За последние 20 лет в нашем Отечестве значительное большинство людей покрестилось без оглашения и научения крещаемых вере. Теперь 80% населения страны заявляет о себе как о православных, а в церковь ходит только около 5%, остальные 75 не понимают, как связаны вера в Бога и Церковь, для чего нужно «так часто» ходить в храм как это делают «истово верующие», если и так веруешь в душе.
Для нас не секрет, что крещённый без должной огласительной подготовки человек очень многого не знает, не осознаёт и не делает. Он не обрел верной мотивации к разумно-деятельной вере и воцерковлению, после формально произнесенных крещальных обетов. Такой человек как правило не знает:
- существа своей веры и основ церковного вероучения (хотя бы в объёме Символа веры);
А знать свою веру (в объёме Закона Божьего), и обретать жизнь по вере, которую принял крестившийся человек - является его призванием и священным долгом. Только опытно знающий, способен ценить, любить, хранить, преумножать и передавать другим это сокровище.
Утерять преемство веры не простительно, ибо без веры невозможно угодить Богу и спастись! (см. Мк.16, 16; Евр.11, 16)
Не знает такой человек:
- сущности и содержания крещального обета, и тех обязанностей, которые на него возлагает от купели Крещения Святая Церковь.
- какая ответственность возлагается на него как христианина и члена Церкви.
- Божественной природы Церкви, её предназначения и достояния.
- что он обрёл теперь Ангела Хранителя и небесного покровителя - в лице одноимённого, прославленного Церковью святого;
- почему необходимо молиться, какие молитвы читать, когда и поскольку; какую духовную литературу читать и в какой последовательности;
- с какой регулярностью посещать храм, как правильно поститься;
- почему важно иметь духовное руководство в лице священнослужителя и как обрести духовника.
- как правильно готовиться к святым Таинствам Исповеди и Причащения, и как часто к ним приступать;
- как вести себя и строить отношения с людьми неверующими (в семье, родственниками, на работе);
- тем более, - в чём разница Православия от других инославных конфессий, сект и иноверных исповеданий.
В начале 90-х прошлого века, к катехизаторскому делу в необходимом масштабе Церковь совершенно была не готова по ряду объективных причин. Но во второй половине 90-х (и поныне) поток желающих креститься значительно снизился, а результаты крещения без оглашения были не утешительны (люди по-прежнему продолжали жить нецерковно, как и до Крещения - без особых качественных перемен), оставаясь нецерковными в своем сознании и образе жизни, без мотивации жить по христиански, согласно крещальным обетам.
Многим священнослужителям становилось ясно, что без должной огласительной подготовки крестить больше нельзя, надо что-то делать, качественно менять, чтобы крестящиеся прививались к Церкви и приносили плод богоугодной жизни. «Я есмь Лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают» (Ин. 15, 5-6). Поэтому, нужна гибкая, продуманная и дифференцированная система подготовки людей ко Крещению и катехизации после него. Необходимо создавать целостную систему непрерывной приходской катехизации, с учётом потенциала и нужд Церкви, а также верной оценки духовного состояния людей.
Этому большинству наших соотечественников, отождествляющих себя с людьми православными, необходима своевременная просветительская помощь ориентирующая и поддерживающая их в первоначальном воцерковлении.
Одной из форм обеспечивающей такую помощь в Санкт-Петербургской митрополии являются службы приходского консультирования просветительского характера, как первоначальная форма катехизации воцерковляющихся мирян, осуществляемая силами церковно опытных и достаточно образованных мирян под руководством ответственных лиц из числа клириков храма.
Нуждающиеся в консультативной помощи, так называемые «захожане», чаще всего крещены, но не наставлены в вере (не оглашены должным образом), не приобщены к церковной жизни, но делающие первые шаги на пути к Богу и Церкви. Посещение храма этими людьми бывает непредсказуемо, от случая к случаю, так как духовная жизнь их не устроена. Имеется множество всевозможных причин их прихода в храм. Одни идут от жизненных невзгод, скорбей и неурядиц, а кто-то по просьбе других людей, нуждам и болезням своих ближних. Другие приходят в храм ради Крещения, Венчания или отпевания родных и близких. Иногда посещают храм в силу еще не угасших народных традиций: на Рождество Христово, на Пасху, Святую Троицу, и часто за компанию. А так же набрать святой, особенно крещенской воды, освятить нательный крестик, иконку, куличи и яйца или помянуть своих усопших родственников в годовщину или родительскую субботу.
Довольно частое явление теперь, когда люди приходят в храм раз в 3-4 месяца, на 10-15 минут, как правило, перед какими-то ответственными делами: перед полетом на самолете, перед предстоящей операцией, перед экзаменом или собеседованием при приеме на работу, сдачей на водительские права и т. д.
Очень важно, чтобы эти люди, приходящие в храм, были правильно встречены и верно сориентированы в церковной жизни, получали своевременные и верные ответы на интересующие их вопросы. В противном случае их дорога в храм никогда не станет радостной и осознанной, и охлаждение к Церкви будет все более очевидным.
Особенно важно это в начале пути воцерковления, когда восприятие всего нового очень яркое и обострённое. Поэтому так важно, чтобы в храме вновь приходящие люди чувствовали доброжелательность и искреннее участие в них, помощь в разрешении своих нужд и проблем, получая верные ответы на свои вопросы. Ведь именно для этих людей, ещё не окрепших в вере, но зачастую лишь только крещёных в Православии, но не заживших церковно, существует угроза отпадения от Церкви и опасность попасть в оккультные группы и секты.
От степени укорененности в церковной традиции активной части мирян, интеллигенции и особенно верующих врачей и учителей, зависит восприятие Церкви всем современным российским обществом.
Поэтому цель приходского консультирования заключается в оказании необходимой (особенно духовно-просветительской, ориентирующей) помощи при начальном воцерковлении мирян.
Основной смысл - в проявлении живого человеческого участия в ответственный момент движения души к Богу.
При этом перед консультантом стоит ряд задач:
- оказать приходящим доброжелательный радушный прием и расположить к общению;
- по существу ответить на задаваемые вопросы;
- указать, где и что располагается в храме;
- сориентировать в действиях и поведении в храме;
- дать необходимые советы;
- заинтересовать и предложить необходимую помощь по нуждам человека;
- порекомендовать регулярно читать духовную литературу, молиться, посещать храм, исповедоваться и причащаться.
Краткое описание устроения консультативной службы.
Исходя из особенностей и возможностей прихода, устроение консультативной службы может быть реализовано по-разному.
При входе в храм (или внутри храма), стоит стол с табличкой «Приходская консультативная служба», за которым стоит консультирующий с нагрудной биркой «Дежурный консультант» - без указания фамилии, имени и отчества.
На столе разложена необходимая церковная литература для новоначальных, буклет о храме, Закон Божий, катехизис, церковный календарь, листочки «мой небесный покровитель», брошюры по азам и основам веры. Простые книжечки, рассказывающие о богослужении и другие, помогающие в ориентации человеку в «первых шагах» в храме, приходской и духовной жизни; что должен знать, готовящийся креститься или стать крестным; готовящийся к Таинству Исповеди, Святого Причащения или Венчания. Данная литература чаще используется для ознакомления и служит наглядным примером того, что имеется в церковной лавке.
Здесь же могут быть различные объявления: о наборе в Воскресную школу, в группы оглашения и катехизации, в различные кружки и секции; о праздниках, выставках, конкурсах, памятных датах, встречах с интересными людьми и другие, уместные при консультировании.
Консультанты, помимо ответов на вопросы, побуждают новоначальных к регулярному посещению храма, участию в Таинствах Церкви, говорят, когда удобнее подойти с трудными вопросами к священнику.
Многолетний опыт приходского консультирования показал необычайную важность и востребованность таких служб. Это - серьезная помощь от лица церкви людям, делающим первые шаги к храму.
Основные дни работы консультативной службы: двунадесятые, великие, престольные праздники; субботние, воскресные дни и поминальные родительские субботы.
Общие тематические разделы вопросов:
- Приобретение в храме крестиков, икон, церковной литературы;
- Правильное написание записок о здравии и о упокоении;
- Трудные места и сюжеты Библии;
- Богослужение и церковный календарь;
- Обучение в Воскресной школе при храме;
- Устроение и улучшение личной или семейной духовной жизни;
- Проблемы взаимоотношений в семье, с родственниками, с соседями и на работе.
- Оказание помощи со стороны Церкви, людям:
а) с различными заболеваниями, и перед смертью;
б) находящимся в алкогольной, наркотической, игровой и другой зависимости;
в) людям, попавшим в аварию, в секту, в заключение, или после психотравмы.
Возможны и другие самые разнообразные вопросы.
Обязанности и требования к консультанту:
Консультирующий не должен: переоценивать свои возможности, подменять собою священника, брать на себя роль духовника-исповедника, учительствовать, надмеваться или самоутверждаться перед людьми. Он должен четко действовать согласно инструктажу руководящих консультированием лиц, не выходя за рамки определенных полномочий и своей компетенции.
Консультант должен: знать, как правильно отвечать на задаваемые типичные, вопросы; ориентироваться в литературе для новоначальных, к кому, и в каких нуждах помолиться или обратиться. В каких случаях направлять людей к свечнице, к священнику или настоятелю храма, а в каких к директору или конкретному преподавателю Воскресной школы, в приходскую библиотеку и т. д.
Немаловажен правильный подбор мирян для консультирования, где особое внимание важно обратить на:
а) личный духовный опыт и степень их воцерковленности;
б) психическое здоровье, доброжелательность, уравновешенность;
в) способность к ненавязчивому, открытому, конструктивному общению;
г) церковная грамотность и богословская подготовка необходимого для консультирования уровня.
д) практическое овладение катехизаторским делом и навыками приходского консультирования под руководством опытных наставников.
Спрашивают: где можно окреститься полным погружением; где можно больше узнать о нашей вере; а куда можно пойти учиться, если за плечами два вуза и т.д.
Опыт приходского консультирования показал, что побуждает идти в храм людей не только интерес к Православию, а самые различные проблемы, нужды, скорби и беды, как собственные, так и близких людей.
В связи с этим, чтобы своевременно реагировать и поддерживать людей в их нуждах, рекомендуется составить справочник в помощь службам консультирования, который должен иметь не менее 5 разделов:
1. Духовно-просветительский: о том, какие учреждения, воскресные школы, курсы, библиотеки, СМИ - теле- и радио передачи ведут от лица Церкви духовно-просветительскую работу и как с ними связаться.
2. Помощь семье: где можно узнать о том, где ведётся работа с семьями, начиная с детских садов, в том числе, к примеру: работа по коррекции речи; где проводятся музыкальные, спортивные, фольклорные занятия для детей, различные кружки и секции;
3. Миссионерская помощь: в которой нуждаются, когда в семье кто-то пьёт или наркоманит, или пострадал от деятельности деструктивных сект и оккультных воздействий.
4. Медицинская помощь: где осуществляется церковными специалистами помощь различным категориям больных людей, в том числе пострадавших от оккультных занятий.
В Санк-Петербурге существует общество православных врачей, которые более 10-ти лет силами своих специалистов ведут прием направляемых к ним в том числе от людей консультативных служб. Общество возглавляет доктор медицинских наук, кандидат богословия прот. Сергий Филимонов, настоятель храма в честь Державной иконы Божией Матери.
5. Социально-благотворительная помощь: где указываются места и учреждения, в которых оказывается разного характера благотворительная помощь различным категориям людей (голодающим, больным, лишенным документов, работы, одежды, средств к жизни, родственников, крова и т. п.) с их нуждами (благотворительные столовые, ночлежки, приюты, богадельни, соответствующие больницы, дома престарелых и т. д.)
От катехизаторского столика побеседовав с консультантами люди получают ориентацию в вопросах веры, первоначального воцерковления и возможность обратиться за помощью по любому из вышеперечисленных направлений. Если вновь пришедшие в церковь, почуствуют живое участие, ориентирующий совет и получат своевременную помощь, то это большое подспорье на пути их воцерковления.
Служба приходского консультирования по основам православного вероучения, церковной жизни, православной этики и правилам поведения в храме на данный момент является одной из перспективных форм духовно-просветительской деятельности на приходе.
В сентябре 2011 года, созданное коллективом сотрудников служб приходского консультирования Санкт-Петербургской митрополии «Практическое руководство по приходскому консультированию» на экспертном совете Синодального Отдела религиозного образования и катехизации получило единодушную экспертную оценку, рекомендующую к заимствованию и распространению опыта организации служб приходского консультирования на церковных приходах.
Пособие предназначено священнослужителям и приходским катехизаторам, организующим подобную службу на своих приходах, дежурным службы приходского консультирования и другим сотрудникам прихода, с которыми наиболее часто контактируют приходящие в храм малоцерковные люди.
(См.: «Практическое руководство по приходскому консультированию», 1-е издание, в формате pdf)
Протоиерей Александр Зелененко, руководитель приходской консультативной службы храма Спаса Нерукотворного Образа в Парголово Санкт-Петербургской епархии
4. Не женитесь на курсистках
3. "речь твоя яве творит тя"
2. Очень важное дело
1. очень полезное дело