Анализ программных документов и практической деятельности правомонархических организаций свидетельствует о явной противоречивости отношения черной сотни к насильственным методам. Декларируя законопослушный характер организаций и отрицательное отношение к погромам, черносотенцы утверждали право христианского населения на самозащиту от революционного натиска. В частности, объясняя необходимость иметь в структуре ЯО СРН боевую дружину, руководство отдела заявило, что «союз имеет право на самозащиту и сумеет воспользоваться этим правом при первом поползновении своевольников и их подстрекателей из евреев и еврействующих на насилия над кем бы то ни было из своих членов»[i].
Обращение к насилию обуславливалось присущей черной сотне как консервативному движению защитной функцией по отношению к подвергшимся атаке религиозным, политическим и социальным устоям общества. Анализируя сложившуюся обстановку и делая вывод, что удовлетворить оппозицию политическими преобразованиями невозможно, лидеры правомонархических союзов не исключали участия своих дружин в совместных с полицией репрессивных действиях: «…и Совет рабочих депутатов был политической величиной, перед которой трепетали министры, пока не пришли городовые и не отвели его в участок»[ii]. Состоявшееся в октябре 1907 г. в Ярославле I Частное совещание представителей отделов СРН постановило формировать дружины добровольцев из членов СРН «на случай войны и подавления смуты»[iii].
Право на самооборону оправдывалось неспособностью репрессивного аппарата самодержавия противостоять революционной угрозе. «Самосуды — естественное следствие бездействия власти, печальное, но неизбежное явление, — писал главный орган СРН газета «Русское знамя», — повторяющееся везде и повсюду, где закон не исполняется, либо слишком слабо ограждает жизнь и имущество граждан, где официальные охранители этого спасительного закона… не умеют, не хотят и не могут избавить мирных граждан от ужасной необходимости подымать карающий меч, вывалившийся из слабых или изменнических рук официальных судей, и превращаться самолично в следователей, прокуроров и, страшно сказать, — палачей»[iv].
С другой стороны, насильственные действия «христианского населения» оправдывались террором революционных партий. И.В. Омельянчук указывал, что оппозиция рассматривала политические насилия как действенный способ защиты населения от произвола властей, а крайне правые организации как защиту населения от революционного произвола[v]. «Мы не сторонники самосуда, — заявлял орган Ярославского отдела СРН газета «Русский народ», — но если заранее известное преступление не может быть предупреждено законными мерами, то очевидно, что... неизбежно должен выступить неумолимый и грозный американский дядюшка Линч»[vi].
В программных документах черносотенных союзов говорилось, что монархисты будут добиваться своих целей исключительно законными способами. Поэтому появление боевых дружин черносотенных союзов объяснялось необходимостью защиты массовых собраний монархистов и страхом возможного повторения террора, имевшего место во время Великой французской революции, стоившей жизни более миллиону «врагов народа». По заявлению в ноябре 1907 г. газеты «Русское знамя», именно самозащита заставляла традиционалистов браться за оружие, несмотря на декларировавшиеся мирные средства борьбы[vii].
Появление боевых дружин в составе правомонархических союзов оправдывалось терактами и «экспроприациями», организуемыми эсерами и большевиками. Для подтверждения роста обеспокоенности населения разгулом террора и необходимости организации самозащиты черносотенная пресса приводила статистику пострадавших от «разбойно-освободительного движения». Так, с февраля 1905 по май 1906 гг. было убито и ранено: «генерал-губернаторов, губернаторов и градоначальников — 34; полицмейстеров — 38; исправников и приставов — 204; городовых — 205; урядников и стражников — 184; нижних жандармских чинов — 51; офицеров охранного отделения — 17; агентов охранной полиции — 56; армейских офицеров — 61; нижних чинов армии — 164; чиновников гражданского ведомства — 178; духовных лиц — 31; фабрикантов и высших служащих — 64; банкиров и крупных торговцев — 64»[viii].
Масштабы террористической активности революционных партий создавали правомонархистам основу позиционировать себя единственными защитниками государства и русского народа в сложившихся обстоятельствах бессилия власти. «...Мы осуждаем бомбы, револьверы и прочие излюбленные способы борьбы революционных партий, но в то же время открыто заявляем, что если враги наши будут поступать нагло с российским народом, будут бить, грабить, жечь наших русских собратьев, вообще нарушать государственные законы, то мы, весь русский народ, в силу данной нами присяги... встанем стеной и загородим им ту дорогу, куда они хотят так бойко прорваться», — заявлял председатель одного из провинциальных отделов СРН[ix].
Ориентированность на активное противодействие революционному террору и защиту как своих членов, так и общественного порядка проявилась у значительного числа провинциальных правомонархических организаций. Так, уже на первом учредительном собрании Ярославского отдела СРН было заявлено о необходимости организации внутри отдела «особой боевой дружины» для «защиты от врагов внутренних и в помощь полиции»[x]. Первым шагом новоявленной силовой структуры стало обеспечение безопасности представителей органов власти, являвшихся объектом охоты эсеровских боевиков. Глава отдела И.Н. Кацауров информировал Главный совет СРН: «Союзники в тревожное время добровольно приняли на себя охрану всеми любимого и уважаемого губернатора Римского-Корсакова»[xi].
Основная задача боевых дружин состояла в обеспечении общественного порядка в городах. По сообщениям ярославской либеральной прессы, патрули боевой дружины ЯО СРН по существу взяли на себя выполнение функций полиции, пресекая любые проявления «вызывающего поведения» горожан. Если же дружинникам возражали, они заявляли, что и сам нарушитель, и его дом будут на примете, а нередко здесь же избивали непослушного, советуя потерпевшему не обращаться в полицию, иначе «хуже будет»[xii]. Патрулирование улиц осуществляли и костромские черносотенцы. Так, в Сусаниниском сквере они потребовали у группы рабочих прекратить пение «Марсельезы», а когда последние бросились бежать, преследовали их совместно с городовыми[xiii].
Следует отметить, что в создании при правомонархических союзах боевых дружин ничего необычного в то время не было. Впервые их активно стали использовать революционные партии для проведения акций индивидуального террора, «экспроприаций» и других «специальных» заданий. Позже боевые дружины для защиты от казаков и полиции появились на бастовавших предприятиях. Боевая группа рабочих Ярославской Большой мануфактуры во время столкновения в «кровавую пятницу» с казаками убила одного из них и ранила троих [xiv]. В условиях обострения политической борьбы дружины формировались в целях противодействия террору враждебных партий. Так, создание «общества самозащиты» студентов Демидовского юридического лицея стало следствием участившихся избиений учащейся молодежи черносотенцами[xv]. После погромов, обнаруживших неспособность властей защитить население как от правого, так и от левого террора, дань моде отдавали целые промышленные предприятии, городские кварталы, поселки, частные учреждения, выделявшие из своей среды лиц, владевших оружием, для круглосуточного дежурства и патрулирования вверенных территорий.
По мнению С.А. Степанова, крайне правые боевые дружины пытались копировать подпольные террористические организации революционеров. Представляя рыхлые и аморфные структуры, черносотенные союзы органически не могли создать внутри себя дисциплинированные и управляемые боевые группы. Отсутствие общих принципов формирования военизированных дружин приводило к самодеятельности на местах[xvi]. Несопоставим был уровень профессионализма и вооруженности эсеровских и черносотенных боевиков. По имеющимся материалам периодической печати, боевая дружина ЯО СРН была вооружена нагайками, кинжалами и револьверами устаревших конструкций[xvii]. Недостаток профессионализма компенсировался численностью, которая составляла 300 человек[xviii].
На острие борьбы любое политическое движение имеет в своих рядах лиц, способных пролить кровь. Заинтересованное отношение губернской администрации и полиции в пресечении революционных проявлений развязывало дружинникам руки. Не имея возможности держать население в страхе силами военно-полицейского аппарата, будучи вынуждены лавировать среди различных социальных групп, власти благосклонно пользовались услугами СРН. Очевидец характеризовал позицию ярославского губернатора А.А. Римского-Корсакова, который черносотенцам «все безобразия позволял и никакие жалобы от жителей города не принимал»[xix]. В октябре 1906 г. даже не симпатизировавший революционно-демократическому лагерю «Вестник Рыбинской биржи» вынужден был признать: «Союзники обнаглели. Среди белого дня они нападают в несколько человек на лиц, кажущихся им "подозрительными" и избивают. На каждом шагу можно натолкнуться на толпу союзников и быть серьезно избитыми и совсем убитыми. Нападениям, конечно, чаще всего подвергается учащаяся молодежь. Город совершенно терроризирован ими»[xx]. Еще более ярко описал деятельность дружины В.А. Андреев: «Сколько пороли за всякие разности. Сколько изувечили, сколько на тот свет отправили. Сколько по ихнему доносу арестовано и посажено в тюрьму. Увидят на рубашке красный пояс и испорют, или красную подкладку у фуражки. За все пороли до упадку сил»[xxi]. И хотя наличие боевой дружины объяснялось монархистами необходимостью самозащиты от революционеров, редкий номер либеральных газет в 1905-1907 гг. выходил без сообщения об очередном избиении «крамольников», которыми в массе своей были лица, подрывавшие общественную стабильность, а не еврейское население.
Заявительный характер приема в члены правомонархических организаций, нередко открывавший доступ в боевые дружины лицам с низким нравственным и образовательным уровнем, игнорирование указаний высшего руководства, желание проявить необоснованную инициативу — все это было характерно для многих политических партий России начала XX в. По свидетельствам очевидцев, в боевую дружину ЯО СРН записывались «особые люди из отбросов общества или хулиганов, или, короче говоря, человек был на все способен: избивать, убить и т. п.». Члены дружины нередко были «люди неблагонадежные, прежде судимые за какое-нибудь грязное дело», «из самых головорезов и отчаянных людей», «тех, кто громил и грабил магазины»[xxii]. Недавние громилы рассчитывали, что покровительство столь мощной организации, как СРН, находящейся в близких отношениях с местной властью, могло спасти от недоразумений с правоохранительными органами: «...записывались с целью лишь бы избежать кары... за погром и грабеж»[xxiii]. Костяк боевой организации ЯО СРН составили торговцы с Мытного и Толкучего рынков, безыдейные босяцкие элементы, часть рабочих.
Успехи крайне правых боевиков в снижении активности революционных слоев были налицо. Уже в октябре 1906 г. «Русский народ» хвалился: «Благодаря СРН исчезли из центральной части города краснокожие хулиганы и легко стало дышаться ярославским гражданам. Можно подышать на бульваре и на набережной чистым воздухом, не рискуя нарваться на образованных и просто лощеных марсельезников, выслушать от них дерзость. Даже барышням и тем не страшно прогуляться по бульвару. Зато и благодарны же граждане Союзу за его заботу об их благополучии»[xxiv]. Председатель Костромского отдела СРН К.А. Русин в ноябре 1907 г., оценивая деятельность организации, заявил: «Два года назад мы боялись ходить по улицам, теперь ходим как дома»[xxv].
В историографическом исследовании Д.В. Карпухина отмечается, что современные исследователи сходятся во мнении, что количество жертв черносотенного террора было несопоставимо с числом пострадавших от терактов, совершенных эсерами и анархистами [xxvi]. И.В. Омельянчук указывает, что чаще всего насильственные действия проводились по собственной инициативе боевиков, не были санкционированы руководством организаций и выходили за рамки уставных и программных требований правомонархических союзов[xxvii]. Газета «Русский народ» объясняла это чрезвычайным характером сложившейся в стране ситуации, требовавшей быстрых и жестких мер реагирования: «Во время революции, когда в стране царили смута и крамола, когда революция бушевала на улице, когда метали бомбы, грабили людей и убивали верных долгу и присяге царских слуг, члены СРН и вся наша молодежь открыто выступали против этих смутьянов, открыто на тех же улицах боролись с врагами веры, царя и России и сумели их обуздать и с ними справиться» [xxviii].
После окончания революции правомонархические организации подвергли погромные и террористические методы борьбы жесткой критике: «Теперь, когда власть в России окрепла, когда проявления революции прекратились, когда у нас власть находится в твердых руках, мы, члены СРН, в лице его совета, глубоко порицаем всех тех, кто позволяет себе какие-либо насилия, где бы они ни были, против кого бы то ни были направлены» [xxix]. Но инерция применения силовых акций в отношении наиболее неугомонных возмутителей спокойствия продолжала сохраняться, хотя и в значительно меньших объемах. В послереволюционное время со страниц ярославской либеральной прессы практически исчезают сообщения о нападениях боевиков ЯО СРН на «крамольников».
Сразу же после разгона участниками верноподданнических демонстраций и лояльными властям лицами революционных демонстраций в октябре 1905 г. по стране прокатывается широкая волна еврейских погромов, о числе которых в литературе встречаются разные данные. По одним сведениям, в октябре 1905 г. их было 690, причем по административным пунктам они распределились следующим образом: в 17 губернских городах, 44 уездных, 3 градоначальствах, 626 местечках и деревнях[xxx]. По подсчетам С.А. Степанова, просмотревшего практически все русскоязычные газеты, выходившие в октябре-ноябре 1905 г., погромы прокатились в 358 населенных пунктах: 108 — в городах, 70 — в посадах и местечках, 180 — в селах, деревнях и хуторах[xxxi]. Другие авторы указывают, что погромы были 100 городах[xxxii]. Эта цифра практически не противоречит данным С.А. Степанова, хотя и не дает полной картины реакционных выступлений низов.
Откуда же появляется термин «еврейские погромы» в привязке к правомонархическим организациям? Анализ периодической печати того времени свидетельствует, что придание выступлениям традиционалистов антисемитского характера и определение погромов как «еврейских» исходит исключительно со страниц либеральных газет. Авторами мнения об идентичности понятий «погромщик» и «черносотенец» также стали оппозиционные средства массой информации. Что же способствовало отождествлению двух понятий?
Определение «погромщик» появляется в оппозиционной литературе в отношении участников верноподданнических манифестаций, принявших участие в избиениях революционеров и грабежах евреев вслед за объявлением Манифеста 17 октября.
Использовавшиеся с начала XX в. в отношении традиционалистски настроенных лиц названия «черная сотня», «черносотенцы» прикрепляются оппозиционными средствами массовой информации как к участникам погромов, так и к возникшим в конце 1905 – начале 1906 гг. правомонархическим организациям. Относительная синхронность двух событий (погромы и создание черносотенных союзов) позволили противникам монархии отождествить два понятия. На источник появления двух названий обращали внимание и крайне правые. «…Откуда это название — “черносотенцы-монархисты”? Враги самодержавия назвали черносотенцами-монархистами тот простой, черный русский народ, который во время вооруженного бунта 1905 г. стал на защиту своего самодержавного царя», — писал председатель Русской монархической партии В.А. Грингмут в «Руководстве монархиста-черносотенца»[xxxiii].
В результате понятие «черносотенец» стало иметь несколько значений. Во-первых, с кон. XIX до первой российской революции либеральная пресса использовала данное определение в отношении лояльных властям традиционалистски настроенных представителей непривилегированных сословий, проявлявших «охранительную» активность при антиправительственных проявлениях оппозиционной части общества. Во-вторых, участников верноподданнических демонстраций в октябре 1905 г., принявших участие в разгоне революционных выступлений. В-третьих, участников еврейских погромов в октябре 1905 г. В-четвертых, членов правомонархических организаций.
Отождествление либеральной и революционной публицистикой различных по своему идейному содержанию и организационному оформлению движений в едином понятии «черная сотня» привело к наделению правомонархических союзов погромной характеристикой с последующей ее фиксацией и окончательным утверждением в исторической литературе. Рожденная формула знака равенства между воинствующим антисемитом и черносотенцем мигрировала в современную российскую историографию. В вышедшем в 1993 г. энциклопедическом словаре «Политология» заявлялось: «Черносотенцы – нарицательное название националистических организаций, исповедующих антисемитскую идеологию»[xxxiv].
Хотя столкновения традиционалистов с революционерами закончились в 1905 г., характеристика членов правомонархических союзов как погромщиков и приписанных им массовых насильственных действий в отношении оппозиционеров и евреев, оказали существенное влияние на переоценку к ним отношения царского правительства, ставшего рассматривать крайне правых как угрозу общественной стабильности. Масштабы и интенсивность либеральной пропаганды заставляли правомонархистов принимать меры контрпропагандистского характера для собственной реабилитации. На страницах газет, в публичных выступлениях их лидеры постоянно подчеркивали, что правомонархические организации являются защитниками порядка законными мерами. «Мы делами своими доказываем, что наша борьба — борьба мирными средствами, что мы — мирные культурегеры, а не погромщики…», — утверждала черносотенная пресса[xxxv].
Попытки переубедить прогрессивную общественность оказались тщетны. Резкая критика со страниц либеральной печати оказывала на правомонархистов сильное деморализующее воздействие. Совет Шуйского СРПЛ жаловался Главному Совету СРН: «Преследования русских людей за принадлежность к Союзу происходят почти повсюду. Отделам Союза существовать почти невозможно, от враждебно настроенных инородцев и враждебной местной интеллигенции с левыми убеждениями... Борьба с кадетствующей интеллигенцией... является непосильной»[xxxvi].
Правомонархисты скоро пришли к выводу, что благодаря стараниям политических противников от ярлыка погромщиков им избавиться не удастся: «Можно написать целые тома разных апологий, общество наше… ничему не поверит, на все будет смотреть с усмешкой и останется при прежнем своем непреложном мнении, что весь Союз русского народа состоит из погромщиков, что деятельность наша — погромная, что литература наша — погромная, что воззвания наши только подстрекают на избиения «лучших людей» России — евреев…»[xxxvii]. В этом отношении крайне правые надеялись на «время и факты», которые сами расставят все по своим местам и потомки назовут погромщиками противоположный лагерь, революционными методами «разрушавший русское государство»[xxxviii].
Мнение о том, что члены правомонархических организаций участвовали в погромах, могло возникнуть из-за того, что погромщики пополнили ряды крайне правых объединений, а руководство образовавшихся союзов выступало защитниками находящихся под судом громил. Отсутствие социологических исследований о процентном соотношении числа погромщиков и «мирных» членов черносотенных союзов делает подобные утверждения сомнительными. На это указывает то обстоятельство, что в условиях поддержки или слабости властей достигшие могущества в 1906—1908 гг. монархические союзы не воспользовались возможностью продолжить погромную практику под влиянием якобы доминировавшей прослойки участников массовых насилий. Вступавшие в крайне правые союзы участники погромов составляли их рядовую часть, не влиявшую ни на идеологию движения, ни на ее практическую деятельность.
По нашему мнению, для того, чтобы выяснить роль правомонархических организаций в трагических событиях октября 1905 г. и определить их отношение к погромным методам необходимо дать четкое определение понятию «черносотенец», которое в силу отсутствия четких критериев и характерных черт позволяло в отечественной и зарубежной историографии отождествлять членов крайне правых союзов и участников кровавых бесчинств в октябре 1905 г.
Историками уже сделан значительный шаг вперед по идентификации данного понятия. Анализ имеющихся версий и вариантов позволяет сделать вывод о том, что наиболее перспективным является определение понятия черносотенец по идейно-политической направленности, а не формам и способам действий в отношении политических оппонентов и еврейского населения, т.к. террористическую практику использовали и революционные организации. Равно неплодотворным представляется относить принадлежность к черной сотне по негативному отношению к национальным меньшинства, прежде всего евреям.
В данной связи наиболее полное и емкое определение понятию «черная сотня» дал авторский коллектив энциклопедического исследования[xxxix], представленный профессиональными историками, специализирующимися на изучении правомонархического движения[xl]. В частности, исследователи отмечают, что «вынося в название словаря словосочетание «Черная сотня», мы подразумеваем под ним политические организации, партии и союзы, а также их членов, стоявших за чистоту и незыблемость триады, гениально сформулированной в свое время графом С.С. Уваровым — «Православие. Самодержавие. Народность»[xli]. В другом определении авторы подчеркивают структурированность и упорядоченность черной сотни, т.е. организационную форму деятельности по достижению программных целей: «Черная сотня — организованная часть Русского народа в борьбе за народные идеалы и против всех внутренних и внешних врагов России»[xlii].
По нашему мнению, исходя из широкого спектра политических партий, декларировавших лозунг «Православие, самодержавие, народность», в качестве критериев отнесения к черносотенному сегменту следует также добавить приверженность концепции божественной санкционированности царской власти, незыблемости самодержавия, недопустимости его ограничения законодательными представительными учреждениями, которая декларировалась в программах правомонархических союзов.
Исходя из изложенного, представляется допустимым дать следующее определение черной сотни. Черная сотня - оформившееся в период первой российской революции 1905-1907 гг. правомонархическое политическое движение, объединившее в себе различные организации и союзы, преследовавшие цель охранения т.н. «базовых русских ценностей», к которым, по их мнению, относились неограниченное самодержавие, первенство православной церкви и русской народности, а также активно противодействовавшие либеральному и революционному движениям. Приведенные критерии позволяют признать Дубровинский СРН эталоном черносотенной организации.
Исходя из данного определения, применять понятия «черная сотня», «черносотенец» в отношении участников контрреволюционных выступлений и еврейских погромов в октябре 1905 г. не вполне верно его по следующим причинам. В исторической науке отсутствуют работы, ставившие задачу идентификации их политических взглядов. Поэтому утверждать, что они разделяли уваровскую триаду «Православие, самодержавие, народность» и были сторонниками еще не озвученных программных установок крайне правых союзов, на данный момент не представляется возможным в связи с недостатком исследований в данной области. Антиреволюционную направленность проявляли и другие правые партии, например, русские националисты[xliii], а приверженность антисемитской доктрине декларировали и действовавшие на окраинах Российской империи некоторые национал-сепаратистские организации. Исходя из этих соображений, нельзя исключать, что участники погромов могли бы быть потенциальными членами Всероссийского национального союза или других правых партий, находившихся нередко во враждебных отношениях с правомонархическими организациями.
По нашему мнению, участники столкновений с революционными демонстрациями и еврейских погромов в октябре 1905 г. являлись носителями не черносотенных взглядов, т.е. четкой и осознанной системы консервативных воззрений, а традиционалистского стиля мышления, трактуемого как проявляющаяся у различных индивидов универсальное стремление держаться за прошлое, боязнь нововведений и обновления, носящее подсознательный и устойчивый характер[xliv]. Изначально бессознательный традиционализм широких масс населения, характеризовавшийся приверженностью устоям и ценностям традиционного общества, в условиях сложившейся в октябре 1905 г. в России социально-политической ситуации, угрожавшей патриархальному миропорядку, приобрел социальную функцию и вызвал стихийный выплеск масс, обернувшийся столкновениями с революционными силами. Реакция традиционалистски настроенного населения на революционные проявления и запустила механизм перерастания «неосознанной» защиты традиционных ценностей в стадию «осознанного» консерватизма, который в скором времени привел к созданию правомонархических организаций и формулированию их программных установок.
Исходя из этих рассуждений, участников разгонов революционных митингов представляется правильнее характеризовать как традиционалистов, а их столкновения с революционными демонстрациями не как черносотенные, а как выступления верноподданнических (или традиционалистских) сил. Данная характеристика подходит и в отношении лояльных властям представителям непривилегированных сословий, проявлявших «охранительную» активность при антиправительственных проявлениях оппозиционной части общества с кон. XIX в. до первой российской революции.
В отличие от черносотенцев-членов правомонархических союзов, чья антиреволюционная направленность базировалась на идейной основе защиты фундаментальных ценностей российского культурно-исторического сообщества, основанием для столкновений традиционалистов с участниками революционных демонстраций и митингов в большей степени являлись экономические, психологические и иные факторы. Иными словами, несмотря на то, что антиреволюционная направленность роднила черносотенцев и традиционалистов, их все-таки разделяла разность мотивов участия в политической деятельности.
Анализ причин антиреволюционных выступлений традиционалистов показывает, что озлобление различных социальных слоев против революционных проявлений к октябрю 1905 г. достигло предела. Всероссийская октябрьская политическая стачка нанесла серьезный удар по экономике страны. Из-за забастовок железнодорожников возникали перебои с подвозом продовольствия, как следствие этого росли цены и падал жизненный уровень людей. Особенно в октябре пострадали торговцы, так как покупательная способность основных потребителей — рабочих из-за стачек значительно упала. Начальник Костромского жандармского управления информировал Департамент полиции МВД о причинах избиения семинаристов 19 октября: «...беспорядок возник благодаря рассчитанной на безнаказанность наглости и дерзости группы учащейся молодежи. Предшествовавшая происшествию забастовка повлекла вздорожание жизненных припасов, что крайне отразилось на беднейшей части крестьянского населения»[xlv].
Октябрьское выступление ярославских традиционалистов было отмечено и участием в нем рабочих, в основном с табачных фабрик Дунаева, Вахрамеева, а также мелких заводиков и мастерских, потерявших заказы из-за забастовок и приостановки работы железнодорожного транспорта[xlvi].
Столкновения в Рыбинске 19 октября 1905 г. революционной демонстрации железнодорожников и учащихся с крючниками местной пристани были обусловлены тем, что последние в большинстве своем являлось крестьянами, пришедшими в город на заработки, но железнодорожные забастовки, прекратив подвоз зерна, лишили их работы [xlvii]. В результате крючники напали на демонстрацию железнодорожных рабочих и разогнали ее, избив немало участников. «Что же касается избиения гимназистов и студентов, то последние стали жертвами насилия невежественной толпы только потому, что, по мнению ее, они являлись подстрекателями железнодорожных рабочих к забастовкам», — писал корреспондент «Вестника рыбинской биржи»[xlviii]
Экономическая составляющая явно прослеживается и в последовавших вслед за разгоном революционных митингов еврейских погромах, что подтверждается участием в них тех социальных слоев населения, которые наиболее пострадали от забастовочного движения. К ним авторы Еврейской энциклопедии отнесли все социальные классы населения: рабочих, мелкую буржуазию «в лице своих двух характерных групп — мелких торговцев и ремесленников», представителей «либеральных профессий»[xlix]. Анализ, проведенный по материалам ярославской периодической печати, областного архива, мемуарам свидетелей тех событий, историческим исследованиям, не подтверждает данную точку зрения в части, касающейся участия лиц «либеральных профессий».
Крайне правые находили основу для погромов в экономической почве, определяя их как стихийный ответ народных масс на безудержную эксплуатацию. Отрицая наличие организующего центра, черносотенцы характеризовали погромы как взрыв народного возмущения и проявление мести, в ходе которых уничтожалось имущество евреев как «нажитое грабежом того же народа среди белого дня на законном основании»[l]. В Ярославле извращенная форма классового протеста проявилась в том, что некоторые еврейские заводы и мастерские громились работавшими там рабочими. Так, в Ярославле, разгромив мастерскую Якубчика на Стрелецкой улице, работавшие там мастера направились в соседнюю мастерскую Гуревича, которую после разгрома подожгли. «Печник, работавший в медно-паяльной мастерской Блех на Большой Пожарской улице, участвовал в ее погроме», — сообщал «Северный край»[li]. Осужденный за участие в разгроме завода Брайнина Д.А. Кокин числился рабочим этого предприятия[lii]. По утверждениям авторов «Еврейской энциклопедии», участие некоторой части рабочих в погромах было «следствием реакционности евреев, а не наоборот»[liii].
Отрицая роль властей и черносотенцев в подготовке и осуществлении погромов, авторы вышедшей в 1912 году Еврейской энциклопедии (Ю.И. Гессен и Д.С. Пасманик) указывали, что бесчинства являлись антисемитскими выступлениями, вызванными сугубо экономическими причинами — конкуренцией русского и еврейского капиталов, завистью к более зажиточным евреям, жаждой обогащения[liv]. Основание для подобных утверждений давал анализ причин погромов, имевших место в начале 80-х гг. XIX в. на юго-западе России, которые сводились к проявлению народного гнева эксплуатируемых масс против «жидов-паразитов».
Анализ материалов губерний Верхнего Поволжья, связанных с участниками погромного движения, отчасти подтверждает утверждения авторов Еврейской энциклопедии. Действительно, в среде торговцев и ремесленников антисемитские настроения, базировавшиеся на экономической почве и связанные с так называемым «еврейским засильем», были весьма устойчивы. После октябрьских погромов 1905 г. их конкуренты — евреи быстро восстановили разрушенное хозяйство и активно включились в рыночную борьбу, по мнению правых, «доведя до разорения некоторых русских торговцев и заставив других сократить свои обороты»[lv]. Это вызвало взрыв негодования черносотенцев, руководители которых с сожалением заявляли: «Еврейский погром, в сущности, не принес никакого вреда евреям»[lvi]. В ответ на это мелкая буржуазия при активном участии СРН неоднократно организовывала кампании за выселение из города евреев, не имевших права проживать вне черты еврейской оседлости, а также бойкот еврейским лавкам. При этом причинами указывались не столько «революционность евреев» или происки жидомасонства, а то обстоятельство, что «...еврейские ремесленные мастерские раскинулись по всему городу, причем заняли наиболее бойкие места, а торговля почти перешла в еврейские руки», отчего «русское ремесло и торговля приходят в упадок»[lvii]. Ясно видно, что мелкая буржуазия использовала появившийся в октябре 1905 г. повод для расправы с ненавистными конкурентами.
Изучение многочисленных свидетельств погромов свидетельствует, что среди участников погромных бесчинств выделялись криминальные и люмпенизированные элементы, которым не были присущи определенные политические взгляды. Пытаясь воспользоваться сложившейся ситуацией, они направляли разгоряченные после столкновений с революционерами толпы традиционалистов – участников верноподданнических демонстраций на еврейские магазины и лавки. Побудительным мотивом участия в погромах данной группы было желание улучшить свое материальное положение за счет более обеспеченных сограждан без различия национальности. Нередко после грабежей еврейских лавок они переходили к разгрому русских[lviii].
В частности, об одном из влиятельных в послепогромное время в Ярославле на Толкучем рынке торговце Н. Воронове говорили: «Во время погромов 1905 г. в числе погромщиков сумел награбить из часовых магазинов разных вещей и скрылся в г. Баку, и проживал до тех пор, когда все не утихло, и вновь явился в Ярославль, уже не забежкой (своего рода прислуга у торговцев. — М. Р.), а самостоятельным торговцем, и по сие время ворочает на рынке как следует и имеет голос между своими»[lix]. Обыски, проведенные ярославскими судебными властями сразу же после погромов в квартирах на Даниловском и Кучерском переулках, Пошехонской и части Борисоглебских улиц — там, где селилось городское «дно», выявили огромное количество награбленной одежды, ювелирных украшений, предметов быта и иудейского культа[lx]. В квартире «Витьки» — главаря одной из банд грабителей, принимавших участие в разграблении дома богатых евреев Хаймовых, — «обнаружена одежда, похищенная при разгроме молельни» [lxi]. Как информировала газета «Северный край», в городе даже образовался нелегальный рынок торговли отнятыми у евреев вещами. Темные личности из-под полы по бросовым ценам предлагали прохожим весьма приличные предметы домашней утвари[lxii].
Анализ социального состава участников еврейских погромов, подтверждает мнение о серьезной экономической и криминальной мотивации действий громил. В Ярославле главную роль в грабежах еврейского имущества играли мелкие городские предприниматели (торговцы с Толкучего и Мытного рынков, маклаки, ремесленники) и люмпен-пролетарии. Очевидец погромных событий свидетельствовал, что в числе погромщиков «состояли люди и худые и хорошие, а более народ серый — или подсудимые, или они без работ находились и разные хулиганы и торговцы с рынку и Мытного двора. А предводителями этой партии был более народ отчаянный из числа подсудимых и приемщиков краденного имущества»[lxiii]. Корреспондент «Северного края» сообщал, что участниками погромов были «преимущественно торговцы и маклаки с Толкучки»[lxiv]. Пурин, основываясь на свидетельских показаниях, заключает: «Толпа громил состояла из мелких торговцев и маклаков (преимущественно), возчиков, зимогоров...»[lxv]. Участие их в погромах объясняется не столько желанием продемонстрировать преданность вековым устоям, сколько ставило цель ликвидировать ненавистных конкурентов и пополнить карман.
Социальный состав погромщиков в Костроме не отличался от ярославского: «толпившиеся кругом (митинга молодежи) торговцы, золоторотцы, представители черной сотни, крестьяне, приехавшие на базар, услышав слово "свобода"... бросились на оратора»[lxvi]. На собрании интеллигентской части населения Костромы 19 октября подчеркивалось «участие в избиении и руководство толпой некоторых лиц, принадлежавших к местному мещанству и мелкому купечеству
Библиографические ссылки:
[i] Русский народ. 1906. 6 августа.
[ii] Русское знамя. 1908. 17 июля.
[iii] Размолодин М.Л. Указ. соч. С. 213.
[iv] Русское знамя. 1907. 12 декабря.
[v] Омельянчук И.В. Черносотенное движение…: автореф. дис. … докт. ист. наук. С. 39.
[vi] Русский народ. 1907. 10 октября.
[vii] Русское знамя. 1907. 25 ноября.
[viii] Там же. 1906. 20 сентября.
[ix] Там же. 1907. 12 января.
[x] ГАРФ. Ф. 116. Oп. 1. Д. 595. .Л. 9.
[xi] Там же.
[xii] Северная газета. 1907. 16 июня.
[xiii] ГАРФ. Ф. 102. Оп. 234 (1906). Д. 2. Ч. 54. Л. 3.
[xiv] Размолодин М.Л. Указ. соч. С. 99.
[xv] Северный край. 1905. 20 ноября.
[xvi] Степанов С.А. Черная сотня. С. 198-205.
[xvii] Вестник рыбинской биржи. 1906. 4 октября.
[xviii] Размолодин М.Л. Указ. соч. С. 100.
[xix] ГАЯО. Отдел рукописей. Оп. 2. Д. 1164. Л. 17.
[xx] Вестник рыбинской биржи. 1906. 4 октября.
[xxi] ГАЯО. Отдел рукописей. Оп. 2. Д. 1164. Л. 23.
[xxii] Там же.
[xxiii] Там же.
[xxiv] Русский народ. 1906. 8 октября.
[xxv] Поволжский вестник. 1907. 23 ноября.
[xxvi] Карпухин Д.В. Указ. соч. С. 356; Алексеев И.Е. Черная сотня: вехи осмысления в России: рецензия на книгу Д.В. Карпухина // На страже империи. Вып. IV. Казань, 2011. С. 37; Степанов С.А. Черная сотня. С. 220; и др.
[xxvii] Омельянчук И.В. Черносотенное движение…: автореф. дис. … докт. ист. наук. С. 40
[xxviii] Русский народ. 1909. 29 апреля.
[xxix] Там же.
[xxx] Погромы // Еврейская энциклопедия. СПб., 1912. С. 618.
[xxxi] Степанов С.А. Черная сотня в России. С. 54-55.
[xxxii] Левицкий В. Правые партии // Общественное движение в России в начале XX в. СПб., 1914. Т.3. С. 338.
[xxxiii] Грингмут В.А. Объединяйтесь, люди русские! Сост. А.Д. Степанов. М., 2008. С. 344.
[xxxiv] Политология: энциклопедический словарь / Общ. ред. и сост: Ю.И. Аверьянов. М., 1993. С. 396.
[xxxv] Русское знамя. 1907. 5 июля.
[xxxvi] Там же. 1910. 14 мая.
[xxxvii] Там же. 1907. 5 июля.
[xxxviii] Там же.
[xxxix] Черная сотня. Историческая энциклопедия 1900-1917. Сост. А. Д. Степанов, А. А. Иванов.
М., 2008.
[xl] В работе над энциклопедией принимали участие А.Д. Степанов, д.и.н. А.А. Иванов, д.философ.н. С.В. Лебедев, д.филол.н. А.М. Любомудров и к.и.н. Д.И. Стогов (Санкт-Петербург); д.э.н. О.А. Платонов, к.пед.н. Ю.В. Климаков, М.Б. Смолин (Москва); д.э.н. Т.В. Кальченко (Киев); д.и.н. А.Д. Каплин и д.и.н. И.П. Сергеев (Харьков); д.и.н. Е.М. Михайлова (Чебоксары); д.и.н. И.В. Омельянчук (Владимир); к.и.н. И.Е. Алексеев (Казань); к.и.н. В.Ю. Рылов (Воронеж): к.и.н. К. В. Максимов (Уфа); к.и.н. С.А. Ильин (Тамбов) и к.и.н. Н.В. Шарова (Уварово, Тамбовская обл.); к.и.н. А.А. Фоменков и к.и.н. С.В. Чесноков (Н. Новгород); д.и.н. Ю.А. Иванов (Шуя); д.и.н. К. Е. Балдин и к.тех.н. С. О. Алексинский (Иваново); к.и.н. С.М. Санькова и историк А.Б. Гуларян (Орел); к.и.н. Ю.В. Слесарев (Пенза); к.и.н. А.И. Стеценко (Ульяновск) и др.
[xli] Черная сотня: историческая энциклопедия. С. 14.
[xlii] Там же. С. 5.
[xliii] Санькова С.М. Русская партия в России: образование и деятельность Всероссийского национального союза (1908–1917). Орел, 2006; Коцюбинский Д.А. Русский национализм в начале XX столетия: Рождение и гибель идеологии Всероссийского национального союза. М., 2001; и др.
[xliv] См.: Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под ред. В.С. Степина. 2001; Краткий философский словарь. Под ред. А.П. Алексеева. М., 2007. С. 396-397; Попов Э.А. Русский консерватизм: идеология и социально-политическая практика. Ростов н/Д: Изд-во Рост. ун-та, 2005.
[xlv] ГАРФ. Ф. 102. Оп. 237 (1907). Д. 219. Л. 3.
[xlvi] Северный край. 1905. 25 октября.
[xlvii] Зайцев А. Забастовки железнодорожников в 1905 г. в Ярославской губернии // Ярославль в первой русской революции. С. 137
[xlviii] Вестник рыбинской биржи. 1905. 21 октября.
[xlix] Погромы // Еврейская энциклопедия. С. 620.
[l] Русское знамя. 1910. 11 июня.
[li] Северный край. 1905. 26, 30 октября.
[lii] ГАЯО. Ф. 347. Oп. 1. Д. 474. Л. 36.
[liii] Погромы // Еврейская энциклопедия. С. 619.
[liv] Там же. С. 618.
[lv] ГАРФ. Ф.116. Оп.1. Д. 595. Л. 10.
[lvi] Русский народ. 1907. 25 ноября.
[lvii] Там же. 1909. 30 мая.
[lviii] Размолодин М.Л. Указ. соч. С. 32-36.
[lix] ГАЯО. Отдел рукописей. Оп. 2. Д. 1164. Л. 7.
[lx] Северный край. 1905. 25 октября.
[lxi] Там же. 25 октября.
[lxii] Там же. 30 октября.
[lxiii] ГАЯО. Отдел рукописей. Оп. 2. Д. 1164. Л. 21.
[lxiv] Северный край. 1905. 2 ноября.
[lxv] Пурин. Погромы // Ярославль в первой русской революции. Ярославль, 1925. Л. 205.
[lxvi] Костромской листок. 1905. № 104.
[lxvii] Конокотин А. Указ. соч. С. 149.