Радуется сердце: приближаются очередные Всероссийские Царские дни, когда особо чувствуется теплая молитвенная связь православного народа со святыми Царственными страстотерпцами. И вместе с тем, печалюсь о тех «сиротах», которые, удалившись от Бога, лишили себя и «царского пира».
По законам духовной брани и информационной пиар-войны недруги пытаются омрачить наше торжество. Используя недавний повод – династическую свадьбу в одном европейском Владетельном Доме, в российское общественное сознание вброшены две «раздрайные» взаимосвязанные темы: о благодатности грядущего восстановления в России именно конституционной монархии, якобы введенной еще Манифестом 1905 года святого Царя Николая II Александровича, и о легитимных претендентах на Всероссийский престол, определяемых на основании законов, принятых Императором-мучеником Павлом I Петровичем. Это – две вешки, два краеугольных камня, два красных флажка, две аксиомы, которые нас заставляют принять на веру. Согласись мы их принять за истину, и спорить можно по кругу до скончания века, или … до воцарения на Руси лже-монарха, который и откроет дорогу единственному мiродержцу. Ни среди нынешних знающих и деятельных монархистов (знакомых с учением Православной Церкви о царской власти и наряду с «Монархической государственностью» Л. Тихомирова также с замечательной книгой профессора П.Е. Казанского «Власть Всероссийского Императора» (первое изд. – 1913 г.), ни среди верноподданных Государя Императора Николая II не было никаких сомнений в том, что Павловское законодательство имеет временно-исторические рамки, а Государев Манифест 1905 года направлен не на ограничение, а на укрепление самодержавной власти и упрочение ее связи с народом. Именно наследники по духу заговорщиков и бунтовщиков, заставлявших обманом солдат на Сенатской площади кричать: «За Константина и Конституцию!», и хотели придать Царскому манифесту 1905 года антимонархический, революционный характер, что прекрасно видно по дневникам Государя, С.Ю. Витте и других участников событий. Не вышло! Тогда и понадобилось для разрушения государства принести в жертву Помазанника Божиего, о чем и извещались все народы.
Царская жертва на Уральской Голгофе живит наши православные сердца, единит в духе и памяти с теми, кто остался верен Помазаннику Божиему навсегда, даже до смерти. Хочу познакомить сегодня боголюбивого читателя с этими верными Царскими слугами из всех слоев русского общества, воспринявшими Манифест 1905 года как призыв к всенародному единству на защиту Веры, Царя и Отечества.
В первую русскую смуту 1904-1905 гг. должность Ярославского губернатора исполнял выдающийся государственный деятель Алексей Петрович Рогович (27.07.1858 — не ранее июня 1921), гофмейстер Высочайшего Двора, тайный советник, товарищ обер-прокурора Св. Синода, сенатор, член правой группы Государственного Совета, член Совета Русского Собрания.
Как сообщает о нем историк А. Иванов, происходил Алексей Петрович из потомственных дворян. Был женат на дочери известного консервативного публициста и редактора «Московских ведомостей» М.Н. Каткова Марии Михайловне. Образование получил в Московском ун-те (1881), по окончании поступил на государственную службу в МВД. В 1885 переведен в Эстляндскую губ., в 1886-1891 эстляндский вице-губернатор, с 1892 исправлял должность Эстляндского губернатора. 18 янв. 1895 назначен управляющим в канцелярию Киевского, Подольского и Волынского генерал-губернатора. С 1896 камергер. В 1899 переведен на пост Ковенского губернатора, в авг. 1902 получил назначение на пост Ярославского губернатора, сменив на этом посту Б.В. Штюрмера. С началом Русской-японской войны председатель местного управления Российского общества Красного Креста. Активно занимался благотворительной деятельностью, пожизненный член ряда детских приютов. За свою деятельность в должности Ярославского губернатора получил «полное одобрение и удовольствие» Императора Николая II, охарактеризовавшего Роговича как «образчик разумной и предупредительной местной власти». Именно к этому времени относится публикуемое ныне Воззвание А.П. Роговича к жителям вверенной ему губернии:
«После издания Высочайших указов 18-го февраля, в газетах столько печатается относительно разных государственных преобразований, что я считаю необходимым предостеречь от ошибок и превратных толкований этих указов.
Государю Императору благоугодно было, в рескрипте от 18-го февраля 1905 г. на имя Министра Внутренних Дел, изъявить Свою Высочайшую волю в следующих словах: «Я вознамерился с Божиею помощью привлекать отныне достойнейших и доверием народа облеченных избранных населением людей к участию и предварительной разработке в обсуждении законодательных предположений». Далее в том же рескрипте Государь Император соизволил указать, что это преобразование должно быть проведено в жизнь «при непременном сохранении незыблемости основных законов Империи».
Основной закон Российской Империи есть закон о существе верховной Самодержавной власти и гласит следующее:
«Император Всероссийский есть Монарх Самодержавный и неограниченный. Повиноваться верховной Его власти не токмо за страх, но и за совесть Сам Бог повелевает».
Итак, воля Государя Императора выражена вполне ясно: основной закон о существе Самодержавной власти Русских Государей должен остаться неизменным; никто и никакие учреждения не могут и не должны ограничивать, умалять власть Государя; в настоящее время все законы до утверждения их Государем Императором обсуждаются в Государственном Совете, а теперь Государю угодно, чтобы к участию и предварительной разработке, в обсуждении законодательных предположений, были привлекаемы достойнейшие и доверием народа облеченные избранные населением люди. Следовательно, по воле Государя призываются выборные для обсуждения и для совета.
Так бывало и в старину при Царях Московских, когда они созывали выборных людей на земские соборы, и никому тогда и ныне из верноподданных русских людей не приходила мысль и желание ограничивать Верховную власть Государя.
К сожалению, есть на Руси люди, которые, подстрекаемые крамольниками или по собственному легкомыслию увлекаясь чужими, иностранными порядками, стремятся убеждать и печатают свои мнения, что нужно именно ограничить власть нашего Государя, и что призываемые выборные люди должны не только совещаться и советовать, но и решать за Государя. Не довольствуются быть советчиками, хотят присвоить себе власть Государственную: вместо воли единого Государя хотят установить многовластие.
Отсюда идет великая смута. В учебных заведениях, особенно в высших, сбивают с толку молодежь, и многих, против их воли, заставляют прекращать учение и терять во вредной праздности лучшие годы; подпольными воззваниями и подметными возмутительными письмами стараются и в народе расшатать спокойствие и верность Царской власти, как будто бунтами, забастовками и убийствами можно достичь чего-либо, кроме общего горя и разорения.
