В роковые минуты Истории недостаточно одного ума: нужны сердечное понимание и сознание права на жизнь, на существование, на преуспеяние, на усиление, на власть своего родного края.
Антонина Блудова
Девятнадцатый век дал России не только великих деятелей искусства, но и великих преобразователей жизни - а именно преобразование, преображение повседневности было целью русских благотворителей. Павлу Третьякову и Александре Стрекаловой, Савве Мамонтову и Наталье Протасовой, Петру Губонину и Антонине Блудовой суждено было сочетать два идеала филантропии, привившиеся к началу упомянутого нами столетия. Один идеал был древнерусский, олицетворённый Иулианией Лазаревской и Анастасией Романовой. То был идеал благочестия христианского самопожертвования, когда не только время и материальные средства, но и сердце отдаётся сирым и убогим. Второй идеал нашёл своё воплощение в Воспитательном доме Екатерины Второй и Ивана Бецкого. Это был идеал Просвещения, говоривший о взаимопомощи ради самой человеческой природы.
Опыт филантропии XIX века, как в высших сословиях, так и в простонародье, был построен на христианском фундаменте, но методы благотворительности могли быть заимствованы и из эпохи Просвещения. Скажем точнее. Чувства, побуждавшие к благотворительности, воспитывались православным нравственным учением (чему есть яркие примеры в деятельности Александра Стурдза, Антонины Блудовой и Анны Аксаковой), а стремление к всеобщему распространению знаний через строительство училищ и библиотек характерно для века Просвещения, хотя материалистические взгляды этой эпохи, разумеется, отвергались аристократами-благотворителями.
Пройти по тонкой грани, отделяющей методы просвещения от его идеологии, русским благотворителям помогли не только немецкие христианские романтики, но и Стефан Стратимирович, и Иоаннис Каподистрия. На пути приобщения к опыту этих единоверных поборников просвещения благотворители не могли не встретиться со славянофилами, шедшими той же дорогой от Руссо и Шеллинга к «Добротолюбию». И действительно, нет почти ни одного русского мецената XIX века, кто не был бы знаком с кружком славянофилов, если эти меценаты действовали после 1839 года.
Имя Антонины Блудовой (1812-1891) в череде имён русских благотворителей, к сожалению, не так известно, как имена Третьяковых или Морозовых. Поэтому нам стоит обратить более пристальное внимание на её роль в развитии благотворительности Российской Империи.
Антонина Дмитриевна Блудова родилась в Стокгольме, где её отец, Дмитрий Николаевич Блудов, служил дипломатом. Истоки рода Блудовых тянутся к самому началу Русского государства. Основатель фамилии - воевода Блуд, известный по Повести Временных Лет. Сам Дмитрий Николаевич был разносторонне талантливым человеком - даровитый дипломат и сторонник единения православных народов под скипетром самодержавной России, он поддерживал приятельские отношения с Пушкиным, вместе с ним участвуя в обществе «Арзамас». В зрелые годы Дмитрий Николаевич вошёл в высший слой элиты России, получив от Николая Первого графский титул и ряд ответственных постов в правительстве. Поучаствовал граф Блудов и в подготовке отмены крепостного права. Не лишним будет отметить, что в 1854 году Дмитрий Николаевич был избран зарубежным членом Дружества Сербской словесности - ныне это Сербская Академия Наук и Искусств. Разумеется, никто лучше отца не организовал бы дело воспитания и образования юной Антонины.
Год, в который она родилась, навсегда высечен на скрижалях отечественной истории. Это 1812 год (впрочем, иногда указывается 1813 год, но предыдущая дата вернее). Таким образом, детство Антонины прошло в воспоминаниях о славе наших воинов... После возвращения отца из-за границы Антонина вошла в большой петербургский свет. Там быстро заметили, что она унаследовала от отца острый ум и не менее острый язык, и что при этом её религиозное чувство гораздо глубже и сильнее, чем у большинства дам этого большого света. Когда в России появилась Цесаревна Мария Александровна, Антонину назначили Её фрейлиной. В 1850-е годы сложился крепкий союз единомышленниц - Цесаревны, а затем Императрицы Марии Александровны, Антонины Блудовой и Анны Тютчевой.
Фёдор Тютчев в письме дочери от 18 сентября 1853 года отмечал: «В субботу я поеду в Павловск обедать у Блудовых, которых я уже посетил. Как я и ожидал, я нашёл Антуанетту более сербкой и болгаркой, чем когда-либо...».
Поражение России в Крымской войне было воспринято Антониной Блудовой как личная трагедия: она «уединилась у Святого Сергия, чтобы придти в себя от потрясения после известия о принятии четырёх пунктов. Они с отцом от этого занемогли» (Из письма А.Ф.Тютчевой князю П.А.Вяземскому).
Антонина Дмитриевна вела широкую переписку с единомышленниками из Чехии, Болгарии и Сербии и стремилась использовать своё влияние на Императрицу как для помощи этим славянским народам, покорённым иноплеменными империями, так и для усиления позиции славянофильства внутри России. Сохранившаяся в ГАРФ (Ф. 641) часть переписки графини с Марией Александровной позволяет говорить о конкретных примерах этого влияния. Так, в 1861 году они обсуждали деятельность известной петербургской благотворительницы графини Н.Д. Протасовой-Бахметевой, которая в течение долгого времени посылала различные дары для церквей и библиотек Сербии и Болгарии [1]. Между прочим, князь А.М. Горчаков рекомендовал деятелям Московского Славянского Комитета учиться именно у Протасовой, да и сама Наталья Дмитриевна обменивалась письмами с деятелями Комитета. Координация усилий между Блудовой, Протасовой и Императрицей имела важное значение для стабильности благотворительной помощи сербам и болгарам [2].
В другом письме наша графиня рекомендует Государыне прочесть записку о народном просвещении, принадлежащую перу видного деятеля Московского Славянского комитета Н.П.Гилярова-Платонова. Через посредство Антонины Блудовой Императрица знакомилась с творчеством одного из трёх главных зачинателей комитета Константина Аксакова. В 1871 году, как можно убедиться из писем, Императрица обсуждала со своей фрейлиной конкретное дело - славянский концерт [3].
В 1864-1866 годах продолжалось компаньонство Блудовой и графини Протасовой в деле помощи славянам и грекам, а эта помощь была особенно ощутительно необходима в 1866 году, во время резни греков на Крите (Кандии). Графиня организовала всероссийскую помощь критянам.
В 1867 году Антонина Дмитриевна принимала у себя представителей всех славянских народов, приехавших в Россию на этнографическую выставку.
В 1878 году графиня содействовала сохранению славянских древностей в освобождённой русской армией Болгарии.
Но главное дело жизни графини-благотворительницы - Кирилло-Мефодиевское Братство - устроилось в Российской Империи, хотя имело и всеславянское значение. Как писал участник Славянских обществ и братчик Виленского Свято-Духова Братства Помпей Николаевич Батюшков: «Её трудами открыт и обезпечен целый ряд учреждений воспитательно-благотворительного характера в месте, прославленном духовными подвигами и гражданскими доблестями Князей Феодора Даниловича и Константина Константиновича Острожских...» [4].
Братство было основано в городе Остроге на Волыни в память об отце Антонины Дмитриевны - графе Блудове, скончавшемся в 1864 году.
Как пишет Т.Яковишина в своей работе о семействе Блудовых, вышедшей в Вестнике Ровенского университета, в числе приятелей графа был настоятель русского прихода в Вене протоиерей Михаил Раевский. Он впервые озвучил идею создания церковного братства или общества для взаимопомощи всем православным христианам где бы они не находились, в особенности общинам, изолированным от основной массы православного населения. Дмитрий Николаевич часто обсуждал эту идею с епископом Смоленским Антонием. Епископ Антоний по этому поводу говорил: «В нынешнее время, когда человечество путём своего природного развития дошла до необходимости всеобщего просвещения, настал час нам всем обратиться к нашему прошлому, к нашей вере, к нашей церкви, к нашим славянским проповедникам, которые объединяют нас со всеми славянами. Пришёл час поставить наше народное просвещение под знамёна святых Кирилла и Мефодия».
В 1863 году граф набросал черновой проект устава Братства Св. Кирилла и Мефодия, но закончить разработку проекта ему уже было не суждено. В 1865 году исполняя последнюю волю отца Антуанетта Блудова продала фамильные драгоценности и купила развалины бывшего монастыря Капуцинов в Остроге, на месте которых некогда находилась Острожская Православная академия, давшая приют русскому первопечатнику диакону Ивану Фёдорову.
За благословением и поддержкой она обращалась к Святителю Московскому Филарету и епископу Дмитровскому Леониду, близкому к славянофилам. Митрополит Московский Филарет накануне своей кончины пожертвовал на нужды Братства 25 рублей [5].
В своих воспоминаниях графиня уделяет внимание вопросам народного образования в православном духе. Вот что она пишет о мероприятиях Иоанниса Каподистрия: «Филелленские комитеты во Франции, Германии и Швейцарии передали ему (графу Каподистрия) свои сборы на школы, и эти небольшие суммы, с прибавкою конечно собственных своих, послужили ему на основании Орфанотрофа (сиротского приюта), для 700 мальчиков, с домовой церковью и залою для гимнастики, с преподаванием самым элементарным, но уже с правильным воспитанием на Христианских началах. Оттуда смотря по способностям, дети должны были переходить или в земледельческую школу, или учиться ремёслам, или в высшее военное училище в Навплии» [6].
Братство и братская библиотека были основаны в 1865 году (устав Высочайше утверждён в марте 1865 года), а братская церковь святых Кирилла и Мефодия освящена в 1876 году. Наибольшие пожертвования на строительство братской церкви внесли Императрица Мария Александровна, графиня А.Г. Шереметева и княгиня Д.А. Голицына. Среди икон был запрестольный образ Вознесения, пожертвованный Императрицей Марией Александровной, и образ св. Людмилы Чешской. Главной святыней считался Крест с частицей Животворящего Древа.
Состав Братства был следующий: старшие братчики и сёстры, основатели и строители, основательницы и строительницы братства, местные( т.е. Острожские) братчики, и сестры и члены-соревнователи и соревновательницы [7].
В числе строительниц Братства в Уставе были упомянуты: А.Ф. Тютчева, Е.Н. Нелидова, Е.Н. Карамзина, Е.П. Урусова, М.А. Мещерская, Е.В. Дашкова.
«Местные острожские братчики... поставляют целию своей деятельности безкорыстное, ради единой любви ко Христу, вспомоществование церквам города Острога и ближайших сёл, и всем бедным прихожанам этих церквей, учение детей и даже взрослых Закону Божию, русской грамоте, чистописанию и счётам и пособие лекарством и уходом за больными на дому» [8].
В 1865 году Братство открыло начальную школу и приготовительное женское училище, а в 1866 г. открыт был первый класс женского высшего училища имени графа Д. Н. Блудова. В 1875 году в высшем училище преподавались следующие предметы: Закон Божий, церковно-славянский и русский языки, история российской словесности, всеобщая и русская история, география, арифметика, рукоделие, чистописание, пение и музыка. Основное внимание уделялось истории и языкам.
Цель училища, по словам его основательницы, была одна: «выработать цельную личность». Такая точка зрения полностью совпадает со взглядом великого славянского педагога Яна Амоса Коменского, согласно которому школа должна учить прежде всего не отдельным наукам и ремёслам, а «науке быть человеком». Целостность же личности («целомудрие») должно было быть достигнуто путём следования Христу.
Практиковалось совместное чтение Евангелия на церковно-славянском языке с объяснением детям непонятных слов. «Наша цель, - писала одна из начальниц училища, - не столько воспитывать педагогов для добывания средств жизни уроками,... сколько - образованных женщин-христианок, которые могли бы бороться с жизнию во всяком положении... Одним лишь бойтесь меня огорчить - их ложью, а что они нашалили, немножко срезались на экзамене, поленились и даже нагрубили - не беда. Не слишком принимайте всё это к сердцу» [9].
В 1868 году заложили подворье для богомольцев, идущих из Киева в Почаевскую лавру, в память рождения Царя Николая Второго, ныне причисленного к лику Святых. Странноприимный дом содержался на средства княгини Голицыной.
Одним из первых, кто откликнулся на призыв графини о помощи в основании Братства, был почётный профессор Харьковского университета Иван Васильевич Платонов (1803-1890), участник Славянских обществ и ревностный сторонник обращения в православие чешских переселенцев на Волыни [10]. Уже в 1866 году он организовал в Харькове сбор средств для Братства в Остроге. По 50 рублей внесли великосветские дамы : Батюшкова, Дашкова, Долгорукова, Карамзина, Шереметева и Анна Тютчева. Император Александр Второй, Императрица Мария Александровна и другие члены Царской семьи внесли более 30 тысяч рублей. Интересно, что братчики и сёстры обязаны были, несмотря на своё аристократическое положение, по очереди жить в Остроге и наблюдать за деятельностью Братства, 11 мая отмечался братский праздник - или в Остроге или в домовой церкви графов Шереметевых в Петербурге.
В 1865 году для библиотеки Братства книги пожертвовали профессор И.В.Платонов, П.К.Щебальский, Святитель Филарет Черниговский, И.И.Глазунов. Михаил Погодин, председатель Славянского Комитета, пожертвовал экземпляр Евангелия с Апостолом, напечатанный в типографии князя Острожского. Братчик М.Н.Похвиснев подарил Острожскую Библию.
Всего при Братстве были открыты начальная школа, закрытое среднее женское учебное заведение, крестьянский пансион для мальчиков, окончивших начальное училище и желающих продолжить образование в Острожской гимназии, лечебница «имени в Бозе почивающего Цесаревича Николая Александровича» ( скончался в 1865 году) и странноприимный дом.
Острожское Килилло-Мефодиевское братство имело школу для подготовки сельских учительниц [11].
В 1869 году Братство и его школы посетил Митрополит Сербский Михаил, который имел желание использовать его опыт для народного просвещения Сербии.Митрополит Михаил приезжал в сопровождении архимандрита Никифора (Дучича) и настоятеля монастыря Раковица игумена Иосифа.
В 1871 году в Острог прибыл давний знакомый графини известный духовный писатель Андрей Муравьев. Благие деяния Антонины Дмитриевны пришлись по душе писателю. Впоследствии в одном из своих трудов он восторженно писал: «Вот что могла сделать из ничего благочестивая ревность! Давно ли это было, только безобразные развалины упраздненного на краю города монастыря Капуцинов (монашеский католический орден). А теперь перед нами уже обновленный храм приятной архитектуры и с обеих его сторон пристроены два корпуса для братского училища...» Сама же графиня отмечала, что ее целью было «развивать в детях сознание, что они и их предки - русские, что этот край Волынь и Киевский край был колыбелью России и что православная вера была уделом всех славян...» [12]
До 1875 года братские школы содержались, в основном, за счёт личных средств графини Блудовой, а после - на средства Министерства Народного Просвещения и на проценты с капитала, завещанного графом Блудовым. 21 апреля 1875 года произошло Высочайшее утверждение устава Училища. Передача в ведение Министерства народного просвещения не затронула, однако, ни существенных прав графини на управление Училищем (закреплённых в параграфах 18 и 20 Устава 1875 года), ни полномочий Братства в отношении образовательных учреждений.
После закрытия Московского Славянского общества и кончины Императрицы Марии (1878-1880 гг.) графиня была борима тяжёлыми душевными переживаниями, приводившими её на грань отчаяния. Осенью 1880 года Иван Аксаков писал Е.Ф. Тютчевой: «Графиня Блудова все еще в Москве. Очень хотелось ей приехать в Троекурово (где в то время в опале, почти под арестом жил Аксаков - А.П.), но бессознательно, по инстинкту самосохранения, цепляется (?) она за каждый случай, чтобы не подвергать себя напрасной пытке. Отговаривать ее совестно, а между тем она больна мыслью каждого выезда!» [13] Однако и этот период был преодолён, Антонине Дмитриевне предстояло служить России и Славянству ещё 11 лет. Журнал «Славянское обозрение» в 1892 году сообщал: «В память скончавшейся в прошлом году камер-фрейлины, графини А.Д.Блудовой, Острожское Кирилло-Мефодиевское православное братство, обязанное своим устройством покойной графине учреждает два новых, ея имени, женских начальниц народных училища с ремесленными отделениями» [14].В 1902 году славист М.Г. Попруженко писал: «Из сведений, которые даны об этом братстве..., можно заключить о плодотворной и вполне согласной с кирилло-мефодиевской идеей деятельности этого братства... (А.Д. Блудова) является убеждённой и энергичной проповедницей идеи о необходимости самого широкого распространения сведений о трудах свв. Кирилла и Мефодия, о которых она вспоминает, посещая различные русские святыни...» [15].
Во «Всеподданнейшем отчёте» министра народного просвещения за 1903 год говорилось: «Училище графа Блудова представляет из себя закрытое учебное заведение, предназначенное исключительно для девиц православного исповедания, и содержится на совместные средства казны, Острожского Кирилло-Мефодиевского Братства и пожертвования графини Блудовой».
До 1902 года училище было четырёхклассным, с двухгодичным обучением в первых трёх классах и одногодичном - в последнем, но в 1901 году по ходатайству министра произошло его Высочайше утверждённое преобразование в семиклассное. При училище находилась Св. Кирилло-Мефодиевская женская школа для подготовки учительниц приходских и народных училищ. С.390-391. На 1 января 1904 года в училище было 227 учениц [16]
В 1913-1914 годах было возведено двухэтажное здание училища имени графа Блудова в стиле неоклассицизма.
Училище проработало до 1923 года, когда было закрыто польскими властями.
А в 1991 году читатели последнего в истории календаря с видами достопримечательностей СССР могли прочитать следующее: «Острог славится своим Музеем книги и книгопечатания, созданным в 1985 году на средства Добровольного общества любителей книги УССР. Он разместился в Луцкой башне XVII века...
Более трёхсот старопечатных книг и редких рукописей ХVI-ХVIII веков, сбереженных здесь, стали основой при создании музея.
На видном месте в экспозиции - экземпляр знаменитой «Острожской Библии», изданной Иваном Федоровым в 1581 году. Это подлинный шедевр печатного искусства. Мастер применил шесть шрифтов, различные варианты заглавных букв, украсил страницы необычными заставками. Рядом «Азбука» и другие его книги, внесшие важный вклад в распространение отечественной письменности.
С типографскими изданиями соседствуют рукописные сборники - «Евангелие», «Помянник рода князей Острожских», в котором сообщаются сведения из истории Острога, лекции по риторике и философии, принадлежавшие студенту Киево-Могилянской академии. Есть в музейной коллекции и образцы продукции типографий Парижа, Рима, Амстердама, Венеции, Кракова, Антверпена, Базеля, Кёльна, Мюнхена.
Посетители узнают, как приходила книга к людям. (Л. Киселева, Л. Коробчак».
... Прежде чем закончить нашу историю, необходимо задаться вопросом - правилом или исключением был подвиг благотворительности Антонины Блудовой? Примеры её единомышленниц - Н.Д. Протасовой, Н.Б. Шаховской, М.С. Сабининой, П.А. Соболевой, М.М. Киселёвой, А.Ф. Аксаковой (Тютчевой) - показывают нам впечатляющую картину женской благотворительности России XIX столетия. Каждый из этих примеров достоин нашей благодарной памяти.
Алексей Александрович Поповкин, преподаватель кафедры общегуманитарных дисциплин Лискинского филиала Воронежского Государственного Университета
Примечания:
1. ГАРФ.Ф. 641. Оп.1. оп. 1. Д.4. Л.5.
2. АВПРИ. Ф. 146 («Славянский стол»), оп. 495, Д. 11087. Л.4
3. ГАРФ. Ф. 641. Оп.1. Д.4. Л. 118.
4. Батюшков П.Н. Волынь. Исторические судьбы Юго-Западного края. 1888. С. 66-67.
5. Яковишина Т.В. Родина Блудових: уболіваючи за долю жінки// Психолого-педагогічні основи гуманізації навчально-виховного процесу в школі та ВНЗ. Збірник наукових праць. Частина II. - Рівне, 2008.С. 399-407
6. Воспоминания графини А. Д. Блудовой//Русский Архив. - 1875. -№6.С. 191
7. Родевич М. Острожское женское училище графа Д.Н. Блудова// Журнал министерства народного просвещения. Т. 189. 1877, январь. С. 51-71.
8. Свято-Кирилло-Мефодиевское Православное Братство //Вестник Западной России. Вильно, 1865.Т. 4. С.159
9. Родевич М. Ук.соч.
10. Лиман С.И. Кирилло-Мефодиевская проблема в научном наследии И.В.Платонова (1803-1890)/ С. И. Лиман // Харківський історіографічний збірник. - 2008. - Вип. 9. С. 160-161
11. Дорофеев Ф.А. Православные братства: генезис, эволюция, современное состояние. /Ф.А.Дорофеев/ Нижний Новгород. - Издательство Нижегородского Государственного университета. - 2006. С. 145
12. Алексеев В. Страницы Москвы- Богучаровские страницы. См.: http://www.voskres.ru/literature/library/alekseev.htm
13. См.: ПИСЬМА И. С. АКСАКОВА ПЕРИОДА ОСНОВАНИЯ ИМ ГАЗЕТЫ «РУСЬ» (СЕНТЯБРЬ - ОКТЯБРЬ 1880 ГОДА)14. Отдел «Смесь»//Славянское обозрение. - 1892.- Т.2.С. 476
15. Попруженко М.Г. Материалы для библиографии по Кирилло-Мефодиевскому вопросу//Журнал Министерства народного просвещения.. т. 341, 1092, май. С.119-12016. Всеподданнейший отчёт Министра народного просвещения за 1903 год.
СПб. 1904. С. 390-391, 414.
В основу этой статьи положен доклад, прочитанный автором на Конференции молодых преподавателей и студентов Лискинского филиала Воронежского Государственного Университета 22 апреля 2011 года.
Иллюстрации:
1. Антонина и Лидия Блудовы.
2. В здании Училища графа Блудова с 1994 года располагается Национальный университет «Острожская Академия».