Специфика черной сотни как политического движения

Название «черная сотня» стало собирательным для нескольких десятков союзов и организаций, действовавших на политическом поле России с начала XX века и по 1917 год. Наиболее заметным среди них был Союз русского народа, ставший центром притяжения для большинства крайне правых объединений. Некоторые из них объявляли о своей готовности стать отделами СРН (как Русская монархическая партия), другие, напротив, отстаивали свою самостоятельность (Одесский союз русских людей). Значительный вклад в правомонархическое движение внесли Русский народный союз им. Михаила Архангела (далее СМА), Союз русских людей, Общество хоругвеносцев, Общество добровольной народной охраны, Сусанинский кружок, Общество русских патриотов, Кружок русских студентов, Союз законности и порядка и другие.

Существовавшая в советской историографии система типологии политических партий (социальная опора, идеологический облик, принципы организации и др.) наталкивалась на определенные трудности в отношении черносотенных организаций. С марксистской точки зрения их невозможно классифицировать только как организации, представлявшие интересы отдельных классов (например, буржуазные, рабочие, крестьянские, помещичьи) или отдельных социальных слоев и групп (например, интеллигенции или мелкой буржуазии), так как черносотенцы имели массовую поддержку во всех классах и социальных группах, что характерно для партий, возникающих на основе национально-освободительных движений.

Не вносит ясности и применение типологии М. Дюверже по принципам организации, т.к. в черносотенном движении  выделялись как кадровые союзы  (Русское собрание), так и массовые (Союз русского народа). Несмотря на активное  участие в выборах в Государственную думу, черносотенные союзы нельзя отнести к прагматическим, или т. н. избирательным партиям, ставящих целью мобилизацию возможно большей части электората для победы на выборах и выполнение обещаний конкретным социальным группам и классам.

Партийный характер крайне правых  организаций не подтверждается в связи с  отсутствием у них главной черты политической партии — стремления к завоеванию, удержанию государственной власти и  участию в ее осуществлении. Проведенный анализ программных  установок черносотенных союзов показал, что их задача состояла в нейтрализации оппозиции, передаче всей полноты функций управления в стране царю, защите принципов, начертанных в основных законах государства. При такой трактовке принадлежность к крайне правым организациям являлась не добровольным выбором, а священной обязанностью каждого верноподданного. Членство же в любой другой политической организации приравнивалось к государственной измене.

Партийность противоречила и базисным консервативным установкам идеологии черной сотни,  ставившей целью защиту христианской и национальной традиции, так как:  являлась протестной по отношению к религиозной константе (т.к. отрицала Божественный абсолют и означала взятие мятежным человеком своей судьбы из рук Бога в собственные);  противоречила консервативным ценностям (примату целого над частным,  приоритету общенациональных интересов над классовыми и групповыми, традиционным принципам, интегрировавшимся в такие понятия  как родина, община, нация, общее прошлое, общая судьба);  противоречила  консервативному сознанию (признававшему невозможность достижения идеала в земной жизни и отводившему «народной массе» пассивную роль в качестве объекта воздействия «верхов»); противоречила концепции Русской православной монархии.

Черносотенные организации нельзя в полной мере квалифицировать как ситуативно-консервативные партии, стремившиеся сохранить сложившийся постманифестный строй, легализовавший Госдуму с законодательными прерогативами. В полной мере они не являлись и реакционными партиями, ориентировавшимися на частичный или полный возврат к доманифестному строю, так как абсолютистская монархия была далека от их идеала, несмотря на собственное позиционирование быть «опорой престола». Это не позволяет сделать и наличие серьезных программ по рабочему, крестьянскому и иным социальным вопросам.

Анализ программных установок и практической деятельности показывает, что  черная сотня являлась консервативным религиозно-политическим движением, определившим принципы самоорганизации традиционалистской части населения в условиях постепенного разрушения самодержавной монархии, угроз главенствующим позициям РПЦ и целостности страны. Объектом ее защиты выступали основы исторической русской цивилизации. Черносотенная идеология не являлась классовой идеологией, поскольку отражала универсальные христианские мировоззренческие ценности и обширный спектр стереотипов социально-исторического мышления. Широкая социальная база и исключительно быстрая мобилизация, позволившая черной сотне стать серьезной политической силой, позволяют условно ее типологизировать как форму русского национально-освободительного движения, выступавшего против порожденной петровскими реформами антинациональной бюрократии и являвшихся  трансляторами различных западных концепций либерального и революционного лагерей.

Черную сотню можно классифицировать  как консервативно-реформистское движение, ориентировавшееся на серьезные преобразования в сторону возрождения поврежденных в ходе реформ XVIII – начала XX веков исторических основ русской цивилизации,  восстановление принципа допетровского самодержавия «единения царя с народом» и возвращение национальной  политической традиции. Крайне правые были вынуждены защищать абсолютистско-бюрократическую систему власти как меньшее зло по сравнению с универсалистскими западными концепциями, игнорировав­шими национальные особенности страны. Опора на противоположные по своим классовым устремлениям традиционалистские социальные слои привела к бесконечным расколам в черносотенном движении и затем, по мере дискредитации в общественном сознании православно-монархической идеи, к организационному краху правых.

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

1. Re: Специфика черной сотни как политического движения

Хорошая статья.

М.Яблоков / 05.05.2011
Максим Размолодин:
Все статьи автора
"Воинство Святого Георгия"
«Это был очень искренний человек»
Вместе с тем, история В.М.Пуришкевича — назидательный рассказ о том, как незаурядный, одарённый человек в силу личных амбиций невольно стал одним из могильщиков того дела, которому служил
24.01.2020
«Он много сделал для облегчения жизни крестьян, боролся с воровством чиновников»
Требуется помощь на установку бюста известному государственному деятелю Российской Империи И.Л. Горемыкину
29.01.2019
Соблазн идет от интеллигенции
К 100-летию кончины архиепископа Никона (Рождественского)
12.01.2019
Государевы лета
В издательстве «Царское дело» вышла книга Петра Николаевича Шабельского­-Борка «Государевы лета. Сказания о русских царях»
30.05.2018
Все статьи темы