Духовные причины экономического кризиса
В первой части этой статьи были показаны два возможных, по действию Промысла Божия, сценария развития всемирной истории. Но возможен еще третий, более благоприятный для человечества ход исторических событий. Однако прежде, чем говорить о нем, следует несколько слов сказать о причинах нынешнего экономического кризиса. О них писали весьма многие, в том числе и на РНЛ, но, разумеется, лучше всего сказал об этом Господь наш Иисус Христос, заповедав нам: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут» (Мф.6,19). Заповедь очень простая, понятная каждому простецу, но, в то же время, - это глубочайшее экономическое учение, над которым следует задуматься и великим мудрецам, ученым-экономистам. Евангелие, будучи словом Божиим, тем и удивительно, что в нем всего лишь несколько слов могут составить целую богословскую или философскую систему, что, впрочем, наиболее характерно для Евангелия от апостола Иоанна Богослова. А у апостола и евангелиста Матфея это же евангельское свойство проявляется в отношении экономических учений, что, по-видимому, связано с деятельностью ап.Матфея до его призвания Христом.
Итак, что означают эти слова (Мф.6,19)? Очевидно, «сокровища на земле» - это, выражаясь современным языком, уровень потребления человека. И действительно, для одного пределом мечтаний, т.е. высшей планкой его уровня потребления является желание наестся досыта, - это его сокровище на земле. Для другого - это еще и хорошая одежда и мебель; третий мечтает о машине (желательно за полмиллиона евро); четвертый хочет купить замок во Франции за 5 миллиардов и т.д. Следовательно, «собирание сокровищ на земле» - это беспрестанное увеличение своего уровня потребления. И действительно, наевшись досыта, плотской человек захочет иметь хорошую одежду и мебель, затем машину, затем дорогой дом, замок и т.д. до бесконечности. Поэтому в целом слова Господа «не собирайте себе сокровищ на земле» противоречат основному экономическому принципу современной цивилизации, как в ее, так сказать, «капиталистическом», так и в «социалистическом» вариантах. Этот принцип состоит в том, что «бесконечное увеличение уровня потребления человека и человечества, якобы, до бесконечности увеличивает их благосостояние». Так вот как раз от этого Господь нас и предостерегает, заповедуя нам: «Не собирайте»!
И это не удивительно, ведь Он Сам сказал: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф.5,17). А что следует для человека и человечества из этого древнего закона, данного еще Адаму? А вот что: «И изгнал (Бог) Адама (из рая), и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни» (Быт.3,24). Между тем, учение известных оракулов (как «капиталистического», так и «социалистического» толка) о бесконечном увеличение благосостояния человека и человечества за счет бесконечного увеличения его уровня потребления прямо противоречит этому закону, т.к. предполагает рано, или поздно создать это самое пресловутое «бесконечное благосостояние», т.е. «рай на земле», что в принципе невозможно. Ибо человек изгнан из рая, и никакие экономические теории, ухищрения и улучшения не смогут вернуть его туда, ибо против всех этих ухищрений плотского человечества непрестанно будет обращаться пламенный меч Херувима, охраняющего рай.
Таков общий вывод о причинах современного экономического кризиса, который является лишь дальним следствием грехопадения человека, не дающего ему достигнуть (в том числе, и экономическими способами) оного пресловутого «рая на земле», который ему лживо обещает современная цивилизация в ее «капиталистическом» и «социалистическом» вариантах. Но Господь говорит значительно больше, указывая на то, что конкретно мешает достижению этого полного благосостояния, т.е. указывая на то, что конкретно стимулирует нынешний экономический кризис на земле, «где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут» (Мф.6,19).
Интересно, что когда на РНЛ обсуждали причины оного кризиса, то в основном считали, что он - следствие безответственных действий современных финансовых воротил, например, бесконечно получающих «из воздуха» и пускающих в обращение ничем не обеспеченные деньги. Отчасти это верно, но верно лишь наполовину, поскольку соответствует лишь второй части слов Спасителя: «...воры подкапывают и крадут». И действительно, воровать ведь можно без грубых вещественных отмычек, а с помощью других, более тонких приемов. Так, не взламывая двери и сейфы, но с помощью этих «денег из воздуха», инфляции, девальвации и прочих финансовых отмычек можно воровать (и воруют) у отдельных людей, целых народов и всего человечества. Заметим, что эти международные финансовые воры не только воруют, но и, как сказал Господь, «подкапывают» основания дома, т.е. своими своекорыстными и безответственными действиями основательно вредят, разрушая мировую финансовую систему. Все это так, и об этом много говорили на РНЛ, но это всего лишь одна из основных причин кризиса. Вторая основная причина, по слову Господа (у Него она - первая), состоит в том, что «моль и ржа истребляют». Что это значит?
Буквально это означает следующее: чем больше человек накапливает сокровищ на земле, тем больше их портится вследствие действующего на земле всеобщего закона энтропии, которая ведь также является следствием грехопадения человека - в раю ее не было. Этот вывод весьма актуален именно для современной цивилизации, которая накопила этих земных сокровищ и богатств больше, чем когда-либо в истории человечества. Поэтому она должна и гораздо больше тратить на их амортизацию, т.е. на восстановление их после порчи от естественных причин. Между прочим, в СССР основной статьей бюджетных расходов (если мне не изменяет память - 70 процентов бюджета) была именно эта амортизация. Например, если в городе 100 километров водопроводных труб, то полагалось в год заменять 10 километров старых труб на новые с тем, чтобы за 10 лет заменить весь старый городской водопровод на новый. А на все это нужны средства, и немалые. При этом большой, больной и риторический вопрос: занимается ли этим за свои 20 лет нынешняя «демократическая» власть? Разумеется, гораздо проще и, главное, себе дешевле просто до предела и упора эксплуатировать, например, ту же самую приватизированную водопроводную систему, да и вообще всю «прихватизированную» экономику, созданную еще «совками», ничего не вкладывая в ее амортизацию (о реальной модернизации я уже не говорю). Сэкономленные же (а лучше сказать, сворованные у народа) таким образом деньги вкладывать в западные банки. А когда из-за отсутствия амортизации наступит предсказываемый многими коллапс ЖКХ и вообще экономики (говорят о техногенной катастрофе или катастрофах), то можно слинять на Запад, в заранее приготовленную какую-нибудь «хатынку в Швейцарии», где трубы и все прочее меняют вовремя.
Впрочем, я несколько отвлекся от темы, и если к ней вернуться, то можно заметить, что слова Господа о рже и моли, т.е. обо все портящей со временем энтропии, гораздо шире естественной порчи вещественных предметов. Они распространяются и на хозяйственную деятельность человека. Так добывать те или иные полезные ископаемые, люди, само собой разумеется, начинают с тех месторождений, добыча на которых дешевле. Постепенно они вырабатываются, и приходится копать все глубже и все дальше, например, залазя за нефтью в океанские глубины, а это все дороже и дороже. А интенсивное сельское хозяйство - истощает почву... Короче говоря, и в хозяйственной деятельности человека действует все тот же закон энтропии, т.е. ухудшение условий этой деятельности и ее удорожание с течением времени, которые зависят от масштабов оной - чем шире и интенсивнее эта деятельность, тем больше энтропия, т.е. удорожание хозяйственных процессов.
Долгое время казалось, что этому может противостоять научно-технический прогресс. Так мнили, пока сохранялась вера в «безграничные возможности человеческого разума», который, казалось, может преодолеть и вышеуказанный закон энтропии. Как сказал некто, верящий в безграничные возможности науки: «Я очень далеко вижу потому, что стою на плечах гигантов». Ему казалось, что наука и техника по мере их развития могут решить все материальные проблемы человечества. Но на самом деле они, как порождение того же падшего человеческого ума, сами подвержены тому же закону энтропии, в чем мы на практике убеждаемся сейчас. И действительно, подобно хозяйственнику, вначале вырабатывающему дешевые и удобно доступные месторождения, ученый, инженер и предприниматель также в первую очередь реализует наиболее дешевые, удобно осуществимые и экономически выгодные научно-технические проекты, которые, как и дешевые месторождения, постепенно вырабатываются и на будущее остаются лишь дорогие, трудно осуществимые и экономически маловыгодные. Как видим, и здесь тот же закон энтропии - ухудшение с течением времени.
Приведу на этот счет пример. Во второй половине XIX века, когда возникла необходимость производства большого количества электроэнергии в промышленных целях, ученые первоначально полагали, что ее будут получать с помощью так называемых топливных элементов - многообещающих устройств, в которых химическая энергия будет сразу же превращаться в электрическую. Но в процессе экспериментов они убедились, что на том уровне науки и техники это неосуществимо. Поэтому и были вместо сего созданы электрогенераторы (на которых в основном и держится современная индустрия), в которых химическая энергия превращается тепловую, та - в механическую, а последняя - в электрическую. К идее топливных элементов вернулись в XX веке, но оказалось, что это очень дорогие устройства, к тому же потребовавшие громадных усилий и средств на их создание (эти усилия и средства некоторые сравнивают с затратами на атомную программу). Их действительно создали, но используют только там, где дороговизна не имеет особого значения, например, при приоритетных космических исследованиях. Однако получать с помощью топливных элементов, как планировалось вначале, электроэнергию в промышленных масштабах пока невозможно, поскольку это невыгодно - типичный пример действия все той же энтропии в самом научно-техническом прогрессе.
Теперь на счет пресловутых «плеч гигантов», благодаря которым кому-то казалось, что он, подобно Маше из известной сказки, далеко видит: «Высоко сижу, далеко гляжу». Но чтобы на эти плечи залезть, сначала надо вскарабкаться по задам и спинам «гигантов», которых становится все больше и больше. Как говорят ученые, объем научно- технической информации, который надо усвоить специалисту, чтобы более или менее успешно осуществлять свою профессиональную деятельность, за каждые, кажется, 20 или 30 лет возрастает вдвое. Скоро и самой жизни не хватит, чтобы влезть на самый верх, на эти самые плечи. Налицо ухудшение условий самой научно-технической деятельности с течением времени, т.е. опять действие все той же энтропии в самом научно-техническом «прогрессе».
Раньше общепринятым считалось мнение, что по мере развития последнего и, основанной на оном, хозяйственной деятельности человечества, его благосостояние будет только расти. Но на практике оказалось, что существуют процессы, ухудшающие благосостояние людей по мере развития их хозяйственной деятельности, основанной на научно-техническом прогрессе. В первую очередь это, конечно, общеизвестное ухудшение экологии. Есть, по крайней мере, и еще один подобный процесс - речь идет о совершенствовании вооружений вследствие этого прогресса. Так кто-то еще в прошлом веке, надо сказать, довольно цинично подсчитал следующее: на уничтожение одного солдата противника Юлий Цезарь тратил (в пересчете на нынешние валюты) несколько американских центов; Наполеону это же уже стоило сотню долларов; в первую мировую войну обходилось в тысячи, а во вторую - в десятки тысяч долларов; а во время войны во Вьетнаме американцы, чтобы убить одного вьетнамца, в среднем затрачивали два миллиона. Если экстраполировать эту зависимость на нынешний век, то подобные затраты в Сербии, Ираке, Ливии и «далее везде» обходятся и будут обходиться уже в десятки, если не сотни миллионов зеленых. Таким образом, совершенствование вооружений на основе научно-технического прогресса обходится человечеству все дороже и дороже, т.е. само по себе уменьшает его благосостояние по мере развития этого «прогресса». А создаваемые на его основе сами эти вооружения становятся все более и более разрушительными, что опять же уменьшает это благосостояние, которое вообще может быть (что раньше было невозможно) сведено к абсолютному нолю вследствие, например, всеобщей ядерной войны, в которой человечество будет уничтожено. Снова действие все того же закона энтропии: уменьшение благосостояния по мере научно-технического прогресса.
Суммируя вышесказанное, можно заметить, что современная потребительская цивилизация, несмотря на все свои достижения в области развития последнего, подвержена все тем же энтропийным процессам, о которых Господь сказал, что у них, собирающих сокровища на земле, «моль и ржа истребляют». Пока эти процессы в начале западноевропейской цивилизации носили не очень ярко выраженный характер, благосостояние человечества, по крайней мере, той его части (выродившейся затем в «золотой миллиард»), которая была непосредственно причастна к ее созданию, т.е. Запада, действительно росло. Однако по мере нарастания этих процессов с течением времени (по-видимому, где-то во второй половине или в конце прошлого века) оно достигло максимума и с тех пор не увеличивается или даже сокращается. При этом ситуация усугубляется действиями международных финансовых воров, которые на фоне уменьшения всеобщего благосостояния хотят увеличить свое личное. Усугубляется она и неправильными, безответственными действиями политиков (как «капиталистического», там и бывшего «социалистического лагеря»), которые из популистских соображений обещали и обещают своим согражданам всякие земные блага, а на деле лишь залазят в разнообразные долги, по которым скоро придется, и уже сейчас приходится платить.
Все эти политики действуют по схеме такого старого анекдота: прибегает некто к народу и кричит: «Народ! Две новости, одна плохая, другая хорошая. Сначала плохая: хлеба нет, поэтому будем есть дерьмо. А теперь хорошая - дерьма много». Так и нам, что в «капиталистическом», что в «социалистическом» лагере пытались и пытаются внушить, что Хлеба Жизни - Христа Бога нет. Поэтому предлагали вместо Него есть... (скажем помягче, чтобы не ставить рядом с именем Божиим плохое слово) свиные рожки земных благ, которых, якобы, много. Но на самом деле блудному сыну, современному отпавшему от Бога человеку и их также теперь уже не дают (Лк.15,16), поэтому вышеприведенный анекдот в наше время имеет продолжение. Теперь этот «некто», заикаясь, говорит уже иначе: «Э-э-э... господа-товарищи! Д..., пардон, земных благ на самом деле не так уж и много, на всех не хватит, поэтому становитесь в очередь!»
Какой же выход из этой патовой ситуации, - спросит кто-то? О нем также говорит Господь, и он может быть реализован в виде того, что можно назвать третьим сценарием развития мировой цивилизации.
Третий сценарий
Господь об этом говорит так: сказав: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут», - Он продолжает далее, - «но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляет и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф.6,19-21). В целом эти слова означают, что человек не может составить свое благосостояние только материальными средствами, т.к. он сам существо не только материальное, но и духовное. Поэтому благо человека слагается не только и не столько из материальных, земных благ, но и из духовных, небесных. Поскольку же последние выше и больше первых, то первыми можно пожертвовать ради вторых - «не собирайте себе сокровищ на земле... но собирайте себе сокровища на небе». Учтем при этом, что как было выше сказано и показано, собирание сокровищ на земле - это беспрестанное увеличение человеком своего уровня потребления, которое вопреки основному постулату современной потребительской цивилизации (как в ее «капиталистическом», так и в «социалистическом» вариантах) на самом деле не увеличивает благосостояния человека. Господь же своими словами (Мф.6,19-21) наоборот, призывает нас ограничить или даже уменьшить свой уровень материального потребления с тем, чтобы увеличить свое благосостояние, состоящее из суммы духовных и материальных благ, за счет превалирования первых. Впрочем, на самом деле все обстоит еще удивительнее, на самом деле ограничение или уменьшение христианином своего уровня потребления ради духовных благ по заповеди Христовой увеличивает и его материальное благосостояние.
Как это может быть?! Чтобы показать это, возьмем самый простой и очевидный пример - пост. Естественно православный христианин проходит это поприще ради стяжания духовных благ - особенно сильно это проявляется Великим постом. Но очевидно и другое, если подвижник действительно добре подвизается по заповеди Христовой на поприще поста, то он получает не только духовные блага, но и материальные, телесные. Ибо правильный, по заповеди совершаемый пост улучшает не только духовное, но и телесное здоровье человека. Как сказал об этом преподобный Ефрем Сирин: «Бог заповедал пост человеку не по злобе, а для того, чтобы он не умер от несварения желудка». А телесное здоровье - это основное материальное благо, превышающее остальные материальные стяжания. О чем и народные пословицы говорят: «Здоровье дороже всего золота мира»; «Лучше быть бедным и здоровым, чем богатым и больным». Правда, остряки переиначивают последнюю пословицу, утверждая, что «лучше быть богатым и здоровым, чем бедным и больным». Это, конечно, стопроцентный тезис! Но добре совершаемый пост позволяет и его осуществить на практике, поскольку, как было сказано выше, дарует человеку здравие, а за счет воздержания от пищи, особенно тучной и, соответственно, дорогой, позволяет сэкономить деньги, которые можно употребить на другие нужды. И если это верно в отношении пищи, которая является насущной потребностью каждого, то тем более верно и в отношении христианского воздержания от других, вредных потребностей плотского человека: курения, пьянства, блуда, наркомании и т.п. Уменьшение уровня потребления всего этого, а лучше - полный отказ от этого ради исполнения Христовых заповедей, не только сохраняет телесное здоровье, но и позволяет использовать освободившиеся денежные средства на другие, действительно насущные нужды, т.е. в целом значительно улучшает материальное благосостояние человека.
Какое отношение это имеет к экономическому кризису, мнимой перенаселенности Земли, «необходимости» сокращать «неполноценные» народы? Самое прямое. Мне недавно довелось читать откровения какого-то итальянского журналиста (кстати сказать, коммуниста или бывшего коммуниста), который с ужасом рассуждал о том, что будет, если другие (по-видимому, «неполноценные») народы начнут есть столько же мяса, сколько они, итальянцы и другие западные люди?! Да, в нехристианском мире это действительно будет трагедией - земных, плотских благ на всех не хватит. Очевидно решение это проблемы на путях христианизации мира, когда воздержание от этих земных благ улучшает как духовное, так и материальное благосостояние христианина. И возможность такой христианизации, как для всего человечества, так особенно для России, русского народа, и других народов, дружественных ему, есть. Она связана с последней проповедью Евангелия во всем мире перед концом света, как сказал об этом Господь: «Проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец» (Мф.24,14). Насколько русский народ и другие народы мира откликнуться на эту проповедь, настолько удастся отсрочить конец: всеобщий экономический кризис и прочие бедствия времен пришествия антихриста и кончины мира.
2. Золотые слова.
1. учить с детства культуре воздержания