В нынешнем году исполнилось 115 лет с начала выхода в Казани общественно-литературного журнала «Деятель», на протяжении более двух десятилетий - с 1896 по 1917 гг. - являвшегося главным информационно-пропагандистским рупором местного трезвеннического движения. Для Казани и одноимённой губернии это издание было, в известном смысле, уникальным, как по содержанию и составу сотрудников, так и по своему социально-просветительному значению.
Будучи основан в качестве печатного органа «Казанского Общества Трезвости» (КОТ), журнал со временем приобрёл также и политическое звучание: начиная с 1905 г., он фактически являлся ещё и печатным органом Казанского отдела «Русского Собрания» (КОРС), а затем - и «Объединённых монархических обществ и союзов» при нём. История «Деятеля» - это, несомненно, одна из наиболее ярких и значимых страниц в летописи казанского трезвеннического движения, которая требует внимательного и подробного изучения.
В 1895 г. секретарь КОТ профессор Императорского Казанского университета (ИКУ) А.И.Александров (будущий ректор Санкт-Петербургской Духовной академии, епископ Ямбурский, викарий Санкт-Петербургской епархии Анастасий) возбудил ходатайство о разрешении издания журнала «Деятель». Изначально на него же было возложено и редактирование нового издания. «Народные чтения, воскресные школы и читальни в 44 отделах и обширная издательская деятельность Общества, - говорилось в частности, в № 8 - 9 журнала за август - сентябрь 1898 г., - находятся в заведывании Председателя общеобразовательных учреждений проф[ессора] Универс[итета] А.И.Александрова, который был избран Обществом Трезвости Почётным членом за его полезную деятельность и душевное отношение к общеобразовательным учреждениям Общества. Им же было положено начало журнала «Деятель».
Однако в скором времени А.И.Александров передал свои полномочия председателю Комитета КОТ А.Т.Соловьёву (уже в № 1 за 1896 г. он фигурировал в качестве «за редактора-издателя», но был утверждён в должности только в марте 1897 г.), являвшемуся редактором и издателем «Деятеля» вплоть до мая 1917 г. Активную помощь в редактировании журнала ему в разное время оказывал профессор Н.Ф.Катанов (существует предположение, что он являлся фактическим редактором журнала, по крайней мере, с 1896 по 1901 гг.).
«Деятель» издавался на русском языке, а его заявленная периодичность составляла один - четыре номера в месяц (но, как правило, выходило не более одного номера). Первый номер увидел свет в январе 1896 г. в типографии ИКУ, где располагалась и его редакция. Всего же, согласно моим подсчётам, было издано 280 номеров (включая соединённые), в том числе: в 1896 - 1901 гг. - по 12, в 1902 - 1904 гг. - по 14, в 1905 г. - 21, в 1906 г. - 12, в 1907 г. - 14, в 1908 г. - 13, в 1909 - 1910 гг. - по 12, в 1911 г. - 14, в 1912 - 1914 гг. - по 12, в 1915 г. - 14, в 1916 г. - 13, в 1917 г. - 5. Последний известный исследователям номер журнала (№ 4 - 5) датирован апрелем - маем 1917 г.
Стабильный выпуск издания во многом был обусловлен тем, что А.Т.Соловьёв (избранный впоследствии также председателем Совета КОРС) долгое время являлся руководителем типографии ИКУ, где, главным образом, и издавался журнал (кроме этого, в разное время он выходил в казанских типографиях А.М.Перова и «Умид»).
Официально утверждённая программа журнала включала в себя двенадцать пунктов, в том числе: правительственные распоряжения, статьи литературного, экономического, гигиенического, педагогического и медицинского содержания, «повести, рассказы, стихотворения и другие статьи бытового, нравственного и исторического содержания», письма из провинции, сведения, «полезные в жизни», «из жизни и печати», о деятельности благотворительных учреждений, обществ трезвости в России и заграницей, о борьбе с пьянством, протоколы КОТ, критику и библиографию, объявления.
В издании «Деятеля» в качестве сотрудников принимали участие многие известные учёные и общественные деятели, журналисты и священники, в том числе: Н.Я.Агафонов (псевдоним: Я.Посадский), А.И.Александров, Е.Ф.Будде, Л.О.Даркшевич, И.М.Догель, Г.Ф.Дормидонтов, Н.П.Загоскин, В.Ф.Залеский, Н.А.Засецкий, М.Я.Капустин, Н.Ф.Катанов, А.В.Нечаев, П.А.Никольский, Н.А.Осокин, Р.В.Ризположенский, И.Н.Смирнов, Е.П.Янишевский и другие. В журнале публиковали свои работы, статьи, проповеди, рецензии и библиографические обзоры многие казанские профессора, архиепископ Антоний (А.П.Храповицкий), епископ Андрей (князь А.А.Ухтомский) (предположительные псевдонимы: А.А.; А.Ардонский), епископ Никон (Н.И.Рождественский), протоиерей А.П.Яблоков, педагог и публицист А.С.Рождествин, священники В.Е.Бетьковский, Н.М.Троицкий, Е.Ф.Сосунцов, последователь учения Л.Н.Толстого ветеринарный врач С.С.Бардин, и другие. Благодаря составу сотрудников, издание сразу приобрело яркий оттенок академичности.
В журнале были помещены научные работы одного из основоположников экспериментальной фармакологии в России профессора И.М.Догеля (в частности, «Спиртные напитки, как располагающая причина к разного рода заболеванию человека», «Возможно ли прекращение пьянства?», «Необходимы ли алкоголь и спиртные напитки как лекарство»), известного юриста профессора В.Ф.Залеского («Теория бумажно-денежного обращения»), автора топографической теории асимметрии речных долин и водоразделов профессора А.В.Нечаева («Общий взгляд на историю естественно-научной мысли»), языковеда профессора Е.Ф.Будде («О комедии Грибоедова «Горе от ума» /опыт разбора комедии/»), Т.А.Иваницкого («Почитание святых в мухаммеданстве вообще и у кавказских и казанских мусульман в частности»), выдающегося российского почвоведа Р.В.Ризположенского («Впечатления из поездки на гору Б. Богдо и Баскунчакское озеро»), воспоминания и статьи Е.П.Янишевского, и т.д.
Отдельно в данной связи необходимо выделить многочисленные библиографические обзоры и научно-исследовательские статьи профессора-востоковеда Н.Ф.Катанова («Правила житейской мудрости у татар Восточного Туркестана», «Пять управителей жизни, по учению китайских медиков», «Мистик Алла-яр», «Татарское поучение о вреде пьянства», «Предания русских инородцев о том, как русские захватили их земли», и многие другие). Постоянным автором «Деятеля» на всём протяжении его существования являлся сам А.Т.Соловьёв.
Одновременно КОТ издавало, переиздавало массовыми тиражами и распространяло по всей России (часто в качестве приложений к «Деятелю») дешёвые брошюры антиалкогольного и духовно-нравственного содержания, например, такие, как: «Всемерно должно удаляться от пьянства» (епископа Воронежского Тихона /Т.С.Соколова/), «Письма С.А.Рачинского духовному юношеству о трезвости», «Спиртные напитки, как несчастие человека» (И.М.Догеля и А.Т.Соловьёва), «Слова отца Иоанна Ильича Сергиева против пьянства», и другие. В 1916 г. в виде приложения к журналу были изданы «Результаты произведённой Казанским акцизным управлением анкеты о влиянии запрещения питейной торговли на трезвость населения Казанской губернии и о степени распространения суррогатов водки и напитков домашнего приготовления».
Кроме этого, общество занималось активной популяризацией общероссийской и местной истории, выпуская в свет и распространяя книги А.И.Александрова «Царь-Освободитель: преобразователь и просветитель России Император Александр II», И.А.Ардашева «Развалины Болгар и древние Болгары (по описанию англичанина Э.П.Турнерелли)», К.Ф.Фукса «История города Казани (из русских и татарских летописей)» (с предисловием Н.Ф.Катанова) и другие, а также - прививало прикладные знания сельскохозяйственного характера, которые содержались, в частности, в таких изданиях, как книга священника В.И.Веселицкого «Простое руководство к разумному пчеловодству (с рисунками)».
В журнале действовали постоянные рубрики и разделы «Протоколы», «Из жизни и печати», «Полезные сведения», «Русская библиография», «Восточная библиография» (которую вёл Н.Ф.Катанов), «Письма из провинции», и другие. На страницах «Деятеля» публиковались стихи и литературно-художественная проза антиалкогольной, патриотической и иной социально значимой направленности.
