Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

О супружеском воздержании в пост: норма или каноническое недоразумение?

Протоиерей  Игорь  Белов, Русская народная линия

Проблемы церковной жизни
Великий пост / 16.03.2011

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, а ранее Святейший Патриарх Алексий II, неоднократно заявляли о недопустимости реформ в Русской Православной Церкви. Однако в последнее время несмотря на однозначные заявления двух Российских Патриархов в церковных СМИ появился ряд публикаций и статей, по своему духу явно реформаторских, не соответствующих древним традициям Православия. В частности, особым нападкам подвергаются традиции в области православной нравственности.

В начале 2008 года на «просветительской» конференции «Таинство Брака - Таинство Единения», состоявшейся в Санкт-Петербурге, современные реформаторы протоиерей Георгий Митрофанов, архимандрит Ианнуарий (Ивлиев) и священник Владимир Хулап подвергли методичному и последовательному поруганию основы нравственного учения Православной Церкви: учение о девстве, монашестве, христианской семье, чадородии.

Начало святой Четыредесятницы 2009 года ознаменовалось неожиданным информационным сообщением. В первый день Великого поста на сайте «Интерфакс-Религия» (2.03.2009) появляется статья с удивительным для православного человека заголовком: «Каноны Церкви не запрещают супружеские отношения во время постов», автор которой - руководитель информационно-издательского управления синодального Отдела по делам молодёжи иеромонах Димитрий (Першин), - решил, по-видимому, устроить в Церкви нечто вроде «сексуальной революции»

Отметим, справедливости ради, что абсолютно все свои революционные доводы о. Димитрий позаимствовал у небезызвестного московского миссионера - священника Даниила Сысоева, интервью которого на тему допустимости нарушения постов сверхактивно распространялись в Интернете и в православных печатных изданиях три года назад (1).

Спустя две недели, когда в православных СМИ поднялся немалый шум по поводу столь необычного высказывания иеромонаха, о. Димитрий в своём «Живом журнале» сообщил: «2 марта 2009 года информационное агентство «Интерфакс» разместило журналистский материал под названием «Каноны Церкви не запрещают супружеские отношения во время постов - священник», в основу которого было положено интервью со мной. Я глубоко сожалею, что затронул в этом интервью тему, которой в принципе не должен был касаться. Я прошу прощения у всех, кого ввёл в смущение. Иеромонах Димитрий (Першин)».

После этого заявления-раскаяния о.Димитрия одна читательница высказала на форуме его «Живого журнала» своё справедливое возмущение: «Знаете батюшка, от того, что Вы попросили прощения - инвалидов, зачатых в пост, меньше не родится, а я таких знаю предостаточно. Хотела писать патриарху насчет Ваших высказываний. Прощение прилюдно просите, тоже, чтобы все знали, а не те, кто на журнал Ваш подписан. Статья с Вашим интервью на многих форумах. Вы же в молодёжном отделе при патриархии начальник. К чему молодёжь призываете? Кошмар!!!!! Стыд» (http://idmpershin.livejournal.com/405.html).

Но так как в своём «раскаянии» о. Димитрий сожалеет только лишь о том, что «затронул в этом интервью тему, которой в принципе не должен был касаться», не отказавшись от самой идеи допустимости супружеских отношений во время постов, то мы в праве думать, что о. Димитрий продолжает считать приемлемыми такие отношения в принципе. Однако не будем считать, что авторское право © на такой обновленческий подход к прохождению поприща Великого поста принадлежит одному иеромонаху Димитрию (Першину). Как мы уже упомянули выше, существуют другие проповедники подобных антицерковных взглядов, которые принесли своими «советами» на столь щекотливую тему немало бед доверившимся их «великопостному опыту» душам: за несоблюдение святой Четыредесятницы люди подвергаются строгим каноническим прещениям. «Горе тому, кто соблазнит одного из малых сих» - грозно предупреждает Господь таких «наставников» прохождения постного поприща.

Мои сослужители-священники, исходя из своей духовнической практики, свидетельствуют, что некоторые православные семьи, доверившись статьям в сети Интернета, стали с лёгкостью нарушать пост касательно интимных отношений. В своё оправдание на исповеди они говорят: «Но ведь это священнослужители разрешают!» Таким образом, вред уже нанесён серьёзный.

Итак, приводя ниже цитаты иеромонаха Димитрия (Першина) из его заявления «Интерфакс-религии» от 2 марта 2009 года, не будем забывать об их первоисточниках, появившихся на ряде интернет-сайтов три года назад.

Иеромонах Димитрий экзегетически (ссылаясь на Апостола Павла 1 Кор.7,5) и канонически (ссылаясь на 3-е правило свт. Дионисия Александрийского и на 13-е правило свт. Тимофея Александрийского) пытается в своём «великопостном обращении» доказать, что плотские отношения между законными супругами во время постов (в том числе и Великого) вполне допустимы и приемлемы: «Все церковные каноны, каким-то образом касающиеся этой темы, говорят о том, что воздержание в браке обязательно только в ночь перед литургией и таинством крещения», - заявил корреспонденту «Интерфакс-Религия» иеромонах Димитрий (Першин). Он напомнил также, что каноническая позиция Церкви по этому вопросу определяется словами святого апостола Павла из Первого послания к Коринфянам: «...Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1 Кор 7,1-7).

Однако из этих слов апостола ясно следует, что нужно уклоняться друг от друга «для упражнения в посте и молитве». Великий пост - это как раз и есть время для такого упражнения, потому что для этого он и предназначен.

Странно также, что столь деликатный вопрос поднимает монах, который в силу принятых им обетов призван к строгому воздержанию не только от каких-либо плотских услаждений, но и от размышлений на эту интимную тему мирской жизни. Из заявления о. Димитрия следует, что стремиться к святости, к духовному совершенствованию для христианина совершенно не нужно! Невоздержание во время Великого поста поставляются им в качестве нормы христианской жизни. Скольким же людям, поверившим сему священнослужителю, был нанесён духовный вред!

Мы постараемся изложить церковную традицию в этом весьма важном для православного христианина вопросе, напомнить о том, что нам передано и заповедано соблюдать святыми отцами Церкви.

* * *

Как известно, пост установлен Богом и Церковью для укрощения плоти и воздержания от страстей с целью духовного возрастания христианина: «и будеши великий купец», - духовно ободряет постящихся Церковь на первой седмице Великого поста.

Святитель Василий Великий прямо указывает о супружеском воздержании во время поста: «Пост знает меру и в делах супружеских, удерживая от неумеренности в том, что дозволено законом; по согласию отделяет время на то, «да пребывают в молитве» (1Кор.7,5)... Супруг не подозревает измены в супружеской верности, видя, что супруга свыклась с постом. Супруга не снедается ревностью, примечая, что супруг возлюбил пост» (Беседа о посте 1-я).

Преподобный Иоанн Лествичник: «Пост есть насилие естества... Погашение телесного разжжения, истребление лукавых помышлений» (Лествица. 14:33).

Христианин знает, что во время поста ему нельзя вступать в супружескую связь, ибо это самоограничение стоит в одном ряду с воздержанием от скоромной пищи. Во время поста, при правильном его прохождении, душа готова с радостью воздерживаться от многих телесных поблажек и у неё практически не появляется желаний интимной близости. В том же случае, если всё же появляется такое желание, невольное возбуждение плоти и мысль об интимных супружеских отношениях, человек говорит себе: «нельзя, сейчас пост; Господи, помоги мне воздержаться» - и это является важным внутренним стимулом в борьбе со страстью невоздержания. Подвижник (а таковыми Церковь призывает быть во время Великого поста всех православных христиан) прежде всего должен, в своей брани против страстных помыслов, молитвенно призывать на помощь Господа, чтобы Он погасил похоть, которая восстала в нём, и постоянно помнить о заповеданном Церковью Христовою постном подвиге воздержания, в подражание того поста, которым Господь постился сорок дней в пустыне. Сопротивляясь желаниям плоти, душа постепенно приобретает навык в борьбе со страстями и блудными помыслами и на непостное времени, когда супружеские отношения позволены.

Таким образом, во время поста и воздержания ум приучается к трезвению, т.е. к вниманию за тем, что происходит внутри человека. Во-первых, такое воздержание, по правилам Церкви, вменяется человеку в добродетель, но в меньшей мере, чем добровольное решение угождать Господу посредством чистоты. Во-вторых, если человек привыкнет к каноническому церковному воздержанию, то ему будет легче перейти со временем на постоянное воздержание по собственной воле. Невоздержание же лишает человека благодати: «ты же, о душе моя, сея не причастилася еси благодати за невоздержание» - читается в первый день Великого поста на Великом каноне. Так что, как видим, и исполнение уставного канона и самовластие над своими чувствами ради Господа угодны Богу, и от нас зависит, на какую духовную ступень мы готовы подняться.

* * *

Но, к сожалению, некоторые христианские семьи, в которых и муж, и жена верующие, нарушают эту заповедь, а значит, осознанно грешат (грехи против 7-й заповеди - невоздержание от супружеского ложа в Великий пост).

О соблюдении супружеской неприкосновенности в Великий пост положительно указывает церковное правило в Большом Требнике: «Миряном от жен воздержатися весь святый великий пост. Аще ли падется с женою своею во святый пост, то ни на Пасху да причастится, занеже весь пост обезчествова: бельцем бо от жен своих законных соблюдатися, якоже речеся, на весь пост» (Номоканон, 40 гл.). «Такое правило находится в Номоканоне Постника. На соблюдении этого правила настаивают: Вальсамон в 52 ответе Марку Александрийскому, мнимый Иоанн, епископ Китрский (Кормчая, гл. 58, прав. 2) и схолиаст Пидалиона в одном из примечаний к 69 апостольскому правилу» (Павлов А.С., Номоканон при Большом Требнике, М. 1897, стр. 166-167). Рассмотрим эти правила по порядку.

Святейший патриарх Антиохийский Феодор Вальсамон такотвечает Святейшему патриарху Александрийскому Марку:

Вопрос 52: «Если во время Четыредесятидневного поста супруги не воздерживаются, удостаиваются ли они Божественных Таин в мироспасительный праздник Великой Пасхи или нет?»

Ответ: «Если мы научены воздерживаться даже от вкушения рыбы и не разрешать просто так поста во всю Святую Четыредесятницу, а также по средам и пятницам, то тем более супруги бывают вынуждены воздерживаться от плотского соития. Поэтому тех супругов, которые совершили такое противозаконие и переменили на сатанинскую невоздержность спасительное покаяние, происходящее от поста и удаления от плотских похотей (как будто целого года не было им достаточно для удовлетворения своих плотских похотей), не только не удостаивают Святого Божественного Причастия в праздник Святой Великой Пасхи, но и исправляют епитимиями».

В 58-й главе книги «Кормчая» во 2-м ответе Иоанна, епископа Китрского, говорится: «О том, чтобы уклоняться от своих жен в Неделю и в Четыредесятницу»: «Тех, которые даже в вечер господоименитого дня не хотят уклоняться от своих жен, как сказал апостол, чтобы проводить время в молитве, должно исправлять запрещениями в меру; так же и в Святую Четыредесятницу более, чем в другие дни должно соблюдать себя чистыми от супруг».

Обратимся к «Пидалиону» - своду соборных и святоотеческих правил Православной Церкви с обширными толкованиями и многочисленными примечаниями прп. Никодима Святогорца, которые были им составлены на основе толкований византийских канонистов и учения святых отцов. Прп. Никодим в составленном им «Пидалионе» делает примечание к 69-му правилу святых апостолов (это правило определяет: «Аще кто епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец или певец, не постится во Святую Четыредесятницу пред Пасхою, или в среду, или в пяток, кроме препятствия от немощи телесныя: да будет извержен. Аще же мирянин: да будет отлучен»). Прп. Никодим пишет:

«Если пост среды и пятницы равен посту Четыредесятницы, то ясно, что как в Четыредесятницу не совершаются свадьбы, по 52-му Правилу Лаодикийского Собора, так не должны они совершаться и в среду и пятницу. В таком случае ясно и то, что супругам не подобает вступать в плотскую связь в эти дни ради святости и почитания поста, равно как не подобает вступать в связь и в Четыредесятницу. Ибо неуместно, с одной стороны, не нарушать эти дни поста в отношении пищи, а с другой - нарушать их плотским соединением и наслаждением. Следовательно, в эти дни следует поститься, воздерживаясь равным образом и от запрещенных в пост снедей, и от плотского вожделения. Так и пророк Иоиль прикровенно говорил о том, что во время поста супругам следует быть целомудренными: Освятите пост, проповедите цельбу... да изыдет жених от ложа своего и невеста от чертога своего (Иоил. 2,15-16). Божественный апостол Павел говорит уже прямо, что супруги по согласию должны воздерживаться от плотского соединения для пребывания в посте и молитве (см.: 1 Кор. 7, 5), то есть должны воздерживаться, как мы сказали, и во время поста, и в то время, когда они молятся и готовятся к причащению Божественных Таин, а также в субботу и воскресенье, согласно 13-му правилу Тимофея Александрийского, и вообще во все праздники, когда возносится духовная жертва Богу».

О том же прп. Никодим говорит и в другом своем труде - «Эксомологитарионе». Эта книга адресована как духовникам, так и самим исповедающимся. В ней прп. Никодим даёт следующее указание: «Должно отметить и то, что как подобает соблюдать пост по средам, пятницам и в Четыредесятницу в отношении пищи, так необходимо соблюдать пост и в отношении плотских удовольствий».

* * *

Иеромонах Димитрий (Першин), продолжая свои странные «великопостные откровения», приводит в оправдание своего мнения о допустимости супружеских отношений в период поста 13-е правило свт. Тимофея Александрийского, в частности слова: «Впрочем, необходимо должно воздерживаться в день субботний и воскресный, потому что в сии дни духовная жертва приносится Господу» и поясняет, что «последний запрет связан с тем, что 8 правило святых апостолов требует от христиан приобщаться на каждой литургии, а согласно 5 правилу Тимофея Александрийского, не следует причащаться в день после супружеского общения».

Воздержание от супружеских отношений всегда требовалось от христиан накануне воскресных и праздничных дней, в дни подготовки к причастию (говения), в день после причастия, под среду и пятницу, в дни покаяния и поста. И это отнюдь не по причине причащения (это - само собой разумеющееся условие приступания к Св. Таинам). Здесь о. иеромонах к тому же ещё совершенно неправильно толкует 8-е Апостольское правило, согласно которому причащаться за каждой литургией обязаны лишь лица в священном сане, а не все христиане (см. толкование еп. Никодима Милаша).

Откроем Православный церковный календарь и прочитаем раздел, подробно указывающий, когда не совершается браковенчание (раздел этот взят из Кормчей [Номоканона]).

В православных храмах венчание не совершается в следующие дни:

1. Накануне среды, пятницы и воскресенья (вторник, четверг и суббота) в течение всего года.

2. Накануне двунадесятых, храмовых и великих праздников.

3. В продолжение постов: Великого, Петрова, Успенского и Рождественского.

4. В продолжение Святок, а также сплошных седмиц Сырной (Масленицы) и Пасхальной (Светлой).

5. В дни 11 и 27 (и накануне 10 и 26) сентября (в связи со строгим постом ради Усекновения главы Иоанна Крестителя и Воздвижения Креста Господня).

Связан этот запрет на совершение венчаний именно с целомудренным соблюдением среды и пятницы, воскресных и праздничных дней, а также всех постных дней церковного года (святая Четыредесятница, естественно, приравнена к средам и пяткам). Воздержание от вкушения скоромной пищи не имеет к этим правилам никакого отношения, как пытаются объяснить этот запрет некоторые миссионеры. Например, на сайте www.matrony.ru священник Даниил Сысоев пишет: «запрет на венчания в некоторые дни связан с тем, что из-за постов или наступающих праздничных служб не может совершиться брачное пиршество..., а не с запретом на плотское общение». Но во вторник и четверг, когда по церковным правилам не допускается браковенчание, как раз и разрешается вкушение любой пищи, что естественно во время свадебного пиршества. Однако именно ради неосквернения среды и пятницы даже законным брачным соитием Церковь запрещает браковенчание накануне, т.е. во вторник и четверг.

Но спросят: если муж и жена «да будут в плоть едину», то о каком осквернении среды и пятницы может идти речь? На это указывает правило, приводимое самим иеромонахом Димитрием (Першиным): «согласно 5 правилу Тимофея Александрийского, не следует причащаться в день после супружеского общения». Следовательно, даже канонически законное брачное соитие накануне причастия представляет собой телесную и душевную нечистоту приступающих.

О строгом воздержании во дни Великого поста особо оговаривается, в частности, в Номоканоне при Большом Требнике в 40-м правиле, как было указано выше. Каждую седмицу накануне воскресного дня муж и жена уклоняются от супружеской близости не по причине причащения, так как такового может и не быть (даже в первые века христианства не все верные причащались каждое воскресенье), а ради дня Воскресения Христова, ради большего и высшего духовного общения с Богом и друг с другом.

Древней церковной традицией заповедано Великий пост с самого начала супружества (кроме каких-то совершенно особенных ситуаций) стремиться проходить в полном воздержании, как самый ответственный период церковной жизни. Даже в законном браке плотские отношения в это время оставляют недобрый, греховный осадок и не приносят той радости, какая должна быть от супружеской близости, и во всём остальном умаляют и даже уничтожают само прохождение поприща поста. Это уже и постом-то назвать нельзя. Такого рода ограничения должны быть с первых дней супружеской жизни, а дальше их необходимо расширять по мере взросления и духовного возрастания семьи, т.е. постепенно переносить воздержание и на малые посты. Хотя Номоканоном они и не оговариваются, однако это следует из самой логики и смысла любого поста как школы воздержания. Воздержание от плотской близости было в раннем христианстве одной из самых распространённых аскетических практик.

На необходимость воздержания в супружеских отношениях говорил и один из великих русских святых преподобный Серафим Саровский. Вот какие советы давал он юноше, вступающему в брак: «...и ещё храните чистоту, храните среды и пятницы, и праздничные, и воскресные дни. За нехранение чистоты, за несоблюдение среды и пятницы супругами дети родятся мёртвыми, а при нехранении праздников и воскресных дней жены умирают родами» (Дивеевская летопись, с 343). Однако подобные советы, пусть и исходящие от великого угодника Божия, иеромонах Димитрий, ничтоже сумняшеся, называет суеверием и страшилкой: «существуют суеверия, согласно которым дети, зачатые в пост, могут оказаться в чём-то ущербными. Но это именно суеверие тех, кто не знаком ни с канонами, ни с преданием Церкви. К христианской традиции, православию такие страшилки не имеют никакого отношения. Апостол Павел квалифицирует людей, которые эти суеверия распространяют, очень четко - «как лицемеров, сожженных в своей совести» (1 Тим 4:2), - добавил священнослужитель» - сообщает «Интерфакс-религия».

Во-первых, приведённые о. Димитрием слова апостола Павла относятся не к «суевериям, связанным с детьми, зачатыми в пост», а к тем, кто «в последние времена отступят от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским» (1Тим. 4,1). А во-вторых, видимо, молодёжный миссионер о. Димитрий (Першин) считает, что преподобный Серафим был не знаком ни с канонами, ни с Преданием Церкви.

То же самое писал в одном письме и старец Амвросий Отпинский: «Болезнь жены вашей, может быть, произошла по вашей же вине: или не почитали праздников в супружеских отношениях, или не соблюдали супружеской верности, за что и наказываетесь болезнями жены» (Письма к мирянам).

Одна чета имела сына, проявлявшего некоторое психическое расстройство. По указанию старца Леонида Оптинского это было также наказанием его родителей за несоблюдение ими праздников.

А вот что пишет старец-архимандрит Иоанн (Крестьянкин): «Те, кто и состоит в браке, освященном Церковью, проверьте свою совесть:...не согрешили ли неумеренностью в плотских удовольствиях - ибо в браке христианин обязан соблюдать воздержание и целомудрие. Соблюдали ли воздержание в посты, воскресенья и в праздничные дни?» («Опыт построения исповеди», М., 2001, с. 59.) Здесь отец Иоанн (Крестьянкин) следует древней пастырской традиции исповеди, зафиксированной в Требнике XVI века:

«Вопросы женам:

...Не было ли праздничного, или постного падения?

...Или в Господские праздники, или в среды, и в пяток, и в неделю [со] своим мужем блуд творила еси?» (А.Алмазов. Тайная исповедь в Православной Восточной Церкви. Т. III. Одесса. 1894, с. 164, 168).

Как видим, в постные дни и даже в праздники супружеская близость приравнивается к блуду.

* * *

«Подавляющее число браков, которые заключаются в период православного поста, не приносят счастья», - заявил информационному агенству «Newsru.com» архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий. «Современные учёные говорят, что 90% браков, заключенных в Великий пост или в другие посты в течение всего года, разрушаются. И дети, которые зачинаются в эти дни, скорее всего, будут больными», - сказал православный иерарх, отвечая на вопросы в прямом эфире телеканала «Союз» и радиостанции «Воскресение». Он отметил, что «очень большой грех выходить замуж или жениться в постные дни». По словам архиепископа Викентия, если люди хотят, чтобы их брак был счастливым, радостным и долголетним, а дети - здоровыми, нужно «прислушиваться к голосу Церкви и соблюдать правила церковной жизни, потому что они даны Господом для всех людей» (http://www.Newsru.com/religy/10jul2008/ehe.html).

Так что ущербные дети, зачатые в пост - это никак не суеверия и не страшилки, как это пытается представить молодёжный иеромонах и его друзья-миссионеры, а печальная реальность, прослеживаемая на протяжении многих поколений жизни православных христиан. И только ради «миссионерского» потакания стилю жизни молодёжи, немыслимому без секса, о. Димитрий и его вдохновители пытаются подвергнуть высмеиванию строгие требования православной традиции.

Как видим из поучения истинных пастырей Церкви, и в браке от христианина требуется умеренность и воздержание. Состоящий в браке христианин, как и безбрачный, должен сдерживать свою страсть, и его состояние от безбрачия должно отличаться только степенью воздержания. Во время прохождения Великого поста должна стираться всякая грань между безбрачными, монашествующими и состоящими в браке христианами: это относится как к воздержанию от скоромной пищи, так и к воздержанию от плотских страстей ради Господа.

Известный духовник ХХ века, автор многих православных книг протоиерей Валентин Мордасов († 1998), служивший на полуострове в Камно под Псковом, так учил своих чад, приезжавших к нему со всех концов России: «супругам следует воздерживаться от общения в те дни, когда не совершается браковенчание. Люди часто задают вопрос: а когда можно? - Когда венчают брак в церкви. А если муж - священник или диакон, то он воздерживается за сутки до литургии и в самый день литургии. Невоздержание считается смертным грехом. Для священника смертным грехом считается нарушение общением Великого поста».

А вот как отвечает на вопросы о супружеской близости во время поста архимандрит Рафаил (Карелин):

Вопрос: «Здравствуйте! Можно ли в пост вступать с супрогой в интимные отношения? Пытаюсь воздержаться, но сил не хватает. Что делать не знаю. Посоветуйте».

Ответ: «Изменить церковных правил мы не можем, но надо убрать те раздражители, которые возбуждают страсти, например, телепередачи, чтение журналов, атрибутом которых стало размусоливание сексуальных тем и т.д. Надо избегать супружеских ласк, хотя бы невинных, а также шуток. Следует помнить, что пост это не только пост тела, но и души; в это время особенно старайтесь заниматься молитвой. Помоги вам Господи... Священник должен действовать согласно уставам, поэтому благословить на супружеские отношения во время Великого поста - он не может. Но когда стоит вопрос о распаде семьи по этой причине, то приходится выбирать меньшее зло. В таком случае надо обратиться к священнослужителю, у которого вы исповедуетесь, не за благословением, а за советом. Во всяком случае, первая, Крестопоклонная и Страстная, а также Пасхальная седмицы должны быть обязательно проведены в воздержании. Помоги вам Господи» (www.karelin-r.ru).

Хорошо ещё, если, следуя совету архимандрита Рафаила, человек во время поста обратится с просьбой о духовной помощи во брани к духовно опытному пастырю, а не к священнику-миссионеру.

* * *

Идеал, к которому все христиане должны стремиться, и который был нормой первых последователей Христа, - это вступление в брачные отношения только ради рождения детей.

Прп. Максим Исповедник пишет: «Правильное суждение о браке целью его поставляет деторождение. Но кто имеет при этом в виду одну сласть похотную, тот погрешает в суждении, недоброе почитая добрым. И таковой злоупотребляет сим» (О Любви, сотница 2-я: 17).

Свт. Григория Палама: «Рождается Христос от Девы, потому что плотское вожделение, будучи независимым от воли и непокорным духу, хотя у некоторых, силою воли и держится в рабстве и послабляется целомудренным образом только ради деторождения, - оно как то от начала превносит осуждение, будучи тлениеим и называясь так и рождая, конечно же, человека для истления. Оно является страстным движением человека, не сохранившего чести, но уподобившегося животным» (Омилия на Введение Богородицы во Храм, 1:4 // Омилии. Т. 3, с. 79).

Климент Александрийский: «Недозволительно человеку соитие, совершаемое без цели зачатия» (Педагог, ч. II, гл. 10).

Несложно предвидеть, что такой церковный взгляд на брачные отношения иные борцы с «миссиофобией» назовут махровой «интимофобией» и отсутствием миссионерского подхода к супружеской жизни.

Главное в браке - духовное единение. Венчанный брак сохраняет целомудрие, не повреждая внутренний духовный мир супругов и после их вступления в супружеские отношения. Однако и сегодня в особо благочестивых семьях муж с женой разделяют ложе только для того, чтобы зачать новую жизнь, для рождения детей. Благочестивые христиане никогда не зачинали детей во время постов. Когда жена была беременна, муж не прикасался к ней, также и во время кормления. Сладострастие, которое поощряется сегодня в интимной супружеской жизни (как видим, даже некоторыми неопытными священнослужителями), - это греховное состояние, потому что Бог установил супружеские отношения между мужчиной и женщиной с целью умножения рода человеческого, для рождения детей. В благочестивых семьях, когда муж и жена считали, что количество детей уже достаточно, то они жили, как брат с сестрой, а на старости лет принимали монашество. Не разжигали страсти, а старались смирить себя, как и положено христианам.

Что касается слов Апостола «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1Кор.7,5), то иеромонах Димитрий толкует их совершенно не правильно. В этих словах апостол Павел призывает супругов к самопожертвованию, к полному и взаимному снисхождению. Но отнюдь не к постоянному и произвольному удовлетворению своих страстей и похотей. И тем более не возводит это в норму, как предлагает нам это сделать иеромонах Димитрий (Першин).

Великий пост - это и есть самое благоприятное «время, для упражнения в посте и молитве». А для чего же иного установлен Церковью пост?

««Не уклоняйтесь друг от друга, разве только по согласию на время», для исполнения религиозных обязанностей, во время постов и молитв. Итак, по дням торжественным воздерживайтесь, да не искушает вас сатана» (прп. Ефрем Сирин).

