От редакции. Представляем вниманию наших читателей первую статью из цикла работ нашего соотечественника живущего в ФРГ, основателя немецкой газеты "Heimat-Родина" Александра Эдуардовича Приб, объединенных общей мыслью о необходимости народам Германии и России искать единства для преодоления заокеанской гегемонии.
Как живое тело пребывает в органическом порядке только тогда, когда в нем присутствует душа, которая им управляет, так и социальная организация, не коренящаяся в духовной реальности, является поверхностной, несостоятельной, не способной сохранить себя здоровой и неизменной в борьбе различных сил, и в этом случае она является более не организмом, но чем-то составным, агрегатом, неживым механизмом.
После объединения ГДР и ФРГ в 1990 году Германия стала крупнейшей по экономическому потенциалу страной Европы. Лидером она является и в мировой экономике, занимая по объему производимого ею ВВП третье место после США и Японии. В последние время ВВП Германии в среднем составляет в год более 2 триллионов долларов.
Социальное рыночное хозяйство на базе которого проводил свои знаменитые реформы в экономике отец немецкого «экономического чуда» Людвиг Эрхард целые десятилетия являлось и пока является экономической системой современной Германии. Именно «пока», потому что в настоящее время мы становимся свидетелями того, что эта система дала трещину, которая с каждым годом становится шире и глубже. Расслоение между богатыми и бедными становится все рельефнее, все ощутимее.
Прежняя модель социального рыночного хозяйства представляющая собой компромисс между экономическим ростом и равномерным распределением богатства в последнее десятилетие начинает пробуксовывать.
Механизмы социального государства за истекшие десятилетия порядком износились, и потеряли свою прежнюю дееспособность. Следовательно, речь должна идти не о ремонте старой системы, а о ее радикальной модернизации, как показывают события последнего десятилетия немецкой истории, ни политики, ни экономисты к этому не готовы.
Причинами кризиса социального рыночного хозяйства Германии является неоправданная экономическая политика, проводимая правительством в 90-е годы, что сказалось на резком снижении темпов роста ВВП, которые в конце 1990-х годов оказались втрое ниже, чем в это же время в США. На рубеже тысячелетий в Германии был зарегистрирован невиданный с 1933 г. уровень безработицы, который в самый свой пик (в марте 1997 г.) составил 11,3% экономически активного населения.
Из-за высокого уровеня налогов и отсутствие программ по стимулированию иностранных инвестиций Германия перестала быть привлекательной для зарубежного капитала. Высокая стоимость рабочей силы снизила конкурентоспособность Германии как страны базирования производственных мощностей транснациональных корпораций. Иностранные компании, по существу, лишены возможности производить что-либо в Германии, и занимаются здесь в основном сбытом.
В послевоенное время в ФРГ не было политических и социальных потрясений, а по уровню жизни и социальной защищенности она стала одной из самых благополучных стран, поэтому была и остается вожделенным объектом для беззаботной жизни для миллионов людей из развивающихся стран и жителей Восточной Европы. В отдельные годы в Германию въезжало до 800 000 иностранцев. Как свидетельствует статистика, 50% из тех, кто эмигрировал в страну, остаются здесь навсегда. Их содержание ложится тяжелым бременем на плечи налогоплательщиков.
Для поддержания системы социальных гарантий для желающих пожить за чужой счет, в Германии используется мощный фискальный пресс на население и промышленные компании. Объем налогообложения в стране в начале нового тысячелетия достиг невиданных ни в одной стране мира размеров. Например, в США на налоги идет около 32% нераспределенной прибыли, в Великобритании - 45%, а в Германии эта величина составляет 65%. Из 100 евро чистой заработной платы, к примеру, в среднем на отчисления работодателей в социальные фонды приходится 78 евро. В то же время, сохраняя высокооплачиваемые рабочие места в базовых отраслях промышленности, правительство не занимается созданием новых рабочих мест в наиболее прогрессивных секторах национальной экономики. Кризис социально-рыночной экономики значительно усилился еще и потому, что одновременно приходится осуществлять структурные преобразования в восточных землях, закрывая при этом прежние неконкурентоспособные производства, что порождает безработицу и социальную напряженность.
Какая экономика может выдержать такие перегрузки. Подобное положение вынуждает многие немецкие компании выводить свое производство за рубеж, а люди с высокими доходами по этим же причинам выбирают местом жительства другие страны мира.
Германию ежегодно покидает более 150 000 немцких граждан. На фоне этих фактов и с учетом демографической катастрофы, которая накрыла Германию можно представить, что ждет нас в ближайшие десятилетия?
Все те реформы, которые мы испытали на себе в 90-е годы и испытываем сейчас являются не более, чем попыткой оставить все по-прежнему, и сохранить социально-рыночную экономику за счет перманентного затягивания поясов на теле граждан. Такая политика правительства вызывает все большее непонимание и отторжение со стороны людей.
Принцип социальной солидарности неплохо работал в условиях существенной имущественной дифференциации и содействовал решению социального вопроса, но в условиях высокой степени социальной однородности и доминирования среднего класса его эффективность заметно снизилась. Перестает действовать и принцип солидарности поколений в системе пенсионного обеспечения из-за катастрофически низких темпов рождаемости.
Бюджет Германии трещит по швам и многомиллиардные дыры в бюджете с каждым годом только увеличиваются. Тем временем правительство по-прежнему пытается решить проблемы системного кризиса путем реформ, носящих не более, чем косметический характер.
Имеющаяся в потенции перспектива роста экономической мощи объединенной Германии у некоторых стран европейского содружества вызывает опасения, поскольку там понимают, что это позволит немцам сохранить ведущую роль в развитие европейского процесса. Не нужна мощная Германия и США, поскольку в Белом Доме осознают аксиому: «мощная Германия есть мощная Европа». А мощная Европа, означает появление у нее стремления к наименьшей политической и экономической зависимости от мирового гегемона. США хотели бы видеть как Германию, так и всю Европу национально безликим конгломератом государств, объединненых общей конституцией и общим руководством, обслуживающим в Европе и в мире американские интересы.
США, все труднее становится находить союзников для проведения мировой экспансии и насильного насаждения «демократии». В последнее время члены НАТО начинают задавать сами себе вопрос: «а нужно ли нам рисковать политическим престижем, деньгами и солдатами, ради того чтобы послужить прикрытием военной агрессии США?» Сегодня уже не все члены Альянса готовы бездумно «таскать каштаны из огня» для Америки. Будем надеятся, что Германия и при новом руководстве будет в их числе.
В ходе этих рассуждений возникает вопрос - а хочет ли политическое руководство Германии добиваться ведущей роли своей страны в развитии европейского процесса, стремится ли оно проводить серьезные внутренние преобразования на пути дальнейшей экономического развития? Сегодня такой воли у правительства не наблюдается, более того, новый канцлер А.Меркель открыто демонстрируют проамериканскую позицию по основным стратегическим вопросам и делает ударение на пересмотр отношений с Россией со знака «плюс» на знак «минус».
Будет ли и дальше Германия ориентироваться на социально-рыночную экономику или начнет разворот к подлинно рыночной, для того, чтобы решить главные проблемы национального хозяйства? Будет ли руководство Германия в дальнейшем снижать роль государства и начнет ли ориентацию на рыночные механизмы, проводя политику дальнейшей приватизации и дерегулирования, закрытия убыточных производств, сокращения государственного бюджета, отмены субсидий и снижения налогов? Перечисленные мероприятия помогли бы значительно оздоровить немецкую экономику, привлечь в нее зарубежные инвестиции. В то же время такая политика больно ударит по среднему классу Германии, не говоря уже о низших слоях общества. Эти вопросы остаются открытыми и, чем дольше наше правительство будет оттягивать сроки решения возникших проблем, тем более будет усиливаться риск уступить свои пока еще крепкие позиции ближайшим конкурентам - ведущим европейским странам, Японии и США. Сейчас мы уже идем по пути падения уровня производства и до опасной черты, видимо, осталось совсем немного.
Таким образом, мы понимаем, что для США не нужна мощная, самостоятельная Европа, тем более, под эгидой Германии. Значит ли это, что мы должны менять свой стратегический курс и ориентировать свою экономику на те страны, которые заинтересованы в сильной Германии и сильной Европе? Если следовать здравой логике, то ответ однозначен - да! Какие же страны сегодня заинтересованы в стабильном экономическом росте Германии? Разумеется это в первую очередь Россия.
На современном этапе Германия уже является крупнейшим торговым и финансовым партнером России. На долю Германии приходится 17,5% общего объема внешне-торгового оборота России со странами дальнего зарубежья и около 30% от объема финансовых обязательств России перед промышленно развитыми странами Запада.
И Россия и Германия заинтересованы в стабилизации и дальнейшем наращивании экономического сотрудничества, что обусловлено мощным экономическим и научно-техническим потенциалом обеих стран, «взаимодополняемостью» их экономик и географической близостью.
Россия поставляет в Германию от ее общего объема импорта 45% природного газа, 40% - антрацита, 25% - нефти, 23% - древесной целлюлозы хвойных пород, от 10 до 40% - различных наименований цветных металлов, около 10% - дизельного топлива, свыше 4% - черных металлов.
Во времена канцлерства Герхарда Шрёдера немецкая сторона утверждала, что «первостепенная цель германской и западной политики состоит в том, чтобы Россия стала частью новой Европы, и к этому мы будем дальше стремиться». Так было, но будет ли так и дальше. Последние шаги, предпринимаемые новым канцлером Германии А.Меркель вызывают сомнения, что в дальнейших отношениях с Россией сохранится преемственность.
Именно усиление взаимовыгодных связей между Германией и Россией более всего беспокоит США и их европейских союзников, и именно поэтому на канцлера А.Меркель осуществялется и будет осуществялться жесткий прессинг для того, чтобы она сменила прежний курс, чтобы Германия по-прежнему оставалась в сфере интересов США.
Итак, прежняя модель социального рыночного хозяйства представляющая собой компромисс между экономическим ростом и равномерным распределением богатства в последнее десятилетие начинает пробуксовывать.
Более чем полвека либеральной демократии для Германии не прошли даром, за это время выросли поколения, которым хорошо промыли мозги гуманизмом, пацифизмом и американской массовой культурой, а также внушили комплекс вины за последнюю войну. С этим связаны непомерные финасовые выплаты Германией государствам и народам пострадавшим в войне, которые тяжелым бременем лежат на плечах все новых поколений немцев. Сегодняшние немцы совсем другие, нежели были, скажем, в начале века. Сейчас в Германии самые мощные в Европе экологическое, феминистское и пацифистское, гомосексуальные движения, «зеленые» даже вошли в правительство, зато патриотические организации слабы, малочисленны и раздроблены, ни одной из них не удается преодолеть пятипроцентный барьер, чтобы пройти в Бундестаг. В результате этого федеральные выборы становятся все более декоративными. В свою очередь политический застой ведет к застою в экономике.
Руководство США осознает, что у Германии есть все шансы взять на себя роль лидера Европы и разделить вместе с Россией ответственность за будущее европейской цивилизации. Может ли Америка допустить это, понимая, что в этом случае ей придется похоронить свои собственные планы по установлению нового мирового порядка под звездно-полосатым флагом? Ответ однозначен - нет.
Тем не менее, сегодня все больше людей на Западе и, особенно, в Германии начинают понимать, что судьба Европы сейчас решается в России. Если выстоит Россия, поднимется из хаоса, в который ее ввергли в 90-е годы либеральные демократы, сохранит могучую и многочисленную европейскую национальную ветвь и собственное государство, значит, выстоит и сохранится Европа и сумеет продолжить свое историческое настоящее.
Безусловно, что это понимают уже и многие европейские политики, но им все еще трудно освободиться от старых стереотипов, от взгляда на Россию лишь как на источник углеводородного и другого сырья, от американского идеологического и политического влияния. Похоже, что многим из них как будто и дела нет до русской национальной катастрофы, которую она сегодня переживает. А ведь от того, поймут ли на Западе окончательно, что от отношений с Россией зависит - останется ли Европа как и в прежние времена территорией европейской цивилизции или погрузится в бесформенную людскую массу, находящуюся вне национального сознания, которой будут бесстыдно манипулировать очередные претенденты на мировое владычество.
Закончить эту статью я хочу словами одного из пламенных патриотов России полковника Владимира Квачкова: «Мы, русские, всё равно будем делать своё дело и сами справимся, при необходимости, с нашей геополитической задачей. Но если в Германии ещё остались немцы, которых не устраивает судьба родиться, поесть сосисок, попить пива и умереть, уместив всё это в жизненном пространстве размером 3 на 3 км, а им необходимо реализовать свой потенциал в крупных, поистине грандиозных планах по освоению Сибири и Тихоокеанской России, то для них прозвучит фраза, моральное право произнести которую имеют только русские: "Drang nach Osten!". Лучше самим немцам идти на Восток, не дожидаясь, пока к их потомкам придёт беда и устроит провокацию на радиостанции на китайско-немецкой границе. "Добро пожаловать в Третий Рим!" - будет сказано и итальянцам и другим европейским предпринимателям и специалистам, желающим реализовать себя и свои идеи в государственных планах национального развития в Русском Союзе.» (В.Квачков. Из готовящейся к публикации книги «О русском государстве»).