Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

О власти, партии, культуре

Капитолина  Кокшенева, Русская народная линия

Гельмантоз или, Как России избавиться от гельманов / 09.04.2011


Деятельность главного менеджера актуального искусства - Марата Гельмана …

К.КокшеноваЕще недавно так горячо клеймилась всяческая партийность в искусстве, а сегодня прежние оппозиционеры ретиво и откровенно проталкивают новое партийное искусство через резервы и ресурсы «Единой России». Президиум генерального совета «Единой России» поручил галеристу и политтехнологу Марату Гельману курировать им же придуманный партийный проект под названием «Культурный альянс. Региональный аспект». Естественно, что тут возникают несколько вопросов: почему именно Марат Гельман (культуртехнолог) становится новым идеологом от культуры ЕР (как горько теперь шутят журналисты - вторым министром культуры)? Как сочетается идейный курс партии на консерватизм (провозглашенный буквально накануне) с идеями и эстетикой радикальных культноваторов? Что прибавляет гельмановский проект (а он теперь очень хорошо известен по Перми) к имиджу «Единой России»? И, наконец, каков смысловой и содержательный аспект «современного искусства» в презентации Гельмана?

Новое местничество

Вскоре после обнародования «Культурного альянса» на Президиуме ЕР, он же презентовался на заседании Общественной палаты, где, по словам очевидца Бориса Куприянова, «высказывания Гельмана и других достойных, но зависимых людей, сводились к следующему: как бы сделать так, чтобы денег давали побольше, ведь если не дадут побольше, то их надо будет как-то перераспределять». В том, что «перераспределять» деньги Гельман сможет - нет никакого сомнения. Любопытна тут скорее установка, высказанная молодой партийной деятельницей М.Сергеевой и поддержанная партийцем-единороссом Алексеем Чадаевым. «Культурная политика может быть только партийной», - заявила М.Сергеева, а А.Чадаев поддержал ее в том, что деятели культуры просто обязаны придумать эту новую «партийную культурную политику». Борис Куприянов, пришел к выводу, что «в России есть культурная политика. И эта политика вполне соответствует пожеланиям Маши Сергеевой - она партийная. Делается она членами правящей партии и представителями правящего класса. Их имена известны: это Лужков, Кобзон, Бондарчук, Минаев, Борис Моисеев, Якименко и многие другие». Теперь список можно пополнить еще и Гельманом.

Так чем же гельмановский «Культурный альянс» (так и хочется написать «мезальянс») осчастливит русскую провинцию?

Между прочим, заметим, что ни Дагестан, ни Якутия, ни иные национальные территории (в планах есть только Татарстан) Гельмана не увлекают. Не увлекают, очевидно, по простой причине - продвигаемое им «бедное искусство» там не потерпят.

На официальном сайте «Единой России» М. Гельман уверенно заявляет: «Если мы не создадим нормальную культурную жизнь вне столицы, то мы потеряем страну. В этом случае проблема культурной политики станет уже непосредственно политической проблемой». Гельман пугает, а нам не страшно. Откуда такая уверенность, что провинция не имеет собственной культурной жизни и не способна обеспечить ее «за счет своих ресурсов»? Творчество Алексея Иванова (Пермь) напитано такой силы «региональным» своеобразием (при высоком присутствии идеи государственного строительства), что как-то изначально нагло и одновременно зловеще-жалко смотрелся гельмановский план по «улучшению» пермской культуры. Конфликт большого. талантливого писателя А.Иванова и культурменеджера Гельмана был просто неизбежен, как неизбежна была борьба с Гельманом всех художников и писателей, мыслящих и живущих не на поверхности модных траекторий «новаторского искусства». Интересно, - этот опыт раскола местной интеллигенции был учтен партийцами-единороссами, давшими «отмашку» гельмановскому пробегу (набегу) по (на) России(ю)? Я могу с уверенностью сказать, что пермская история повториться в Краснодаре и Нижнем, Вологде и Иркутске - всюду есть тот самый «региональный компонент», носители которого не захотят себя разрушать. «Единая Россия» руками новых проектировщиков явно углубляет уже и «без культурки от Гельмана» достаточно глубоко вырытую яму. Впрочем, всюду есть или наивные графоманы-реформаторы, или местные закомплексованные «либералы», готовые поддерживать и аплодировать любой дребедени и дряни с московским или иным «высокорейтинговым» лейблом.

Почему, собственно, единственный выход (из якобы культурной межеумочности провинции) Гельман видит в создании специфического «гельмановского пояса», представляющего «альянс городов», где будет проводиться «децентрализация культурной жизни»? «Этот проект - сетевой, - сообщает Гельман. - В том смысле, что в альянс будут включены города с большой численностью населения. Но они уже должны будут создавать вокруг себя свою сеть. Мы планируем через 2 года иметь где-то 25-30 городов.... Мы делаем поворот и говорим, что культура обеспечивает базовую потребность человека, одну из важных составляющих качества жизни. Поэтому она является не «социалкой», она является частью развития. Наша политика будет направлена не на деятелей культуры, а на все население, а деятели культуры должны стать инструментами реализации программы». В прессе высказывались предположения, что на партийном уровне проект, вероятно, будет курировать секретарь президиума генсовета «Единой России» Вячеслав Володин (предполагается также, что финансировать дирекцию проекта «Культурный альянс» будет ЕР, «на все, что она предложит регионам, местные бюджеты должны будут найти деньги самостоятельно» (sic! - К.К.); а член президиума генсовета «Единой России» Андрей Исаев, рассказывают журналисты, так воодушевился гельмановским прожектом, что предложил ему возглавить комитет по культуре в следующем составе Госдумы. Как, однако, демократично: пока еще никто не выбирал Думу следующего созыва, а для Гельмана там уже и место от пыли очистили!).

Увы, начинать стоило бы с культурного образования чиновников. Можно не сомневаться, что практически никто из них не видел арт-объекты, не читал критики на «новое искусство», продвигаемое М.Гельманом, а если и видел, то такому чиновнику заранее объяснили, что нужно понимать «современное искусство». А вот спроси их, что они «поняли», и что нужно «понимать» - вряд ли услышишь какой-либо вразумительный ответ. Культура чиновничества сегодня категорически низка - причем, степень культурного падения часто обратно пропорциональна месту в «табели о рангах». С такими чиновниками очень выгодно заниматься «региональными проектами», на них, можно легко предположить, завораживающе действует одно имя политтехнолога и близкого администрации Президента г-на Гельмана. В общем, все должны верить (и верят!), что Гельман - успешный арт-менеджер, а по его деятельности вообще можно судить о современной культуре нашей страны. Увы, приходится верить, если нет воли и достаточного культурного статуса, чтобы проверить.

Децентрализация культуры по Гельману - это искуственное формирование некоего «нового местничества», нового изоляционизма, - следовательно и идеология, его обслуживающая, неизбежно приведет к дальнейшему обособлению людей друг от друга. Местный культурный патриотизм необходим («немец к нам не придет - мы вятские»), и он есть всюду, причем в прекраснейших образцах! Но без личностной воли, связывающей художника с центром ­- духом, обеспечивающим единство русской культуры, - местный патриотизм превращается в бесплодный и опасный сепаратизм. У нас давно нет общего культурного пространства, общей истории, общей памяти. Мы давно уже не знаем, что происходит в естественно (и без Гельмана) сложившейся региональной культуре, чем живут там писатели и художники, и вообще творческие люди. Так что задача, на мой взгляд, прямо противоположена гельмановской децентрализации: это объединение и собирание русского культурного пространства.

Вот и опасаюсь, как бы этот культурный «пояс» из 25 регионов не стал удавкой для региональной культуры. И тут опыт Перми трагически бесценен.

Жива ли Пермь?

Осенью 2008 года сенатор Сергей Гордеев и Марат Гельман устроили в здании заброшенного пермского Речного вокзала выставку «Русское бедное» (теперь уже и альбом вышел под тем же названием). Кто-то счел успешным это начало, и уже через несколько месяцев в городе открылся Музей современного искусства PERMM (ну как же без европейничанья и латиницы...., а если учесть любимые гельмановские рассусоливания об индустрии культуры, то было бы славно принять и закон, требующий оплаты за названия фирм и пр., использующих в названии латиницу... Отчего же тут не включить рыночный-то механизм, глядишь и «русское» не было бы таким «бедным!) Ну, как говорится, лиха беда начало - дальше все развивалось с большим ускорением: посыпались новые выставки, проводились всяческие фестивали. Не долго думая, Пермь была провозглашена новой культурной столицей России. Правда Россия об этом так и не узнала, а у глашатаев явно обнаружилось «наличие отсутствия» элементарной самоиронии... Да что и говорить, если образчиком выступал заштатный испанский городок Бильбао, который смогли раскрутить как туристический центр после того, как фонд Соломона Гуттенхайма выстроил там музей современного искусства. Заманчивый сей примерчик все же не сработал - не едут толпы туристов к Гельману и все тут, хоть сто раз самозванно назовись культурной столицей.

Но вернемся в проекту «Русское бедное». Собственно эта «бедность» так сказать предъявляла себя во всей красе: материалы арт-объектов - это в сущности, утиль-сырье: «источник художественной предметности - мусорка: «иконосы» из железяк, пенопласта, гофрокартона у Валерия Кошлякова, мифические животные из корыт и инструментов у Ольги и Александра Флоренских, картинный металлолом Дмитрия Гутова, золотое кладбище из чайных пакетиков Александра Бродского». (Выделено мной - К.К.). Вся эта бедность хлама будет тут же «осмыслена» и «переведены» в идейно-стратегический план: якобы так ставится проблема экологии среды (и тут же, понятное дело, цитируется ак. Д.С.Лихачев с его высказываниями об экологии культуры). Фундамент, что называется, подведен. Идеологическая база, собственно, ничем новым не удивит: все тоже пережевывание краха недавней истории, когда «в считанные годы целые поколения - смыслы, эстетика, люди, быт - оказались на свалке истории. Если соц-арт - реакция на перепроизводство идеологии, то «Русское бедное» - на исторически закономерное после ее отмены «перепроизводство» хлама» (Ольга Орлова. Бедность и красота. 8 октября 2009 г.) А такие арт-объекты как, например, пятиконечная звезда из сигарет так и вовсе напоминают почивший, казалось, соц-арт тридцатилетней давности.

Вообще Марат Гельман мало озабочен последовательностью своих высказываний - это, надо полагать, и есть высший шик арт-технолога. Так, важным для него «открытием» именно в Перми, стало следующее: «А на выставке "Русское бедное" люди шли и думали, что бы они могли сделать. В их устах "я тоже так могу" было не отрицанием искусства, но признанием того, что они сами могут его сделать.....Все это выходит совсем по-бойсовски: в каждом человеке есть художник, важно его только разбудить. Губернатор, журналист или охранник, посмотрев экспозицию, срочно начинали креативить, придумывая новые объекты или вспоминая, что у них есть....Люди видят, как оно создается из совершенно бросовых материалов. Они очень быстро, практически сразу понимают, что это высокое искусство, видят, из чего это сделано» (За качество русского языка в приведенной цитате я не отвечаю - К.К.).

Просто читать неловко такие признания о «высоком искусстве» и губернаторах, что начинают тут же «креативить» (надо полагать вспоминают, какой хлам лежит где-нибудь в темном углу). Саморазоблачение и раздевание на этом не закончилось. Поскольку как раз в это время, когда открылось «Русское бедное» и разразился кризис, то, естественно, журналист спросил Гельмана и о бюджете проекта. А он ответил так: «Многие из работ мы производили непосредственно к экспозиции (выделено мной - К.К.). На их изготовление ушло 170-200 тыс. "зеленых крокодилов". Умножь на три - получится общая смета». Бедные проектировщики - смету в 600 тысяч «зеленых» пришлось срочно осваивать, - не покладая рук производить объекты прямо к экспозиции...

Собственно название «Русское бедное» подразумевало несколько стратегий. Во-первых, Гельман снова выступил откровенным подражателем. Арте повера (итал. arte povera - бедное искусство) - это направление, оформившееся в итальянском искусстве (в Турине) в к. 60-х - нач. 70-х гг. XX века. «В основе его лежит,- читаем в Словаре, - создание объектов и инсталляций из простых предметов обыденной жизни, подобранных на свалках отбросов и принадлежавших, как правило, к обиходу мало обеспеченных слоев населения - мешков, веревок, старой поношенной одежды и обуви, элементарных предметов домашней утвари, земли, песка, угля, старых тряпок, кожи, резины и т. п..»

Выставка Гельмана побывала и за рубежами России - там она называлась «Russian povera» - «Бедный русский», потому как среднего рода в итальянском языке нет. Таким образом, тут тоже убивали двух зайцев: название отсылало к знакомому «Arte povera», а с другой стороны вместо распространившегося образа «нового русского» (криминализированного и сорящего деньгами), тут явился «бедный русский», который представал чуть ли не скупердяем, живущим с мусорки, с отходов цивилизации («Хорошая работа с образом соотечественника», - тут же констатировала критика). И эта тенденция - создания низкого, низменного, почти физиологически ощутимого ущербного русского образа сегодня как-то активно поддерживается отечественной арт-критикой. Мало того, эта «низменное как принцип» провозглашается трезвомыслием, антимечтательностью, антипрелестью в противовес некоему «коллективному Солярису», который якобы «видит-творит сны - бесполые (!?? - К.К.), бездумные, сладко-изнурительные, а любой, кто его будит, враг ему» (К.Анкудинов). Нет, не стоит так упрощать. Не стоит монополизировать право на «самоосмысление и самопонимание русской культуры» - для этого пока нет никаких интеллектуальных оснований у нашей журналистского типа критики. Понимает и осмысливает русская культура все-таки не сама себя, а через своих носителей, т.е. конкретных людей. К.Анкудинов, к сожалению, оказался не способен понять по существу своих оппонентов (он называет Лидию Сычеву и Марию Иванову). И дело, действительно, не в «новом реализме», в котором пока еще так мало нового. Дело в фундаментальных вопросах бытия. Вопрос первый: отношение к «общему» (которое теперь новой арт-критикой презирается). Для «коллективной памяти» (наличие которой чрезвычайно важно!) существенным является работа на продолжение этого «нашего общего» - работа свободная, личностно выбранная, когда в твоей собственной личности выработана эта потребность и возможность работать на самосохранение и развитие общего-целого. Именно тут ЛИЧНОСТЬ является двигателем, строителем, и т.д., а не там, где идёт индивидуальная застройка «под Юзефовича», или кого угодно из «приятных» тебе людей. И второе: нынешние «реалисты» (а там есть бытописатели, националисты-либералы, социалисты-реалисты пр. и пр.) вновь повторяют старые ошибки: реализмом выжигают идеальное, сапогами - Шекспира. Действительно, как-то много развелось докторов, подсовывающих «болящей России горькие лекарства», -«русское бедное». Вот только больная Россия - это не ВСЯ Россия. Есть Россия сопротивляющаяся, борющаяся, живущая в режиме ежедневного подвига, верующая, милующая, деятельно-милосердная....

А Пермь настиг тем временем новый проект Гельмана - «Евангельский», оцененный и верующими людьми, и талантливыми, тонкими экспертами (Романом Багдасаровым, координатором арт-проекта «Декалог XXI», в частности) как кощунственный. Вот некоторые образчики с выставки. Московские художники Д.Врубель и В.Тимофеева решили проиллюстрировать тест Священного Писания посредством фотографий новостных лент и Интернета (прежде Перми проект обкатали на ярмарке «АРТ Москва-08»). Они считают, что выполнили «современные фрески», в то время как жанр проекта - ни много ни мало как «медийный монументализм». Звучит завлекательно - медийный (то есть очень подвижный, скоропортящийся продукт, построенный на постоянном улавливании злобы дня) соединяется с пространственно-мощным «монументализмом», но в такого интеллектуального монстра уже никто не всматривается (к этому публика уже приучена). «Почему стала возможна эта выставка в Перми? - размышляет Роман Багасаров. - Не потому, что Гордеев и Чиркунов (губернатор Пермского края - К.К.) являются такими же кощунниками, как Гельман и Врубель. У них просто есть искреннее желание поддержать современные, актуальные тенденции в искусстве. Не удивительно, что они поручают организовать выставку известному московского галеристу. Но известность и компетентность Гельмана сильно преувеличены, по большей части они раздуты им самим. Создать образ успешного галериста для бывшего замдиректора ОРТ достаточно просто, Гельман находится в заведомо выигрышном положении по сравнению со многими своими конкурентами. Гордеев и Чиркунов не разбираясь в современном искусстве, не понимая всей серьезности затрагиваемых тем, будучи далекими от сферы искусства, фактически идут на поводу у таких недобросовестных кураторов, как Гельман. Конечно же, такие вещи происходят из-за неопределенности государственной политики в области современного изобразительного искусства. У нас дают широкую дорогу новым иконоборческим и десакрализаторским тенденциям, которые существуют в современном искусстве, при этом, очень редко поддерживают людей, занимающиеся в современном искусстве чем-то противоположным. Эту тенденцию активно поддерживают антицерковно и антихристиански настроенные арт-критики. Они не хотят видеть серьезного отношения к христианству». Мы не раз уже писали в нашем журнале о так называемом «актуальном искусстве», которое чрезвычайно агрессивно настроено не только по отношению к красоте, добру, классическим канонам, но и всеми силами старается вытеснить «консервативное» искусство, требующее от художника подлинных творческих усилий, - стараются скомпрометировать как неактуальное, скучное, серое, «академическое» и вытеснить его на обочину эстетических интересов общества. Пример нового гельмановского проекта, получающего поддержку ЕР - это еще одно доказательство того, что «государство потеряло интерес к созданию большого государственнического изобразительного стиля и к поддержанию связей с предыдущими эпохами развития русского искусства» (Р.Багдасаров). И вообще, все это напоминает РАПП и его оголтелую малограмотную активность. Неграмотно, зато политично!

Актуальное искусство давно пользуется приемами эпатажа, скандального самовыражения, откровенного осмеивания религиозных (нравственных, культурных) норм. Так и здесь, в «Евангельском проекте» художники, в сущности, позволили себе прием насмешки на традицией понимания евангельских тем и сюжетов (достаточно привести один пример: на фасаде пермского музея был помещен баннер с двумя криминального вида, ощерившимися беззубыми подростками, а внизу красовалась «надпись» : «И кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает». (цитата из Евангелия). В «Евангельском проекте» есть и еще одна типичная для «актуальщиков» картина: на ней юный наркоман делает сам себе укол в вену. Тут же и надпись: «Пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие». Вот было бы страшно интересно узнать, как трактует сей образчик проекта губернатор Чиркунов?

Конечно, речь не идет о том, чтобы «запретить» евангельские сопереживания современным художникам. Вся проблема в понимании возможностей именно искусства, в средствах и приемах интерпретации, доступных ему и не оскверняющих священного смысла. А вот если «Русское бедное» соединить с «Евангельским проектом», то можно увидеть тенденцию - создания непривлекательного (отвратительного) образа современной России. Можно увидеть «антииконографию» и анти-Россию.

Пока же М.Гельман по-прежнему занимает пост директора Пермского музея современного искусства, т.е. пребывает в должности, позволяющей безоглядно (при поддержки местного министра) заниматься модернизацией культуры города Перми. Вообще, особые страдания Гельмана, повторяю, связаны с «обделенностью» провинции «современным искусством», с неспособностью провинциалами его «понимать». Мало того, свой проект Гельман почему-то представляет как альтернативу «министерскому, бюрократическому управлению культурой», что, собственно, звучит весьма комично - ведь пермские проекты были осуществлены именно пермской же бюрократией, чиновничеством, да еще и наверняка единороссами. К тому же, как писали пермские газеты, Гельман говорил о том, что «пермским культурным проектом,...заинтересовались в администрации президента, и после полутора месяцев обсуждений чиновники согласились под эгидой государства транслировать пермский опыт в другие регионы». Таким образом, альтернативу бюрократии... составили чиновники к тому же «под эгидой государства»! Учитесь господа, учитесь так критиковать бюрократию, чтобы она тут же проявила всяческие инициативы против себя!

Так что красивые словеса о модернизации культуры (опять все на те же бюджетные - они же во многом «партийные» - ­деньги) читаются странно, Всё это весьма «технологично», но и отменно цинично. Гельман встает в оппозицию сам к себе. Сам себя вроде бы как высекает - понарошку, чтобы вновь как ни в чем не бывало «забрасывать дрожжи» в культурную среду других городов.

Автор проекта «Культурный альянс» упрямо подчеркивает, что он занят не политикой, а только культурой. Вряд ли. Верить политтехнологу - себе дороже. Ведь он сам не раз критиковал власти за то, что они не стремятся к большей либерализации общественной жизни, а потому, по Гельману, потребность в свободе может «сливаться» в область культуры; мало того, по убеждению автора нового партийного искусства, «активация культурной жизни должна снизить социальную напряженность» (Евгения Пастухова. Соль. 28 мая 2010 г.), что якобы доказал уже пермский эксперимент. Протестная энергия выплескивается в дискуссии об искусстве, а значит, - логически завершим мысль, - чем наглее, провокативнее «искусство», тем жарче дискуссии и активнее выброс энергии! Но при этом политтехнолог Гельман зачем-то нам говорит, что политикой не занимается, да к тому же политикой он не занимается на партийные деньги! Так и никак иначе мыслится им общественная модернизация России: «Новации в культурной жизни везде и всегда воспринимаются людьми как «воздух свободы». Знаковые события в культурной сфере, новые артефакты и новые переживания сами по себе уже являются ответом на вопрос «что изменилось?» - говорит директор пермского музея» (цит. по Е.Пастуховой, там же). Вот только как столицами назначают сами себя, так и со «знаковостью» получается все какая-то самодеятельность и самозванство. И то самое «все население», на которое направлено острие культурных акций «Гельмана и К*» - то самое «население» ничуть и ни в чем не стало «свободнее» после, например недавнего мультимедийного фестиваля «Живая Пермь», который проходил с 8 по 12 июня. А 17 июня пермские журналисты Людмила Каргопольцева и Василий Бубнов подводили итоги фестиваля в статье «Пять дней в ЖП», раскрывая суть вопроса в подзаголовке: «Дорогостоящий культурный марафон в Перми прошел без участия зрителей». (Статья так важна и отменно написана, что мы решили поместить ее в продолжение темы целиком). «Живая Пермь» состояла, по словам инициатора, из 195 событий (?!) и включала 20 арт-проектов. Было там всякое: очевидно, пермский художник Сергей Тетерин, тоже был использован как «инструмент реализации программы». Его проект назывался «Изобретение поэтофона». Сам Тетерин рассказывает о нем так: «Водружение в книжном магазине действующего арт-объекта - телефонного аппарата для связи с духами знаменитых поэтов-футуристов - Маяковского, Бурлюка, Каменского». Что и говорить, страшная модернизации искусства произошла в тот день в Перми! На уровне примерно последней трети XIX cтолетия, когда так моден был спиритизм и вызывание духов знаменитостей! Только тогда в этих духов верили, а сегодня так, забавляются, прикалываются. Ну чем не прогресс!

Пермский опыт со всей очевидностью показал, что «актуальное искусство» - это отлично организованная группа. Организованная куратором, политиком и менеджером Маратом Гельманом., которому теперь указано нести в провинцию модернизацию культуры. Да и то правда, как прочитала в каком-то из блогов об «актуальном искусстве»: «Еще десять лет назад в московских галереях резали свиней, рубили иконы, ели водку в виде желе, и, раздевшись догола, бросались на публику. Сегодня это вряд ли возможно: поход в «правильную» (читай к Гельману - К.К.) галерею в светских кругах по значимости приравнивается к посещению модного spa-салона». А вот остальным, то есть населению, которому не доступны spa-салоны, бросим, как кость примерно такое: "Современным художникам нужно ампутировать детородные органы, руки и языки. / И всё это сжечь на ритуальном костре, пепел развеять в малиннике для удобрения почвы, чтобы медведям было, что поесть". (из «Поэмы о современном искусстве» сподвижника Гельмана - Плуцера-Сарно). Что-то демоническое, нечистое, дискомфортное чувствует «население», посещая выставки от Гельмана и читая тексты от Сарно. Ну так и что? Кураторы и прочие ответственные лица тут же объяснят вам то, что вы не поняли. Отлакируют по высшему классу, завернут в красивую обертку дискурсов и коннотаций, биологических ритмов и мифологических предчувствий. Впрочем, честно сказать, и это уже плохо «работает» - особенно в провинции, которую гораздо легче развести на социальном.... А ежели кто вдруг усомниться в «чудесных способностяхкультуры» модернизировать общество и сознание, - то таким, будьте спокойны, быстро объяснят, что они не правы. Вот уже и директор Приволжского филиала государственного Центра современного искусства в Нижнем Новгороде Анна Гор подтверждает, что "Культурный альянс" «не получится без поддержки первых лиц регионов. Важны не столько деньги, сколько политическая воля и желание, которые в провинции - в дефиците». Ну что ж, скоро придет Гельман. Гельман все исправит. И будете вы по его (а не своей) воле тратить огромные бюджетные деньги на «Живой Нижний», будто теперь вы там все (без Гельмана-то) исключительно мертвые, несовременные и безвольные. А вот смелая ульяновская чиновница Татьяна Ившина ради «актуального искусства» готова все преодолеть, даже, как сообщают журналисты, «если оно вызовет неприятие, как это было в 2001 году, когда Ульяновск был объявлен «Культурной столицей Поволжья»». Вот так-то! Только для кого оно тогда предназначено, это «актуальное искусство» - для чиновников, боящихся авторитетного Гельмана? Не слишком ли дорогая для «населения» плата?



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 28

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

28. Александр : Местечковая ителлигенция сбацает вам шикарную культуру.
2011-04-12 в 18:27

Знаменитый философ Карл Юнг разделил живое на два типа - "плодородный" и "прожорливый". Один создает, другой пожирает.
Для того, чтобы рубить топором картины, этим всяким гель-манам прежде нужно иметь картины. Иначе нечего будет рубить.
Они, умеют только рубить и ломать, ломать и рубить, рубить, ломать. Создавать что-то, т.е. творить - им неприсуще и абсолютно чуждо их природе. Поскольку они "прожорливы". Се ля ви!
Так мы,люди творческие, запомните это скептик, говорим о культуре созидания, а не о "рубить и ломать".
Ломать это конечно ши-икарно. Но должно быть сначала нечто, что потом гельманам и его подгузкам захочется уничтожить. Понимаете?
Легко поставить спектакль-издевку над Достоевским. Это вам сделают "на раз" в любой Слободке или Бершади. Но создать "Идиота" или "Подростка" смог только Достоевский. Есть великое, а есть ничтожное.
Они там в Перми могут сколь угодно тявкать и визжать. Но, в наших государсвенных культурных интересах решение проблем Слона а не мосек. Сколь громко и Шикарно они бы не лаяли
27. Александр К. : 24. скептик
2011-04-12 в 13:26

ну что ж вы так гневно выражаетесь?



Вы опять ошиблись. Я абсолютно спокоен. Просто называю вещи своими именами. И не собираюсь отступать от своей Веры, как бы Вам этого ни хотелось.

про тех людей, кто обчитался желтой прессы и грязных книжечек, которые массово стали печататься с конца 80-ых. у людей появились нелепые фобии, нелепые комплексы, люди стали верить во всякую чушь, будь то астрология, сектантские убеждения, теории заговора, псевдонаучные изобретения или псевдоисторические теории.



Здесь я согласен. Только, по моему мнению, судя по Вашим высказываниям, Вы как раз и являетесь жертвой либерального индоктринирования, с которым обрушились на нас посланцы закулисы с использованием наработок лабораторий психологической войны. Об это много написано специалистами, это не "теория заговора", которой нас всё время запугивают, а реальность.

не используйте слово "либерал" как оскорбление - оно таковым не является



Очередной приказ? Тогда придётся на радость русофобам-либералам закрыть Русскую Народную Линию, которая изо дня в день пишет о душепагубности такого мизантропского лжеучения, коим является либерализм. Почитайте материалы РНЛ по этой теме.
26. Аноним : на п. 20 скептику
2011-04-12 в 12:57

"я здесь никого не смущаю, я высказываю уместную критику по тем вопросам,"

Признаюсь, я сомневаюсь, в том, что отечество у нас в Вами одно и то же. Думаю, мы не соотечественники. Я еврейский стиль моего комментария - был игрой.
Насчет смущения не оправдывайтесь. Вы здесь просто ядовито торжествуете - во времени и пространстве.
Смущает только то, что ныне торжествовать может только хам, а Вы торжествуете.
Вот таким демагогом - вежливым гиперплагиатором хитрым лисом- жидолизом пробирается антихрист. Потому я не смущаюсь и продолжаю разговаривать не в Вами, а с его духом в Вас. Конечно, это порой невыносимо гадко, но что поделаешь, нужно изучать.
25. В.Семенко : Скептик 22
2011-04-12 в 12:08

Мне очень не понравилась выставка "Россия - 2", которую курировал Гельман, где Кулик и К кощунствовали по полной. Мне очень не понравилась выставка "Осторожно, религия", которую активно поддерживали Гельма и К. (То же самое). Подробности излагать лень, можете найти в тех же статьях Кокшеневой.
24. скептик : Re: О власти, партии, культуре
2011-04-12 в 11:38

2 Александр К.
ну что ж вы так гневно выражаетесь?
я тоже не был своим у русофобов, я уверен и наконец я не про себя, а про тех людей, кто обчитался желтой прессы и грязных книжечек, которые массово стали печататься с конца 80-ых. у людей появились нелепые фобии, нелепые комплексы, люди стали верить во всякую чушь, будь то астрология, сектантские убеждения, теории заговора, псевдонаучные изобретения или псевдоисторические теории.
таких людей, увы, много.
так что, уважаемый гражданин, читайте внимательно, пожалуйста. и не используйте слово "либерал" как оскорбление - оно таковым не является :)
23. Александр К. : 20. скептик
2011-04-12 в 10:42

здравствуйте, мои друзья-соотечественники



Пожалуйста, не надо, уважаемый записывать меня в "свои". Я, грешный, никогда не был ни "своим", ни "другом" у русоненавистников и антиправославных либералов.

я не идиот



Вы уверены?

цнекоторые граждане серьезно больны по этой части, я б даже сказал, неизлечимо больны.



Если Вы к этим гражданам относите себя, то возражать не стану - считайте, что убедили...
22. скептик : Re: О власти, партии, культуре
2011-04-12 в 04:48

2 В.Семенко
не согласен. во-первых, постмодернизм не есть помойка в принципе. во-вторых, многие творения того же темы лебедева действительно красивы и функциональны (особенно легко их так оценивать, если отвлечься от личности самого темы); с работами гельмана я знаком меньше, но вот многие (не только его) идеи, касающиеся проекта "пермь - культурная столица" мне очень-очень понравились. это просто радостно видеть в нашей серой унылой действительность что-то яркое, необычное.

