Вы не знаете, с каких это пор русские люди начали бояться мороза? Родного русского мороза? Видимо, с тех пор, как позволили зазомбировать себя потокам массовой информации, отвыкли думать самостоятельно. В метро, трамваях, магазинах только и слышишь аханье и всхлипывание: «Минус двадцать!» «А обещают минус тридцать!» «Надо же!.. Аномальное... Ужас!.. Что творится!» Послушаешь - и впрямь, что творится? Во все времена в куда более суровые зимы нормально жили, трудились, а враги традиционно списывали русские победы на счет «генерала мороза».
На зиму приходится и наш воинский праздник. Сейчас его называют Днем защитника Отечества. Называли Днем Советской армии - славной, бездарно и подло разрушенной Советской армии. Впрочем, даже для тех, кому не нравится слово «советская», 23 февраля - тоже знаменательная дата, годовщина начала корниловского Ледяного похода. Словом, для любого, независимо от политических симпатий, получается воинский, мужской день. Увы, пошла привычка отмечать его совсем не по-мужски. Например, налиться пойлом в предшествующую пятницу и не просыхать до 8 марта, тупо и покорно превращая себя в бесформенную тряпку. Или зависнуть в других тряпичных развлечениях. Можно даже увидеть на ночных клубах рекламы особого праздничного стриптиза с девочками в камуфляжной форме...
Что ж, Московский казачий отряд им. св. Александра Невского решил предложить желающим развлечение иного порядка - «Ледяной поход». Идею поддержал игумен Амвросий (Шевчук), настоятель храма св. великомученика Никиты в д. Бывалино, с которым наш отряд поддерживает давнюю и плодотворную дружбу. Воплотить замысел попробовали в прошлом году. Вызвалось две команды, ПВПК «Доброволец» движения «Народный Собор» и казаки из Особой Кавказской сотни. Погода стояла отвратительная, минус пятнадцать с сильным ветром, метелью, но прошли по 25 км, выдержали учебный «бой». Всем понравилось. В нынешнем году задумали повторить.
Готовились заранее. На совещаниях в храме св. Никиты обсуждали условия, обеспечение, разместили объявления на сайтах «Народного Собора», фирмы «Политкнига», проекта «Стяг». Пошли отклики заинтересовавшихся детских, юношеских военно-патриотических организаций. Добавились и просто энтузиасты. «Мы группа друзей, хотим попробовать себя на прочность. Просим самый трудный из возможных маршрутов. Как назовем команду? «Варяг»...» «Мы хотим поучаствовать, группа друзей, назвали команду «Сопротивление», дайте маршрут потруднее». Нет, не перевелся еще в России мужской дух, не вытравился. Зарегистрировалось 7 команд.
Но приближается назначенная дата, 19 февраля, а тут как раз телевидение и интернет гонят панику - морозы! Минус двадцать! Ночью тридцать! Ужас! Прогнозы с завидной регулярностью не сбываются, но на это никто не обращает внимания, хватаются за головы. Кто уж проплатил метео-истерику? Торгаши, которым не терпится сбыть залежалые теплые вещи и обогреватели? Или сами же массовые информационщики? Чем сильнее напугаешь народ, тем шире уши тебе развесят. А у меня, походного атамана учений, звучат тревожные звонки. «Как быть?» «А что, если?» Отвечаю - отменять не будем. Если ситуация в самом деле окажется угрожающей, никто нам не помешает внести коррективы.
Наконец, наступает 19 февраля. С утра начинается телефонная перекличка с командирами. По условиям учений, исходные пункты у них разные - несколько станций электрички Казанского и Нижегородского направлений. Команды должны преодолеть намеченные им маршруты и в итоге сойтись в Бывалино, прорваться «штурмом» или пробраться хитростью на территорию детского лагеря при храме св. Никиты. Паника все-таки сказывается. Звонит руководитель монинского объединения «Небеса», извиняется, многих его школьников не пустили родители, выбывают из игры. Неожиданно испугался морозов ПВПК «Доброволец». Хотя там-то парни взрослые, казаки, задирали носы, какие они крутые и подготовленные. Вот вам и казаки... Но остальные не струсили, начинают действовать.
А погода-то замечательная! Морозец градусов 15, чистый сухой снег скрипит под ногами, искрится под лучами яркого солнышка на раздольных бывалинских полях, на лапах сосен. Великолепная, сказочная русская зима! В лагере жарко растоплена большая плита, потрескивают горящие дрова. Здесь можно будет вскипятить чай, обогреться. Рядом разбирает снаряжение группа хорунжего Ивана Золотарева из Особой Кавказской сотни. Сегодня ей предстоит обслуживать учения, делать их разнообразнее и интереснее, перехватывать по пути команды, выставлять засады, заслоны. Разбирают по карте - откуда пойдет «условный противник», по каким трассам.
В час дня уезжает на исходный рубеж самая младшая команда, воспитанники детского корпуса при храме св. Никиты. Ей и маршрут предстоит самый короткий, 4 км. Однако они полноправные участники. Мальчишки и девчонки хорошо экипированы в теплые военные курточки, солидно рассовывают по карманам игрушечные пистолеты. Пока они шагают от станции Назарьево, казаки Золотарева выдвигаются навстречу, занимают позицию поудобнее. Но и бывалинская команда преподносит сюрприз. Вместе с детским корпусом в учениях участвует конно-спортивный клуб «Готфы» под руководством монахини Капитолины, и впереди пешей детской колонны движется конная разведка. Одна из юных всадниц, Женя Самсонова, обнаруживает засаду - укрылись неплохо, в маскхалатах, да ведь из седла и обзор получше.
После перестрелки «никитята» прорываются в лагерь. Наперебой обсуждают подробности «боя», греются чаем с печеньем и конфетами. Командиры у них уже опытные, старшеклассники Алексей Степанов и Игорь Беспогоднов, не раз руководили ребятишками в военно-спортивных лагерях, играх. Наряжают караулы - кого на мост, кого в поле. Теперь бывалинская команда становится «обороняющейся» стороной. Где-то с юга идут «Варяг» и «Сопротивление», с севера - Гребневский Пресвятой Богородицы казачий пост, Чкаловский казачий цесаревича Алексей кадетский отряд.
Не обходится без накладок. «Сопротивление» сообщает: никаких троп через лес не нашли, по целине пройти не сумели, а назад решили не поворачивать, двигаться окольными путями. А это значит, что к 20 км маршрута добавляется еще 15. У «Варяга» проблемы серьезнее. Сбились с пути, проплутали по сугробам, только-только выбираются на нужную дорогу. Группа Золотарева из «боевой» превращается в поисковую, отправляется на машине к «варягам». Обнаружили, распросили, докладывают - парни замерзли, устали, а до Бывалина им еще топать ой-ей-ей сколько. Советуется с о.Амвросием и м.Капитолиной, связываюсь с руководителем «Варяга». Предлагаем выслать за ними автотранспорт. Твердо отвечают - нет. «Мы не для того пошли, чтобы пасовать. Дойдем. Время потеряли в снегах - ну так пробежимся».
А тем временем «защитники» лагеря недоумевают: куда исчезли чкаловская и гребневская команды? Вышли со станции Дрезна, а группа Золотарева их на дорогах не отыскала. Как сквозь землю провалились! Но по телефону заверяют: «У нас все в порядке, действуем по плану». Загадка объясняется позже. Объединившиеся чкаловские и гребневские казачата двинулись без дорог. Прикинули, что их будут караулить на шоссе, представили, как будет организовываться «оборона» лагеря, изучили карту местности и приняли смелое решение: идти по речке Дрезне, по льду. Пробивались 10 км через снег, по целине. Вблизи лагеря выбрались на берег, пошли лесом. В общем, сработали очень грамотно. Приблизились с неожиданной стороны, сумели это сделать четко и скрытно, невидимые в белых маскхалатах. Никто из часовых, никто из наблюдателей их не заметил! Углядела лишь одна девочка, Настя Солнцева, самой глазастой оказалась: «Вон же они, между деревьями перебежали!» Командиры бросаются поднимать личный состав, но уже поздно. Прямо из снега разворачивается атакующая цепь...
Солнце садится, морозец крепчает. В 18.00 - конец учений. «Противников» больше нет, мы вместе. Строй участников, и взрослых, и детей направляется в храм. А там и тепло, и светло. Как бы физически чувствуешь, насколько радушно и уютно принимает тебя Дом Божий. Не менее радушны и Его служители. Загораются свечи, звучат голоса певчих, о.Амвросий и о.Андрей (Филиппенко) служат молебен св. великомученику Никите, прилагаемся к перчатке с его мощами. Настоятель поздравляет всех, да и есть с чем поздравить. В храме стоят воины. Пусть кому-то из них всего 8-9 лет, кому-то 14-15, но они чувствуют себя воинами, они решились, дерзнули. Попробовали себя в настоящем мужском качестве.
Каждому вручается красивый диплом - такой-то такой-то «участвовал 19 февраля 2011 года в «Ледяном походе», проходившем при храме св. вмч. Никиты д. Бывалино Павлово-Посадского района Московской области. Проявил себя достойно». Церемония уже завершается, как вдруг открываются двери - один за другим появляются еще 11 человек. Шатающиеся от усталости, задубевшие, ошалевшие «варяги». Шли 13 часов подряд, вместо 30 км изначального маршрута намотали не меньше 40. И дошли, упорно дошагали, добились своего.
Храм св. Никиты не зря славится своим гостеприимством, всех приглашают в трапезную. Она новая, небольшая - ведь этим летом храм серьезно пострадал от пожара, огонь уничтожил два корпуса. Но бывалинские традиции не изменились. Перед обратной дорогой угощают вкусным ужином, горячим чаем. Спасибо вам за все, низкий поклон вам, дорогие хозяева! Здесь, в трапезной, нас находит последняя отставшая команда, «Сопротивление». Тоже вымотались, едва на ногах держатся. В назначенное время не уложились, но какая разница? Проигравших у нас нет. Выиграли все. Всем, и успевшим, и опоздавшим, вручаются одинаковые дипломы - «Проявил себя достойно». Это главное. Сидят за столами, постепенно «оживают», приходят в себя. Уже слышны воспоминания, смех - какие казусы случились на марше с одними, другими. Воспоминаний будет гораздо больше, они останутся у участников надолго. Останется и оценка испытания на прочность, ее каждый дал себе сам.
Приходит пора прощаться со старыми и новыми знакомыми, с замечательным уголком Павлово-Посадской земли, уголком св. Никиты. За темными стеклами автобусов и машин удаляется, растворяется в снежной ночи красавец-храм. Начинает удаляться в прошлое и наш «Ледяной поход». А впереди, если благословит Господь, будут новые встречи, новые дела. Хочется верить, не менее интересные.
Валерий Евгеньевич Шамбаров, член Союза писателей России, полковник