В 2012 году исполняется 110 лет со дня извержения (8 мая 1902 года) вулкана с мистическим названием Мон-Пеле (фр. Монтань-Пеле – Лысая гора) на французском острове Мартиника – на одном из Малых Антильских островов. Древние считали, что извержение вулкана – это «гнев богов», а извержение Мон-Пеле было настолько ужасным, по той его быстроте (меньше одной минуты) и способу («палящая туча»), которыми он уничтожил целый город Сен-Пьер (Святой Пётр), с его почти 30 тысячным населением, что этот «гнев» стал пророческим. Работая по этой теме, я обнаружил, что первые признаки пробуждения вулкана Мон-Пеле, начавшиеся в январе 1902 года, пришлись на время открытия в Киеве панорамы «Голгофа». Это всего лишь один эпизод в начале века, но весьма красноречивый, из всего того, происходящего в мире и в России. Было множество и других событий в тот год, повлиявших на весь ход этого, трагического для человечества и, особенно, для России, ХХ века.
Чтобы не быть голословным, назову только одно событие – оформившийся после заключения 17/30 января 1902 года Англо-Японского договора, союз этих стран, открывшего Японии, с помощью ещё и американского кредита, путь к войне с Россией.
Но это отдельная тема, а в предлагаемой статье речь идёт о малоизвестном для широкой публики факте – панораме «Голгофа» на Владимирской горке в Киеве, исправно «работающей» во время Русско-японской и Великой войн, февральского и октябрьского переворотов – всё это время начала пути России на свою Голгофу. Как плохо мы знаем нашу собственную историю!..
* * *
Под таким названием - «Голгофа» для Святого Владимира - ничтоже сумняшеся в дозволенности такого словосочетания, была опубликована, по материалам - «Газета по-киевски» (6 августа 2010 г.), статья, отрывки из которой приведены ниже.
«Вновь реанимированный проект реконструкции Владимирской горки - а впервые он был представлен еще в середине 2000-х - предполагает восстановление этих утраченных объектов на участке Горки над Украинским домом. И если водонапорная башня займет совсем немного места, а смотровая площадка наверху была бы очень кстати, то панорама окончательно отгородит Владимирскую горку от городских улиц. Вместе с восстановлением башни и панорамы архитектор проекта Юрий Лосицкий предлагает также устроить в парке фонтан и перебросить два пешеходных моста - над Владимирским спуском и линией фуникулера...» [1].
Далее в статье следует экскурс в далёкое уже прошлое - в самое начало 20 века: «Погоня за спецэффектами, способными дать человеку ощущение реального присутствия, длится уже не первый век. И пожалуй, первой технологией, давшей такие ощущения, были появившиеся еще в конце XVIII века панорамы - огромные картины, образующие круг, в который попадает Александровский костел, справа - павильон зритель (как панорама обороны «Голгофа», вид с улицы Костельной [2]. Севастополя). Их изобретателем считается шотландец Роберт Баркер. В XIX веке панорамы широко распространились во Франции, а к началу ХХ популярный аттракцион добрался и до Киева.
В 1901 году Городская дума разрешила дворянину Ивану Замараеву выстроить павильон для панорам на Владимирской горке, но с условием, что выставляться будут исключительно произведения религиозного и исторического характера.
Павильон открыли в 1902 году, и главным экспонатом была панорама «Голгофа», где представлена сцена распятия Иисуса Христа. Само полотно создала группа немецких художников еще в 1886 году и растиражировала в более чем 40 экземплярах. Панорама имела неимоверный успех - за 2 месяца окупилось строительство и закупка полотна! А понадобилось его немало: 12 метров в высоту и 100 - в длину...
Потом вокруг аттракциона не раз проводились судебные разбирательства - уж больно прибыльным был бизнес. В 1934-м году павильон разобрали и закрыли, а полотно перенесли в Успенский собор Лавры. Увы, после взрыва собора в 1941 году, от гигантской картины мало что осталось...»
Так, во втором десятилетии нового тысячелетия, завершается исторический круговорот: недалеко от того места, где стоял, разобранный в 30-е годы павильон «Голгофа» на Владимирской горке, в 1982 году был возведен киевский филиал Центрального музея Ленина. В этом здании ныне находится «Украинский дом», в котором предполагается восстановить панораму «Голгофа».
«Аттракцион», у которого «больно прибыльным был бизнес», имеет не отечественные корни: «Это была копия венской панорамы «Распятие Христа», сгоревшая в 1892 году. Под специальный заказ - а Киевская городская управа еще перед началом строительства павильона выдвинула условие, чтобы экспозиции были исключительно религиозного и исторического содержания, - художники Венской академии И. Кригер и К. Фрош... выполнили художественное полотно с изображением Голгофы».
Строительство павильона осуществлялось на средства австрийского подданного предпринимателя Артура Гашинского, деловым партнёром которого стал Иван Замараев.
«В Киев полотно длиной 94 и шириной в 13 метров транспортировали намотанным на специальную деревянную катушку; груз весом 3200 кг был доставлен по железной дороге. Художественную работу на месте назначения заканчивал киевский декоратор С. Фабианский, выполнивший иллюзорно- предметный передний план картины, размещая объемные предметы так, чтобы создать иллюзию присутствия зрителя при последних мгновениях жизни Иисуса Христа...
В понедельник 10 января 1902 года в Киеве на Владимирской горке, неподалеку от места, где почти за тысячу лет до того киевский люд принимал новую христианскую веру от князя Владимира, собралось немало жителей и гостей города. На освящение и торжественное открытие нового аттракциона - панорамного павильона «Голгофа» прибыли официальные лица, в частности киевский губернатор и городской голова. О будущем зрелище ходили слухи задолго до открытия - дескать, каждый, кто зайдет в павильон, окажется... в Иерусалиме на Голгофе и увидит, как казнили Христа. Секрет «перемещения во времени» таился в некоторых специфических приемах панорамы.
Перед глазами зрителя, в зависимости от его расположения под куполом цилиндрического сооружения, разворачивалось «картинное представление» из объемных предметов на фоне большого полотна с мастерски прописанными мелкими деталями. Свет, источник которого был спрятан от зрителя, падал сверху, имитируя солнечные лучи. Все это производило «стереоскопическое ощущение участия в событиях», разворачивающихся главным образом в воображении потрясенных увиденным зрителей» [1].
На территории современной Украины панорама «Голгофа» впервые демонстрировалась во Львове, в то время провинциальном городе Австро-Венгерской империи. Её автором был польский художник львовянин Ян Стыка, автор картин на библейские и батальные исторические сюжеты, прославившийся на всю Европу этой своей работой.
«Альтернативное искусство вызвало волну возмущения ретроградов, не разделявших идею распространения «искусства в массы». А посему возникли определенные правила, ограничения для панорамных сюжетов. Наиболее популярными стали картины из жизни Христа по библейским преданиям. Более чем в сорока сюжетах изображалась одна лишь сцена казни Христа на Голгофе - это были самые впечатляющие и самые популярные зрелища по всей Европе...
О безумном успехе киевской панорамы «Голгофа» вспоминал полвека спустя в своей статье профессор С. Килимник: «Слава об этом необычайном художественном произведении ширилась по всему миру, о нем знали на всех континентах» [1].
Не менее «безумным успехом» пользовалась картина Яна Стыки «Истязания христиан в цирке Нерона» и панорама «Вифлеем» или «Травля хищниками первых христиан», которые демонстрировались в киевском павильоне после того, как панорама «Голгофа» «отправилась на гастроли» в Одессу и Харьков.
Шесть лет павильон панорамы на Владимирской горке в Киеве находился в частной собственности Гашинских, а в 1908 году здание перешло в собственность города. В 1914 году после «гастролей» картина возвратилась в киевский павильон «Голгофа».
Обложка брошюры «Распятiе Iисуса Христа», с описанием панорамы «Голгофа», свидетельница того, что все годы этой тяжёлой для России Великой войны, работал «аттракцион», а указанный год издания - роковой 1917 - обозначил точку отсчёта начала пути России на свою Голгофу. В самом начале 1918 года жители, так уж случилось, что особенно тех городов, где побывала панорама «Голгофа», даже на фоне того ужаса, что испытает вся Россия, переживут особенно страшный период кровавой «работы» в этих городах «чрезвычаек» - киевской, одесской и харьковской. Многие из тех, видевшие в Киеве в павильоне панорамы картину «Истязания христиан в цирке Нерона», испытают на себе подобные «истязания христиан» новоявленными воинствующими безбожниками.
«Иллюзию присутствия при последних мгновениях жизни Иисуса Христа», создаваемую технологическими приёмами панорамы, дополняло психологическое состояние «потрясённых увиденным зрителей». Нереальность всего обрушившегося на «зрителей» в последующие времена лихолетья - всё вокруг происходящее - также будет восприниматься как иллюзия того, что это случилось не с ними, что это продолжение той панорамы, которую создали для них технологи нового - 20-го века. А впереди ещё будет «панорама» страшных событий: коллективизация, голод, война и оккупация, Бабий яр под Киевом, одесское гетто и Дробицкий яр в Харькове. Самое крупное во время войны на Украине еврейское гетто находилось в Львове - в городе, где впервые на земле, исстари православных славян, была показана панорама «Голгофа», созданная в столице того государства, откуда скоро придёт война. Даже фамилия одного из создателей полотна панорамы криком кричит по-немецки: Кригер - «воин»!
История создания панорамы «Голгофа» невольно запечатлела главную силу Запада, традиционно используемую против России: первыми авторами полотна панорамы, созданного ещё в 1886 году, являлась группа немецких художников, наладивших его «серийное производство». Но если это были «самые популярные зрелища по всей Европе», то почему так прославилась именно киевская «Голгофа», что об этом «необычайном художественном произведении... знали на всех континентах»?
Вряд ли, так уж были потрясены европейцы сценами, рассказывающими, языком живописи и новыми технологическими приёмами панорамы, о «последних мгновениях жизни Иисуса Христа». Ведь ещё в средневековой Европе на площадях городов разыгрывались мистерии - религиозный театр, где сцены из жизни Иисуса Христа сменялись комедийно-бытовыми. Жители больших городов Европы были хорошо знакомы с многочисленными творениями великих мастеров, с их росписями подобных сцен в католических соборах, а позже с картинами в художественных музеях.
Православный человек, в силу эмоционального склада своей натуры, близостью к природе подавляющей части городского, ещё вчера деревенского, населения, простодушием и чистотой своей души, не выставляющий на показ самое сокровенное, близко к сердцу воспринимал всё увиденное в искусно выполненной панораме. Может быть «потрясённые зрители» в Киеве, Одессе и Харькове испытали не просто «стереоскопическое ощущение реального присутствия», а стали, в какой-то степени, участниками этого события. Ведь на полотне панорамы, в сцене изображающей распятие Иисуса Христа, отсутствует народ, который ещё несколько часов назад на площади на вопрос Пилата: «...что же хотите, чтобы я сделал с Тем, Которого вы называете Царём Иудейским? Они опять закричали: распни Его. Евангелие от Марка. XV, 15-12,15-13.»
В тексте описания киевской панорамы «Голгофа» есть два, бесспорных до недавних пор, фрагмента, нуждающихся в том, чтобы их воспроизвести: «Направо видна гора Злого Совещания, где, по преданию, находился дом первосвященника Каиафы. Этого дома на картине не видно. Св. евангелист Матфей говорит: «Тогда собрались первосвященники и книжники и старейшины народа во дворе первосвященника, по имени Каиафы, и положили в совете взять Иисуса хитростью и убить; но говорили: только не в праздник, чтобы не сделалось возмущение в народе». Евангелие от Матфея. XXVI, 3-5.»
«Еще ниже и левее глаза наши встречают первосвященника Каиафу, в зеленой одежде, который возбуждает народ поносить и проклинать Спасителя. Но слова Каиафы не одинаково действуют на присутствующих: в одних они пробуждают злое чувство - какой-то нищий целует одежду первосвященника, но другой, с повязанным глазом, уходит обращенный во Христа».
Будет ли названа своим позорным именем гора Злого Совещания и упомянут ли будет первосвященник Каиафа в путеводителе-описании будущей панорамы - новой киевской «Голгофы» на Владимирской горке? Текст описания панорамы придётся составлять прежде, чем создавать полотно и объёмные предметы на его переднем плане. В таком случае это будет не произведение искусства, а выполненная «на заказ» работа, в которой «на передний план» выйдет, не изображённый на панораме, заказчик. Как и в той, 1902 года, киевской «Голгофе» - дом первосвященника Каиафа, где проходило «Злое Совещание» - истинный «заказчик» распятия Иисуса Христа. Какой будет новая, в преддверии приближающегося Апокалипсиса, в эпоху технологии голографического 3D, киевская «Голгофа»? Может быть, скоро все мы станем одновременно зрителями, участниками и жертвами новых катаклизмов, наподобие недавней - рукотворной «9/11» в Нью-Йорке и нынешней - природной «3/11» в Японии - из тех, что, пусть в меньших размерах, но мы видим по TV почти каждый день. И, может быть, не стоит спешить создавать новую панораму «Голгофа», поскольку люди так и не поняли, да и не стремились понять, не только сакральный смысл киевской панорамы 1902 года, но и самое главное - сокровенный смысл истинной Голгофы, на которую взошёл Спаситель рода человеческого? Если ещё можно, возгордившийся современными технологиями, разрушающими природу, всё дальше уходящий от Бога, впадающий теперь уже и в законодательно утверждённый грех, этот род так называть.
Виктор Корн
12 марта 2011 года
Сноски:
1. «Голгофа» для Святого Владимира
2. http://mik-kiev.livejournal.com/47053.html
Иллюстрации:
1. Александровский костел, справа - павильон «Голгофа», вид с улицы Костельной [2].
2. Обложка брошюры с описанием панорамы [2]
3. «Находящаяся позади Каиафы женщина с печальным лицом подымает вверх своего ребенка, как будто желая этим сказать: не дай Бог, если кровь Спасителя падет на моего младенца!» [2]