посмотрите вокруг: схема метро, дизнай отечественных машин или типовых домов, шрифты на вывесках госучерждений - все это просто некрасиво. шаблон рождает шаблон, уродство рождает уродство. почти в любом городе можно сделать фото (причем едва ли не на главных улицах), глядя на которое житель любой точки страны скажет: о, да, наша грязь, наша серость, наша неприглядность.
от этого надо избавлять, перенимая и иностранный опыт и пытаясь придумать что-то свое.

вот попробуйте перечислить мне 10 любых работа гельмана и лебедева, связанных с разработкой каких-то массовых аксессуаров, схем или городских новаций и расставьте там + и - (понравилось-не понравилось), а я сделаю то же самое по тому перечню.
21. В.Семенко : Скептик 20
2011-04-12 в 01:56

С той небольшой поправкой, что тянут-то они в прямо противоположную сторону - в сторону постмодернистской культурной помойки...
20. скептик : Re: О власти, партии, культуре
2011-04-11 в 23:45

ай-яй-яй, опять комменты не пропускают :)

2 Александр К. и Аноним
здравствуйте, мои друзья-соотечественники :)
насчет "отношения" обычная тавтология, так что расслабьтесь, просто хотелось спать.
я не приписываю русскому народу антисемитизм, ибо я не идиот. однако некоторые граждане серьезно больны по этой части, я б даже сказал, неизлечимо больны.

здоровый национализм - работа на благо соотечественников, преданность, знание родной культуры. нездоровый национализм - презрение к другим народам, высокомерное отношение к их экономическим и культурным достижениями, стремление всячески унизить чужие общенародные идеалы и приписать другим народам плохие свершения, списать на них свои проблемы.

вы можете сколько угодно изголяться мне и приписывать меня в числа иудаистов, жидомасонолизов, любителей талмудистов и тп, меня подобное хамство не смущает. я здесь никого не смущаю, я высказываю уместную критику по тем вопросам, по которым у меня есть свое аргументированное мнение. если кого-то смущают факты, которые я привожу в поддержку своего мнения, то это не мои проблемы.

2 Ginger
ошибаетесь. смета проекта невелика, более того, она публична. попробуйте лучше узнать смету строительства храма христа спасителя. или ответьте на вопрос, почему недалеко от перми в свердловской области надумали строить "духовный центр" за счет госбюджета? стоимость проекта 8 млрд.; между прочим на все образование региона тратится 8.5 млрд. (представьте - все школы, пту, университеты, образовательные программы и тп), а строительство шикарной гостиницы hyatt по иностранному архитектурному проекту в самом центре е-бурга обошлось "всего" в 2.5 млрд.
вас ничего не смущает?

а деревянный забор тем и хорош, что его легко поставить, легко переставить или вовсе демонтировать. да и с лесом в пермское крае проблем нет. все же там не пицундские сосны вырубают, как для строительства духовного центра для патриарха под геленджиком.

вам не нравится красный фонарь-человек? ну это ваше частное мнение. я знаю людей, которым не нравится москва-сити, мечеть кул-шариф в казани и светофоры в томскве. ну и что?

____
2 В.Семенко
а какие эпитеты применимы? ну давайте скажем так: чудесно, красиво, великолепно, любо, необыкновенно. шикарно - оно и есть шикарно. гельман и лебедев до еврея левитана пока не дотянули, армянина айвазовского, грека куинджи и прочих пока еще не дотянули, но много хорошего уже успели сделать. надо это ценить.
19. В.Семенко : Re: О власти, партии, культуре
2011-04-11 в 20:56

Хватит маргинализировать тему! Сравните еврея Гельмана с его чудовищной русофобией и хамством и еврея Левитана с его удивительной любовью к России! К трудам гения неприменимо слово "шикарный".
18. Капитолина Кокшенева : Протестуйте!
2011-04-11 в 19:02

Благодарю за содержательные комментарии АЛЕКСАНДРА и других читателей, неравнодушных в нашей культуре. Я не выношу бытовой грязи на наших улицах, но и "стена плача" - если и символ, то не культуры. Перед выборами как раз и надо бороться со всем этим безобразием. Протестуйте!

Да, "Стена плача" - это все та же
17. Ginger : Re: О власти, партии, культуре
2011-04-11 в 14:18

да.безумно шикарный проект по отмывке денег. вместо того,чтобы возродить нашу культуру, налепим красных уродов безголовых и забор деревянный на всю площадь.
16. Аноним : на п.10 Скептику
2011-04-11 в 12:28

"скажите, вам нравится, что у вас в комментариях процветает нездоровый национализм?"

Скептик, если Вы так разбираетесь за национализм, объясните-таки мне, чем отличается нездоровый национализм от здорового.
На Ваш вопрос: кто я:
Я никто и ничто, но мой отец - Бог.
Не спрашиваю - кто Вы т.к. Вы утверждаете, что Бога нет. Просто считайте, что и меня нет тоже.
Ответьте про здоровье национализма.
15. Александр К. : 12. скептик
2011-04-11 в 08:27

негативные отношения по отношению



Очень ёмко сказано!

Заявляю: Я НЕ АНТИСЕМИТ и выступаю категорически против антисемитизма, безосновательно приписываемого кагалом русскому народу. Но то, что делали и делают возлюбленные Вами талмудисты и им подобные в нашей возлюбленной стране не может русских людей оставить безразличными. Если русские Вас не устраивают, отводите русофобскую свою душу на милы Вашему сердцу сайтах талмудистов. Зачем пришли сюда смущать православных?
14. скептик : Re: О власти, партии, культуре
2011-04-11 в 06:34

2 Аноним
вы это к чему? вы вообще кто?
здесь речь идет о современном искусстве, дизайне и некоторых деятелях. причем здесь власть, конституция и ваше отношение к ней? может быть, вы бот или спамер?
кое-где (в комментариях к другим статьями) я действительно спрашивал людей об их отношении к нынешней власти, но здесь эта тема не затрагивалась. и анонимы здесь не отписывались, здесь писали люди с другими никами.
13. Аноним : Скептик
2011-04-11 в 02:53

Вот уж не хватало обвинить мне Вас в уважении к власти и действующей конституции - ишь как прорвало-то Вас насчет прав. Вы же СКЕПТИК! Вы на все и всегда должны смотреть скептически.
12. скептик : Re: О власти, партии, культуре
2011-04-11 в 01:00

2 К скептику
шикарный - это роскошный, изящный. чем вам не нравится это слово?

вы, видимо, не в теме, ну так я поясню: администрация города пермь заказала институту экономики города комплексные исследования. для нашей страны нетипичны хорошие, заботливые мэры, понимающие, что надо думать о городских ландшафтах, и о медийном образе города, и необходимости создания/развития культурных объектов.
понимаете, многие наши города просто некрасивы. они некрасивы, некрасиво спланированы, некрасиво оформлены, все некрасиво - дизайн домов, транспорта, рекламных щитов. некрасиво разбиты парки, на улицах некрасивые скульптуры (если они вообще есть).
это надо менять. надо постоянно что-то новое ставить, что-то украшать, делать что-то функциональное и привлекательное - в общем, надо повышать аттрактивность. людям надо прививать вкус, любовь к изящному. гельман и несколько десятков человек трудились над этим (с переменным успехом, но в целом неплохо).

к сожалению, помимо непосредственного внешнего уродства городов у нас в стране есть еще уродство внутреннее: люди готовы ненавидеть что-то, если оно сделано евреем, грузином, американцем. люди готовы презирать, плеваться, разрушать, если им не нравится национальность, вероисповедание, политические взгляды оппонента. этих варваров не интересует то, что человек сделал что-то красивое - их интересует лишь удовлетворение собственных комплексов и выражение собственной ненависти.

в перми работали гельман и тема лебедев - и тут же размножились гадкие посты на тему "евреи уродуют уральский город".
занялся бы оформлением перми церетели - сми также бы пестрели гадкими статьями (хотя церетели однозначно выдающийся творец). занялся бы оформлением приглашенный иностранец - все равно появилось бы сто тонн неадекватной критики. повесили бы на улицах работы шилова - все равно бы критика была (к национальности не придраться, придрались бы к качеству, а не к качеству, так к цене, а не к цене, так к тематике работа, а не к тематике, так еще к чему-нибудь).

деятельность гельмана - лишь часть общего плана по улучшению перми, по созданию принципиального нового города с точки зрения содержания и визуального ряда.
http://alexander-loz...rnal.com/169764.html
почитайте, это вам понравится.

2 Александр К.
можете перечитать то, что написано выше для человека с ником "К скептику".
извините, но общаться с гражданами, открыто выражающими свои негативные отношения по отношению к некоторым национальностям (евреям в данном случае) я общаться не желаю. можете и дальше гордиться своим антисемитизмом и наслаждаться своей верой во всякую ахинею типа "закулис".

вы, наверное, тут напишите что-то типа "вот жыд, и защищает других жыдов". пишите, сколько вам влезет, мне все равно.

чего глумливого в кока-коле? это можно рассматривать как едкую пародию на общество потребителей, можно рассматривать как сигнал о том, что на смену одним идеалам и ценностям приходят другие, можно просто игнорировать.
уж сколько над самой кока-колой и прочими штучками типа логотипов макдональдса "прикалывались" - и не сосчитать. а на аллаха вон карикатуру рисовали - и ничего.

2 Тверитянин
а ростроповича вы бы тоже прогнали? он тоже еврей, тоже не способен (как следует из вашего поста) понять русскую культуру и внести в нее вклад.

2 модераторы сайта
скажите, вам нравится, что у вас в комментариях процветает нездоровый национализм? вы не видите, что люди открыто выражают ненависть к самым разным народам - японцам, китайцам, полякам, финнам, евреям, немцам?..
хотя ответа я вряд ли дождусь.
11. Александр : О религиозных истоках Пермской культурной революции
2011-04-10 в 13:41

Предлагаю отрывки из статьи о зам.пред правительства Перми Борухе Мильграме. Или еще раз о Пермской культурной революции:
http://www.aen.ru/in...php?page=article&;category=sketches&article_id=442&PHPSESSID=6av9i848dq9hdrflp7ko1652n6

ПЕРМЬ, 2 сентября 2005 (АгенствоЕврейских Новостей)

– "Если евреи перестанут молиться – мир рухнет". Именно так считает художественный руководитель Пермского драматического театра и активист еврейской общины Перми Борис Леонидович Мильграм. Да и как считать по-другому человеку, самому относящемуся к замечательной нации, да еще родившегося в самом что ни на есть еврейском городе - Одессе.
Тогда он понял, что Тора эта то, что объединяет всех евреев, и поэтому он решил для себя, что раз он еврей он должен выбрать еврейскую религию и жить по заповедям Торы. Да и еще вспомнил ту синагогу на Большой Бронной, куда он заходил по делам театра, но тем не менее в первый раз надел тфилин и талит.

Вернувшись в Россию, он понял, что ему необходимо. И вернулся в ту самую синагогу, и сделал там обрезание. По его словам, страшно не было - шаг был осознанным. Это была необыкновенная торжественность, некое ощущение посвящения в таинство.

Так Борис стал Борухом.
10. Александр : Шикарная стена плача в Перми! - И это нам рекламирует сам г-н Президент!!!
2011-04-10 в 13:11

Иуды Земли русской продолжают действовать: Из http://www.business-...su/news.php?id=24484

"Возле здания Пермского Театра-Театра будет построена деревянная протяженная скульптура, которую условно можно назвать СТЕНОЙ.
Скульптура, по задумке ее создателей, пересечет площадь перед театром и станет «социальным магнитом», влекущим к себе праздничные гуляния, участников романтических свиданий и прочих массовых мероприятий.

Некий Козлов (Ittarma) охарактеризовал проект возведения СТЕНЫ ПЛАЧА так: «Возмущение пермяков понятно - ведь если фонтан уберут, то они больше не смогут кидать в него бутылки, а также забираться в него по праздникам и хрюкать. Это огромная потеря для культурной жизни города, и переживут ее, надеюсь, не все».

Блоггер Antichirkunov обозвал скульптуру "стеной плача", подчеркнув, что протест против ее строительства ограничится исключительно эпистолярным возмущением масс и так и не перерастет в широкомасштабную акцию.
9. Тверитянин : "Партия власти", Гельманы и их стратегия разрушения культуры
2011-04-09 в 23:43

Начать с того, что вспомним - кого и кем представляет "партия власти", этот
"непотопляемый корабль" либерал-олигархии. Гельман и его сородичи - вся эта жуткая компания, которую за версту нельзя под-
пускать к культуре, в одночасье определяет культурную стратегию в России?! Ну не бред ли это? Грандиозный еврейский розыгрыш в масштабе всей страны на наши с вами деньги принимается за дерективный документ. И находятся люди, что подыгрывают этому подлогу, этой не просто подделке, но преступной акции против России и её подлиной культуры. Так и хочется крикнуть: ЛЮДИ, ОПОМНИТЕСЬ, гоните прочь от ваших ворот эту бесовскую нечисть, эту грязную и наглую свору провокаторов от искусства! На их знамени
написано: ЛОЖЬ И РАЗРУШЕНИЕ, они не знают и им не дано понять русской культуры, но, поддерживаемые властью, чувствуют себя нагло и развяззно. Однако, всё это не вечно - до тех пор, пока их не прогонят жёсткой метлой, а метла эта давно уже ждёт-не дождётся своего часа...
8. Александр К. : 5. скептик
2011-04-09 в 23:31

в перми, кстати, у гельмана шикарный проект, зря вы сюда это приплели. хоть что-то современное, оригинальное и небезвкусное в стране появилось./quote]

[b} Шикарный {/b} по-Вашему - это проект закулисы, надругаться над Православием (глумление над Святым Причастием в форме кока-колы и т.п.), глумление над русским народом нерусского Гельмана. Так ему предписывает талмудический трактат "шульхан-арух". Вы тоже следуете заветам авторов "шульхан-аруха"?

7. К скептику : Таки да, шикарный! А як же, еще?
2011-04-09 в 16:17

Еще бы! Чтобы Вы, любезный, да не хвалили брата Гельмана и брата Мильграма?! Да это должен мир перевернуться!
Вот тут то вы и прокололись! Словцо это почти жаргонное - шикарный! И местечкового происхождения с отчетливым произнощением звучка "и". Вам, дружище наверное в детстве часто приходилось словцо это слышать?
Но причем тут базарное "шикарный", когда речь идет о русской культуре,а?
6. Герман : Re: О власти, партии, культуре
2011-04-09 в 13:28

Пора Капитолине Кокшеновой вспомнить, что она - прежде всего "доктор филологических наук" (если верить источникам) и для начала не допускать ошибок в "-тся"/"-ться". Потом уже можно заняться поблемами искусства - актуального или не очень.
5. скептик : Re: О власти, партии, культуре
2011-04-09 в 13:28

в перми, кстати, у гельмана шикарный проект, зря вы сюда это приплели. хоть что-то современное, оригинальное и небезвкусное в стране появилось...
4. Виктор Долгалёв : о крайностях
2011-04-09 в 11:00

8 пареля смотрел на НТВ свару между Маратом Гельманом и Никитой Михалковым. Хочется сказать словами, может, не столь уж теперь популярного, американизировавшегося, поэта: МНЕ ЧУЖДЫ ЭКСТРЕМИСТЫ. МНЕ ПРИЕЛИСЬ ИХ ТРЕПОТНЯ, ИХ УМСТВЕННЫЙ РАЗВРАТ. ВСЯ ЭТА УЛЬТРАЛЕВОСТЬ, УЛЬТРАПРАВОСТЬ РУТИНОЮ РАЗЯТ.(Евгений Евтушенко)
3. Александр К. : Re: О власти, партии, культуре
2011-04-09 в 10:45

Вообще-то у этого народца, одурманенного талмудическим человеконенавистничеством, отмечается сходство с тараканами, которые, в месте, вскормившиего их, делают всё, чтобы максимально его загадить. Так действуют соплеменники Гельмана - Новодворская, злобная старуха Новодворская, внучка раввина Ксения Собчак, Сванидзе и другие. По этому же принципу действовала и их соплеменница Мадлен Олбрайт: за то, что сербы спасли её и её родственников от фашистов она приложила все свои усилия, чтобы НАТО бомбило Югославию-Сербию. По такому же алгоритму действует и этот Гельман. Теперь ясно с партией власти - "Единой Россией", в которой культурой заведуют такие вот личности...
2. Александр : И гельмановщину нам ставит в пример сам Президент!!!
2011-04-09 в 10:32

У Медведева не так давно состоялась встреча с кинематографистами, где он предложил им брать пример с Голивуда.
А заодно очень очень высоко оценил опыт Пермского края в культуре.
Любопытно, что заместитель председателя Правительства Пермского края, урожденный одессит, скандально известный режиссер, Мильграм Борис Леонидович, который одновременно руководит проектом «Пермский край – культурная столица Европы». Он - то и призвал Гельмана возглавить культуру народностей коми и пермяков.
_______________
Не менее любопытна фигура нынешнего министра культуры Перми Новичкова, который 10 марта 2006 года решением политсовета общественно-политического движения «Родное Отечество» был исключен из организации «за действия, противоречащие уставным и программным положениям ОПОД «Родное Отечество», выразившихся в антипатриотическом сотрудничестве с нынешним руководителем Пермского музея современного искусства Маратом Гельманом, направленном «на развал дружественных движению организаций, а именно партии «Родина», и за склонение других деятелей патриотической оппозиции к подобным действиям за средства в иностранной валюте, а также за аморальное поведение и пьянство». В январе 2010 года был назначен на должность зам.руководителя администрации губернатора Пермского края. В декабре 2010 года - министром культуры Пермского края.
1. Наталия : Re: О власти, партии, культуре
2011-04-09 в 09:00

Страшный человек Марат, вынесенный из молдавской глубинки на волне перестроечного бизнеса. Ныне он авторитет в России. Как страшно и безнадежно. Но ещё грустнее было смотреть недавно по ТВ "диалог" отца Всеволодом с Гельманом. Разве можно духовенству метать бисер перед свиньями? Перед людьми, которые не верят, хулят Бога? Ну а с культурой и Гельманом всё понятно. Необольшевик с отсутствием напрочь всякого таланта и местечковым комплексом, успешно подавляемым на просторах Москвы. Спасибо за текст автору.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме