Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Еще о Сталине

Протоиерей  Александр  Васькин, Русская народная линия

22.07.2011

В годы коммунистического строительства Русская Церковь подверглась беспощадному террору и скрытым гонениям. Храмы богоборцами разрушались и закрывались повсеместно, происходило дьявольское глумление над православными святынями. Люди зверски истреблялись и ссылались в ГУЛАГ за классовую, религиозную и национальную принадлежность. Христианство по замыслу большевиков должно было полностью исчезнуть из жизни русского народа. Чего стоит хотя бы указание В. И. Ленина по поводу изъятия церковных ценностей в 1922 г.: «Чем большее число представителей реакционного духовенства… удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше. Надо именно теперь проучить эту публику так, чтобы на несколько десятков лет ни о каком сопротивлении они не смели и думать» (Новые документы В. И. Ленина (1920-1922 гг.) // Известия ЦК КПСС. 1990. № 4. С. 193).

Сразу после октябрьской революции 1917 г. начались аресты священно-церковнослужителей, для многих завершившиеся мученической кончиной. Так же было во время организованной советской властью кампании по изъятию церковных ценностей в 1922 г., когда по стране прокатилось множество судебных процессов, часть которых окончилась расстрелами. В 1923-1928 гг. были брошены в тюрьму сотни верующих, но почти не было приговоров к смерти. С рубежа 1928-1929 гг. происходит существенное изменение курса вероисповедной политики в СССР. Наступила длительная полоса крайне негативного отношения к «опиуму для народа». 24.01.1929 г. ЦК ВКП(б) издал постановление «О мерах усиления антирелигиозной работы», а 11.02.1930 г. ЦИК и СНК СССР – декрет «О борьбе с контрреволюционными элементами в руководящих органах религиозных объединений», положившие начало массовым арестам священнослужителей и прихожан, закрытию церквей во всероссийском масштабе вплоть до 1934 г. В тот период было помещено в концлагеря и уничтожено около 40 тыс. лиц духовного звания. В последующие несколько лет число арестов уменьшилось, казней почти не было. В начале 1937 г. была проведена перепись населения СССР. По предложению Сталина в опросные листы был включен вопрос о религии, на который отвечали все граждане, начиная с 16 лет. Всего населения в этом возрасте в Советской России оказалось 98,4 млн. чел. Из них православными себя назвали 41,6 млн. чел. (или 42,3 % всего взрослого населения РСФСР) и 75,2 % всех, причислявших себя к верующим. В 1937-1938 гг. террор вновь усилился, было репрессировано почти все духовенство и многие миряне, закрыто более 2/3 действовавших в 1935 г. храмов, и само существование церковной организации оказалось под угрозой. По данным правительственной Комиссии по реабилитации жертв политических репрессий в 1937 г. было арестовано 136900 православных священно-церковнослужителей, из них подверглись высшей мере наказания 85300, в 1938 г. соответственно 28300 и 21500, в 1939 г. – 1500 и 900, в 1940 г. – 5100 и 1100, в 1941 г. – 4000 и 1900 чел.(см.: Дамаскин (Орловский), игумен. Гонения на Русскую Православную Церковь в советский период // Православная энциклопедия. Русская Православная Церковь. М., 2000. С. 179-186).

К осени 1938 г. антирелигиозная политика государственных органов достигла пика своего развития. 7 октября Президиум Верховного Совета РСФСР отменил положение о Центральной и местных комиссиях по рассмотрению религиозных вопросов. Это означало уничтожение самой возможности контакта Церкви и государства. К тому времени в среде партийного и советского актива получило широкое распространение мнение о необходимости полной ликвидации законодательства о культах и, в частности, декрета ВЦИК и СНК РСФСР «О религиозных объединениях» 1929 г. С таким предложением к И. В. Сталину обращался, например, секретарь ЦК ВКП(б) Г. М. Маленков. Выдвигалось и требование «покончить в том виде, как они сложились, с органами управления церковников, с церковной иерархией». С 1938 г. единственной административной структурой, занимавшейся религиозной политикой, оставался специальный церковный отдел НКВД. Однако разгром церковной организации не привел к желательным для советских властей результатам. С уничтожением большей части духовенства не исчезла потребность колоссального количества людей в религиозной вере, она лишь принимала другие формы. Даже на страницах органа ЦК ВКП(б) – журнала «Большевик» – появилось признание, что отсутствие молитвенных зданий и служителей культа не дает преодоления церкви, такого рода борьба «лишь укрепляет позиции религиозных организаций» (Шкаровский М. В. Русская Православная Церковь в XX веке. М., 2010. С. 127).

С 1928 г. в Советской России начала осуществляться массовая ликвидация церквей «силовым путем». Если в Российской империи в 1908 г. насчитывалось 61959 храмов, то в пролетарском государстве в 1928 г. – 28560, в 1931 г. – 23213, в 1941 г. – 3732(Цыпин В., прот. История Русской Православной Церкви. История Русской Православной Церкви. Синодальный и новейший периоды. 1700-2005. М., 2010. С. 794).

Следовательно, несмотря на якобы заключенный конкордат и послушную позицию Временного Патриаршего Священного Синода в отношении диктатуры пролетариата, закрепленную в печально известном «Послании пастырям и пастве» от 16 (29) июля 1927 г. (т. н. «декларация митр.Сергия»), административное давление на РПЦ и политические репрессии духовенства не только не прекратились, но усилились. Многие священнослужители и простые верующие усмотрели в «декларации» если и не прямую измену православию, то, как минимум, посягательство на свободу Церкви. Противники документа считали, что митр. Сергий допустил грубую каноническую ошибку, выдавая свою частную политику за политику общецерковную. Они проводили резкую границу между частной и общецерковной политикой, и в зависимости от того, какая линия проводилась в определенный момент церковной жизни отдельными иерархами, считали ее либо общеобязательной, либо нет (Иоанн (Снычев), митр. Стояние в вере. (Очерки церковной смуты). 2-е изд., доп. СПб., 1997. С. 108). Заключенные на Соловках епископы отозвались на послание неодобрительно: «Мысль о подчинении Церкви гражданским установлениям выражена в такой категорической и безоговорочной форме, которая легко может быть понята в смысле полного сплетения Церкви и Государства… Послание приносит правительству «всенародную благодарность за внимание к духовным нуждам православного населения». Такого рода выражение благодарности в устах главы Русской Православной Церкви не может быть искренним и потому не отвечает достоинству Церкви… Послание Патриархии без всяких оговорок принимает официальную версию и всю вину в прискорбных столкновениях между Церковью и Государством возлагает на Церковь…»(Там же.С. 105).

Л. Л. Регельсон в своем сочинении дает уничижительную оценку действиям митр. Сергия (Страгородского) и его последователей, позволяющей разглядеть корни многих современных явлений, тревожащих религиозно-патриотическое самосознание «ревнителей христианского благочестия». Писатель утверждает, что первенствующий архиерей должен был действовать в духе Соборных постановлений, канонической правды и церковной свободы, без претензий на первосвятительскую власть, без насилия над епископатом и над совестью верующих; добавляет: «Как можно назвать поведение иерарха, который подкреплял ссылки своих собратьев архиереев увольнениями с кафедр и предпосылал арестам – «канонические» запрещения не признававших его программу епископов»; и, наконец, делает вывод: «Дальнейший опыт показал, что в Русской Церкви нашлось достаточно много иерархов, которые без руководства митр. Сергия и без пресловутой «легализации», добытой ценой нарушения нравственной и канонической правды, смогли сохранить православие в своих епархиях… И самые выдающиеся из этих иерархов… доказали незаконность и экклезиологическую ничтожность, фиктивность всех претензий митр. Сергия быть вершителем судеб Русской Церкви, доказали безнравственность и недействительность всех его «прещений», «запрещений» и «увольнений»(см.: Регельсон Л. Трагедия Русской Церкви. 3-е изд. М., 2007.С. 126, 128).

Великая Отечественная война, как это не парадоксально звучит, благотворно повлияла на государственно-церковные отношения и «русский вопрос». Когда фашистская агрессия со всей остротой поставила вопрос о физическом выживании русского народа и существовании государства, – в национальной политике советского руководства произошел настоящий переворот. Реальное содержание «идеологической работы в массах» изменилось резко и принципиально, обретя несомненные национал-патриотические черты. При этом – надо отдать Сталину должное – пересмотр осуществлялся решительно и целенаправленно во всех областях: от культурно-исторической до религиозной(Иоанн (Снычев), митр. Самодержавие духа. СПб., 1995. С. 318).

4 сентября 1943 г. в Кремле официально состоялся исторический прием И. В. Сталиным и В. М. Молотовым митрополитов Сергия (Страгородского), Алексия (Симанского) и Николая (Ярушевича). На встрече положительно и оперативно были решены многие жизненно важные для РПЦ вопросы, и уже через 4 дня, 8 сентября, состоялся Архиерейский Собор в новом здании Патриархии в Чистом переулке – первый после 1918 г. В его деяниях участвовало 19 архиереев – все, кто в это время находился на кафедрах на неоккупированных территориях. На Соборе Патриархом Московским и всея Руси был избран Сергий (Страгородский).

Ослабление давления на Православную Церковь со стороны государства привело к быстрому оживлению религиозной жизни русского народа. На всей территории страны верующим были возвращены тысячи приходов, значительная часть репрессированного духовенства выпущена на свободу. В 1945 г. в Советском Союзе распахнулись двери для верующих уже 10243 храмов, в 1948 г. – 14329(Шкаровский М. В.Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве. М, 2000. С. 398).

Таким образом, как только появилась возможность, руководство страны во главе с И. В. Сталиным пошло на сближение с Русской Церковью. Священноначалию урегулирование отношений с пролетарским государством далось непомерно высокой ценой компромиссов и уступок, болезненных для национально-религиозного самосознания и по сию пору вызывающих жаркие споры. С этой точки зрения пронзительно звучат слова И. А. Ильина о том, что высшие иерархи в сделке с коммунистической властью превращали Православную Церковь в послушное орудие мировой революции и мирового безбожия, расплачивались реальными услугами и безоговорочным содействием ей, а советская церковь есть на самом деле учреждение советского противохристианского, тоталитарного государства, исполняющее его поручения, служащее его целям(см.: Ильин И. А.О Церкви в СССР // Собр. соч.: в 10 т. Т. 7. М., 1998. С. 358-370).М. Польский, не стесняясь в выражениях, писал: «Безусловно, что то, что называют по официальному виду Церковью в России, есть блудница, как это ни тяжко признавать нашему русскому национальному самолюбию» (Польский М., протопресвитер. Положение Церкви в Советской России. (Очерк бежавшего из России священника) [Электронный ресурс] / Московский приход Новомучеников и Исповедников Российских. Русская Православная Церковь Заграницей. Библиотека. Электрон.дан. 2010 // Режим доступа: http://rpczmoskva.org.ru/, свободный).Высшее «карловацкое» священноначалие вплоть до 2000-х гг. стояло на непримиримой позиции. Например, на Архиерейском Соборе РПЦЗ 1983 г. было заявлено: «Вся политика компромисса во имя пропаганды Советского Союза, вместе с экуменизмом, доходившим до приобщения еретиков высшими иерархами, – налагают на Московскую Патриархию печать измены Православию» (Резолюция о Московской Патриархии / Определения Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Заграницей. 22 июля/4 августа 1983 г. // Православная Русь. 1983. № 16).

Некоторые исследователи (см., напр., Назаров М. В. Вождю Третьего Рима. М., 2004; Цыпин В., прот. История Русской Церкви. 1917-1997. Кн. 9. М, 1997; Он же. История Русской Православной Церкви. Синодальный…; Шкаровский М. В. Русская Православная Церковь при Сталине…) настаивают на том, что благоприятное решение драматического вопроса в государственно-церковной сфере оказалось временным тактическим ходом большевицкого правительства, необходимым для использования патриотического потенциала РПЦ в победе над Германией и ее сателлитами и укрепления позиций СССР на международной арене.

Однако, на наш взгляд, выделенная проблема значительно сложнее. Встреча «вождя всех народов» с архиереями произошла уже после сокрушительного поражения вражеских полчищ от Красной Армии под Москвой, Сталинградом, прорыва блокады Ленинграда, и, более того, – буквально через несколько дней после выдающейся победы русского оружия под Курском в августе 1943 г. После этих грандиозных битв исход Великой Отечественной войны в пользу «Красной империи» был предрешен и уже ни у кого не вызывал сомнений. «Разгром немецко-фашистских войск под Курском, – по твердому убеждению прославленного Маршала Г. К. Жукова, – имел крупнейшее международное значение и еще выше поднял авторитет Советского Союза. Призрак неминуемой катастрофы встал перед фашистской Германией… Попытка Гитлера вырвать стратегическую инициативу из рук советского командования кончилась полным провалом. Это свидетельствовало об истощении Германии. Никакие силы теперь ее уже не могли спасти. Вопрос был лишь во времени» (Жуков Г. К. Воспоминания и размышления. М., 1971. С. 480-481). Поэтому причины дарования относительной свободы Церкви следует искать в личности самого диктатора, в его религиозности.

В послевоенные годы Русская Церковь приобрела небывало высокий авторитет в православном мире. В июле 1948 г., в связи с празднованием 500-летия ее автокефалии, в Москве состоялось Совещание глав и представителей поместных Православных Церквей. Его участники осудили Римскую курию за ее упорное стремление к насаждению унии, не сочли благовременным участие во Всемирном совете церквей, в котором решительно преобладали протестантские течения, и пр. В своих решениях Московское совещание проявило неукоснительную верность православному Преданию, здоровый традиционализм и трезвость в оценке западной церковной жизни (см.: Цыпин В., прот. История Русской Православной Церкви. Синодальный… С. 500-501).

Несомненно, что столь значительное событие не могло быть организовано без личного участия и деятельной помощи Сталина и высшей партийной элиты. И кажется странным, что после таких блестящих успехов наступило ухудшение государственно-церковных отношений. Д. В. Поспеловский называет причины случившегося: начиналась «холодная» война, и Сталин решает ориентировать внешнюю политику страны на укрепление и консолидацию сил внутри СССР и всего восточноевропейского лагеря; Московское совещание собрало только церкви, находившиеся под властью коммунистических режимов (плюс Антиохийская церковь), что явилось провалом попыток патриаршей Церкви стать во главе мирового православия, и таким образом, внешнеполитическая целесообразность РПЦ таяла (Поспеловский Д. В. Русская Православная Церковь в XX веке. М., 1995. С. 264). В это время начали закрываться храмы. Если в Советском Союзе в 1949 г. их было 14477, то в 1953 г. – уже 13508 (Шкаровский М. В. Русская Православная Церковь при Сталине… С. 398).

Как полагает автор, охлаждение кремлевской власти к Церкви отчасти наступило по причине несоответствия целого ряда служителей алтаря тем духовно-нравственным задачам, которые возникли в деле послевоенного восстановления народнохозяйственного комплекса, государственного строительства и общественного развития в новых условиях. В этой связи сошлемся на редкий, в силу закрытого предназначения «для служебного пользования» и совсем малого количества экземпляров – по числу существовавших в то время епархий, исторический документ, оказавшийся в наших руках: Обращение к преосвященным епархиальным архиереям Патриарха Алексия (Симанского) 1959 г. Насколько нам известно, оно нигде не публиковалось. В нем, фрагментарно, говорится: «Несколько лет тому назад я обратился к Епархиальным архиереям с братским посланием, в котором я отмечал отрицательные стороны в обиходе многих Преосвященных, именно: – стремление «расширять» в широком смысле слова, как говорится в св. Евангелии о фарисеях и книжниках, «воскрилия риз своих», в иных случаях даже с явным злоупотреблением церковными средствами, к крайнему недоумению и соблазну многих – и духовных, и мирских людей, – и распространять свои личные хозяйства за счет церковных сумм, с ущербом для общецерковного дела. Я тогда указывал на то, что широкая жизнь некоторых архиереев с поездками на курорты, с заведением для себя личных нескольких машин, с широким празднованием своих именин и т. д. – является соблазном для верующих, для подведомого духовенства и вызывает крайнее осуждение, прежде всего, со стороны тех, кто надеется видеть в духовных лицах, а особенно в архиереях, людей, преданных своему церковному делу, являющихся примерами жизни скромной, соответствующей тому, чему они учат с церковного амвона. Говорил я и том, что широкая жизнь архиерея заражает многих из рядового духовенства, которые, подражая своему архипастырю, также употребляют не принадлежащие им церковные деньги на свои личные нужды и прихоти… Замечено, и это совершенно понятно, что именно те духовные лица, которые гонятся за внешними благами жизни, являются неисправными, как священнослужители, извлекая из своего положения лишь то, что удовлетворяет их честолюбию, корыстолюбию, властности начальнической и прочим отрицательным свойствам лицемерного и нерадивого служителя церкви. К сожалению, мои надежды не оправдались, и мне приходится снова подымать вопрос о соблазне, вносимом некоторыми Преосвященными своим образом действий».

На Поместном Соборе РПЦ 1988 г. особое внимание присутствующих привлекло к себе выступление архиепископа Иркутского Хризостома (Мартишкина), который высказался против того, чтобы настоятели вернулись к хозяйственному руководству в приходах и распоряжению церковными средствами: «Помню 40‑е гг., с 1943 по 1954 г., у нас тоже было возрождение, даже более мощное, чем сейчас: открывались храмы тысячами. Священнослужители имели возможность и административной, и пастырской деятельности. С чего они начинали и чем кончили, я думаю, все, кто жил в это время, знают. Начинали с того, что покупали себе роскошные дома на самом видном месте, красили заборы в зеленый цвет. Приезжай в любое место: лучший дом с зеленым забором и злой собакой – дом священника, и к нему не подберешься. А машины – не просто «Волги», а ЗИЛы. Я думаю, что великим благом, Промыслительным действием Божиим было то, что в 1961 г. отказались от административной деятельности… По крайней мере у нас не было возможности так широко пользоваться церковным карманом, мы часто путаем его со своим» (цит. по кн.: Цыпин В., прот.История Русской Церкви. 1917-1997… С. 469).

Вместе с тем (и это главное), нужно обратить внимание на то, что советское руководство никогда не было монолитным. Среди высших сановников постоянно шла ожесточенная внутрипартийная борьба с переменным успехом между, условно говоря, «национал-большевиками», «русской партией» – с одной стороны и «большевиками-интернационалистами», «безродными космополитами» – с другой, и Сталин не мог не учитывать расстановку сил в своем окружении, ибо, вопреки распространенному мнению, он не был абсолютным тираном, и тезис «сталинские репрессии» не соответствует действительности. В конце 1940-х гг. стала побеждать группа, в годы Отечественной войны и непосредственно перед ней отодвинутая на второй план, и для которой Русская Церковь была препятствием на пути реализации далеко идущих замыслов, не отвечающим российским национальным интересам (см., напр.: Бранденбергер Д. Л. Национал-большевизм. Сталинская массовая культура и формирование русского национального самосознания (1931-1956). СПб., 2009; Жуков Ю. Н. Борьба за власть в руководстве СССР в 1945-1952 гг. // Вопросы истории. 1995. № 1. С. 23-39; Он же. Гордиться, а не каяться! Правда о Сталинской эпохе. М., 2011; Иоанн (Снычев), митр. Самодержавие духа… С. 316-323; Платонов О. А. Терновый венец России. История Русского народа в XX веке. Т. 2. М., 1997. С. 278-293). Этим и можно объяснить постепенное свертывание положительной политики государственных органов в традиционном для России религиозно-историческом направлении.

По роду своей прошлой деятельности в качестве офицера-политработника, секретаря комитета ВЛКСМ шахты, первого секретаря райкома комсомола, члена бюро райкома КПСС, члена исполкома и депутата райсовета народных депутатов мне приходилось иметь много бесед с участниками Великой Отечественной войны. И ни от одного из них я не слышал худого слова в адрес Сталина. Ни от одного! Очень высокого мнения был о вожде мой отец, служивший в армии в 1943-1950 гг. Будучи уже священником, я окормлял в доме ветеранов двух отважных русских воинов – инвалидов ВОВ. И они также тепло отзывались об Иосифе Виссарионовиче. Можно одурачить 10 человек, можно – тысячу, можно 1 миллион. Но весь народ – никогда! Русский народ, живший при Сталине, в большинстве своем искренно любил вождя и учителя. Здравомыслящие люди – патриоты, националисты и государственники – любят его и сегодня.

Несомненно, Сталин был православным христианином, вел тяжелейшую борьбу за Россию и не дал антихристианским и антирусским силам в свое время сделать то, что мировая закулиса проделывает с нашей Родиной в наши дни. Он никогда не торговал Отечеством! А о личной скромности вождя можно слагать легенды.

Александр Васькин, протоиерей Русской Православной Церкви



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 48

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

48. Потомок подданных Императора Николая II : Н.Ролле
2011-11-17 в 09:51

Удобно. когда мнение идет в ключе ресурса.
Любое оскорбление, любую непристойность -
пожалуйста - опубликуют.


Вы верно всё подметили, с Вами согласится каждый рукопожатный человек и демократический журналист. Как что-нибудь о Победе над фашистами, о разгоне парада содомитов - любую подобную "непристойность" на этом ресурсе, пожалуйста, - опубликуют. А как настоящую правду о совке, о победобесии, о том, что фотография Гагарина демонстрирует все признаки советского вырождения, - публикуют только с купюрами. Им какой-то совок Кононов ближе борца с коммунистической заразой Мигеля Краснова. Сейчас все рукопожатные люди,геи и демократические журналисты вместе с Госдепом доказывают, что СССР был настоящим виновником Второй мировый войны, а Германия была его жертвой, которую растерзали маршалы кровавого тирана Сталина. А на этом ресурсе пишут об нкаведешнике Кононове, оправдывают его преступления против жертв советской оккупаци. При этом слова правды об истинном защитнике народа Власове здесь никогда не пропустят. Все рукопожатные люди, геи и демократические журналисты возмущены вместе с Вами. Думаю, Вам нужно обратиться напрямую с жалобой в Госдеп, в Хельсинскую группу, в ЛГБТ и в спортлото.
47. дезинфектор : Re: Еще о Сталине
2011-11-17 в 00:55

46. дезинфектор : Потомок подданных Императора Николая II
2011-11-17 в 00:24

Удобно. когда мнение идет в ключе ресурса. Любое оскорбление, любую непристойность - пожалуйста - опубликуют.
Вот только разве не опозорят они этим свою светлую идею? или. наоборот, это очень к ней идет?
45. Потомок подданных Императора Николая II : Н.Ролле
2011-11-17 в 00:14

Я жертва перестройки!


Ох, как политкорректно. Учитесь у соратника - у господина Савченко. Он говорит прямо - вы все, кто родом из СССР, - жертвы аборта. И вам это придётся принять.
44. дезинфектор : Re: Еще о Сталине
2011-11-16 в 22:39

Мы напинаем финам
Поколотим французов
Мы добавим того, чего не дал им Кутузов
И вновь Россия будет чемпион
Мы наваляем полякам
И немцам покажем
И шведов мы конечно за полтаву накажем
Повод мы найдём

Мы ещё захватим Турчинского Вову
Он вообще не поёт, но тоже очень здоровый
С Турчинским Вовой точно всех порвем
За хот дог англичан
За корриду испанцев
Голландцев за геев
За юбки шатландцев
Круто наваляем
Ваши Чай вдвоем
43. С. Швецов : Re: Еще о Сталине
2011-11-16 в 22:01

///ненависть к Советскому Союзу и, как следствие, к России///
///уговаривать Вас и подобных Вам очнуться - дело безполезное///

Ну, Вас очнуться никто и не уговаривает. Обморочное состояние профессиональных русских никому и ничем, слава Богу, не угрожает. Ненависть форумных патриотов хороша тем, что абсолютно беззуба.
42. дезинфектор : Потомок подданных Императора Николая II
2011-11-16 в 20:39

Вы чего-то перепутали насчет жертв и депрессии. Это же ваши любимые темы- сколько народу огорчилось и умерно при перестройке!
Андрей Ошнуров

Ах, как мы раньше жили! Для нашего то рода
Кормушкою хорошей бывал бюджет народа.
И, как при коммунизме, все жили мы при блате,
Катались по курортам, при кругленькой зарплате.

Протягивал я руки, указывал дороги,
А вы мне доверяли и протянули ноги.
А был я важный дядя, дубовый - значит стойкий.
Подайте Христа ради, я - жертва перестройки.

Куда же мне деваться? Работать не умею.
Ах, как хотел бы снова народу сесть на шею.
Люблю брать власть я в руки, руководить народом.
Но вот столкнули, чурки! Мне хуже с каждым годом.

Ах, эта перестройка - проклятая затея.
От речи Горбачева я становлюсь бледнее.
Жить стало очень трудно в системе хозрасчета:
Ни орденов, ни званий, ни должного почета.

А раньше, вот бывало, указывал дороги.
А вы мне доверяли и протянули ноги.
И был я важный дядя, теперь я на помойке.
Подайте Христа ради. Я жертва перестройки!

1987
41. Потомок подданных Императора Николая II : С.Швецову
2011-11-16 в 19:00

на 37, 38

А вот и ненависть. Легка на поминках


Вы себе льстите. Если и пробивается какое-то, чувство, то совсем другого рода. А вот ваше "десталинизаторский" междусобойчик ненависть к Советскому Союзу и, как следствие, к России насаждает настойчиво - в унисон со всеми страдпльцами от "советской оккупации". Послушайте Наталью Нарочницкую:

В Латвии сейчас проводится последовательная политика демонизации всего, что связано с Советским Союзом, советской властью и, что греха таить, всего, что связано с Россией. Неслучайно время так называемой "советской оккупации" по-латышски называется "русское время". Всегда подчёркивается, что это русские оккупировали Латвию. Заметьте, русские, а не советская власть. И это даёт основания говорить о претензиях к России — и материальных, и моральных.

Только я думаю, что уговаривать Вас и подобных Вам очнуться - дело безполезное. Судя по Вашему цинизму, в том числе и в приведённой Вашей реплике, всё Вы прекрасно понимаете.
40. о. Николай Савченко : Re: Еще о Сталине
2011-11-16 в 18:36

Дорогой Потомок!

Эта смешная сказака про "американский голодомор" уже долго гуляет по интернету.

Никакого голодомора и никакого сокращения численности населения США.
Можете посмотреть не только на официальные цифры численности населения США по годам, но и на кол-во родившихся в эти годы. Ведь когда начинается голодомор, то тогда резко сокращается кол-во родившихся или выживших в этом году.
А в США ничего подобного. Колебания незаметны. В отличие от сталинского голодомора 1933-34 годов, когда на Украине родилось и выжило детей меньше, чем в 1942-43 годах.

Американский кризис был кризисом перепроизводства, когда молоко выливалось в канавы, а зерно сжигалось в печах.
От перепроизводства.

