29 января одному из самых ярких политиков и государственных деятелей Украины Евгению Кушнареву исполнился бы 61 год. Но 5 лет назад, 17 января, он трагически погиб. Пятилетка без Кушнарева... Вероятно, мы никогда не узнаем правду о том роковом выстреле. Но с него началась новая эпоха в украинском политикуме: эпоха дикой беспощадной охоты, превратившая страну в охотничьи угодья. Случайность или тщательно спланированная операция «ликвидация»? Тайна этой страшной трагедии осталась в глухом харьковском лесу. И на совести тех, кто сделал эту трагедию тайной...
«Я В ЭТО ВЕРЮ, Я ЭТО СДЕЛАЮ!»
23 ноября 2004 г. сессией Харьковского облсовета IV созыва было принято Заявление: «Мы требуем прекратить вмешательство во внутренний процесс Украины зарубежных помощников и спонсоров В. Ющенко, которые пытаются навязать Украине грузинский сценарий развития событий и подтолкнуть украинский народ к беспорядку и раздору. Такие действия неминуемо приведут к расколу страны, поставят под угрозу достижения Украины в сфере демократизации политической системы и экономического развития. Под сомнение ставится само существование украинского государства...»
СМИ, назвав эту сессию исторической, дали комментарии в стиле «губернатор Е. Кушнарев и его команда фактически отказались признавать центральную власть в стране».
А уже 26 ноября 2004 г. на чрезвычайной сессии Евгений Кушнарев сообщил: «Идёт ползучая революция, на западе Украины захватывают государственные органы власти, фактически государственная власть больше не функционирует... Мы в шаге от страшных событий, которые, если ситуация не будет успокоена, могут закончиться только гражданской войной... В этот ответственный час я готов взять на себя всю полноту власти и ответственности за судьбу Харьковщины... Это чрезвычайное испытание, которое выпало на нашу долю, и на мои плечи. Когда я выходил несколько минут назад из своего кабинета, я попросил поддержки у Божией Матери. Мы удержим ситуацию. Всё будет хорошо. Я в это верю, я это сделаю!»
При последних словах у губернатора на глазах выступили слезы. Он отдавал себе отчет. Это был осознанный, неслучайный выбор. И - первый его шаг по пути, именуемом дорогой на Голгофу.
В то время многие, включая тогдашнего мэра Харькова Шумилкина, перешли на «оранжевую» сторону, но прагматичный Кушнарев действовал, как духовный вождь. В этом была его миссия.
СЕВЕРОДОНЕЦК: ТОЧКА ОТСЧЕТА
События развивались стремительно: 28 ноября 2004 г. на Всеукраинском съезде депутатов всех уровней в Северодонецке в своей известной речи Кушнарев заявил: «Не надо испытывать наше терпение... на любой выпад у нас есть достойный ответ - вплоть до самых крайних мер. И я хочу напомнить горячим головам под оранжевыми знаменами: от Харькова до Киева - 480 километров, а до границы с Россией - 40!... Мы хотим жить в государстве, где каждый человек защищен. Мы понимаем, что Восток имеет серьезнейшее отличие от Галичины, мы не навязываем Галичине наш образ жизни, но мы никогда не позволим Галичине учить нас, как нужно жить!... Мы не примем навязываемый нам образ жизни, мы не примем чужие символы, наш символ - православие!»
Тогда он озвучил то, что было в умах миллионов сограждан, став их идеологом. За эти слова в августе 2005-го, обвиненный в сепаратизме, Кушнарев был арестован. В ответ он сразу объявил голодовку и изможденный, на 9-й день, был отпущен под крупный денежный залог.
«ВИЛЫ» КОНТРРЕВОЛЮЦИОНЕРА И ПЛЕНКИ МЕЛЬНИЧЕНКО
Из-за массовых предательств Кушнарев сам отказался от руководства облсоветом, сказав на сессии: «Я с вами работать не хочу!» Далее было более десятка судов, и все он их выиграл. Потом - общественное движение «Вместе - вперед!» и партия «Новая демократия». И - книга «Конь рыжий. Записки контрреволюционера» (2005), в которой политик полностью развенчал миф о благих намерениях воплотителей «оранжевого» переворота.
Вторая книга Евгения Петровича - «Выборы и вилы» - вышла уже после его смерти, весной 2007-го. Ее презентация в Киеве состоялась 17 апреля - ровно через 3 месяца после смерти автора.
Из многих ВИПов, присутствующих на мероприятии, пожалуй, один Дмитрий Табачник признал, что «в последнее время Партия регионов не в полный голос говорила о политическом мужестве Кушнарева, ставшего организатором Северодонецкого съезда в конце 2004 года». Д. Табачник отметил, что только тогда появилась альтернативная мысль и позиция, опровергающая миф о «всенародном движении под оранжевыми знаменами». Это позволило остановить «попытку антигосударственного переворота на улицах в Киеве. И об этом нужно говорить правду, это должны мы понимать. Гораздо более объективно об этом скажут историки будущего». Дмитрий Табачник выделил в книге Евгения Петровича главу «Идеи, которые разделяет наш народ», назвав ее «блестящим эссе политолога и политика-практика». «Я очень рад, что сегодня появилась умная, важная и написанная человеком, который оставил свой бесценный след в истории Украины. Думаю, что большинство тех, кто сегодня собрался в этом зале, идеи Евгения Петровича разделяют. И я надеюсь, что к такому спокойному пониманию его идей придут и те, кто были его политическими оппонентами. Его книга - это ключ к пониманию единства Украины и к настоящей демократии», - сказал в своем выступлении Дмитрий Табачник.
Тогда, на презентации, Леонид Кучма, помнится, сказал: «Женя, Евгений Петрович, мог бы стать политиком государственного масштаба...» Странно было слышать это от президента, у которого Кушнарев работал главой Секретариата...
Исходя из пленок майора Николая Мельниченко, в частности, записи разговора Евгения Кушнарева с Леонидом Кучмой 22 января 2000 года, Евгений Петрович уже в то время был политиком того самого упомянутого весной 2007-го Кучмой «государственного масштаба».
«Пять вопросов - и все разные, - отметил Евгений Кушнарев, зайдя в кабинет Леонида Кучмы. - Хочу вас проинформировать, я тут все отслеживаю очень внимательно. На мой взгляд, главным моментом сейчас является анонимность народной инициативы (....) Можно было бы, чтобы телевидение спокойно и последовательно из регионов давало короткие интервью с конкретными людьми, но только умными, нормальными людьми, представляющими именно инициативные группы. То есть, показать адресность от народа (....) Вот дайте команду только! Нормальных, хороших я бы сразу подобрал людей, которые бы идентифицировали себя с инициативной группой, и сказали бы, что - да, мы работали (....)» «Согласен!», - ответил Кучма. И далее, в процессе разговора, соглашался со всем, что говорил Евгений Петрович.
«Никакого кризиса нет, есть у нас процесс выздоровления парламента, больного. По моему мнению, еще три дня назад они были в нокауте, уже готовы были сдаваться», - убеждал Кушнарев Кучму.
Стоит отметить, что Евгений Кушнарев - автор, по крайней мере, двух названий политических брэндов: «Единая Украина» и «Наша Украина». «Покажите мне название!», - фраза Кучмы. «Например, «Едына Украина» - очень хорошее название для блока, можно было бы подумать, «Наша Украина». Сейчас ключевой вопрос - и надо ставить в этом точку - пойдем или нет мы в блоке с социал-демократами...» - ответ Кушнарева. «Блок я вижу, вся конструкция у меня расписана», - в процессе беседы отмечает Евгений Петрович.
Какой еще «государственный масштаб» усматривает Леонид Кучма - трудно сказать. Очевидно одно: прагматизм и профессионализм Кушнарева-политика неоспорим...
«Я УШЕЛ К ВАМ, МОИ ДРУЗЬЯ И ЕДИНОМЫШЛЕННИКИ...»
Вступивший в Партию регионов Е. Кушнарев сразу же стал самой яркой личностью политсилы. Непревзойденный лидер, он всегда имел свое мнение. Именно Кушнарев прибыл в Феодосию, когда туда вошли корабли НАТО. Именно он, не выдержав фарса, в ночь на 2 августа 2006 г. покинул заседание по поводу так называемого «Универсала национального единства». «Я ушел оттуда, не дождавшись завершения этого фарса. Ушел к вам, мои друзья и единомышленники, чтобы отстаивать наши права и свободы. Право жить на родной земле, говорить на родном языке, хранить свою культуру, ходить в свою церковь...» Он тогда был единственным, кто внятно и отчетливо формулировал: за что, все-таки, должна бороться партия, выражающая ментальные интересы Востока и Юга Украины? Одним словом, «вышел из-под контроля». Тучи над ним, соответственно, сгущались...
ТРАГИЧЕСКАЯ ОХОТА
Охотились на волков. 16 января, около 14 часов, группа в составе Евгения Кушнарева, его коллег-нардепов Дмитрия Шенцева и Сергея Гусарова, а также владельца охотничьих угодий бизнесмена Дмитрия Завального на машинах объезжала лесничество. Дорогу им перебежал волк (по другой версии - кабан). Остановившись, охотники выскочили из машин и начали стрельбу. После очередного выстрела Евгений Кушнарев упал недалеко от дороги, среди деревьев. Якобы непроизвольный выстрел был произведен из карабина «Сайга», принадлежащего Д. Завальному. Это - официальная версия. В Изюмскую районную больницу депутат был доставлен на автомобиле Toyota LandCruiser два часа спустя - к 16 часам. От охотничьего угодья «Гай» возле с. Красный Шахтер до Изюма - 33 км... За жизнь политика почти сутки боролись врачи: пуля калибра 7,62 вошла в брюшную полость в области печени и вышла сзади, задев правую почку, кровопотеря составила около 5 литров. Почку, как и 40 см кишечного тракта, удалили. Но 17 января, около 13-00, так и не дождавшись прилета немецких медиков, тяжелораненый скончался...
Говорят, в то роковое утро Евгений Петрович что-то предчувствовал. И на охоту ехал без особого энтузиазма. И потом: почему «крутая» иномарка преодолевала расстояние в 33 км целых 2 часа?! Куда в первые сутки пребывания Кушнарева в Изюмской больнице исчез его простреленный камуфляж? Почему воспроизведение на месте убийства проводили через несколько недель, когда (не забываем - зима!) никаких следов не осталось? Вопросов - масса. А вот ответов...
«Случай и охотничий азарт - это то, что привело к такой трагической нелепости», - заявил на пресс-конференции в Киеве в тот день замминистра МВД М. Корниенко. Так сказать, на скорую руку «огласил» результаты сиюминутного расследования. На этом оно и завершилось... Д. Завальный тюрьмы избежал: его заявление о применении амнистии удовлетворили. 9 сентября 2009 г. Верховный суд дело вообще закрыл. Но родные Евгения Кушнарева до сих пор считают: расследование было поверхностным. Они признаются, что не хотят общаться с политиками. Уверены: лучшее, что могли бы сделать власти - это настоять на дорасследовании дела о смерти Кушнарева. Этого хотят и миллионы сограждан, но, увы...
ЕГО СОВЕСТЬ ЧИСТА. А НАША?
В последний (предновогодний) день работы Верховной Рады в декабре 2006 г. автор этой публикации договорился с Евгением Петровичем по поводу интервью. «Давай сразу после Крещения! Я отвечу на все вопросы прямо на диктофон, заранее готовиться не буду», - пообещал он. 19 января 2007-го, на Крещение, его похоронили...
Е. Кушнарев не дожил 12 дней до 29 января, своего 56-го дня рождения, приняв мучительную кончину. Он погиб в святочные дни, и предан земле в праздник Богоявления - Крещения Господня, т.е., крещен кровью для Царства Божия. Это- неслучайные знаки. За год до смерти, в январе 2006-го, во время интернет-конференции на портале ЛИГА.net Кушнареву был задан вопрос: «Что Вы скажете в оправдание, когда предстанете перед Богом?» Он ответил: «Мне не в чем упрекать себя. Моя совесть чиста. Украину я люблю не менее, чем каждый из вас. Только всю ее, а не какую-либо часть». Личности такого уровня украинский политикум дождется не скоро. Возможно, поэтому все 5 лет власть пытается «стереть файлы» о Кушнареве: ни обещанной станции метро его имени, ни улицы в Харькове так и не появилось...
Недавно в письме родным Кушнарева, его соратникам и друзьям президент Виктор Янукович написал: «Что бы ни было бы дальше - все будет отмечено печатью события, ставшего неотвратимым. Потеря нашего Товарища, Друга, Соратника - это именно то событие, трагическое эхо которого мы ощущаем, и будем ощущать, сколько бы времени не прошло». Вот здесь вы правы, Виктор Федорович: ощущать будете еще очень долго...
P.S. Автор благодарит члена Национального союза писателей Украины, Союза писателей России из г. Харькова Станислава Минакова за оказанную помощь в подготовке публикации.
1. Светлая память