Сложность, искусственность социального и технического устройства современного мира поражает. Может быть, где-то и обретаются умы, содержащие в уме картину в целом, способные из любой ее точки мысленно проследить цепочки не только причинно-следственных связей, но и немыслимый массив связей обратных. Но обычный человек не имеет такой возможности и в силу поглощенности ежедневностью, и по причине недоступности необходимой информации и по неспособности ее охватить и осмыслить. А тем временем каждая клеточка общества - человеческая жизнь - все более и более опутывается этими связями, все меньше у нее степеней свободы, для сопротивления и уклонения почти уже не остается ни физического, ни духовного пространства. Странным образом соединились эти два процесса - полное закабаление, лишение свободы человека и, вместе с тем, атомизация современного технотронного общества. Уничтожают органические связи для того, чтобы создать технологические, политические, юридические... Разрушают то, что изначала поддерживает и развивает жизнь, заменяют живое неживым, чтобы диктовать и управлять. Чтобы бьющийся и задыхающийся в этих сетях человек и головы не в силах был поднять, оглянуться, опомниться не мог, чтобы принял эти сети за спасение и ограду.
Бог создал вселенную и человека, Он, любящий Отец, хранит единство Своего мира, содержит все связи в Своей руце, оставив человеку радость жизни в любви и сотврчестве. «Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды?» (Матф.6:25). «Ищите прежде Царствия Божия, и это все приложится вам» (Матф.6:33).
Пианист, благодаря дарованному ему Богом механизму запоминания, разучивает сложную пьесу, а потом исполняет ее, вкладывая в звуки свою душу. Но разве он при этом думает, куда ставить каждый палец? Он стремится в мир музыки, гармонии, в царство красоты - и техника прилагается ему. Вернее, возможность овладеть ею уже заложена в его человеческую природу, ему только нужно приложить труд для этого, и потом он станет свободным творцом. Но к другому устремился человек современной цивилизации. Ему удалось создать механическое пианино общественной жизни, и он с гордостью слушает то, что ему кажется музыкой.
Человек, отвернувшись от Бога, от органической связи с Ним, не поверил, что он умер, что смерть следит за каждым его шагом, а поверил своему врагу, поверил, что он сам теперь бог. Ну а коли бог - то приходится самому удерживать от разложения и свою жизнь и жизнь общества, имитировать то, что было дано как дар. Каждую уничтоженную жилку, пульсирующую живой кровью, приходится заменять множеством искусственных нитей, скреп, вновь и вновь контролировать их, удерживая от распада. Вертикальная - с Богом - связь разрушена, и в безумном ослеплении строится новый Вавилон. Но теперь он имеет характер сети.
Естественные и живительные движущие силы любви, благодарности, дара и жертвы люди уничтожают и заменяют на движители выгоды и эгоизма. А когда разложение общества и человека становится очевидным, накладывают на них цепи тотального контроля. Сегодня это цепи юридизма и электронный контроль. Причем, каждое новое звено неумолимо заставляет накладывать десять последующих. Пока человек ослеплен и обольщен блеском искусственных технологий, материалов, кажущейся властью над созданным им техногенным миром.
Но вот сдвинулись где-то в глубинах океана плиты земной коры - и всего лишь пошла волна от этого движения. На берег обрушились не буря, не ураган, не тайфун - с вертолета видно было величественное, спокойное движение одной-единственной волны на скопление домов, построек, автомобилей, дорог, коммуникаций... Она, движение которой можно описать одной простой формулой, смывала, сносила все, созданное миллионами людей, сотнями компаний, что удерживалось в единстве запредельной сложностью связей.
О сотворении неохватной сложности мира сказано с величайшей простотой: «И сказал Бог: да будет...». Божественная простота - великая Тайна, начала и концы. Проникнуть в нее нам не дано; но если мы хотим жить, мы должны принять ее с благодарностью и хранить как основу жизни. «Троице Простая, Нераздельная, Единосущная и Естество Едино, Светове и Свет, и Свята Три, и Едино Свято поется Бог Троица» (Великий канон Андрея Критского, песнь 7). И ковер жизни, вытканный на этой основе, также содержится и расцвечивается простотой: «Бог есть Любовь». Не наши ухищрения, а Его Простота держат мир.
Хаос разрушения, представший нам после отхода волны, показал, что основы, на котором ткалась сложность нашей цивилизации - нет. И заставляет вспомнить: «хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху» (Ин.19, 23). СВЕРХУ и мы должны ткать хитон нашей жизни - и личной, и общественной и государственной, и культурной.
И строить - на Камне.