Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Православно-религиозные основы черносотенной идеологии

Максим   Размолодин, Русская народная линия

Воинство Святого Георгия / 10.06.2011

Название Черная сотня  стало собирательным для  нескольких десятков союзов и организаций, действовавших на политическом поле России с начала XX века и до 1917 года включительно. Наиболее заметными среди них были Союз русского народа (СРН), Русское Собрание, Русская монархическая   партия,   Союз им.Михаила Архангела (СМА) и Союз русских людей, объединившие многомиллионные массы в защите традиционных устоев. Теоретико-познавательная модель черносотенной идеологии во многом идентична таковой же  русского консерватизма. Их тождественность обусловлена  общностью духовного ядра - защиты православия и национальной традиции. Несмотря на обилие программных установок монархических партий, идейное ядро черной сотни было написано на ее знаменах – Православие, самодержавие, народность (далее ПСН). Триединство выступает здесь как квинтэссенция  консервативно-политической философии, включавшей в себя и религиозную, и национальную константы. В черносотенной идеологии триединство ПСН  приобрело национальное содержание, проявившись в духовном, культурном и политическом измерениях,  и отражало абсолютные принципы национально-государственного бытия, составивших исторический облик России.  По существу русский консерватизм «национализировал» элементы уваровского триединства, ставшие национальной идеей русского народа: «Русский народ как нация выражается в трех символах: вере православной, царе самодержавном и народе русском» - заявляло в мае 1907 года «Русское знамя»[1].

Ука­занная триада пришла к крайне правым из 30-х годов XIX века  практически в готовом виде, будучи сформулирована и вве­дена в оборот такими идеологами отечественного консерва­тизма как С.С.Уваров, М.Н.Катков и др.  Триединство  получило широ­кое распространение  в начале XX века  именно благодаря  черносотенным союзам, поместившим его элементы на своих хоругвях и, тем самым,  провозгласивших себя  приверженцами русской консервативно-государственнической традиции.

Став  мировоззренческим кредо черносотенных организаций, теория официальной народности (далее ТОН) выполняла двоякую функцию, включая в себя и христианские и национальные исторические «русские начала». На страницах официальных документов черносотенных организаций элементы триединства определялись как  «главные духовные ценности и   принципы», основа  «русского государственного строения и народного быта», «незыблемые основы отечественной самобытной государственности» и провозглашались всеми правы­ми партиями на всем протяжении их существования. Значимость триединства определялась фактом существования невиданной в истории человечества  по размерам и национальному составу империи и рассматривалась как фундамент  могущества и непобедимости государства: «А крепость его в том, чтобы власть твоя, Ве­ликий государь, исконная самодержавная, врученная русским наро­дом предку твоему, Михаилу Федоровичу, стояла незыблемою и нерушимою, земля наша русская — единою и неделимою, вера наша православная в России — первенствующею» - заявлял председатель СРН А.И.Дубровин на приеме у Николая II 23 декабря 1905 года [2].

Нерасторжимость православной веры и самодержавной идеи с народностью,  по убеждению  идеологов черной сотни,  предопределяла их национальный  характер. Наличие внутренней связи элементов триединства обуславливалась  их принципиальной невоз­можностью существования  в отрыве друг от друга. Черносотенцы  не рассмат­ривали  каждый элемент триады как отдельную составляющую, утверждая, что без привязки с другими они теряют свою силу. Без православия и народности, нет истинного самодержавия, равно и наоборот. Все элементы конструкции фокусировались в личности монарха, который являлся «персонификацией духа нации»,  носителем и олицетворением ее культурного и политического идеалов. Таким образом, наряду с православием (религиозный элемент) русская народность  (национальный элемент) занимала равнозначное место, так как и самодержа­вие и православие, вытекали  из свойств и характера самого русского народа. Постановления III Частного совещания представителей отделов СРН, состоявшегося в марте 1909 года в Ярославле, четко и недвусмысленно заявляли, что самодержавная государственность зиждилась  на  «святости православной веры», «твердости государя» и  «разуме русского народа»[3].

Став символом веры православного государственного мышления ТОН была безоговорочно мобилизована  черносотенными организациями, так как, во-первых, имела христианскую основу, во-вторых, декларировала национальный самобытный путь развития России, отвергая западные универсальные стандарты путей развития общества.  «Союз русского народа есть собрание людей всех сословий и со­стояний, братски объединенных между собою одною мыслью, одним стремлением охранять и отстаивать начала исконного исторического бытия России» - утверждалось в Своде основных понятий и положений русских монархистов, выработанных  Всероссийским съездом Русских людей в мае 1912 года [4]. Триединство стало фундаментом черносотенной идеологии, на котором строились  остальные  положения их доктрины. Именно это триединство  и стало лозунгом, мировоззренческим кредо черносотенных организаций, дав серьезный импульс для дальнейших идеологических разработок:  «…эмблема монархических организаций Бог, Царь, Отечество – сама правда жизни, это – единственный путь для свободы и прогресса, для защиты бедных, угнетенных, униженных и оскорбленных» - писало «Русское знамя» [5].

Черная сотня вполне вписывается в  типологию консервативного движения, так как подпадает под характеристики, которые были присущи европейскому и русскому консерватизму. Важнейшей характеристикой идентичности черносотенной идеологии как консервативной является приверженность универсальной христианской религиозной традиции. Православное миропонимание являлось отличительной чертой черносотенной доктрины. Несмотря на декларируемое равенство элементов триединства, приоритетное  положение в формуле занимал религиозный принцип (первый среди равных). Исключительное положение православия определялось его ролью в формировании двух других элементов -  самодержавия и народности.  В Своде основных понятий и положений русских монархистов  православная вера определялась как  «краеугольный камень» триединства и «основание начал русской жизни» [6]. По мнению крайне правых, русская цивилизация взросла под сенью православной веры, которая  духовно окормляла  русское  цивилизационное сообщество на протяжении всей его истории и являлось  духовным оплотом русского народа. Черносотенцы полностью разделяли мнение С.С.Уварова, поставившего на первое место Православие, видя в нем душу Рос­сии, источник ее неповторимого национального облика и само­бытной государственности. Силу Отечества С.С.Уваров обнаружи­вал в том, что в то время как в Европе происходило «падение ре­лигиозных учреждений», «Россия, к счастью, сохранила доселе теплую веру к некоторым религиозным, моральным и полити­ческим понятиям, ей исключительно принадлежащим. В сих по­нятиях, в сих священных остатках ее народности, находится и весь залог будущего ее жребия» [7]. Реализация формулы в практическом плане означала усиление роли РПЦ в общественно-политической жизни страны.

На фоне усиления секуляристских тенденций в общественном сознании черносотенцы открыто провозглашали себя приверженцами универсальных христианских ценностей и православного взгляда на мир как борьбу двух непримиримых начал.  Здесь приверженность Православной церкви  не являлась рецепцией бессознательного рефлекса, а  была вполне осознанным выбором: «Мы, православные, знаем, что в жизни человека существуют два пути: правых и левый. Нам дана свобода воли, мы можем делать так, как нам хочется: идти направо – к Богу или налево – к дьяволу, но вера наша предупреждает нас и говорит направо – к спасению, налево – к гибели, выбирай сам» - писало «Русское знамя» в январе 1916 года[8].  Борьба со злом  рассматривалась  как одна из форм подвижнической деятельности. Традиционалисты в решении вопросов жизни должны были руководствоваться только учением Христа и  указаниями церкви: «Другого руководства мы, правые, не должны принимать» - разъясняла черносотенная пресса [9].

Приверженность черносотенцев православным канонам в оценке происходящих общественно-политических событий давала либералам основания для их критики за религиозный фундаментализм. Религиозность крайне правой идеологии обнаруживается и в анализе собственной деятельности, и причин имевших место неудач. В 1910 году Ярославский отдел СРН сообщал в «Русское знамя»: «Оглядываясь назад и проверяя результаты нашей деятельности, мы с грустью должны признать, что не осуществилась и малая доля тех надежд, которые мы лелеяли в своей груди; а истекший 1910 год принес нам одни только разочарования и прошел не только бесплодно для русского дела, но и внес в ряды наши дезорганизацию, смуту и раздор, приводя к гибели все благие патриотические начинания». Причины злоключений обнаруживались в  грехе гордыни: «Сознаемся, друзья, что первые же наши успехи слишком скоро вскружили нам головы, и мы, забыв, что Бог гордым противится, чуть не с первых шагов нашей союзнической деятельности, стали кричать: «шапками закидаем»», а также в отходе от руководящего водительства церкви: «Задавшись целью играть политическую роль, не забыли ли мы, что вся суть политики Православной церкви должна заключаться в неуклонном стремлении верных сынов ее всегда пребывать в теснейшем единении с святой Христовой церковью, в послушании самим Богом постановленным пастырям, с готовностью умереть с радостью за исповедание святой веры, если Господь от нас этого потребует. И вот эту то первую задачу нашу – следовать неизменно пути, по которому идти зовет нас Святая Мать-Церковь Христова, мы не исполнили с самого начала нашего объединения: вера для нас была не первейшей святыней, которую мы должны были отстаивать до последнего издыхания» [10]. Для преодоления создавшегося положения ярославские черносотенцы предлагали методы из религиозной практики: усиление руководящей роли церкви  над организациями, укрепление православного духа и  братское объединение на почве религиозной.

Исходя из определения консерватизма как идеологии, стоящей на защите христианской и национальной традиции, критерием различия черносотенной и националистической (в т.ч. фашистской) доктрин является отношение к  религиозной константе. Идентичность   функции защиты национальной традиции и обусловила формирование ложного мнения о черносотенной идеологии как тождественной националистической и фашистской. Ошибка исследователей состояла в том, что, акцентируя внимание именно на национальной защитительной функции черносотенной идеологии, они не замечали или преднамеренно  отбрасывали  основу основ черной сотни – защиту христианской, а в конкретном случае, православной традиции.

Националистические (в т.ч. фашистские партии) являлись носителями и выразителями дехристианизированного созна­ния и антихристианских социальных концепций. Черносотенцы, остававшиеся на позициях религиозного восприятия мира,   разделяли точку зрения Ильина, который писал: «Духовная культура XIX века и XX века есть культура секуляризованная. Но она отделилась, обособилась не только от христианских исповеданий; нет — она утратила религиозный дух вообще. Она обособилась не от христианской религии во имя другой какой-либо; она не перешла от старой религиозности к новой; она не перешла даже к поискам новой. Она обособилась от христианской религии и ушла в безрелигиозную, безбожную пустоту» [11].  Секуляризация, подрывая нравственные основания христианской цивилизации  провозглашением самоценности личности человека, утверждала языческие начала: материализм, индивидуализм, крайний эгоизм, культ личности и силы,  приводившие в XX веке  ко всем известным проявлениям жестокости.

Разность идейного ядра черносотенной и националистической (в т.ч. фашистской) доктрин обуславливало различное понимание проблемы мессианизма. Триединство ПСН в его национальном выражении следует рассматривать как явление, направленное на защиту и развитие духовного, культурного и политического идеалов русского народа, что совпадает с русским мессианством, - выражением идеи о призвании России и русских в мире. Вслед за почвенниками Ф.М.Достоевским и И.А.Ильиным в сохранении верности Православной церкви и укреплении самодержавия  черносотенцы видели  грядущее духовное всемирно-историческое приз­вание России обеспечить  единение человечества по заветам Христа. Данная «мессианская идея», изображаемая страшным экспансионистским жупелом в западной историографии, по сути своей глубоко гуманистична. Подчеркнем, что неверно расценивать черносотенный мессианизм  как проявление национальной исключительности. Представляется, что мессианизм в его черносотенной трактовке типологически родственен знаменитой теории о Москве – Третьем Риме старца Филофея, где  православная сущность Русского царства определялась не как привилегия, дарованная русскому народу для духовного чванства перед остальным миром, а как тяжкая обязанность, возложенная Богом на Россию. Данную мысль сформулировал духовный окормитель черной сотни Иоанн Кронштадтский: «Русь дана миру, чтобы свидетельствовать ему Правду о Христе». Будучи проникнуты православным сознанием, идеологи черной сотни не ставили цели кардинального изменения земного мира и  построения общества «социального благополучия». Задачи своих организаций они видели в миссии охранения Православия, подвергшегося в начале XX века ударам со стороны  носителей различных секулярных учений. В отличие от националистических и фашистских доктрин, черносотенцы проповедовали не  самоутверждение в земном мире, не его подчинение себе и переделывание под собственные замыслы, а сохранение Веры, что и составляло, по их мнению,   историческое предназначение России.

Заимствовав идею Ф.М. Достоевского  о русском народе как народе мессианском, «народе-Богоносце», призванном спасти Европу от бездуховности, идеологи черной сотни  верили в его особое  предназначение борьбы с материализмом, заложенном в основе учений либерализма и социализма. Исходя из консервативной идеи самобытного  пути развития России, они считали, что русским суждено заложить новый фундамент духовного просвещения, опирающегося на православие. Вслед за славянофилами,  противопоставивших  духовному упадку Запада высокие потенции духовного развития русского народа, они считали, что преобладание на Западе материальных интересов жизни над духовными неизбежно ведет к потере веры, социальной разобщенности, индивидуализму, противостоянию человека человеку. Чтобы спасти мир от духовной катастрофы, Россия должна встать в центре мировой цивилизации и на основе православия принести свет истины западным народам. Однако это сможет произойти только тогда, когда сам русский народ проявит свои духовные силы, очистится от наносного псевдопросвещения и построит в своей стране жизнь по учению Нового Завета. Гибель западной цивилизации, пораженной секуляризмом и  язвой рационализма, неизбежна, и спасти ее может только восприятие православной цивилизации, наиболее полно раскрывающейся в духе русского народа.

Крайне правые рассматривали русский православный мессианизм  как дело далекого будущего. Современный им православный народ и православное царство   не были готовы к осуществлению возложенной на них миссии. Само появление черной сотни  – симптом глубокой болезни государства и народа, истоки которой лежали в царствовании Петра.   Только сохранив свою духовную самобытность,   которая должна проявиться во всех сферах жизни (в том числе, и в государственном строительстве, где русские, со времен Петра чаще занимались подражательством у более творческих народов), опасность оказаться задворками  разлагающегося «цивилизованного человечества» могла быть преодолена.  Акцент на духовную сторону совершенствования  обусловил у черной сотни   отсутствие программы внешней экспансии. Это также отличало их от фашистов, для которых было характерно подчинение всей внутренней жизни своих стран решению внешнеполитических задач. В отличие от русских националистов черносотенцев борьба за «место под солнцем» или завоевание колоний не интересовала. Все внешнеполитические задачи для черной сотни сводились лишь к поддержанию территориального статус-кво и имели несравненно меньшее значение перед решением внутриполитических задач. Таким образом, разность лежит и в мессианизме черносотенцев и фашистов: если первых желали посредством распространения православия всех «воскресить» и «спасти», то фашизм преследовал явно противоположные цели.

Библиографические ссылки:

1. Русское знамя. 1907. 13 мая.

2. Там же. 1906. 9 января.

3. ГАРФ. Ф.116.Оп.2. Д.1. Л.653.

4. Вестник Союза русского народа. СПб. 1912. N104.

5. Русское знамя. 1908. 20 января.

6. Прямой путь. СПб.1912. Вып.V  (май).

7. Уваров СС. О некоторых общих началах, могущих служить руководством при управлении Министерством Народного просвещения // Река времен. Кн. I. М. 1995. С. 70.

8. Русское знамя. 1916. 9 января.

9. Там же.

10. Там же. 1911. 9 марта.

11. Ильин И.А. Собрание сочинений. М. 2001. С. 155-156.



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 12

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

12. бондарев игорь : уважаемым учёным
2011-06-10 в 21:01

А между тем,материализм по прежнему стоит.А мы - отрицаем ноумен Духа в опоненте.Вера ноуменальна.А значит в надстройке материалистического базиса ,который отрицает Дух,- феномены культуры Духа будут считаться враждебными данной культуре.А атеизм в материалистической культуре - потенциально духовен и религиозен. Святой Дух в материалистической культуре признаётся,но феноменальное слово о Нём -карается противоречием борьбы.То есть Святой Дух в материалистической культуре подобно как в древности у иудеев имя Бога было непроизносимо.В материализме все комуникации культуры настроены против материального проявления Духа.Культурная среда тут же анигилирует феномен знака о Духе.А носитель подвергается воздейсвию диалектических противоречий.Посмотрите-как трудно говорить о православной истине .Но ведь говорим ,будучи оставаясь в культуре материализма,под прицельным огнём ёё коммуникаций.
Но не получится сказать твёрдо слово Духа , пока не переориентируем культурные коммуникации.А это в первую очередь - материализм как научное мировоззрение.
За год можно перевести теорию материализма в теорию Духа и материи.После этого культурные коммуникации установят порядок Духовного развития в государственной системе.
11. Андрей : Ирине
2011-06-10 в 19:19

Ирина, радикализм сродни Вашему, ведет только в тупик. Если у погромщиков и были поводы для недовольства своими иноверными и иноплеменными соседями, это вовсе не означает, что они ИМЕЛИ ПРАВО решать этот вопрос в антихристианском духе и наперекор закону. Если Вы христианка, для Вас не должны быть пустыми слова св. прав. Иоанна Кронштадтского, сказанные по случаю Кишиневского погрома: http://www.vehi.net/asion/ioann.html

Осудить преступление, совершенное в отношении евреев, не значит "расшаркиваться". Но и замалчивать причины, вынудившие пойти на преступление закона - тоже не честно. Истина должна быть превыше всего. Именно такой подход мы видим у св. Феофана Затворника, писавшего по поводу еврейского погрома 1881 года: "Жиды в тех местностях, где их колотили, кровь сосут из народа без всякой жалости. Видя, что правительство не заступается за них, они порешили сами рассчитаться с обидчиками. Толкуют, что народ дурно сделал; а на то не обратят внимание, что народ обижали. Тут нашли виновных - а жиды святы. Следовало этих наказать, то есть мужиков, а жидов строгому подвергнуть надзору, и за всякую проделку вешать. Тогда, может быть, они стали бы посмирнее" (св. Феофан Затворник. Собрание писем. Вып. 7. - М., 1994, с.147. Письмо от июня 1881).

Насчет же собственно Черной сотни в дополнение к предыдущим своим постам замечу, что когда по России прокатилась волна погромов, партий правее либерального Союза 17 октября не существовало. Зато когда соорганизовались монархические структуры - погромы прекратились. Замечу также, что до сего дня не выявлено ни одного документа, в котором бы лидеры монархических партий призывали к погромам. А вот осуждения этой меры, как преступной, бессмысленной и дикой - сколько угодно.
10. Ирина Рюрик : 9. Андрей
2011-06-10 в 18:52

..........Нисколько не оправдывая погромщиков ...............

И когда же мы русские перестанем перед всеми ножкой шаркать и извинятся. Они, иноверцы, о нашу веру, историю и о нас ноги вытирают, мы уже скоро у них будем разрешение спрашивать - жить нам или нет, а мы все боимся их ненароком обидеть. Начала читать Ваш комментарий и мне стало интересно, шаркните вы ножкой перед жидами или нет, думала, что нет и ошиблась - вы шаркнули ножкой перед жидами. Еще мы удивляемся, почему ни нашу веру, ни нашу историю ни нас самих иноверцы не уважают. Да потому, что мы все время перед ними ножкой шаркаем и в ножки им кланяемся, лучше бы у них поучились как свою веру и нацию защищать. Что жиды, что чеченцы они за своих стеной стоят. И попробуй жиду сказать, что революционеры все имели жидовские корни, так они сразу вас обвинят в антисемитизме и к уголовной ответственности за разжигание межнациональной розни будут грозить привлечь, пока вы сами не начнете перед ними извинятся, вот так надо своих защищать. Шаркайте ножкой и дальше, только еще не забывайте у них разрешение спрашивать жить вам или нет.
9. Андрей : Re: Православно-религиозные основы черносотенной идеологии
2011-06-10 в 18:08

И напоследок. Чтобы как-то уравновесить высказывание К.Паустовского, приведу фрагмент воспоминаний Моисея Альтмана, воспитывавшегося в религиозной еврейской семье.

"Вообще русские у евреев не считались “людьми”. Русских мальчиков и девушек прозывали “шейгец” и “шик-са”, т.е. “нечистью” ‹...› Для русских была даже особая номенклатура: он не ел, а жрал, не пил, а впивался, не спал, а дрыхал, даже не умирал, а издыхал. У русского, конечно, не было и души, душа была только у еврея ‹...› Уже будучи в гимназии [ранее Альтман учился в хедере], я сказал [своему отцу], что в прочитанном мною рассказе капитан умер, а ведь капитан не был евреем, так надо было написать “издох”, а не “умер”. Но отец опасливо меня предостерег, чтобы я с такими поправками в гимназии не выступал ‹...› Христа бабушка называла не иначе как “мамзер” — незаконнорожденный ‹...› А когда однажды на улицах Уллы был крестный ход и носили кресты и иконы, бабушка спешно накрыла меня платком: „чтоб твои светлые глаза не видели эту нечисть”".

Нисколько не оправдывая погромщиков - простых мужиков, раздраженных тем, что высокомерно ведущие себя иноверцы, поносят дорогие для них святыни, активно участвуют в революции и захватываю экономическую жизнь в свои руки - заметим, что причина выплеска накопившегося в них возмущения, была отнюдь не беспочвенной.

Кроме того, как было доказано историками, т.н. еврейские погромы были отнюдь не избиением еврейского беззащитного населения, а настоящими межконфессиональными стычками, в ходе которых погромщики зачастую несли большие потери, чем громимые. См., например, главу из книги замечательного русского литературоведа В.В.Кожинова: http://kozhinov.vosk...t.htm#_Toc461113354
8. Андрей : Re: Православно-религиозные основы черносотенной идеологии
2011-06-10 в 17:56

Уважаемый Владимир!
Вы путаете две разные вещи. Реальных черносотенцев и погромщиков, которых либеральная публицистика того времени сознательно смешивала с Черной сотней, дабы дискредитировать русское патриотическое движение, благословленное многими иерархами Церкви.
Очень Вас советую прочитать, во первых, статью к.и.н. М.Л.Размолодина о еврейских погромах: http://ruskline.ru/a..._evrejskih_pogromov/

и популярно изложенную историком А.Д.Степановым краткую историю Черной сотни: http://ruskline.ru/a...riya_i_uroki_bor_by/

Тогда, надеюсь, Вы поймете почему св. прав. отец Иоанн Кронштадтский благословил это движение и сам вступил в его ряды. См. здесь его заявление: http://www.3rm.info/...443664_ioann770.jpg
7. Владимир : Не буду стучать....
2011-06-10 в 17:07

Не буду стучать себя в грудь и кричать, что я русский. О том свидетельствуют мои родители. Но не об этом речь. Пусть и правда евреи во время погромов получили своё по справедливости. Но мы сами... православные... что просим у Бога? Справедливости или Милости? Если справедливости, то прямая нам дорога в геену.. по грехам нашим. А Милости просим... Милосердия! Но где оно, в свою очередь, наше милосердие... в какой дали? Пусть я не знаю истории и фактов, но смотрю не на слова и идеологию чёрной сотни, а на дела их, на живое свидетельство. Читаю... Паустовский... воспоминания...

"Некоторые семьи, рискуя своими жизнями, спасали жертвы. Всех одолевали боязнь и страх при виде бандитов со злобными и искажёнными лицами, ищущих евреев в домах христиан..."
"Днём отец семейства привёл растерянную старушку еврейку со сползшим с седой головы платком. Она вела за руку безмолвного мальчика..."
"Была страшная ночь, только слышно было, как ветер на сопках рыдает. На следующее утро домашние сняли со стен иконы и поставили их на окна. На воротах дома Игнатий нарисовал мелом большой крест, потом запер ворота и калитку, и все очутились как в крепости. В этот раз чудом удалось спасти обречённых на гибель..."

Вот, думаю, я с ними... с Православными, проявляющими своё милосердие, спасающими от гибели людей. А кто там... беснуется и жаждет крови за окнами дома....? Ба... неужели... тоже православные...? Шизофрения... какая то. Черносотенцами называют себя. За Царя и Отечество... во как....!!!! . "Возвышающие себя... да унижены будут".
И еще...
Иногда, довольно редко, встречаю я в храме... в нашем православном, немца! Видели бы вы... с какой любовью он разговаривает со своей маленькой дочерью... не по- русски, а по- немецки. Как истово налагает на себя крест, как молится и с каким благоговением причащается. Нет... не хочет он быть русским... не хочет. А хочет оставаться немцем, потому и хранит свой язык и культуру. Чудно.. и евреи ему не мешают. А кто из нас более православен?.... Он или я .... Большой Вопрос!!!!!!
Зададим и Мы себе этот вопрос!!!!

Не попустил Господь чёрную сотню... надеюсь и далее не попустит.
6. И.Е.Алексеев : На ком. Александра из Од.
2011-06-10 в 16:36

Насчёт "фашистов" Вы, к сожалению, не совсем правильно поняли. У Размолодина как раз всё чётко и правильно разведено: правые монархисты (черносотенцы) - не "фашисты", идеологически близкими последним являлись "националисты" (в нашем случае - "Всероссийский Национальный Союз", "Всероссийский Национальный Клуб", и иже с ними), которые на первое место выдвигали не "Православие", а "Народность". Хотя и "фашистов" тоже не мешает сортировать, так как существует весьма заметная разница между "собственно" фашистами (итальянскими) и, например, национал-социалистами, которых у нас принято называть "фашистами" ("немецкими фашистами").
И для "классических" черносотенцев как раз были одинаково дороги и православный "мордвин", и православный "прибалт", которые посредством приобщения к Русскому Православию и становились русскими.
Что же касается причин, по которым черносотенцы "не смогли удержать православную монархию", то здесь не всё так просто. Начнём с того, что само понятие "православная монархия" в отношении той бюрократической системы власти, которая существовала в начале двадцатого века в России, было для черносотенцев, скажем так, весьма "относительным". Именно за возрождение подлинно православной монархии они и выступали. Да и насчёт замены "охранительства" "наступательной политикой" не совсем понятно. На кого нужно было "наступать"? На царя что ли? На революционеров, на либеральную Государственную Думу и либеральные круги в правительстве они как раз всё время и "наступали"... За что их одни "гнобили", а другие затем - стреляли.
Там всё было куда как сложнее и запутаннее.
5. Аноним : 1. Владимир
2011-06-10 в 13:58

Черносотенцы к погромам не имеют отношения. Это установленный факт. Не надо повторять советские штампы.
4. Александр из Од. : Неуместная робость.
2011-06-10 в 13:39

К сожалению черносотенная идеалогия не смогла противостоять эффективно ни либерально-демократической(масонской),свергшей Царя в феврале 1917г., ни иудео-большевистской победившей в октябре 1917г.
Автор статьи некорректно употребляет термин "фашизм" по отношению к русским националистам. По определению "фашисты" приписывают себе превосходство по КРОВИ, а православные люди обладают реальным превосходством перед другими по Духу. Поэтому нам одинаково дороги и правславный мордвин(патриарх Никон)и православный прибалт(патриарх Алексий2й).
Почему же черносотенцы не смогли удержать православную монархию?
1)Напрасно была выбрана "охранительная" стратегия, лучше бы вести НАСТУПАТЕЛЬНУЮ политику.
2)Пассивность и организационное безсилие.Враги России были гораздо активней и сплоченней.
3)Не было твердой поддержки "сверху"(прежде всего оружием), а эпизодические встречи с Царем роли не играли.
3. Провинциал : Re: Православно-религиозные основы черносотенной идеологии
2011-06-10 в 13:38

1. Владимир

- Несмотря на православное имя, вы рассуждаете как иудей (извращаете историю и факты) или как протестант.
Будя петь те же песни, что и в 19170-м пели большевики. Изучите получше историю т.н. погромов. И причём тут идеология черносотенства, которая базируется на основных принципах: Православие,Самодержавие, Народность.
Чёрная сотня защищала Отечество и Царскую власть.
А вот с чего начались т.н. погромы - весма интересно. История показывает, что инициатором их были иудейские раввины, которые провоцировали конфликты, дабы не дать обрусеть евреям и объединить их в ненависти к России, Царю и Православию.
Видно, здорово пострадал ваш прадедушка.
2. Филимонов : Re: Православно-религиозные основы черносотенной идеологии
2011-06-10 в 12:31

Почему же: Церковь, народ Божий и есть тот самый мессианский народ, призванный нести Истину миру. Служение этой идее, защита и утверждение церковного дела в мире, было главным смыслом существования России. Русский народ - не те, кто родился от русских, а те, кто служил России, Царю, Церкви. И то, что сегодня подлинной России и русского народа нет, вовсе не означает, что невозможно их возрождение.
1. Владимир : Опять мессианство.
2011-06-10 в 12:12

Опять, снова и снова повторяется мысль о мессианстве, особой роли какого либо народа. Эту же мысль хранят и иудеи, ведь иудаизм на этом строится. Так где же разница между черносотенцами и иудеями? И там и там нет любви христианской. И где слова Христа... что нет ни эллина ни иудея... Ага, понял Христос не включил сюда черносотенцев. Черно всё, любви нет. У Пауствского есть рассказ, в котором описан эпизод, когда черносотенцы осуществляли еврейские погромы... "конечно по любви к ближнему своему", убивая стариков и детей, прламывая буквально сапогами им рёбра. Господи! Спаси нас от этого!

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме