Славянские комитеты и распространение русского языка в Восточной Европе (1867-1879 гг.)

Новости Москвы 
0
374
Время на чтение 10 минут

Желание зарубежных славян изучать русский язык неоднократно высказывалось ими на протяжении XIX столетия [1]. Московский Славянский комитет и родственные организации способствовали удовлетворению этого желания, организуя уроки русского языка и обезпечивая обучение ему в Австро-Венгрии и странах Балканского полуострова. В предлагаемой вниманию читателей «Русской народной линии» статье я расскажу о двух созданных при участии Комитета образовательных учреждениях, ставивших целью ознакомление зарубежных славян с русским языком и русской культурой. Речь пойдёт о венском обществе «Основа» и Славянской гимназии в Москве.

Оживлению деятельности русофильских организаций в Австро-Венгрии способствовали принятие новой Конституции и Славянский Съезд, состоявшиеся в одном и том же 1867 году. По своему значению конституционная реформа 1867 года имела для австрийских славян то же значение, что и более ранний (1856 года) манифест Султана о начале танзимата для славян турецких. И здесь, и там славяне формально получили некоторое облегчение, фактически же новое правовое положение при пассивности славян могло привести к ещё большему угнетению, и даже утрате национальной памяти. К тому же в Австро-Венгрии русины оказались разделены между двумя частями государства, а словаки и чехи, очутившись по разные стороны конфедеративной границы, в значительной мере лишились возможности совместных политических выступлений.

Вот как, например, в мае 1870 года оценивали перспективы развития своего народа руководители русинского Общества Св. Василия Великого в Ужгороде Т. Ф. Геревич и В. Ф. Кимак: «Настоящее конституциональное житие вызывает и нас всех к деятельности и развитию существующих жизненных сил. Сложа руки и не заботясь о себе, ни один народ не может рассчитывать на уважение.

Имея в виду, как соперничают в отечестве нашем народы друг пред другом для достижения гражданских выгод, можем ли мы, Русские, оставаться равнодушными к себе и бездейственными посреди всеобщего движения и народного волнения? Кажется, это значило бы обречь себя преждевременно на смерть и лишиться всех прав народного жития» [2]..

После «Критской бойни» и битвы при Садовой у австрийских и турецких славян осталось одно оружие - просвещение. Это понимали как их друзья, так и враги.

Упомянутые русинские просветители Геревич и Кимак обращались к единокровным народам за помощью: «Не сомневаемся, что и наша Славянская Братия, вняв гласу вопиющих нужд наших, поспешит нам на помощь и окажет нам своё братское соучастие в производстве успеха по части нашего многознаменательного народного подвига» - создания очага русинского школьного и печатного дела, Народного Дома в Ужгороде.

Славянофилы России, объединившиеся в Славянских комитетах, хорошо понимали нужды единоплеменной братии в Австро-Венгрии и Турции. Это показал сам Славянский Съезд 1867 года, после которого возникли два просветительных учреждения всеславянского значения. Одно из них располагалось в Вене, а другое - в Москве.

Речь идёт о студенческом обществе «Основа» (1867 - 1873) и Гимназии для южнославянских девиц ( 1870-1879).

Протоиерей Михаил РаевскийУже в 1858-1863 годах в Вене активно действовал русофильский кружок протоиерея Михаила Раевского. Как вспоминал Корнил Устиянович, отец Михаил принимал славянскую молодёжь по воскресеньям, и иногда по четвергам, он рассказывал собравшимся о Хомякове, Аксакове, Самарине, Погодине. «Кто побывал у него, тот почувствовал себя участником великой славянской семьи», - писал позднее Устиянович [3]. У русского священника собирались галичане, словаки, чехи и даже поляки. А.Н.Пыпин в письме к В.И.Ламанскому отмечает, что в 1858 году он видел на квартире отца Раевского объявление о «Славянской конторе» - скорее всего речь идёт о только что учреждённом Московском Славянском комитете [4].

Осенью 1867 года по почину Иосифа Николаевича Ливчака в Вене было создано студенческое общество «Основа» (или «Русская основа»).

Сам о. Михаил Раевский в письме, адресованном секретарю Славянского комитета профессору Нилу Попову и датированном 4 августа 1868 года, так оценивал деятельность общества: «цель его состоит в поддержании в русском юношестве ( имелись в виду студенты-русины, обучавшиеся в Вене - А.П.) русского духа и распространении чрез него русского языка и русских понятий в других славянских студентах, обучающихся в Вене» [5].

