Сегодня день национального торжества Русского народа, праздник Святой Руси, день всех святых, в земле Российской просиявших. На заре нашей истории появилось это дорогое нашему сердцу сочетание слов «Святая Русь». Оно - точно веяние благодати Духа Святого. Наш народ более тысячелетия назад всем сердцем принял святую православную веру, эту драгоценную жемчужину, дороже которой не может быть ничего, обретенную св. равноап. Вел. Кн. Владимиром и св. равноап. Вел. Кн. Ольгой.
В этом кратком сочетании слов - исполненный веры и мужества взгляд наших далеких предков в будущее. Они крепко молились Богу о том, чтобы Дух Святой пребывал на Руси всегда, чтобы Он одухотворял жизнь народа и государства. В этом кратком сочетании слов была и политическая, и культурная программа на последующие столетия.
Известно, что «тело без духа мертво». Так, наши предки не хотели видеть Русь без Духа Святого, и потому Русь без него становится трупом, лакомой добычей своих хищных соседей. Кто разделяет эти слова «святая» и «Русь», тот убивает Русь, тот презрительно и нагло попирает священный завет отцов нашего Отечества.
Русское государство с самого своего возникновения было проникнуто началами церковности. Законы Св. Церкви стали законами государства. И потому русский государственный строй держался не столько на взаимном страхе и взаимном недоверии сограждан, каковое положение господствует сейчас, сколько на взаимной вере. Пройдя через мучительные борения, Русский народ возмужал, положил своим соборным церковным разумом конец горестным разделениям и склонил свою выю, точно инок в монастыре, для послушания православному Царю - как образу Царя Небесного. Как в монастыре инок склоняет выю не для рабства, но для достижения через сознательное послушание Божиим заповедям, уставу монастыря и воле игумена - будущей вечной жизни; - так Русский народ склонил выю перед самодержавным Царем для удобнейшего достижения своих высших стремлений.
Единый Дух пронизывал Русский народ, поэтому во всех слоях населения утвердилась единая культура. Одни и те же молитвы возносились в царских палатах и крестьянской избе. В одном и том же храме на Богослужении можно было видеть Царя и последнего нищего, молившихся друг за друга, ибо в сознании как того, так и другого, жила мысль, что за чертой гроба вместе они предстанут на суд Божий, как ближние друг другу. Любимым чтением вельмож и простолюдинов были Св. Писание и жития Святых.
Древняя Русь не знала праздных, паразитических сословий, помня слова ап. Павла: «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (Фес. 3, 10). Царь при вступлении на престол, при совершении Помазания на Царство, читал Символ Православной веры и произносил молитву Богу Вседержителю, испрашивая разума и сил для прохождения своего служения, дабы судить народ Божий по правде, после чего самодержавно управлял государством, неся полноту ответственности за свои действия перед единым Богом и не имея надобности лицемерно заискивать перед мятежной толпой политических выскочек. Безбожнику не дано понять, сколь тяжкое это иго - нести на себе всю полноту ответственности за целый народ перед сердцеведцем Богом. Пророк Божий Моисей вопиял к Богу: «Разве я носил во чреве весь народ сей и разве я родил его, что Ты говоришь мне: неси его на руках твоих, как нянька носит ребенка» (Числ. 11, 12), - однако же, несмотря на человеческую немощь, носил его, точно кормилица и молился о нем Богу: «Прости им грех их, а если нет, то изгладь и меня из Книги Твоей» (Исх. 32, 31).
Представители других сословий присягали на верность Царю. Боярство призвано было помогать Царю в многотрудном деле управления государством. Дворянство призвано было защищать Св. Русь с оружием в руках. Простой люд призван был питать тело народной жизни. Духовенство объединяло и одухотворяло жизнь целого народа.
Так сложилась и расцвела Св. Русь. Она была не ужасом и притчею во языцех, как сейчас, а примером для подражания, центром притяжения для многих народов. Господь тяжко наказывал ее за тяжкие же грехи, ибо Он кого любит, того наказывает, но не сокрушал ее до конца - до тех пор, пока соблюдал наш народ в чистоте Православную веру, пока она оставалась на просторах Св. Руси господствующей.
Однако долго, столетиями, зрело отступление его от святых заветов отцов нашего Отечества. Как древний Израиль в свое время обольщался призрачным блеском бездушных идолов соседних народов, так и Русский народ прельстился внешним блеском западной цивилизации. Оттуда к нам пошли сначала ереси, а потом - и прямое безбожие. Оттуда, подобно зловонной гангрене, распространилась революция. Блеск Запада оказался не блеском звезд, но болотными огнями, заманивающими в трясину. И вот Русский народ с высоты самодержавного строя низринулся в эту болотную трясину и крепко погряз в ней. Из болотной грязи выползли непрошенные князи, которые и оседлали Россию, делая все, чтобы она задохнулась в их адских нечистотах. Что разуметь под этими адскими нечистотами? Конечно, неверие и всякого рода отвратительные грехи. Проще говоря, все, что противно Духу Святому, некогда наполнявшему Святую Русь.
Ап. Петр учит: «Бога бойтесь, Царя чтите» (1 Петр. 2, 17). А у нас перестали бояться Бога, затем стали хулить и проклинать Царя, и ныне в этом «прогрессе» дошли до того, что перестали почитать отца и мать. Мы уже на краю полного разложения и уничтожения с лица земли. Враги наши торжествуют победу.
В этот святой день все Русские Святые, взирают с высоты духовного неба на ту землю, которую им привычно называть Святою Русью, но которая ныне погрязла в беззаконии. Св. ап. Павел пишет в Послании к Коринфянам: «Разве не знаете, что святые будут судить мир?» (1 Кор. 6, 2). Ну а Русь, конечно, будут судить святые, в ней просиявшие. Т.е. по окончании земной жизни и по кончине мира мы предстанем на суд тех, кому сегодня молимся. Тогда откроются все наши дела, явные и тайные. Поэтому проверим сегодня свою совесть: с чистым ли сердцем молимся мы Русским святым, создавшим великими трудами, безпримерными лишениями и скорбями Святую Русь? Не участвуем ли мы в том беззаконии, что разливается кругом и уничтожает нашу землю? И если будем молиться без лукавства (да сподобимся этой благодати от Бога!), то увидим, что все в большей или меньшей степени участвуем в общем беззаконии.
А потому да держит всякий русский православный человек перед своим мысленным взором священные образы русских святых - Царей и Патриархов, князей и Христа ради юродивых, монахов и воинов, как бы уже предстоя перед неизбежным их судом в будущем - и он меньше будет грешить, даже почувствует живейшее отвращение ко греху. Да держит нынешний Русский народ перед своим мысленным взором идеал Святой Руси - и вся жизнь вокруг чудным образом изменится, без всякого пустого шума и треска. Нужно начать с себя, а не ждать, когда с неба посыплется манна - ибо по своим грехам мы заслуживаем не манны, а града с огнем и серою.
Кто-то возразит: да как я один, или, да как мы, жалкая горстка, сможем противостоять целому обрушивающемуся водопаду греха? Сила греха всегда призрачна. Против силы Божией он ничто. Многого и не надо: «Уклонися от зла и сотвори благо» (Пс. 33, 15). Только уклонись, как уклонялись первые христиане посреди моря языческого безбожного мира, когда кругом, как и в наше время, была полная свобода грешить. И что же? Прошло время: море безбожия высохло, а Церковь Божия наполнилась. Бог вчера и сегодня и вовеки - Тот же. И готов всегда содействовать нам Своею благодатию. Все дело за нами.
Будем же молиться Собору Русских Святых, дабы помогли они нам в неравной борьбе против греха и его служителей, а сами пообещаем им быть в этой борьбе ревностными. Аминь.