История эта приключилась со мной давно, на Пасху 1977 года, которую мы, небольшая группка молодых православных христиан решили встретить на одном из пригородных приходов, где настоятелем, по слухам, был «хороший батюшка, который привечал молодых верующих». Приехали в этот храм мы заранее и стали дожидаться чтения Деяний Апостольских, которые, как заведено, должны начинать читать за несколько часов до пасхального богослужения. Но с этим вышла заминка, так как штатные чтецы, да, по-видимому, и остальные прихожане еще отдыхали после весьма длительной службы Великой Субботы.
Наконец, к аналою подошел какой-то старичок, несколько смешной и бомжеватый на вид, и начал чтение. Читал он плохо - каким-то вскрикивающим голосом и постоянно ошибался. Особенно выразительной и запоминающейся его ошибкой было то, что вместо слова «Антиохия» он постоянно говорил «Антохия». А читал он как раз такое место Деяний, в котором, как специально, все время упоминалось это слово: «Вшедше в Антиохию...»; «Преити даже до Антиохии»; «Приведе его в Антиохию...»; «Нарещи же прежде во Антиохии ученики христианами...»; «Снидоша от Иерусалима пророцы во Антиохию» и т.д. (Деян.11, 20.22.25.26.27). А наш старичок все время вместо названия этого знаменитого в древности города повторял: «Антохию, Антохии» и т.д., почему я про себя тут же так прозвал его - «Антохия».
И вот тут нас, молодых христиан, проняла ревность по делу Божию. Отстранив старичка, мы, по очереди, стали подходить к аналою, продолжая чтение Деяний. Надолго нас не хватало, этак минут на 10-15, но зато все страшно гордились, что мы такие молодые, красивые, умеющие хорошо читать! Хотя, по правде говоря, читали-то мы тоже с ошибками, поскольку тогда лишь начинали изучать церковно-славянский, но своих ошибок не замечали. И это самодовольное воспоминание о том, как мы, молодые и интеллигентные (не то что «малограмотный старичок Антохия»), «поддержали оскудевающую и ветшающую церковь, а может быть даже и Церковь», еще долго хранилось в моей памяти новоначального христианина...
И лишь значительно позже я узнал, что «Антохия» был совсем не так прост, как казался на вид. Оказывается, это был человек высокой духовной жизни. Когда-то в годы своей молодости он, глубоко верующий православный христианин, был солдатом и верно служил Вере, Царю и Отечеству. Господь даже сподобил его видеть Государя Николая Александровича, который по какому-то случаю приветствовал их, солдат: «Здорово, братцы!», а они отвечали Царю: «Здравия желаем Вашему Императорскому Величеству!», или как там положено по воинскому Уставу Российской Империи. И был такой восторг, так горело сердце, - рассказывал потом сам старчик! Но произошла революция, затем другая, были злодейские низвержение Государя Императора и убийство его и Семьи... И бывший солдат Царя земного решил стать воином Царя Небесного. Он принял на себя подвиг юродства и странничества. Отсюда и его «бомжеватый» вид. Но это ведь люди «смотрят на лице, а Господь смотрит на сердце» человека (1 Цар.16,7). Поэтому тот, кого мы унижали в своих мыслях, называя «Антохией», у Бога за свои духовные подвиги не был лишен благодати. Но, как говорили, имел прозорливость и некие другие дары Божии.
Эту историю я последнее время все чаще и чаще вспоминаю в связи со следующим обстоятельством. Мне, как священнику, приходится молитвенно поминать граматки прихожан, где за упокой все чаще упоминается некий святой странник, почивший и похороненный в наших местах. Он еще не прославлен Церковью, но почитается народом Божиим. И вот я думаю, не тот ли это старчик, который читал Деяния на Пасху в далеком 77-м году? И еще вот что думаю. Мне приходит в голову мысль, что, возможно, этот старец вполне хорошо умел читать по церковно-славянски. Но, по своей прозорливости, желая побудить нас к служению Церкви, а также обличить гордость, которая гнездилась в наших сердцах, он намеренно юродствовал, специально делая ошибки в чтении?
Так это или нет, Бог знает. Но, очевидно, что если даже и не так, то все же все сие произошло не без действия Промысла Божия, Который действительно подвигнул нас (хотя бы некоторых) к служению Церкви, попутно обличив в нас страсть гордости и осуждения ближнего. Ведь по сути все мы, в малой степени совершая нечто полезное для Церкви, были похожи на того самодовольного фарисея, который гордился своими ничтожными добродетелями, унижая при этом, как мы «Антохию», смиренного мытаря (Лк.18,10-14).
И вот еще что думается, весьма актуальное для нашего времени. Каким смешным и наивным теперь выглядят наше самодовольное мнение, что, якобы, «мы поддержали ветшающую Церковь»! Такое самомнение характерно для неофита, человека невоцерковленного. который мнит, что своим, по сути ничтожным «подвигом» он «спасает Церковь». Христианин же воцерковленный знает из своего духовного опыта, что не он «спасает Церковь», а Церковь спасает его. Именно она своим православным учением и Таинствами очищает нас от наших грехов и страстей, направляя к Царству Небесному. Поэтому жалкой и наивной является попытка тех или иных частных лиц (среди которых попадаются священники и есть даже один бывший епископ) самочинно, а иногда, прямо скажем, самопально «спасти Церковь» от католицизма, протестантизма, прочих ересей и ИНН. Такая заведомо неудачная их попытка свидетельствует лишь о новоначальности эти лиц, в частности, по своей духовной неопытности не умеющих отличить глас Божий от голоса вражия. В Церкви ведь есть Другие, куда более премудрые и могущественные (всемогущие) Лица - Глава Церкви Господь наш Иисус Христос и живущий в ней Дух Святой, Которые постоянно ее спасают и исправляют. А нам, православным христианам, если уж хотим поучаствовать в этом важном и богоугодном деле, следует сообразовывать свое ничтожное человеческое действие с божественным действием Сих Лиц, руководствуясь при этом заповедями Божиими, православными догматами и правилами церковными. В чем всем желающим и жаждущим сего - Бог в помощь!