«Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп
Неприступному приносит; Ангели с пастырьми
славословят, волсви же со звездою путешествуют;
нас бо ради родися Отроча младо, превечный Бог»
«И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца», - свидетельствует апостол и евангелист Иоанн Богослов, разъясняя нам образ воплощения и рождения Сына Божия. И действительно, как Бог может стать человеком: родиться от Девы, быть видимым телесными очами, повиваться пеленами, лежать в яслях, ведь все это не свойственно Божественной природе? Но Господь наш Иисус Христос, воплотившись, в одном Лице - Лице Божественном, Втором Лице Пресвятой Троицы, соединил две природы: Божественную, которую, как Сын Божий, имел от вечности, от Своего безначального рождения от Отца, и человеческую, которую принял от Пречистой Своей Матери, «когда пришла полнота времени» (Гал.4,4). Поэтому, если мы, православные христиане говорим, что от Нее родился Бог, то имеем в виду именно Лицо Божественное - Второе Лицо Пресвятой Троицы, Сына Божия, Бога Слово. Если же говорим, что Он родился, как человек, то разумеем, что Сын Божий, став Сыном Девы, родился от Нее не Божеством (не Своей Божественной природой), Которое пребывало бесстрастным, но человечеством - Своей человеческой природой.
Итак, родился Бог (Второе Лицо Пресвятой Троицы, Сын Божий, Бог Слово), но не Божеством (не Своей Божественной природой), а человечеством (Своей человеческой природой). Вот почему заблуждается, хулит Несторий и подобные ему еретики, пустословя, что Бог не может родиться от Жены, и называя Ее поэтому не Богородицей, а «человекородицей» или «христородицей». Мы же, христиане, достойно славим Пречистую Деву Матерь, православно именуя Ее Богородицей, ибо от Нее действительно родился Своим человечеством Бог Слово, Сын Божий, а не просто человек. Вот почему, когда Он, как Младенец по человечеству повивается пеленами, Его, как Бога, славословят Ангелы; по человечеству лежит в яслях - но Ему, как Богу, поклоняются пастыри; как человек питается млеком, но, как Богу, Ему приносят дары волхвы. Да и какая слава быть «человекородицей», ведь все женщины от начала мироздания рождают человеков, поэтому могут быть названы «человекородицами»?! А Бог родился единожды, родился от Девы, и это - величайшее событие во всей истории человечества, отсюда и слава Богородицы!
Но какую человеческую природу воспринял от Нее Господи? В наше время некоторые говорят, что Он воспринял поврежденное грехом наше естество в том смысле, что во Христе, якобы, действовали греховные страсти, с которыми Он, якобы, в течение всей Своей земной жизни боролся, побеждая их. Некоторые ошибочно даже считают, что именно в этом и состояло содеянное Господом Искупление рода человеческого. Православие такого учения не знает. Но что говорит об этом Св.Писание и Св.Предание? А вот что: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт.2,7). Это сказано о создании первого Адама. И как он был создан из чистой земли, - говорят святые отцы, - еще не испытавшей последствий грехопадения, в частности, еще не оскверненной кровью убитых людей (ср.Быт.4,10-12), так и Второй Адам, Господь наш Иисус Христос принял плоть от Чистой Земли - Пречистой Своей Девы Матери. Принял плоть, которая не имела в себе никаких греховных страстей. Но как следствие грехопадения всего рода человеческого в ней действовали лишь естественные и беспорочные страсти, кои Господь соблагоизволил принять на Себя для нашего спасения. Что же это за страсти? Согласно учению Православия, «естественные и беспорочные страсти суть не находящиеся в нашей власти, которые вошли в человеческую жизнь вследствие осуждения, происшедшего из-за преступления (первородного греха), как, например, голод, жажда, утомление, труд, слеза, тление, уклонение от смерти, боязнь, предсмертная мука, от которой происходит пот, капли крови; происходящая вследствие немощи естества помощь со стороны Ангелов и подобное, что по природе присуще всем людям. И так, Он воспринял все, для того чтобы все освятить» (Преподобный Иоанн Дамаскин).
В наше время некоторые, спекулируя на слове «страсти» и забывая, что они «естественные и беспорочные», хотят приписать Спасителю, якобы, действие в Его человеческой природе каких-то греховных страстей, например, гнева. Но между последним и, например, голодом та разница, что гнев находится во власти нашей воли, и мы можем дать ему место, а может и не дать (ср.Иак.1,19-20), поэтому неправедный гнев есть грех и страсть, если этот грех укоренится в душе. Что же касается голода, то он возникает в человеке непроизвольно и греховной страстью никоим образом не является. Помышлять же иначе - крайне нелепо. Ибо если голод - это грех, то тогда постоянно голодающий Лазарь окажется «страшным грешником», а объевшийся, всегда сытый и пресыщенный (т.е. явно не испытывающий голода) богач - «величайшим праведником», хотя Евангелие судит их совершенно иначе (Лк.16.19-24).
Вообще же говоря, это современное лжеучение, пытающееся навязать христианам ложное мнение, что во Христе действовали греховные страсти, явно готовит дорогу антихристу. Ведь последний будет заявлять о себе, что он, якобы, христос, и при этом действительно, как учат о нем святые отцы, будет одержим греховными страстями. Поэтому христианам, которые поверят сему лжеучению о якобы наличие в человеческой природе Христа таких, греховных страстей, будет легче антихриста принять.
От чего нас всех, православных христиан да избавит ныне Рождающийся Богомладенец, Господь наш Иисус Христос! Всех поздравляю с Праздником Рождества Христова!
1. Вниманию читателей