Благодарение Богу, население Ярославской губернии в этот тяжелый год войны не поддавалось этим хитрым соблазнам врагов Отечества, которые и в Царском Манифесте и в молитвах церковных называются «крамольниками». Народ спокойно верит, что только от Самодержавной власти своего Государя может ожидать Россия счастья и справедливого обезпечения всех слоев населения, в особенности же когда Государю угодно будет привлечь для совета выборных от земли.
Под защитою Самодержавной власти Россия из княжества Московского сделалась великою Империею, пережила тяжелые годины польского нашествия в 1612 году и французского нашествия в 1812 году с разорением нескольких губерний и пожаром Москвы, и, несомненно, под защитою той же спасительной и необходимой Самодержавной власти, Россия переживет настоящие невзгоды и выйдет благополучно из нынешнего тяжелого испытания трудной войны.
Позовет Государь выборных людей для совета по делам родины, и пойдут русские люди, как и встарь наши предки ходили в Москву по зову православных Царей Московских. Но если явятся люди, которые будут подбивать вас медовыми речами и льстивыми обещаниями, что лучше самим решать за Царя, то помните, что от многовластия бывают только раздоры и нестроения, и что всякий, кто дерзает советовать изменить основной закон о Самодержавной власти русских Государей, — есть ослушник воли Царской.
Если будут доходить до вас речи о том, что нужно, будто бы, ограничение Царской власти, скажите себе твердо: «Этого нельзя, этого не должно быть, и этого не будет», – и Россия, крепкая верностью народа своему прирожденному Самодержавному Царю, выйдет, с Божиею помощью, сильною из трудных испытаний» (Прибавления к Церковным Ведомостям. № 26. 1905. С. 1088-1090).
Впоследствии А.П. Рогович переехал в С.-Петербург. 12 мая 1906 назначен сенатором с производством в тайные советники. С 30 мая 1906 гофмейстер. 20 авг. 1906 назначен тов. обер-прокурора Св. Синода к П.П. Извольскому, неоднократно, в 1907 и 1909 гг., исполнял обязанности обер-прокурора. Член Совета Императорского Православного Палестинского общества, с 1907 член Комитета Главного попечительства детских приютов ведомства учреждений императрицы Марии Федоровны. Почетный член ряда православных и благотворительных братств. С 1911 член Особого Совещания для выработки основных начал преобразования управления Туркестанским краем. 1 янв. 1912 назначен членом Гос. Совета, в связи с чем оставил должность тов. обер-прокурора Св. Синода. В Гос. Совете вошел в правую группу, член Совета Pусского Cобрания. Кавалер целого ряда российских и иностранных орденов. Как и все члены Гос. Совета по назначению 1 мая 1917 был выведен за штат, а 25 окт. 1917 уволен. Вынужден был покинуть родину. В мае — июне 1921 являлся участником Рейхенгалльского съезда (Съезд Хозяйственного восстановления России в г. Рейхенгалль (Бавария) 29 мая — 4 июня 1921). Умер, по имеющимся сведениям, не ранее 1921 г. на чужбине. Упокой, Господи, душу этого верного Царского слуги.
О том, что Царский манифест и воззвания, подобные сделанному Ярославским губернатором, услышаны и правильно поняты народом, говорят многотысячные отклики, публиковавшиеся в тогдашних, особенно церковных, газетах. Вообще, традиция народных откликов на памятные и важные события в жизни страны, публикуемых под рубрикой Верноподданнические чувства, идет еще с Императорского периода. Позже она использовалась в средствах массовой информации советского времени.
Сначала, когда длинные перечисления имен, фамилий, населенных пунктов, приходов, братств и т.д. и т.п. попадались мне на страницах церковных изданий, не особенно в них вчитывался – они казались мне скучными и однообразными. Но однажды столбцы тогдашнего «официоза» сложились не просто в общую картину ушедшей России, но в живую историческую плоть наших сродников, живот свой положивших за Веру, Царя и Отечество. Они легли в русскую землю, пропитали ее своей кровью, даровав тем самым нам надежду на воскресение. Ведь это наши – прадеды и деды, прабабушки и бабушки. Как важно знать, что они были верными до смерти, и на них нет греха Бого – и Цареотступничества. Заявить открыто свою верность Господу и Его Помазаннику уже тогда, когда по стране вовсю свирепствовал революционный террор, сравнимо с исповедничеством, с открытым утверждением своей православной веры. Вот почему решил поместить здесь хотя бы малую толику собранных драгоценных сведений. Если получу поддержку, то продолжу публикации. Ищи, боголюбивый читатель, названия родных мест, любимые имена…
Верноподданнические чувства
«…Повергнуты были на Высочайшее Его Императорского Величества благовоззрение нижеследующие всеподданнейшие адресы и телеграмма с выражением верноподданнических чувств:
адресы:
1) от Ежовского, Юшковского, Суртовского и прочих сельских, обществ, Царевококшайского уезда, Казанской губернии:
«Ваше Императорское Величество, Самодержавнейший и Всемилостивейший наш Отец. Влекомые чувствами безграничной любви и преданности к Престолу Вашего Императорского Величества мы, крестьяне Царевококшайского уезда, Казанской губернии, окружающие Мироносицкую пустынь, именуемую «Святым местом», вознося горячие молитвы к Престолу Всевышнего о Вашем здравии и благоденствии, за дарованные нам милости Манифестом 3 ноября 1905 г., повергаем к стопам Вашего Императорского Величества наши верноподданнические чувства преданности и, желая ознаменовать cие радостное событие, всеподданнейше просим принять от нас освященную копию с высокочтимой чудотворной иконы святых равноапостольных Жен Мироносиц, которая явилась в царствование благоверного государя Алексея Михайловича в 1647 г. и была в его царских палатах. Да хранит она сенью своей благодати Вас и дорогое для нас Ваше Августейшее семейство в здравии и благоденствии на многия лета.
Верноподданные Вашего Императорского Величества (следуют подписи)».
2) от причта и прихожан села Борисоглебского, Сычевского уезда, Смоленской епархии:
«Благочестивейший Государь! Сегодня у нас светлый праздник. Сегодня чудный день. Сегодня мы, с мала до велика, собравшись в свой родной Борисоглебский храм, и здесь выслушав Твой Всемилостивейший Манифест об уменьшении выкупных платежей в 1906 году, и совершенном их прекращении в 1907 году, вознесли горячие молитвы о Твоем здравии и долгоденствии и о даровании Тебе крепости и сил в настоящие тревожные дни, когда часть Твоего народа, забыв Бога и совесть, дерзнула творить неслыханную смуту в нашей земле родной. Чует наше сердце Твою скорбь великую. Твое горе неутешное. И только в слезной молитве за Тебя к Богу находит отраду и успокоение. Но незабвенный Царь-Батюшка, взгляни на многомиллионный народ твой, на простых тружеников и земледельцев, верных сынов Твоих и утешься. Только скажи Свое Царское слово и мы все, как один человек, станем за веру православную, за Царский Престол Твой, за отечество свое дорогое, не щадя ни сил, ни жизни своей. С Тобою нам не страшны эти безбожные враги. С нами Бог. Храни же нас, Отец наш родной, храни сынов, безпредельно любящих Тебя. Только под Твоим Скипетром Державным и православным нам жить легко, и душеспасительно.
Верноподданные Вашего Императорского Величества (следуют подписи)».
3) от причта, старосты и прихожан Свято-Варваринской церкви с. Перво-Приморского, Днепровского уезда, Таврической епархии:
«Боговенчанный Самодержавец земли Русской, дорогой Отец Ты наш, из далекого Крыма мы, близкие сердцем Тебе и преданные дети Твои, шлем Тебе, наш Батюшка, свой привет в день нового года, слезно умоляем сегодня мы небесного Отца, да успокоит Он Твое родительское нам сердце от тех смут и несчастий, которые объяли великую Русь православную, Тебя и Семью Твою дорогую нам да хранит Господь во дни наступающего новолетия на радость Твоим верноподданным и на благо Руси Святой. Верь, Отец наш, наша вера в Тебя, нашего Отца-руководителя, у нас никогда не иссякнет и наша сыновняя преданность Тебе не оставит нас. А хитрые замыслы врагов наших не смутят нас, не наставят нас на своеволие и какие-либо насилия над ближним, как не было этого, слава Богу, и теперь среди нас. Твое слово — истина нам, Твоя воля — закон нам; наша же — готовность жизнью постоять за Тебя».
4) от прихожан Космодамианской церкви села Верхней Ярославки, Моршанского уезда, Тамбовской епархии:
«Ваше Императорское Величество, Милостивый наш Государь Император. Мы, прихожане Космодамианской церкви, выслушав в нашем приходском храме милостивый Твой Манифест об уменьшении в 1906 году выкупных платежей на половину и об окончательной отмене их с 1907 года, решили, по предложенью своего приходского священника, ознаменовать это событие торжественным молением о Твоем драгоценном здравии. Совершивши это моление 26 ноября 1905 г., мы приемлем на себя смелость повергнуть к стопам Твоим наши верноподданнические чувства. Видим мы, что скорбит Твое сердце о нас, Твоих верноподданных слугах, серых деревенских мужичках. Видим, что близки Твоему Царскому сердцу наши крестьянские нужды. Знаем мы, что никто нас не накормит голодных, как только Ты, наш Любвеобильный Царь-Батюшка; никто нас не согреет холодных, как только Ты, наше Красное Солнышко. Верь же и Ты, что вместе с Тобою скорбим и мы о тех невзгодах и неурядицах, которые охватили нашу русскую землю. Нужно Тебе, — кликни клич, и мы все, как один человек, станем плотною стеною около Твоего Престола с готовностью положить животы свои за веру православную, за Царский Престол Твой и за дорогую нам землю Русскую. Коленопреклоненно молим Тебя, наш Милостивец, не оставь нас Твоими милостями и в будущем, не забудь о нас особенно тогда, когда Ты с своими советниками в Государственной Думе будешь решать вопрос о земле, вспомни тогда, что земля — наша кормилица. Мы считаем кощунством, указывать Тебе те пути и средства, которыми Ты можешь облагодетельствовать нас. Сердце Царево в руках Божиих. Веруем, что Ты — Помазанник Божий. Пусть же Божественная благодать, полученная Тобою при священном помазании, научит Тебя, как и чем Ты можешь помочь нам. Дерзай же наш Царь Самодержавный, дерзай в полной уверенности, что сто миллионов Твоих верноподданных сынов готовы своею грудью защитить Тебя от Твоих врагов внешних и внутренних. Царствуй же на страх врагам Твоим и нашим, царствуй на славу Тебе и отечеству нашему.
Твои верноподданные сыны». (Следуют подписи).
5) от прихожан Троицкой церкви Стрелецкой слободы Гремячевского селения, Веневского уезда, Тульской епархии:
«Мы, прихожане Троицкой церкви, помолившись в своем приходском храме о здравии и долгоденственном царствовании Вашем, имеем смелость повергнуть к стопам Вашим, Всемилостивый Государь, одушевляющие нас чувства радости и сердечной благодарности за дарование Вашим верноподданным гражданской свободы и щедрой Монаршей милости Высочайшим Манифестом 3 ноября. Сокрушаясь сердцем и душою, вследствие небывалых смут и нестроений внутри России, мы выражаем готовность грудью своею охранять Самодержавие в нашем дорогом Отечестве, под сенью которого мы доныне жили спокойно, и если нашлись злые люди, враги России, непроникнутые светом христианского учения, восстающие на Самодержавие и нарушающие прочный строй жизни, то иx немного и они безсильны против миллионов добрых людей, любящих своего Государя и стоящих за Самодержавие. Мы же дали единодушно обещание в своем храме принять все меры к изгнанию из своих пределов злочестивых крамольников, сеявших смуту. Царствуй же, Батюшка-Царь наш, многия лета с сохранением Самодержавия.
Вашего Императорского Величества верноподданнейшие и преданные слуги». (Следуют подписи).
Телеграмма из Кишинева от преосвященного Владимира, епископа Кишеневского, Хотинского председателя съезда епархиального духовенства, священника, Иакова Юсипенко и представителей духовенства Кишиневской епархии, в числе 34 человек:
«Ваше Императорское Величество. Представители духовенства Кишиневской епархии, собравшись на общеепархиальный съезд для обсуждения, с Бoжиeю помощью, вопросов о своем положении и правах православного духовенства вообще, применительно к требованиям обновляемого ныне государственного строя, повергают от лица всего духовенства Кишиневской епархии к стопам Твоим, наш Великий Родной и Сердобольный Государь, чувства своего верноподданничества с окраины Твоего, Царь наш, Великого Царства; мы, православное духовенство с крестом в руках вместе с своими верными пасомыми, могучим голосом твердой веры во всеуслышание всех верных и неверных Престолу и Отечеству русскому безстрашно и непоколебимо вопием: един Бог, едина православная вера и един должен быть Царь на Руси. Молим Господа, да утешит Он Твое Царево сердце, да пошлет на землю русскую Ангела мирна и светлую зарю, перед коей Твой многомиллионный народ, удовлетворенный Тобою в его законных желаниях, преклонил бы свои колена, воздав хвалу Богу на славу Тебе и Отечеству нашему».
Сверх сего, причтом и прихожанами Спасо-Преображенской церкви при селе Куралове, Спасского уезда, Казанской епархии, подана была на имя Его Императорского Величества всеподданнейшая телеграмма следующего содержания:
«Великий Государь и Наш Отец. Мы, прихожане Спасо-Преображенской церкви при селе Куралове, Спасского уезда, Казанской губернии, скорбящие за своего Батюшку Царя, преклоня колена в нашем вновь построенном храме, молим, чтобы Господь Бог на новый год даровал Тебе здравие и силу побороть врагов Твоих и наших, водворить спокойствие, величие и славу нашей родины и постановили мы отлить колокол, на котором вырезать надпись: «17 октября 1888 года, в память спасения Царствующей Семьи во время крушения поезда на станции Борки и того же числа 1905 г. — день дарования Тобою милостивого Манифеста и призвания верных слуг Твоих к защите Престола и Отечества от крамолы». За Тебя возносим мы горячие молитвы милосердному Богу: да сохранит Тебя во всех путях Твоих и Твоего Сына и Наследника Престола Твоего; пусть число и год счастливого рождения Его будут увековечены на колоколе нашем рядом с первыми двумя надписями и будет колокол наш призывать к молитве детей и внуков наших, будя в их сердцах память светлых дней жизни русского народа».
По поводу дарованных Его Императорским Величеством Манифестами 1905 года благ и милостей поступили от причтов и прихожан заявления с выражением верноподданнических чувств любви и преданности, а также глубочайшей благодарности за означенные блага и милости.
Такие заявления поступили:
1) от причта и прихожан церкви Таражского прихода, Кременецкого уезда, Волынской епархии;
2) от причта, старосты и прихожан церкви села Борятина, Мещовского уезда, Калужской епархии;
3) от прихожан-крестьян сельских обществ Ивашковского и Падирского, Жиздринского уезда, той же епархии;
4) от архиепископа Казанского Димитрия, причта и прихожан церкви с. Кодрякова, Лаишевского уезда, Казанской епархии;
5) от жителей деревни Суховертовки, Путивльского уезда, Курской губернии;
6) от прихожан Рождество-Богородицкой церкви села Низших Волковец, Проскуровского уезда, Подольской епархии, в форме адреса;
7) от прихожан церкви с. Воронинец, той же епархии;
8) от приходского попечительства, учащих и учащихся церковных школь и всех прихожан погоста Макарова, Холмского уезда, Псковской епархии;
9) от прихожан Михаило-Архангелъекой церкви на станции Боровенки, Николаевской железной дороги;
10) от прихожан Крестовоздвиженской церкви села Аполья, Духощинского уезда, Сырокоренско-Липецкой волости, и Поречского уезда, Касплянской волости, Смоленской епархии, в форме адреса;
11) от прихожан церкви села Петрушина, Алексинского уезда, Тульской епархии, в форме приговора;
12) от священника Долецкого и прихожан церкви с. Новозаголичного, Ефремовского уезда, той же епархии.
Сверх сего поступило от преосвященного Уфимского сообщение о том, что прихожане села Надеждина, Уфимского уезда, во главе с местным причтом, выражая верноподданнические чувства, в ознаменование учреждения Государственной Думы и дарования прав гражданской свободы населению, решили: приобрести икону святителя и чудотворца Николая для постановки ея в приходском храме, чтобы всегда просить молитв сего святого о здравии и благоденствии Его Императорского Величества.
По поводу дарованных Высочайшими Манифестами благ и милостей, поступили заявления от духовенства и прихожан с выражением верноподданнических чувств любви, преданности и глубочайшей благодарности за дарованные блага и милости.
Таковые заявления получены:
1) от духовенства Глазуновского благочиния, Донской епархии;
2) от духовенства и церковных старост 4-го округа, Павлоградского уезда, Екатеринославской епархии;
3) от прихожан Троицкой церкви села Чашникова, Московского уезда, в форме адреса;
4) от прихожан церквей: Свято-Николаевской с. Стены, Ямпольского уезда, и Покровской с. Тростянца, того же уезда, Подольской епархии;
5) от причта и прихожан Успенской церкви села Верхнего Кырмыта, Вятского уезда и епархии, в форме адреса;
6) от священника и прихожан Казанской церкви села Данилова, Елатомского уезда, Тамбовской епархии, в форме адреса;
7) от духовенства 5-го благочиннического округа, Веневского уезда, Тульской епархии, в форме адреса;
8) от прихожан Покровской церкви села Прудного, Тульского уезда, в форме адреса;
9) от причта и прихожан Вознесенской церкви с. Раменья, Дмитровского уезда, Московской епархии, в форме адреса
и 10) преосвященный Волынский Антоний уведомил, что прихожане Свято-Николаевской церкви с. Петрашей, Овручского уезда, выражая верноподданнические чувства, единогласно постановили ознаменовать дарование Манифеста 3-го ноября 1905 года построением над местночтимым, именуемым «благодатный», источником часовни. (Церковные Ведомости. № 6. 1906. С. 71-75).
От епархиальных преосвященных, причтов и прихожан церквей поступили нижеследующие заявления с выражением верноподданнических чувств глубочайшей благодарности Его Императорскому Величеству за дарованные Всемилостивейшими Манифестами 1905 минувшего года блага и милости:
1) от прихожан Троицкой церкви с. Гоньбы, Малмыжского уезда, Вятской епархии;
2) от прихожан Сосновской Христорождественской церкви, Кунгурского уезда, Пермской епархии;
3) от прихожан церкви села Печерского, Смоленского уезда и епархии, в форме отдельного всеподданнейшего адреса и
4) от прихожан Васильевской церкви с. Лебяжского, Шадринского уезда, Екатеринбургской епархии, постановивших в изъявление чувств благодарности, пожертвовать сложенную с них половину выкупных платежей за землю, свыше 2.000 руб., на распространение местного храма, с тем, чтобы имеющий выстроиться третий придел храма был посвящен святому Серафиму, Саровскому Чудотворцу.
Сверх того: а) духовенство 3-го благочиннического округа, Лаишевского уезда, Казанской епархии, собравшись на пастырский съезд в с. Байтерякове и отслужив молебен о прекращении внутренних раздоров и нестроений, выражает Его Императорскому Величеству верноподданнические чувства искренней любви и глубокого благоговения, с пожеланием полного успеха Монаршим предначертаниям, клонящимся на благо церкви и отечества и обещанием принять все пастырские меры к воспитанию пасомых в духе веры и любви Христовой; б) крестьяне с. Чирца и дер. Лычно, Устюжского уезда, Новгородской епархии, по поводу происходящих внутри Империи смут и безпорядков, выражают Его Императорскому Величеству, в особом адресе, верноподданнические чувства сыновней преданности и готовности грудью защищать главные устои могущества России: православие, Самодержавие и народность и в) прихожане церкви с. Борискина, Бугульминского уезда, Самарской епархии, нижние чины Николай Безбородников и Семен Решетников, по чувству христианско-патриотической любви, приобрели, в память рождения Наследника Цесаревича Алексия Николаевича, на собственные средства в означенную церковь изображение распятия Христа Спасителя, с предстоящими, на кипарисовом дереве, с трехсвечником, стоимостью в 320 руб.
При этом всеподданнейшем докладе, между прочим, представлен был на благовоззрение Государя Императора следующий всеподданнейший адрес крестьян с. Чирца, и дер. Лычно, Устюжнского уезда, Новгородской губ.: «Всемилостивейший Отец Наш, Государь и Самодержец Всероссийский. Искренно благодарные щедротами Твоими, объявленными нам в последних манифестах, осмеливаемся повергнуть к стопам Твоим, Самодержавный Отец и Император Наш, чувства сыновней преданности и покорности Твоему Царскому Слову и во всеуслышание заявляем, что готовы грудью защищать достояние, оставшееся нам после предков: православие, Самодержавие и народность. Твердо следуя этим заветам глубокой старины, мы постараемся воспитать и подрастающее поколение под этим знаменем. В настоящее время Самодержавная Россия и Ты, Божий Помазанник, служите предметом зависти, злобы и ненависти людей недостойных, дерзающих расшатать устои исторического основания могущества Руси — Самодержавие. Повсюду сеется смута, насилие и безпорядок. Верь, Государь-Батюшка, что мы преисполнились глубокой скорби за недостойных сынов России, потерявших страх Божий и своими преступными действиями причиняющих глубокую скорбь и Твоему сердцу. Мы умилились при чтении Твоего манифеста, призывающего любезное сердцу Твоему крестьянское население сохранять повсюду мир и тишину. Готовы идти на Твой призыв. Ты скорбишь и Твоя скорбь есть вместе скорбь Твоих крестьян. Мы убеждены, что только самодержавие даст стране внутренний мир и благосостояние народа, который Ты и призываешь к Себе разделить Твои труды. С Тобою и для Тебя мы живем. Верь искреннему сердцу крестьянина. Мы готовы на все, что Ты, Самодержавный Отец, прикажешь. Да благословит Господь Бог Державу Твою, а мудрые предначертания Твои, направленные Тобою к достижению истинного преуспеяния России, к утверждению порядка и народного благосостояния, да осуществит. Боже, Царя храни на многия лета!
Твои, Самодержавный и Великий Белый Царь, верноподданные, послушные сыны и покорные слуги» (следуют подписи).
*
По поводу происходивших в нeкоторых местностях России смут и безпорядков, возбудивших негодование истинно-преданного Его Императорскому Величеству русского народа, а также по случаю дарованных ему Всемилостивейшими Манифестами, последовавшими в минувшем 1905 г., милостей, от епархиальных преосвященных, причтов и прихожан церквей поступили заявления, с выражениями верноподданнических чувств безпредельной преданности и глубочайшей благодарности Его Императорскому Величеству. Таковые заявления получены:
1) от священника села Воскресенского, Павлоградского уезда, Екатеринославской епархии, Иоанна Волочаева и прихожан крестьян деревень Екатериновки и Новотроицкой, того же уезда, в форме особого всеподданнейшего адреса;
2) от причта, старосты и прихожан Горбацевичской церкви, Бобруйского уезда, Минской епархии, в форме приговора;
3) от причта, старосты и прихожан Ужинской церкви, Старорусского уезда, Новгородской епархии;
4) от прихожан церкви села Преображенского, Чернава тож, Ливенского уезда, Орловской епархии;
5) от причта и прихожан церкви села Селихова, Болховского уезда, той же епархии, в форме адреса.
6) от крестьян деревни Глазуновки, Бунинской волости, того же уезда, в форме адреса;
7) от прихожан церкви села Казавчина, крестьян сего села и приселка Юзерполя, Балтского уезда, Подольской епархии, которые, выражая верноподданнические чувства благодарности за дарованные в минувшем 1905 г. Его Императорским Величеством милости, вместе с тем, заявляют, что они соорудили в местных храмах иконы — Святителя Феодосия Черниговского и Преподобного Серафима Саровского, первую — в память рождения Его Императорского Высочества Наследника Цесаревича и Великого Князя Алексея Николаевича и вторую — в ознаменование Всемилостивейшего Манифеста 6 августа 1905 года, с соответствующими на иконах надписями;
8) от причта и прихожан церкви села Иванковец, Литинского уезда, той же епархии;
9) от прихожан церкви села Теплого, Лебедянского уезда, Тамбовской епархии, в форме приговора;
10) от духовенства и церковных старость 2-го Каширского округа, Тульской епархии, в форме адреса и
11) от причта и прихожан церкви села Тютькова, Веневского уезда, той же епархии, в форме приговора.
Сверх сего поступили заявления:
а) от преосвященного Псковского, с сообщением о том, что крестьяне Подзоровского сельского общества Славковской волости, Псковского уезда, в выражение верноподданнических чувств, совершили заупокойную литургию с панихидою по в Бозе почившем Государе Императоре Александре II-м и благодарственный молебен о здравии и долгоденствии Его Императорского Величества и всего Царствующего Дома; б) от преосвященного Олонецкого, уведомившего о том, что крестьянин села Мятусова, Олонецкого уезда, Георгий Кузнецов, в память рождения Его Императорского Высочества, Государя Наследника Цесаревича и Великого Князя Алексея Николаевича устроил на собственные средства в приходской церкви большой киот, с иконами: Св. Николая Чудотворца, Царицы Александры, Марии Магдалины и Св. Алексия, Митрополита Московского, и серебряный подсвечник к нему, стоимостью 450 руб.; кроме того, он же пожертвовал на покупку двух облачений и разной церковной утвари, а также на устройство ограды 200 руб.; в) от преосвященного Омского, который сообщил, что прихожане церкви села Явленского, Петропавловского уезда, в ознаменование дня рождения Государя Наследника Цесаревича и Великого Князя Алексея Николаевича пожертвовали из собственных средств 700 рублей на благоустройство местного храма, и г) от Василия и Анны Рыжковых, заявивших в телеграмме, что в Капустином Яру, Астраханской губ., после молебна передана Черноярскому Мироносицкому женскому монастырю часовня, выстроенная в память избавления Его Императорского Величества от грозившей Ему опасности во время путешествия по Японии.
При этом всеподданнейшем докладе, между прочим, представлены были на Высочайшее благовоззрение следующие всеподданнейшиe адреса и приговор:
1) причта и прихожан церкви села Селихова, Болховского уезда, Орловской епархии:
«Самодержавнейший Государь. Причт и прихожане церкви села Селихова, Болховского уезда, Орловской епархии, возмущенные насилием и грабежами, которые производят крестьяне над имуществом землевладельцев, приемлют смелость повергнуть к стопам Вашего Императорского Величества наши верноподданнические чувства и искреннее желание убеждением и добрым примером содействовать мирному течению жизни, ибо мы убеждены, Великий Государь, что под этим условием только возможно правильное развитие и процветание дорогой родины и наше собственное благополучие.
Вашего Императорского Величества верноподданные» (следуют подписи).
2) крестьяне деревни Глазуновки, Бунинской волости, того же уезда:
«Самодержавный Государь. Везде смута, везде безпорядки и мы слышим, что посягают на Самодержавие Вашего Величества. Но мы, крестьяне деревни Глазуновки, Бунинской волости; Болховского уезда, Орловской губернии, наученные нашим священником о. Алексием Боголюбским почитать Государя, повиноваться властям, везде я во всем поступать по закону, держаться православной веры, повергая к стопам Вашего Величества свои верноподданнические чувства, осмеливаемся заявить, что мы, верные Ваши слуги, готовы соблюдать до конца жизни нашей порядок и нести все вместе со всем населением Российской Империи в повиновении Вашему Величеству, в пользу Отечества и в защиту православной веры» (следуют подписи).
3) прихожан церкви села Теплого, Лебедянского уезда, Тамбовской епархии:
«Мы, нижеподписавшиеся, прихожане Космодамианской церкви села Теплого, Куйманской волости, и деревни Павелки, Вотовских Выселок, Черепянской волости тож, Лебедянского уезда, Тамбовской губернии, по колокольному звону собравшись 4-го декабря 1905 года в местную приходскую церковь для общественного богослужения о здравии и спасении Великого Государя нашего Императора Николая Александровича, за дарованные Им нам крестьянам великие милости, по окончании литургии, выслушав объявленный нам местным священником Павлом Преображенским Высочайший Манифест, данный в 3-й день ноября месяца 1905 года, по прочтении которого совершив молебствие и вознеся горячие молитвы с коленопреклонением, просили Господа Бога, чтобы Он продлил жизнь нашего Благодетеля Батюшки-Царя, ибо видим, что Царь наш Батюшка со дня своего царствования неустанно заботится к улучшению быта нас крестьян. Но, к сожалению нашему, мы слышим, что в некоторых местах наши же единоплеменники крестьяне творят разные насилия, грабежи и самоуправства, чем наносят скорбь Батюшке Царю, а родине — много горя и бед, потому, с общего всех согласия, постановили, из любви к Царю и Отечеству, свято сохранять мир и тишину и не нарушать законы, установленные Самодержавною Властью. Государь! вот уж близ года скорбишь Ты, наш Батюшка, о появившихся внутри России смутах. Ты сказал, что скорбь народа есть скорбь Твоя. Мы отвечаем: скорбь Царская — наша скорбь. Да поможет Тебе Царь Царствующих перенести все страдания. Великий Государь! Ты объявил нам свободу и другие милости; мы благоговейно принимаем их, но часть народа требует чего-то ужасного. Такое требование приводит всех нас крестьян в содрогание, нас без Царя заклюют злые коршуны. Великий Государь! молим Тебя, не допускай такого требования, а если около Тебя (С. 298) не хватит силы, то кликни клич Царский, который, как молния, облетит всех верных Тебе крестьян, и мы, не щадя живота своего, явимся на защиту своего родного Царя Батюшки». (Следуют подписи). (Церковные Ведомости. № 20. 1906. С. 296-299).
По поводу дарованных Всемилостивейшими Манифестами минувшего 1905 года милостей русскому народу, от сельских обществ, причтов и прихожан церквей поступили заявления, с выражением верноподданнических чувств искренней любви и глубочайшей благодарности за означенные благодеяния.
Таковые заявления получены:
1) от прихожан Кулойской Воскресенской церкви, крестьян Кулойского сельского общества, Тотемского уезда, Вологодской, епархии, в форме адреса;
2) от крестьян с. Бутовец, Заславского, уезда, Волынской епархии, в форме отдельного адреса;
3) от причта и прихожан церкви с. Бискупич-Шляхетных, Микулической волости, Владимирволынского уезда, той же епархии, в форме адреса;
4) от причта и прихожан церкви с. Бастенович, Чериковского уезда, Могилевской епархии, в форме адреса;
5) от причта, старосты и прихожан Тихвинской церкви с. Авдотьина, Бронницкого уезда, Московской епархии, в форме адреса;
6) от крестьян деревни Перемчалок, Аратской волости, Арзамасского уезда Нижегородской епархии в форме адреса;
7) от причта и прихожан Успенской село-Коростынской церкви, Старорусского уезда, Новгородской епархии, в форме адреса.
При этом всеподданнейшем докладе представлены были на Высочайшее благовоззрение следующие всеподданнейшие адресы:
1) крестьян Кулойского сельского общества, Тотемского уезда:
«Ваше Императорское Величество Благочестивейший Великий Государь Император. В Царственных заботах о благосостоянии и преуспеянии от Бога вверенных народов, с упованием на Промысл Божий, Ваше Императорское Величество даровали ныне населению Империи права гражданской свободы, свободы совести, слова, союзов, собраний, участия в Государственной Думе, а крестьянству для развития сил его внутреннего благосостояния и отмену взимания выкупных платежей. Ваше Величество! Некогда великий Вождь еврейского народа пророк Моисей с дерзновением и трогательным участием к своему народу взывал: «для чего Ты мучишь раба Твоего... Я один не могу нести всего народа сего»... И сказал Господь Моисею: «собери Мне семьдесят мужей... возьми их к скинии собрания. Я сойду и буду говорить там с тобою и возьму от Духа, Который на тебе, и возложу на них, чтобы они несли с тобою бремя народа, а не один ты носил… Народу же скажи: очиститесь». И Вашего Величества любвеобильное к народу сердце разделяет ныне бремя Государственного Правления с народом же в учреждении Государственной Думы и исповедуем мы, что, если Господь и коснит дать народу мир и тишину, — cиe к нашему вразумлению, дабы мы почувствовали свое глубокое раскаяние в заблуждениях, дабы размыслили, — настолько ли способны мы к благородному наслаждению свободою и другими благами в предстоящем гражданском развитии на основах нового порядка. В сознании своего глубокого раскаяния, в сознании блага от предначертанных великих улучшений Правления, всепреданнейше просим Ваше Величество принять наши сердечные чувства искренней благодарности за дарованные милости. С Вашею молитвою, Всемилостивейший Великий Государь, соединяем и наши молитвы, — да будет Держава Ваша крепка, как крепка наша любовь к Вам, Великий Государь; молимся — да ниспошлет Господь с высоты святого жилища Своего благословение на Ваше Величество, да благословит Господь всех верных подданных нашего Государя миром и тишиною, да согреет Своим Божественным словом сердце народа тем огнем, который так ярко горел в сердцах Господних учеников — апостолов. Ей, да буди.
Вашего Императорского Величества Всемилостивейшего Великого Государя Императора верные подданные». (Следуют подписи).
2) крестьян с. Бутовец, Заславского уезда: «Великий и Самодержавный наш Государь! Мы, крестьяне села Бутовец, той же волости, 1-го мирового участка Заславского уезда, Волынской губернии, все от мала до велика мужчины и женщины, искренно благодарим Тебя за свободу и великую милость, дарованные нам Манифестами Твоего Царского Величества от 17-го октября и 3-го ноября 1905 года. Молим Всевышнего, да продлит Он драгоценную жизнь Твою на многия лета и да водворит в земле Русской мир и братолюбие. С невыразимою скорбью слышим мы про стоны русских людей от подстрекательств внутренних врагов России и Твоих, Царь, все больше и больше растравляющих изстрадавшее уже Твое любвеобильное сердце. Клянемся и даем искреннее обещание никогда не нарушать законного порядка, а безпрекословно повиноваться и служить Тебе, Царю Самодержавному, верою и правдою, как и доселе служили мы и наши отцы Тебе и Твоим предкам». (Следуют подписи).
3) причта и прихожан церкви с. Бискупич-Шляхетных, Владимирволынского уезда:
«Благочестивейший, Самодержавнейший, Великий Государь наш Император Николай Александрович! Составляя малую числом, но сильную любовию Самодержавно-Монархическую партию верноподданных Твоих жителей с. Бискупич-Шляхетных, крестьян Волынской губернии, Владимирволынского уезда, бьем Тебе челом, Великий Самодержавец, и всеподданнейше просим принять выражения безпредельной любви и глубокой сердечной преданности за дарованные Тобою Твоему народу, Манифестами Твоими 6 августа, 17 октября и 3 ноября 1905 года, милости. Верный народ Твой на всем пространстве вверенного Тебе Богом Русского Царства всегда был в тесном единении со Своим Верховным Вождем, и в этом единении заключается сила России, ея могущество и слава. Отныне актом 17-го октября это единение еще сильнее сольет с Тобою верный Твой народ и даст Тебе, возлюбленный Монарх, новые силы для служения на благо России. Верь, Государь, что в сердцах наших, как и в сердцах всех истинно Русских людей, горит ярким пламенем любовь к Тебе, Божию Помазаннику, нашему Самодержавному Вождю, что Твоя радость есть общая наша радость, Твоя печаль есть общая и наша печаль, а потому сорадуясь Тебе в радости Твоей и сострадая Тебе в печали Твоей, мы всегда готовы положить живот за Твое Царское Самодержавие, за веру святую — православную и за благо родной земли вашей. Верноподданные». (Следуют подписи).
4) причта и прихожан церкви села Бастенович, Чериковского уезда:
«Всеавгустейший Монарх, Всемилостивейший Государь! Мы, причт и прихожане Бастеновичской церкви, Чериковского уезда, Могилевской губернии, приносим Тебе свои верноподданнические чувства и благодарность за все благодеяния, дарованные Тобою Твоему народу и всегда возносим свои горячие молитвы ко Всевышнему, да поддержит Он Твое дорогое для нас здоровье. Но до нас доходят нехорошие слухи о том, что есть люди, которые хотят уговорить Тебя, чтобы Ты, Государь, отказался от власти Самодержавной и даже присягнул бы в этом. Но, Милостивый Государь, просим и молим Тебя не делать этого. Не делай потому, что Ты лишишь нас, сынов Твоих, единственной нашей опоры, единственного Печальника. Мы, истые русские христиане, крепко желаем, чтобы был у нас Царь Самодержавный, Царь Помазанник Божий. За Самодержавие Твое мы готовы положить головы свои. Ты крепко верь этому нашему народному голосу». (Следуют подписи).
5) причта, старосты и прихожан церкви села Авдотьина, Бронницкого уезда:
«Благочестивейший Самодержавнейший Великий Государь Наш Батюшка! Мы, нижеподписавшиеся крестьяне Московской губернии, Бронницкого уезда, Троицко-Лабановской волости, села Авдотьина, деревни Каменки, сельца Ивановского, собравшись вместе со своими священно-церковнослужителями сего 1906 года января месяца 29-го дня в приходском храме во имя Тихвинския Божия Матери для церковного богослужения и отслуживши молебен пред Святою Иконою Царицы Небесныя Иepyсалимския, решили все единогласно от полноты русской души написать Тебе, Великий Государь Наш, несколько искренних, сердечных и сочувственных слов. Во-первых, мы все искренно благодарим Тебя, Всемилостивейший Государь, за все Твои милости, за все Твои благодеяния к нам и в твердом уповании на Всемогущего Бога все мы истинно веруем и крепко надеемся на Тебя, что и в будущем Ты не оставишь нас, простой народ, без Своей милости по неизреченной любви к нам. Мы вполне сознаем и от души сочувствуем, что в настоящее время при неблагоприятных обстоятельствах окружающих Тебя и всю страну нашу, трудно Тебе, Многострадальный Царь наш, справиться с нами, трудно Тебе в скором времени всех обезпечить нас, а потому мы, верноподданные Твои, должны потерпеть... Ты терпишь больше нас... Во смирении сердца своего и со слезами молим мы Всемогущего Бога, да ниспошлет Он Тебе благоденственное и мирное житие и доброе здравие во благо всего народа. Да укрепит Тебя Господь в великом и многотрудном подвиге народоправления. Да сохранит Тебя Господь и дорогую Семью Твою на многия и многия лета. Господи, спаси Царя и услыши нас. Всемилостивейший Государь Наш Батюшка. В настоящее время что-то трепещет и замирает сердце наше, ибо доходят до нас слухи, что есть люди, которые хотят уговорить Тебя, чтобы Ты отрекся от Самодержавной Власти и даже присягнул бы в этом. Эти недобрые слухи сильно безпокоят нас. Мы благодарим Тебя, Государь, что Ты даровал нам право поверять ставленников Твоих чрез наших выборных. Но признаемся, что трудно нам ручаться за тех людей, которых мы будем посылать в нашу народную Думу. Да и как узнать их. У иного одно на языке, а в мыслях другое. И помилуй Бог, что они начнут делать то, что не желает народ и как тогда быть. А потому мы всенижайше просимТебя, Государь, всем приходом (С. 315) просим: не отрекайся от Самодержавной Власти и не присягай в этом. Как отцы наши и деды, так и мы все уже свыклись с Самодержавною Властью Царя в твердой уверенности, что только при Самодержавной Власти Царя может быть прочно и спокойно Государство наше, а потому мы все желаем прибегать к Тебе, как и раньше прибегали, как к Царю Самодержавному — Помазаннику Божию. Еще раз молим Всевышнего Бога, да сохранит Он Благочестивейшего Самодержавнейшего Великого Государя Нашего и дорогую Семью Его на многия лета. Вашего Императорского Величества верноподданные». (Следуют подписи).
6) крестьян деревни Перемчалок, Арзамасского уезда:
«Ваше Императорское Величество, Милостивейший Отец наш, Благочестивейший и Самодержавнейший Государь, сердечно благодарим Вас за оказанные милости, данные Манифестами, которыми доказал нам, что Ты любишь нас отеческою любовью и печешься о нас, и эта милость велика и важна для нас, на которую мы твердо надеемся, прочна и непоколебима, ибо она дана нашим Великим Монархом, и поэтому мы будем себя вести по христиански, тихо и безмятежно. Но при всем этом, Государь, дошли до нас неприятные слухи, что будто нашлись злые люди, которые от себя и от имени нашего требуют от Вас, Великий и Православный Государь, чтобы Ты отказался от Своей Царской власти. Как громом поразил нас этот слух, что будто бы и мы желаем того, что желают и те изменники. Не верь, Государь, этим выродкам человеческого рода, рассеивающим свою гнусную крамолу по всему Великому Твоему Царству. Православный Царь и Покровитель наш, мы знаем, что это влечет к расстройству нашей дорогой отчизны, а потому не верим писанию и красным речам изменников, и чувствуем, что и Вы скорбите и печалитесь, наш Милостивейший Отец и Дражайший Император, а скорбь и слезы отца печалят детей, пусть же наша скорбь послужит выражением к Вам верноподданнического чувства, неподкупности и любви к Тебе. Но, Милостивый Император и Помазанник Божий, не верь злым клеветникам, не отдавай Своей Самодержавной Царской власти и тем не губи страну Свою Православную и Своих чад. Власть же Царская вручена Тебе Свыше, потому никогда и никем не должна быть отъята. Что будет тогда с нами, когда Ты отдашь свою волю, и что будет с .нашею православною верою. Любовь к Тебе, Государь, побуждает нас умиленно просить Царя Небесного, дабы Он продлил на многия лета Вашу безценнейшую для нас жизнь, сохранил бы Тебя во дни печали и укрепил бы Царство Твое на долгие и счастливые годы на славу нам, на страх врагам. Боже, Царя храни». (Следуют подписи).
и 7) причта и прихожан село-Коростынской церкви, Старорусского уезда:
«Великий Государь и Самодержец Всероссийский. Прими и от нас малых вместе со всеми истинно-русскими людьми наши верноподданнические чувства безграничной любви и сыновней преданности к Тебе, нашему Царю-Батюшке, и величайшую благодарность за Твои заботы о нас и за дарованные Тобою нам блага милости. Все мы проникнуты одной мыслью, одним горячим желанием служить Тебе верой и правдой и видеть Тебя, наш Родимый Отец, с дорогим отечеством вполне успокоенным от всех смут и волнений, так долго терзавших Твое Царево сердце и дорогую нашу отчизну. Много за последнее время появилось на Святой Руси злонамеренных крамольников, стремящихся ниспровергнуть все, чем крепка была наша матушка-Русь; но верь, Государь, что еще больше на Руси верных сынов Твоих, преданных Тебе душой и телом и готовых по Твоему первому Царскому зову защищать Тебя, Незабвенного Царя-Батюшку и нашу православную Русь. Всей душой порадовались мы и сердечно приветствовали Твой ответ 16-то сего февраля депутации от Самодержавно-Монархической партии и, припадая к стопам Твоим, просим и молим: не покидай Своего Самодержавия, не оставляй нас сирыми, но будь нашим всегдашним Защитником и Покровителем. Мы крепко верим, что только при Самодержавии может быть сильна и счастлива наша матушка-Русь и наша жизнь легка и свободна. Царствуй же, Царь Православный, Царь Самодержец, Царствуй на радость нам и на страх врагам многия лета. Не взыщи, Великий Государь, на нашем простом, но искреннем слове. Твои верноподданные слуги и преданные сыны». (Следуют подписи). (Церковные Ведомости. № 22. 1906. С. 313-316).
По существовавшим правилам, до публикации в прессе сообщения о таких народных волеизъявлениях верноподданнических чувств суммировались во всеподданнейшем докладе, представляемом Государю Императору Обер-Прокурором Святейшего Синода. Его Императорское Величество обычно Высочайше велел соизволить объявить, что Им приняты выражения чувств с удовольствием. Знаю многих нынешних участников Царских дней, которые мечтали бы повергнуть к стопам русского природного Государя выражения своих чувств любви и преданности, и увидеть Царскую собственноручную резолюцию: «Прочел с удовольствием!»
6. Re: Царский манифест
5. Re: Царский манифест
4. Re: Царский манифест
3. Re: Царский манифест
2. Автору
1. Re: Царский манифест