Человек образованный привык трепетно относиться к своему «я», к тому, что он называет своей личностью. Причудливость изгибов этой самой личности, или, точнее, индивидуальности часто становится предметом особой гордости ее носителя, и он эту особость предъявляет окружающим, чем старается вызвать к себе интерес.
Она имеет приоритет в его глазах перед всем остальным, ее автономность надо выпестовать и оберегать, все воспитание человека направлено на раскрытие «потенциала индивидуальности» - сначала своей, а потом своих детей. А инструменты - плоды и достижения предшествующей культуры и современной цивилизации. И вот получено образование, прочитаны и читаются горы книг, слушается музыка, обязательны просмотры фильмов, посещение театров, музеев... Сколько загружено в душу образов, впечатлений, звуков, образцов суждений и рассуждений, выстроенных по ним теорий!
Как же проявляет себя воспитанный и образованный таким образом человек, как он странствует по этому морю информации, куда направляется?
...Я заметила на себе: каждое приходящее впечатление, полученное от произведения искусства, событий общественной или частной жизни, входя в душу и ум, тотчас вызывает отклик - откликается то, что уже было некогда кем-то сформулировано до меня, прочитано, услышано, увидено, принято в душу. А новое поверяется этими старожилами, подгоняется под определенную рубрику, ему выносится приговор и место в душе и в мироздании. Ты ничего не в силах сделать: они, эти распорядители и судьи всегда наготове и опережают тебя. Пытаясь разрешить недоумения, понять что-либо, оценить, ты, следуя полученным правилам, вспоминаешь образы, строки, картины, социальные теории... Каждое новое впечатление освещается, получает объяснение и занимает свое место в жизненной картине в соответствии с тем, что в ней уже есть, только благодаря его санкции.
Постепенно начинаешь понимать: ты во власти идолов. И они спорят между собой, соперничают, каждый норовит быть эталоном или судьей, а то и источником света.
Но с годами все меньше надежды, что они придут в какое-то согласие, и все заметнее, что свет, излучаемый этими звездами, неверен, он делается все сумрачнее, он уже почти погас. Но все же он был так притягателен в детстве и молодости! Был. Эти звезды зажигались в эпохи, когда человек творил в свете веры, и культура несла на себе отсвет. Вот только мы, потеряв веру, отвергнув Бога, презрев и отвергнув Его изначальность, приняли отсвет за свет а теперь удивляемся, что он делается все слабее и не в силах справиться с подступающими сумерками.
И многие задают себе вопрос перед лицом самого главного события в жизни человека - смерти: «Стоило ли давать этим костям воспитание, чтобы потом играть ими в бабки?» (Шекспир, «Гамлет»).
Пространство культуры перестало быть пространством жизни, а стало пространством игры и отражений, как в зеркальном лабиринте. И человек, втянутый в него, «подобен человеку, рассматривающему природные черты лица своего в зеркале: он посмотрел на себя, отошел и тотчас забыл, каков он». (Иак. 1;23,24).
Игра эта безрадостная, пытающаяся скрыть отчаяние втянутых в этот «дьяволов водевиль». «Все ложь, все обман, все не то, чем кажется» (Гоголь).
Все изменит свой знак, только ступишь туда -
Солнце черною станет дырой,
Будет лить опрокинутая звезда
Свой космический холод и зной.
И начнется неостановимый распад
Зазеркальных пространств и времен,
Разлетится, крутясь, отражений каскад,
В зазеркальный упавши закон.
И жизнь поколений, воспитанных и «образованных» таким образом, становится историей воистину последних поколений. Нет Абсолюта - а значит, нет смысла. История человечества поэтому предстает лишенной всякого смысла и направления, а ее объяснение - тенденциозной перетасовкой и заданной комбинацией фактов - на выбор, кому что придется по вкусу. «Стрела времени» превращается в стрелку компаса, колеблющуюся между полюсами» - так сказал об эпохе постмодернизма французский философ Жиль Делез. Входящее в жизнь поколение не чувствует себя продолжением предшествующих, не чувствует родства с ними, а чтобы не слышать голоса совести и оправдать себя в своих глазах, присваивает права прокурора, судьи. И судит оно не по незыблемым законам Божиим (Большой смысл отрицается как таковой), а по похотям (и прихотям) своим, по тому, насколько поколения предков отвечают его нынешнему паразитическому образу жизни. У нас нынче все суды, да суды... Вот только не понимает это поколение, что само становится игрушкой и марионеткой тех, кто сдает эти карты. Куда может придти человек, который «посмотрел на себя, отошел и тотчас забыл, каков он»? Да ведь уже и сказаны слова о «конце истории». Правда, сказаны теми, кто не видит Хозяина истории.
Абсолюта, Бога нет - и иерархия ценностей разрушается, искусство становится игрой в бисер (Герман Гессе) или откровенной некрофилией.
Оно предстает не как плод духовной деятельности народа, не как труд постижения своего предназначения и пути к Богу через творчество наиболее чутких своих сынов, а игрой автономных и неподотчетных «свободных художников».
Раньше, когда Россия знала себя как страну христианскую, когда идеалом ее была святость и Святая Русь - идеалом земной истории и упованием, тогда детей воспитывали и образовывали иначе. Родившегося человека прежде всего крестили, первым в его душу входил Бог - «Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир» (Ио.1, 9). Младенца сначала носили, а потом вводили в храм, где он, пока еще неосознанно, впитывал атмосферу богослужения - его звуки и образы, осенялся благодатью. А дома он видел в красном углу образа с лампадкой, его подносили к ним, и он слышал молитвы родителей. Как храм с колокольней возвышался над каждым селом, был смысловым стержнем сельского и городского пейзажа, был виден издалека, так и вера становилась началом и центром личности и отдельного человека и народа. Она питала творческую силу народа, который на земле создал великую державу и великую культуру, но самым прекрасным плодом этого творчества под Божиим водительством явилась Святая Русь, устремленная от земли в Царствие Божие.
И уже потом все, входящее в душу, освещалось этим светом веры Христовой, он выявлял суть предметов, их природу и значение, становились видны достоинства, пороки, стремление к Истине или уклонения от нее. Только на этом пути мы можем радоваться таланту и творчеству, ведь здесь они освещены Солнцем правды. «Слово Твое - светильник ноге моей и свет стезе моей» (Пс. 118, 105). Как часто в Святом Писании повторяется слово «свет»!
Только так процесс образования получает свое настоящее значение - просвещение Евангельской Истиной, начавшееся Святым Крещением и простирающийся в бесконечность, в жизнь вечную.
Но в нашем детстве и юности этого, увы, не было, земная жизнь, прошедшая по большей части в блуждании, клонится к закату, сколько времени потрачено впустую, а скоро уже экзамен! Успеть бы получить хотя начальное...
9. 8. Екатерина Домбровская :
8. 7. Дмитрий В.Ч
7. 5. Екатерина Домбровская :
6. Re: Без образования...
5. Дмитрию В.Ч.
4. Re: Без образования...
3. Без образования...
2. Без образования
1. Re: Без образования...