Несколько недель назад под Петербургом в присутствии губернатора был торжественно заложен завод под производство Ё-мобилей - новейших «самобеглых колясок» одновременно на бензиновой и электротяге. Владельцем будущего завода является миллиардер М.Прохоров. А ещё через некоторое время он пошел в политику, возглавив крохотную партию «Правое дело».
Когда было объявлено, что М. Прохоров возглавил партию, у меня это вызвало поначалу чувство любопытства. Не потому, конечно, что я поклонник миллиардеров у власти («семибанкирщина» 90-х годов ещё всем памятна), а потому, что Михаил Прохоров - действительно успешный предприниматель, который знает своё дело. Вот пусть и покажет всей стране, на что крупный капитал (и крупный капиталист лично) способен в национальном масштабе, для большого народа, а не только для себя и своей фирмы. Деньги, как говорят, не пахнут, но на Руси богачей никогда не любили. Это на Западе, преимущественно в протестантских странах, материальное богатство расценивается чуть ли не как богоизбранность - у нас до сих пор было скорее наоборот. Наша национальная буржуазия постоянно находится как бы между молотом и наковальней - между храмом, властью и черным/красным переделом. Православная русская вера утверждает, что легче верблюду пройти сквозь игольные уши, чем богатому войти в царство небесное; по этой причине даже сами богачи (в том числе члены «Правого дела») у нас подсознательно не уверены в своей правоте. Государственная власть также видела (и видит) в крупном капитале конкурента в борьбе за обладание господствующими позициями в стране. Наконец, народ (подавляющее большинство которого относится отнюдь не к богатому и даже не к «среднему классу) также не имеет особых причин любить богатых, несмотря на все фильмы о том, что богатые тоже плачут. Так что Прохорову придется проявить поистине феноменальные дарования, чтобы «влюбить» в себя Россию.
Нет слов, М.Прохоров - человек умный, деятельный и крайне амбициозный. Более того, уже первые его публичные выступления свидетельствуют о том, что он будет стремиться в своей риторике к тонкому сочетанию прошлого с настоящим и будущим: чего стоит хотя бы его ссылка на Александра Освободителя в телепередаче у Познера, с обещанием доделать то, чего не успел убитый царь-реформатор. Однако его двусмысленные слова о Церкви выявили меру его духовной зрелости. Снисходительно похвалив Церковь как «важный институт», он тут же отвел ей прагматический «загон» в обществе: дескать, пусть она не вмешивается в мирскую жизнь, мы сами разберемся. Интересно, для чего приходил Бог на землю, как не для вмешательства в жизнь грешных людей, которая всегда имела/имеет склонность без такого вмешательства превратиться в ад?
Перебирая мысленно многоходовые предвыборные комбинации, я вполне могу вообразить, например, В.Путина в качестве президента и М.Прохорова в роли премьер-министра. Быть может, из этого даже получится некоторый функциональный толк. Но я совершенно не представляю, как этот новый (и пока только воображаемый) тандем будет решать главную духовную и цивилизационную проблему России - отторжение народным подсознанием материального (денежного) успеха как смысла и критерия жизни. Именно с этим связана наша системная коррупция, и передачи типа «Кто хочет стать миллионером?» - тут не показатель. В отличие от Америки, Россия внутренне знает, что праведных (или хотя бы справедливых) миллиардов не бывает - некрасиво это перед Богом. И «Норильский никель» строили всем народом (включая зеков) не для развлечений в Куршавеле или покупки заокеанских баскетбольных клубов. Люди типа Прохорова годятся в России на роль временных «эффективных менеджеров», но отнюдь не для отправления государственных полномочий. Тут и ё-мобиль не поможет. Они умные, и должны это понимать.
Александр Казин, доктор философских наук
27. Re: Ё-мобиль и власть
26. Re: Ё-мобиль и власть
25. 22. комментатор
24. Комментатор
23. 20. Читатель из Москвы :
22. Re: Ё-мобиль и власть
21. 17. комментатор
20. 18. Артур
19. 17. комментатор
18. 15. комментатор :