Реплика относительно некоторых мыслей, высказанных проф. Зораном Милошевичем

Все те, кто близко соприкасался с манифестациями сербского национального сознания, обращал внимание на то, что в «сербском национальном мифе», - а такой миф присущ всякой самобытной культуре, - Ватикан занимает примерно то же самое место, которое в русском патриотическом мифе занимают «жидо-масоны». Об этом нельзя никогда забывать, когда знакомишься с антикатолическими текстами, написанными сербскими авторами, твердо стоящими на национально-патриотической позиции.

Такая позиция весьма уязвима для критики.

Дело не в том, что пинать конспирологические конструкции становится признаком хорошего тона уже не только для либерально-демократического строя мысли. Дело в том, что порою Ватикан обвиняется в некоторых делах не потому, что дела столь уж темны, а «потому, что Ватикан».

Зоран МилошевичВ качестве примера возьмем фрагмент научной работы профессора Зорана Милошевича, опубликованного в качестве отдельной статьи.

Основная мысль статьи - изменение национальной идентичности вследствие перемены веры.

Первое, что бросается в глаза уже при беглом знакомстве с текстом - трактовка самого понятия «нация».

Совершенно очевидно то, что не «всяк сущий язык» является нацией в современном смысле слова. Уж сколько говорено про кровь, почву и дух...

Тем не менее, складывается порою ощущение, что для автора «кровь» важнее «духа».

Например, Зоран пишет так:

«Для римокатолика существует примат веры над нацией».

Но ведь совершенно очевидно то, что для любого христианина - а не только римокатолика - вопросы веры и спасения и должны занимать более высокое положение в иерархии ценностей, нежели, скажем, вопросы национальных чувств.

Понятно, что Зоран делает основной упор на том, что окатоличенная часть одного народа в течении нескольких поколений становится частью другого - зачастую враждебного по отношению к материнскому племени - народу.

Однако, это же вовсе не означает того, что ассимиляция - сама по себе - является злом.

Так, нынешние сербы являются потомками того народа, который по завету свт.Саввы воспринял специфическую версию православной культуры, Святосавие. Произошло это не так давно, в 13 веке, а вовсе не во времена сынов Ноя. В общих чертах, дело было так. На Балканах существовала масса славянских княжеств, князья которых могли получать легитимность либо в Царьграде, либо в Риме. В связи с этим, вопрос выбора веры толковался князьями достаточно прагматично. На этом сейчас спекулируют творцы отдельной от всего Сербства черногорской идентичности. К сожалению, тот период древнесербской истории трактуется совершенно по-разному в разных слоях сербского сознания. В церковном сознании вместо исторических фактов тиражируется «агиографический канон» (читай - набор благочестивых штампов), а в мифологическом расцвела фоменковщина.

Казалось бы: что может быть проще, нежели дать академически догматизированным фактам осмысление в перспективе Промысла Господня? Но ведь мы сами, русские любители собственной истории никак не можем договориться о том, какая из трактовок нашей собственной истории является правильной, а какая - не очень.

Однако, вернемся к Святосавию. Суть Святосавия такова, что всякий православный христианин, почитающий Крестную Славу - того Святого, который является Небесным Покровителем конкретного рода - становится частью сербского национального корпуса. Вне зависимости от чистоты крови.

По этой причине хорватские нацисты упрекали сербов в нечистоте крови.

Ну и что из этого?

Странно, что сербы - народ, безусловно обладающий имперским потенциалом, - реагируют на эти выпады и пытаются доказать, что никаких примесей валашской крови у них нет?

Ведь жителям Византийской империи долгое время не приходило в голову рассуждать о чистоте эллинской крови. Осознавали себя православными ромейями. И правильно делали, ибо всем известно - чем все для Византии закончилось, когда национальное взяло верх над духовным.

А мы, русские?

Да, одними из наших предков являются потомки полян, древлян и т.п. Но ведь отождествляем мы себя не с теми, кто жил до нас на этой почве, и даже не с теми, кто одной с нами крови, а с теми, кто - помимо родства крови - единодушен с нами.

А единодушны с нами именно потомки тех, кто, приходя к Великому Князю Московскому на службу, воспринимал ту же самую веру, которую исповедовал и Московский митрополит. А дети этих самых носителей тюркской да угро-финской крови смешивались с потомками древних русичей и получались наши предки - Ивановы с Карамазовыми.

Можно ведь вывернуть и так, что Православная Церковь ассимилировала татар, чудь да литву, лишив их национальной самобытности. А можно трактовать вопрос этногенеза в ином ключе.

Вернемся, однако, к работе проф. Зорана Милошевича.

Как бы мы не относились к лукавым и циничным потомкам усташей, не стоит, однако, в качестве обвинения навешивать на католиков то, что само по себе не является злом «по модулю».

Православные цивилизации - Византийская, Сербская, Русская - тоже поглощали племена и ассимилировали представителей тех язЫков, которые искренне принимали Православие. Есть, разумеется, исключения - мордва, чуваши, часть марийцев и татар, а также некоторые сибирские племена. Однако, в целом, всякий человек, входивший в пространство русской культуры, - будь он немцем или евреем - становился частью Русской Нации.

Другое дело - конвертиты, и униаты в целом. Униатство по большому счету - это ведь не только беда Западной Украины и Запада Балкан. Наиболее оголтелыми ненавистниками сербского населения в Косовском крае были не природные албанцы-шиптари, а т.н. «арнауташи» - т.е. албанизированные (поарнаутившиеся) бывшие сербы.

В конце концов, и в еврейском сознании существует понятие, кажется, звучащее по-английски так: Jewish self-hate. Речь идет о крещеных евреях, которые, приняв крещение, становились оголтелыми антисемитами. Понятно, что речь идет не о бытовом антисемитизме, а об обличении с позиций христианства некоторых сомнительных моментов в иудаистской морали, однако проблема такая существует.

И, как видим, не только у нас с сербами.

Другое дело, что Ватикан обо всем этом прекрасно знает и сознательно использует комплекс неполноценности прозелитов.

Итак, Габсбурги разрушали национальный корпус сербов и русских.

Но, если сербы ничего не могли с этим поделать по причинам объективным, то русские - по причинам субъективным.

Вот зарисовка из балканских реалий времен русско-турецкой войны за освобождение Болгарии:

«Русские офицеры сетуют на то, что с сербом приходится говорить по-немецки, поскольку русского он не понимает. Серб ответил так:

- Никогда еще прежде я не говорил столько много по-немецки. А вы ведь и между собой говорите только по-французски...»

Так что дело, как мне кажется, не в том, что среди некоторых Габсбургов были коварные политики, а в том, что никудышные политики были среди некоторых Романовых.

Вот так. Как говорится: «Зоран мне друг, но истина дороже».

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

1. мутный сток

Сколь многие, которые там правят, Как свиньи, влезут в этот мутный сток И по себе ужасный срам оставят Данте

НовоГеоргий третий / 07.11.2011
Павел Тихомиров:
Делание добрых дел может взрастить фарисейство
Отклик на статью Станислава Минакова «Закалка стали по Николаю Островскому»
01.10.2019
При каких обстоятельствах сербская русофилия может обернуться русофобией
Согласно последним опросам, 87% сербов воспринимают Россию как друга
27.09.2019
Космонавтика – это хорошо. А Космизм – плохо
О легкомысленном отношении к ереси Циолковского
18.09.2019
Так ли виноваты «неблагодарные братушки»?
О забытой вине русских и незаслуженном обвинении болгар в беспричинном предательстве и неблагодарности
16.09.2019
В Сербии нет культа Второй Мировой
Пока в Сербии не сложится общественного согласия по поводу осмысления трагедии 1941-45, от имени народов Югославии будет выступать… Хорватия
05.09.2019
Все статьи автора