В защиту Владимира Бондаренко

0
744
Время на чтение 6 минут

Простите, но меня удивила, больше того, неприятно удивила страсть, из-за которой некоторые читатели и авторы сайта «Российский писатель» позволяют себе недостойные литературно-критических диспутов личностные выпады на участников литературного процесса, придерживающихся иных идейных позиций (см. комментарии к статье Н.Дорошенко «Литературные власовцы на марше»).

Василий ДворцовДумается, страстность эту, скорее принижающую её носителей, чем лиц ею оскорбляемых, можно и нужно немного поумерить некоторыми простыми рассуждениями.

Почему так яростно здесь ругают Владимира Бондаренко? Точнее, за что? За то, что он не «настоящий патриот»? Не «православный националист»? Не «сугубо русский» критик? Так ведь эти эпитеты-марки он на себя не только никогда не наклеивал, но и всегда публично отрицался их, считая себя в литературе политическим центристом. Так его маркируют только представители крайнего либерально-русофобского крыла, доходя в своей - тоже! - страсти даже до ярлыка «весёлый фашист». Почему? Да так им удобнее. Удобнее не видеть, не слышать, не знать, что за этим самым политическим центром и начинается Россия - настоящая, православная. Сугубая. Их пугающая.

Именно по небоязни Бондаренко они высвечивают его на страницах и телеэкранах в роли супер-национал-патриота и приглашают потусоваться там, где просто немыслимы Шорохов, Куняев, Лощиц, Крупин, Лобанов. А в действительности Бондаренко никогда не скрывал своего преклонения перед творчеством «доброго знакомого по Питеру» Иосифа Бродского, не стеснялся уважать Наума Коржавина как «патриота русской культуры».

Да был бы Владимир «фашистом», весёлым или унылым, разве посвятил бы ему израильский поэт Михаил Сипер такие доверительно дружеские стихи:

Боже мой, как втоптана Россия

В пахнущий навозом перегной...

Если и придёт когда Мессия,

Тот пройдёт, наверно, стороной.

А мои собратья-иудеи,

Уезжая из родной страны,

Понесут по всей земле идеи

Православной дикой старины.

И «националист» Владимир отвечает другу: «Так и есть, несут русские евреи эти наши кондовые идеи православной дикой старины давно уже по всему миру. Не в состоянии избавиться от тяжкого груза душевной русскости». И доверительно добавляет: «Может, при дальнейшем крушении России русские евреи в Израиле и останутся последними патриотами её великого прошлого?»

Ну, так за что же бранить Бондаренко? За его неизменность своим принципам? Злитесь-ка на собственную слепоту, на своё неумение отличить эстрадную маску от негримированного лица, а его оставьте в его покое.

Другое дело Капитолина Кокшенева.

Здесь боль и обида вполне оправдывают страстность реакций на настоящее, не придуманное предательство. Хотя тоже не стоит опускаться до «рыночных отношений».

Капитолина - моя «крёстная» в литературе, она первая стала писать о моих произведениях, опекала и продвигала меня, провинциального литературного неофита, вводила в профессиональные круги и кружки, знакомила с замечательными людьми. Мы сдружились по-настоящему, легко сойдясь по главным жизнеопределяющим установкам. И я навсегда сохраню в сердце самую добрую память о тех наших отношениях. Потому здесь выскажу не личное, а принципиальное неприятие её сегодняшней профессиональной и идейно-нравственной позиции.

В русской литературной критике всегда очень малое число умеющих не просто структурно разбирать и по принятым критериям оценивать роман-повесть-рассказ, а одарённых постигать суть, чувствовать дух, воплотившийся в произведении. Чтобы уже из этого объяснять его художественную, национальную и социальную значимость. Капитолине Бог такой талант дал. Она действительно большой критик, чуткий, системный, эрудированный, дерзкий. И, главное, сразу заявивший своё занятие граждански эпической высоты: «Удобнее было бы занять позицию, и либералы ее давно заняли, что в наше-де время неизбежно существует «много правд» и «много истин». Но будем все же придерживаться русской точки зрения - истине противостоит только ложь. Следовательно, всякая политическая независимость отправляет нас к зависимости какого-либо иного рода (денежной, например) или же к другому умозаключению: независимости от убеждений просто нет, а есть дурно пахнущий компромисс».

Эта была гражданская высота Русского Православия, позволяющая обозревать широчайшую панораму бурлящей и дымящей битвы на поле отечественной словесности. Именно с той высоты Кокшенева (на предоставленной Дорошенко печатной площадке) смела разоблачать бутафорию Прохановской псевдорелигиозности: «Роман «Господин Гексоген» мне видится клеветой на мир, пребывающий в Божественной воле. Это клевета на жизнь всякого человека, наделенного свободой выбора, свободным самоопределением, но и знающим личного Бога, не посягающим на свою полную автономию от Него», оттуда она высветила смехотворность Бондаренковских «православных упырей».

Это с той высоты гремело: «Примером рекордного по масштабом пиара я бы назвала раскручивание молодого прозаика Романа Сенчина, которому так недавно щедро отвела газетные полосы «Литературная Россия»... Профессор Рекемчук «феноменом Сенчина» называет правдивость: «Он не замолчит, покуда не выскажется до конца, покуда не расскажет всей правды». И он «высказывается»: групповой акт насилия над любимой девушкой, переживая «как плевки прозревшего на икону», вместе с физиологическим «освобождением» испуская из себя восторг - «Нет больше бога! И нет больше раба!..»... Сенчин выдает себя за реалиста. Он пишет просто, скупо, но я бы сказала и топорно... Как и у героя Сенчина «нет будущего, так нет его и у России в целом» (М.Золотоносов). Очевидно, что именно это отношение к России и ее народу делают Сенчина столь востребованным «лидером поколения»... Только вот это зловонное дыхание, идущее от написанных им страниц, почему-то выдается за реализм».

«Эта проза - действительно клон, появившийся в результате тотального исключения идеологии из жизни и литературы. Эта проза - урод, родившийся в ситуации утраченной Большой идеи».

«У назначившего себя в лидеры «рискового поколения» новых реалистов Сергея Шаргунова, кажется, напрочь отсутствует элементарный эстетический слух,... я не буду говорить о «творчестве» Шаргунова, так как пока творчества никакого нет - есть субтексты из субкультуры (с той же разницей, как между продуктами и субпродуктами), есть скучные пошлости о «постельной возне» и имеются «правильные мысли», которые гораздо мизернее, примитивнее «всех мертвых» для Шаргунова писателей. Боюсь, что нет у Сергея того литературного дара, который заставил бы жить им настолько полно... Шаргунов о Шаргунове пишет как порхающая институтка, для которой «дыхание православной традиции», конечно же существует, но больно уж «хочется замуж», так что послабления делаются самые «варварские», вне «конфессиальной конкретики»... Вертлявое желание «быть лидером», «пионером с горном и барабаном» не только маскирует неумение Шаргунова быть писателем, но и открывает его непомерную амбицию выжимать «с помощью литературы» максимум газетно-журнальных площадей».

Но вдруг...

Эпическое православие (термин Николаева О.Р. и Тихомирова Б.Н.), как комплекс христианских представлений, связанный с эпическим конфликтом, то есть, с героическим противостоянием абсолютного добра космическому злу, вдруг подменилось дурной гаррипотеровщиной - бесконечной борьбой колдунов «своих» против колдунов «чужих». И вдруг «свой» извращенец Мамлеев для Кокшеневой стал «хорошим» в отличие от «чужого» извращенца Гельмана.

Именно так вдруг Капитолина Кокшенева, столь страстно писавшая о «красном джипе патриотизма», цитировавшая Страхова: «В нашем мире, воспитанном на христианстве, мы должны признавать за каждым право ставить свою совесть выше всего»! Вдруг да спустилась и встала в один ряд с теми, кто искренне верит, что русские писатели завидуют еврейским, потому как тем еврейские банкиры дают денег на премии и раскрутку, а вот русские бизнесмены почему-то русским не помогают. Да, мил друзья, для того, чтобы называть себя писателем надобно не копить проплаченные рецензии, а получать отклики-признания от Юрия Лощица и Виктора Лихоносова, Николая Рачкова и Константина Скворцова, Леонида Бородина и Владимира Крупина, Николая Коняева и Михаила Попова. Звание русского писателя можно получить только из рук русских писателей! Потому-то самозванцы и ненавидят наш Союз, и это они «завидуют тем, кто давно уже продал душу за американскую мечту на нашей территории». Или всё же кто-то заподозрит во мне зависть к пиарбоям, заменившим в Кокшеневской «поминальной обойме» имена Сегеня и Дворцова? И найдутся всерьёз верящие в зависть Дорошенко к принятым через неё на «тёмно-форумное» содержание «Литературной России» и «Дню литературы»?

Капитолина, неужели на «синем джипе либерализма» можно умчаться от того, что ты так точно высказала о твоих нонешних сослуживцах-потёмкинцах? Неужели можно откупиться от себя самой, потому как «передел литературного пространства связан с тем, «что экономически более состоятельные литераторы имеют возможность навязывать обществу свои эстетические предпочтения»? Но ведь эти ребята никогда не простят тебе, и как только кончатся милости твоего хозяина, сама знаешь, разорвут.

Больно и обидно.

Неужто «мы ли не умеем жить в своей идеальной России, коли отечество земное так порушено? Нам ли не видеть прекрасных русских людей, умеющих по-прежнему предстоять пред Вечностью в православном храме, в семье, в науке, культуре»? - В каждой цитате из тогдашней тебя вопросы к тебе сегодняшней.

Вопросы, вопросы... Прости за их ненужность.

Впервые опубликовано на сайте издательского дома «Российский писатель»

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Василий Дворцов
Счастье
Повесть. Часть 3
12.04.2024
Счастье
Повесть. Часть 2
09.04.2024
Счастье
Повесть
07.04.2024
Ермак. Народное почитание и политическая эксплуатация образа
О различии героя народного и культурного
11.03.2024
Все статьи Василий Дворцов
Последние комментарии
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 14:50
Терпение и спокойствие
Новый комментарий от C. Гальперин
25.04.2024 14:38
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
25.04.2024 13:35
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 13:23
История России на духовно-политической карте
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 13:21