Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Без образования...

Лидия  Коппер, Русская народная линия

09.09.2011

Человек образованный привык трепетно относиться к своему «я», к тому, что он называет своей личностью. Причудливость изгибов этой самой личности, или, точнее, индивидуальности часто становится предметом особой гордости ее носителя, и он эту особость предъявляет окружающим, чем старается вызвать к себе интерес.

Она имеет приоритет в его глазах перед всем остальным, ее автономность надо выпестовать и оберегать, все воспитание человека направлено на раскрытие «потенциала индивидуальности» - сначала своей, а потом своих детей. А инструменты - плоды и достижения предшествующей культуры и современной цивилизации. И вот получено образование, прочитаны и читаются горы книг, слушается музыка, обязательны просмотры фильмов, посещение театров, музеев... Сколько загружено в душу образов, впечатлений, звуков, образцов суждений и рассуждений, выстроенных по ним теорий!

Как же проявляет себя воспитанный и образованный таким образом человек, как он странствует по этому морю информации, куда направляется?

...Я заметила на себе: каждое приходящее впечатление, полученное от произведения искусства, событий общественной или частной жизни, входя в душу и ум, тотчас вызывает отклик - откликается то, что уже было некогда кем-то сформулировано до меня, прочитано, услышано, увидено, принято в душу. А новое поверяется этими старожилами, подгоняется под определенную рубрику, ему выносится приговор и место в душе и в мироздании. Ты ничего не в силах сделать: они, эти распорядители и судьи всегда наготове и опережают тебя. Пытаясь разрешить недоумения, понять что-либо, оценить, ты, следуя полученным правилам, вспоминаешь образы, строки, картины, социальные теории... Каждое новое впечатление освещается, получает объяснение и занимает свое место в жизненной картине в соответствии с тем, что в ней уже есть, только благодаря его санкции.

Постепенно начинаешь понимать: ты во власти идолов. И они спорят между собой, соперничают, каждый норовит быть эталоном или судьей, а то и источником света.

Но с годами все меньше надежды, что они придут в какое-то согласие, и все заметнее, что свет, излучаемый этими звездами, неверен, он делается все сумрачнее, он уже почти погас. Но все же он был так притягателен в детстве и молодости! Был. Эти звезды зажигались в эпохи, когда человек творил в свете веры, и культура несла на себе отсвет. Вот только мы, потеряв веру, отвергнув Бога, презрев и отвергнув Его изначальность, приняли отсвет за свет а теперь удивляемся, что он делается все слабее и не в силах справиться с подступающими сумерками.

И многие задают себе вопрос перед лицом самого главного события в жизни человека - смерти: «Стоило ли давать этим костям воспитание, чтобы потом играть ими в бабки?» (Шекспир, «Гамлет»).

Пространство культуры перестало быть пространством жизни, а стало пространством игры и отражений, как в зеркальном лабиринте. И человек, втянутый в него, «подобен человеку, рассматривающему природные черты лица своего в зеркале: он посмотрел на себя, отошел и тотчас забыл, каков он». (Иак. 1;23,24).

Игра эта безрадостная, пытающаяся скрыть отчаяние втянутых в этот «дьяволов водевиль». «Все ложь, все обман, все не то, чем кажется» (Гоголь).

АбстракцияВсе изменит свой знак, только ступишь туда -

Солнце черною станет дырой,

Будет лить опрокинутая звезда

Свой космический холод и зной.

 

И начнется неостановимый распад

Зазеркальных пространств и времен,

Разлетится, крутясь, отражений каскад,

В зазеркальный упавши закон.

И жизнь поколений, воспитанных и «образованных» таким образом, становится историей воистину последних поколений. Нет Абсолюта - а значит, нет смысла. История человечества поэтому предстает лишенной всякого смысла и направления, а ее объяснение - тенденциозной перетасовкой и заданной комбинацией фактов - на выбор, кому что придется по вкусу. «Стрела времени» превращается в стрелку компаса, колеблющуюся между полюсами» - так сказал об эпохе постмодернизма французский философ Жиль Делез. Входящее в жизнь поколение не чувствует себя продолжением предшествующих, не чувствует родства с ними, а чтобы не слышать голоса совести и оправдать себя в своих глазах, присваивает права прокурора, судьи. И судит оно не по незыблемым законам Божиим (Большой смысл отрицается как таковой), а по похотям (и прихотям) своим, по тому, насколько поколения предков отвечают его нынешнему паразитическому образу жизни. У нас нынче все суды, да суды... Вот только не понимает это поколение, что само становится игрушкой и марионеткой тех, кто сдает эти карты. Куда может придти человек, который «посмотрел на себя, отошел и тотчас забыл, каков он»? Да ведь уже и сказаны слова о «конце истории». Правда, сказаны теми, кто не видит Хозяина истории.

Абсолюта, Бога нет - и иерархия ценностей разрушается, искусство становится игрой в бисер (Герман Гессе) или откровенной некрофилией.

Оно предстает не как плод духовной деятельности народа, не как труд постижения своего предназначения и пути к Богу через творчество наиболее чутких своих сынов, а игрой автономных и неподотчетных «свободных художников».

Раньше, когда Россия знала себя как страну христианскую, когда идеалом ее была святость и Святая Русь - идеалом земной истории и упованием, тогда детей воспитывали и образовывали иначе. Родившегося человека прежде всего крестили, первым в его душу входил Бог - «Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир» (Ио.1, 9). Младенца сначала носили, а потом вводили в храм, где он, пока еще неосознанно, впитывал атмосферу богослужения - его звуки и образы, осенялся благодатью. А дома он видел в красном углу образа с лампадкой, его подносили к ним, и он слышал молитвы родителей. Как храм с колокольней возвышался над каждым селом, был смысловым стержнем сельского и городского пейзажа, был виден издалека, так и вера становилась началом и центром личности и отдельного человека и народа. Она питала творческую силу народа, который на земле создал великую державу и великую культуру, но самым прекрасным плодом этого творчества под Божиим водительством явилась Святая Русь, устремленная от земли в Царствие Божие.

И уже потом все, входящее в душу, освещалось этим светом веры Христовой, он выявлял суть предметов, их природу и значение, становились видны достоинства, пороки, стремление к Истине или уклонения от нее. Только на этом пути мы можем радоваться таланту и творчеству, ведь здесь они освещены Солнцем правды. «Слово Твое - светильник ноге моей и свет стезе моей» (Пс. 118, 105). Как часто в Святом Писании повторяется слово «свет»!

Только так процесс образования получает свое настоящее значение - просвещение Евангельской Истиной, начавшееся Святым Крещением и простирающийся в бесконечность, в жизнь вечную.

Но в нашем детстве и юности этого, увы, не было, земная жизнь, прошедшая по большей части в блуждании, клонится к закату, сколько времени потрачено впустую, а скоро уже экзамен! Успеть бы получить хотя начальное...


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 9

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

9. Дмитрий В.Ч. : 8. Екатерина Домбровская :
2011-10-12 в 07:39

Тезаурус, безусловно, не есть культура как целое: ведь культура включает в себя много невербальных (но семиотически значимых) слоев. Тезаурус есть часть языка, причем самая, на мой взгляд, интересная. Если обычные слова описываются треугольником "нотат-денотат-коннотат", то в случае понятий, входящих в тезаурус, функцию денотата выполняет коннотат. То есть: если обычные слова можно задать невербально (указанием на предмет, демонстрацией действия и пр.) - то понятия можно описать только понятиями же.
Дальнейшее зависит от того, какая картина мира у человека в голове. Светская культурология включает в свой состав весь язык в целом (и, похоже, не замечает в нем тезауруса как чего-то особенного). Впрочем, она и религию включает в свой состав (замечая в ней преимущественно обрядовую сторону, каковая действительно культурно обусловлена).
Но давайте вспомним, что само понятие "культура" относится исключительно к сотворенному человеком. А тезаурус (тот исходный тезаурус посредством которого уже можно создавать новые понятия) по определению не мог быть сотворен человеком: у него просто еще не было для этого средств. Т.е., исходный тезаурус у нас - от Бога, и потому частью культуры не является.
Вывод: тезаурус и культура суть пересекающиеся множества: они имеют общую часть, но не совпадают полностью.
8. Екатерина Домбровская : 7. Дмитрий В.Ч
2011-10-12 в 01:08

Уважаемый Дмитрий В.! Большое спасибо за "прописывание" темы - меня очень интересует эта проблема (рефлексивные моменты) в отношении духовного устроения - веры. Сопоставление детской веры - без рассуждения и веры рефлексивной. Не буду комментировать - вы несомненно поймете, о чем я думаю...
А что касается тезауруса - очень даже метко употребляете! Тезаурус - это культура или культура - это тезаурус?
Но главный вопрос иной - вера и ее глубины - культура - образование...место искусства в том числе нерелигиозного (бывает ли такое?)
Наверное, сложно обсуждать эти вопросы без примеров, подобных мясорубке Щедровицкого.
Спасибо еще раз.
7. Дмитрий В.Ч. : 5. Екатерина Домбровская :
2011-10-11 в 23:12

Был сбой, поэтому на всякий случай посылаю комментарий еще раз. Если пройдут оба - прошу модератора убрать лишнее.

Уважаемая Екатерина, это Вы меня простите! Я, как «дилетант широкого профиля», нередко употребляю термины не как положено, а как сам понимаю. Так что вполне возможно, что я здесь где-то напортачил. Попробую объяснить, что я, собственно, имел в виду.
Для меня рефлексия – это процесс понимания проблемы. Иначе говоря,
(1) не всякая реакция на ситуацию требует рефлексии - а лишь проблемная. Есть хороший пример (кажется, он принадлежит Г.П.Щедровицкому): вы вкладываете в мясорубку мясо, крутите ручку и на выходе получаете фарш - все в порядке. Но когда вы вместо фарша получите забитую мясорубку - тут-то и нужна рефлексия: что я сделал не так.
(2) Так как мыслить без слов мы не умеем, то для понимания проблемы (особенно нравственной) требуется достаточно развитый активный тезаурус: т.е. на просто словарный запас, но запас понятий, в какой-то мере взаимосвязанных и на каком-то уровне систематизированных. Иначе говоря – образование.
Нравственное же воспитание, конечно, формирует в нас соответствующую систему «полочек» – т.е. исходный тезаурус, который в дальнейшем подлежит развитию путем образования. Но вот находить решение в ситуации, которая ни в одну из полочек не втискивается, оно помогает не всегда. Точнее – не всякое.
Соответственно, образование для меня есть не только «система образования», но вообще всякий процесс развития своего тезауруса (подозреваю, что термин «тезаурус» я здесь тоже употребляю не вполне корректно) – в том числе самообразование.
Ваш пример старцев с двухклассным образованием, которые великолепно формулировали весьма нетривиальные суждения – это пример самообразования. Двух классов хватило для научения грамоте, а потом они, надо полагать, читали Святых Отцов – и размышляли над прочитанным.
А ведь великие учителя Церкви, чьи имена поминаются на каждой литургии, были в высшей степени образованными людьми – причем по меркам не только своего, но и нашего времени. Так что мне очень близка заключительная фраза дорогой Лидии: «Успеть бы получить хотя начальное...»
6. дезинфектор : Re: Без образования...
2011-10-11 в 18:48

Мне кажется, образование - все же идет от слова ОБРАЗ. Т.е. насколько человек имеет сходства с Образом Божиим.
А то, о чем говорится в статье скорее просто ученость.
Тут да- кого каким фокусам обучили. такие он и исполняет.
Хороший пример - то. что называют профессиональной деформацией.

Об этом много анекдотов "13-ый СанЪ: Суть термина "Профессиональная деформация личности" мне была непонятна в полной мере даже после выступления на конференции в академии с данной темой.
Но когда пришедший ко мне в гости друг-фотограф на мою просьбу "снять куртку" в прихожей, взял и сфотографировал ее(!),- все сразу же встало на свои места..."
5. Екатерина Домбровская : Дмитрию В.Ч.
2011-10-11 в 14:11

Уважааемый Дмитрий В.Ч! Вы вслед за автором затронули очень важные аспекты темы. Хотелось бы чуть поподробнее. Представляется, что сегодня это крайне актуально. Вот Вы пишете:
" А необразованный - неосознанно укладывает то же событие на полочку в соответствии со своим нравственным воспитанием, и реагирует чаще всего не словом, а действием. Короче говоря, обходится без рефлексии. "
Возникает некоторое сомнение - так ли уж без рефлексии? Ведь нравственное воспитание - тоже дает точки отсчета и сосдает определенные установки?
Теперь вот это суждение: "духовное образование, сиречь образование духа. Нужно поломать старые полочки и построить новые - т.е. рефлексировать, а без образования это трудно, если не невозможно. "
Волзможно, я не той "частоты" подключаюсь к Вашим суждениям, но мне кажется , что понятие образование - в общепринятом смысле слова (а это гуманитарное образование) принципиально не совпадает с духовным образованием. Иначе откуда у великих старцев имевших за плечами 2 класса брались такие глубокие познания, такая стройность мышления, такой прекрасный чистый язык - словно пред Вами академик? Об этом свидетельствуют письма старцев...
Опять же - заранее прошу прощения, если неправильно включилась в строй Вашей мысли и потому пришла к неправильным постановкам вопросов.
Заранее благодарю за ответ. Для меня лично очень важно уяснить здесь некоторые моменты...
4. Дмитрий В.Ч. : Re: Без образования...
2011-10-11 в 10:27

Все верно, и вовремя!
//...каждое приходящее впечатление, полученное от произведения искусства, событий общественной или частной жизни, входя в душу и ум, тотчас вызывает отклик - откликается то, что уже было некогда кем-то сформулировано до меня, прочитано, услышано, увидено, принято в душу. А новое поверяется этими старожилами, подгоняется под определенную рубрику, ему выносится приговор и место в душе и в мироздании.//
На самом деле каждый человек - образованный или нет - реагирует именно так. Ведь необразованный тоже, по сути, образован: семьей, кругом общения и пр. Разница в том, что у образованного человека всегда наготове речевая формула, "объясняющая" событие и укладывающая его на соответствующую полочку. Да еще и гордыню провоцирующая: "вот как я сумел все объяснить!" - по себе знаю. А необразованный - неосознанно укладывает то же событие на полочку в соответствии со своим нравственным воспитанием, и реагирует чаще всего не словом, а действием. Короче говоря, обходится без рефлексии.
Но у всякой медали есть вторая сторона. Когда (слава Богу, если при жизни) обнаруживаешь, что твои усвоенные с детсва императивы, мягко говоря, не вполне адекватны - образование вдруг становится остро необходимым: без него где возьмешь новые? Но - духовное образование, сиречь образование духа. Нужно поломать старые полочки и построить новые - т.е. рефлексировать, а без образования это трудно, если не невозможно. Правда, с постмодернистским образованием - еще труднее: оно ведь учит вообще не искать смысла.
3. Денис К. : Без образования...
2011-09-09 в 18:51

Правдивая и честная статья. Спаси Господи!

Входящее в жизнь поколение не чувствует себя продолжением предшествующих, не чувствует родства с ними, а чтобы не слышать голоса совести и оправдать себя в своих глазах, присваивает права прокурора, судьи. И судит оно не по незыблемым законам Божиим (Большой смысл отрицается как таковой), а по похотям (и прихотям) своим, по тому, насколько поколения предков отвечают его нынешнему паразитическому образу жизни.



В качестве иллюстрации этой мысли автора приведу недавний мой диалог с одним довольно успешным мужчиной 35 лет.

На стене его кабинета я увидел различные диаграммы дел и интересов его жизни (работа 60 %, хобби 7 %, секс 7 % и пр.) Оказывается, он планирует свою жизнь исходя из методики какого-то американского гуру. В углу каждой такой диаграммы значился символ инь/янь. Показывая на символ, я спросил его:
- Вы наверное читали Конфуция?
- Нет. Если честно, я и Библию не читал. Думаю, мне это не нужно.
- Почему???
- Я не читаю авторов, которых уже нет в живых. Им нечего мне сказать. Только ныне живущие люди могут дать мне что-то полезное.
2. Бондарев Игорь : Без образования
2011-09-09 в 11:31

Постмодернизм - сюрприз философской западной мысли.Без кавычек.
Однако,он не понят фундаментально.Это как алмаз,покрытый пылью и потому не узнанный как драгоценный камень.
Надо только применить его конкретно к вопросу грехопадения человека.Герметично.
А пока же он вреден,так как направлен на Творение.То есть выражает, излучает грех в мир.А должен - объяснить сущность грехопадения.И заметим - в современных философских терминах,понятиях,взглядах.
Надо научиться пользоваться этим подарком.
Надо только связать это с пониманием ,что материя - дух( а для этого требуется "добро" слова Церкви).
1. Александр Н-ник : Re: Без образования...
2011-09-09 в 08:04

В принципе, правильно. Но как-то с возрастом всё равно научаешься не судить предшествующее, а принимать его вместе с новым. Вот, казалось бы, кому были нужны при советской власти наискучнейшие Кочетов, Кожевников и прочие "секретарские" писатели? Но - как они великолепно читаются теперь, в наше время!

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме