Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Поучение об огненном наказании

Святой праведный отец  Иоанн  Кронштадтский, Русская народная линия

Иоанн Кронштадтский / 22.03.2011


По случаю пожара, бывшего в городе Кронштадте и истребившего девятую часть его …

Ниже публикуется одно из Поучений святого праведного отца Иоанна Кронштадтского. Думается, в наше время участившихся природных катаклизмов полезно вспомнить слово святого о знамениях гнева Божия, о наших грехах, покаянии и милосердии.

Публикацию, специально для Русской Народной Линии (по изданию: Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Собрание сочинений. В 6-ти т. Т. 5 Поучения, слова и речи на высокоторжественные дни, храмовые праздники и разные случаи. - Киев : Оранта, 2006. - С. 99-102), подготовил проф. А.Д. Каплин с переставлением (по техническим причинам) некоторых сносок.

+ + +

Св.праведный Иоанн КронштадтскийБог грады Содомския и Гоморрския сжег,

разорениям осуди, образ хотящим нечествовати положив.

(2 Пет. 2, 6)

Опять праведный Господь посетил наш город ис­требительным огнем: опять пожар истребил значи­тельную часть, а именно девятую часть нашего горо­да. Не думали, не гадали многочисленные обитате­ли этой части лишиться своих домов и постоев. И вот за несколько часов точно будто упавший с не­бес огонь истребил множество домов и надворных строений, а у некоторых - все имущество. О как ужасен был пожар, усилившийся с неимоверной бы­стротой при свежем, порывистом морском ветре! Кронштадтская гора в эту ночь стала словно огнеды­шащей горою. Сколько было воплей, стонов, слез!

От кого это бедствие? Кто бы ни был его виной, но оно послано от Господа. Бывает ли в городе бедст­вие, которое не Господь попустил бы (Ам. 3, 6), - говорит про­рок. Что навлекло на нас это бедствие? Грехи и без­закония наши. Ибо что ни воскресный или празд­ничный день, то у нас в городе пьянство, распутст­во, сквернословие, безчинные крики, драки, раз­бои - настоящие Содом и Гоморра. За это после бе­зумного веселья вдруг многих встретило великое го­ре, когда они увидели имущество свое в пламени. За грехи беззаконников пострадали многие и чест­ные люди, хотя, конечно, и они были не без греха. Так праведный Господь мгновенно посылает на нас пламень огненный - являет нам пламенный и пра­ведный гнев Свой на нас! И все мы не вразумляемся! все продолжаем воспламенять души и тела свои ад­ским огнем страстей! Все продолжаем с крайней не­осторожностью играть огнем, этими дымящимися трубочками из бумаги и одуряющего растения, и пресерьезно расхаживать с ними по улицам, пере­улкам, по чердакам и подвалам: отроки, дети, юно­ши, взрослые - все играют в огонь. А разве огонь иг­рушка? Или мы будем играть огнем до тех пор, пока не сожжем всего города? Кстати, уже остается не много непочатых огнем мест.

К слову, если все питейные дома и трактирные за­ведения у нас в городе и в других городах (ибо мне пришли на мысль многочисленные пожары и в дру­гих городах) в воскресные и праздничные дни будут открыты с утра и до вечера и русский народ будет кощунственно в эти святые, Богу отданные дни, пить и напиваться, курить и закуриваться, то немуд­рено, что в какое-нибудь столетие русские сами вы­жгут свои города. В селах пока еще не так сильно распространилось курение и пьянство. И сколько уже выгорело этих городов! И именно частые пожа­ры стали случаться особенно в последнее время, когда забава зажженными папиросами и трубками чрезвычайно усилилась и пьянство с каждым днем возрастает до громадных размеров. Хотя, положим, от табаку и вина много материальной выгоды фаб­рикантам и винокурам, и вообще купцам и тем, кому с них идет доход, но зато для народа вреда - нравст­венного, экономического, телесного - в тысячу раз больше и государство тысячами в день теряет могу­щих приносить громадную пользу граждан, которые гибнут от пьянства, а Церковь - членов своих, кото­рых при ином порядке вещей, она могла бы сделать гражданами Небесными, верными чадами Богу. А отсюда следует то, что пьянство и курение табака необходимо ограничить кому следует ради благосо­стояния народного, религиозно-нравственного, экономического и физического.

Впрочем, что я говорю? Не будет ли голос мой гласом вопиющего в пустыне? Кто знает? Может быть, где-нибудь он плодотворно отзовется: Бог, пред лицом Которого и во имя Которого я говорю, всесилен, везде сый и вся исполняяй[1], и един творящий чудеса (Пс. 71, 18). Сила Его в немощи совершается (2 Кор. 12. 9). Дело нашей немощи - сказать слово, а сказанное пусть принима­ют или не принимают, но на чье-либо сердце падет.

Считаю нужным напомнить всем вам, братия, что пожары, эти страшные знамения гнева Божия на нас, посылаются в знамение вечного огня, который поглотит некогда грешников нераскаянных! А как между нами много этих грешников, от них же пер­вый есмь аз! Вот придет некогда, и, может быть, ско­ро, Судия Праведнейший, сидящий на Престоле Славы, сотворит суд праведный всем. И всех нас по­влечет пред судилище Его ужасная река огненная, как говорит неложно Святая Церковь[2], увидим мы страшных Ангелов, предстоящих престолу Судии, свидетелей всех дел наших, и людей, томящихся от страха, - что мы с вами тогда будем делать, братия грешники? Судии седящему, и Ангелом стоящим, трубе гласящей, пламени горящу, что сотвориши, душе моя, ведо­ма на суд? Тогда бо лютая твоя предстанут, и тайная обличатся согрешения[3]. Да, тогда с нас строжайше взы­щется за все наши грехи мыслью, словом и делом, если мы не загладим их покаянием и исправлением.

Покаемся же, доколе есть время, от злых дел и на­чинаний наших. Возопием ко Господу: виждь мою скорбь и болезнь, и прегрешений безмерное множе­ство, души же моея озлобление и умное прельще­ние; вонми гласу отчаянного и осужденного, и даждь ми, Господи, дух сокрушенный, смиренное сердце, источник слез, и многих моих согрешений проще­ние, великия ради Твоея милости. Ужасает мя и страшит огнь неугасимый геенский, червь горь­кий, скрежет зубов; но ослаби ми, остави, и стоянию мя, Христе, избранных Твоих соучини.

В доказательство же своего искреннего покаяния во грехах пред Господом, ныне же все пожертвуем в пользу погоревших, кто что может, ибо милосты­ня, по словам Златоуста, есть лучшее свидетельство искреннего покаяния. Аминь.


[1] Тропарь Святому Духу

[2] В службе  общей во вся дни ко Господу нашему Иисусу Христу.

[3] Тропарь по 7-й кафизме.



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 1

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

1. lucia : Re: Поучение об огненном наказании
2011-03-22 в 21:44

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме