Глобализация культуры

10.08.2011 338

Октавио Пас, сравнивал человечество с хором и восхищался не его слаженностью, но – разноголосицей. Как лесные звуки интересны полифонией, так и культура, отрицая синтонность, предстает в зеркале слагающих ее культур. Однако, третье тысячелетие намеревается положить конец этой традиции. Техническая революция позволяет одним возвышать обертоны, заглушая других. В отличие от прежних веков чужое наречие может сегодня главенствовать и в родном доме.

Сейчас много говорят о глобализации экономики, пуская в оборот эвфемизм, прикрывающий положение вещей, при котором ничтожный процент населения земли потребляет львиную долю ее ресурсов, обрекая остальных на борьбу за прозябание. Интеграция в мировую систему хозяйствования предполагает вписаться в сложившуюся иерархию, обеспечивающую такой порядок. Экономический подтекст совместного освоения планеты очевиден. Но глобализация экономики неизбежно влечет и глобализацию культуры. Именно она заставляет мир плакать над кончиной английской принцессы и следить за похождениями американского президента. Ее масштабы пугают. Они не оставляют лазейки, убежища, скрыться от всепроникающей пропаганды, от оглушающей проповеди демократии невозможно. Космополитическая по сути, конечная цель глобализации – размывание национального и подмена его эрзацом американского «melting pot». Этому подчинена политика оскаров, каннских фестивалей и нобелевских премий, которая обрекает на голливудские поделки, лавочку постмодернизма и бесконечные музеи голого короля, воспетого шарлатанами окрашенного в техноцвета искусства. При всем кажущемся разнообразии вкусов и стилей они ориентированы на заполоняющую все радость плебеев. Но демократизация в искусстве - это болезнь, ведущая к смерти. Общедоступно лишь банальное, популярное - вульгарно. Недаром Превер говорил, что всеобщая признательность заставляет насторожиться. И действительно, массовость влечет утрату нюансов. А без них исчезает искусство, великая иллюзия, в которой глубину, как в оптике, определяют оттенки.

Ныне дух транснациональных компаний витает над землей. Многими он воспринимается, как веление времени, как новое возведение вавилонской башни. Однако, замалчивается, кому уготованы ее зияющие высоты, а кому – топтанье у подножья. Глобализация культуры – это выравнивание предыдущих исторических наслоений, очередная попытка унифицировать мир под себя. Нынешнее мировое администрирование подразумевает всеобщую стандартизацию и равнение на статую Свободы. В сущности, подобный опыт проводился всеми империями – от диктатуры латыни до советского интернационализма. Удасться ли сломить этническую мозаику на новом витке техногенности покажет будущее. Но, отвлекаясь от прогнозов, можно вообразить плоды такой победы, их зачатки мы встречаем на каждом шагу. Выравнивание всегда понижает, взгляды отдельно взятого прохожего любопытнее мнения толпы. И сегодня под лозунгом взаимного обогащения культур и распространения общечеловеческих ценностей массовое сознание оккупировала эстетика блокбастеров. Это визитная карточка вселенской программы, которую предлагают сторонники культурного космополитизма. Внедряя чужие стереотипы, глобализация культуры заставляет забыть собственные парадигмы, подражать мертвоговорящим куклам, донашивать китель с чужого плеча.

Но мораль исторична, нравственность привязана к этнической системе координат.

Народы СССР едва ушли от коммунистического гребня, чтобы попасть под зубцы куда более частые. Из запретного плода западные ценности постепенно превращаются в демьянову уху. Обманчивые призывы жить настоящим заслоняют реальность минувшего, привлекательная простота техногенных мифов вытесняет религиозный пафос древних саг. В результате прогрессирует историческая амнезия, разрастается племя иванов не помнящих родства. Подобная практика в конечном счете направлена на реализацию американского эксперимента, вслед за долларизацией по планете шагает призрак американской мечты. Мир глобализованной культуры, новый порядок, который предполагает заокеанская доктрина, это ее окончательное воплощение. Навязывая миру свою модель развития, Америка опирается прежде всего на двухсотлетний опыт освободившихся колоний. И действительно, что может роднить людей с разных континентов, с разными этнопсихическими установками и цветом кожи, кроме интересов совместного потребления? Но другие народы шли к своим обществам неизмеримо дольше, законы их коллективного бытия успели трансформироваться в национальный характер.

«Нельзя заимствовать элемент цивилизации, не принимая ее всю» – категорично утверждал Тойнби. Предлагая совершенные средства техники, Запад попутно одалживает свой язык, нравы, обычаи, представления о добре и зле, их отсутствие. Навязывая поведенческие каноны, глобализация культуры добивает последних из христиан, подменяя небеса информационной сумятицей, идеализацию – идолизацией. Вспыхивающие звездочки, гаснущие кумиры, калейдоскоп лиц, мелькающих на экране, не ведает границ, проникая в дома, сердца, души, создает иллюзию интернационального рая. Реклама виртуального заслоняет действительность. Нужно время, чтобы привыкнуть к этому раздвоенному миру, смириться с его стерильным саваном, прячущим обезличенную пошлость.

Впрочем, будущее неотвратимо, как смерть, а пророчество всегда лживо. Нам остается лишь сомнительное увлечение гадать и фантазируя, либо надеяться, либо страшиться.

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

4. Re: Глобализация культуры

в первом же предложении грубейшая пунктуационная ошибка - запятой разделены подлежащее и сказуемое. но не будем обращать внимание на такие мелочи, лучше детально разберем текст. Космополитическая по сути, конечная цель глобализации – размывание национального и подмена его эрзацом американского «melting pot». Этому подчинена политика оскаров, каннских фестивалей и нобелевских премий, которая обрекает на голливудские поделки, лавочку постмодернизма и бесконечные музеи голого короля, воспетого шарлатанами окрашенного в техноцвета искусства. --- вообще-то оскары и призы в каннах получают не коммерческие поделки, а действительно художественные фильмы, причем снятые в самых разных частях света. европа с завидной частотой обращается к философии и истории азии, сша - к искусству и проблемам европы. если автор этого не знает, то пусть хотя бы ознакомиться с прокатной программой обычного кинофестиваля, будь то канны, берлин или венеция. во-вторых, как можно ставить в один ряд премии за вклад в искусству и за вклад в науку? как связаны постмодернизм и открытия жореса алферова, например? автор любит красивые иностранные слова, которые сейчас употребляют особенно часто, что ли? массовость влечет утрату нюансов. --- это верно, когда мы говорим о еде или товарах народного потребления. простая еда, простые тарелки, простая одежда. хотите изысканного - милости просим в ресторан, в мастерскую стеклодува, в ателье. ну и что? это не отменяет того, что режиссер может снять несколько хороших фильмов подряд, писатель - написать цикл книг, фотомастер - выставку потретов сотен людей.

3. Re: Глобализация культуры

Да, многие думающие люди писали об этом. И все же, интересно почитать интерпретацию еще одного думающего человека. Открываются новые грани. Спасибо автору.

Алла К / 12.08.2011

2. Нам должно активно противиться: тем и сохранимся!

Глобализация культуры в России идёт не сама-собой, но под аккомпанимент адми-нистративных и политических структур, насильственным навязыванием и давлением соответствующими органами и конкретными людьми,имена которых в основном известны. Но уберите этих исполнителей, смените толерантную олигарх-пластинку на нацио- нально-государственную и всё вернётся на круги своя. Но для этого нужно попотеть-потрудиться с тем, чтобы абсолютное боль- шинство,которое,конечно же, разделяет на- ше общее нежелание раствориться в "куль- турном вакууме", не будет гадать и фанта- зировать, но всеми силами будет стремить- ся ИЗМЕНИТЬ СИТУАЦИЮ К ЛУЧШЕМУ.

1. Дмитрий Ермаков

Отлично написано, как и всегда у И. Зорина. Мысли правильные, но не новые, многократно продуманные и изложенные и другими думающими людьми. А с заключением (концовкой) я и вообще не согласен. Не согласен с безнадежностью ее. Много чего нам еще "остается"... Хотя, м. б., я что-то неправильно понял.

Иван Зорин:
Дети больного гиганта
О бурлящем этносе России
14.02.2012
Русская литература: быть или не быть
Беседа писателей Ивана Зорина и Светланы Замлеловой
21.08.2011
Все статьи автора
Последние комментарии
Модернистские потуги или обыкновенное невежество?
Новый комментарий от Александр Тимофеев
05.12.2019
Лукашенко дезавуирует создание Союзного государства
Новый комментарий от Юрий Светлов
06.12.2019
Асмолов и Реморенко против Министерства просвещения
Новый комментарий от Коротков А. В.
02.12.2019
Заработала авторизация и форум
Новый комментарий от Полтораки
04.12.2019
Георгий Франциск Скорина
Новый комментарий от Здравый
05.12.2019
Запрет на ценностное мышление
Новый комментарий от Александр Волков
21.10.2019
Либерализм как греховная идея
Новый комментарий от Александр Волков
15.11.2019