свое церковное поприще всевозможными социальными и культурными проектами. Захочет заполнить свою внутреннюю пустоту и дать пищу этому многомятежному зверю по имени гордость. Под внешним именем служения церкви и народу будет служить только себе. В таком случае молитва превратиться в молитвословие, как в некое заклинание, пост - в скучную диету, богослужение в красивое представление. Церковные праздники потеряют сакраментальный смысл, а больше станут временем долгожданного разговления, гастрономическим событием плотского удовольствия, безудержного веселья, когда уже все можно. Духовной радости и духовного веселия в этих праздниках уже не будет.

Христианину станет скучно сидеть на месте и нести свое церковное послушание, ему будет уныло и однообразно пребывать в ограде своего прихода. Мятежный дух будет гнать такого человека на деятельное участие во всех сферах общественной жизни: выставки, конкурсы, рок-концерты, фестивали, футбольные турниры, походы, экспедиции... Даже совершение Святой Литургии будет интереснее проводить где-то на самолете, подводной лодке, и для большего разнообразия на Пике Коммунизма. Мы перестанем разбираться в аскетике и сотериологии, но при этом хорошо будем знать, что такое интернет-сайты, блоги, форумы, вебинары и все то, что касается мировой паутины. Во времена апостасии человек будет тратить огромные деньги на бесчисленные паломнические поездки, на посещение все новых и новых чудотворных мест, которые будут умножаться с невероятной скоростью, желая получить духовное удовольствие и развлечение для души своей. Но лучше такой духовный турист не станет, количество в данном случае не переходит в качество. Современный пилигрим, погруженный в плюшевое чрево суперлайнера, мало напоминает калик перехожих времен Святой Руси. Поневоле вспоминаешь ответ Спасителя неверующему Фоме: «Блаженны невидевшие, но уверовавшие» (Ин.20;29).

Блаженство веры и радостное переживание общения с Богом -главный дефицит нашего времени. Может быть, неслучайно в последнее время в церковную практику вошло такое понятие, как акафист, в котором рефреном звучит слово «радуйся». Наверное, поэтому это, довольно позднее, произведение церковного творчества так полюбили современные христиане. В акафисте Пресвятой Богородице Святая Церковь воспевает: «Радуйся, Еяже ради ад стенет и дуси злобы трепещут; Радуйся, Еяже ради врата рая всем нам отверзаются. Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякого зла честным Твоим омофором». От бесчисленного призывания этой блаженной радости входит в духовный резонанс и наша связанная по рукам и ногам грехами душа. Рассеивается мрачная мгла, спадает с сердца унылый хитон, и светлый луч Христовой Радости наполняет человеческое сердце. Хочется, чтобы истинная радость о рожденном в мир Спасителе всегда согревала нашу утомленную суетой душу. Это тот духовный фарватер, который будет определять направление нашего житейского плавания по многобурному морю страстей к тихой гавани, земле обетованной. Радость Христова Рождества - это ориентир, реперная точка, становой хребет, духовный стержень всего нашего земного бытия, духовный маяк многосуетного моря по имени жизнь.

 

Протоиерей Андрей Шевчук

Рождество Христово

2012 год

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. Re: Радость Рождества Христова!

Какая хорошая статья!
Еленка / 01.02.2012, 21:30
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Андрей Шевчук
«Горькая вода» раскола
Размышления о горечи утраты церковного единства, если это вообще кто-то будет читать
15.01.2019
Все статьи Протоиерей Андрей Шевчук
Последние комментарии
Для выживания России нужны радикальные меры!
Новый комментарий от Агафон
19.11.2024 23:51
Апокалипсис на сегодня
Новый комментарий от Агафон
19.11.2024 23:46
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Бузина Олесь
19.11.2024 22:46
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от Русский Сталинист
19.11.2024 22:01
Колчак – предатель России или герой?
Новый комментарий от Русский Сталинист
19.11.2024 21:37
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Сталинист
19.11.2024 21:31
Грядёт ли новая Ливонская война?
Новый комментарий от Бузина Олесь
19.11.2024 19:22