Музейные впечатления

0
395
Время на чтение 4 минуты

Икона - свидетельство о том, что мир не уничтожится в 

    конце времени, а раскроется в своей идеальной сущности.

    Арх. Рафаил Карелин, «О языке православной иконы»

Я хорошо помню свое впечатление, когда мне впервые открылся смысл чтения паремий во время Великого поста. В будний день в полумраке храма не много прихожан, темные фигуры отъединены друг от друга, голос чтеца звучит монотонно. В этом сумраке и тишине, в покаянной сосредоточенности вдруг почувствовалось впервые, что события книг Ветхого завета - проблески света, отброшенные из будущего в то, ветхозаветное безрадостное, вечернее время. Всех поглощает смерть, но вот - прозябает жезл Ааронов, вот - пылает неопалимая купина, вот - Иисус Навин, раскинув руки, останавливает движение солнца, вот - пророк Иона три дня пребывает во чреве китовом. И дальше, дальше... В падший, темный, мертвый, обреченный мир бросаются эти, если так можно выразиться, тени света, они множатся, и он, этот мир Ветхого завета уже как бы прошит светлыми пророчествами о грядущем Спасителе и спасении.

После отпадения человека от Бога духовный мир и мир природы разделились, стали иными по отношению друг ко другу. Но напряжение изначальной связанности оставалось, ибо «Все чрез Него начало быть, и без Него ничего не начало быть, что начало быть» (Ин. 1, 1-3). Постоянно посылал Бог в мир людей, которые особо остро чувствовали это напряжение, прислушивались к нему, откликались на зов и видели свет.

Плоский мир пустыни, по которому странствовал израильский народ, оказывался охваченным извне, содержащимся Промыслом Божиим и пронизанным светлыми обетованиями - нет дурной бесконечности обреченности, а есть путь возвращения.

Распятие. 1500. ДионисийТак получилось, что в один день я побывала на выставке «Свет фресок Дионисия» в Храме Христа Спасителя и в залах западно-европейской живописи в ГМИИ им. Пушкина. В этот день я увидела то, что и создано было по историческим меркам в один день. Под сводами церкви в Ферапонтовом монастыре - то, что запечатлелось художником под водительством и вдохновением незамутненной истинной веры как духовное небо.

Человек, созерцая эту роспись, устремляется к горнему миру, в котором находят свое разрешение евангельские истины, как мелодия в тонике.

Плоский падший земной мир и мир духовного Неба связаны законом, не подвластным рациональному рассудку, и обратная перспектива иконы - эту истину открывает предстоящему ей человеку. Икона хранит это откровение, это знание, ставит человека перед ним, делает его очевидным и заражает энергией тяготения к горнему миру. Мы видим духовные тела и лики, духовное пространство втягивает в себя. Икона не дает забыть, что падшие плоть и кровь Царства Божьего не наследуют (1 Коринфянам 15:50). Она постоянно держит нас в поле тяготения духовного мира. Почувствовали это посланники князя Владимира: «Не знали - на небе или на земле были мы...»

До нашего времени донесли эти священные каноны облик духовной, неземной красоты, и не только красоты, но и неразрывность связи земли и Неба, эта связь - в молитве многих поколений перед образами; молитва породила икону - икона помогает молитве.

И - только дорогу перешла - полотна на религиозную тему итальянских, испанских, немецких художников. С Неба - на землю. Отказ от Неба во имя земли. Решили приблизить к человеку Евангелие и заменили обратную перспективу на прямую. Условный, парадоксальный мир иконы, инаковость духовной сути человека, богословие в красках заменили на «достоверность» реалистического письма. Обратная перспектива неестественна, неправдоподобна, так не бывает - и вот мы стоим перед белокурой, румяной итальянкой с пухлым младенцем на руках. Так нам представляют Деву Марию и Богомладенца. За ее спиной в полном соответствии с таким реалистичным законом прямой перспективы - пейзаж и строения, современные художнику. «Рождение Девы Марии», «Отдых святого семейства на пути в Египет», «Рождение Иоанна Предтечи» - все неизменно превращается в жанровые сцены. Нет никакого иного мира, мир настоящий - один и един, здесь и сейчас. Красота духовная поверятся красотой вещественной и телесной, которая несомненна и самоценна, а не наоборот.

РаспятиеИ удивительно ли, что католические Распятия так натуралистичны, картины на этот сюжет так мрачны и безотрадны в отличие от парящего православного Распятия?

Мы же - «О животворящий Кресте Господень!» - на него не в ужасе смотрим, мы пред ним склоняемся, он осеняет и возносит.

Одно влекло за собой другое - парадоксальность учения Христова шаг за шагом заменялась прямой перспективой морализма. Как все было ясно, прямо, очевидно до Христа, и как парадоксальны Его заповеди! Заповеди, опрокидывающие страдания, гонения, слезы - в блаженство! И в этой парадоксальности после Его прихода надо жить, принять ее за подлинную реальность, потому что она тот скальпель, который позволяет удалить омертвелые ткани. И вот икона не дает забыть эту трагическую разъединенность и спасительное притяжение того мира, куда мы призваны идти.

В тот день выставка и музей сделали зримым для меня диалог:

- «Мир Мой даю вам» (Ин. 14. 27).

- «Ты обещал им хлеб небесный, но, повторяю опять, может ли он сравниться в глазах слабого, вечно порочного и вечно неблагодарного людского племени с земным?» (Достоевский, Великий инквизитор).

И удалили с глаз долой эти парадоксы, заделали щели, через которые проникали сквозняки иного мира, и устроили свою земную жизнь и быт на зависть восточным народам - «...ибо сыны века сего догадливее сынов света в своем роде» (Лук.16:8).

И все же, с каким удовольствием я переводила взгляд с плоских картин на библейские и евангельские темы на портреты Рембранта, Адриана Томаса Кея, Спаньолетто, не могла оторваться от натюрмортов и пейзажей голландцев - люблю я старых европейских мастеров!

Вот только чувствую, как герой Достоевского, «всем сердцем моим, что все это давно уже кладбище, и никак не более» («Братья Карамазовы»).

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Лидия Арнольдовна Коппер
Все статьи Лидия Арнольдовна Коппер
Последние комментарии
Внимая Божьему веленью
Новый комментарий от Игорь Ал
15.11.2024 23:00
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Бузина Олесь
15.11.2024 20:53
«Чуть-чуть» победы на т.н. Украине быть не может
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
15.11.2024 20:51
«Основная проблема – неоязычество в армии»
Новый комментарий от Рабочий
15.11.2024 20:24
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от р.Б.Алексий
15.11.2024 19:58
«80-летие Великой Победы: память и духовный опыт поколений»
Новый комментарий от Рабочий
15.11.2024 19:37
Россия выдержала удар Запада
Новый комментарий от Кожухевич
15.11.2024 19:09