О деградации современной литературы

0
2195
Время на чтение 6 минут

Боюсь, мой голос прозвучит диссонансом в общем оптимистичном хоре. Возможно, я сгущаю краски и, просидев четверть века в углу малой прозы, делаю поспешные обобщения. Буду рад ошибиться.

В уже далёких восьмидесятых Саша Соколов говорил про писателей-«деревенщиков», оккупировавших тогда литературный олимп, что они, продолжая традиции русских классиков, подражают реализму XIX века, но делают это гораздо хуже. Нужна ли копия в дурном исполнении? Как можно развивать эстетическое направление, уступая во всех отношениях стоявшим у его истока? Сегодня вопрос так больше не стоит. Уровень лексической культуры в современных произведениях настолько упал, арсенал художественных приёмов настолько оскудел, что не приходится говорить ни об их эстетической ценности, ни об изящной словесности как таковой. Судить их можно лишь по сегодняшней мерке, не вырывая из контекста сиюминутности, не прибегая к прецедентному праву. Кто из современников сможет написать «Тёмные аллеи»? «Скучную историю»? Или «Весну в Фиальте»? Я имею в виду не содержательную сторону, а чисто техническую. Мне известны несколько попыток, которые преподносятся как удачные, но они выглядят жалкой пародией. Конечно, искусство не терпит повторения, но оно - извечное состязание. И не только с современниками. Так Толстой подозрительно часто ругал Шекспира, зато всегда хвалил начинающих романистов.

Ещё полвека назад в рамках одного временнóго пласта сосуществовали культурологическая фантасмагория Борхеса, магический реализм Маркеса, набоковская вязь, проза французских экзистенциалистов и телеграфный стиль Хемингуэя. Сегодня последний вытеснил всех. Может, он больше соответствует нашему энергичному веку? Может, метафоры излишни, усложняя восприятие? Безусловно, если отсутствует эстетическая составляющая. Тогда текст сводится к стандартам деловой переписки, а произведением искусства может служить собрание инструкций к бытовым приборам. Владение словом, составляющее, в сущности, сердцевину писательского ремесла, стало вовсе необязательным. Творец отчуждается от материала, сегодня он - Бог, лишённый глины. Этот общий закон для эпохи эстетического холокоста, который прячут за эвфемизмом аудиовизуальной культуры, с особенной наглядностью проявляется в живописи. Пикассо, Дали, кубисты, сюрреалисты, абстракционисты, так или иначе, продолжали линию предшествующей школы, пусть и через её отрицание. Даже Малевич, возвестивший «Чёрным квадратом» о смерти классического искусства, не разрывал с ним. Сегодня художник больше не ассоциируется с красками, а работает с совершенно новым материалом (впрочем, и старым, как мир, - невежеством!), предлагая платье голого короля, сшитое из инсталляций и перформансов. Это «искусство» уже прошло точку возврата, отрекаясь от наследия прошлого, оно больше не ориентируется на полотна великих мастеров, замыкаясь в открытиях современников, точно искусство - это наука, с её линейным прогрессом. В живописи мимесис победил традицию. Нечто похожее ждёт и словесность. Глобальное опрощение современной литературы отражает духовный тупик нашей технократической цивилизации. Совершит ли она новый виток? Выйдет ли на качественно иную ступень? Пока мы наблюдаем очевидный спад и, как показатель, отсутствие интереса к высокому искусству. Масскульт подавил всё!

Сегодняшняя Россия, двигаясь в фарватере Запада, перенимает его ценности, его табель о рангах, в котором профессии писателя отводится место во второй сотне. Ещё Аксёнов, преподававший в американских университетах, сокрушался, что его студенты не понимают разницы между романом и сценарием, «Анна Каренина» воспринимается ими усечённой до комиксов, как материал для голливудского «мыла». Художественное слово, не вызывая отклика, отжило свой век. Значит, талант сводится к умению строить динамично закрученный сюжет? К отражению духа времени? Смелому употреблению ненормативной лексики и новояза? Но ещё Шкловский подсчитал возможное количество сюжетов. Время лучше запечатлевают газеты. А Набоков говорил, что из книг, где отсутствует художественность, впору сложить Вавилонскую башню. Какие задачи ставит перед собой писатель? Хочет ли он глаголом жечь сердца людей? Стремится ли он сделать их чище, нравственнее? Это раньше гимназисты, скучающие помещики и толпами бродившая по улицам советская интеллигенция, как подсолнухи, тянулись к свету, на который указывали властители дум. Их взгляды возвышались (и возвышали) над житейской мудростью, в их призывах философский опыт не отождествлялся с бытовым. И Набоков, и Борхес, и Маркес имели прекрасное филологическое образование. Выросшие на образцах мировой классики Бунин и Мережковский, широко эрудированные Белый и Вячеслав Иванов всю жизнь занимались самообразованием, а Толстой на старости принялся за иврит. Сегодня в век победившей демократии опасно казаться умнее читателя. Первый удар по башне из слоновой кости нанёс пролеткульт (и это был нокдаун!), второй - масскульт (и это, похоже, нокаут!). Чтобы стать бестселлером, книга не должна возвышаться над стереотипами. Она не должна учить, ведь обывателю, как кролику, всё известно с рождения. И уж точно, что жизнь он знает лучше автора, избравшего такой неблагодарный хлеб. Он голосует рублём и за свои кровные заставляет говорить с ним на одном языке. Так литература скатывается до ликбеза, книга - до букваря. Учитель в классе может ориентироваться на лучших, может - на середняков, а может - на отстающих. Выбор за ним. Только что с ним будет при власти учеников? Это Превер ещё мог себе позволить кокетливое: «Уж слишком многим нравятся мои стихи, наверное, я плохо пишу!»