Выражая позицию КОТ, журнал поддерживал радикальное направление в трезвенническом движении, пропагандируя полный отказ от употребления алкогольных напитков и требуя от государства введения запрета на их производство и продажу. При этом причины самого пьянства усматривались, главным образом, в растущем отчуждении людей от Бога и их отказе от традиционно-христианских норм жизни, что определило консервативную направленность деятельности КОТ и редакционной политики журнала.
Издание занималось популяризацией трезвеннических взглядов о. И.И.Сергиева (Кронштадтского), С.А.Рачинского, Л.Н.Толстого и других, публикуя их проповеди, статьи, обращения, а также - многочисленные материалы о них. Одновременно редакция критиковала общественно-политические и религиозные воззрения деятелей трезвеннического движения, не придерживавшихся консервативных взглядов: например, в № 11 за ноябрь 1901 г. было опубликовано критическое «Открытое письмо Л.Н. Толстому», а в № 12 за декабрь 1912 г. - статья А.Т.Соловьёва «Моя переписка с М.Л. и Л.Н. Толстыми», в которой признавались значительные заслуги писателя в борьбе с пьянством, но осуждалось его увлечение «глупым учением Будды».
Кроме этого, «Деятель» публиковал материалы, направленные против распространения в России табакокурения.
Помимо трезвеннической тематики, а также в рамках таковой, на страницах журнала освещались антропологические, экономические, медицинские, образовательные, этнографические, историко-религиоведческие, краеведческие и прочие темы, печатались статистические исследования, отчёты о деятельности КОТ, его отделов и близких по духу организаций.
Издание всегда отличала активная гражданская позиция, что, кроме прочего, нашло своё отражение в поддержке деятельности «Общества защиты несчастных женщин в городе Казани», занимавшегося профилактикой и борьбой с проституцией. Поднимались проблемы борьбы с нищенством, реформирования школьного образования, церковного прихода, развития благотворительности, организации призрения больных и неимущих, и т.п. В 1902 г. в качестве приложения к журналу была издана брошюра будущего идеолога «христианского социализма» иеромонаха Михаила (П.В.Семёнова) «Обиженные дети (из публичных лекций)».
В скором времени издание получило общественное и государственное признание: журнал за 1897 и 1904 гг. был допущен учёным комитетом министерства народного просвещения в народные библиотеки и читальни.
Значительную часть его объёма составляли также обзоры и перепечатки из российских и зарубежных изданий, не доступных в оригинале простому читателю. Будучи специализированным изданием, журнал не пользовался популярностью у «широкой публики», но в то же время был хорошо известен и активно востребован общественными организациями, в церковном и научном мире. В 1900 г. в обмен на него получалось 134, а в 1901 г. - 142 «названия журналов и газет», в том числе иностранных (в 1900 г. он рассылался в Берлин, Лозанну, Нью-Йорк, Париж, Софию, Токио и другие города). Большая часть тиража направлялась бесплатно и по подписке в населённые пункты (главным образом, сельские), где действовали отделы КОТ и единомышленных ему организаций, в духовные заведения и православные приходы, а затем также - в библиотеки-читальни отделов «Союза Русского Народа» (СРН) и других правомонархических (черносотенных) организаций.
В начале 1900-х гг. произошло существенное усиление общественно-политической и религиозно-проповеднической составляющих содержания журнала, заметно увеличилось количество критических публикаций по «еврейскому вопросу» и в отношении антихристианских учений. Так, например, в № 1 за январь 1902 г. в статье за подписью «Я.К-въ» критическому разбору подвергся доклад известного либерала М.Л.Мандельштама «Общественные идеалы Ницше». В 1904 - 1905 гг. журнал окончательно обрёл чёткую консервативную направленность, а усиление публицистических тенденций привело к практически полной утрате им прежней академичности.
После принятия в декабре 1904 г. - январе 1905 г. решения о создании на базе КОТ первой в Казани и Казанской губернии правомонархической организации - КОРС - журнал активно включился в политическую полемику с либеральными и революционными изданиями («Русским Словом», «Волжским Листком» и другими), заслужив у них, благодаря своей откровенной контрреволюционной позиции, репутацию черносотенного и «реакционного» издания. Начало ей положила опубликованная в № 3 за январь 1905 г. статья о. В.И.Веселицкого «Не прикасайся к помазанным моим», предостерегавшего социалистов и «всех их союзников» от революционной «раскачки» России, в результате чего настанет для них самих «раскачка от русского народа-богатыря, и такая раскачка, какой мир не видел». Вместе с тем, политизация «Деятеля» в консервативном духе стала одной из причин раскола в КОТ и закрытия А.Т.Соловьёвым нескольких его отделов, в руководстве которых преобладали либералы.
В журнале публиковались материалы, пропагандировавшие взгляды РС и других правомонархических организаций, а также статьи, речи и обращения их руководителей, обзоры и отчёты о деятельности КОРС, воззвания к избирателям в Государственную Думу и т.п. В 1905 г. в качестве бесплатного приложения к журналу его подписчикам высылалась консервативная газета «Русь Православная и Самодержавная», выходившая с июня 1905 г. в Казани под редакцией А.Т.Соловьёва. После принятого в 1906 г. постановления о том, что члены КОТ должны вступить либо в РС, либо в СРН, журнал включился в кампанию по созданию на базе отделов общества отделов правомонархических организаций.
При этом на всём протяжении «черносотенного» периода своей истории журнал неизменно придерживался продубровинского направления, отвечавшего взглядам руководства КОРС и действовавших при нём «Объединённых монархических обществ и союзов». В период противостояния в местном правомонархическом лагере между сторонниками А.Т.Соловьёва и занимавшего жёсткую антидубровинскую позицию профессора В.Ф.Залеского, журнал выступал с резкой критикой последнего. В № 10 за октябрь 1916 г. было опубликовано обращение «От совета монархических съездов» за подписями С.В.Левашова, А.А.Римского-Корсакова, А.И.Дубровина и Н.Е.Маркова, направленное против «Отечественного Патриотического Союза».
Издание настойчиво утверждало мысль о том, что консерватизм является неотъемлемой частью русского национального характера. Как говорилось, например, в статье «Правые и левые», опубликованной в № 5 за май 1916 г.: «Русские люди могут быть только правыми, если русский по имени человек не правый, то это - не русский по своей душе. Движение вперёд, совершенствование - цель жизни русских людей».
«Деятель» активно выступал в защиту преподавания Закона Божьего в российских школах, помещал публикации по инородческому вопросу, направленные на защиту православия и интересов русского народа. Одним из постоянных авторов журнала являлся корреспондент «Русского Знамени» о. В.Е.Бетьковский, отец которого в 1850-е гг. входил в кружок священников, группировавшихся вокруг славянофила И.В.Киреевского. В его публикациях проводилась мысль о необходимости немедленного возрождения церковно-приходской жизни и повсеместного участия в ней православного духовенства, а также подвергались резкой критике церковные либералы-«обновленцы» (особенно депутат Государственной Думы четвёртого созыва от Казани о. А.В.Смирнов).
Во время Первой Мировой войны издание активно поддерживало введение и реализацию в городе Казани и Казанской губернии «сухого закона», выступало против распространения ядовитых алкогольных суррогатов, активно культивировало национально-патриотические настроения.
После февральской революции 1917 г. журнал отстаивал право на существование КОТ и добивался его представительства в организованном в Казани «Комитете общественной безопасности». Однако под давлением революционных обстоятельств его издание вскоре прекратилось. Редакционный архив «Деятеля» не сохранился.
Насильственно прерванное революцией издание журнала, как и прекращение деятельности всего КОТ, не позволяет, к сожалению, в полной мере оценить результаты проделанной им просветительно-профилактической работы. Но при этом не вызывает сомнений, что неутомимый «Деятель» отвратил от пьянства и греховного образа жизни многих людей, что и является его главной, неоценимой заслугой.
Игорь Евгеньевич Алексеев, кандидат исторических наук (Казань)
Впервые опубликовано: Алексеев И.Е. Неутомимый «Деятель»// Вторые традиционные чтения: Материалы научно-практических чтений, посвящённых казанскому трезвенническому движению (11 сентября 2011 г.)/ Эйфория. - 2011. - № 2 (122). - С.с. 6 - 12.