В обществе проходили регулярные уроки русского языка, распространялись московские и петербургские газеты, читались рефераты по интересующим студентов темам.

Согласно документам из архива Московского Славянского комитета, вопрос о помощи обществу «Основа» рассматривался на заседании Совета Санкт-Петербургского отделения Комитета 17 ноября 1868 года. В заседании участвовали будущий Государственный контролёр Тертий Филиппов и лейб-медик Наранович [6].

Славянские комитеты вообще благосклонно отнеслись к возникновению кружка в Вене. 4 мая 1870 года, например, Совет Московского Комитета дал распоряжение казначею Зубкову о перечислении протоиерею Михаилу Раевскому 50 рублей для организации уроков русского языка в обществе «Основа» [7]. По состоянию на 21 января 1870 года Московский Комитет израсходовал на распространение русского языка среди славянских студентов в Вене 1600 рублей, из которых значительные суммы выделялись и «Основе» [8]. Всего же, по данным Мечислава Танты, Славянские Комитеты ежегодно до 1873 года перечисляли в пользу «Основы» по 500 рублей [9].

Однако после 1873 года тема «Основы» исчезает из переписки о. Михаила. Во всяком случае, в смете его расходов на 1875-1876 годы «Основа» не значится. По всей вероятности, это было связано с тем, что Осип Ливчак покинул к тому времени Австро-Венгрию, да и репрессии в отношении русофилов в 1873-1874 годах в этой стране усилились.

Впрочем, ознакомление русинов с русским литературным языком продолжили Общество имени Михаила Качковского и другие «москвофильские» организации.

Перейдём теперь к истории Славянской гимназии Москвы.

Идея организации в старой столице России учебного заведения для девушек из Сербии и Болгарии возникла не позднее 1868 года в среде участников Московского Славянского комитета и их зарубежных корреспондентов.

Потребность в таком училище объяснялась тем, что в землях Болгарии и Боснии женские школы выживали с чрезвычайным напряжением, будучи стеснены фанариотским равнодушием, латинской пропагандой и собственной безысходной бедностью. Славяне полагали, что в Москве их дочери будут чувствовать себя в большей безопасности, чем в Мостаре или Пловдиве.

Но не только соображениями безопасности руководствовались славянские деятели. Они понимали, что лишь в России юные кандидатки в народные учительницы могли бы получить полноценное образование и воспитание в православном духе.

Учреждение Училища для южнославянских девиц при Ново-Алексеевском монастыре Москвы было плодом согласия между участниками Славянского Комитета во главе с Михаилом Погодиным и Нилом Поповым, влиятельными членами московской болгарской общины (здесь стоит упомянуть Нешу Бончева, Марина Дринова и Райко Жинзифова), и, наконец, московским епархиальным начальством - Святителем Иннокентием и епископом Дмитровским Леонидом (Краснопевковым).

Игумения Алексеевского монастыря Антония приняла в деле обустройства училища живейшее участие, за что сподобилась получить благодарность от болгарских и сербских духовных лиц.

В 1870 году были подготовлены все необходимые документы и с 1871 года училище начало функционировать.

21 сентября 1871 года секретарь Славянского Комитета Нил Попов сообщал директору Азиатского департамента Стемоухову о том, что училище готово принять стипендиатку Тырновской общины, которая собиралась осенью этого года прибыть в Москву [10].

В 1871-1875 годах училище получило новое помещение, дополнило комплект книг, были набраны преподаватели. В 1873 году в программе школы предусматривались следующие предметы: Закон Божий, церковно-славянский язык, русский, болгарский и сербский языки, арифметика и начало алгебры, физика и общие сведения из естественных наук, история и география, французский и немецкий языки, чистописание, черчение и рисование, пение и музыка, рукоделие. Библиотека училища снабжена была как русскими, так и болгарскими и сербскими книгами [11].

Среди преподавателей находился известный впоследствии Антон Тодоров Теохаров. Он в своё время получил степень кандидата права в Московском университете, с 1865 по 1877 годы жил в России, а в 1877-1879 годах он заведовал судебной частью при канцелярии князя В.А.Черкасского.