Бунин, Набоков, Шмелёв были прекрасными рассказчиками, виртуозами слова. Я перечисляю эмигрантов? Но и среди советских писателей был Юрий Казаков. И Шолохов. Был, конечно, и Федин. И Зощенко, вспоминая которого Бунин говорил, что дела у большевиков, видать, идут из рук вон плохо, раз такие у них писатели. Это по гамбургскому счёту. Он подразумевался и в словах, прозвучавших на Первом Съезде писателей: «Других писателей у меня нет!» Сейчас о нём забыли, сместив точку отсчёта. Сегодня быть популярным не мешают ни косноязычие, ни бедная лексика, ни отсутствие школы. Хочешь писать? Чего проще: пиши, как говоришь! Сойдёт под маркой непосредственности, детской искренности, трогательной неискушённости. Скажете, я говорю о масскульте, а не об элитарной литературе? Но где она? Её место заняли шарлатаны из лавочки постмодернизма, выдающие за высокий интеллект извращённую психику, претенциозные псевдокультурологи с детсадовским кругозором и политизированные бездарности под вывеской «нонконформизм». Я не думаю, что сегодня были бы напечатаны, принеси их в издательство, не только «Воскресение» и «Смерть Ивана Ильича», но и «Сад расходящихся тропок», «Сто лет одиночества» или составленный сравнительно недавно «Хазарский словарь». Они не могли бы прозвучать, потому что читательский слой, способный их оценить, вымыт. А ещё в шестидесятых каждая интеллигентная европейская семья считала долгом иметь томик Борхеса, тиражи которого соперничали с Библией. А в СССР (к зависти Набокова) на кухнях обсуждали Сартра и Фолкнера. Теперь на дворе 451 градус по Фаренгейту, утончённые интеллектуалы вышли из моды - как представляется, бесповоротно. Кончилась эпоха исканий, уступив место эре нашедших, агрессивному серому потребителю, которому в слове «энциклопедия» слышится «клоп». Круг замкнулся, включив механизм самовырождения. Низкопробные вкусы, как чудовище Франкенштейна, вызывают к жизни антиэстетические произведения, а те, в свою очередь, портят вкус.

А что Россия? Похоже, «золотой» и «серебряный» век, сопоставимый с ранней античностью, трагедиями Софокла и Еврипида, сменился варварством поздней Империи, поверхностными комедиями Плавта и превращением латыни в вульгату. Будучи не только идеологической, советская цензура поддерживала средний художественный уровень. С диктатурой рынка, установившей цензуру рекламных вложений, он катастрофически упал. Редакторы (если такие остались) пропускают несогласованные предложения, страницы пестрят стилистическими ошибками, фразами, точно составленными малограмотными, выводящими «мама мыла раму» - всё это признаки расхлябанного отношения к слову, его девальвации. Нет общественного запроса, нет эпистолярной культуры, нет естественного эстетического контроля. В эти три «нет» укладываются причины угасания нашего ремесла, которое на глазах превращается в искусство золотошвейки. Это производная от глубинного процесса выхолащивания русского языка, не столько его замусоривания и вестернизации, сколько обскурантизации его носителей.

Чем может удивить читательский мир страна Толстого и Достоевского? Поставляя на книжный рынок невнятные, беспомощные произведения? Подражая волне подросткового фэнтези? Будто миру не хватает своих чаков палаников, роулингов и куэльо. Неужели это лучшее из написанного кириллицей? Впрочем, аналогично дела обстоят и за рубежом. К чужим реалиям всегда относятся с известной степенью допуска, прощая (или не замечая) многие несуразности. Перешагнув языковый барьер, иностранные переводы всё равно остаются загадочными, как вуаль незнакомки. Но уберите из них англицизмы, галлицизмы или ориентализмы, переложите их сюжет на российскую почву, и получатся книги, про которые Бунин говорил - их стыдно читать.