А у товарища Сталина в это время умирали наши братья и сестры массово. А это все потому, что цены в США и Европе на хлеб упали так, что товарищу Сталину пришлось выкачивать из нашего населения больше зерна. Вот так голодомор стал следствием финансового кризиса.
39. С. Швецов : на 37, 38
2011-11-16 в 18:28

А вот и ненависть. Легка на поминках.
38. Потомок подданных Императора Николая II : Н.Ролле
2011-11-16 в 17:56

Нет, им требуются идолы,
благословляющие их на ненависть.


А у меня такое впечатление, что Вам требуется психоаналитик - в полном соответствии с остроумным текстом, приведённым ниже. Все Ваши идолы и страхи там очень хорошо обозначены.

Это нигде не афишируется, но в годы Великой Депрессии население США сократилось на десять миллионов человек. Сталинисты пытаются доказать, что в оплоте свободы случился свой Голодомор. Но любому рукопожатному человеку, гею или демократическому журналисту понятно, что такое попросту не может быть в стране, где в любом магазине продается триста сортов колбасы. В Америке, даже если у тебя нет денег купить один из триста сортов, ты всегда можешь питаться на демократических помойках, качество пищи на которых на порядок лучше, чем в самом лучшем ресторане Восточной Европы. Я сам первые годы после приезда в Нью-Йорк часто так делал и могу свидетельствовать. Десять миллионов человек умерли от депрессии, в мыслях о том, что живут на одном временном промежутке с самым кровавом палачом всех времен и народов. Именно после гибели такого количества народа, получил распространение институт психоанализа. И теперь у каждого приличного и успешного человека, гея и демократического журналиста обязательно имеется свой личный психоаналитик.
37. дезинфектор : Филимонов
2011-11-16 в 13:32

Нет, им требуются идолы, благословляющие их на ненависть.
36. Филимонов : Re: Еще о Сталине
2011-11-16 в 13:14

Нет никакого сомнения в том, что через какое-то количество времени мы увидим и "православное" почитание Ленина. Природа "любви к вождям" одинакова - и происходит она оттого, что кому-то не хватает Бога и требуются идолы.
35. Александр Б. : 27. комментатору
2011-10-17 в 13:21

Они не слышат.

P.S. Протоиерей Александр Васькин - неужели, в самом деле, есть такой священник в МП РПЦ?
34. о. Николай Савченко : Re: Еще о Сталине
2011-07-25 в 07:22

Дорогой отче!
Вы пишете: "Можно одурачить 10 человек, можно – тысячу, можно 1 миллион. Но весь народ – никогда! Русский народ, живший при Сталине, в большинстве своем искренно любил вождя и учителя. Здравомыслящие люди – патриоты, националисты и государственники – любят его и сегодня."
Но ведь, дорогой отче, то же самое можно приложить и к Ленину.
Слышали ли Вы лично, как парторг шахты и работник райисполкома ветеранов, которые бы говорили плохо о Ленине? Не видели! Неужели это означает, что Ленин прекрасен и хорош?
Просто люди были затерроризированы. И знали люди, что им конец, если они будут критиковать Сталина и Ленина.
А по Вашей логике получается, что нам сейчас и Ленина надо тоже признать "великим государственником".
А ведь Сталина называли "Ленин сегодня".
Понимаете?
33. Алексей Карамазов : Богохульствую я или о.Савченко?
2011-07-25 в 01:53

Заблуждаюсь/ошибаюсь я или он? Вот сайт,который создала секта АПЭ и "Преображение России" чтоб гнобить Николая Каклюгина, РНЛ, Дворкина, Медведеву, Шишову, и врать про игумна Анатолия Берестова (Моего кстати духовника): http://www.antimarginal.ru (сейчас убрали, но кэш помнит)
32. Галкина Л.В. : о. Александр Васькин
2011-07-25 в 00:43

Спасибо, батюшка за статью! Хорошо, что в РПЦ остались священники, способные честно и объективно оценивать историю и людей, находившихся у власти. Низкий Вам поклон.
31. о. Николай Савченко : Неточности
2011-07-24 в 22:53

Дорогой отче!
Вы задаетесь вопросом почему люди не говорили плохого о Сталине? Очень просто! Всех, кто был против Сталина, их уничтожили. И все люди знали, что плохое или просто критическое слово о Сталине не просто их самих убьет, но и покалечит жизни всех их близких.
Поэтому привыкли молчать. Вы не помните этого времени? А я прекрасно помню. Никто не говорил ничего плохого и о Ленине, и об Октябрьской Революции. Неужели нам теперь и Октябрьскую Революцию прославлять?
У Вас есть неточности. Одно есть умолчание. Вы говорите о возрождении Церкви 1943 года. Вы говорите, что оказалось открытыми 14 тыс. приходов.
Вы только не указываете где были открыты эти приходы.
А все это давно известно. Около 10 тыс. было открыто на оккупированных территориях при Гитлере. Около 3 тыс. оказалось на территориях, присоединенных в 1939-1940 годах и их не успели еще закрыть и еще около 1,5 тыс. униатских приходов были весьма даже недобровольно присоединены к Русской Церкви. И всего лишь около 1450 приходов было открыто по распоряжениям Советской власти. При этом еще больше было закрыто из открытых на оккупированной территории.
То есть ДАЖЕ С 1943 по 1953 ГОДЫ ПРИ СТАЛИНЕ БЫЛО ЗАКРЫТО ЦЕРКВЕЙ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ОТКРЫТО. ИБО ЗАКРЫВАЛИ ПРИХОДЫ, ОТКРЫТЫЕ НА ОККУПИРОВАННОЙ ТЕРРИТОРИИ.
Вот такое-вот "церковное возрождение" при Сталине. А еще только в 1949 году было издано в СССР 26,5 млн. экземпляров атеистических брошюр. Если сложить их в стопку, то получается стопка высотой в 26,5 км.
Вот такой-вот "верующий Сталин" со стопкой атеистических брошюр в 26,5 км. При этом даже Новый Завет ни разу не разрешили напечатать. Первый тирах Нового Завета в 60 тыс. был в 1956 году. Сравните 26,5 млн. в год атеистических брошюр и один лишь тираж в 60 тыс. в 1956 году.
И еще... Вы указали на мнение РПЦЗ, а привели только одну цитату о.Михаила Польского. А ведь были и соборные постановления... Согласитесь, неточно выражать мнение Собора и Синода РПЦЗ, используя лишь цитату протоиерея. Ну это как если бы сейчас описывать вероучение РПЦ МП цитатами протоиерея. И получается искажения. Невольное, но искажение.
30. о. Николай Савченко : Re: Еще о Сталине
2011-07-24 в 22:52

Возьмите список архиереев РПЦ в книге "Акты патриарха Тихона" и посчитайте сколько архиереев пережило 1943 год.
И Вы вдруг увидите, что погибло в застенках около 200 архиереев при том, что на июнь 1941 года осталось лишь 4 правящих архиерея.
При этом 200 архиереев погибло в основном именно при Сталине. Так что тут сталинисты могут насмехаться, но 200 архиереев погибли.
И это "верующий" Сталин?
29. : Re: Еще о Сталине
2011-07-24 в 14:56

Имеет отношение к безбожной власти на российской земле.

ДОШЛО ДО НОРВЕГИИ…
Ну, вот, взрывы бомб и расстрелы людей свершились и в спокойной Норвегии. Теперь уже должно быть ясно всем правителям Мира, что их безбожная политика и экономика, то есть стремление всех загнать под одну крышу, до добра не доведёт, несогласные с «Мировым порядком» будут противостоять всеми силами. К человеческой трагедии, ныне бесконтрольная техника способствует не только благу, но и беде. И если мировые главы не откажутся от насилия наций, то эти убийственные и разрушительные теракты только усилятся. Словом, коммунизм и капитализм сделали свое бесовское дело - заложили ненависть между людьми.
28. Алексей Карамазов : Сталин сказал кукрыниксам,что Геббельса и Гитлера нужно бить сатирой.
2011-07-24 в 06:13

27. комментатор : Re: Еще о Сталине
2011-07-24 в 01:43

православные продолжают устраивать споры (или, иногда грубо пишут, "интернет-срачи") на тему сталина?

молодцы. все проблемы решены, все дела переделаны, осталось только насчет сталина точки над i расставить - и наступит у нас рай земной.

больше активности, граждане, больше ярко выраженной позиции по сему вопросу, больше аргументов! судьба всей страны и даже всего мира зависит от того, как скоро вы тут договоритесь и к какому выводу придете.
26. Писарь : Re: Еще о Сталине
2011-07-22 в 23:59

"Вся политика компромисса(с властями) налагает на Московскую Патриархию печать измены".

В Главе Русской Православной Церкви стоит Христос,в том числе и во главе Московской Патриархии и будет стоять. И ныне и присно и во веки веков.
Неужели не найдется ни одного человека,способного сказать Богу спасибо,за то вразумление,что в виде большевиков послал Господь народу и Церкви и за ту Милость,позволившую Церкви, пройти тяжкие гонения и обноввившись, кровью Новомучеников и Исповедников Российский, предстать пред Богом и Народом, вновь, как и от века- Свята и Непорочна.
Неужели не хватает элементарного здравого смысла и духовного такта сказать Богу спасибо,вместо того,чтобы упорно слать в Его Адрес проклятия? "СЛАВА БОГУ ЗА ВСЕ".
25. Евгений Пономарёв : Re: Еще о Сталине
2011-07-22 в 22:02

Сталин - бич Божий. Любить его, конечно, невозможно, но следует признать его справедливость. Вспомним, с каким восторгом принял народ, в том числе и священнослужители, весть об отречении царя, как поздравительные телеграммы слали Временному Правительству от лица всех православных (об этом свидетельствует, хотя бы, мтрп Вениамин Федченков в книге "Россия между верой и безверием").
К тому же несомненной заслугой Сталина стала мобилизация всей страны в остро критический для неё момент. Даже представить трудно, что будет, если сейчас немцы нападут на Россию. Всё разворовано, кругом разгильдяйство и коррупция. Наши ракеты упадут нам же на голову.
Впрочем, немцы тоже уже не те, у них глава государства - баба, а глава церкви - вообще лесбиянка. Они нашего Ивана, пропахшего перегаром и примой, увидят и в обморок попадают.
24. Адриан Роум : Сталина нельзя сравнивать с Гитлером
2011-07-22 в 21:25

То что здесь некоторые антисталинисты сравнивают великого Вождя Сталина с Гитлером, показывает, что либо эти люди недалекие, либо зомбированы западной пропагандой, лукаво ставящей Гитлера и Сталина на одну доску; либо это пятая колонна, развязывающая гражданскую войну и выступающая против воли большинсва русского народа, попрежнему видящего в Сталине одного из величайших руководителей нашей страны.
Непредвзятому аналитику ясно, что Сталина нельзя сравнивать с Гитлером. У них были разные цели и идеологии. Гитлер хотел заступить на место «избранного народа», был такой же расист, как иудеи, и биологическую немецкую нацию возвел в культ поклонения (к чему сегодня стремятся «русские националисты»).
Сталин же был представителем трудящихя масс и боролся за то, чтоб в обществе не было паразитов, а чтобы все зарабатывали свой хлеб своим трудом. Т.е. он был «посланником» Ап. Павла, который говорил, кто не работает, тот не ест.
Сталин был к тому же патриотом государственником, сознательно продолжавшим имперскую политику русских царей.
А все остальное, к сожалению, – трагические данности этой, благословленной Богом борьбы.
Так что нужно перестать цепляться за оторванные от контекста жизни и событий этикетки. Это делают наши враги, рассчитывая на шатких интеллигентов.
А народ наш мудр и знает правду, чувствует ее своим сердцем!
И, наконец, не надо смешивать земное с Небесным. Сталин отвечал за земную справедливость. Мы признаем его заслуги, и это нам не мешает оставаться верными Христу.
23. К.Олег : 19. иерей Илья Мотыка :
2011-07-22 в 21:12

Спаси Господь,о.Илья.
22. Владимир Панкратов : Сталин не "ангел", но и не "бес".
2011-07-22 в 20:07

Ну не может, мне так думается, христианин был руководителем кровавых гонений на христиан. Не может христианин взрывать и крушить храмы. А если принял в этом участие, тем более - возглавил процесс, нет ничего в нем христианского, как в Иуде Искариоте - апостольского. Простите, но мне не понятны поиски христианских черт в отъявленном богоборце и враге России и русского народа. Не понятны потому, что слишком много разрушенных храмов на Руси-матушке я видел в своей жизни. Не понятны потому, что мой родственник - православный священник, ныне новомученик РПЦ, всё время в сталинское правление подвергался гонениям, за веру!Этак завтра нас в Иуде Искариоте заставят искать христианина?. А послезавтра что? Антихриста славить заставят?



Понятна Ваша обида за репрессированного родственника, наверное имеете полное право, но Вы все оцениваете с человеческой точки зрения, забыв о Боге. Разве для Творца есть что-то невозможное?
Вспомните Савла, разве он не был ярым гонителем христиан и разве он не прозрел. Почему Вы отвергаете руку Бога в прозрении Сталина?
Проанализируйте, кто кроме Сталина смог бы противостоять чудовищному нашествию, в котором участвовала вся Европа?
Останься у власти Временное правительство и Россию ждал крах и развал, останься у власти Ленин,приди к власти Троцкий, Каменев или Зиновьев и Россию ждал крах и развал.
Единственная личность, которая мыслила монархически и смогла создать "красную монархию" и выстоять в Великой войне и победить "коричневую чуму" был Сталин. И его воцарение на российском Олимпе в страшные годы разрухи и неверия являет заботу о России Творца.
Я далеко не люблю Сталина, на нем кровь тысяч русских людей, но другой альтернативы для России просто не было и русскому народу необходимо было пройти этот период для самоочищения, не зря в 1945, когда открылись тысячи новых храмов народ на крещения стоял в очередь, такова была потребность в Боге. Жаль, что следующие руководители страны эту потребность не реализовали, уведя народ в другую сторону.
21. К.Олег : 11. Эрик Лямпе :
2011-07-22 в 19:09

." А послезавтра что? Антихриста славить заставят?"

А Вас заставлять не надо будет.

Вы не способны понять, что такое десталинизация, откуда она, и кто "автор".

Если Вы сейчас черное от белого отличить не можете, то...
20. К.Олег : 1. свщ Алексий Бачурин :
2011-07-22 в 18:17

"Любовь - чувство, оно не подвластно ни фактам, ни логике."

Совершенно верно , батюшка.

Факты и логика - удел 10, тысячи, миллиона человек.
Но не народа.

Простите.
19. иерей Илья Мотыка : Re: Еще о Сталине
2011-07-22 в 18:05

Замолвим доброе слово о пастыре добром патриархе Московском и всея Руси Сергии Старогородском. Молитвеннике за землю Русскую.
18. : Re: Еще о Сталине
2011-07-22 в 16:55

Ни в какой стране мира нет,чтобы всенародно не был осуждён убийца своего народа.Германия осудила Гитлера, хотя он не уничтожал своих,как Сталин.
17. Лидия Александрова : борьба с "десталинизацией" плюс "десергианизация"! Ура, товарищи!
2011-07-22 в 16:53

То есть, налицо некий род "борьбы" с "десталинизацией" с параллельной "десергианизацией".
Сталин - христианин, а митрополит Сергий - "под вопросом", как считает Регельсон.
Уважаемый о.Александр, заметное изменение политики государства по отношению к РПЦ началось вскоре после послания митр.Сергия пасомым в первый день войны потому, что Русская Православная Церковь во главе с Патриаршим Местоблюстителем Блаженнейшим Митрополитом Московским и Коломенским Сергием встала на защиту Родины. И если на 22 июня 1941 г. в РПЦ МП было 4 правящих архиерея, то к октябрю 1942 года - уже 15, к сентябрю 1943 - 19.
16. С. Швецов : Re: Еще о Сталине
2011-07-22 в 16:39

=Таким образом, как только появилась возможность, руководство страны во главе с И. В. Сталиным пошло на сближение с Русской Церковью.=

Каким образом? Из чего вывод? Какая возможность? Почему раньше не было? Если причина - личная религиозность Сталина, то почему эта религиозность ждала до 43-го? Где она была в 41-м?
15. Владимир Анатольевич : 7. иерей Илья Мотыка : О работе правительственной Комиссии.
2011-07-22 в 16:28

Владимир Анатольевич с вашей логикой по числу расстрелянных священников я не согласен.



На сайте регионального общественного фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви» выложен первоисточник, статья "Гонения на Русскую Православную Церковь в советский период", автор игумен Дамаскин (Орловский), член Синодальной Комиссии по канонизации святых Русской Православной Церкви, председатель Фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви». Обсуждаемый абзац там представлен так:
“По данным правительственной комиссии по реабилитации жертв политических репрессий в 1937 году было арестовано 136900 православных священнослужителей, из них расстреляно – 85300; в 1938 году арестовано 28300, расстреляно – 21500; в 1939 году арестовано 1500, расстреляно – 900; в 1940 году арестовано 5100, расстреляно – 1100; в 1941 году арестовано 4000, расстреляно – 1900[40].
Ссылка [40] Александр Н. Яковлев. "По мощам и елей". М. 1995. С. 94-95.”
Источник: http://www.fond.ru/i....php?menu_id=374&;menu_parent_id=358#

Обратите внимание, что в обсуждаемой работе протоиерея Александра Васькина, 136900 православных священнослужителей превратились в 136900 православных священно-церковнослужителей, а это огромная разница.
Интересно, как получила эти цифры Комиссия А.Н.Яковлева?

Ответ содержится в статье Николая Евгеньевича Емельянова, д.т.н., проф. (Москва, ИСА РАН, ПСТГУ):
“Игумен Дамаскин (Орловский) пишет: «К сожалению, точных цифр пострадавших в этот период времени нет, не приводит их и правительственная Комиссия при Президенте РФ по реабилитации жертв политических репрессий, ограничившись всего лишь обобщенными подсчетами, подготовленными Православным Свято-Тихоновским богословским институтом».
Надо сказать, что игумен Дамаскин выразил и мое и, наверное многих, «сожаление». Действительно, жаль, что нет точных цифр хотя бы за один год. Уже 15 лет открыты архивы и ведется большая работа по изучению хранящихся в них материалов, но никаких точных цифр пострадавших за веру не найдено. Теперь видно, что их нет, видимо, и не было, пострадавших просто никто никогда не подсчитывал.
Одним из результатов работы в начале 1990-х гг. Комиссии, в которую входили первые лица ФСБ, МВД, Минюста, Прокуратуры и др., явилась книга председателя Комиссии акад. А. Н. Яковлева «По мощам и елей». Многие исследователи ссылаются на эту книгу и тем самым опосредованно на БД новомучеников. К сожалению, те материалы, которые мы передали в Комиссию, в книге А. Н. Яковлева цитируются неточно, например, число всех пострадавших за христианские убеждения отнесено только к православному духовенству, что в 2,4 раза меньше общего количества репрессированных за Христа. Эта ошибка перекочевала во многие статьи, исследования и учебники, причем появились дополнительные неточности цитирования уже и книги А. Н. Яковлева.”
Источник: http://www.pravmir.r...ostradali-za-xrista/

Вывод: Фонд передал свои оценки по репрессиям комиссии Яковлева, а Комиссия опубликовала их как результаты своей работы. После этого уже Фонд и его председатель цитируют Яковлева, как официальный документ.
14. Лидия Александрова : "оценки Л.Регельсона" ?!
2011-07-22 в 15:52

"Л. Л. Регельсон в своем сочинении дает уничижительную оценку действиям митр. Сергия (Страгородского) и его последователей, позволяющей разглядеть корни многих современных явлений, тревожащих религиозно-патриотическое самосознание «ревнителей христианского благочестия»".
Да оценки Л.Регельсона, И.Ильина и бежавшего из ссылки "спасать свою душу", как он писал, свящ.М.Польского давно всем известны. Здесь не видно авторской оценки "пресловутой легализации". Следует ли понимать, что автор присоединяется к собранным им здесь "оценкам"!?.
13. Местный : 11. Эрик Лямпе
2011-07-22 в 15:42

почему прокуратура до сих пор не возбудила дело против Сталина и его шайки


Было бы основание уже давно возбудило бы, а так остается только мозги с экранов вправлять. На большее ресурсов не хватает.
12. Местный : 8. Алексей Карамазов
2011-07-22 в 15:17

"Полторы тысячи миллионов" цифра действительно серьезная. Это ж надо было бы почти все население земного шара арестовать. Поражает та легкость, с которой Н. Петров называет числа. На такой случай часто говорят: "Семь раз отмерь - один отрежь".
11. Эрик Лямпе : Re: Еще о Сталине
2011-07-22 в 14:18

Вл. Ан.
Вы с коммунистическим рвением начинаете никем не спрошенный тут расчет, сколько священнослужителей арестовали и расстреляли. Будто для Вас священники - не люди, а крупный рогатый скот, считаемый по головам.
Неужели Ваше насквозь пропитанное атеизмом и цинизмом сознание не в силах воспринять одну единственную мысль: гонители и богоборцы - не только те, кто больше других уничтожал верующих. Гонители и богоборцы уже те, кто хотя бы одного священника гнали за веру. Тем более - расстреляли за веру.
Это также просто, как с бытовыми преступниками. Если повинен в убийстве одного человека - убийца!
На совести Сталина - тысячи замученных и расстрелянных священнослужителей! Сталин превзошел в своем богоборчестве всех гонителей христиан первых веков нашей эры! Нет страшнее злодеев в XX веке, чем большевики во главе с Лениным и Сталиным!
Я не понимаю, почему прокуратура до сих пор не возбудила дело против Сталина и его шайки, в соответствии с УК РФ, где у преступлений против человечности нет сроков давности. Ждем-с, пока международная общественность будет требовать от нас и возмущаться?
+++
Что касается статьи, то первая длинная часть обличений - прекрасная. А вот вторая, завершающая коротенькая часть, будто приписка, никак с первой не вяжется. Ну не может, мне так думается, христианин был руководителем кровавых гонений на христиан. Не может христианин взрывать и крушить храмы. А если принял в этом участие, тем более - возглавил процесс, нет ничего в нем христианского, как в Иуде Искариоте - апостольского. Простите, но мне не понятны поиски христианских черт в отъявленном богоборце и враге России и русского народа. Не понятны потому, что слишком много разрушенных храмов на Руси-матушке я видел в своей жизни. Не понятны потому, что мой родственник - православный священник, ныне новомученик РПЦ, всё время в сталинское правление подвергался гонениям, за веру!
Этак завтра нас в Иуде Искариоте заставят искать христианина?. А послезавтра что? Антихриста славить заставят?
10. Алексей Карамазов : Ещё о "фактах".
2011-07-22 в 14:06

Заместитель председателя общества «Мемориал» Никита Петров, озвучивший в эфире «Эха Москвы» Страшную Правду: «Надо же просто учитывать то, что при Ежове в годы большого террора, тех самых массовых операций НКВД было арестовано свыше полутора тысяч миллионов человек», — и несколько раз повторивший цифру по просьбе ошеломленной ведущей:
Н.БОЛТЯНСКАЯ: Ну, вот тут возникает еще один вопрос. Вот, та самая волна послаблений, которая пошла при нем, это что, была демонстрация того, что его предшественник, так скажем, напортачил? Что его предшественник вел такую контрреволюционную или антигосударственную деятельность? Потому что, ведь, много пишут о том, что когда появился Берия, кого-то повыпускали.
Н.ПЕТРОВ: Нет-нет. Это действительно произошло, но причина-то здесь вовсе не в том, что Лаврентий Павлович оказался добрый или Сталин вдруг внезапно подобрел. Надо же просто учитывать то, что при Ежове в годы большого террора, тех самых массовых операций НКВД было арестовано свыше полутора тысяч миллионов человек.
Н.БОЛТЯНСКАЯ: «Тысяч миллионов»?
Н.ПЕТРОВ: Полторы тысячи миллионов было арестовано с июля 1937 года по ноябрь 1938-го.
Н.БОЛТЯНСКАЯ: Так это же бешеные цифры.
Н.ПЕТРОВ: Да. По 100 тысяч человек в месяц примерно.
Н.БОЛТЯНСКАЯ: Это тоже подтверждено?
Н.ПЕТРОВ: Конечно. Это подтверждено, опубликована статистика.
Н.БОЛТЯНСКАЯ: Просто, после каждой передачи нам же пишут, что «вы все врёте».
Н.ПЕТРОВ: Ну, я понимаю, люди могут врать. Но пусть они тогда читают те документы, которые были изданы хотя бы в Международном фонде демократии.
Н.БОЛТЯНСКАЯ: Полторы тысячи миллионов арестованных?
Н.ПЕТРОВ: Да, полторы тысячи миллионов арестованных.
Н.БОЛТЯНСКАЯ: Фантастика.

P.S. Я не "сталинист" если что. НО и не "антисталинист".
9. Местный : он не был абсолютным тираном
2011-07-22 в 13:44

И возможно ли существование этой "абсолютной тирании"? Согласен с выводами о. Александра. Если кто-то сомневается в православности Сталина, рекомендую ознакомиться с романом атеиста Успенского "Тайный советник вождя".

Вот лишь некоторые цитаты:

"К гонениям, которые обрушились на православную церковь сразу после Октябрьской революции, Сталин отношения не имел. Кому-то другому очень важно было уничтожить духовный источник, тысячу лет питавший народные массы, кому-то другому понадобилось перевести известное утверждение "религия - опиум народа", как "религия - опиум для народа". А это далеко не одно и то же."

"В те же самые годы ликвидированы были около семисот монастырей (дававших, кстати, большое количество сельхозпродуктов). Часть монастырей превратили в тюрьмы, некоторые затем приспособили под лагеря: благо заборы и стены были высокие, а подвалы обширные. Вот так действовал Наркомат юстиции, и отнюдь не под руководством Сталина творились вышеупомянутые беззакония и безобразия. Наоборот, во второй половине тридцатых годов Иосиф Виссарионович делал попытки остановить процесс разрушения, были приняты меры по сохранению памятников культуры, развернулись реставрационные работы, особенно после войны. Восстановлены были дворцы и храмы, взорванные гитлеровцами. Вместо того чтобы валить все на Сталина, можно провести общественное расследование хотя бы но нескольким случаям, выявить и морально осудить настоящих виновников.

Вот Знаменская церковь, объединяющая весь живописный ландшафт, являвшаяся неотъемлемой частью триады ансамбля старых храмов (Уборы, Дмитровское, Знаменское). Мы с Иосифом Виссарионовичем не сразу даже и заметили, что церковь бездействует, что опустел домик священника. Какой же перестраховщик отдал распоряжение прикрыть храм, обрекая его на разрушение? С кого спросить?

Во время войны церковь еще служила людям, в ней находился склад. Это уже потом начали бить и калечить бесхозное помещение. Но основной удар, уже после смерти Сталина, нанесла храму киностудия "Мосфильм". Она сняла в том районе несколько картин: очень уж местность красивая, своеобразная. В церкви учинили реальный пожар, необходимый по сюжету, и выгорело внутри все, что могло гореть, покоробилось железо на куполах. Добили, в общем, деятели искусства замечательное сооружение, остались лишь голые стены да дырявая крыша. И никто не понес ответственности. Может, "Мосфильму" и восстановить храм за свой счет, воссоздать необходимую часть тройственного архитектурного ансамбля?!"

"Еще задолго до войны Каганович составил, подписал и разослал по всей стране директиву, в которой говорилось, что религиозные организации, в том числе православные и католические церковные советы, синагогальные общества, муссаваллиаты и все другие, подобные им, являются в нашей стране легально действующей контрреволюционной силой, которая имеет влияние на широкие массы... А что значило подобное заявление в то время? Ясно: с организованной контрреволюцией борьба ведется на уничтожение, оправданы любые меры против церковников. Если сразу после революции такая борьба велась стихийно, то в дальнейшем Каганович обосновал и поощрил ее официальным декретом. Прозвучал новый сигнал к разрушению храмов, мечетей, синагог. Даже сам Сталин ничего не мог противопоставить ультрареволюционной деятельности Кагановича, которая находила поддержку не только среди еврейской молодежи, но и вообще среди сельской и рабочей молодежи, рвущейся к конкретным, ощутимым делам. А самое простое и ощутимое - это разрушение. Самое доступное - не создавать новое упорным трудом, а совершать видимость деятельности, оплевывать, охаивать то, что было раньше. А ведь при этом охаиватели унижают твоих предков, твоих родителей, тебя самого, подрываются твои корни. Ты теряешь уважение к своему народу, к самому себе. И становишься рабом тех, кто организует и направляет это охаивание. Увы, юность всегда экстремальна, нетерпелива, не отягощена знаниями, легко воспламеняется и нацелена отнюдь не на созидание. Благодатная почва для критиканов, ниспровергателей, горлопанов и карьеристов."

"Коммунистическая теория привлекала молодого бунтаря тем, что основой ее являлись простые и правильные заповеди Иисуса Христа, она впитала в себя все лучшее, что было накоплено умами и сердцами людей за всю историю человечества. Равенство, братство, честность, добродетель, справедливость разве не на этом стоит христианская вера?! Внедряли ее и убеждением, и принуждением, порой жестоким. А коммунизм пошел дальше лишь в одном отношении: воплотил религиозные заповеди, заветы, постулаты в программу борьбы за осуществление идеалов не когда-нибудь и где-нибудь, не на мифическом "том свете", а сегодня и завтра, прямо на нашей земле. Такой в самых общих чертах была исходная теоретическая точка, с которой Джугашвили-Сталин начал свой путь в революцию.

В отличие от многих своих коллег и соратников, Иосиф Виссарионович никогда не был воинствующим атеистом. Вспомним. Сразу после Октябрьской революции церковь оказалась в чрезвычайно трудном положении. К гонениям, зачастую справедливым, которые обрушились на имущий, правящий класс, для церкви прибавились еще и особые беды. Подавляющее большинство высших государственных и партийных постов (до девяноста пяти процентов!) захватили после Октября иудеи, исповедовавшие свою религию, свои обычаи. У них был особый счет к православной церкви, издавна стоявшей на пути проникновения евреев в Россию. Мракобесами, погромщиками, черносотенцами считали иудеи православных священнослужителей и, конечно, воспользовались возможностью "воздать должное" носителям истинной веры.

Церковь отделена от государства, лишена всяких прав, церковное имущество (земли, здания, капиталы, храмовые драгоценности) реквизируются, национализируются. Монастыри закрываются. Священнослужители, естественно, выступают против, они на стороне белых - защитников старого порядка. Тогда на церковь обрушивается карающая десница, тысячи священнослужителей уничтожаются физически, в том числе монахини. На чьей совести все это? Ответственность ложится на Ленина, Свердлова, Троцкого и их ближайших помощников. Кому-то из них принадлежит сомнительная "заслуги" в переиначивании правильного выражения "религия - опиум народа" (поиск людьми средства забвения от тяжкой действительности, облегчения страданий) на выражение "религия - опиум для народа". Тут уж совсем другой смысл с обвинительным уклоном. К подобным ухищрениям Сталин отношения не имел. Он занимался делами военными, межнациональными, продовольственными - чем угодно, только не вопросами религии. Так, по крайней мере, было при жизни Ленина. Да и потом Иосифу Виссарионовичу хватало груза других первостепенных забот. Единственно заметное, что он делал по отношению к религии в двадцатых и тридцатых годах - это не позволял рьяным атеистам слишком уж перегибать палку.

В Москве неутомимым организатором и вдохновителем "антирелигиозного наступления" являлся Л. М. Каганович. Будучи долгое время первым лицом в столице, с яростным упорством громил православные церкви и соборы, в буквальном смысле слова сравнивая их с землей. По его инициативе, как известно, был взорван Храм Христа Спасителя. Замахнутся Кабан Моисеевич и на церковь Василия Блаженного, однако Сталин успел своевременно остановить маньяка-разрушителя."
8. Князь Черниговский : Люди красных сотен.
2011-07-22 в 13:19

"В 1937-1938 гг. террор вновь усилился, было репрессировано почти все духовенство и многие миряне, закрыто более 2/3 действовавших в 1935 г. храмов, и само существование церковной организации оказалось под угрозой...Несомненно, Сталин был православным христианином, вел тяжелейшую борьбу за Россию...".
Темная и страшная ночь еще не рассеялась над Россией.И сейчас уже с амвонов проповедуют царство от убийц.Времена.Стало возможным говорить о жесточайшем времени для России, времени страданий, времени гонений всего самого лучшего и светлого, как о "благодатном" времени.А убийц делать если не святыми (пока), то людьми мало того что великими, но и православными.Хотя, если подумать, то такое отношение к убийцам присуще западу, и прежде всего темному авангарду запада - католичеству.Вспомним об Алоизии Степинаце.Там, на западе ему поклоняются.Ну, да, благословлял убийства, чистки, геноцид, но все делал, по "воле божьей", "святой" одним словом.Конечно, научно доказано, что тов.Сталин не ел либеральную интеллигенцию на завтрак, а Берия не расстреливал из пулемета в подвале советских школьниц.И вообще, в 37-ом (по неполным данным) было уничтожено не сто миллионов, а "всего лишь" тысяч эдак семьсот.И, конечно, для неосталинистов это меняет дело.Всего 700 тысяч в корне должно изменить наши представления о тов.Сталине.Не такой уж он и кровожадный.Говорить о несколько сотен тысяч расстреляных, замученных, умерших от голода, от лишений в лагерях, в 1938 году, даже не стоит, по той причине, что цифра уж совсем мизерная.
Да, католичество, степинатство, туго переплетено с неосталинизмом.Рабство с рабством.Не случайно, в Германии неофашизм переживает расцвет.Там тоже вам могут доказать, что Гитлер не ел маленьких детей, и вообще, сам никого не убил.Всё исполнители переборщили.А Гитлер поднял, мол, экономики, наладил такую жизнь, по уровню которой в Европе мало кто мог соревноваться с Германией.Построил заводы, фабрики, создал мощнейшую армию.Без расстрелов генералитета и геноцида собственного народа.Вообще, вам могут сказать, что Гитлер сам к злодеяниям не причастен, это все внутрипартийная оппозиция подгадила "светлому образу фюрера".И вот отблески черного пламени неофашизма видны уже на рушащемся здании православной Греции, порабощенной вновь Прибалтике, Польше, Италии и.т.д.Неосталинизм у нас - это бескровные репрессии генералитета, реальное ослабление армии, война против коренного и государствообразующего населения, война против лучших людей отечества.Безнаказанный террор на улицах руками пришельцев и собственного уголовного элемента, разрушение сельского хозяйства.Неофашизму как и фашизму требуются в жертву другие народы, неосталинизму - свой.Ничего не поменялось.Взаимопонимание Германии и России на данный момент достигло высшей точки.Нигде так неосталинизм не явлен как в политике современной российской элиты в бывших республиках СССР.В Приднестровье прямо говорят об обновлении, с большой буквы.В Крыму и на Украине поддержка ручных пророссийских сил и ненависть и отвержение к подлинному русскому движению.

Люди красных сотен любят говорить о личной скромности тов.Сталина.Слагать легенды.У них не получается слагать легенды о личной скромности Государя и его нестяжательности, которая многократно превосходила личную скромность любого из вождей мирового пролетариата.Вообще, лакмусовая бумажка - отношение к Государю.Невозможно почитание Государя и в то же время того, кто платил персональные пенсии его убийцам.Это просто невозможно!Да разве только им.А кровопийце Саенко из харьковского ЧК?А Залкинд (она же Землячка)?Невозможно быть православным и взрывать Храм Христа Спасителя, а плиты с именами погибших на Бородинском поле использовать в качестве ступеней в Третьяковской галереи.Невозможно быть православным и не обращать внимание на существование в стране сотен колхозов и совхозов с названием "Безбожник".Невозможно быть православным и позволять убийцам Царской семьи выступать с лекциями в школах о разстреле Августейшей семьи.Пенсионеры Ермаков, Медведев-Кудрин?А станция "Войковская"?Ах, да "дегенерата и педераста" Голощекина шлепнули.Очевидно, что это никоем образом нельзя классифицировать как "извинение".
Может, есть сведения о том, что тов.Сталин глубоко сожалел о совершенном партией большевиков злодеянии? Нет, таких фактов нет.Зато есть слова патриарха Тихона:"Мы должны, повинуясь учению Слова Божия, осудить это дело, иначе кровь разстрелянного падет и на нас, а не только на тех, кто совершил его."Осудила ли партия большевиков или КПСС убийство царской семьи?Тогда "кровь его на них и останется".Хотя мифотворчество продолжается.Скоро мы узнаем о тысячедневном стоянии тов.Сталина на брусчатке Кремля и о его молитвах святым о спасении России.О том, что это именно он обходил с иконами крестным ходом Сталинград.Конец свету наступит тогда, когда много маленьких неправд будут заменены одной большой ложью.
Да, и реабилитации Диоклетиана стоит ждать, я так понимаю.Личная скромность поистине легендарная, а сколько сделал для Империи, какие войны выиграл, как укрепил границы, почти вернул золотой век, удостоился упоминания в классике советского кинематографа "Москва слезам не верит".Впрочем, если мы пойдем за протоиереем Васькиным, то мы должны быть готовы ко всему (какой уж тут спор о ЦСЯ).А вот если за Христом...
7. иерей Илья Мотыка : Re: Еще о Сталине
2011-07-22 в 13:07

Владимир Анатольевич с вашей логикой по числу расстрелянных священников я не согласен. Дело в том что число священников не постоянно. За 20 лет их число могло поменяться несколько раз кто-то умер, кто эмигрировал. Но это в условиях мирного времени. В случаях гонений, епископ замещал новыми рукоположениями священников в сохранившихся приходах. Во многих приходах в связи с арестами священников, духовенство обновлялось по 5-7, а то 10 раз. Русский епископат при необходимости мог рукоположить согласно каноническим правилам не меньше 7 тысяч человек в год были бы достойные кандидаты. Вы же не удивляетесь что в годы Великой Отечественной войны было мобилизовано 35 млн чел., хотя в СССР армия мирного времени никогда не превышала 5 млн. чел. это такая же мобилизация.
6. : Re: Еще о Сталине
2011-07-22 в 12:56

Невероятно, что есть ещё человеки,которые зомбированы лениным и сталиным.Уже знает всё человечество,что сделали эти человеконенавистники в истории Вселенной.
5. Алексий : Re: Еще о Сталине
2011-07-22 в 12:42

Автор: "Поэтому причины дарования относительной свободы Церкви следует искать в личности самого диктатора, в его религиозности."

Хочется посторить с таким алогичным мнением, но видимо, это безполезно. Поэтому вкратце. Я бы стал искать причины в области улучшения имиджа режима на внешней арене (т.е. политики) - открытие второго фронта (тема о репрессиях против верующих могла там помешать этому), послевоенное освоение Европы и т.д. И время как раз совпадает - как только стало очевидным благоприятное окончание войны (автор справедливо это указал), на повестку дня вышли новые задачи. Вот и стали власти совдепии решать "религиозный вопрос". И тоже "большевистскими темпами". Это же просто смех да грех - почти два десятилетия нет Патриарха, и вдруг за неделю вопрос решен. А к 1948 г. подготовили аж Всеправославное совещение - но потом разочарование от того, что через Православие не удалось оседлать Европу, вернуло все постепенно на круги своя.
А человек религиозный стал бы проявлять ее еще в октябре 1941, когда ему являлся св. Даниил Московский с прямыми указаниями по защите Москвы...

Помощи Божией всем православным христианам.
4. Кирилл Салтыков : Re: Еще о Сталине
2011-07-22 в 11:43

Спасибо за статью, особенно за "Обращение к преосвященным епархиальным архиереям Патриарха Алексия (Симанского) 1959 г." Интересно, современные семинаристы знают о таком?
С огромным уважением отношусь и к Ильину,считаю его мечты о будущем обустройстве России абсолютно правильными и абсолютно невыполнимыми. Но с его оценкой РПЦ МП категорически не согласен, да и время всё расставило по местам.
Мой дед тоже прошёл всю войну и всегда говорил о Сталине только положительно и уважительно.
Ещё раз спасибо за неравнодушную статью!
3. Владимир Анатольевич : 1. свщ Алексию Бачурину : Позвольте не согласиться с "фактами"
2011-07-22 в 11:41

Со многим, Вами написанным, соглашаться или не соглашаться нелепо: это факты.


Не все факты, приведенные в статье, верны.
Не смотря не нелепость, не могу согласиться с приведенным в статье “фактом”:
По данным правительственной Комиссии по реабилитации жертв политических репрессий в 1937 г. было арестовано 136900 православных священно-церковнослужителей, из них подверглись высшей мере наказания 85300, в 1938 г. соответственно 28300 и 21500, в 1939 г. – 1500 и 900, в 1940 г. – 5100 и 1100, в 1941 г. – 4000 и 1900 чел.(см.: Дамаскин (Орловский), игумен. Гонения на Русскую Православную Церковь в советский период // Православная энциклопедия. Русская Православная Церковь. М., 2000. С. 179-186).


Эти “страшилки”, опубликованные игуменом Дамаскиным, вызывают изумление...
Давайте посчитаем число арестованных и расстрелянных православных священнослужителей по данным правительственной Комиссии по реабилитации жертв политических репрессий:
136900 (1937г.)+28300(1938г.)+1500(1939г.)+5100(1940г.)+4000(1941г.)=175800 арестованных.
85300 (1937г.)+21500(1938г.)+ 900(1939г.)+1100(1941г.)+1900(1941г.)=110700 расстрелянных
В 1917 году в составе приходского духовенства насчитывалось 51 105 священников и 15 035 диаконов.
Итого: православных священнослужителей в 1917 году: 51105+15035=66140.
Не стыкуются эти цифры… Как можно, имея в стране в 1917 году 66140 православных священнослужителей умудриться арестовать за период 1937-1941гг 175800 человек и из них расстрелять 110700 ?
Если предположить, что все священники 1917 года арестованы, то не хватает 175800-66140=109660 арестованных священников. Может они скрывались в монастырях? Но тогда в монастыре в среднем должно быть 109660/1025=107священников. Не было в истории России таких монастырей…
Такое противоречие изумляло меня несколько лет. Все легко объясняется, если в Архив Президента Российской Федерации вброшены сфальсифицированные документы и комиссия А.Н. Яковлева с ними работала.
2. : Re: Еще о Сталине
2011-07-22 в 09:24

ЛЕНИНО-СТАЛИНСКИЙ ГЕНОЦИД…
Уму не постижимо, что есть ещё сторонники ленино - сталинского геноцида над русским и братскими народами, на территории шестой части Земли. Ныне ещё существует интернационально-коммунистическая партия, хотя и не значительная, стоят тысячи памятников душегубам и убийцам народа и страны, и даже ставят новые памятники кровопийцам, как Сталину и Дзержинскому, не говоря уже о кощунстве на Святой русской земле, Красной площади, где продолжает находиться мумия врага народа - всех времен и поколений. Уже знают все народы мира, что интернационалисты-революционеры сделали всё, чтобы разделить государствообразующую русскую нацию и расчленить Великую Россию. И, к русской беде, наша национальная слабость – безверие, наивность, доверчивость, бесшабашность и разгильдяйство - создала атмосферу, когда русские убивали друг друга, и не только на Российской земле, но и в других странах Мира, как во время гражданской войны в Испании. Вот вам результат церковного раскола в 17 веке, который по нашим грехам и привел к бесовщине на родной земле. Неужели ещё не доходит у патриарха и президента Российской Федерации, что нужно, как можно скорее, раскаяться за грехопадение, предательство и преступление по отношению себя, предков и потомков?
1. свщ Алексий Бачурин : Отцу Александру с уважением.
2011-07-22 в 05:38

Со многим, Вами написанным, соглашаться или не соглашаться нелепо: это факты. То, что большевики были никогда не монолитны, тоже - факт: это стая волков-убийц, где каждый - только за себя. Ихние криминальные разборки нам должны быть неинтересны. А вот то, что один из них, самый главный, был НЕСОМНЕННО верующим православным человеком - не факт, а очень сомнительное мечтание. Любовь - чувство, оно не подвластно ни фактам, ни логике. Бывает, для жены и матери нет никого на свете дороже их сыночка и зайчика - уголовничка. Кто их осудит? Никто - но только посочувствует. Но для верующего человека немыслимо искренно называть УЧИТЕЛЕМ большевистского главаря. Не буду цитировать Писание - Вы лучше меня его знаете. Простите.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме