Нынешние разговоры о «христианском» социализме - это какое-то «прудонистическое» извращение христианского сознания и не более того. Простительны они, по моему мнению, лишь по причине наивной чистоты авторских помыслов.
Искренне жаль таковых - заблудших на страну далече христиан: настолько затуманили им головы былые «товарищи» (отнюдь не столь наивные) - что, вот, и до сих пор эти новые социал-»мичуринцы» не проснутся. И ведь из самых же искренних чувств у них эти хилиастические мечты! Искреннейшие благие намерения! А куда ведут порой таковые - известно из наших пословиц...
И притом всегда же в итоге, при осуществлении таких вот мечтаний в реальной жизни, - и бывало, и будет одно только ее уродство. Ибо жизнь нельзя уложить в прокрустово ложе кабинетных теорий, основанных на однозначно извращенно понимаемой «социалистической» нравственности. Да и христианство тут явно притянуто за уши. Однако для нынешних христианствующих фантазеров прокоммунистического направления, убеждающих себя в том, что и Сам Христос, мол, с ними, - это вовсе не так: нет, не притянуто, и социализм их, мол, - архи-наихристианнейший!
Однако чем отличаются подобные заблудшие - от тех же коммунистов?
Ведь, по сути, внутренние интенции их совершенно одинаковы - «всё отнять и поделить».
Скажут: ну, как же - разве мы «во Христе», в наших-то церковно-фурьеристских фаланстерах, что-то делить будем?
А как же? - по другому-то равенства не бывает. Оно только после дележки и возникает - правда, почему-то всегда ненадолго.
Или скажут другое: да разве мы кого-то будем заставлять становиться истинными, «добровольно уравнивающимися» христианами?
Но ведь неполная «истинность» всех остальных «братий и сестер» нашими социал-»первохристианами» изначально уже явно подразумевается - иначе они и разговора бы такого не завели... А значит - в идеале, для повсеместной победы подобного «христианского» социал-идеализма - можно (и наверняка в итоге захочется, как уже и прежде бывало) и всевозможные способы просветительского увещания применить - ведь во славу же Божию...
За всем же этим стоит лишь, увы, весьма недалекий «духовный» самообман, ибо сама внутренняя онтологическая природа такого максималистского «христианского» социализма (во многом тёмная, но пытающаяся представить себя «ангелом света»), самый дух подобных «уравнительных» движений - всегда покоится, прежде всего, на подспудном завистливом материализме.
И опыт истории показывает, что тут уж ничего не поделаешь - грешен человек (даже - и христианин!).
И наверняка уйдут первые романтики «христианской» социалистики (нынешние Добролюбовы да Чернышевские), а затем придут Нечаевы да Ленины с Троцкими «от Христа». Обычная история...
И если большевички пасли русский народ «жезлом железным» и «Кратким курсом ВКП(б)», загоняя нас в свой безбожный земной рай, то кто даст гарантию, что последователи нынешних «агитаторов» не начнут опять загонять всех в подобный же - но только уже прикрытый ВРОДЕ БЫ христианством и даже Новым Заветом...
Но ведь антихрист-то именно Христом прикрываться и будет.
Сегодня вон и Зюганов Христа лобзает - правда, предварительно припав к высокополимерной груди «дедушки Ильича». В итоге же: или сии «первохристиане»-социалисты победят (ну, представим вдруг такую дикую фантазию) - и тогда все мы получим их, теперь уже «христианской», «справедливости» по полной программе, или же нет (что само собой разумеется, если только Господь нас за все наши «измы» еще не совсем нас покинул) - тогда останутся они, как и сейчас, всего лишь хилиастического рода большевизанствующей «розовой» сектой.
Так - предстают они перед нами внешне, в не слишком радужных перспективах - судя по опыту всех «уравнительных» прошлых движений...
Внутренне же их духовная типология, как и у всех сектантов, не слишком оригинальна, и в принципе их психология - та же самая, какую мы наблюдаем, например, у печально известных многим самостийников-кочетковцев, представляющих какой-то странный изолированный остров посреди широкого моря церковной жизни, - причем не помнящих уже когда и зачем они прибыли на него... И, увы, неизбежно такая псевдо-духовная самоизоляция от Матери-Церкви приводит к гордыне и духовной же слепоте...
Но на весь сей суетливый социал-»христианский» напор Сам Христос почти две тысячи лет назад уже ответил «вдохновителю и организатору» подобных «коммуно-социалистических» фантазий, искушавшему Его своими «продовольственными программами»: «...не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф 4, 4).
