«И до скончания века…»

Воронежский край в эпоху освобождения славян (1875-1878 гг.)

0
337
Время на чтение 11 минут

Движение в поддержку южных славян, развернувшееся в России в 1875-1878 годах, распространилось на все сословия и все области нашего Отечества.

Оно выражалось в сборе средств для помощи семьям жертв резни в Боснии и Болгарии, в отправке добровольцев, в снаряжении общин сестёр милосердия, в многосторонней заботе о семьях ушедших на войну солдат и офицеров.

Разница была лишь в количестве пожертвованных средств - Московская губерния имела больше возможностей для филантропии, чем Воронежская.

Необходимо различать добровольные пожертвования общественных организаций и меры, предпринимавшиеся учреждениями местной и центральной власти. Кроме того, например, священнослужители могли жертвовать средства и как частные лица, и как представители епархий.

На сегодняшний день вышли довольно подробные очерки о помощи славянам жителей Кубани, Харьковской, Ярославской, Гродненской, Самарской губерний [1].

Мне бы хотелось дополнить картину провинциальной помощи славянам очерком о благотворителях Воронежской земли.

Великий поэт-воронежец Иван Саввич Никитин ещё в период Крымской войны выражал надежду на освобождение порабощённых славян. Творчество Никитина и его старшего современника Алексея Кольцова стало известно зарубежным славянам ещё в XIX веке. Уроженец села Коршево Бобровского уезда Алексей Суворин внёс большой вклад в своевременное ознакомление жителей России с событиями на фронтах Русско-Турецкой войны, будучи редактором газеты «Новое Время». Близок к славянофилам был воронежский публицист и историк Михаил Фёдорович Де-Пуле. Да и сам губернатор - князь Михаил Оболенский - приходился родственником активному участнику славянских комитетов Юрию Фёдоровичу Самарину.

Впрочем, на страницах тогдашних губернских газет их имена стоят рядом с именами ныне незаслуженно забытых священнослужителей, офицеров и крестьян, одушевлённых патриотическим чувством.

Воронежская губерния не относилась к числу самых богатых и благоустроенных, однако все её сословия, даже беднейшее крестьянство, объединились в деле сбора на нужды славян и русских воинов, героически сражавшихся на далёких Балканах.

Многие мои земляки отдали братскому сербскому и болгарскому народам самое дорогое - жизнь.

...В 1875 году в Боснии и Герцеговине началось восстание сербского населения («Невесиньская пушка»), для подавления которого турецкое правительство использовало самые жестокие меры. В Сербское княжество и пограничные районы Австро-Венгрии и Черногории устремился поток беженцев. Изгнанные со своих очагов сербы зачастую не имели ни пищи, ни тёплой одежды. Славянские Комитеты в Санкт-Петербурге, Москве, Киеве и Одессе немедленно начали сбор средств для помощи герцеговинцам.

Уже в 1875 году представитель Воронежского Благородного Собрания отправил председателю Московского Славянского Комитета Ивану Сергеевичу Аксакову письмо и денежный перевод: «Имею честь препроводить к Вам 39 рублей, собранные по подписке в Воронежском Благородном Собрании в пользу пострадавших семейств... Герцеговины и Боснии» [2].

Всего же, по информации Бориса Фирсова, в 1876 -1877 годах члены Воронежского Благородного Собрания передали 1000 рублей в пользу славян Балканского полуострова и на устройство и содержание в Воронеже госпиталя для раненых и больных воинов [3].

В 1876 году русское общество было потрясено жестокостями, проявленными при подавлении восстания в Болгарии. Всколыхнулась и Воронежская земля...

В семнадцатом номере газеты «Воронежские епархиальные ведомости», вышедшем 1 сентября 1876 года, было опубликовано письмо от 24 июля, переправленное из Воронежской духовной консистории, В письме всем желающим предлагалось приобретать вновь вышедший сборник «Славянские думы и голоса», содержавший стихи Пушкина, Лермонтова, Жуковского, Хомякова, Плещеева, а так же болгарских, сербских и черногорских, галицких, польских, словенских, хорватских поэтов.

Авторы письма добавляют: «Симпатии наши к славянам понятны, потому что мы сами славяне. Дело только в том, что мы сильны и свободны. Они же политически раздроблены и находятся в зависимости от других народов. Чтобы эти симпатии укрепить ещё более, чтобы инстинктивную любовь русского человека к его славянским братьям обратить в любовь сознательную, разумную, - для этого нужно знание; нужно, чтобы русский народ - весь вообще, а не высшие только образованные слои его - ознакомился с остальным славянским миром, с его думами и чувствованиями, скорбями и грёзами, и вообще со всем строем его разнообразной племенной жизни» (С. 746-747)

15 декабря та же газета публикует поразительный документ. Это письмо священника слободы Новая Калитва Василия Аполлосова от 26 ноября 1876 года [4].

Батюшка утверждает: «В нашей епархии каждый священник непосредственно от себя посылал и посылает... пожертвования или в существующие в столицах Благотворительные Комитеты, или чрез посредство разных газетных редакций...».

Согласно приложенной к письму смете, из слободы Новая Калитва 12 июня 1876 года в Санкт-Петербургский Славянский Комитет было отослано 30 рублей, 18 сентября в Московский Комитет 25 рублей, 21 октября в Московский Комитет 10 рублей, 12 ноября в Московский Комитет - 50 рублей.

Эти суммы «составляют большею частию пожертвованные крестьянами простолюдинами трудовые копейки» (С. 1073).

Отец Василий перечисляет 14 человек, обязавшихся и впредь вносить деньги на нужды славян: это, в том числе, помощник волостного писаря Андрей Дмитриченко, государственный крестьянин Ефимий Яковенко, сельский староста Николай Краснояружский.

Эти «трудовые копейки» были не единственными: 20 сентября 1876 года крестьяне Воронежской губернии прислали в пользу семейств, пострадавших в Боснии, Герцеговине и Болгарии, деньги и 50 аршин холста [5].

...15 апреля 1877 года в Троицко-Смоленском кафедральном соборе Воронежа в присутствии губернатора был прочитан манифест об объявлении войны Турции.

Уже к концу апреля городская дума выделила на нужды армии 20 тысяч рублей и взяла на себя содержание 50 кроватей в местном военном госпитале. В ответ на рапорт губернатора об этом пожертвовании он получил благодарственную телеграмму от Императрицы Марии Александровны. Сумма пожертвований на нужды армии достигла к 1 января 1878 года 145 тысяч 242 рублей [6].

А на страницах епархиальной газеты появилось следующее «Заявление в редакцию»:

«1877 года, мая 5 дня, мы, нижеподписавшиеся, Богучарского уезда слободы Новобелой Успенской церкви, священно - и церковнослужители, после прочтения в церкви Императорского Манифеста о вступлении российских войск в турецкие владения и по отслужении Господу Богу молебствия о даровании православному нашему христолюбивому воинству победы над врагами, изъявили своё усердное желание во всё продолжение войны жертвовать на больных - раненых воинов по 2% с рубля всех наших денежных доходов, поступающих в общую кружку, в чём и подписуемся.

Слободы Новобелой Успенской церкви священник Евгений Прокопиев, помощник настоятеля священник Григорий Мануйлов.

Диакон Мокий Чуев.

Диакон Василий Раевский.

Псаломщики: Пётр Краснобаштов, Димитрий Стефанов, Иван Попов» [7].

Из того же Богучарского уезда на войну ушли: из уездного города гвардейский капитан С.В. Греков, Г.Т. Серединский, Е.И. Тонконогов, штабс-капитан П.И. Попов, штабс-ротмистр А.Г. Левченко, Н.П. Марков, врач Маноцкий; из слободы Филоново - бомбардир П.Ф. Колесников; села Гадучье - рядовой С.В. Лысенко; слободы Монастырщина - М.Е. Ласкутов, П.К. Герасимов; села Сухой Донец - В.К. Романов; села Дьяченково - полковник П.И. Перекрёстов [8]...

29 мая 1877 года в Воронеже был открыт госпиталь Красного Креста на 350 раненых, действовавший немногим менее года. 27 июля 1877 года викарный Епископ Острогожский Вениамин освятил в губернском городе временную церковь Великомученика и Целителя Пантелеимона при госпитале для воинов Русско-турецкой войны [9].

Летом 1877 года на территории Воронежской епархии находился Митрополит Сербский Михаил. 7 июля он прибыл в Задонский Богородицкий монастырь, где 8 июля отслужил Божественную Литургию, а вечером того же дня выехал в Москву. Ему была преподнесена икона Святителя Тихона [10].

...6 июня губернский предводитель дворянства П.Ф. Панютин информирует исполняющего обязанности губернатора И.А. Звегинцова о том, что 5 июня состоялось чрезвычайное губернское дворянское собрание, на котором было принято решение о направлении 20 тысяч рублей для семей офицеров и нижних чинов, участвующих в Русско-Турецкой войне. А затем появляется «для всеобщего сведения» печатный лист - объявление жителям губернии. «Господин Воронежский губернский предводитель Дворянства имеет честь поставить во всеобщую известность, что Воронежское чрезвычайное губернское дворянское собрание, по постановлению своему, 5 июня 1877 года, утверждённому господином Министром Внутренних дел, пожертвовало двадцать тысяч рублей для выдачи денежных пособий, во 1-х, семейством господ офицеров и нижних чинов из урожденцев Воронежской губернии, которые находятся в безпомощном положении, вследствие отсутствия призванных на службу единственных кормильцев, то есть, способных к труду представителей их, и во 2-х, семействам господ офицеров и нижних чинов из уроженцев Воронежской губернии, которые подверглись крайности, вследствие увечья от ран, или смерти на войне членов тех семейств. Основанием для получения семействами таких господ офицеров и нижних чинов ежемесячных и единовременных пособий должны служить удостоверения Воронежского губернского предводителя или уездных предводителей дворянства тех уездов Воронежской губернии, где имеют жительство семейства нуждающихся в пособии, как о семейном положении, так и о недостаточном состоянии, ходатайствующих о пособии. На основании этих удостоверений, выдача пособий производится в Воронежской губернской земской управе, или же чрез уездные земские управы, по месту жительства обращающихся за пособием» [11].

Из документов видно, что сумма должна была быть собрана путём дополнительного налогообложения дворянских имений. Суммы продолжали поступать до 1883 года, но выдача пособий прекратилась в 1879 году. Оставшаяся сумма была обращена на учреждение стипендий в классической гимназии, реальной гимназии, Мариинской женской гимназии, Николаевской женской гимназии [12].

В Государственном архиве Воронежской области сохранилось письмо главы местного отделения «Общества попечения о раненых и больных воинах» М.А.Соловцова П.Ф.Панютину от 20 января 1878 года.

«Милостивый Государь Павел Фёдорович!

Прибывшие в Воронеж артисты гг. Бауэр и Никитин желают дать концерт, половина сбора за который они жертвуют в пользу раненых и больных воинов.

Позвольте обратиться к Вашему Превосходительству с покорнейшею просьбой Вашего разрешения устроить этот концерт в зале Дворянского собрания 22-го сего января.

С совершенным уважением и преданностью имею честь быть Вашего Превосходительства покорнейшим слугою, товарищ председателя Воронежского отделения Общества попечения о раненых и больных воинах Михаил Александрович Соловцов» [13].

Как видно из последующей переписки, Дворянское собрание предоставляло свои помещения для РОКК и впоследствии.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в селе Азовка (1763-1869)В Комитет по снабжению тёплой одеждой выходящих из лазаретов РОКК от священника слободы Екатериновки Острогожского уезда (ныне - Лискинского района) Долгополова поступило 10 рублей. Особенно значительные пожертвования были сделаны прихожанами и священниками слободы Азовка [14].

...Окончилась война Сан-Стефанским перемирием и Россия стала выкликать своих живых сыновей, считать погибших...

Следующие документы ставим без комментариев.

Письмо настоятеля Петропавловской церкви города Мендзвержец Седлецкой губернии (Холмско-Варшавская епархия) Предводителю Воронежского Дворянского собрания Панютину от 7 ноября 1878 года.

«Имею честь покорнейше просить Вас объявить родственникам умершего в сем году от тифа на войне лекаря 5 Гренадерского Киевского полка Косубского, что (мною принято) три тюка вещей покойного.

По слухам, покойный лекарь Косубский учился в Воронежской гимназии и происходил из дворян Воронежской губернии».

Ответ П.Ф.Панютина от 15 января 1879 года. «Исправляющий должность Предводителя дворянства Нижнедевицкого уезда в письме от 9 января 1879 года сообщал, что Иван Аристархович Коссубский действительно принадлежит к числу детей Нижнедевицкого землевладельца коллежского регистратора Аристарха Дмитриевича Коссубского» [15].

В епархиальной газете публиковались списки погибших и пропавших без вести на фронтах Русско-турецкой войны жителей Воронежской губернии. Есть среди них и предки моих земляков - лискинцев.

Свою жизнь за свободу славян и русскую честь отдали: Лейб-гвардии Павловского полка рядовой Василий Давыдович Артёмов, из крестьян Коротоякского уезда села Бодеевки, а также рядовой Третьего Кавказского Стрелкового батальона Григорий Прокофьевич Куцов, Острогожского уезда Лискинской волости хутора Демченкова [16].

...Много зим и весён прошуршало с тех пор в донских ковылях, новые войны накатывались смертоносным приливом на Воронежскую землю... Уже нет хутора Демченкова - лишь несколько полупустых домов. Но в Бодеевке, где именно в 1878 - военном - году освятили новый храм, теплится память свечой на каноне, и будет она сохраняться везде, где пред Алтарём поминают павших.

А там, где шумит по камням Неретва, струится Марица и сияет тёплое море, до сих пор хранятся иконки, привезённые из донских степей. И будут храниться до скончания века.

Алексей Александрович Поповкин, преподаватель кафедры общегуманитарных дисциплин Лискинского филиала Воронежского Государственного Университета

Примечания:

1. Матвеев О. В. Три сюжета из истории войны за освобождение славян:

http://www.gipanis.ru/?level=326&type=page&lid=317.

Гнездило О.С., Иванская Т.В., Момот Л.М. Документы 1876-1878 гг. о помощи харьковской общественности народам Балканского полуострова в фондах Государственного архива Харьковской области//Дриновски сборник. - Харьков; София: Академично издателство «Проф. Марин Дринов», 2009. - Т. 3. Белова Е.Е. Сёстры милосердия в период Русско-Турецкой войны 1877-1878 годов// Е.Е. Белова/Ярославский Педагогический вестник. 2010. №2. Черепица В.Н. Попечительская деятельность Православной Церкви на Гродненщине в период русско-турецкой войны 1877-1878 гг.: http://www.srpska.ru/article.php?nid=1822 Черкасова М. «За честный крест и веру золотую» (Население Поволжья и национально-освободительная борьба южных славян в 1875-1878 гг.). http://srbija.ucoz.ru/publ/2-1-0-22. См. также: Сквозников А.Н. «За Честный Крест и Веру Золотую!». Волжане и национально-освободительная борьба южных славян в 1875-1878 гг. Славянский сборник: Межвуз. сб. науч. тр. Вып. 7. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2008.

2. ГАРФ. Ф. 1750, оп. 1. Д. 259, л. 69.

3. Фирсов Б. Приятное с полезным.// Воронежский курьер. 2.08. 2008. №86. С. 8.

4. Воронежские Епархиальные ведомости.- 1876. - №24, 15 декабря. С. 1072

5.Колышницына Н.В. Санкт-Петербургское Славянское Благотворительное общества и организация помощи болгарским славянам // История Петербурга. № 2 (48). 2009. С. 82.

6. Акиньшин А.Н. Губернатор Оболенский Михаил Александрович. 1874-1878 / Воронежские губернаторы и вице-губернаторы. 1710-1917: Историко-биографические очерки / Редактор-составитель А.Н.Акиньшин. Воронеж: Центрально-Чернозёмное книжное издательство. 2000. С. 268.

7. Воронежские Епархиальные Ведомости.- 1877-№10, 15 мая. С. 194.

8. См.: Романов Е.П. Романова З.М. Богучар. Научно-популярный очерк истории Богучарского края с начала XIX века до начала ХХ века. Книга 2. Воронеж, Изд-во ВГПУ, 2010.

9. Димитрий (Самбикин), архим. Указатель храмовых празднеств в Воронежской Епархии. Вып. 4, Воронеж, 1884. С. 110:

10. Государь Император в Задонской обители.// Задонский Благовест. 1994 год. С. 5. Данное указание является уникальным и не имеет подтверждений в епархиальной прессе того времени, поэтому оно нуждается в дополнительной проверке.

11. Государственный Архив Воронежской области (далее -ГАВО).Ф.30. Д. 2492, лл. 1-6

12. Там же, л. 32.

13. ГАВО. Ф. 30. Д. 2501, л.5

14. Воронежские Епархиальные ведомости. - 1878 - №8, 15 апреля. С. 155-157.

15. ГАВО, Ф. 30. Д.2501, л. 73, д. 2502, л. 3.

16. Воронежские Епархиальные Ведомости. - 1878. - №9, 1 мая. С. 192, там же, 1878, №19, 1 октября. С. 444.

Иллюстрация: храм Покрова Пресвятой Богородицы в селе Азовка (1763-1869). Фото автора.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Алексей Поповкин
«Великий день Кирилловой кончины» (Ф.И.Тютчев)
День памяти 14/27 февраля. Иконописная традиция изображения Славянских Апостолов в XIX веке и её изменения
27.02.2021
Черногория: цугцванг «сигаретного короля»
К итогам парламентских выборов в Черногории
31.08.2020
Паломничество Митрополита Сербского Михаила (Йовановича) в Россию в 1869 году
Часть третья. Санкт-Петербург – Вильно-Острог
26.11.2019
«Патриарха Варфоломея нельзя назвать главой Православной Церкви»
Митрополит Амфилохий (Радович) подверг жесткой критике позицию Фанара по Украине
28.10.2019
Все статьи Алексей Поповкин
Последние комментарии
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
17.04.2024 21:39
К 135-летию Ч. Чаплина
Новый комментарий от Владимир Николаев
17.04.2024 21:33
Хватит кошмарить народ новостями о преступлениях
Новый комментарий от Владимир С.М.
17.04.2024 21:24
Баптисты Америки считают Гогом и Магогом именно нас
Новый комментарий от С. Югов
17.04.2024 21:01
На картошку!
Новый комментарий от С. Югов
17.04.2024 21:00