О соблазне «христианского социализма»

C приложением двух заметок Ивана Ильина

0
441
Время на чтение 12 минут

Нынешние разговоры о «христианском» социализме - это какое-то «прудонистическое» извращение христианского сознания и не более того. Простительны они, по моему мнению, лишь по причине наивной чистоты авторских помыслов.

Искренне жаль таковых - заблудших на страну далече христиан: настолько затуманили им головы былые «товарищи» (отнюдь не столь наивные) - что, вот, и до сих пор эти новые социал-»мичуринцы» не проснутся. И ведь из самых же искренних чувств у них эти хилиастические мечты! Искреннейшие благие намерения! А куда ведут порой таковые - известно из наших пословиц...

И притом всегда же в итоге, при осуществлении таких вот мечтаний в реальной жизни, - и бывало, и будет одно только ее уродство. Ибо жизнь нельзя уложить в прокрустово ложе кабинетных теорий, основанных на однозначно извращенно понимаемой «социалистической» нравственности. Да и христианство тут явно притянуто за уши. Однако для нынешних христианствующих фантазеров прокоммунистического направления, убеждающих себя в том, что и Сам Христос, мол, с ними, - это вовсе не так: нет, не притянуто, и социализм их, мол, - архи-наихристианнейший!

Однако чем отличаются подобные заблудшие - от тех же коммунистов?

Ведь, по сути, внутренние интенции их совершенно одинаковы - «всё отнять и поделить».

Скажут: ну, как же - разве мы «во Христе», в наших-то церковно-фурьеристских фаланстерах, что-то делить будем?

А как же? - по другому-то равенства не бывает. Оно только после дележки и возникает - правда, почему-то всегда ненадолго.

Или скажут другое: да разве мы кого-то будем заставлять становиться истинными, «добровольно уравнивающимися» христианами?

Но ведь неполная «истинность» всех остальных «братий и сестер» нашими социал-»первохристианами» изначально уже явно подразумевается - иначе они и разговора бы такого не завели... А значит - в идеале, для повсеместной победы подобного «христианского» социал-идеализма - можно (и наверняка в итоге захочется, как уже и прежде бывало) и всевозможные способы просветительского увещания применить - ведь во славу же Божию...

За всем же этим стоит лишь, увы, весьма недалекий «духовный» самообман, ибо сама внутренняя онтологическая природа такого максималистского «христианского» социализма (во многом тёмная, но пытающаяся представить себя «ангелом света»), самый дух подобных «уравнительных» движений - всегда покоится, прежде всего, на подспудном завистливом материализме.

И опыт истории показывает, что тут уж ничего не поделаешь - грешен человек (даже - и христианин!).

И наверняка уйдут первые романтики «христианской» социалистики (нынешние Добролюбовы да Чернышевские), а затем придут Нечаевы да Ленины с Троцкими «от Христа». Обычная история...

И если большевички пасли русский народ «жезлом железным» и «Кратким курсом ВКП(б)», загоняя нас в свой безбожный земной рай, то кто даст гарантию, что последователи нынешних «агитаторов» не начнут опять загонять всех в подобный же - но только уже прикрытый ВРОДЕ БЫ христианством и даже Новым Заветом...

Но ведь антихрист-то именно Христом прикрываться и будет.

Сегодня вон и Зюганов Христа лобзает - правда, предварительно припав к высокополимерной груди «дедушки Ильича». В итоге же: или сии «первохристиане»-социалисты победят (ну, представим вдруг такую дикую фантазию) - и тогда все мы получим их, теперь уже «христианской», «справедливости» по полной программе, или же нет (что само собой разумеется, если только Господь нас за все наши «измы» еще не совсем нас покинул) - тогда останутся они, как и сейчас, всего лишь хилиастического рода большевизанствующей «розовой» сектой.

Так - предстают они перед нами внешне, в не слишком радужных перспективах - судя по опыту всех «уравнительных» прошлых движений...

Внутренне же их духовная типология, как и у всех сектантов, не слишком оригинальна, и в принципе их психология - та же самая, какую мы наблюдаем, например, у печально известных многим самостийников-кочетковцев, представляющих какой-то странный изолированный остров посреди широкого моря церковной жизни, - причем не помнящих уже когда и зачем они прибыли на него... И, увы, неизбежно такая псевдо-духовная самоизоляция от Матери-Церкви приводит к гордыне и духовной же слепоте...

Но на весь сей суетливый социал-»христианский» напор Сам Христос почти две тысячи лет назад уже ответил «вдохновителю и организатору» подобных «коммуно-социалистических» фантазий, искушавшему Его своими «продовольственными программами»: «...не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф 4, 4).

И когда некто из иудейских «уравнителей» попросил Христа: «Учитель! скажи брату моему, чтобы он разделил со мною наследство», разве не ответил ему Спаситель: «кто поставил Меня судить или делить вас» (Лк 12, 14)? Лишь сами «берегитесь любостяжания» (Лк 12, 15).

Не к соблюдению материального равенства призывал Христос, а к деятельному милосердию - особенно от личных наших щедрот. Но как же проявится чья-то христианская щедрость - заведомо к человеку менее его обеспеченному, если у всех всего будет поровну?

И, главное, за любым ведь «равенством» скрывается мертвечина и застой, а если это равенство сравнительно богатых, т. е. еще и довольно основательно проявлено в сугубо материальном смысле, то уж и Бог тут становится ни к чему... Зажирается и зачастую свинеет человек при таком-то обильном социализме. Пример - та же Швеция. Уж какая здесь соцзащита, и как, по сути, почти у всех всего поровну - да еще и помногу! А ведь в храмы-то мало кто ходит... Числится в христианах три четверти населения, а посещают «дом Божий» всего два их процента!

И итоговой сутью - не только всякого псевдо-коммунистического устроения общества (на самом-то деле лишь, так сказать, «социалистического», ибо коммунизм - это уж полная утопия псевдо-нравственных идиотов), но и прокламируемого ныне «просто» социализма (да еще в якобы христианской оболочке), - всегда было и всегда будет общественное безбожие.

Так, увы, уж устроено человечество. «Кому до брюха, тому - не до духа...». Но, зная это, Всеведец Господь и дал на все времена очень простой и ясный совет будущим «справедливщикам» - в отношении их призывов к «экономическому христианскому братанию»: не суетитесь, ребята, ибо «Душа больше пищи, и тело - одежды» (Лк 12, 23), и «не ищите, что вам есть, или что пить, и не беспокойтесь, потому что всего этого ищут люди мира сего; ваш же Отец знает, что вы имеете нужду в том; наипаче ищите Царствия Божия, и это всё приложится вам» (Лк 12, 29-31)... Но нет, всё суетятся, всё беспокоятся - хотя ищут не того и уж явно не там...

И зачем мне приходится повторять все эти банальности? К тому же, повторять их тем, кто и к заповедям-то Божиим привыкали, похоже, более по «Моральному кодексу строителей коммунизма», чем по Священному Писанию и живому Преданию Церкви Христовой.

Обо всём этом прекрасно сказал давным-давно - и все правильное, и всё нужное - наш мудрый Ив. Ильин.

Вот для просветления наших романтиков-социалистов и всех внимающих им, коих могут сии запоздалые фурьеристы соблазнить (и ведь соблазняют же!) считаю весьма полезным предложить вниманию любезных читателей две статьи Ильина - подлинного христианина и подлинного патриота, никогда не способного быть затронутым фальшивыми красотами социализма.

«Пустые мечты и политические сказки предоставим детям и агитаторам...»      Ив. Ильин о сущности реального социализма (две статьи из сборника «Наши задачи»)

1. Изживание социализма

Было время, когда среди русской интеллигенции господствовало воззрение, что «порядочный человек не может не быть социалистом» и что «только социализм» осуществит на земле свободу, равенство, братство и справедливость. С тех пор мы много пережили и перестрадали; опыт осуществлен и последовательно проведен в огром­ном масштабе. Ныне мы должны судить на основании этого опыта. Мы увидели социализм в жизни и поняли, что он осуществим только в форме всепроникающего и всепорабощающего тоталитарного режима.

Социализм прежде всего угашает частную собственность и частную инициативу. Погасить частную собственность значит водворить моно­польную собственность государства; погасить частную инициативу значит заменить ее монопольной инициативой единого чиновничь­его центра. Так обстоит не только в России: и в Западной Европе, всюду, где провидится советский социализм (Польша, Чехия, Венгрия, Румыния, Болгария, Югославия, Албания, Восточная Германия) или социализм Второго Интернационала (Франция, Англия), всюду вырастает (быстро или медленно) монопольная собственность государства. и слагается монопольная инициатива единого чиновничьего центра. В этом - самая сущность социализма.

Это ведет неизбежно к монополии государственного работода-тельства и создает полную и бесповоротную зависимость всех трудящихся от касты партийных чиновников. Знаменитый французский социолог Густав Лебон был прав, предсказывая этот ход развития. Чтобы осуществить государственно-централизованный хозяй­ственный план, эта каста вынуждена силою вещей овладеть всею хозяйственной деятельностью страны, а потом и политической, и культурной жизнью народа и ввести тоталитарный строй. В тоталитарном же строе - нет ни свободы, ни равенства, ни братства, ни справедливости. Мы видели в жизни - и левый, и правый тоталитаризм. С нас достаточно. Пустые мечты и политические сказки предоставим детям и агитаторам.

Почему русская интеллигенция тянула прежде к социализму? Потому что она, почти утратив христианскую веру (под влиянием западного рассудочного «просвещения»), удержала христианскую мораль и хотела социального строя, т. е. свободы, справедливости и братства (к коим она, по недоразумению, пристегивала и равенство). Ей внушали и она воображала, будто социализм есть единственный путь к социальному строю. Ныне наступает новая эпоха, которая положит в основание другое воззрение, а именно: социализм - антисоциален; искать социальности надо в ином, новом, несоци­алистическом строе.

Социализм антисоциален потому, что он убивает свободу и творческую инициативу; уравнивает всех в нищете и зависимости, чтобы создать новую привилегированную касту партийных чиновни­ков-угнетателей; проповедует классовую ненависть вместо братства; правит террором, создает рабство и выдает его за справедливый строй. Именно потому истинную социальность (свободу, справедливость и братство) надо искать в несоциалистическом строе. Это не будет «буржуазный   строй»,   а   строй   правовой   свободы   и   творческой социальности.

Мы не сомневаемся: пройдут года, прежде чем это воззрение станет господствующим в человечестве. Ибо пропаганда социализма велась слишком долго; из социализма сделали какой-то суррогат религии; социалистические партии и теперь еще выдают свой строй за единственный путь к счастью и демагогируют рабочих; а коммунисты стали партией ожесточившегося безумия, мирового разложения и завоевания. Все это надо изжить, во всем этом надо разочароваться, от всего этого надо отречься. Однако те социалисты, которые ныне одумались, - предпочитают сохранять название своей программы и потихоньку вложить в нее другое, более приемлемое и не столь тоталитарное содержание. У них нет мужества для отказа, пересмотра и вступления на новый путь.

Силою вещей наша многострадальная Россия идет в этом изжива­нии, разочаровании и передумывании впереди всех. Если бы русский народ был сейчас свободен и услыхал вновь проповедь социализма (т. е. левого тоталитаризма), то ответ его был бы, наверное, недвус­мыслен и стихиен.

Мы, русские христиане, по-прежнему будем искать в России социального строя. Однако на основах частной инициативы и частной собственности, требуя от частноинициативного хозяйства, чтобы оно блюло русские национальные интересы и действительно вело к изобилию и щедрости, а от частных собственников -справедливого и братского хозяйствования.

Знаем, что для этого необходимы предпринимательский и органи­зационный талант, живое чувство справедливости и органическая христианская доброта сердца. Талантом нельзя снабжать людей, однако возможно создать такие правовые и экономические условия, при которых бездарный предприниматель будет сам выключаться из хозяйства. Чувство справедливости нельзя ввести законом, но его должно воспитывать и контрольно карать всякую явную несправедли­вость (введение особой социальной ответственности...). И доброту нельзя предписать, но ее надо укреплять и воспитанием, и организацией общественного мнения.

2. Социальность или социализм?

Эти два понятия отнюдь не совпадают. «Социальность» - это живая справедливость и живое братство людей; и потому всякое установление, всякий порядок, всякий закон, от которых жизнь становится справед­ливее и братство крепнет, - «социальны». Понятно, что первое условие «социальности» - это бережное отношение к человеческой личности: к ее достоинству, к ее свободе. Порабощение и унижение человека исключает «социальность», ибо социальность есть состояние духа, порядок духовной жизни; говорить о социальности, унижая человека, делая его рабом, - нелепо и лицемерно. Сытые холопы остаются холопами; роскошно одетые и в комфорте живущие рабы не перестают быть рабами и становятся тупыми, развратными и самодовольными рабами. Режим угроз, страха, доносов, шпионажа, лести и лжи никогда не будет социален, несмотря ни на какую возможную «сытость». Человеку нужны, прежде всего, - достоинство и свобода; свобода убеждений, веры, инициативы, труда и творчества. Только достойный и свободный человек может осуществить живую справедливость и живое братство. Рабы и тираны всегда будут хотеть другого и проводить в жизнь обратное.

Это коварный обман - обещать людям под именем «социализма» справедливость и братство и потом отнять у них достоинство, свободу, способность к братству и путь к справедливости. Именно так поступили... социалисты (в их коммунистическом обличье), и они могут быть уверены, что человечество никогда не забудет им этого.

Итак, «социальность» есть цель и задача государственного строя, создаваемого, по слову Аристотеля, «ради прекрасной жизни». «Соци­ализм» же есть только один из способов, предложенных для осуществления этой цели и этой задачи. «Социальность» нужна при всяких условиях; а «социализм» - только при том условии, если он действительно осуществляет «социальность».

«Социальность» завещана нам Евангелием как любовь к ближнему, основанная на любви к Богу; но о социализме в Евангелии нет ни слова, ибо раздача личного имущества и нестяжательность как высшая ступень христианской   добродетели - не   имеет ничего общего с социализмом. Социализм не раздает из любви, а отнимает из ненависти и зависти; он есть разновидность  земного  стяжательства;   он   ищет коллективного обогащения и для этого создает нищенство для всех; он сулит всем равное потребительное богатство - и обманывает.

Первые христиане попытались достигнуть «социальности» посред­ством своего рода добровольной складчины и жертвенно-распределительной общности имущества; но они скоро убедились в том, что и такая элементарная форма непринудительной негосударственной иму­щественной общности - наталкивается у людей на недостаток самоот­речения,   взаимного  доверия, правдивости  и   честности. В  Деяниях Апостольских  (4, 34-37;   5, 1-11) эта неудача   описывается   с  великим объективизмом   и    потрясающей   простотой: участники складчины, расставаясь  со  своим  имуществом  и  беднея, начали  скрывать  свое состояние и лгать, последовали тягостные объяснения с обличениями и даже со смертными исходами; жертва не удалась, богатые беднели, а бедные не обеспечивались; и этот способ осуществления христианской «социальности»  был   оставлен   как  хозяйственно   несостоятельный,   а религиозно-нравственный - неудавшийся. Ни идеализировать его, ни возрождать его в государственном масштабе нам не приходится.

Общность имущества  вообще есть дело претрудное  и требующее легкой и свободной добровольности. Но именно добровольную общность не следует смешивать ни с социализмом, ни с коммуниз­мом (как делают анархисты коммунисты).

Неразделенный крестьянский двор, где ссорятся две-три семьи, - не есть образчик социализма. Добровольную общность части имущества мы наблюдаем в артели, в ученом обществе, у студенческой организа­ции, у скаутов, у «Соколов», в кооперативе, в акционерной компании и т. д. Во всем этом нет никакого социализма, ибо это есть общность добровольная, не отменяющая частную собственность и могущая быть прекращенною. Социализм же принудителен, окончателен, бессрочен и враждебен частной собственности.

Элемент социализма имелся в русской крестьянской общине, государственно-принудительной, бессрочной и ограничивающей свобод­ное распоряжение землей. Община казалась целесообразной и «соци­альной» потому, что связанные ею крестьяне старались преодолеть ее отрицательные стороны справедливым распределением пользуемой земли и несомого бремени (переделы по едокам и круговая порука). Но на деле это повело к аграрному перенаселению в общине и во всей стране, к экстенсивности и отсталости крестьянского хозяйства, к стеснению и подавлению личной хозяйственной инициативы, к аграрным иллюзиям в малоземельной крестьянской среде и потому к нарастанию революционных настроений в стране; ибо замаринованные в общине крестьяне воображали, будто в России имеется неисчерпае­мый запас удобной земли, который надо только взять и распределить, - тогда как осуществившийся в начале революции «черный передел» дал им на самом деле прирезок в две пятых одной десятины на душу (чтобы затем отнять у них и всё остальное).

История показывает, что с социализмом всегда связывались всевоз­можные иллюзии и самые необоснованные надежды. Наша эпоха призвана разрушить эти иллюзии, погасить эти надежды.

Разъединенные телом и душой, духом и инстинктом самосохране­ния, - люди способны выносить общность имущества лишь постольку, поскольку им удастся преодолеть это разъединение любовью, дружбой, совестью, щедростью, личным благоволением, духом, внутренней дисциплиной и, главное, добровольным согласием.

При всяких иных условиях общность имущества будет вести только к разочарованию, вражде, насилию, воровству и хозяйственным неуспехам. Она будет создавать каторжный, тоталитарный режим, всеобщее рабство и падение культуры. Современному человечеству, захваченному социалистическими иллюзиями, придется все это изжи­вать - до протрезвления.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Диакон Георгий Малков
Заметки об Александре Зиновьеве
 Из нашей литературно-политической истории
09.04.2024
«Вера в Бога, надежда на Бога - всё исправят...»
Духовные советы отца Симеона
01.04.2019
«Верь в Промысл Божий и рассуждай с советом»
Об архимандрите Иоанне (Крестьянкине)
08.03.2016
Все статьи Диакон Георгий Малков
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Бузина Олесь
15.11.2024 20:53
«Чуть-чуть» победы на т.н. Украине быть не может
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
15.11.2024 20:51
«Основная проблема – неоязычество в армии»
Новый комментарий от Рабочий
15.11.2024 20:24
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от р.Б.Алексий
15.11.2024 19:58
«80-летие Великой Победы: память и духовный опыт поколений»
Новый комментарий от Рабочий
15.11.2024 19:37
Россия выдержала удар Запада
Новый комментарий от Кожухевич
15.11.2024 19:09
«Столыпин» без Столыпина
Новый комментарий от Павел Тихомиров
15.11.2024 18:45