А писать?

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

39. Ответ на 38., Венцеслав Крыж:

Ладно, Венцеслав, не злитесь:)) Мне почему-то кажется, что всё будет нормально! В любом случае, была весьма интересно с Вами пообщаться, говорю совершенно искренне.
ерусалимецъ / 26.03.2012, 17:04

38. Re: О деградации современной литературы

Каждый поэт - еврей, но не каждый еврей поэт. Вам еще не скоро удасться пожать руку Венцеслава Крыжа. Вы к этому морально не готовы.
Венцеслав Крыж / 26.03.2012, 05:19

37. Ответ на 36., Венцеслав Крыж:

Я бы сказал, больше на ЯПОНСКОЙ почве, чем на русской :)) Кстати, а почему "В страницах", а не "НА страницах"? Потому же, что "В Украине", а не "НА Украине"? Возвращаясь к "Доктору Живаго". Меня удивили два Ваших суждения. 1) Вы пишете, что роман сырой, недоделанный (но все равно гениальный). Очень странно! Вот, например, булгаковская "Белая Гвардия" - пример сырого, недоделанного произведения. По всем ВНЕШНИМ признакам, это провал: многие сюжетные линии обрываются, какие-то герои появляются неизвестно для чего... а вот все равно вышло ГЕНИАЛЬНО и ничего ты с этим не попишешь! Иное дело "Доктор Живаго", над которым автор работал лет двадцать, если не ошибаюсь. Язык отточен, сюжет тщательно выверен (как Вы блестяще показали в своем анализе). Но сколько бы не трудился, не вкалывал Сальери, ему не добиться того, что легко удается Моцарту... У Пастернака НАЧИСТО отсутствует чувство юмора, а иногда и чувство меры. О,эти ужасные, тоскливые, ТУГОМОТНЫЕ диалоги-монологи-рассуждения, которые автор вкладывает в уста то одного, то другого персонажа! НИ С ОДНИМ из персонажей "Доктора Живаго" я бы ни за какие деньги не согласился выпить! А вот с персонажами "Белой Гвардии" выпил бы и со всеми сразу и по отдельности. 2) Мне показалось банальным штампом Ваше утверждение о том, что "Доктор Живаго" - роман об одиночестве еврея среди русских. Помните, что говорит сам Пастернак устами Гордона, друга Юрия Живаго о еврействе? Еврейство - это некий отряд, существование которого совершенно бессмысленно и который надо поскорее распустить , от этого все только выиграют (за это высказывание Пастернака до сих пор обвиняют в антисемитизме). Совершенно очевидно, что среди евреев Пастернаку было бы еще ГОРАЗДО БОЛЕЕ ОДИНОКО, чем среди русских... Так чем же тогда "еврейское одиночество" Пастернака принципиально отличается от нееврейского столетнего одиночества Маркеса? ПС. А по поводу моих высказываний о Ваших методах спора - Веннцеслав, я счел нужным высказаться об этом именно так, а Вы, конечно, можете не соглашаться. Еже писах, писах.
ерусалимецъ / 25.03.2012, 15:24

36. Вот образец античного ритма на русской почве разумеется

Белый аист в пустыне безмолвных загадочных слов, Скорбно замер в страницах далеких забытых полей, В небе строки дождя неустанно несут облака, Чтоб слезами укрыть неизбывное горе свое. Редко ветра порыв разгоняет сомнений тоску, Эта бедная жизнь в селениях бедных пуста, Но не ищет спасенья в молитвах и трепетных снах В этих скудных равнинах веселое сердце мое.
Венцеслав Крыж / 25.03.2012, 04:37

35. Ответ на 33., ерусалимецъ :

Как-то странно Вы высказались про мое «демоническое упоение», с которым я нападаю на отцов Савченко и Бачурина! Не сотвори себе кумира, учит нас Св. Писание. Исследуйте достоинства своих пастырей, учит нас Св. Писание, ибо под рясой может скрываться не агнец Божий, а волк хищный. Я, руководствуясь Св. Писанием, исследую достоинства отца Николая и отца Алексея. Из дискуссий на форуме выяснилось, что отец Николай постоянно и сознательно лжет, искажает данные, принадлежит к иудейской секте АПЭ, и окормляет самозванцев. Разве я сказал что-то не соответствующее действительности? Разве в этом есть что-то демоническое? Что касается отца Алексея Бачурина, то тут я протестую против его антисоветизма, мотивируя свой протест следующим образом: свое рукоположение отец Алексей получил от владык, которые глубоко чтили Сталина. Следовательно, обвиняя своих духовных отцов в конформизме и лжи, а он на форуме публично отвергал Декларацию владыки Сергия, отец Алексей грешит подобно среднему сыну Ноя. Опять же за ним замечены фантазии вроде «красного профессора», наводящего на Кремль свои предательские пушки, призывы каяться за грехи отцов, а потом публичное отречение от этой мысли, неверное истолкование текстов Св. Предания, и так далее. Что касается православных сестер, то они из каждого священника намерены тут же сотворить кумир и кадить ему, несмотря на очевидные вероучительные нелепости, которые излагает сей священник. Приходится поправлять их, дабы они трезвее относились и к самим себе, и к священникам. Первое достоинство интеллигентного человека – чувство дистанции, чувство уважение к другой личности. Если эту дистанцию не соблюдать, то очень прости перейти границу и получить наставление. Вот суть конфликта с этими милыми дамами.
Венцеслав Крыж / 24.03.2012, 14:43

34. Павлу Тихомирову

Посмотрел немножко, по Вашей наводке, "КостяНика". Сама ситуация (девушка-калека) напомнила мне другой фильм, как мне кажется, более качественный - "Водитель для Веры". Понимаю, что нельзя сравнивать фильм для подростков и взрослый фильм, и все же... http://www.youtube.com/watch?v=7ErFDXjkyA8&feature=fvsr А вот мой любимый фильм "Живой" http://www.youtube.com/watch?v=HvNWMPhe89I Простите, что посылаю эти ссылки в Пост (особенно второй фильм не очень-то постный)но мне было бы интересно мнение об этих фильмах и Ваше, и Странника, и Писателя, и всех других форумчан. Так что если когда посмотрите - прокомментируйте.
ерусалимецъ / 24.03.2012, 13:53

33. Ответ на 25., Венцеслав Крыж:

Браво, Венцеслав! Получил великое удовольствие, прочитав Ваш пост, заслуживающий, безусловно,того, чтобы быть размещенным на РНЛ отдельной статьей. Спасибо и Еве, что обратила внимание (обычно я такие длинные посты пропускаю). Если бы не Ваши постоянные, с каким-то демоническим упоением совершаемые здесь нападки на священнослужителей и на Ваших-же православных сестер, с удовольствием пожал бы Вашу руку!
ерусалимецъ / 24.03.2012, 08:50

32. 25. Венцеслав Крыж

В самом деле очень интересный взгляд на Ларису Антипову. Никогда не могла понять до конца этот роман,гениальный безспорно,хотя перечитывала его с огромным удовольствием почти на одном дыхании много раз. И отношение к Ларисе всегда было неоднозначным... Спасибо,что опубликовали этот пост.
Ева / 24.03.2012, 06:53

31. Ответ на 27., Странник :

Об отличиях книги от фильма писать не стану: долго.

уважаемый Странник! Я в свое время - задолго до просмотра кинофильма - прочитал книжку. Повесть хорошая, написана сильно. Но романом ее назвать сложно. Несколько сцен с Гитлером и Сталиным вовсе не наполняют эту повесть тем объемом (не количеством страниц, разумеется), который делает книгу романом. Впрочем, дело не в романах. Они - как жанр - наверное, свое отжили. Дело в том, что фильм, конечно, неплохой получился, но назвать книгу явлением... это, все-таки, перебор. Раз уж мы заговорили об отечественном кино, то позволю себе поделиться своими предпочтениями. Меня, к примеру, "зацепил" к-ф "Костя+Ника" по повести Крюковой, а из условно военных - "Мы из будущего". (Разумеется, первая часть). Есть еще Звягинцев, конечно. Хотя пересматривать его картины по несколько раз не стану.
Павел Тихомиров / 23.03.2012, 20:19

30. Ответ на 28., Странник :

Да нет, уважаемый Странник, это роман об одиночестве. О том, как трудно жить еврею среди русских.
Венцеслав Крыж / 23.03.2012, 19:25
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Иван Васильевич Зорин
Дети больного гиганта
О бурлящем этносе России
14.02.2012
Русская литература: быть или не быть
Беседа писателей Ивана Зорина и Светланы Замлеловой
21.08.2011
Все статьи Иван Васильевич Зорин
Последние комментарии
Колчак – предатель России или герой?
Новый комментарий от Константин В.
18.11.2024 22:25
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
18.11.2024 22:16
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от prot
18.11.2024 21:47
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Павел Тихомиров
18.11.2024 19:55
Символ и цель. Иван Грозный
Новый комментарий от Человек
18.11.2024 19:00
Что же такое «христианский сионизм»?
Новый комментарий от Владимир Николаев
18.11.2024 17:12