И когда некто из иудейских «уравнителей» попросил Христа: «Учитель! скажи брату моему, чтобы он разделил со мною наследство», разве не ответил ему Спаситель: «кто поставил Меня судить или делить вас» (Лк 12, 14)? Лишь сами «берегитесь любостяжания» (Лк 12, 15).
Не к соблюдению материального равенства призывал Христос, а к деятельному милосердию - особенно от личных наших щедрот. Но как же проявится чья-то христианская щедрость - заведомо к человеку менее его обеспеченному, если у всех всего будет поровну?
И, главное, за любым ведь «равенством» скрывается мертвечина и застой, а если это равенство сравнительно богатых, т. е. еще и довольно основательно проявлено в сугубо материальном смысле, то уж и Бог тут становится ни к чему... Зажирается и зачастую свинеет человек при таком-то обильном социализме. Пример - та же Швеция. Уж какая здесь соцзащита, и как, по сути, почти у всех всего поровну - да еще и помногу! А ведь в храмы-то мало кто ходит... Числится в христианах три четверти населения, а посещают «дом Божий» всего два их процента!
И итоговой сутью - не только всякого псевдо-коммунистического устроения общества (на самом-то деле лишь, так сказать, «социалистического», ибо коммунизм - это уж полная утопия псевдо-нравственных идиотов), но и прокламируемого ныне «просто» социализма (да еще в якобы христианской оболочке), - всегда было и всегда будет общественное безбожие.
Так, увы, уж устроено человечество. «Кому до брюха, тому - не до духа...». Но, зная это, Всеведец Господь и дал на все времена очень простой и ясный совет будущим «справедливщикам» - в отношении их призывов к «экономическому христианскому братанию»: не суетитесь, ребята, ибо «Душа больше пищи, и тело - одежды» (Лк 12, 23), и «не ищите, что вам есть, или что пить, и не беспокойтесь, потому что всего этого ищут люди мира сего; ваш же Отец знает, что вы имеете нужду в том; наипаче ищите Царствия Божия, и это всё приложится вам» (Лк 12, 29-31)... Но нет, всё суетятся, всё беспокоятся - хотя ищут не того и уж явно не там...
И зачем мне приходится повторять все эти банальности? К тому же, повторять их тем, кто и к заповедям-то Божиим привыкали, похоже, более по «Моральному кодексу строителей коммунизма», чем по Священному Писанию и живому Преданию Церкви Христовой.
Обо всём этом прекрасно сказал давным-давно - и все правильное, и всё нужное - наш мудрый Ив. Ильин.
Вот для просветления наших романтиков-социалистов и всех внимающих им, коих могут сии запоздалые фурьеристы соблазнить (и ведь соблазняют же!) считаю весьма полезным предложить вниманию любезных читателей две статьи Ильина - подлинного христианина и подлинного патриота, никогда не способного быть затронутым фальшивыми красотами социализма.
«Пустые мечты и политические сказки предоставим детям и агитаторам...» Ив. Ильин о сущности реального социализма (две статьи из сборника «Наши задачи»)
1. Изживание социализма
Было время, когда среди русской интеллигенции господствовало воззрение, что «порядочный человек не может не быть социалистом» и что «только социализм» осуществит на земле свободу, равенство, братство и справедливость. С тех пор мы много пережили и перестрадали; опыт осуществлен и последовательно проведен в огромном масштабе. Ныне мы должны судить на основании этого опыта. Мы увидели социализм в жизни и поняли, что он осуществим только в форме всепроникающего и всепорабощающего тоталитарного режима.
Социализм прежде всего угашает частную собственность и частную инициативу. Погасить частную собственность значит водворить монопольную собственность государства; погасить частную инициативу значит заменить ее монопольной инициативой единого чиновничьего центра. Так обстоит не только в России: и в Западной Европе, всюду, где провидится советский социализм (Польша, Чехия, Венгрия, Румыния, Болгария, Югославия, Албания, Восточная Германия) или социализм Второго Интернационала (Франция, Англия), всюду вырастает (быстро или медленно) монопольная собственность государства. и слагается монопольная инициатива единого чиновничьего центра. В этом - самая сущность социализма.