В 1872-1874 годах в школе при Алексеевском монастыре воспитывалась Ольга Захариева Круша, дочь болгарского педагога, составителя греческо-болгарской грамматики Захарии Икономовича Круша. После 1878 года Ольга Круша учительствовала в освобождённой Софии (скончалась 2 ноября 1918 года) [12].

Курс обучения рассчитывался на 5 лет, если воспитанницы доучивались в России, монастырь и Славянский Комитет финансировали их обучение и за пределами обители.

Цель обучения: «приготовление опытных учительниц для имеющих устроиться в болгарских и сербских землях трёх- и четырёхклассных женских училищ».

В сентябре 1874 года в монастырском училище состояла одна болгарка - стипендиатка Славянского Комитета (в 1873 году было всего 6 болгарок и 6 сербок) [13].

По состоянию на 19 сентября 1876 года в Алексеевском монастыре уже были 2 воспитанницы славянки, а вновь прибыли с охваченных войной Балкан - Лепосава Стефанович, Милица Йованович, Екатерина Иванович и Тамания Радакович [14].

В августе 1879 года на средства монастыря была отправлена на Родину сербка Даринка Огнянович, а в сентябре - Юлия Йованович [15].

После 1879 года сведения об училище прекращаются, именно это - последний год, отмеченный в коллекции документов учебного заведения в АВПРИ.

В справочнике «Православные русские обители», изданном в 1909 году, среди опекаемых монастырём учреждений значится «училище для девочек», но о его славянской направленности не говорится [16].

В 1880-е - 1890-е годы потребность в подобных учебных заведениях, несмотря на окончательное освобождение, Сербии и Болгарии, не уменьшалась. Зарубежные славяне вплоть до 1917 года старались поступить в российские средние и высшие учебные заведения, пользуясь, в том числе и поддержкой славянских обществ. Однако, например, попытка организации русско-болгарского училища в Болгарии в 1897-1902 годах не удалась.

Противоборство русских и западных просветительских учреждений продолжалось в Восточной Европе всю вторую половину 19 века, и поскольку школа в значительной мере определяет характер цивилизации, это противостояние было частью цивилизационного разлома, что особенно ярко проявлялось в русинских землях.

После так называемых «бархатных революций» 1989 года изучение русского языка в Восточной Европе было свёрнуто по политическим мотивам - этому противостояли лишь немногочисленные энтузиасты, уверенные в благотворности влияния русского языка на славянский, а так же в том, что овладение русским языком поможет молодым славянам более органично усвоить и культурное наследие человечества.

Между тем, следует помнить о том, что древнечешские и древнеболгарские литературные памятники оказали огромное влияние на формирование русского языка в домонгольскую эпоху, а в 14-16-м веках наблюдалась мощнейшее южнославянское влияние на русскую литературу. Таким образом, изучая русский язык, зарубежные славяне знакомятся с частью собственного культурного наследия, переосмысленного на русской почве, но не искажённого при этом.

Русский язык, даже и в ослабленном нынешнем состоянии есть «Божия стихия», как писал Пушкин о водах Невы, и она способна, особенно в церковнославянском своём измерении, сокрушать технократические мысленные оковы, давящие на славянское самосознание.

Примечания:

1. См. например: Распространение русского языка между чехами.- Вестник Западной России, 1867, т. III, кн. 7, отд. IV, с. 105-106. Сообщение о растущем стремлении чехов изучать русский язык и о мерах, принятых чешскими учеными для поддержки этого движения.

Н. Е. Вопрос о русском языке между славянскою молодежью в Вене.- Современная летопись, 1869, № 25. Сообщение о принятом на собрании студентов в Вене решении о том, что русский язык должен стать общеславянским литературным языком (источник: http://slovari.ru/default.aspx?s=0&p=5333&0a0=2433). В болгарском обществе не только консерваторы (М.С. Дринов), но и либералы тогда выступали за изучение русского языка. Вот что говорил в 1867 году И. Богоров, которого А.В.Рачинский считал либералом - западником: «Должна быть у славян общая литература, и для этого мы имеем уже готовый, язык русский» (Досталь М. Ю. Славянский съезд в Москве 1867 г.: задачи и итоги. Взгляд с русской стороны. / М. Ю. Досталь//Славянские форумы и проблемы славяноведения. М. - Ставрополь, 2008.C. 21).

2. РГАДА, Ф. 1277, оп. 1, ед. хр. 79, Л. 4

3. Середа О. Епизод з iсториii поширення Росiйских панславiстьских iдей у Габсбурзькiй Монархii (1868 рiк)/Середа О./ Вісник Львіського університету :Серiя iсторична. - 2002. Вип. 37/2.- С. 108.

4. Кораблёв В.Н. Академик А.Н. Пыпин и славянский вопрос/В.Н. Кораблёв// Вестник Академии Наук СССР. -1933.- № 8-9. С. 72.

5. ГАРФ, Ф. 1750, оп. 1.Д.72. Л. 27. Этот же документ анализируется (весьма политизировано и пристрастно) О. Середой (см. выше). Осип Николаевич Ливчак (1842-1919). Редактор журналов «Страхопуд» (Вена, 1863-68), «Золотая Грамота» (Вена, 1864-1867) и «Славянская заря» (Вена, 1867-1868). Видный общественный деятель. В литературных журналах защищал единство русских племен и русских наречий. Полностью издал роман в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Живя в Вене, столице Австрии, навязал дружеские сношения со всеми славянскими культурными деятелями и студентами. Писал журнальные статьи, литературные очерки и сатиры. Прославился также как технический изобретатель. Одним из заслуживающих внимания действий О. Н. Ливчака было основание общества «Русская основа» в Вене для австрийской Руси, т.е. для граждан Австрии русской национальности (галичан, буковинцев, угророссов, проживающих в Вене) с целью своего народно-русского литературного образования (1867). Второй главной задачей общества было общение и связи с представителями других славянских народов (чехов, южных славян), проживающих в большом количестве в столице Австро-Венгрии. Замечательна его речь при открытии общества, напечатанная в журнале «Славянская заря», № 12, 1867, стр. 353. Литература: Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза - И. А. Ефрона, т. XVII. СПБ, 1896.

http://www.ukrstor.com/ukrstor/vavrik-galruspismennost-d26.html

6. ГАРФ. Ф. 1750, оп. 1.Д. 49.Л. 64 об.

7. ГАРФ. Ф. 1750, оп. 1.Д. 64.Л. 17.

8. ГАРФ. Ф. 1750, оп. 1. Д. 72.Лл 26-32.

9. Середа О. Епизод з iсториii... С. 112.

10. АВПРИ. Ф.146. Славянский стол. Оп. 495. Д. 11087. Лл. 91-93.

11. АВПРИ. Ф.146. Славянский стол. Оп. 495. Д. 11087, лл. 99-100. Канева К. Рыцарь Балкан. Граф Н. П. Игнатьев/К.Канева/ Перевод с болгарского Наталии Лакичевич. М.: ЗАО Центрполиграф, 2006. С. 13.

12. Енциклопедия на български родове

http://bulrod.blogspot.com/2011/01/blog-post_28.html

13. АВПРИ. Ф.146. Славянский стол. Оп. 495. Д. 11087. Лл. 99-100.

14. ЦИАМ, Ф. 1901, оп. 1, д. 2, л. 15.

15. ЦИАМ, Ф. 1901, оп. 1, д. 4, л.2.

16. Православные русские обители: Полное иллюстрированное описание всех православных русских монастырей в Российской империи и на Афоне. СПб. 1909 (репринт - 1994). С. 295.

Иллюстрация: протоиерей М.Ф. Раевский http://www.nlr.ru/exib/Odoevsky/images/8_sm.jpg

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Алексей Поповкин
«Великий день Кирилловой кончины» (Ф.И.Тютчев)
День памяти 14/27 февраля. Иконописная традиция изображения Славянских Апостолов в XIX веке и её изменения
27.02.2021
Черногория: цугцванг «сигаретного короля»
К итогам парламентских выборов в Черногории
31.08.2020
Паломничество Митрополита Сербского Михаила (Йовановича) в Россию в 1869 году
Часть третья. Санкт-Петербург – Вильно-Острог
26.11.2019
«Патриарха Варфоломея нельзя назвать главой Православной Церкви»
Митрополит Амфилохий (Радович) подверг жесткой критике позицию Фанара по Украине
28.10.2019
Все статьи Алексей Поповкин
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Страх и подвиг
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 23:09
Иван Ильин как идеологическая мишень
Новый комментарий от РомКа
26.04.2024 23:08
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 22:25
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 22:15
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 22:06