Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

В защиту Владимира Бондаренко

Василий  Дворцов, Русская народная линия

13.05.2011

Простите, но меня удивила, больше того, неприятно удивила страсть, из-за которой некоторые читатели и авторы сайта «Российский писатель» позволяют себе недостойные литературно-критических диспутов личностные выпады на участников литературного процесса, придерживающихся иных идейных позиций (см. комментарии к статье Н.Дорошенко «Литературные власовцы на марше»).

Василий ДворцовДумается, страстность эту, скорее принижающую её носителей, чем лиц ею оскорбляемых, можно и нужно немного поумерить некоторыми простыми рассуждениями.

Почему так яростно здесь ругают Владимира Бондаренко? Точнее, за что? За то, что он не «настоящий патриот»? Не «православный националист»? Не «сугубо русский» критик? Так ведь эти эпитеты-марки он на себя не только никогда не наклеивал, но и всегда публично отрицался их, считая себя в литературе политическим центристом. Так его маркируют только представители крайнего либерально-русофобского крыла, доходя в своей - тоже! - страсти даже до ярлыка «весёлый фашист». Почему? Да так им удобнее. Удобнее не видеть, не слышать, не знать, что за этим самым политическим центром и начинается Россия - настоящая, православная. Сугубая. Их пугающая.

Именно по небоязни Бондаренко они высвечивают его на страницах и телеэкранах в роли супер-национал-патриота и приглашают потусоваться там, где просто немыслимы Шорохов, Куняев, Лощиц, Крупин, Лобанов. А в действительности Бондаренко никогда не скрывал своего преклонения перед творчеством «доброго знакомого по Питеру» Иосифа Бродского, не стеснялся уважать Наума Коржавина как «патриота русской культуры».

Да был бы Владимир «фашистом», весёлым или унылым, разве посвятил бы ему израильский поэт Михаил Сипер такие доверительно дружеские стихи:

Боже мой, как втоптана Россия

В пахнущий навозом перегной...

Если и придёт когда Мессия,

Тот пройдёт, наверно, стороной.

А мои собратья-иудеи,

Уезжая из родной страны,

Понесут по всей земле идеи

Православной дикой старины.

И «националист» Владимир отвечает другу: «Так и есть, несут русские евреи эти наши кондовые идеи православной дикой старины давно уже по всему миру. Не в состоянии избавиться от тяжкого груза душевной русскости». И доверительно добавляет: «Может, при дальнейшем крушении России русские евреи в Израиле и останутся последними патриотами её великого прошлого?»

Ну, так за что же бранить Бондаренко? За его неизменность своим принципам? Злитесь-ка на собственную слепоту, на своё неумение отличить эстрадную маску от негримированного лица, а его оставьте в его покое.

Другое дело Капитолина Кокшенева.

Здесь боль и обида вполне оправдывают страстность реакций на настоящее, не придуманное предательство. Хотя тоже не стоит опускаться до «рыночных отношений».

Капитолина - моя «крёстная» в литературе, она первая стала писать о моих произведениях, опекала и продвигала меня, провинциального литературного неофита, вводила в профессиональные круги и кружки, знакомила с замечательными людьми. Мы сдружились по-настоящему, легко сойдясь по главным жизнеопределяющим установкам. И я навсегда сохраню в сердце самую добрую память о тех наших отношениях. Потому здесь выскажу не личное, а принципиальное неприятие её сегодняшней профессиональной и идейно-нравственной позиции.

В русской литературной критике всегда очень малое число умеющих не просто структурно разбирать и по принятым критериям оценивать роман-повесть-рассказ, а одарённых постигать суть, чувствовать дух, воплотившийся в произведении. Чтобы уже из этого объяснять его художественную, национальную и социальную значимость. Капитолине Бог такой талант дал. Она действительно большой критик, чуткий, системный, эрудированный, дерзкий. И, главное, сразу заявивший своё занятие граждански эпической высоты: «Удобнее было бы занять позицию, и либералы ее давно заняли, что в наше-де время неизбежно существует «много правд» и «много истин». Но будем все же придерживаться русской точки зрения - истине противостоит только ложь. Следовательно, всякая политическая независимость отправляет нас к зависимости какого-либо иного рода (денежной, например) или же к другому умозаключению: независимости от убеждений просто нет, а есть дурно пахнущий компромисс».

Эта была гражданская высота Русского Православия, позволяющая обозревать широчайшую панораму бурлящей и дымящей битвы на поле отечественной словесности. Именно с той высоты Кокшенева (на предоставленной Дорошенко печатной площадке) смела разоблачать бутафорию Прохановской псевдорелигиозности: «Роман «Господин Гексоген» мне видится клеветой на мир, пребывающий в Божественной воле. Это клевета на жизнь всякого человека, наделенного свободой выбора, свободным самоопределением, но и знающим личного Бога, не посягающим на свою полную автономию от Него», оттуда она высветила смехотворность Бондаренковских «православных упырей».

Это с той высоты гремело: «Примером рекордного по масштабом пиара я бы назвала раскручивание молодого прозаика Романа Сенчина, которому так недавно щедро отвела газетные полосы «Литературная Россия»... Профессор Рекемчук «феноменом Сенчина» называет правдивость: «Он не замолчит, покуда не выскажется до конца, покуда не расскажет всей правды». И он «высказывается»: групповой акт насилия над любимой девушкой, переживая «как плевки прозревшего на икону», вместе с физиологическим «освобождением» испуская из себя восторг - «Нет больше бога! И нет больше раба!..»... Сенчин выдает себя за реалиста. Он пишет просто, скупо, но я бы сказала и топорно... Как и у героя Сенчина «нет будущего, так нет его и у России в целом» (М.Золотоносов). Очевидно, что именно это отношение к России и ее народу делают Сенчина столь востребованным «лидером поколения»... Только вот это зловонное дыхание, идущее от написанных им страниц, почему-то выдается за реализм».

«Эта проза - действительно клон, появившийся в результате тотального исключения идеологии из жизни и литературы. Эта проза - урод, родившийся в ситуации утраченной Большой идеи».

«У назначившего себя в лидеры «рискового поколения» новых реалистов Сергея Шаргунова, кажется, напрочь отсутствует элементарный эстетический слух,... я не буду говорить о «творчестве» Шаргунова, так как пока творчества никакого нет - есть субтексты из субкультуры (с той же разницей, как между продуктами и субпродуктами), есть скучные пошлости о «постельной возне» и имеются «правильные мысли», которые гораздо мизернее, примитивнее «всех мертвых» для Шаргунова писателей. Боюсь, что нет у Сергея того литературного дара, который заставил бы жить им настолько полно... Шаргунов о Шаргунове пишет как порхающая институтка, для которой «дыхание православной традиции», конечно же существует, но больно уж «хочется замуж», так что послабления делаются самые «варварские», вне «конфессиальной конкретики»... Вертлявое желание «быть лидером», «пионером с горном и барабаном» не только маскирует неумение Шаргунова быть писателем, но и открывает его непомерную амбицию выжимать «с помощью литературы» максимум газетно-журнальных площадей».

Но вдруг...

Эпическое православие (термин Николаева О.Р. и Тихомирова Б.Н.), как комплекс христианских представлений, связанный с эпическим конфликтом, то есть, с героическим противостоянием абсолютного добра космическому злу, вдруг подменилось дурной гаррипотеровщиной - бесконечной борьбой колдунов «своих» против колдунов «чужих». И вдруг «свой» извращенец Мамлеев для Кокшеневой стал «хорошим» в отличие от «чужого» извращенца Гельмана.

Именно так вдруг Капитолина Кокшенева, столь страстно писавшая о «красном джипе патриотизма», цитировавшая Страхова: «В нашем мире, воспитанном на христианстве, мы должны признавать за каждым право ставить свою совесть выше всего»! Вдруг да спустилась и встала в один ряд с теми, кто искренне верит, что русские писатели завидуют еврейским, потому как тем еврейские банкиры дают денег на премии и раскрутку, а вот русские бизнесмены почему-то русским не помогают. Да, мил друзья, для того, чтобы называть себя писателем надобно не копить проплаченные рецензии, а получать отклики-признания от Юрия Лощица и Виктора Лихоносова, Николая Рачкова и Константина Скворцова, Леонида Бородина и Владимира Крупина, Николая Коняева и Михаила Попова. Звание русского писателя можно получить только из рук русских писателей! Потому-то самозванцы и ненавидят наш Союз, и это они «завидуют тем, кто давно уже продал душу за американскую мечту на нашей территории». Или всё же кто-то заподозрит во мне зависть к пиарбоям, заменившим в Кокшеневской «поминальной обойме» имена Сегеня и Дворцова? И найдутся всерьёз верящие в зависть Дорошенко к принятым через неё на «тёмно-форумное» содержание «Литературной России» и «Дню литературы»?

Капитолина, неужели на «синем джипе либерализма» можно умчаться от того, что ты так точно высказала о твоих нонешних сослуживцах-потёмкинцах? Неужели можно откупиться от себя самой, потому как «передел литературного пространства связан с тем, «что экономически более состоятельные литераторы имеют возможность навязывать обществу свои эстетические предпочтения»? Но ведь эти ребята никогда не простят тебе, и как только кончатся милости твоего хозяина, сама знаешь, разорвут.