Это ведет неизбежно к монополии государственного работода-тельства и создает полную и бесповоротную зависимость всех трудящихся от касты партийных чиновников. Знаменитый французский социолог Густав Лебон был прав, предсказывая этот ход развития. Чтобы осуществить государственно-централизованный хозяйственный план, эта каста вынуждена силою вещей овладеть всею хозяйственной деятельностью страны, а потом и политической, и культурной жизнью народа и ввести тоталитарный строй. В тоталитарном же строе - нет ни свободы, ни равенства, ни братства, ни справедливости. Мы видели в жизни - и левый, и правый тоталитаризм. С нас достаточно. Пустые мечты и политические сказки предоставим детям и агитаторам.
Почему русская интеллигенция тянула прежде к социализму? Потому что она, почти утратив христианскую веру (под влиянием западного рассудочного «просвещения»), удержала христианскую мораль и хотела социального строя, т. е. свободы, справедливости и братства (к коим она, по недоразумению, пристегивала и равенство). Ей внушали и она воображала, будто социализм есть единственный путь к социальному строю. Ныне наступает новая эпоха, которая положит в основание другое воззрение, а именно: социализм - антисоциален; искать социальности надо в ином, новом, несоциалистическом строе.
Социализм антисоциален потому, что он убивает свободу и творческую инициативу; уравнивает всех в нищете и зависимости, чтобы создать новую привилегированную касту партийных чиновников-угнетателей; проповедует классовую ненависть вместо братства; правит террором, создает рабство и выдает его за справедливый строй. Именно потому истинную социальность (свободу, справедливость и братство) надо искать в несоциалистическом строе. Это не будет «буржуазный строй», а строй правовой свободы и творческой социальности.
Мы не сомневаемся: пройдут года, прежде чем это воззрение станет господствующим в человечестве. Ибо пропаганда социализма велась слишком долго; из социализма сделали какой-то суррогат религии; социалистические партии и теперь еще выдают свой строй за единственный путь к счастью и демагогируют рабочих; а коммунисты стали партией ожесточившегося безумия, мирового разложения и завоевания. Все это надо изжить, во всем этом надо разочароваться, от всего этого надо отречься. Однако те социалисты, которые ныне одумались, - предпочитают сохранять название своей программы и потихоньку вложить в нее другое, более приемлемое и не столь тоталитарное содержание. У них нет мужества для отказа, пересмотра и вступления на новый путь.
Силою вещей наша многострадальная Россия идет в этом изживании, разочаровании и передумывании впереди всех. Если бы русский народ был сейчас свободен и услыхал вновь проповедь социализма (т. е. левого тоталитаризма), то ответ его был бы, наверное, недвусмыслен и стихиен.
Мы, русские христиане, по-прежнему будем искать в России социального строя. Однако на основах частной инициативы и частной собственности, требуя от частноинициативного хозяйства, чтобы оно блюло русские национальные интересы и действительно вело к изобилию и щедрости, а от частных собственников -справедливого и братского хозяйствования.
Знаем, что для этого необходимы предпринимательский и организационный талант, живое чувство справедливости и органическая христианская доброта сердца. Талантом нельзя снабжать людей, однако возможно создать такие правовые и экономические условия, при которых бездарный предприниматель будет сам выключаться из хозяйства. Чувство справедливости нельзя ввести законом, но его должно воспитывать и контрольно карать всякую явную несправедливость (введение особой социальной ответственности...). И доброту нельзя предписать, но ее надо укреплять и воспитанием, и организацией общественного мнения.
2. Социальность или социализм?
Эти два понятия отнюдь не совпадают. «Социальность» - это живая справедливость и живое братство людей; и потому всякое установление, всякий порядок, всякий закон, от которых жизнь становится справедливее и братство крепнет, - «социальны». Понятно, что первое условие «социальности» - это бережное отношение к человеческой личности: к ее достоинству, к ее свободе. Порабощение и унижение человека исключает «социальность», ибо социальность есть состояние духа, порядок духовной жизни; говорить о социальности, унижая человека, делая его рабом, - нелепо и лицемерно. Сытые холопы остаются холопами; роскошно одетые и в комфорте живущие рабы не перестают быть рабами и становятся тупыми, развратными и самодовольными рабами. Режим угроз, страха, доносов, шпионажа, лести и лжи никогда не будет социален, несмотря ни на какую возможную «сытость». Человеку нужны, прежде всего, - достоинство и свобода; свобода убеждений, веры, инициативы, труда и творчества. Только достойный и свободный человек может осуществить живую справедливость и живое братство. Рабы и тираны всегда будут хотеть другого и проводить в жизнь обратное.
Это коварный обман - обещать людям под именем «социализма» справедливость и братство и потом отнять у них достоинство, свободу, способность к братству и путь к справедливости. Именно так поступили... социалисты (в их коммунистическом обличье), и они могут быть уверены, что человечество никогда не забудет им этого.
Итак, «социальность» есть цель и задача государственного строя, создаваемого, по слову Аристотеля, «ради прекрасной жизни». «Социализм» же есть только один из способов, предложенных для осуществления этой цели и этой задачи. «Социальность» нужна при всяких условиях; а «социализм» - только при том условии, если он действительно осуществляет «социальность».
«Социальность» завещана нам Евангелием как любовь к ближнему, основанная на любви к Богу; но о социализме в Евангелии нет ни слова, ибо раздача личного имущества и нестяжательность как высшая ступень христианской добродетели - не имеет ничего общего с социализмом. Социализм не раздает из любви, а отнимает из ненависти и зависти; он есть разновидность земного стяжательства; он ищет коллективного обогащения и для этого создает нищенство для всех; он сулит всем равное потребительное богатство - и обманывает.
Первые христиане попытались достигнуть «социальности» посредством своего рода добровольной складчины и жертвенно-распределительной общности имущества; но они скоро убедились в том, что и такая элементарная форма непринудительной негосударственной имущественной общности - наталкивается у людей на недостаток самоотречения, взаимного доверия, правдивости и честности. В Деяниях Апостольских (4, 34-37; 5, 1-11) эта неудача описывается с великим объективизмом и потрясающей простотой: участники складчины, расставаясь со своим имуществом и беднея, начали скрывать свое состояние и лгать, последовали тягостные объяснения с обличениями и даже со смертными исходами; жертва не удалась, богатые беднели, а бедные не обеспечивались; и этот способ осуществления христианской «социальности» был оставлен как хозяйственно несостоятельный, а религиозно-нравственный - неудавшийся. Ни идеализировать его, ни возрождать его в государственном масштабе нам не приходится.
Общность имущества вообще есть дело претрудное и требующее легкой и свободной добровольности. Но именно добровольную общность не следует смешивать ни с социализмом, ни с коммунизмом (как делают анархисты коммунисты).
Неразделенный крестьянский двор, где ссорятся две-три семьи, - не есть образчик социализма. Добровольную общность части имущества мы наблюдаем в артели, в ученом обществе, у студенческой организации, у скаутов, у «Соколов», в кооперативе, в акционерной компании и т. д. Во всем этом нет никакого социализма, ибо это есть общность добровольная, не отменяющая частную собственность и могущая быть прекращенною. Социализм же принудителен, окончателен, бессрочен и враждебен частной собственности.
Элемент социализма имелся в русской крестьянской общине, государственно-принудительной, бессрочной и ограничивающей свободное распоряжение землей. Община казалась целесообразной и «социальной» потому, что связанные ею крестьяне старались преодолеть ее отрицательные стороны справедливым распределением пользуемой земли и несомого бремени (переделы по едокам и круговая порука). Но на деле это повело к аграрному перенаселению в общине и во всей стране, к экстенсивности и отсталости крестьянского хозяйства, к стеснению и подавлению личной хозяйственной инициативы, к аграрным иллюзиям в малоземельной крестьянской среде и потому к нарастанию революционных настроений в стране; ибо замаринованные в общине крестьяне воображали, будто в России имеется неисчерпаемый запас удобной земли, который надо только взять и распределить, - тогда как осуществившийся в начале революции «черный передел» дал им на самом деле прирезок в две пятых одной десятины на душу (чтобы затем отнять у них и всё остальное).
История показывает, что с социализмом всегда связывались всевозможные иллюзии и самые необоснованные надежды. Наша эпоха призвана разрушить эти иллюзии, погасить эти надежды.
Разъединенные телом и душой, духом и инстинктом самосохранения, - люди способны выносить общность имущества лишь постольку, поскольку им удастся преодолеть это разъединение любовью, дружбой, совестью, щедростью, личным благоволением, духом, внутренней дисциплиной и, главное, добровольным согласием.
При всяких иных условиях общность имущества будет вести только к разочарованию, вражде, насилию, воровству и хозяйственным неуспехам. Она будет создавать каторжный, тоталитарный режим, всеобщее рабство и падение культуры. Современному человечеству, захваченному социалистическими иллюзиями, придется все это изживать - до протрезвления.