Пересвет

Историческая приключенческая драма с песнопениями. Сценарий художественного фильма

Новости Москвы 
0
1177
Время на чтение 18 минут

Литературный вариант

 По благословению духовника Оптиной пустыни схиархимандрита Илии

 

В типографии «Новости» выходит книга Александра Мынто «Пересвет». Это оригинальный киносценарий, по жанру историческая приключенческая драма с песнопениями. РНЛ на правах информационного партнера кинопроекта «Пересвет», предлагает вам эту пронзительную, захватывающую и светлую историю жития и ратного подвига великого русского воина святого преподобного Александра Пересвета и брата его во Христе Андрея Осляби.

Сообщаем, что кинопроект «Пересвет» открыт для сотрудничества, и автор ищет надежных партнеров и добрых инвесторов.

Предисловие

 От автора

Этот сценарий создавался по плодам моего духовного тружения и промыслительного осязания жития великого русского воина святого преподобномученика Александра Пересвета.

О себе поведаю, что я родился 9 ноября 1956 года в городе Брянске.

Юность, как и у многих мальчишек той поры, была яркой, бурной и стремительной по степени взросления, а потому за себя и за ближнего своего приходилось порой отстаивать правду в кулачных поединках.

Учился в школе, активно занимался спортом и с воодушевлением играл в спектаклях знаменитого в то время народного театра «Романтик» под руководством незабвенной Елены Кирилловны Кирюшиной, дай Боже ей доброго здравия!..

Во время службы в армии стал чемпионом дивизии по вольной борьбе, занимался самбо и рукопашным боем.

После армии поступил в Воронежскую Государственную Академию Искусств на театральный факультет, курс народного артиста России профессора Бугрова Владимира Васильевича. Светлая ему память!..

Во время учебы в академии играл в спектаклях Воронежского театра юного зрителя, а по окончании остался работать в этом замечательном театре, прослужив ему верой и правдой двенадцать незабываемых лет и сыграв на его прославленной сцене более сорока ролей. Трижды удостаивался звания лауреата молодежного конкурса: «Лучшая мужская роль сезона!..» Много лет успешно играл Д’Артаньяна в легендарном музыкальном спектакле Михаила Логвинова «Три мушкетера».

На всю жизнь сохранил в душе добрую память о своих коллегах и об этом благодатном периоде моей творческой жизни.

Вот уже более двадцати лет я живу и работаю в Москве.

В 1996 году закончил ВГИК, кафедра «Режиссура игрового кино», мастерская народного артиста России, прекрасного педагога и режиссера Евгения Ивановича Ташкова, дай Боже ему доброго здравия!..

Ныне у меня уже взрослые любимые дети: сын Федор и доченька Мария.

Остались позади радостные свершения, добрые победы и поражения, но всегда со мною рядом прекрасная моя дорогая и любимая супруга Елена!

Вот и ныне я снова в пути и благодарю Бога за все, что Он дарует нам, человекам грешным, по своей великой и щедрой милости.

Замысел художественного фильма «Пересвет» овладел мною после сокровенного разговора с одним удивительным, духовно просвещенным человеком, который после блестящего окончания военной академии отошел от мира, принял постриг и служит в монастыре недалеко от поля Куликова, где Пересвет оставил посох свой...

Исторические летописи запечатлели немногое, а точнее, всего одно мгновение - поединок схимонаха Пересвета и ордынского богатыря Челубея перед началом Куликовской битвы.

Почему мой земляк брянский боярин и воевода Пересвет стал монахом?..

Что было между рождением и последним мгновением его доброй жизни?..

Какое озарение сподвигло Пересвета по благословению схиигумена Сергия совершить свой подвиг перед началом исторического сражения?..

Почему на эту жестокую и кровавую битву со всей Руси сошлось разрозненное тяжбами князей великих ополчение, а после победы мы стали единым русским народом?!

Что приобрели и что утратили за эти шесть с половиной веков все великие, древние и иные народы нашего мира?..

Я постарался не оставить без ответа все оные живые, вопиющие вопросы.

Александр Пересвет совершил свой подвиг пред ясными очами русского воинства, вставшего на защиту родного Отечества!.. Похоже, что никогда во всем роде человеческом не иссякнет стремление жертвовать собой во имя жизни других людей, а, по словам святого преподобного Сергия Радонежского, «...отдавати душу за други своя!»

Думаю, что в этом и заключается неуемная жажда всех народов в самые трудные для отчины своей времена уповать на культурные примеры, исторические, гражданские и духовно-нравственные феномены, запечатленные в образах героев, святых наших молитвенников и защитников мира сего.

Но самое важное в проекте «Пересвет» - это явление светлого образа животворящей и всепобеждающей СИЛЫ ЛЮБВИ!..

Эта книга и этот фильм - О ЛЮБВИ!.. О любви к Богу, к жизни, к ближнему своему, к родному Отечеству и к нашей матушке Природе.

Полагаю со мной согласится каждый, кто прочитает эту книгу, ибо автор ее сам давно уже глубоко уверовал, что любовь наша и есть то единственное первозданное чувство, которое испокон веку объединяет все народы и спасает людей, населивших планету Земля!..

Желаю всем доброго здравия, и да хранит вас всех Господь!..

- Пролог -

Перед нами - темный экран. Он проясняется, оживает, и постепенно все пространство наполняется детскими голосами, щебетом птиц и стрекотом насекомых.

Музыку живой природы, голоса детей и плеск воды покрывает густой мужской голос: «Вся земля жаждет встречи с ним! Это мой сын,

мое продолжение жизни на земле. Он - плод нашей любви!..»

Пространство кадра проясняется, и нам открывается красивое в окладистой бороде, мужественное лицо человека, нежно прильнувшего к животу беременной женщины.

Она тоже очень красивая, статная с русой косой до пят, закрыв глаза в истоме, запустила свои руки в его курчавые длинные волосы.

В белоснежном, вышитом цветной вязью исподнем белье, они похожи на белых голубей, воркующих на прибрежной зелени лесной реки.

Такими, возможно, их видит большая птица, устроившая свое гнездо на вершине высокого разлапистого дуба.

Под могучим дубом мирно жует свежескошенную траву оседланная, но привязанная к телеге лошадь. Она сверкнула глазом на влюбленных «голубков», мотнула головой, отгоняя назойливых слепней, и посмотрела в сторону плескавшихся в реке детей.

На реке... Мальчик ныряет под воду.

Под водой... Мы видим, как он пытается добраться до укрывшейся в корягах усатой рыбины.

Девочка с трепетом ожидает, когда вынырнет мальчик.

 

Мальчик (выныривает и, показывая руками, восклицает):

«Вот такой усач схавауся под корягой! Мне яво никак не имать!»

Девочка: «Давай тятю попросим, хай еще скупаитца трошки, може, он и имат яво. (Кричит в сторону берега) Тятя, помози усатика имать!..»

Мальчик: «Он тута схавауся, под корчём».

Мужчина ласково отпрянул от своей лады и с радостью вошел в речку.

Женщина: «Буде вамо, он, иш, купатца идет. А то, вона, и хмара грядет!..»

Она смущенно взмахнула рукой и засмеялась от складно изреченных слов.

 

Большая птица, оставив в гнезде птенцов, вспорхнула с вершины дерева. С высоты птичьего полета мы видим, как над полем заходит грозовая туча.

Вдоль поля скачет одинокий всадник. Он явно загнал уже свою лошадь.

Она вся в пене, мотает головой, брызжет слюной...

Ноги лошади подкашиваются, и всадник, едва успев выскочить из стремя, падает на траву. Он тут же вскочил и, гневно выругавшись, стал бить ногами лошадь по крупу.

Всадник (на литовском): «Вставай, подлая скотина. Ты что же, смерти

моей хочешь?! Вставай, падла!»

 

Закатывая глаза, лошадь фырчит и издает предсмертное ржание...

Лошадь под дубом призывно заржала в ответ.

Женщина тревожно оглянулась на нее, но, увлеченная тем, что происходит на реке, все внимание устремила туда.

Разгневанный всадник, услышав ответное ржание затаился, и на всякий случай проверил на месте ли его нож-клыч. Он решительно отстегнул походную сумицу, которой, видимо, очень дорожил, перебросил ее через голову, гневно зыркнул на загнанную лошадь и устремился туда, откуда доносились голоса людей.

На реке. Увлеченная охотой за неведомой рыбой семья даже не заметила, как чужестранец, отвязав их лошадь, собирался уже вскочить в седло.

 

Мальчик (увидев это, воскликнул): «Батя, дивись, тамо нашего коня хитят!»

Женщина (обернулась): «Пошто коня без спросу маешь, гад?!»

Чужестранец (гневно закричал на русском языке): «Кыш, гниды, прочь!

По приказу великого князя литовского треба. Кыш, падла!..»

Мальчик (схватил косу): «Сам ты падла! Пусти коня, а то посеку!»

Мужчина (не веря в серьезную угрозу, двинулся к чужестранцу):

«Пошто злобой пышешь на нас? По-доброму можешь баять?!»

Мальчик (опустив косу, мирно спросил): «Кто таков? От каво бяжишь?..»

Они сразу не успели даже понять, что произошло дальше...

Чужестранец, уводя лошадь, резко выхватил свой нож-клыч и, с силой метнув его в сторону мужчины, попал ему прямо в сердце.

Он махом вскочил в седло, вздыбил нежелающего скакать коня и, вонзив ему шпоры под ребра, направил в сторону дороги.

Мальчик закричал и сорвался ему в вдогон.

Только когда мужчина пошатнулся и упал на колени, женщина жутко вскрикнула, заметив на его мокрой рубахе кровавое пятно и торчащий в сердце нож...

Страшно блеснула молния, грянул гром.

Мужчина захрипел и повалился на спину лицом в небо.

Мальчишка споткнулся и, выронив косу, упал в густую траву.

Большая птица вернулась в свое гнездо.

Вновь полыхнула молния, грянул гром.

Черная туча перекрыла все небо.

Всадник скачет прочь, удаляясь от грозы.

На лицо мужчины падают крупные капли дождя.

Застывшая на лице улыбка мертвого мужа едва не привела к потере сознания беременную женщину. Похоже, что у нее уже начались роды...

Грозным шепотом она сказала девочке: «Покройте возок сеном...» Вернувшийся в слезах мальчик и плачущая, бледная от страха девочка спешно набрасывают на возок свежескошенную траву.

Женщина, хватаясь руками за траву, тихо постанывая и отталкиваясь пятками, отползала под телегу... Дождь усиливался...

Всадник скакал по дороге, приближаясь к большому засохшему дереву.

Беременная женщина не могла уже сдерживать боль и закричала так громко и так жутко, что крик этот вызвал целый каскад молний и оглушительной силы гром. На мгновение могло показаться, что от ее крика и грома содрогнулась вся Вселенная...

Под водой освященная молнией метнулась рыба, подняв красную муть.

В гнезде укрывая птенцов, с криком вздрогнула большая птица.

Гулко ухнул и пошатнулся висящий на ветке рой с дикими пчелами.

Извилистая, длинная на весь горизонт молния ударила в сухое дерево и, отлетев от него, насквозь пронзила скакавшего мимо всадника-убийцу.

Вздыбившаяся лошадь страшно заржала и сбросила злобного седока.

Дерево вспыхнуло, осветив искаженное ужасом его лицо и дымящееся, скорченное судорогой безжизненное тело.

Начал стихать дождь. Он как будто смыл с лица убитого мужчины предсмертную улыбку, и весь облик его приобрел иконописные черты.

Раздался первый крик новорожденного младенца... Дождь резко стих...

И все лица: лицо сына, лицо дочери, лицо погибшего отца и измученное, но неимоверно красивое, божественное лицо родившей матери - все их лица озарились каким-то неземным чудесным свечением.

Заржала вернувшаяся лошадь и, дабы увидеть новорожденного человека, просунула свою морду под телегу.

Ее бездонные добрые глаза, казалось, тоже узрели то, от чего они радужно заблестели, и из них выкатились две кристальные слезы...

 

От потрескивающего слабым огнем обгоревшего дерева отделился живой всполох света, и на весь горизонт вспыхнуло имя: «ПЕРЕСВЕТ».

В нижней части экрана таким же огненным шрифтом высветилось:

 

«Великому подвигу русского духа посвящаем сие творение».

Первые титры

Студия ТриАрт» представляет:

художественный фильм Александра Мынто «Пересвет».

Титры идут на фоне очень красивых планов, где участвуют только животные: птицы, звери, рыбы и насекомые, но где нет единственного, самого главного участника всех событий на земле - Человека.

Весь этот живой мир, существующий в гармонии с природой, велик и многообразен. Он совершенно безгрешен! Это мир абсолютной любви!..

Во время клипа звучит песня «Умереть, чтобы жить!..»:

Этот мир не тобою был создан, грешник ты иль святой человек.

Поспеши, дорогой, будет поздно, слишком короток жизненный век.

Не узришь, не заметишь - промчится. И сомкнутся навеки ресницы,

А душа воспорхнет, устремится все туда же, как вольная птица...

Человек появился на свете, чтобы жить, дорогой, согласись?!

Он для жизни рожден, не для смерти. Каково проживет свою жизнь?

Что оставит и чем он спасется, завершая стремительный бег?

На земле от него остается все, что он совершит, Человек!..

Я с тобой поделюся, мой друже, эта мысль и не так уж плоха,

Абы жить человеку, так нужно - навсегда умереть для греха!..

Ты прими эту формулу жизни и себе потихоньку ответь:

Сможешь ты умереть ради жизни, для греха - навсегда умереть?!

- Глава первая -

Сцена 1.

Крещение Пересвета.

В церкви. Священник крестит младенца троекратным погружением в купель: «Во имя Отца. Аминь! И Сына. Аминь! И Святаго Духа. Аминь!»

 

В церковь заглянул Володимир, и Александр молча кивнул ему головой. Таинство крещения продолжается, а Александр, осторожно передав младенца Ивану, направился к выходу.

Выйдя из церкви, он перекрестился и подошел к явно озабоченному Володимиру.

 

Александр: «Ну что кажешь? Схоронили литвина?..»

Володимир: «Даже собаки подошли, обнюхали и с воем, яко от нечистого эфиопа, разбежалися. Вопчем, все, что молонья не спалила, что осталося от его облачения, сожгли в кузне. А его смердящую тушку закопали на останках, тама, где прошлым летом побитую мором скотину хоронили».

Александр: «А что ты баял про его сумицу?»

Володимир: «Сумицу тоже сожгли. А в ней была вот ента грамота».

Показывает грамоту.

 

Александр: «Запечатанная была?»

Володимир: «Да! Но печать довелось срезать, егда толмачу показывали». Они присели на скамейку возле храма. Толмач сказывал, что эта грамота страшная из Орды в тайности к самому Ольгерду посылалася!..»

Александр: «А кем писана?»

Володимир: «Да ты подивись, и сам таки узришь».

Хочет передать грамоту, но Александр жестом показал: «Погоди...»

Александр: «Не стоит ее здеся казать!...»

Зазвонили колокола.

Из храма с крещеным младенцем выходит семья и гости.

Володимир и Александр встали, перекрестились, и колокола стихли.

Александр: «Грамоту повезем с обозом, дабы показать самому

митрополиту нашему Алексию. Он ныне с володычным

объездом у князя Стародубского пребываеть».

Они подходят к семье. Дядя (Александр) берет крещеного младенца на руки и спрашивает его мать Наталью: «Свершилось?!»

Наталья: «Олександром окрестили, аки батьку его крестного».

Александр поднимает малыша на руки и торжественно восклицает:

«Александр Пересвет!..»

«Бум-м-м!» - казалось сам по себе одиноко ударил большой колокол. Все при этом переглянулись, не ведая, как понимать сие знамение. Александр загадочно посмотрел в небо, тихо улыбнулся и вернул младенца матери...

 

Александр: «Сам поведу обоз ко князю Стародубскому. У него гостит митрополит Алексий». Взглянул на вспыхнувшего радостью Ивана.

Да и Ваньшу с собой возьмем. Пущай сам владыке поведает, яко батьку его поганый литвин погубил...»

На озарившиеся было радостью глаза Ивана вдруг навалились тяжелые, мальчишеские слезы...

 

Сцена 2.

В тишине раздался сильный свист.

Большая стая диких гусей с шумом поднялась из камышей.

Вазир натянул тетиву и прицелился, но не стал стрелять из лука, ибо увидел на прибрежной мели то, от чего он, тревожно сощурив глаза, как кот, приготовился к прыжку.

На берегу реки. На прибрежной мели лежит Степан.

На шее у него деревянная колодка. В колодке торчит стрела.

Всадники подъезжают к Степану. Один из них соскочил с коня, подбежал и вытащил из колодки стрелу. Взглянув на нее, он сказал Вазиру (на кыпчакском языке): «Такие стрелы бывают у воинов Белды-бея».

Вазир одобрительно кивнул головой.

Воин ткнул стрелой в плечо Степану, и в этом месте мгновенно проступила кровь, а он, не приходя в себя, чуть вздрогнул и застонал.

Вазир (скомандовал): «Заберите его! Если выживет, подарим моему брату, Челумхану. У него сегодня большой праздник, молодая жена родила ему единственного сына!..»

Всадники не спеша едут по берегу реки.

Степана привязали к лошади. Они разговаривают...

 

Первый : «Неужели ты хочешь подарить этого доходягу Челумхану?»

Вазир: «Это не доходяга, я хорошо разглядел его руки...

Такие руки бывают у мастеров, делающих оружие».

Первый : «Думаешь, он кузнец?»

Вазир: «Да, я уверен, что он хороший кузнец».

Второй : «Тогда Челумхан будет рад такому подарку.

Он ведь готовит поход на Кунгур-бея!..»

Третий : «О да! В его кузне нужны мастера, там сейчас очень жарко!..»

Всадники, обвешенные дикими гусями, подъезжают к шатрам Челумхана, где готовятся к празднику, режут баранов и везде заметна суета.

Челумхан выходит из шатра. Они приветствуют друг друга.

Вазир поздравляет Челумхана с рождением сына и спрашивает, как назвал, а тот говорит, что назвал сына Челубей, и что он будет сильным воином - богатырем! Вазир дает указание, и его воины кладут к ногам Челумхана несколько крупных птиц.

Челумхан посмотрел на Степана, который уже оклемался и, переминаясь с ноги на ногу, с колодкой на шее, жалкий и дрожащий стоял, держась за стремя лошади.

 

Челумхан: «А эту птицу где вы поймали?»

Вазир: «Эту птицу мы подобрали на берегу реки. Видимо, она улетела, а может, и уплыла от Белды-бея. Только этот тупой баран мог заковать в колоду русича, у которого золотые руки кузнеца!..»

Степан вздрогнул при этих словах и перестал дрожать от холода.

 

Челумхан: «Да! К тому же этот русич понимает наш язык».

Спросил Степана (на кыпчакском): «Кто такой? Откуда бежал?»

Степан (на кыпчакском): «Был в рабах у Белды-бея. Мочи не было терпеть его издевательства. Прыгнул в Волгу, хотел утопиться, но не смог, ибо сухая колода помешала и сработала как поплавок. Так и унесло течением к вашему берегу...»

Челумхан: «Что умеешь делать?»

Степан: «У Белды-бея делал стрелы. А вообще, я кузнец и даже родился в кузне. Моя мать пришла отца проведать да покормить, а там и я на свет попросился. Так она и родила меня прямо в кузне...

Степаном нарекли. Меня и в плен забрали из нашей кузни во время Хаджибеева набега на Рязань. Рязанские мы!..»

Вазир: «Я дарю тебе его, Челумхан. Думаю, что здесь он будет нужнее».

Челумхан благодарит Вазира и приглашает вечером на пир.

 

Сцена 3.

Запряженные в дорогой возок лошади потряхивают гривами и, готовые отправиться в путь, бьют кованными копытами по мостовой.

Мальчуган лет трех от роду с деревянным мечом убегает от такого же рыцаря, но чуть постарше. Он прячется за возок, а старшенький налетает на него с другой стороны.

Рядом с экипажем прощаются мамаши юных воинов, а чуть поодаль стоит еще одна женщина с годовалым ребенком на руках.

 

Бирута (на литовском): «Витовт, оставь Ягайлу в покое!»

Ульяния (на русском): «Ягайло, не поддавайси!

А ну дай ему сдачи аки следоват!..»

 

Бирута (на литовском): «Надо же, сражаются как воины!..»

 

Из замка выходят Ольгерд и Кейстут. Они прощаются.

 

Кейстут (обратил внимание на женщину с ребенком на руках и спросил ее на литовском): «Это и есть сын Юста?»

 

Женщина (на литовском): «Да, господин Кейстут! Это Езас - сын Юстаса.

Он тоже очень ждет, когда вернется его отец!..»

Кейстут (вскочив верхом на коня): «Ольгерд, сообщи мне сразу же,

как только Юст прибудет в Вильну!..»

Ольгерд кивает головой и прощально помахивает рукой всему экипажу.

 

Ольгерд: (отвечая на безмолвный вопрос Ульянии и ласково поглаживая ее по плечу): «Вот ужо две седмицы, аки Юст должон был доставить мне зело важную грамоту из Орды...»

Ульяния с нескрываемым беспокойством, сочувственно покачала ему головой в ответ.

Сцена 4.

Звонят колокола.

Митрополит Алексий, князь Стародубский и бояре выходят из храма. Митрополит благословляет всех богомольцев и нищих у храма.

В митрополичьей свите мы видим Александра (дядю Пересвета), Ваньшу (брата) и знакомого боярина Володимира (родного брата Александра). Неотлучно за митрополитом следуют его слуги Леонтий и Илья.

 

Митрополит (дяде): «Каков днесь лепый день. Спаси Христос, Александр, что свой обоз нам отдаешь! С кем обоз на Москву пойдет?»

Дядя (показывает на боярина): «Мой брат Володимир поведет. Ему не впервой на Москву ходить. Да и Ваньша с ними просится, дюже хочет он Москву узреть!..»

Митрополит: «Зело потребна нам подмога ваша брянская!..

Леонтию говорит: Выпиши проездную грамоту на Володимира.

Дяде: Ехать лучше с обозом княза Стародубского. А на Москве опосля пожара и зрети не на что, ибо выгорела она аж до самого посада!..

Одолели нас пожары, ну вточь одолели!.. Дык, мысли ужо такие, что може нам, хотя бы церквы из белого камня созидать, да и кремник каменный был бы защитою доброй от гарей и от ворога незваного.

Слава Богу, на Москве белого камня вдоволь!»

Дядя: «У нас тоже, владыко, беда пожарная. Хочь и леса много, и рубят мужики наши складно и лепо, а все одно - гари слизывают точно корова языком. Може и нам, владыко, на камень заложиться, ибо, у нас его много изведано. На Брянском холме и на Свенском, и на Трубчевском тоже имеется!.. (Наклонился под благословение) Благослови, владыко, из белого камня созидать хотя бы церквы для начала».

Митрополит: «Бог благословит. Белый камень для русских градов ныне и есть одно спасение от гарей. Митрополит обратил внимание на Ваньшу и, улыбнувшись, спросил: Так ты и есть старшой сын Борислава?»

Ваньша: «Да, батько Алексий. Я теперича в семье за старшого осталси!..»

Митрополит: «Помогай тебе Господь. Не урони славу рода вашего!.. Батька твой был добрый воин и боярин был добрый. (Крестится)

Упокой, Господи, душу невинно убиенного раба твоего Борислава.

Илье: Занеси в синодик об упокоении, чтобы поминали во всех церквах.

А каково же младеня назвали?» Оглянулся на Леонтия.

 

Ваньша: «Пересветом назвали».

Митрополит: «А в Крещении?»

Ваньша: «Александром, тако же, яко и дядю нашего.

Он нам и крестный, и батька теперича наш!..»

Леонтий (записывает): «А в Крещении Александр».

Подошел князь Стародубский.

 

Кн. Стародубский: «Прошу, Владыко, отведать, чем Бог послал».

Митрополит: «Да, сейчас идем».

Все направились за князем Стародубским, а митрополит придержал Александра за руку.

 

Митрополит: «Про грамоту, что мне передал, забудь. Нет ее и не было!..

А тебе поведаю, ибо, сия грамота страшной бедой для всей Руси могла обернуться. Тайная хазария и доныне жива, но тольки она перерядилася в одежды генуэсские, да папские шпионы-католики прижилися в Орде ужо давно. Мы ведаем про эту блудню хазарскую, но тольки ныне все у них обретает дюже опасный разбег... Генуэссцы хитрые и фряги стравливают между собой ордынских князьков и делят улусы. Так что кровавой резни между собой басурменам не миновать!

А нам бы надо забыть про раздоры, да все эти наши споры и тяжбы великокняжеские прекратить навсегда!

Объединиться надобно вокруг Церкви, чтобы все крещеные в Русской Церкви русичи, под каким бы князем они ни пребывали, могли осознать себя единым народом! А Великим князем этой новой Руси будет тот, кто превзойдет свои личные побуждения и сможет узреть совсем иные дали!»

Зазвонили колокола.

Митрополит и Александр перекрестились и вошли в трапезную.

 

Сцена 5.

На пиру у Челумхана.

Гости пьют и жрут. Перед ними извивается полуобнаженная девица. Она обходит гостей с серебряным блюдом, на которое все бросают монеты и драгоценные украшения. Вазир сидит справа от Челумхана, а за их спинами восседают его многочисленные жены. Среди них своим бледным лицом выделяется одна очень красивая русская женщина.

 

Челумхан (Вазиру на кыпчакском): «То, что ты мне поведал, дорогой брат, я и сам давно знаю. Мне известно все про грызню Бек Пулад-оглана с Куке Бугом и про их заговор против Тимурхана. Надеюсь, ты понимаешь, куда приведет вся эта хитрая генуэсская возня вокруг них?..

Вазир: «Мамай сорвется, а там и Тохтамыш вонзит свои клыки в

раздираемое этими шакалами ордынское тело».

Челумхан: «Вот тогда и настанет наше время. Пусть они сами перережут

друг друга до того, что им некого будет ханом ставить!..»

Вазир: «Ты как всегда прав, мой дорогой брат. Наши отцы были

братьями, да и нам сейчас вместе надо укрепляться и вооружаться».

Челумхан: «А теперь давай веселиться».

Гости кричат Челумхану: «Покажи сына! Верно, что богатырь?»

Он дает знак слуге принести сына, а сам выходит на середину шатра.

Слуга выносит и передает ему крупного, мордатого младенца.

 

Челумхан (поднимает его над головой и восклицает): «Это Челубей - сын

Челумхана! Челубей будет самым сильным воином, и он прославит наше

племя Бон-по!» Все кричат, пьют и жрут.

Появился лекарь. Он подходит и говорит Челумхану на ухо.

Лекарь: «Челумхан, твоя молодая жена, мать Челубея, умерла...»

На мгновение Челумхан вздрогнул и, скрипнув зубами, процедил.

Челумхан: «На все воля хозяина мира. Она уже исполнила то, для чего

родилась. Он посмотрел на свой гарем и добавил:

А Челубея есть кому выкормить».

Челумхан задержал свой хитрый взгляд на русской жене, а она заметила это и печально опустила вниз свои роскошные глаза.

Иллюстрации Андрея Сметанина

(Продолжение следует)

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

12. Глава первая

Здесь прекрасно всё: природа, люди, музыка: "...всё пространство наполняется детскими голосами, щебетом птиц, стрекотом насекомых." На контрасте - грозовая туча, вихрь, оставивший после себя обломки того, что прежде было счастливой семьёй. Идея неотвратимого и справедливого Божьего возмездия в виде молнии, пронзившей убийцу. Стремительная завязка... Текст буквально пропитан звоном колоколов.
Барбара / 11.12.2011, 05:15

11. Пересвет живет в наших сердцах!

Добрый вечер дорогие читатели! Хочется сказать о том, что когда появляется на свет доброе, чистое, искреннее, духовное, а также патриотическое творение, обязательно найдутся инакомыслящие. К сожалению это факт. Но я согласен с теми, кто считает, что на это не надо обращать внимание, особенно автору!!! Радует то, что большая часть отзывов положительная!Сам лично читал весь сценарий ранее! Прочитал просто, как говорят "взахлеб", за одну ночь!!! Спасибо Александру за то, что встрепенул душу, за то, что дал возможность оторваться от нашей действительности и вспомнить о настоящих героях, верующих людей, которые любили нашу Русь и отдали за нее жизнь. Вот на кого надо равняться нашей молодежи, да и всем нам!!! Моя оценка данного кропотливого и ценного труда только положительная. А какие песнопения!!!! Душа просто разрывается от содержания этих стихов. Хочется много еще хорошего написать, но я это еще в очередной раз скажу Александру при встрече! Ведь мне тоже повезло в жизни родиться на Брянской земле, которую люблю со всей душой!!! А то, что пчелы северные и злые,кусачие, где-то не так названы их домики, ну и т.д., язык изложения "костный"- все это такая ерунда, ведь это не пособие для пчеловодов-). Я считаю, что идея, которую заложил автор в своем сценарии, а именно, что мы все пришли на эту землю чтобы любить: любить господа, ближнего, себя, свою Родину!!! удалась на пять с плюсом!!! Жду как и многие фильма!!!
ушкуйник / 30.11.2011, 17:15

10. Ответ на 3., Писатель:

Уважаемый г-н Писатель, прежде чем высказывать свое недовольство в адрес "чудовищного" произведения, будьте любезны - продемонстрируйте свой "продукт", который Вы наверняка считаете истинным творением. По Вашим словам, непрофессиональному автору будет чему поучиться у такого Писателя как Вы. Только провокацией сейчас занимаетесь как раз Вы сами, внося смуту в умы благочестивых и добропорядочных людей. Советую Вам не тратить попусту свое время и силы, ибо все Ваши старания ни к чему не приведут, а только больше запутают Вас в сфере негатива, где Вы сейчас и пребываете. И перед тем, как оставить свой комментарий, лучше ознакомьтесь с обращением редакции к пользователям... "Не злословьте друг друга, братия: кто злословит брата или судит брата своего, того злословит закон и судит закон; а если ты судишь закон, то ты не исполнитель закона, но судья. Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить; а ты кто, который судишь другого? (Иак 4:11,12)"
Майская / 27.11.2011, 12:53

9. Re: Пересвет

Сценарии, конечно, по-другому выглядят, примерно так: Камера наезжает сверху на деревню и останавливается перед избой. Лицо женщины крупным планом. Лицо мужчины крупным планом. Голос за кадром: (говорит то-то и то-то) Но человек так старался! Да и получилось хорошо. Такое интересное эссе, а сценарий из него сделать - пара дней. Работа хорошая. А художника каждый может обидеть.
Еленка / 26.11.2011, 15:06

8. В защиту сценариста и, отвечая на бессовестный комментарий того, кто посмел назваться "писателем".ятого, кто

Слава Вам Александр, и наша женская защита!!!!!!! Великолепное и нужное всем людям творение. Дай Бог Вам доброго здоровья и покровительства Пресвятой Богородицы. Со мной такого давно не было, когда читала Ваш сценарий плакала и не могла оторваться, настолько впечатляет и трогает до глубины души. А, на комментарии лживых "писателей", Вы плюйте смело свысока. Они уже исписались, и только ноют по углам и возводят хулу на русичей. Буду читать дальше и ждать продолжения.
жена русича / 26.11.2011, 11:14

7. поклон автору от всех БРЯНЦЕВ

Пишите Александр, и не принимайте близко к сердцу комментарии, так называемых "писателей" и поддакивающих им дилетантов. Они - не граждане Руси. А мы с Вами, и Брянская земля, и вся наша державная Русь, и Великая и славная Россия!!!
/ 26.11.2011, 09:12

6. Re: Пересвет

Вы не правы, уважаемый писатель. Уже один пролог вызывает бурю ощущений. Написано интересно, возникают яркие зрительные образы, душа волнуется. Значит "Пересвет" нужен, необходим! И по моему мнению, язык исторического фильма должен быть стилизован под древнюю речь. А "рыбу имать" - еще мой дедушка говари
Любопытствую / 25.11.2011, 12:40

5. ответ тому, кто назвался "писателем" с большой буквы

Стыдно батенька называть себя таким высоким именем и оставлять подобные комментарии под произведением автора пожелавшего поведать миру удивительную и неведомую историю, читая которую приходишь в трепет от его искреннего слова и духовной чистоты замысла. Побойтесь Бога и не смейте говорить о русской культуре, ибо по всему видно, что вы сами являетесь воинствующим дилетантом. Автору "Пересвета - здравия и силы духа. Буду читать с радостью и благодарностью за Ваше прекрасное ивеликолепное произведение. С Богом!..
/ 25.11.2011, 11:39

4. Индо взопрели озимые

Дорогие мои это просто чудовищно! Худшего подарка русской культуре и придумать не возможно. Являясь специалистом в вопросе написания киносценариев, я опускаю здесь непрофессионализм автора, но сама художетвенная ткань предлагаемого произведения, это же вопиющая графомания. Этот косноязычный текст, это пафосное словоизвержение, это полное отсутствие драматургического наполнения эпизодов - все это вместе делает предлагаемый продукт просто прровокацией на теме исторической России. При этом я могу понять доброе намерение автора, да и тема достаточно актуальна, но надо же иметь какое-то чувство меры! Хочу надеяться, что продолжение не последует.
Писатель / 25.11.2011, 07:44

3. Re: Пересвет

Посчитал бы за счастье быть участником постановочной группы этого фильма...
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Николаевич Мынто
Пересвет. Сценарий художественного фильма
Историческая приключенческая драма с песнопениями. Глава пятая
29.11.2011
Пересвет. Сценарий художественного фильма
Историческая приключенческая драма с песнопениями. Глава четвертая
28.11.2011
Пересвет. Сценарий художественного фильма
Историческая приключенческая драма с песнопениями. Глава третья
27.11.2011
Пересвет. Сценарий художественного фильма
Историческая приключенческая драма с песнопениями. Глава вторая
25.11.2011
Все статьи Александр Николаевич Мынто
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Религиозная амбивалентность?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
13.11.2024 02:21
Мировое зло повержено, да здравствует мировое зло!
Новый комментарий от Русский Иван
12.11.2024 20:05
Русскому человеку нужно одуматься и покаяться
Новый комментарий от Рабочий
12.11.2024 19:51
Не прекращающее сокрытие следов преступного злодеяния
Новый комментарий от Очевидец
12.11.2024 18:47
Гессенские принцессы и Россия
Новый комментарий от Владимир Николаев
12.11.2024 17:41