Больно и обидно.

Неужто «мы ли не умеем жить в своей идеальной России, коли отечество земное так порушено? Нам ли не видеть прекрасных русских людей, умеющих по-прежнему предстоять пред Вечностью в православном храме, в семье, в науке, культуре»? - В каждой цитате из тогдашней тебя вопросы к тебе сегодняшней.

Вопросы, вопросы... Прости за их ненужность.

Впервые опубликовано на сайте издательского дома «Российский писатель» 



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 3

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

3. В.Семенко : Начинать нужно с себя...
2011-05-14 в 17:13

Уважаемый Василий, Вы сами не замечаете, как переступаете все допустимые грани.

"к принятым через неё на «тёмно-форумное» содержание..."

Я - член ГЛФР. При этом я с этим самым Потемкиным вообще не знаком, пару раз видел издали на тусовках в ЦДЛ, никогда не получил от него ни цента. Издание моих книг (весьма успешных, кстати, на книжном рынке) финансируют люди, которых не знаете ни Вы, ни Кокшенева, ни тем более Потемкин. Внутри ГЛФР вообще полная взаимная независимость. Нас объединяет лишь одно: стремление не дать погибнуть великой русской литературе, русской литературной традиции. К тому же Прилепину отношусь, кстати, довольно неоднозначно, при всем его несомненном таланте. Вообще, ваши личные разборки с Кокшеневой меня волнуют очень мало. Скажу одно: мало у кого есть такое чувство локтя, чувство настоящей дружбы, мало кто так бьется за своих авторов.

Если же иметь в виду «Литературную Россию», то где факты-то? Есть конкретные факты – предъявите, иначе это вопиющее нарушение журналистской этики, сами знаете…

В общем, насчет "темно-форумного содержания" Вы крупно промахнулись, в моем случае уж точно. Как будем выходить из положения? В 19-м веке за такие дела на дуэль вызывали...
Знаете, в чем отличие между нами? Я, в отличие от Вас, не вхожу ни в какие группировки и не участвую ни в каких интригах, к чему так склонны наши так называемые "патриоты". И мне наплевать на так называемую «карьеру», которая для писателя вообще вещь относительная.

И вообще, я не понимаю: чего вам, беллетристам, все неймется? Делить Вам по большому счету давно нечего, кроме жалких крох с барского стола. Ищите спонсоров, издавайте книги, продвигайте их на рынок. Успокойтесь: наше так называемое государство НАС ВСЕХ давно уже по факту списало, увы…

Дорошенко отвечу отдельно, как в известном смысле сторонний наблюдатель.
2. Баши-Бузук : страшно, аж жуть
2011-05-14 в 13:56

"за этим самым политическим центром и начинается Россия - настоящая, православная. Сугубая. Их пугающая."

Я долго искал, кто такие "они", кого пугает "сугубая Россия" и потом нашеёл:

"некоторые читатели и авторы сайта «Российский писатель»"

в общем, как говорил, Ильич: он пугает, а мне не страшно... а вообще - хотелось бы, чтоб "сугубой (раз уж сугубая!) России" действительно боялись её враги. К сожалению, они не пишут на сайт РП. Боюсь, они даже не знают о его существовании
1. Ю.Серб : "В защиту Владимира Бондаренко"
2011-05-13 в 18:14

Предлагаю менее хитрое название для статьи: "За освобождение Капитолины Кокшеневой из потемкинского плена". Или хазарского...

Я не являюсь регулярным читателем литсайтов, а тем более полемики литераторов, поэтому, возможно, и отстал от событий. Неужели К.Кокшенева прошла такую эволюцию (деволюцию и т.д.) ?
Что касается моего эпизодического чтения разных статей Вл.Бондаренко, то я вынес свое впечатление об авторе, и некоторыен сведения, данные здесь Василием Дворцовым, меня в моем укромном мнении вполне укрепили.
Что же касается газеты господина Огрызко, то одного лишь запаха достаточно, чтобы понять, откуда деньги.
"Общероссийскую литературную газету" г-на Потемкина я видел один только раз, понял, что она в оппозиции к Ю.Полякову, а вчитываться в разборки имущественных и прочих склок не стал.

По предложению автора статьи я посмотрел и комментарии на сайте "Российский писатель". Здесь я полностью на стороне Аллы Линевой из Липецка и единомысленных с ней. однако грустно оттого, что русские писатели путают "пишите" и "пишете" или не к месту употребляют латинизмы вроде "идентичность" (это не о В.Дворцове речь).
Приходится даже редактировать их, когда размещаю на "Русском часослове".
Дай Бог нашим писателям питаться от силы русского языка и поменьше думать и писать о прилепиных и потемкиных!

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме