Хотелось бы еще поподробнее и поглубже «копнуть», проанализировать основные постулаты протестантов. Поговорить о различном понимании крещения, о почитании святых, икон, мощей и т.д. Начать разговор на эти темы невозможно без того, чтобы не сказать о Священном Предании. Протестант (чаще всего мы соприкасаемся с баптистами) сразу будет цитировать ап. Павла о «бабьих баснях». В лучшем случае, особенно когда процитируешь того же апостола: «Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» (Сол. 2:15), нехотя скажет: «Ну да было и то, что только устно прозвучало и не было никем зафиксировано. Но все равно Писание самодостаточно, в нем сказано обо всем, что необходимо для спасения. Что же касается устного Предания, то оно ненадежно, за 2000 лет могло исказиться и т.п.».
Что же мы понимаем под Священным Преданием? Это - большая часть учения и дел Христа, которые не были записаны. Одно из воскресных Евангелий заканчивается такими словами: «Многое и другое сотворил Исус ; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг. Аминь». ( Ин. 21:25).
Ап. Иоанн в своих посланиях неоднократно писал о том, что он намеревается не письменно обратиться к тем, кого он знал, а встретиться с ними лицом к лицу и свидетельствовать о Христе (см. 2 Ин. 12. и 3 Ин. 13, 14.) Ап. Павел пишет Ефесянам: «... ибо три года день и ночь, не переставая учил со слезами каждого из вас».Как же так? Апостол учил три года, а до нас дошло сравнительно небольшое послание. Элементарная логика заставляет сделать вывод о невозможности весь объем трехгодичного апостольского благовестия включить в это послание. Значит, что- то, и немало, сохранилось в Предании? Как к нему относиться? Ключевая цитата из послания ап. Павла к Солунянам о необходимости его блюсти, т.е. сохранять уже приводилась. Тот же призыв содержится в послании ап. Павла к Тимофею: «О, Тимофей! Предание сохрани, уклоняйся скверных суесловий и прекословий лжеименного знания» (Тим. 1:6:20). Вернусь к тому, к чему начал - о сомнениях протестантов в сохранении в неповрежденности Предания за 2000 лет. Опять мы неизбежно обращаемся к авторитету Церкви - «столпа и утверждения веры». Что же получается? Протестанты пользуются Священным Писанием в том объеме, который Церковь закрепила ( это мы называем каноном), выявив подлинное Слово Божие из множества подложных, апокрифических.
Итак, первое они признают, а вот второе - что та же Церковь сохранила и Предание в неповрежденности, отрицают. Между тем, как сказано в Послании Восточных Патриархов: « Виновник того и другого есть Один и Тот же Дух Святой». Если мы обратимся к святоотеческому наследию, то на нашу тему наиболее, пожалуй, известный текст принадлежит св. Василию Великому. Он так писал об этом: «Из церковных догматов и преданий - одни мы имеем от письменного наставления, а некоторые приняли от апостольского предания... Те и другие имеют одну и ту же силу для благовествования...Ибо если отважимся отвергать писанные обычаи, как будто не великую важность имеющие, то наверняка повредим Евангелию и в самом главном, или паче от проповеди апостольской оставим пустое имя...». Св. Ириней Лионский (III век) в своей книге «Против ересей» писал,что в его время были некоторые племена, которые приняли веру Христову без бумаги и чернил, но, следуя Преданию, живут «во всякой правде, чистоте и истине». Важная миссия Предания - правильное истолкование, понимание Священного Писания, ибо, по словам блаженного Августина, Предание - это то, что «содержалось в ней (т.е. в Церкви - иг. К.) всегда». В Церкви, по словам св. Викентия Лиринского, « всеми мерами надо держаться того, во что верили повсюду, во что верили всегда». А вот теперь, в свете сказанного о значении Предания, можно и более конкретно поговорить. О таинстве Тела и Крови уже немного говорилось в 3-ей части моей работы. Церковь всегда понимала слова Христа: «Сие есть Тело Мое...», «Сия есть Кровь Моя...» буквально. Об этом свидетельствует свт. Василий Великий. Он также говорит о том, что слова, которые священнослужитель произносит,осеняя хлеб на дискосе и вино в чаше, дошли до нас по Преданию, их нет в Священном Писании.
Ориген называет крестное знамение апостольским преданием. Подробнее поговорим о крещении. Его называют дверью, через которую мы входим в спасительную ограду Церкви Христовой. Как оно понимается в протестантизме? Как простой обряд, в котором не преподаются дары Святого Духа. Это не условие спасения, как в Православии, а, напротив, завершение процесса духовного возрождения. Протестанты ссылаются на Писание, говоря, что совершать крещение необходимо из-за послушания к Господу и что само крещение по слову апостола « обещание Богу доброй совести». Оно является видимой формой, свидетельствующей о вступлении в Церковь. Мы же говорим глубже и серьезнее о необходимости крещения и его значении. В свете Священного Писания и Священного Предания мы говорим о том, что это духовное рождение и что без него невозможно спасение. В купели человек очищается от всех грехов (первородного и личных) и из воды выходит чистым и оправданным.Вышеприведённая цитата из послания ап.Павла о крещении « как обещании Богу доброй совести»почему-то обрывается протестанскими собеседниками. А ведь дальше говорится - «спасает нас Воскресением Христа».Вот уже и не простой обряд,а спасительное священнодействие. Ап. Павел в I посл. к Коринфянам напоминает им о том, какими они были до крещения, но приняв его, они «омылись, освятились, оправдались именем Господа Исуса Христа и Духом Бога нашего.
В крещении человек очищается от всякой скверны действием Св. Духа, примиряется с Богом, и из чада гнева Божия становится сыном Божиим по благодати, членом Церкви. Теперь коснемся такого острого момента как крещение младенцев. Протестанты отрицают законность такого крещения. Их аргументы вобщем-то просты - младенец не сознателен, он не может креститься по вере, стало быть крещение должно приниматься только в сознательном возрасте. А как же быть тогда с тем, что апостолы крестили семейства, например Лидии (Деян. 16:14) дом Стефана ( I Кор. 1:16) и др., в которых,надо полагать, были дети. Обрезание - прообраз крещение (Быт. 17; Еф. 6:4). «Обрезаны были обрезанием нерукотворным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым, спогребшись Ему крещением...».-пишет ап. Павел в послании к коринфянам (2.11:12). Полемизируя на тему крещения не могу и сказать и о о форме крещения. Да, они крестят погружением, но делают это вопреки Преданию один раз. 50-е апостольское правило гласит, что если священник не крестит в три погружения да будет извержен. Какой прискорбный факт - ведь крещение в одно погружение прямо запрещено церковными правилами! Я уже не говорю о совершенно выхолощенном его понимании. Все это приводит к однозначно отрицательному выводу касательно крещения протестантов. Католики еще до XII века сохраняли погружательное крещение, о чем свидетельствуют баптистерии в ряде базилик Италии и т.д. В течении многих веков крещение через обливание стало у них « всеобдержным обычаем». Поговорим и об этом. Издревле Православная Церковь крестила погружением, подражая Иоанну Крестителю, « от коего во Иордане иудеи крещахуся», и Самому Господу Христу. В Евангелии /Мф.3,16; Мк. 1,10/ повествуется, что Исус Христос после своего Крещения «изыде из воды». Это выражение дает понять, что Христос сходил в реку Иордан и, следовательно, крестился через погружение. Да и само слово «крещение» в переводе с греческого означает «погружаю».
Книга Деяний Святых Апостол повествует, что когда апостол Филипп и слуга царицы Эфиопской подъехали к воде и этот слуга произнес исповедание своей веры во Христа как Сына Божия, оба они сошли в воду /Деян. 8,36-39/. Стало быть, апостол Филипп крестил слугу царицы Эфиопской через погружение, иначе бы им не было никакой надобности сходить в воду.
О погружении говорят и Апостольские постановления/ III век/: «Потом мы, епископ или пресвитер, произнося над ними поименно священное призывание Отца и Сына и Святаго Духа, погружаем их в воде».
Святитель Василий Великий в своем первом правиле называет погружательный способ крещения «изначальным преданием». Итак, именно погружение, а не обливание, как это повсеместно распространено у католиков, и не одноразовое погружение, а троекратное соответствует Господней заповеди и подтверждается Преданием.