Приведём наставление Великого учителя Церкви святителя Иоанна Златоуста о воздержании во время Великого поста и о том, как правильно следует понимать слова апостола Павла. В «Слове о девстве» он пишет: «...Заслуживает исследования и следующее: если «честна женитва и ложе нескверно» (Евр. 13, 4), то почему апостол не допускает их во время поста и молитвы? Потому, что весьма странно было бы: если даже иудеи, у которых всё имело отпечаток плотской, которым позволялось даже иметь по две жены, одних изгонять, а других брать, так предохраняли себя в этом деле, что, приготовляясь слушать слово Божие, воздерживались от законного соития, притом не один день и не два, а несколько дней (Исх. 19), то было бы странно, если бы мы, получившие такую благодать, принявшие Духа, умершие и спогребшиеся Христу, удостоившиеся усыновления, возведённые в такую почесть, после столь многих и столь великих благ, не прилагали усердия, одинакового с этими детьми. Если же кто стал бы опять спрашивать, почему сам Моисей отклонял иудеев от брачного общения, я сказал бы, что брак, хотя и честен, но может достигать только того, что не оскверняет живущего в нём, а сообщать ещё святость один он не в состоянии, - это уже дело не его силы, но девства. И не Моисей только и Павел возвещали это; послушай, что говорит Иоиль: «освятите пост, проповедите цельбу, соберите (люди, освятите) церковь, изберите старейшины» (Иоил. 2, 15, 16). Но, может быть, ты желаешь знать, где он советовал воздерживаться от жены? «Да изыдет, - говорит он, - жених от ложа своего, и невеста от чертога своего» (ст. 16). Это даже больше Моисеева повеления. Если жениху и невесте, у которых страсти кипят, юность цветёт, похоть бывает неудержима, не следует сообщаться во время поста и молитвы, то не гораздо ли более тем, для которых нет такой необходимости сообщения? Тот, кто молится и постится как следует, должен отказаться от всякой житейской похоти, от всякой заботы и рассеянности и, вполне сосредоточившись в самом себе во всех отношениях, в таком состоянии приступать к Богу. Потому пост и есть добро, что он устраняет заботы души и, прекращая угнетающую ум дремоту, обращает все помыслы к ней самой. На это и Павел намекает, когда отклоняет от совокупления, и употребляет выражение весьма точное. Он не сказал: «да не оскверняетесь», но: «да пребываете», то есть упражняетесь, в посте и молитве; так как сообщение с женою ведёт не к нечистоте, но к неупражнению (в этих делах). Если теперь после такой предосторожности диавол старается препятствовать нам во время молитвы, то, застигнув душу расслабленною и изнеженною от пристрастия к жене, чего не сделает он, развлекая туда и сюда наши мысленные очи? Чтобы нам не потерпеть этого и не обращаться к Богу с напрасною молитвою, особенно когда мы стараемся приклонить Его на милость к нам, апостол и повелевает удаляться тогда от (брачного) ложа».

* * *

Что касается ссылок иеромонаха Димитрия на 3-е правило свт. Дионисия Александрийского, 13-й ответ свт. Тимофея Александрийского, а так же 69-е Апостольское правило, то приведём их толкования.

Правило 3-е свт. Дионисия Александрийского: «Вступившие же в брак сами себе должны быти довлеющими судиями. Ибо они слышали Павла пишущаго, яко подобает воздерживатися друг от друга, по согласию, до времени, дабы упражнятися в молитве, и потом паки купно быти (1 Кор.7,5)».

В обоснование требований настоящего правила, Дионисий ссылается на ап. Павла, по которому муж и жена должны по согласию (εϰ συμφώνου) воздерживаться от полового общения во времена, предназначенные для молитвы; ослушникам же пусть судьёй будет их совесть (еп. Никодим Милаш). Времена же, которые предназначены для поста и молитвы, определила Святая Церковь. Таким образом, даже исходя только из этого правила, заявление иеромонаха Димитрия (Першина) антицерковно.

И в этом правиле священномученик Дионисий не только повторяет слова апостола Павла, но и ссылается на его мысль, которая не дает никаких оснований для разрешения супружеских отношений во время поста, ибо у святого апостола как раз говорится об удалении друг от друга на время «для упражнения в посте и молитве».

Вот как толкует 3-е правило свт. Дионисия Александрийского великий канонист Церкви патриарх Вальсамон: «Но скажет кто-нибудь: если правило говорит, что супруги должны удаляться друг от друга, дабы прилежать молитве, Апостол же предписывает, что мы должны непрестанно молиться, то неужели сожительствующие всегда должны воздерживаться друг от друга? Но не о всякой молитве слово. А об особеннейшей, то есть о молитве св. постов...» (Правила святых Отцев с толкованиями. М., 1884, с. 19).

Таким образом и это правило иеромонах Димитрий приводит абсолютно не к месту.

Иеромонах Димитрий (Першин) справедливо приводит канонические прещения, содержащиеся в 69-м Апостольском правиле для нарушающих пост в еде. Правило это звучит так: «Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец, не постится в святую четыредесятницу перед Пасхой, или в среду, или в пятницу, кроме препятствия от немощи телесной: да будет извержен. Если же мирянин, да будет отлучен».

Однако о. Димитрий (Першин), упоминая в своём заявлении 69-е апостольское правило, делает странный вывод: «в отличие от ограничений в непостной пище, за нарушение которых без уважительной причины мирянин отлучается от причащения (69 правило святых апостолов), на семейную жизнь подобные установления не распространяются».

Да, в этом правиле ничего не говорится о воздержании от супружеской близости во время поста (2), однако духовный смысл поста как аскетического подвига заключается именно в воздержании, о чём мы уже писали. Непонимающий духовного смысла постного подвига всегда будет искать оправдания для поблажек своим телесным вожделениям, да ещё, как это стало принято в последнее время, оправдывать эти поблажки «миссионерской целесообразностью».

А вот мнение известного московского пастыря, председателя Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами России протоиерея Димитрия Смирнова: «С точки зрения Православной Церкви супружеское воздержание во время Великого поста является обязательным. Вопрос о блуде как последствии супружеского воздержания даже не стоит. Всякие послабления - это дело совести, пастырской практики, духовничества. Учение Церкви таково, что постом все члены Церкви становятся монахами».

Приведём ещё одну цитату, принадлежащую игумену Феогносту (Пушкову). Хотя мы не разделяем некоторые аспекты его обновленческой богослужебной практики и можем только удивляться его своеобразным интернет-высказываниям (читатель может со всем этим познакомиться в данном номере журнала «Благодатный Огонь»), однако по разбираемому в нашей статье вопросу взгляды о. Феогноста являются строго церковными и поэтому полностью совпадают с позицией редакции журнала. Игумен Феогност пишет: «Всё ли упирается в каноны? Нет канонов, запрещающих женское священство. Но женское священство является нонсенсом по существу своему. Так же и тут. Так что о. Димитрий (Першин) и иже с ним, при всём уважении к «официальной линии», является лицом, способствующим размыванию строгих границ христианского благочестия. Секс и пост несовместимы так же как христианство и женское священство. И для того, чтобы это понять, не нужно издавать особые каноны. Об этом говорит всё Священное Предание Церкви» (3). «Интимная нежность и пост так же несовместима как мясо и пост. Пост - траур и время плача. Какие же это христиане, коли они - когда вся Церковь стоит в посту - предаются «утехам»?» (4). «Под звуки Великого Канона совокупляться в покаянных слезах - это такое же кощунство, как поститься с мясом в Великую Пятницу».

* * *

Примечательно, что в защиту иеромонаха Димитрия (Першина) сразу выступил его духовный наставник - диакон (ныне - протодиакон) Анд­рей Кураев «в связи с травлей (?), которой подвергается иером. Димитрий (Першин) за свои реплики». Это, впрочем, не удивительно. Удивительно было бы, если бы о. протодиакон высказал строго церковное учение, что пост есть воздержание, в том числе и от секса (в последнее время о. протодиакон, ради своих миссионерских целей, позволяет себе иные антицерковные высказывания). Очень странно однако то, что, защищая модернистский взгляд иеромонаха на воздержание, православный диакон при экзегетическом разборе текста Священного Писания (1 Кор. 7,5) утверждает: «Но слова «в посте» в древнейших рукописях нет», используя для этого своего «открытия» не святых отцов Церкви, а пресвитерианского богослова Брюса М.Мецгера и баптистов К.Л.Роджерсов младшего и третьего, для которых любое упоминание о посте не укладывается в их протестантскую концепцию. И диакон А.Кураев называет это «открытием» для русского православного читателя!

Святитель Иоанн Златоуст - самый авторитетный толкователь Священного Писания - в своём толковании на 1 Кор. 7,5 использует слово «пост», цитируя это место Священного Писания (Творения, т. Х, кн. 1. Беседа ХIХ, с. 178-179). Так что противопоставлять Великому Учителю Церкви Златоусту протестанта Мецгера, как это делает диакон Кураев, - есть крайне неблагочестивый и лукавый приём. Есть эти слова о «посте» и в лионском издании Нового Завета 1624 г. Обращаем внимание, что авторы этого издания, имея перед собой как латинский корпус рукописей, в которых слово «пост» отсутствует, так и греко-латинский корпус рукописей, в котором слово «пост» присутствует, отдали паче чаяния предпочтение второму корпусу, посчитав его более достоверным. В издании «Греческий Новый Завет» (1998 г.) на с. 580 сказано, что эти слова о «посте» в 1 Кор. 7,5 есть в большей части рукописей (до 15), в частности, у Златоуста и Ефрема Сирина.

Диакон А.Кураев в своём «живом журнале» защищает иеромонаха Димитрия от «травли» церковных мракобесов и обскурантов: «И в обычай РПЦ супружеский пост не вошёл... Да и обычаи могут меняться. Церковь равно благодатна во все века и потому вправе менять свои обычаи (но не содержание веры)».

Как же «не вошёл»? А отчего же поднялось такое бурное обсуждение столь нетрадиционного мнения иеромонаха Димитрия (Першина) и священника Даниила Сысоева? Возникает вопрос: почему диакону-целибату так неприемлемо воздержание от интимных отношений во время постов, ради чего он готов менять церковные обычаи?

Сказанное иеромонахом Димитрием (Першиным) и другими модернистами в области аскетики укладывается, к сожалению, в определённую секулярно-гуманистическую тенденцию, несовместимую с духом церковной традиции: о. Димитрий и его духовный наставник диакон Андрей Кураев, чтобы устранить резкое противоречие между образом жизни современной молодёжи, немыслимой без секса и удовольствий, и строгими требованиями церковной жизни, предлагали «воцерковить» то, что воцерковлению никак не подлежит, а именно - «день св. Валентина», а по сути - всё более укореняющийся у нас «день блуда». И всё это ради ложно понимаемых «миссионерских» целей.

«Высказывания отца Димитрия оказались востребованными теми, кто желает облегчённого христианства - пишет насельник московского Сретенского монастыря иеромонах Иов (Гумеров). - Есть понятия и представления, которые являются аксиомами церковного опыта. Для человека, часть жизни которого прошла в Церкви, не нужно ни цитат, ни аргументов, чтобы их воспринять. Эти аксиомы органично входят в сознание и соединяются с многими другими истинами. Человеку, имеющему продолжительный опыт духовной жизни, не нужно, например, доказывать, что надо молиться. Он знает не из книг и не из проповедей священников, а сам убедился, что молитва является дыханием души. Многим современным священникам недостаёт тесной связи с традицией. Их пастырский опыт ограничен.

Два молодых священника (иерей Даниил Сысоев и иеромонах Димитрий), из недавних благочестивых учащихся, какими я их помню, стали учителями-богословами. Это обстоятельство легко объясняет постигшее их искушение.

До монашества я служил на приходе, в храме святителя Николая в Хамовниках, который ни на один день не закрывался. Здесь было преемство опыта церковной жизни. И ни у нас, священников, ни у прихожан не возникал и не мог возникнуть вопрос о супружеских отношениях во время поста, ибо ответ на него был очевиден».

Но слава Богу, священноначалие не оставило без внимания модернистское великопостное заявление иеромонаха Димитрия (Першина). Архиепископ Костромской и Галичский Александр вынес публичное предупреждение о. Димитрию за его комментарии в СМИ на тему супружеских отношений в пост. Владыка Александр при этом напомнил иеромонаху «о существующей православной традиции супружеского воздержания на период постов.., и о первейшем и неукоснительном долге монаха - пребывать в непрестанной молитве, особенно в благословенный период Великого поста: предлагаю Вам позаботиться о более тщательном исполнении этого главнейшего монашеского обета, чтобы не доводить дело до необходимости деятельно позаботиться об этом церковному священноначалию», - говорится в письме владыки Александра (5).

* * *

В завершение отметим, что всё более обнаруживающая себя в настоящее время тенденция формирования «облегчённого комфортного православия» проявляется не только в отношении Великого поста. Духовно нездоровое отношение сейчас проявляется и по отношению к таинствам, и к некоторым чинопоследованиям (о практике русификации намоленных веками церковнославянских богослужебных текстов, сверхчастого причащения и сверхредкой исповеди уже не раз говорилось на страницах журнала «Благодатный Огонь»). Чаще всего такие реформы прикрываются разглагольствованиями о «миссионерских задачах и проектах».

Будем бережно хранить предание нашей Матери-Церкви, не разменивая его на псевдомиссионерское приспособленчество к стихиям мiра сего и образу жизни неверующего населения, искажая и занижая до недопустимого уровня церковные традиции ради привлечения невоцерковлённых людей. Пусть лучше люди, желающие влиться в церковную традицию, принимать нравственные нормы Православной Церкви, понимать и любить церковнославянское богослужение, освящённое молитвами многих поколений русского народа, поднимаются до духовных высот церковного Предания и живут в нём как православные христиане, возрастая от меры в меру в понимании его спасительной сущности.

Примечания

1. http://www.matrony.ru/church/post-intim.html

http://www.kiev-orthodox.org/site/churchlife/1305/

http://www.devam.ru/dev/man/post.html

http://www.otechestvo.org.ua/main/20073/1929.htm

http://pasxa.eparhia.ru/ask/?ID=1808

http://www.baltwillinfo.com/mp11-07/mp-12.htm

http://www.hristianka.ru/forum/t/2138/

2. Можно предполагать, что 69-е апостольское правило в древности трактовалось более расширительно, чем ограничивающее пост только воздержанием от скоромной пищи. См.: Павлов А.С. Номоканон при Большом Требнике, М. 1897, с. 166-167.

3. http://abbatus-mozdok.livejournal.com/768433.html

http://abbatus-mozdok.livejournal.com/769328.html

http://abbatus-mozdok.livejournal.com/769262.html

4. http://pr-daniil.livejournal.com/29703.html

5. http://www.interfax-religion.ru/print.php?act=news&id=29486

2009 год

Статья была впервые опубликована в журнале «Благодатный Огонь» № 19



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 149

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

149. Виктор Виктор : Re: О супружеском воздержании в пост: норма или каноническое недоразумение?
2011-03-22 в 13:45

Верно ,отец Илья,обращался к священникам у кого исповедывался.А ранее был венчан с ней.
148. иерей Илья Мотыка : Виктору
2011-03-22 в 00:41

А он пытался решить эту проблему с духовником, пока она не стала взрывоопасной. Если нет, то он человек неразумный в смешанных семьях всегда нужно находить компромисс. Я раньше думал, что так чудить могут только женщины. Мужчины действуют всегда более рационально.
147. Виктор Виктор : Re: О супружеском воздержании в пост: норма или каноническое недоразумение?
2011-03-21 в 22:38

Мой друг лишился семьи пытаясь выполнить наставление о воздержании в пост,жена была неверующей и не выдержала.Если оба супруга все воскресные дни в храме и постятся строго,конечно для них падение-совокупляться в пост.но таких идеальных пар в идеальных условиях нашего быта почти нет.И считаю,тысячу раз прав тот священник,миссионер,кто заботится о совести немощных верующих,чтоб она не сгорала от сознания нарушения плотского воздержания.Всем ли на пользу бремена?
146. Екатерина Домбровская : 127. иерей Илья Мотыка
2011-03-21 в 21:31

Еще раз простите, отец Илья, мой ответ Вам почему-то отскочил раньше времени и я немного не дописала конец и не успела обозначить свое имя. Брак свят и ложе брачное непорочно, в особенности, когда брак чист и Богом благословлен. А то, о чем писал прп. Максим и о чем обмолвился Сергей Ш. - это из другой оперы - попытка обозначить духовное состояние подвизающегося человека относительно восприятия пола на определенных ступенях аскетического совершенствования. Это дела сугубо монашеские, поэтому нисколько не унижают брак. Но насколько все-таки подлинное монашество выше, настолько и подлинное девство помыслов достигшего целомудрия в совершенном виде выше состояния тех, кто еще живет в глубоко земных измерениях. Простите, не получается в данный момент лучше сформулировать!
145. Аноним : 127. иерей Илья Мотыка
2011-03-21 в 14:44

Ваше Высокопреподобие, простите, упаси Бог, такового намерения и помысла даже у меня не было - я исповедую святыню честного брака без всяких оговорок. И высказывание Сергея Ш. поняла не как оскорбление этой святыне, а как нечто лично познанное, к чему может приходить человек - а именно духовному браку, что по учению апостольскую выше, но не всем доступно. Я восприняла слова С.Ш. как напоминание о некоей иерархии ценностей, как ступень подготовки к Царствию Божию.
Вероятно, я не "прописала" свое высказывание, опираясь на обширную цитату из св. Максима Грека. Ни за что не хотела бы быть понятой именно так. как Вы меня поняли. Свято и непорочно брачное ложе в Богом благословенном браке.
Нижайше прошу меня простить за мое невнятное слово, уважаемый
144. Сергей Швецов : 143. один из идиотов
2011-03-21 в 07:24

Не правда. Я люблю кошек.
143. один из идиотов : Сергею Швецову
2011-03-20 в 19:14

Хорошо, что Вы не дезертир, но плохо, что не любите кошек.
142. М.Яблоков : Выводы.
2011-03-20 в 19:11

Как же четко прослеживается граница "свой-чужой"!... Причем казалось бы темы совершенно разные, но... те же персонажи распределяются все по тому же нормально распределению.
Хоть бери КПВТ и расстреливай ))
141. иерей Илья Мотыка : Сергей Швецов.
2011-03-20 в 18:58

Преподобный Максим Грек учился по молодости в Падуанском университете. Затем был учеником известного католического проповедника доминиканца Джироламо Саванаролы. Отличающемся весьма радикальными взглядами. У него он насобирал это отношение к браку. "Воровство науки" всегда выходило боком. У учеников католических школ всегда оставались следы латинизма.
Не у кого из других святых отцов не было столь радикального взгляда на брак.
140. Аноним : Re: О супружеском воздержании в пост: норма или каноническое недоразумение?
2011-03-20 в 18:42

И все же скотский способ размножения - естественный и традиционный - лучше, чем клонирование, выращивание детей в пробирках и даже искуственное оплодотворение. А заповедь плодиться и размножаться Господь еще не отменил. Может и отменит, увидив НАСКОЛЬКО человек ОСКОТИНИЛСЯ. Да только скоты не отвергают размножение, а человек противится ему, скоты не видят в детях объекта для удовлетворения похоти, а человек вдруг узрел, скоты не убивают своих детей, не крадут у них, не продают их за молоко и мясо, а человек убивает, мучает, продает своих детей.
Кто ж тогда - скотина?
139. Сергей Швецов : Люсии
2011-03-20 в 16:14

А как же? В моей семье дезертиров не было.
138. Сергей Швецов : иерей Илья Мотыка: Вы назвали честных порядочных семьянинов блудниками
2011-03-20 в 16:13

Где, когда и какими словами?
Я назвал интим мерзостью, а брак снисхождением для слабовольных, и только. Где здесь обвинения в блуде? А преп. Максима Вы внимательно прочли? Вот это, в частности:
"...ПОСТЫДНОЕ и скотское безобразие и скверное смешение...имел умножаться посредством такого СКВЕРНАГО и скотскаго совокупления".
137. lucia : Сергею Швецову
2011-03-20 в 15:45

Неужели Вы служили в армии?
136. иерей Илья Мотыка : Сергей Швецов.
2011-03-20 в 13:48

Есть у наших соседей кошки. Кошки же тоже скоты. Так вот они как и мы едят, пьют, умываются, спят, дышат. Можем мы без этого обойтись нет. А это проявление скотской природы. В этом нет ничего оскорбительного. Оскорбить можно тогда, когда обвиняешь человека в сознательном нарушении закона Божия по попросту в грехе. Вы назвали честных порядочных семьянинов блудниками. Среди нас нет безгрешных людей, но мы несем ответственность за реальные грехи. А не те которые вы придумали Сергей.
Грешат ли кошки нет конечно.
135. Сергей Швецов : Люсии
2011-03-20 в 10:02

Хм... Минута ожидания может показаться вечностью, а может показаться мигом. Все зависит от того, с какой стороны туалетной двери ты находишься. Так, что ли? Впрочем, это армейский анекдот, не всякой даме будет ясен.
134. Кочетков Андрей : Люции 132
2011-03-20 в 08:21

Швецов рефлекторно, но изящно расслабляется на форуме РНЛ.
133. Аноним : на 128
2011-03-20 в 02:05

Это шедевр - круче всех комментариев вместе взятых:
"Церковь не комбинат духовных услуг и не бакалейная лавка, где клиент всегда прав. Но ковчег спасения где и команда и пассажиры должны строго соблюдать инструкции безопасности, иначе никогда не достигнут желаемой цели. но приобретут погибель".

Особенно про команду и пассажиров.
132. lucia : Сергею Швецову
2011-03-20 в 01:21

Вас волнует, что это именно по-скотски? Но если от размножения вы еще можете воздержаться, то есть и другие функции, тоже вполне животные и страшно неизящные. И там уж не воздержишься. Это для смирения.
131. Сергей Швецов : 128. иерей Илья Мотыка
2011-03-20 в 00:03

А преп.Максим Грек, называя имеющий место у людей способ размножения скотским, тоже кого-нибудь оскорбил?
130. lucia : Re: О супружеском воздержании в пост: норма или каноническое недоразумение?
2011-03-19 в 23:33

Игорь Себастьян натуру имел созерцательную и лишь поэтому, а не вследствие недоразвитости, в которой его обвиняли клеветники, впервые заговорил лишь на одиннадцатом году жизни. Как и все великие мыслители-реформаторы, он заново окинул человека критическим взглядом и нашел, что источник всякого зла - животные атавизмы, пагубные для индивидов и общества. Мысль о враждебности темных инстинктов светоносному духу не была особенно нова, но Игорь Себастьян сделал решающий шаг, на который его предшественники не
отважились. Человек, сказал он себе, должен воцариться духом там, где до сих пор безраздельно владычествовало тело! Будучи на редкость одаренным душехимиком, после многолетних экспериментов он создал в реторте препарат, позволивший мечту воплотить в реальность. Я говорю, разумеется, о знаменитом омерзине, пентозалидовой производной двуаллилоортопентанопергидрофенатрена. Микроскопическая доза омерзина, совершенно безвредная для здоровья, делает акт зачатия до крайности неприятным - в отличие от установившейся практики. Благодаря щепотке белого порошка человек начинает смотреть на мир глазами, не замутненными похотью; не ослепляемый поминутно животным влечением, он постигает истинную иерархию вещей. У него появляется масса свободного времени, да и сам он, сбросив оковы сексуального принуждения и отрешившись от уз половой
неволи, которыми опутала его эволюция, наконец-то обретает свободу. Ведь продолжение рода должно быть результатом обдуманного решения, исполнением долга перед человечеством, а не побочным, нечаянным следствием потакания низменным страстям. Сперва Игорь Себастьян намеревался сделать акт телесного совокупления нейтральным, однако решил, что этого недостаточно: слишком многое делает человек даже не удовольствия ради, а просто со скуки или по привычке. Отныне указанный акт должен был стать жертвой,
возлагаемой на алтарь общего блага, добровольным умерщвлением плоти; каждый плодящийся, ввиду выказанной им отваги и готовности пожертвовать собой ради ближнего, причислялся к героям. Как подобает истинному ученому, Игорь Себастьян сначала испробовал действие омерзина на себе, а чтобы доказать, что и при больших его дозах можно иметь потомство, с величайшим
самоотречением наплодил тринадцать детей. Жена его, говорят, многократно убегала из дому; в этом есть доля правды, однако истинными виновниками супружеских неурядиц были, как и в жизни Иеремии, соседи. Они подстрекали не слишком смышленую женщину против мужа, обвиняя Игоря Себастьяна в жестоком обращении с супругой, хотя он не уставал разъяснять, что вовсе не истязает ее, а если его жилище и превратилось в обитель криков и стонов, причиной тому вышеозначенный мучительный акт, Но недоумки твердили
свое: мол, отец дубасил электромозги, а сын дубасит жену. Однако то был лишь пролог трагедии; поклявшись навечно освободить человека от похоти и нашедши приверженцев, Игорь Себастьян зарядил омерзином все колодцы своего городка, после чего разъяренная толпа избила его и лишила жизни путем возмутительного самосуда. Предчувствие опасностей, которые он на себя навлекал, не было Игорю чуждо. Он понимал, что победа духа над телом сама не придет, о чем свидетельствуют многие места его сочинения, изданного
посмертно на средства семьи. Всякая великая идея, писал он, должна иметь за собой силу - тому есть тьма примеров в истории; лучше любых аргументов и доводов мировоззрение защищает полиция. Увы, ее-то как раз у него и не было, отсюда столь печальный финал.
Нашлись, разумеется, пасквилянты, утверждавшие, что отец был садистом, а сын - мазохистом. В этих инсинуациях - ни слова правды. Тут я касаюсь щекотливой материи, но как иначе защитить доброе имя нашей семьи? Игорь не был мазохистом и потому, несмотря на все свое мужество, нередко - особенно после крупных доз омерзина - был вынужден прибегать к помощи двух верных кузенов, которые придерживали его в супружеском ложе, откуда, исполнив свой долг, он вскакивал как ошпаренный.
С.Лем
129. М.Яблоков : Re: О супружеском воздержании в пост: норма или каноническое недоразумение?
2011-03-19 в 23:30

Вовочка подсматривает за родителями, которые занимаются любовью в пост.
-Да-а-а.... и эти люди запрещают мне ковырять в носу...
128. иерей Илья Мотыка : Ангелине
2011-03-19 в 22:49

Ангелина вы привели слово святителя Иоанна Златоуста на Пасху не к месту. Святитель говорит о человеческой немощи. А наши оппоненты говорят не лезьте со своими церковными правилами в нашу личную жизнь. Как хотим так и поступаем.
Если речь шла о людях неверующих, это их полное право и вполне закономерная реакция. Против которой ничего не скажешь. Невольник не богомольник. Здесь речь идет о людях, которые считают себя православными христианами, оказывающими честь церкви своим членством в ней. Они считают что они имеют право переделать церковную жизнь по своему вкусу и желанию. Церковь не комбинат духовных услуг и не бакалейная лавка, где клиент всегда прав. Но ковчег спасения где и команда и пассажиры должны строго соблюдать инструкции безопасности, иначе никогда не достигнут желаемой цели. но приобретут погибель
127. иерей Илья Мотыка : Екатерине Домбровской
2011-03-19 в 22:37

Уважаемая Екатерина зря вы заступились за Сергея Швецова, своими непродуманными словами он оскорбил многие миллионы добропорядочных людей живущих семейной жизнью обвинив их в блуде. Не в немощи человеческой природы, но в сознательном греховном действии. И речь идет ни чем то постыдном, но деле имеющем благословение Божие.
126. Сергей Швецов : 125. Владимир
2011-03-19 в 21:59

Вы забыли добавить, что я еще бракованный, клонированный и вообще ширпотреб.
125. Владимир : 28. Сергей Швецов
2011-03-19 в 20:47

Ну то что Вы побочный продукт - это сразу видно.
124. Ангелина : Нравственные нормы Православной Церкви-любовь
2011-03-19 в 15:14

Аще кто благочестив и боголюбив, да насладится сего добраго и светлаго торжества. Аще кто раб благоразумный, да внидет, радуяся, в радость Господа своего. Аще кто потрудися постяся, да восприимет ныне динарий. Аще кто от перваго часа делал есть, да приимет днесь праведный долг. Аще кто по третием часе прииде, благодаря да празднует. Аще кто по шестом часе достиже, ничтоже да сумнится; ибо ничим отщетевается. Аще кто лишися и девятаго часа, да приступит, ничтоже сумняся, ничтоже бояся. Аще кто точию достиже и во единонадесятый час, да не устрашится замедления: любочестив бо Сый Владыка, приемлет последняго, якоже и перваго: упокоевает в единонадесятый час пришедшаго, якоже делавшаго от перваго часа: и последняго милует, и первому угождает, и оному дает, и сему дарствует: и дела приемлет, и намерение целует; и деяние почитает, и предложение хвалит. Темже убо внидите вси в радость Господа своего: и первии, и втории, мзду приимите. Богатии и убозии, друг со другом ликуйте. Воздержницы и ленивии, день почтите. Постившийся и не постившийся, возвеселитеся днесь. Трапеза исполнена, насладитеся вси. Телец упитанный, никтоже да изыдет алчай; вси насладитеся пира веры; вси восприимите богатство благости. Никтоже да рыдает убожества: явися бо общее Царство.
Никтоже да плачет прегрешений, прощение бо от гроба возсия. Никтоже да убоится смерти, свободи бо нас Спасова смерть. Угаси ю, Иже от нея держимый. Плени ада, Сошедый во ад. Огорчи ада, вкусивша плоти его. И сие предприемый Исаиа возопи: ад, глаголет, огорчися, срет Тя доле. Огорчися, ибо упразднися, огорчися, ибо поруган бысть. Огорчися, ибо умертвися. Огорчися, ибо низложися. Огорчися, ибо связася. Прият тело, и Богу приразися. Прият землю и срете небо. Прият, еже видяше, и впаде во еже не видяше. Где твое, смерте, жало? Где твоя, аде, победа? Воскресе Христос, и ты низверглся еси. Воскресе Христос, и падоша демони. Воскресе Христос, и радуются Ангели. Воскресе Христос, и жизнь жительствует. Воскресе Христос, и мертвый ни един во гробе. Христос бо, востав от мертвых, Начаток усопших бысть. Тому слава и держава во веки веков. Аминь.
123. lucia : Екатерина Домбровская
2011-03-19 в 02:03

"гнушение супружеской близостью - к этому должен прийти истинный монах, "
но как монах мог бы дойти до супружеской близости? Если он истинный?
Правда, бывают случаи. когда, батюшки принуждают матушек их отпустить и изображать подвиг, но это ведь не совсем то. Вернее, совсем не то.
122. Аноним : Re: О супружеском воздержании в пост: норма или каноническое недоразумение?
2011-03-18 в 23:56

А если ответить просто на этот сложный научный богословский вопрос, то - как решит муж. Он глава, ему и думать. Зачем спорить жене с мужем во время поста?
121. Екатерина Домбровская : 120. Сельскiй бригадиръ
2011-03-18 в 22:59

Уважаемый Бригадир! Спасибо, что Вы предупреждаете меня от возможных ошибок. Но что делать, если я все-таки согласна в этом споре с мыслью C. Швецова и кажется, поняла из какого контекста она им высказана. Мне так же показалось, что своим отрывком из Грека Вы также подтвердили правоту этого суждения. Или я все недопоняла, неправильно истолковала? Это, конечно, вполне может быть. Тогда считайте, что в предыдущем посте я высказала лишь свои собственные соображения. Я правда, так думаю. Поправьте, если ошиблась.
120. Сельскiй бригадиръ : Екатерине Домбровской 118.
2011-03-18 в 22:08

А следовательно, заступаюсь и за Швецова

А вот это то ещё зачем православным людям? Не надо, не надо нам этого, уважаемая Екатерина.
119. Сергей Швецов : 116. М.Яблокову
2011-03-18 в 21:42

Забодаешь, что ли?
118. Екатерина Домбровская : 104. Сельскiй бригадиръ
2011-03-18 в 20:23

Выражаю мою глубокую солидарность с Сельским Бригадиром и св. Максимом Греком. А следовательно, заступаюсь и за Швецова - гнушение супружеской близостью - к этому должен прийти истинный монах, как и ко всякому вынужденному грехопадением и повреждением проявлению нашей земной испорченности , плотяности. Смутило некоторых супружников слово "гнушение". Ну, крепкое словцо. Но если человек преодолевает свою плотяность, то он уже иначе воспринимает реалии супружеской жизни - примерно так, как Максим Грек. И не только он один. Человек МОЖЕТ перерастать свою плотяность. Читайте Отечник. Иначе бы отцы святые не называли бы ЭТО все-таки скотским атавизмом. Но это не значит, что кто-то может вторгаться в сферу земного супружества, его унижать или презирать. Унижать и обижать тех своих братьев, кто по слову апостола, немощен. Дай Бог всем супругам мира и любви. Но при этом надо понимать, что духовное девство выше. И когда оно действительно чисто и духовно, когда это подлинное "назорейство" - оно становится свидетельством совершенства и мы все-таки должны это понимать. И не ставить на одну доску. А близость БРАКА и МОНАШЕСТВА - совсем в другом - в высочайших духовных целях , поставленных пред тем и другим образом человеческого бытия Богом.И высота эта лежит в духовной сфере, которая выше цели деторождения.
117. Сергей Швецов : 114. иерей Илья Мотыка
2011-03-18 в 19:43

Цитата:
Идеал, к которому все христиане должны стремиться, и который был нормой первых последователей Христа, - это вступление в брачные отношения только ради рождения детей.
Климент Александрийский: «Недозволительно человеку соитие, совершаемое без цели зачатия» (Педагог, ч. II, гл. 10).

Несложно предвидеть, что такой церковный взгляд на брачные отношения иные борцы с «миссиофобией» назовут махровой «интимофобией» и отсутствием миссионерского подхода к супружеской жизни.

Главное в браке - духовное единение. Венчанный брак сохраняет целомудрие, не повреждая внутренний духовный мир супругов и после их вступления в супружеские отношения. Однако и сегодня в особо благочестивых семьях муж с женой разделяют ложе только для того, чтобы зачать новую жизнь, для рождения детей.(...) В благочестивых семьях, когда муж и жена считали, что количество детей уже достаточно, то они жили, как брат с сестрой, а на старости лет принимали монашество.
Т.о., те семьи, где муж и жена разделяют ложе безцели рождения детей, следует считать неблагочестивыми? Или не совсем благочестивыми?
По-моему, автор ясно дает понять, что интим сам по себе не благочестив. А Максим Грек в комментарии С.Бригадира вообще именует интим скотским. Правда, есть 51-е АП, но... с некоторыми канонами ревнительская партия обходится очень даже по-кураевски.
116. М.Яблоков : "швецову"
2011-03-18 в 19:12

"швецов", ты добазаришься...
115. Протоиерей Димитрий Назаров : Сергей Швецов.
2011-03-18 в 18:46

Вы есть полуграмотное интелегенсткое хамло, такое же , как и Ваш "кумир"!
В Православной Церкви никакого "целибата" (до заимствования оных блудных латинянских обычаев...) никогда не было: Святое Предание знает два состояния--брак и монашество, (которое и подразумевает "безбрачие", как основной монашеский обет, т.е.--"часть вместо целого"), а "целибата" в Восточных Патриархатов и нынче никакого не существует, по крайней мере--в Иерусалимской Церкви--точно нет!
114. иерей Илья Мотыка : Сергею Швецову
2011-03-18 в 18:12

Статья отца протоиерея Игоря Белова касается запрета плотской близости супругов во время поста. Как не своевременной. Всему свое время. Это не гнушение браком как таковым, а просто вопрос регламентации.
113. Сергей Швецов : Re: О супружеском воздержании в пост: норма или каноническое недоразумение?
2011-03-18 в 17:46

О! Киберпартизан вновь отличился. 26 апостольское правило ему уже не православная традиция. Интересно, перед тем, как на полочку поставить, хотя бы поцеловал? А у Бригадира на пару с преп.Максимом с 51 правилом очевидные непонятки.
112. lucia : Re: О супружеском воздержании в пост: норма или каноническое недоразумение?
2011-03-18 в 16:43

впервые вижу. чтобы взрослый человек путил гнушение с воздержанием. Наверное, он в детстве сидел на диете и когда все ели конфеты говорил - они из какашек.
111. Сергей Швецов : 101. иерей Илья Мотыка
2011-03-18 в 15:49

Скорее всего первое? Т.е. гнушение интимом в браке вообще и есть гнушение браком? Т.е. статья прот. Игоря Белова, а также недавняя статья о.Нектария (Головкина) подпадают под клятву гангринского собора?
110. Протоиерей Димитрий Назаров : Антидоту...
2011-03-18 в 15:39

"Самому нельзя, так хоть бы "приобщиться" к чужому. А Кураев - тот вообще целибатник католический. "
"Целибат"--это неправославная "традиция", часто--прикрытие содомского греха, особенно распространенного среди латинянского клира, но не только, к сожалению!
Любопытно, что практика Восточных Патриархатов , практически, не знает этого "целибата", да и в России он появился только в 19 веке--тлетворное влияние Запада, экуменистическое, по сути...
Ибо Святые Отцы отождествляли ересь с блудом.
Особенно отвратителен противоестественный, распрстранение и легализация которого (среди христиан)--один из признаков "последних времён"...
109. lucia : Re: О супружеском воздержании в пост: норма или каноническое недоразумение?
2011-03-18 в 15:15

Это Швецов пока так говорит. Вступит в брак - разберется.
108. lucia : Страдающим об интиме.
2011-03-18 в 15:14

Это начал вовсе не батюшка. Он лишь кротко отвечал этим страдальцам. Интим - слово хорошее придумали! Скоро подробности пойдут.Не с кем поделиться?
107. иерей Илья Мотыка : Анониму
2011-03-18 в 14:25

Я никогда во первых не утверждал, что у Адама и Евы были какие-то страсти или греховные влечения до грехопадения. Таких глупостей я не мог при всем своем желании. Так как все-таки Ветхий Завет читал.
К тому же они были сотворенны мужчиной и женщиной, и названы так до грехопадения. А отнюдь не бесполыми существами. К тому же я не утверждал что интимная близость у них была. Мною было написано что не знаю и что, это не так важно.
И у меня в планах не было писать что либо об супружеских отношениях, если бы не экзотическое утверждение Сергея Швецова, которое в корне отличается от общепринятого в православном мире.
106. Аноним : Иерею Илье Мотыка
2011-03-18 в 14:10

Дорогой батюшка, Адам и Ева жили в раю как ангелы бесполые и каковы были их тела - с аппендицитом или 115-ю зубами - нам ли в Вами знать? Но греха в них не было и страсти в них не было и стесняться наготы они вдруг стали только после ПРЕСТУПЛЕНИЯ. О каком "интиме" Вы талдычите трое суток подряд?
Глупец - чьи знаньи неполезны, в них - спор и тленья торжество. Глупец заглядывает в бездну, и бездна поглотит его.
105. иерей Илья Мотыка : Re: О супружеском воздержании в пост: норма или каноническое недоразумение?
2011-03-18 в 14:01

Деторождение является одной из причин интимной близости. Получение наслаждения также является одной из причин. Всякое же сознательное предотвращение деторождения вследствии интимной близости является греховным. Единственным законным и естественным средством от деторождения является половое воздержание.
Единственно законным и естественным может быть разрешена интимная близость супругов, когда заведомо известно будет что не будет детей это их естественное бесплодие786612
104. Сельскiй бригадиръ : Против утверждающих, что человеческий род имел размножаться посредством плотскаго совокупления и рождения, хотя бы и не согрешили праотцы
2011-03-18 в 12:55

ПРЕПОДОБНЫЙ МАКСИМ ГРЕК:
Слышал я, что некоторые утверждают, что если бы праотцы наши и соблюли данную им сначала Создателем всего и Владыкой заповедь, то все же размножение рода человеческаго стало бы производиться тем же скотоподобным образом, как и ныне, только без похоти, без страсти и без женских болезней. Это они говорят без всякаго удостоверения Божественных писаний, а руководствуясь лишь человеческими мыслями и следуя большой внешней учености. Поэтому я признал справедливым несколько рассудить и побеседовать с ними, не в смысле положительных доказательств и установлений, но предположительно и предлагая просто против их мнения рассуждения здраваго разума. Скажите нам, добрейшие, как вы думаете: нетленными ли и безсмертными были созданы вначале родоначальники наши или подлежащие тлению и смерти? Если они будут утверждать второе, то ясно будут обличены во лжи тем Божественным гласом, который сказал первозданным: воньже аще день снесте от него, то есть от запрещеннаго древа, смертию умрете (Быт. 2,17). Сказав это, Создатель ясно научил нас, что Он создал их безсмертными и что они оставались безсмертными навсегда, если бы сохранили святую Его заповедь, как свидетельствует и тот Божественный глас, который говорит: Аз рех: бози есте, и сынове Вышняго вси, то есть, вы — выше всего смертнаго, а потом добавляет: вы же яко человецы умираете и проч. (Пс. 81,6.7). И опять: человек в чести сый, т.е., в нетлении и равноангельском пребывании, не разуме, приложися скотом несмысленным, и уподобися им (Пс. 48,21), т.е., подпал тлению и смерти и подчинился безсловесным страстям, не уразумев свой чести, т.е. достоинства и безсмертия. Так же и Соломон премудрый сказал: Бог смерти не сотворил, завистию же диаволею смерть вниде в мир (Прем. Сол. 1,13;2,24). Если же, будучи побеждены Священным Писанием, исповедуют и против своей воли, что превозданные были сотворены нетленными и безсмертными и что навсегда сохранились бы в нетлении, если бы не преступили заповеди Божией, то как они утверждают, что размножение нашего рода имело бы быть тем же скотским способом, каким совершается ныне, только без похоти, страстей и женских болезней? Известно, что детородные уды приданы при создании обоим полам ради двух причин: чтобы посредством их сохранился род человеческий и не исчез бы окончательно, и чтоб чрез них выбрасывалось всегда излишество переваривающейся пищи. Творец, знающий все прежде бытия, знал, конечно, вперед имеющее совершится отпадение первозданнаго от Бога, знал так же и причину этого отпадения, именно, что они восхотят быть равными Богу. По этой причине премудрый Создатель придал им такие скотские уды и вложил в них сильное ражжение скотской похоти, чтобы они и против воли совокуплялись друг с другом и рождали детей. Иначе мы не хотели бы совокупляться друг с другом, имея ввиду, каждый пол, множество несносных страданий деторождения и воспитания рождаемых, — женский пол, имея ввиду девятимесячное тягостное рождение во чреве и те пакости и огорчения, какия впоследствии, по рождении , приходится терпеть, и неотложныя заботы о младенце, пока он достигнет известнаго возраста; отец так же, имея ввиду множество попечений о воспитании своих детей, как лучше их воспитать и научить благочестию, а потом сыновей женить, а дочерей выдать замуж. Этим доказывается, что премудрый Создатель имел ввиду умножение нашего рода другим каким-либо способом, более высоким и превышающим ум человеческий способом, приличным существу, созданным по образу и подобию Божию и не принудил бы Того, Кто не подлежит никакому принуждунею, усвоить своему образу такое постыдное и скотское безобразие и скверное смешение. Неправильно, поэтому, понимать и утверждать, что человек, созданный по образу и по опдобию Божию, то есть безсмертным, безстрастным и нетленным, если и бы сохранил заповедь Создавшего его, имел умножаться посредством такого сквернаго и скотскаго совокупления. Ибо при скотском совокуплении по необходимости должно быть скверное истечение, без которого зачатие быть не может. Если же есть истечение, то значит, есть и тление и сокрытая страсть; следовательно, зачатое и рожденное и воспитанное уже не безсмертно, но тленно и смертно и маловременно. Ибо все, что от тления имеет начало, по необходимости подлежит тлению и смерти. Следовательно, другим способом, чуднейшим и для нашего ума непостижимым, имел умножаться род человеческий, а не посредством скотоподобнаго совокупления, как думают некоторые, разсуждая недостойно Божественнаго образа.
Не будем же рассуждать о том, что превосходит наш разум и наше понимание, ибо разум наш — земной и немощный и во многом погрешает, как свидетельствует слово Божие, которое говорит: Господь весть помышления человеческиая, яко суть суетна (Пс. 93,11). И другое писание говорит: помышления бо смертных боязлива, и погршительна умышления их (Прем. Сол. 9,14); Дела же Божии непостижимы для всякаго созданнаго естества. Кто бо разумел ум Господень, или кто советник Ему бысть (Рим. 11,34)? К тому же вспомним безчисленные сонмы безплотных сил, как они вскоре и во мгновение ока появились всесильным мановением Его? Не мог ли Единый всесильный тем же вседетельным мановением Своим умножить род человеческий, как умножил Он мысленныя воинства безплотных сил, если бы родоначальники сохранили данную им заповедь Божию? Воистину мог, во всяком случае. Ибо что невозможно для творческой Его силы, которою Он вдруг украсил небо безчисленными миллионами звезд и сразу привел из небытия в бытие множество четвероногих земных, рыб морских и птиц небесных; а землю всю украсил безчисленными цветами и различными садами и лесами? Итак, сколько даровала благодать сказать о сем, столько и сказано. Если же кто этим не убеждается и продолжает спорить, мы таковаго обычия не имамы, ниже церкви Божия (1 Кор. 11,16), говорит святой проповедник Божий. Кто вседетельным и всесильным мановением вскоре все создал, сохраняет и управляет, Тому всякая слава, честь и поклонение во веки. Аминь.
http://www.blagogon.ru/biblio/228/
103. иерей Илья Мотыка : Анониму
2011-03-18 в 11:12

Уважаемый аноним грехопадение заключалось в нарушении заповеди Божией вкушения плода древа познания добра и зла. Имели ли Адам и Ева интимные отношения до грехопадения я не знаю. Но думаю это не важно.
Не забывайте что Бог создал людей мужчину и женщину соответствующей анатомией и физиологией. Если бы Бог гнушался и считал бы интимные отношения мерзостью то он бы создал бы бесполое существо. А так Бог сказал о своем творении хорошо весьма.
Грешно вместо церковного учения придерживаться гностических басней.
102. Аноним : Простому мужику с топором
2011-03-18 в 11:04

Знаете, Вы такой хороший, искренний мужик, для чего Вам - топор? Он Вам совсем ни к чему, Ваше оружие - в душе.
101. иерей Илья Мотыка : Сергею Швецову
2011-03-18 в 11:04

Скорее всего первое, но и второе думаю исключать нельзя.
100. Сергей Швецов : Re: О супружеском воздержании в пост: норма или каноническое недоразумение?
2011-03-18 в 10:29

Неправильно написал. В моем предыдущем комм. читать вместо "без цели деторождения", а "с целью деторождения".
Страницы:   1 | 2 | 3 

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме