Русской Женщине - Русский Стиль!

Размышления о некоторых насущных проблемах Русской Цивилизации

Русская цивилизация 
0
1927
Время на чтение 9 минут

Почти двести лет назад русский мыслитель и державный муж граф С.С.Уваров в переписке с Государем Императором Николаем Павловичем сформулировал фундаментальный девиз русской жизни «Православие - Самодержавие - Народность», который выразил смысл не только предшествующей многовековой истории нашего Отечества, но и определил духовную и культурную стратегию бытия нашего народа-Богоносца на все грядущие времена вплоть до Второго Пришествия Христова.

В минувшие два с лишним десятилетия православными патриотами России предпринималось немало усилий по возрождению духовных основ русского национального самосознания в русле «уваровских» идеалов. Однако в тот же период повседневный быт русского человека, русской семьи был подвергнут безпрецедентной по масштабам и усилиям информационно-психологической культурной агрессии со стороны чуждого нам по духу и содержанию западного образа жизни, враждебного нам цивилизационного кода.

В советское время культурное влияние Запада жестко ограничивалось официальной идеологией и политикой. Но настоящего внутреннего противостояния такому влиянию не было: в условиях холодной войны «запретный плод» западной культуры для советских людей, для масс наших соотечественников стал особенно привлекательным. И после падения «железного занавеса» на наш народ хлынул вал иностранной пошлости и безвкусицы. Освобождение нашего народа от богоборческого идейного пленения обернулось не возвращением к исконным началам русской культуры, а пленением новым - по своему духовному содержанию ещё худшим. Миллионы кровно русских людей стали воспринимать собственную национальную культуру глазами иностранцев: балалайка - матрешка - шапка-ушанка. «Нормой» повседневного «нашего» быта стали джинсы, кола, жвачка, голливудский «блокбастер»... А когда пришло пресыщение всем этим и люди оторопело стали оглядываться вокруг себя в собственных жилищах, то ничего «своего», кроме матрешек да хохломских ложек, на кухонных полках не увидели. Политика рынка, которая декларирует идею «свободного выбора» потребителем, на самом деле никакого выбора, кроме выбора «лейблов» на джинсах разных моделей, не предлагает... Такая вот - «свобода»! А на самом деле - «засада», плен...

Надо сказать, что подобные губительные наступления чужеродной культуры Россия переживала не раз. Нечто подобное происходило и в XVIII столетии, и в первой половине XIX века. Правда, тогда подобные культурные «моровые поветрия» охватывали только так называемое образованное общество и городскую жизнь, а многомиллионная русская крестьянская община сохраняла верность традиционным основам русского уклада и национальным идеалам. Однако молодой Государь Император Николай I, вступление которого на Престол в Декабре 1825 года было омрачено революционным бунтом аристократической черни, глубоко осознал губительность подобных увлечений западной культурой и стал медленно - без реформационных рывков, но при этом неуклонно разворачивать державный корабль в фарватер русской самобытности.

Именно по воле Державного Вождя Земли Русской отечественная академическая ученость обратилась к систематическому масштабному изданию в различных многотомных сериях наследия древнерусской литературы - Русских Летописей, духовных повестей, сокровищ древних актовых материалов. И хотя русские славянофилы 1830-1840 годов из числа русских аристократов позволяли себе некоторую «фронду» по отношению к Николаевскому «режиму», сами того не осознавая, своим появлением они были обязаны новой национальной политике Русского Императора: свои знания о Древней Руси и её культурных идеалах они черпали из изданий Императорской Академической архивной комиссии.

При решительном покровительстве и одобрении Государя произошло зарождение русской национальной культуры в классических музыкальных жанрах - появилась Русская опера с русскими сюжетами и русским народными мотивами.

Великим деянием Государя Николая Павловича стало Его решение возродить в православном храмоздательстве исконные архитектурные традиции Восточной Ромейской Империи и древнерусского зодчества. Те же изобразительные мотивы Он потребовал использовать и при строительстве важнейших государственных зданий. Большой Кремлевский Дворец, Оружейная Палата, Московский вокзал в Санкт-Петербурге и Николаевский вокзал в Москве стали первыми образцами реализации этой национальной политики.

Именно в формулировании этой Имперской Идеологии и Политики полномасштабного народного образования и воспитания в национальном русском духе ближайшим помощником и «сотаинником» Государя стал граф Сергей Семенович Уваров, предложивший формулу «Православие - Самодержавие - Народность», которая в своём составе основывалась на воинском девизе времен Отечественной войны 1812 года - «За Веру, Царя и Отечество!». Государь Николай Павлович проводил Свою политику национализации Империи и её государственной жизни без директивного нажима и запретов на западную моду. Царь-Батюшка, зная слабые черты собственного народа, именно прививал русской аристократии, русскому дворянству и разночинству любовь к собственной национальной самобытности.

Ещё многие десятилетия после Императорского Указа о храмоздательстве в России возводились церкви и в «привычном» классическом античном стиле, храмоздатели переживали увлечения даже «неоготикой». Что же касается гражданской архитектуры как государственного, так и частного значения, там продолжали «царить» различные увлечения любыми стилями. Однако выросло два-три новых поколения русских зодчих, и к концу XIX столетия стало просто «неприличным» предлагать в качестве проектов православных церквей здания с «античными» колоннами и портиками или куполами в стиле соборов Рима, Лондона и Парижа. Русский Стиль благодаря такой терпеливой Царской политике вновь стал родным для русских зодчих - без каких-либо настойчивых директив и запретов на западную моду. Даже общее увлечение «модерном» в России породило такое исключительно самобытное в общеевропейской культуре явление, как «русский модерн».

Когда в 1903 году праздновалось 290 лет воцарения Династии Романовых, то уже отнюдь не волевым решением Правнука Русского Императора Николая Павловича - Святого Царя Николая Александровича, а по предложению модных русских «дизайнеров» той эпохи было решено провести Юбилейный Бал в одеждах Русского Стиля. Тогда не только Государь и Царица, но и весь цвет русской аристократии, служилого слоя и купечества облачились в кафтаны и платья в Русском Стиле. А через десять лет при праздновании 300-летия Дома Романовых для Дворцовых Балов в Кремле и Санкт-Петербурге были созданы тысячи разнообразных костюмов, которые были уже не просто стилизацией, но воссозданием древнерусских одеяний - Царских, боярских, воинских, купеческих. Тогда Русские Женщины блистали своей статностью и величавостью в расшитых роскошных платьях, кокошниках и сафьяновых сапожках, представляя всё многообразие и богатство исконного русского костюма. По дневникам и письмам известно, что представители иностранного дипломатического корпуса в России были просто в восторге от их красоты, великолепия, оригинальности. Дворцовые торжества 1913 года стали образцами для проведения подобных юбилейных мероприятий и в русской провинции. А открытки Императора Николая Александровича и Государынь Императриц Александры Феодоровны и Марии Феодоровны в древнерусских Царских облачениях разошлись колоссальными тиражами и украсили миллионы крестьянских изб и мещанских домов.

Западная Европа, особенно Франция, Дания, Италия, курорты Германии, в первые два десятилетия ХХ столетия переживали настоящий бум на всё русское - русскую кухню, русскую бижутерию, русскую живопись, русское прикладное искусство. Об увлечении в ту пору русским балетом, русской музыкой или театром и говорить не приходится.

Первая Мировая война и революция убили этот небывалый взлёт русской культуры в самой России, хотя благодаря миллионам русских беженцев в 1920-1930 годы интерес Запада к Русскому Стилю не ослабевал.

Но коренное свойство ведущих представителей западной цивилизации таково, что высоко оценивая самобытные проявления иных цивилизаций, не только русской, но индийской, китайской, японской, африканской, арабской, персидской и других, они никогда не впадают в слепую подражательность и безоглядное увлечение ими. Собственный интерес и собственное значение у них всегда на первом месте. И вполне искренне ценя чужую самобытность, они считают своим «священным» долгом навязывать своё видение мира и подчинять чужую самобытность себе, в конечном итоге разрушая современное существование чужой самобытности, переводя её в разряд мёртвой музейной ценности.

Именно это свойство Западной Цивилизации прекрасно осознал в своё время Государь Император Николай Павлович и Его верный сподвижник граф С.С.Уваров, выдвинув в качестве основы русского бытия и выживания во враждебном мире Православную Веру, Православное Царское Самодержавие и Православную Культуру Русского Народа.

Дом русской одежды Валентины Аверьяновой

Нам предстоит громадный труд по освобождению из нынешнего чужеродного пленения. К сожалению, в нынешних условиях отсутствует общероссийская государственная политика, стратегия действий в этом направлении. Во многом этот труд должен опираться на самовоспитание и самообразование, на самодеятельные усилия. Такое самобытное, самородное воссоздание элементов «уваровской» просветительской программы сейчас не имеет никаких политических препятствий. Господь же, видя наши чаяния, придаст нам сил, и мы можем надеяться, Он по Своей Воле вознесет эти программы на Российский государственный уровень. Но Вера без дел мертва есть. И дела нашей Веры должны обретать конкретность даже в малых на первый взгляд проявлениях, в скромных инициативах и общественных программах.

На мой взгляд, сейчас всё больше и больше набирают силу культурно-просветительские программы Русского культурно-просветительного фонда имени Святого Василия Великого Кесарийского, президентом которого является известный русский общественный деятель и предприниматель Василий Вадимович Бойко-Великий. В качестве положительного примера одной из программ Фонда Святителя Василия Кесарийского хочу привести пока малозаметное, но, по моему убеждению, знаковое событие в современной русской культуре.

Дом русской одежды Валентины АверьяновойВ конце 2011 года состоялся общественный показ Первой коллекции «Весна-Лето 2012» Дома русской одежды Валентины Аверьяновой (http://slavmoda.ru/). В русле новых программ президент Русского культурно-просветительного фонда имени Святого Василия Великого заказал «Дому русской одежды» практически разработать стиль современной одежды, который отражает традиции русского национального костюма. «По Русской Земле мы должны ходить в русской одежде», - считает Василий Вадимович.

Многомесячная работа русских мастериц - художниц, портних, вышивальщиц - была завершена, и состоялся настоящий праздник Русской Моды, Русского Стиля для сотрудников предприятий, руководителем которых является В.В.Бойко-Великого, и многочисленных представителей православной общественности. Демонстрировали одежду не профессиональные модели, а сотрудницы предприятий, обыкновенные Русские Девушки и Женщины, для которых и предназначена продукция Дома русской одежды.

Дом русской одежды Валентины Аверьяновой

В коллекции «Весна - Лето 2012» были использованы только натуральные материалы - лен, ситец, шелк, вышивки, кружево, жемчуг, уральские самоцветы, - всё то, что выделяет самобытный Русский Стиль на фоне безликого проамериканского униформизма. Радовало глаз многоцветие и яркость красивой, но при этом практичной одежды. Лично я вижу в этом начинании великую перспективу. Один из героев Ф.М.Достоевского говорил, что красота спасет мир. И эта простая мысль, что красота сама по себе является громадной силой в противостоянии уродству, безвкусице, безобразию, не утратила своего значения. Красота воздействует не просто на глаз. И когда я пишу «радовало глаз», я говорю о той сердечной радости, которой были воодушевлены многочисленные зрители и участницы показа Русской Моды. Поэтому я убеждена, чем больше русских людей будут охватывать информационное пространство Русской Красоты, тем меньше на Русской Земле будет оставаться места для пошлости и зла. Пока у нас не принято ходить в музеи народного творчества, мы утратили остроту восприятия красоты национального костюма и предметов быта. Но терпеливая просветительская работа русских мастериц, самоотверженная скромная работа любовного насаждения Русской Моды обязательно принесет свои плоды. Если Русская Женщина по велению своего сердца сделает выбор в пользу Русского Стиля, она под стать этому стилю станет преображать и свой домашний быт, тем самым совершая неприметную, но плодотворную работу по воспитанию вкуса к Русскому Стилю у мужа и сыновей.

Какой вывод я сделала из первого показа мод «Дома русской одежды»? У русских людей появился выбор между своей национальной одеждой и растиражированной «модной» дешевкой. Создание условий для такого выбора, это тоже важный и необходимый покаянный труд на пути возвращения к идеалам Православия, Самодержавия и Народности.

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

9. Ответ на 2., Никос:Понятие "русской красоты" - отсутствует вообще

У разных народов эстетические идеалы кардинально различаются, по-разному выстраивается гармония. Гармония русского стиля отражает гармонию сложной, но дружной жизни русских людей, она складывалась в течение многих веков. Чтобы одежда выглядела красиво, она должна быть стилистически выдержана. Единство стиля закладывается модельером на самой первой стадии - в эскизе. Некоторые исследователи видят в первоначальном эскизе символ. Как отмечал акад. Д.С. Лихачёв, абсолютно новое не воспринимается зрителем, ему нужна уже известная форма или символ. Какие же символы, если не наши родные, архетипичные для нас, будем мы выбирать?
Е_испытатель / 08.01.2012, 16:02

8. Вниманию читателей

Дорогие братья и сестры, напоминаем, что с 6 по 10 января форум РНЛ закрыт: http://ruskline.ru/news_rl/2012/01/05/vnimaniyu_dorogih_chitatelej/
/ 05.01.2012, 21:52

7. Re: Русской Женщине - Русский Стиль!

Вот поле деятельности для патриотов, любящих Родину и Святую Русь - творческое (не фольклорно упрощенное) возрождение нашей культуры во всех областях. Хотя бы на основе этих 16 Пунктов нашей русской идентификации: http://рнл.рф/analitika/2012/01/04/ewe_raz_o_russkosti/ А наши патриоты-активисты, особенно что на виду, могли бы отбросить масонские мундиры - пиджаки с галстуками, с опрокинутым вниз масонским треугольником. И одеть что-то вроде, что носил наш великий русский писатель Л.Н.Толстой, что получило его имя "толстовка". Нужна не только яркая, цветастая русская одежда, но и скромная, по крестьянским мотивам, к нашему времени переосмысленная. Наша молодежь ждет, кто бы её вдохновил на национальное творчество, поддержал её в этом. Может, РНЛ могла бы устраивать конкурсы по этой линии, чтоб мотивировать этот процесс. Нам нужно распространять православную красоту по всей нашей богатейшей и красивейшей земле. Нужно возродить традицию традиционной избы с печью и с подворьем, только по-новому осмысленную, с экологическим замкнутым кругом, с ветряками и электроэнергией из коровьего помета. Сколько у нас русских умельцев и изобретателей, которые из ничего творят шедевры, но они остаются сегодня не востребованными. ТВ должно показывать вдохновляющие примеры объединения в кооперативы для постройки домов и усадьб друг для друга, для здоровой общинной жизни на природе, где дети сами родятся, потому что нужны помощники. Учить бережному отношению к нашей уникальной природе, озерам и лесам. Наши предки дрова не пилили, а топили хворостом. Все это нужно делать, а не сидеть по норам и вести "патриотическую" болтовню. Помоги же нам Господи!
Адриан Роум / 05.01.2012, 20:16

6. Re: Русской Женщине - Русский Стиль!

Одеваюсь преимущественно в дешевых магазинах в Меге. Жена вообще предпочитает покупать одежду в Европе - дешевле и качественнее.
рудовский / 05.01.2012, 20:10

5. Полагаю, и до мужской одежды дело дойдет

Конечно важна и повседневная, не только праздничная одежда. Но высокий стиль задает планку, и чем выше она, тем разнообразнее творчество и для массовых образцов.Сейчас, например, трудно достать гимнастерку образца, утвержденного Государем перед Первой Мировой войной. Этот образец просуществовал до начала 1970-х годов в Советской армии. Думаю, на армейских складах их ещё сотни тысяч храняться. Жаль, что не поступают в продажу: так и сгниют У меня была такая ещё с университетских сборов, но застирал до ветоши. С удовольствием похожую гимнастерку носил бы и сейчас, если было бы где купить.
Леонид Болотин / 05.01.2012, 17:56

4. Спаси Господи!

А мне очень понравилось. Спаси Господи! Для православной женщины проблема купить приличную длинную юбку. А это просто сказка. Многое бы носила с удовольствием, ну не все конечно. Еще раз спасибо, греет душу, даже когда просто смотришь. Полностью убеждена в том, что на человеке надето, то имеет духовные последствия. Особенно это заметно на полуголых людях нашего времени. Деградация очевидна.
Ника / 05.01.2012, 13:21

3. Re: Русской Женщине - Русский Стиль!

это просто вызвало бы очередной виток моды а ля рюс во всем мире, которая потом схлынет, оставив все русское выглядеть как вышедшее из моды. И все бабы купятся. Курицы потому что.
дезинфектор / 05.01.2012, 11:13

2. К вопросу платежеспособной глупости

"только натуральные материалы - ... что выделяет самобытный Русский Стиль". Да миллионеры и светские бездельницы давно используют всё это! А просто скромной, приличной одежда, не имеющей отношения к "проамериканизмам", отказываете в существовании? Сугубо "православная", "русская" мода - такие же кичи, вымогающие деньги из бедных людей, как и все остальные. В одежде надо придерживаться требований своего времени, скромности, приличия и, желательно, красоты. Всё это достижимо при мало-мальском достатке, творческом личном подходе. Если есть время и деньги, то можно украсить и русскими нацэлементами (как правило, из крестьянского быта прошлых веков - дороговатым удовольствием). Понятие сугубо "русской красоты" - отсутствует вообще, есть красота разумной души, очищенной от страстей, что не может быть скрыто никакой одеждой.
Никос / 05.01.2012, 10:56

1. Спаси Господи!

В будущем надо будет разработать и мужскую одежду.
иерей Димитрий Х / 05.01.2012, 10:01
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Анастасия Алексеевна Аверьянова
Холодная война и Дело Константина Душенова
Судебное заседание по делу К.Ю.Душенова состоится 24 января
22.01.2012
Все статьи Анастасия Алексеевна Аверьянова
Русская цивилизация
Мифы и правда о монархическом способе правления
Мы должны «вернуться домой», встать на свой исторический путь
22.11.2024
«Путь России — собирание народов и земель»
Ответ на статью Андрея Сошенко «Какова ваша позиция, депутат Затулин?»
21.11.2024
Россия посмела идти иным цивилизационным путём
Святейший Патриарх Кирилл о том, почему многие ополчишася на нас
21.11.2024
Наша идеология – Русская Мечта о великой гармонии
Величие и миссия русского народа — в собирании вокруг себя народов, пространств и создание великого многоязыкого царства, основанного на гармонии и согласии
21.11.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06