Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Реплика относительно некоторых мыслей, высказанных проф. Зораном Милошевичем

Павел  Тихомиров, Русская народная линия

07.11.2011

Все те, кто близко соприкасался с манифестациями сербского национального сознания, обращал внимание на то, что в «сербском национальном мифе», - а такой миф присущ всякой самобытной культуре, - Ватикан занимает примерно то же самое место, которое в русском патриотическом мифе занимают «жидо-масоны». Об этом нельзя никогда забывать, когда знакомишься с антикатолическими текстами, написанными сербскими авторами, твердо стоящими на национально-патриотической позиции.

Такая позиция весьма уязвима для критики.

Дело не в том, что пинать конспирологические конструкции становится признаком хорошего тона уже не только для либерально-демократического строя мысли. Дело в том, что порою Ватикан обвиняется в некоторых делах не потому, что дела столь уж темны, а «потому, что Ватикан».

Зоран МилошевичВ качестве примера возьмем фрагмент научной работы профессора Зорана Милошевича, опубликованного в качестве отдельной статьи.

Основная мысль статьи - изменение национальной идентичности вследствие перемены веры.

Первое, что бросается в глаза уже при беглом знакомстве с текстом - трактовка самого понятия «нация».

Совершенно очевидно то, что не «всяк сущий язык» является нацией в современном смысле слова. Уж сколько говорено про кровь, почву и дух...

Тем не менее, складывается порою ощущение, что для автора «кровь» важнее «духа».

Например, Зоран пишет так:

«Для римокатолика существует примат веры над нацией».

Но ведь совершенно очевидно то, что для любого христианина - а не только римокатолика - вопросы веры и спасения и должны занимать более высокое положение в иерархии ценностей, нежели, скажем, вопросы национальных чувств.

Понятно, что Зоран делает основной упор на том, что окатоличенная часть одного народа в течении нескольких поколений становится частью другого - зачастую враждебного по отношению к материнскому племени - народу.

Однако, это же вовсе не означает того, что ассимиляция - сама по себе - является злом.

Так, нынешние сербы являются потомками того народа, который по завету свт.Саввы воспринял специфическую версию православной культуры, Святосавие. Произошло это не так давно, в 13 веке, а вовсе не во времена сынов Ноя. В общих чертах, дело было так. На Балканах существовала масса славянских княжеств, князья которых могли получать легитимность либо в Царьграде, либо в Риме. В связи с этим, вопрос выбора веры толковался князьями достаточно прагматично. На этом сейчас спекулируют творцы отдельной от всего Сербства черногорской идентичности. К сожалению, тот период древнесербской истории трактуется совершенно по-разному в разных слоях сербского сознания. В церковном сознании вместо исторических фактов тиражируется «агиографический канон» (читай - набор благочестивых штампов), а в мифологическом расцвела фоменковщина.

Казалось бы: что может быть проще, нежели дать академически догматизированным фактам осмысление в перспективе Промысла Господня? Но ведь мы сами, русские любители собственной истории никак не можем договориться о том, какая из трактовок нашей собственной истории является правильной, а какая - не очень.

Однако, вернемся к Святосавию. Суть Святосавия такова, что всякий православный христианин, почитающий Крестную Славу - того Святого, который является Небесным Покровителем конкретного рода - становится частью сербского национального корпуса. Вне зависимости от чистоты крови.

По этой причине хорватские нацисты упрекали сербов в нечистоте крови.

Ну и что из этого?

Странно, что сербы - народ, безусловно обладающий имперским потенциалом, - реагируют на эти выпады и пытаются доказать, что никаких примесей валашской крови у них нет?

Ведь жителям Византийской империи долгое время не приходило в голову рассуждать о чистоте эллинской крови. Осознавали себя православными ромейями. И правильно делали, ибо всем известно - чем все для Византии закончилось, когда национальное взяло верх над духовным.

А мы, русские?

Да, одними из наших предков являются потомки полян, древлян и т.п. Но ведь отождествляем мы себя не с теми, кто жил до нас на этой почве, и даже не с теми, кто одной с нами крови, а с теми, кто - помимо родства крови - единодушен с нами.

А единодушны с нами именно потомки тех, кто, приходя к Великому Князю Московскому на службу, воспринимал ту же самую веру, которую исповедовал и Московский митрополит. А дети этих самых носителей тюркской да угро-финской крови смешивались с потомками древних русичей и получались наши предки - Ивановы с Карамазовыми.

Можно ведь вывернуть и так, что Православная Церковь ассимилировала татар, чудь да литву, лишив их национальной самобытности. А можно трактовать вопрос этногенеза в ином ключе.

Вернемся, однако, к работе проф. Зорана Милошевича.

Как бы мы не относились к лукавым и циничным потомкам усташей, не стоит, однако, в качестве обвинения навешивать на католиков то, что само по себе не является злом «по модулю».

Православные цивилизации - Византийская, Сербская, Русская - тоже поглощали племена и ассимилировали представителей тех язЫков, которые искренне принимали Православие. Есть, разумеется, исключения - мордва, чуваши, часть марийцев и татар, а также некоторые сибирские племена. Однако, в целом, всякий человек, входивший в пространство русской культуры, - будь он немцем или евреем - становился частью Русской Нации.

Другое дело - конвертиты, и униаты в целом. Униатство по большому счету - это ведь не только беда Западной Украины и Запада Балкан. Наиболее оголтелыми ненавистниками сербского населения в Косовском крае были не природные албанцы-шиптари, а т.н. «арнауташи» - т.е. албанизированные (поарнаутившиеся) бывшие сербы.

В конце концов, и в еврейском сознании существует понятие, кажется, звучащее по-английски так: Jewish self-hate. Речь идет о крещеных евреях, которые, приняв крещение, становились оголтелыми антисемитами. Понятно, что речь идет не о бытовом антисемитизме, а об обличении с позиций христианства некоторых сомнительных моментов в иудаистской морали, однако проблема такая существует.

И, как видим, не только у нас с сербами.

Другое дело, что Ватикан обо всем этом прекрасно знает и сознательно использует комплекс неполноценности прозелитов.

Итак, Габсбурги разрушали национальный корпус сербов и русских.

Но, если сербы ничего не могли с этим поделать по причинам объективным, то русские - по причинам субъективным.

Вот зарисовка из балканских реалий времен русско-турецкой войны за освобождение Болгарии:

«Русские офицеры сетуют на то, что с сербом приходится говорить по-немецки, поскольку русского он не понимает. Серб ответил так:

- Никогда еще прежде я не говорил столько много по-немецки. А вы ведь и между собой говорите только по-французски...»

Так что дело, как мне кажется, не в том, что среди некоторых Габсбургов были коварные политики, а в том, что никудышные политики были среди некоторых Романовых.

Вот так. Как говорится: «Зоран мне друг, но истина дороже».


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 1

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

1. НовоГеоргий третий : мутный сток
2011-11-08 в 00:28

Сколь многие, которые там правят,
Как свиньи, влезут в этот мутный сток
И по себе ужасный срам оставят
Данте

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме