И Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины…

О спасительном значении прихода в мир Богомладенца – Иисуса Христа

Пастырская проповедь 
0
872
Время на чтение 7 минут

«Христос рождается прежде

падший воскресити образ»

По учению Православной Церкви, Иисус Христос есть Бог и Человек одновременно, единосущный Отцу по Божеству и нам по человечеству. В Его лице Божественная и человеческая природы сосуществуют в неслитном, неизменном, нераздельном и неразлучном единстве. Так что соединением их нисколько не нарушается различие двух естеств, а сохраняется свойство каждого естества и соединяется в одно Лицо и одну Ипостась, - одного и того же Сына и Единородного Бога Слова, Господа Иисуса Христа». В результате ипостасного соединения произошло взаимопроникновение природ и обмен свойств, следствием чего стало возможным обожение человеческой природы, её обогащение Божественными свойствами без потери своих. Произошло взаимное проникновение природ друг в друга.

Следствием такого взаимоотношения природ является «общение свойств» той и другой природы; Общение свойств состоит в том, что свойственное Богу приписывается человеку и свойственное человеку приписывается Богу. Дальнейшее следствие взаимного проникновения природ есть «обожение» человеческой природы.

«Плоть Богочеловека обогатилась божественными действиями, никоим образом не потерпев лишения своих природных свойств, ибо она совершала божественные дела не своим собственным действием, но из-за того, что соединенное с нею Слово через нее обнаруживало Свою силу. Ведь раскаленное железо жжет, владея силою жжения не вследствие природного условия, но приобретя его от своего соединения с огнем» (прп. Иоанн Дамаскин)

Спасение человечества во Христе

Грех в православном понимании — это не только нравственное преступление, а прежде всего повреждение и болезнь человеческой природы. Поэтому спасение здесь мыслится как освобождение от болезни, исцеление и преображение человека. Православное богословие не считает возможным свести Спасение к некоему мгновенному и магическому акту. Вся земная жизнь Спасителя, от момента Воплощения до Вознесения, имеет спасительное значение для нас. В.Н. Лосский пишет: «Сын воплощается для того, чтобы восстановить возможность соединения человека с Богом после той богоотчужденности, к которой привел людей первородный грех. Только Бог имеет бессмертие и нетление по Своей сущности, в отличие от всех Своих творений, которые произошли по повелению Его из ничего, и потому их природе свойственна тленность, а значит и смертность, которые могут проявиться в удаленном от Бога состоянии. Однако тварные сущности могут быть причастниками Божественных энергий, а значит и некоторых Божественных свойств, в том числе нетления и бессмертия, что и имело место в жизни первозданных Адама и Евы. Возможность смерти имела своим основанием тварное происхождение естества человека, а возможность бессмертия была обусловлена его благодатной "близостью" к Богу. Первое препятствие к этому соединению - разлучение двух природ, человеческой и Божественной — устранено самим фактом Боговоплощения». Прп. Максим Исповедник пишет: «Он был не просто человек, а Бог вочеловечившийся, для того, чтобы чрез Себя и в Себе обновить естество человека». Таким образом, Бог и освобождает человечество от власти первородного греха и воссоединяет его с Собой.

Верить, значит быть верным

Человеку — существу хотя и прекраснейшему, но несамобытному и ограниченному — для богоугодного существования необходима была непрестанная помощь от Бога, ибо только Он дает миру "жизнь, дыхание и все", поэтому "мы Им живем и движемся и существуем" (Деян. 17: 25, 28). Всякое творение Божие, каким бы совершенным оно ни было, не способно к автономному, внебожественному существованию, ибо это противоречит самой природе тварного мира, созданного Богом и укорененного в Нем.

Хотя Новозаветный человек в таинстве Крещения избавляется от сущности первородного греха, т. е. изымается из власти сатаны и становится чадом Божьим по благодати, однако некоторые следствия грехопадения (смертность, тленность, страдания, ограниченности природы) сохраняются в нем как пространство для духовного подвига. Имея веру и благодать Божию, крещеный человек должен доказать свою верность Христу тем, что преобразит свою жизнь и искаженную грехом природу в храм Божества. За этот подвиг он и удостаивается блаженной жизни с Богом.

О дивном сочетании двух природ во Христе

Все Евангелие свидетельствует о том, что Христос был одновременно Богом и человеком. Каждое Его действие, каждое событие из Его жизни может быть подтверждением этого. Вот как об этом повествует святитель IV века Григорий (Богослов).

Он был смертен, но Бог.

Он — из рода Давида, но Создатель Адама.

Он носитель плоти, но вне тела.

(Сын) Матери, но девственной;

описуем, но неизмерим.

Ясли вместили Его,

но звезда вела к Нему волхвов;

Они пришли с дарами и преклонили колени.

Как смертный был Он в борении,

но как Неодолимый победил

В троекратной борьбе искусителя.

Вкушал пишу,

Но напитал тысячи и воду превратил в вино.

Крестился, но очистил грехи,

и громовым голосом

Дух провозгласил Его Сыном Безначального.

Как смертный Он вкушал сон

и как Бог усмирял море.

Утомлялся в пути,

но у смертных укреплял силы и колени.

Он молился,

но кто же внял мольбам погибающих?

Он Жертва, но и Архиерей;

Жрец, но и Бог.

Кровь принес Он Богу,

но очистил весь мир.

Вознесен на крест,

но ко кресту пригвоздил грех...

Если одно свидетельствовало о нищете смертного,

То другое — о богатстве Бесплотного.

И другое, более позднее повествование о двух природах во Христе из книги – «Слово о законе и благодати», Иллариона, митрополита Киевского (написанной в первой половине 11 века).

«Прежде всех век от Отца рожден, единосущен и сопрестолен Отцу, как свет солнцу; сошел на землю, посетил народ Свой, не покинув Отца и воплотился от Девы пречистой, безмужней и непорочной; вошел, как Сам (лишь) ведает, плоть воспринял и так же вышел, как и вошел».

«Один из Троицы в двух естествах – Божество и человек, Он не приведение, (но) явивший на земле Божеское и человеческое.

Он как человек утробу материну тяготил и как Бог родился, девства не повредив.

Как человек материнское млеко принял – и как Бог повелел ангелам с пастухами петь: «Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение»!

Как человек повит был пеленами – и как Бог волхвов звездою вел.

Как человек возлежал в яслях – и как Бог от волхвов дары и поклонение принял.

Как человек бежал в Египет – и как Богу рукотворения египетские (языческие боги) поклонились (Ему).

Как человек пришел креститься на Иордан – и как Бога устрашившись (Его), Иордан (течением своим) обратился вспять.

Как человек, обнажившись, вошел в воду – и как Бог от Отца свидетельство принял: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Нем Мое благоволение».

Как человек постился сорок дней, взалкав – и как Бог победил искусителя.

Как человек пришел на брак в Кану Галилейскую – и как Бог воду в вино претворил.

Как человек в корабле спал – и как Бог запретил ветрам и морю, и (те) послушались Его.

Как человек на гору взошел, - и как Бог преобразился во славе, приняв от древних пророков поклонение.

Как человек об умершем Лазаре прослезился, – и как Бог воскресил его из мертвых.

Как человек на осла воссел – и как Богу возглашали (Ему): «Осанна Сыну Давидову! Благословен грядый во Имя Господне»! Осанна в вышних!

Как человек распят был – и как Бог Своею властью сораспятого с Ним впустил в рай.

Как человек, уксуса вкусив, испустил дух – и как Бог солнце помрачил и землю потряс.

Как человек во гроб положен был – и как Бог ад разрушил и души освободил.

Как человека запечатали (Его) во гробе – и как Бог восстал из мертвых, печати гроба целыми сохранив.

Как человека тщились иудеи утаить (Его) Воскресение, подкупая стражей, – но как Бог узнан был всеми концами земли.

Поистине, Кто Бог велий, нежели Бог наш, Бог творящий чудеса!

Сын Божий для того принял природу рода человеческого, чтобы возвратить её Своему Отцу, дабы отец смерти - диавол (Прем. 2,24), через нее одержав победу над человеком, ею же и был побежден, как мы поем об этом в пасхальном тропаре – «… смертью смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав…».

Чем же нам отблагодарить нашего Господа за Его великую милость и любовь? – Служением нашим ближним. Сотвори твоему брату то, что ты хотел бы сделать из благодарности для Бога. Не столько небо созерцай, а ищи, где находится брат твой в несчастии, бедности, болезни, грехе и заблуждении, и стремись помочь ему, чем только можешь. Кто бедному и грешному человеку добро окажет, тот прославит и Вечного Бога, и в сердцах своих, и на небесах.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Александр Зелененко
О двух судьбоносных победах
Христос Воскресе! Воистину Воскресе!
17.04.2020
Свое сердце и жизнь он посвятил служению Богу и людям
К девятому дню кончины протоиерея Анатолия Мороза (15.10.1930 – 13.01.2020)
20.01.2020
«Самый счастливый день в году...»
Прихожане Спасо-Парголовского храма о Пасхе Христовой
26.04.2019
Путь к Пасхе через Голгофу
К чему нас готовят оставшиеся дни Великого поста
16.04.2019
Все статьи Протоиерей Александр Зелененко
Пастырская проповедь
Бог усмотрит
Слово в пятницу 5 седмицы Великого поста
19.04.2024
Наш Пост достиг вершины
Слово в среду 5-й седмицы Великого поста
17.04.2024
Неувядаемый цвет
16 апреля — празднование иконы Божией Матери «Неувядаемый Цвет»
16.04.2024
Что значит покаяться?..
Слово в Неделю 4-ю Великого поста, о преподобном Иоанне Лествичнике и его «Лествице»
15.04.2024
Кто первым входит в рай
Слово на Пассии. Евангелие от Луки
14.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Катастрофа высшего образования на Западе
Новый комментарий от Андрей Карпов
19.04.2024 12:29
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Андрей Карпов
19.04.2024 12:17
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 07:12
В сострадании и помощи простым людям ей не было равных
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:40