В свое время известный протоиерей Георгий Митрофанов удивил православный народ желанием оправдать применение эвтаназии. По его мнению, тяжело больных можно умерщвлять. Естественно, из соображений гуманности и человеколюбия. А недавно протоиерей Георгий Митрофанов в передаче Архангельского «Против течения» говорил о величии Бориса Ельцина, утверждал, что лишь время даст подлинную оценку масштабу его деяний, сравнивал Ельцина с императором Петром Великим. Удивлялся тому, что «феномен Ельцина, как исторической личности оказался невместимым в обыденное сознание, в том числе и многих церковных людей». В своей беседе протоиерей Г.Митрофанов и Архангельский особенно подчеркивали необычайное милосердие Ельцина к поверженным политическим противникам. Но известный протоиерей выразил сожаление, что Ельцин, создав «прецедент милосердия» к побежденным, тем самым не довел дело до конца: «повесь он «гекачепистов», расстреляй всех обитателей Белого дома, ему бы по сей день рукоплескали». Судя по всему, протоиерей считает, что Ельцин проявил непростительную нерешительность. Если бы Ельцин беспощадно уничтожил всех своих противников, то в России, по словам протоиерея Георгия Митрофанова, первого президента «уважали бы в гораздо большей степени, чем уважают сейчас».
То ли протоиерей считает наш народ столь кровожадным, то ли сам жаждет крови ненавистных ему «проклятых совков», не поймешь. Но должен уточнить: решительности у Бориса Николаевича хватило. Не только расстрелять парламент из танков. Его личные политические противники остались живы лишь благодаря выдержке, благородству и чувству долга офицеров «Альфы». Но бойцы группы «А» сумели вывести из Верховного Совета только депутатов и политиков. Сотни и даже тысячи простых защитников «Белого дома» были без суда и следствия убиты карателями на стадионе, убиты в самом здании. Причем убиты вероломно, так как была обещана жизнь всем, кто прекратит сопротивление. Убивали безоружных людей. Оружия в «Белом доме» было очень мало. Среди убитых были и пожилые люди, были и молодые люди, юноши и девушки. Среди убитых были те, кто в августе 91-го защищал этот же «Белый дом» от ГКЧП, поддерживал в то время Ельцина. Вся вина этих людей, чьей крови жаждала в то время «прогрессивная интеллигенция», призывая Ельцина к расправам, была лишь в том, что в конфликте между президентом и парламентом они стали на сторону закона. Как, кстати, и председатель Верховного суда Зорькин. Эти безоружные люди надеялись, что их присутствие у «Белого дома» не позволит Ельцину применить силу.
Но это был не 91-й год. Речь шла о разгроме страны и разграблении ее богатств. Если бы команда, что стояла за Ельциным посчитала, что пролитой крови недостаточно для устрашения, то террор бы продолжился. В этом можно не сомневаться. Можно успокоить протоиерея Г.Митрофанова - крови «проклятого совка» и «красно-коричневых» пролили столько, сколько посчитали нужным. А затем стали убивать иными методами. Но более эффективными. По миллиону в год.
К тому же, думаю, протоиерею Г.Митрофанову не стоит жалеть об излишней мягкости Бориса Николаевича в октябре 93-го. К убитым у Останкина и «Белого дома» очень скоро добавили и десятки тысяч мирного русского населения убитого в Чечне бандитами, тысячи погибших в двух кавказских войнах молодых солдат, да и тысячи тех же убитых чеченцев, которых «правозащитники» натравили на Россию. И те миллионы жителей России, которые преждевременно ушли из жизни за время правления Ельцина. Потери сравнимы с потерями в годы Великой Отечественной войны. Эти миллионы принесли в жертву «золотому тельцу». Но началось планомерное уничтожение страны в том страшном октябре 93-го.
Я знаю людей, которые в 93-м были на стороне Ельцина, считая, что к власти рвутся «красно-коричневые», желая вернуть Россию к временам Гулага. Им сегодня невероятно стыдно. Они осознали, что произошло в те дни. Правда об иностранных снайперах, о боевиках-бейтаровцах, правда о том, как убивали безоружных людей в центре Москвы, заставляет этих московских интеллигентов искренне каяться. Повторяю, даже не то, что сотворили затем со страной чубайсы и гайдары, а именно правда о том, как убивали безоружных людей при их молчаливой поддержке, пробудила совесть этих людей.
Но сожаление священника о том, что Ельцин проявил нерешительность в расправе над противниками, звучит не просто кощунственно по отношению к памяти погибших. Оно не совместимо с Евангелием. Такое сожаление об излишнем милосердии еще можно представить у представителей религии, которая считает, что безжалостная расправа с врагами угодна Богу. Но в устах православного священника это звучит страшно. Хотя, я не сомневаюсь, что проповеди протоиерей Г.Митрофанов говорит красиво и несомненно и к месту приводит слова Евангелия.
Государь император Петр Алексеевич и «царь Борис»
Оригинальность мысли протоиерея Георгия Митрофанова проявляется и в сравнении президента Ельцина с государем Петром Великим. Кстати, окружение Ельцина любило неофициально называть первого президента-демократа «царем Борисом». А свои реформы именовать преобразованиями «варварской и отсталой страны» по примеру государя Петра Великого. Сравним результаты.
При императоре Петре Алексеевиче Россия ценой огромных усилий и великих жертв народа стала одной из самых могущественных держав Европы. О том, как упал авторитет России в мире в эпоху Ельцина напоминать не надо. Государь вернул России выход к Балтийскому морю, пробивался к Черному морю. При Ельцине от России оторвали Малую Русь, Новороссию, потеряли Тавриду, русские земли, доставшиеся Казахстану. Россия почти вернулась к временам царствования Алексея Михайловича. Русские стали самым большим разделенным народом. Царь Петр создал победоносную Армию и Русский Флот. О том, что произошло с Вооруженными силами и Флотом при Ельцине, тоже напоминать не стоит. Император создал в России современную промышленность, знаменитые уральские заводы, Армия и Флот были обеспеченны всем необходимым. Что стало с нашей промышленностью и некогда мощным ВПК, в каком положении оказалась российская наука тоже хорошо известно.
Казнокрадов государь Петр Алексеевич колотил дубинкой. Но нынешние воры так мягко бы не отделались. Если бы император Петр Великий увидел, что сотворили со страной Ельцин с «реформаторами», то нетрудно представить, что ожидало бы нынешних воров и изменников. И Бориса Николаевича в том числе. При государе Петре Алексеевиче народ нес тяжелые жертвы, напрягал все силы, созидая могущество Российской державы. При Ельцине народ приносили в жертву, грабили, всячески изнуряли и методично губили с прямо противоположной целью. Ради того, чтобы он не опомнился и не сбросил с себя банду воров, поставленных разрушать великое государство и перекачивать ресурсы России на Запад.
Хотя должен заметить, что не только трагедией России, но и личной трагедией Ельцина оказалось его пребывание в Кремле. Не пытаюсь оправдывать первого президента. Огромное властолюбие и колоссальная разрушительная энергия Ельцина были причиной того, что бывшего секретаря Свердловского обкома решили поставить во главе России. Но что мог знать профессиональный партийный работник о тысячелетней России, о ее истории? Все силы зла весь ХХ век пытались уничтожить Русский народ, уничтожить Россию. С судьбой Православной Церкви связаны судьбы мира. Последний оплот Православия на земле - Россия. Греция, Сербия, Румыния, Болгария ничего в современном мире не решают. И в 91-м году ответственность за Российскую державу ложится на плечи партийного чиновника, который только и умел бороться за власть и выстраивать «систему сдержек и противовесов». Это и наша трагедия, но и трагедия человека, который стал игрушкой в руках чубайсов, березовских и пр. А главное стал марионеткой в руках тех, кому служили и продолжают служить эти упыри. Понимал ли он, стараясь удержать власть любой ценой, что творят со страной заполнившие властные структуры американские советники и эксперты? Или же ему было все равно, что происходит с народом? Ответ за это Ельцин уже дал Высшему Судье. Может быть, были у него и добрые дела, о которых мы сегодня не знаем. Но мы очень хорошо знаем, что происходило со страной и народом во время правления Бориса Ельцина.
Либеральные политики и «правозащитники» требуют, чтобы об умершем президенте говорили «только хорошее, или ничего». Забывая при этом свои вечные стенания о «слезинке ребенка». Наверное, считают, что при Ельцине не те дети слезы проливали. Заходясь в истерике, буквально трясутся в «священной ярости и праведном гневе» при одном упоминании имени Сталина, даже когда речь идет о Великой Победе. Ельцину же все прощают - «время было сложное». Убивали ведь не в Гулаге, сами вымирали - «не привык совок к воздуху свободы».
При президенте Ельцине в России эвтаназия стала реальностью русской жизни. «Тяжело больным», которому рекомендовали эвтаназию, был, по мнению реформаторов, весь наш народ. Кроме, разумеется, той «прогрессивной» его части, которая способна жить «по законам рынка». Оксфордский словарь трактует слово эвтаназия, как легкая, быстрая смерть, и как действие по осуществлению такой смерти. Реформы 90-х годов приводили к постепенному вымиранию России. Легкая смерть под наркозом останкинской иглы - результат ельцинских реформ.
Нас уверяют, что разрушенная и ограбленная, вымирающая и униженная страна - неизбежная плата за право вернуться из советского тупика в общество цивилизованных народов. И расстрел президентом на глазах всего мира собственного, избранного народом парламента - суровая необходимость. Иначе «красно-коричневые» развязали бы гражданскую войну и загнали вновь Россию в Гулаг. Оставим подобные утверждения на совести той «творческой интеллигенции», которая в октябре 93-го призывала Ельцина «раздавить гадину».
Не собираюсь во всех наших бедах обвинять первого президента. Как и все бедствия, правление Ельцина было попущено Богом. Разве он один виноват в том, что произошло со страной? Вспомним, какой была жизненная мечта среднего советского обывателя в середине 80-х годов. Квартира, дача, машина, видеомагнитофон из «Березки» и поездка за рубеж, желательно в капстрану. Как почти вся страна зачитывалась журналом «Огонек», спокойно принимала ложь и клевету, как тогда говорили - «настоящую правду» о Великой Отечественной войне. Многие мечтали: сбросим советскую власть и тотчас заживем, как в Америке. С двумя сотнями сортов колбасы. Да, ложь и лицемерие коммунистической идеологии всем надоели, но что желали построить в «свободной России»? Мечтой был такой же потребительский рай, как в США. И неужели один Ельцин со своими чубайсами виноват в том, что произошло? Сурово вразумляет нас Господь. Медленно происходит отрезвление. Казалось, что в начале 2000-х годов мы немного отползли от края пропасти, куда верно тащил Ельцин со своей командой. Но сегодня мы видим, что «дело Ельцина живет и побеждает». Чубайсы работают в ускоренном режиме. И в пропасть мы покатились еще стремительнее.
«Феномен Ельцина» и «недостойный народ»
Протоиерей Георгий Митрофанов, восхищаясь милосердием президента Ельцина, по- видимому, считает, что народ заслуживал гораздо более сурового обращения. Вернее «совок», в который превратился народ, по мнению протоиерея Г.Митрофанова и его единомышленника игумена Петра (Мещеринова). Все их многочисленные высказывания за последние годы должны нас убедить; население, которое живет на территории нынешней России - жалкие, выродившиеся потомки некогда великого народа. Страдающие, по мнению протоиерея Митрофанова «победобесием». Ибо не смогли ветераны Великой Отечественной повторить в свое время «подвиг генерала Власова». Игумен П.(Мещеринов) непременно добавит, что и величие народа сильно преувеличено. Народ этот всегда отличался невероятным невежеством, да и христианским никогда не был. А так, под маской внешнего благочестия веками скрывал множество своих языческих суеверий и страдал обрядоверием. Сойдутся на том, что святые Петр и Феврония - вымышленные персонажи. А народу этому, чтобы хоть немного приблизится к истинному пониманию христианства, посоветуют усердно каяться перед всеми. Перед поляками за Катынь, прибалтами и «свидомыми» украинцами, грузинами и всеми остальными, кого угнетали - за ужасы «имперской оккупации», перед немцами - за свое «победобесие», евреями - за холокост, в котором виноват Сталин. А так же прикажут снести памятник «людоеду» Жукову, а на его месте поставить памятник «настоящему русскому патриоту» - генералу Власову. И, вообще, так как идеал многодетной семьи, как выяснилось, никогда не считался обязательным для христианских семей, то недостойному и темному народу желательно прекратить размножаться. До тех пор, пока не станут «настоящими христианами» и не покаются в грехах своего «имперского» и «тоталитарного прошлого».
Ну что же, ответят мне, каждый имеет право выражать свои взгляды. Это все допустимое в церковной среде разномыслие. Речь же не идет о догматах, о вероучении. У протоиерея Георгия Митрофанова и игумена Петра (Мещеринова) свои взгляды на Русскую историю, на генерала Власова и Великую Отечественную войну, на личность президента Ельцина. Русская Православная Церковь принимает всех. И людей либеральных взглядов, и даже сторонников товарища Зюганова.
На самом деле, все высказывания протоиерея Г.Митрофанова вовсе не так безобидны, как могут показаться. Они методично вбивают клин между Церковью и государством. Не случайно митрофановская компания по героизации Власова, уравниванию Сталина и Гитлера, СССР и нацистской Германии совпала с резолюциями ПАСЕ. Для чего принимали в ПАСЕ резолюции, возлагающие равную вину за развязывание Второй Мировой войны на СССР и Третий Рейх объяснять не надо. И протоиерей Г.Митрофанов вместе с игуменом Мещериновым стали в те дни «героями» передачи на телеканале Россия. Многие из наших соотечественников, увидев эту передачу, запомнили: против государственных и национальных интересов России, против памяти о Великой Победе выступили священники Русской Православной Церкви. Священники стоят на тех же позициях, что и всякие подрабинеки.
И сегодня, когда телезрители видят, как Архангельский и протоиерей Г.Митрофанов дружно восхваляют Ельцина, все кто помнит ужас 90-х годов, делают вывод; для Церкви, оказывается, важно, что Ельцин им храмы возвращал. Что со страной и народом в это время происходило «этих церковников» не волнует. Таким образом, старательно вбивают клин между народом и Церковью. А уж коммунистам, какой подарок. «Мы же всегда говорили, что Церковь - послушная служанка олигархического режима!» - скажут верные ленинцы. Что таить, и многие православные желали бы слышать все эти годы более твердый и громкий голос Церкви, обличающий то, что творят с народом, силою загоняя в «либеральный рай». А в последнее время людям старательно пытаются внушить - Церковь озабочена только своими материальными интересами. Образ «толстых попов» на «бентли» и «мерседесах», которые благословляют олигархов и освящают их дворцы, создают целенаправленно и неутомимо. И никто на российском ТВ не скажет, как живет большинство батюшек, особенно многодетные священники, как живут на сельских приходах, восстанавливая из руин разрушенные храмы. Не скажут, сколько священников убито в России за последние годы сатанистами. Но запомнят телезрители, что православный священник в телепередаче оправдывал массовое убийство безоружных людей в Москве.
Если «власовская тема» вбивает клин между Церковью и государством, то воспевание Ельцина и оправдание расстрела «Белого дома» вбивает клин между Церковью и народом. В отличие от протоиерея Георгия Митрофанова, священников, которые придерживаются противоположной точки зрения, никогда на телеэкране мы не увидим.
И многие из телезрителей не узнают, что Святейший Патриарх Алексий II пытался примирить стороны конфликта в Даниловском монастыре, провозгласил анафему, тем, кто первый прольет кровь, что по его благословению священники находились в «Белом доме», крестили, исповедовали и причащали людей. Не узнают, как впервые с 1918 года молился Патриарх вместе с православным народом у Владимирской иконы, умоляя Матерь Божию не допустить братоубийство. Не узнают, что мнение большинства священнослужителей и церковного народа выразил в те трагические дни в эфире радиостанции «Радонеж» протоиерей Александр Шаргунов. Отец Александр назвал страшным преступлением то, что произошло, сравнив расстрел «Белого дома» с преступлениями большевиков. В своем слове, которое прозвучало в эфире 6 октября, сразу же после расстрела, отец Александр предупредил, что дракон бросил свою коммунистическую шкуру на попрание толпам, но убивать нас продолжит с еще большей яростью. В следующих передачах, которые в то время шли только в записи, все мы, как и все наши авторы были единодушны в оценке того, что произошло в Москве в октябре 93-го года. Хотя на наш взгляд вина, несомненно, лежала и на провокаторах вроде Анпилова, и на Хасбулатове с Руцким.
У «Радонежа» в те дни отобрали время эфира на «Маяке», зарубили еще некоторые проекты. Составлялись списки «фашистских организаций». «Радонеж» получил почетное определение, как «монархо-фашистская» организация. Дальнейшее вещание радиостанции было под угрозой. Но мы считали необходимым дать нравственную оценку октябрьской трагедии. Поэтому так больно сегодня слышать в телеэфире священника, который сожалеет, что Ельцину не хватило решительности беспощадно расправиться со своими противниками. Убитые солдаты, сгоревшая техника на улицах Грозного в новогоднюю ночь 95-го, матери с младенцами на руках в роддоме в Буденовске - все это продолжение той страшной расправы в октябре над сторонниками парламента. Как и те миллионы «не вписавшихся в реформы», что ушли из жизни за эти годы этих «великих реформ». Народ хорошо помнит, что происходило в стране в годы правления Ельцина. И не «обыденное сознание» не вмещает «феномен Ельцина, как исторической личности», как считает протоиерей Г.Митрофанов. Живое нравственное чувство обычных людей, церковных и нецерковных, отвращает от этого «феномена». Хотя народ Ельцина после его смерти больше не проклинает. Молчит, хотя и ничего не забыл. Народ-то у нас христианский, несмотря на то, что протоиерей Г.Митрофанов и игумен П.(Мещеринов) считают иначе. Поэтому и не понимают, почему церковные люди вместе с большинством народа «негативно относятся к Ельцину».
Не хочу, подчеркиваю, демонизировать Ельцина. Несмотря на присущее Ельцину самодурство и хамство партийного бонзы, порой можно было заметить у президента и явно добрые, человеческие проявления. Видно было, как с искренним почтением относится к Патриарху Алексию II. И, несмотря на свое одиозное окружение, президент шел навстречу Церкви во многих вопросах. Хотя считать, что лично Ельцин «даровал Церкви свободу», как некоторые утверждают, невозможно. Может быть Ельцин действительно умел прощать своих врагов. Но убийство генерала Льва Рохлина и тюремное заключение Тамары Рохлиной, которую обвинили в убийстве мужа - слишком показательная акция устрашения.
Ельцин, Власов и «наследники Февраля»
К сожалению, слова протоиерея Митрофанова многие телезрители воспримут, как мнение Церкви. И трудно им объяснить, что подобное отношение к Ельцину, как и отношение к Власову, к эвтаназии не разделяется подавляющим большинством священников и прихожан Русской Православной Церкви. Когда протоиерей Георгий Митрофанов представлял свою книгу о Власове, Святейший Патриарх Кирилл встречался в Архангельске с представителями научной и творческой интеллигенции. Патриарх твердо и недвусмысленно заявил, что те, кто воспевает Власова как героя, потеряли способность различать добро и зло. Патриарх заметил, что люди, воспитанные в традиции говорят: но это же предательство, грех. Это с какой стороны посмотреть, слышат они в ответ. Но, несмотря на слова Святейшего Патриарха, пропагандистскую компанию по реабилитации Власова останавливать никто не собирался.
Святейший Патриарх не случайно заметил: «люди, воспитанные в традиции». Одна из задач подобных информационных компаний - сломать Традицию. Не только у христиан, и у древних германцев и славян, у кельтов и японцев, верность воина - несомненная добродетель. Без такой воинской традиции не один народ не может существовать на земле. Но у христиан особое понимание верности. Христиан в римских легионах называли верными. В то время, когда преторианцы изменяли, возводили на трон тех, кто больше заплатит, легионеры-христиане оставались верными присяге данной даже языческим императорам. Представим, что 40 профессиональных воинов стоявших на границе Рима с варварами решили ради спасения своей жизни во время гонений изменить языческому императору, изменить своей Родине - Риму. Их бы с распростертыми объятиями приняло любое германское племя. 40 профессиональных воинов - это целая дружина. Но 40 римских легионеров-христиан были верными Христу и воинской присяге и стали Севастийскими мучениками.
Зная высказывания протоиерея Г.Митрофанова о святом Царе-мученике, можно понять, почему ему так близок Власов. Генерал-изменник обещал русским людям «вернуть завоевания Февраля, вернуть завоевания революции». Февраль 17-го, власть масонского Временного правительства - вот идеал и генерала Власова и тех, кто пришел к власти в 91-м году. Заметим, не убежденный монархист, храбрый воин и замечательный русский писатель, генерал Петр Николаевич Краснов, человек трагической судьбы, для которого, к сожалению, война с Советским Союзом казалась продолжением Гражданской войны с большевиками, а именно изменник-коммунист, член расстрельной тройки в своем военном округе - вот идеал протоиерея Митрофанова. Сравните, как вели себя на суде и перед казнью, с каким достоинством умирали П.Н.Краснов, А.Г.Шкуро, Г. фон Панвиц и как вел себя на суде Власов. Все станет ясно. Вне всяких идеологических предпочтений, в любой стране, где почитают воинскую доблесть и честь, героем назовут не коммуниста-перебежчика Власова, а бывшего царского офицера, участника сражений Русско-японской и Германской войн советского генерала Дмитрия Михайловича Карбышева.
«Рано вы хороните Россию, господа!»
Надо заметить, что в последние годы стало хорошо заметна особенность антисоветской пропаганды на российском ТВ. Она неразрывно связана с русофобией. Все грехи советской власти объясняют особенностями национального русского характера. И, с не меньшим усердием,чем большевики, нынешний «коллективный Троцкий» искореняет «имперское наследие» и «великорусский шовинизм». Сегодня, как и в после 17-года делают очередную попытку уничтожить само понятие - Русский народ. Всех попытаются сделать «россиянами» родом из «августа 91-го», как когда-то делали советскими «родом из октября». Затея невероятно глупая и бессмысленная. Никогда этим несчастным не удастся создать «россиянскую нацию» вместо Русского народа. Но само желание говорит о многом. Святой праведный Иоанн Кронштадтский пророчески предупреждал о том, что враги попытаются само имя России уничтожить.
Отношение протоиерея Г.Митрофанова и игумена П.(Мещеринова) к народу, который оказался недостоин «великого реформатора», полностью совпадает с отношением либеральной интеллигенции. Либералы до сих пор утверждают, что «тоталитарный» и ленивый народ-»ксенофоб» виноват в том, что не удалось осуществить великие реформы. И протоиерей Митрофанов вместе с игуменом Мещериновым методично и упорно внушают, что Русского народа на территории России больше нет. Остался лишь ненавистный «совок», «ветераны-сталинисты» и «полуязычники-полухристиане».
Но, я никак не могу понять, кто же, по мнению этих священников, архимандрит Кирилл Павлов, покойные патриарх Алексий и митрополит Иоанн (Снычев), дорогие батюшки Иоанн (Крестьянкин) и Николай Гурьянов? Презираемый «совок» восстановил и построил всего за два десятилетия 600 разрушенных монастырей и 20 000 храмов? Кто собирается второе десятилетие на Всемирный Русский Собор, который возглавляет патриарх Кирилл? Это все призраки? Кто защищал Родину, сражаясь на Кавказе, кто учил все эти годы школьников, лечил больных, несмотря на невыносимые условия жизни, созданные Ельциным и его командой? Может быть, те, кто продолжает работать, несмотря на многолетние усилия чубайсов, продолжает любить свою родную землю, гордится ее историей, несмотря на все усилия сванидзе и познеров, продолжает рожать и воспитывать детей, имеют право считать себя не презренным «совком», а Русским народом? Кстати, в прежние времена слово «совок» всегда относилось к советской власти. Людей этим презрительным словом не называли.
Никто не ставит под сомнение, что нам необходимо покаяние в грехах, исправление жизни. Наш народ изранен, искалечен годами государственного атеизма, во многом оторван от своих корней. Еще более страшный удар нанесли последние десятилетия, когда народ методично растлевали, навязывали «культ золотого тельца». Но народ жив. И это и есть Русский народ, в существовании которого некоторые сомневаются. И народ этот уже вынес свою оценку последним десятилетиям нынешнего Смутного времени и временщикам оказавшимся у власти.
Святейший Патриарх Кирилл в последнее время часто с любовью и тревогой говорит о Русском мiре, Русской цивилизации, о Русском пространстве и Русской культуре. Говорит Патриарх и о том, что невозможно из России создать некий «плавильный котел». Весь церковный народ мыслит и чувствует точно также, как Предстоятель нашей Церкви. Поэтому никому не удастся вбить клин между Русской Православной Церковью и Русским народом. Русский народ преодолеет все испытания и вновь продолжит трагическую, но великую и славную историю Русского мiра. И в этом Русском мiре почитать и любить будут истинных героев, великих государей и вождей, воинов и тружеников. Правление Ельцина будут вспоминать наравне с «семибоярщиной», «бироновщиной», разгромом Русской государственности изменниками в феврале 17-го года.
В заключение мне хотелось бы заранее ответить тем, кто поспешит обвинить меня, мирянина в непочтении к сану протоиерея, тем более преподавателя СПбДА. Я не спорю с ученым мужем протоиереем Георгием Митрофановым по вопросам богословским, вопросам богослужения и пастырского окормления. Но мне приходится все 20 лет на радиостанции «Радонеж» встречаться с десятками священников, иеромонахов и даже некоторыми архиереями. Среди священников есть и известные маститые пастыри, бывают и деревенские батюшки, настоятели московских храмов и иноки из далеких монастырей. И могу засвидетельствовать, что отношение подавляющего большинства нашего духовенства как к эвтаназии, так и «феномену» Ельцина единодушное. И очень отличается от, мягко говоря, «оригинальных» взглядов протоиерея Г.Митрофанова. Ибо наши пастыри не только предстоят у престола Божия, молятся вместе с народом. Наши батюшки и есть часть Русского народа, которому пытаются навязать сегодня эвтаназию - добровольный и тихий уход из жизни. «Наследниками февраля» и продолжателями «дела великого Ельцина» продолжаются «реформы», после которых у России не должно остаться ни армии, ни образования, ни современной науки. Им кажется, что процессы, ими запущенные, необратимы. Но ошибаются. Молитвами святых и милостью Богородицы «тяжело больной» встанет с одра болезни. И вспомнят сторонники эвтаназии слова Ивана Александровича Ильина о том, что слишком рано эти господа спешат хоронить Россию.
«Не умно это. Не дальновидно. Торопливо в ненависти и безнадежно на века. Россия - не человеческая пыль и не хаос. Она есть прежде всего великий народ, не промотавший своих сил и не отчаявшийся в своем призвании. Этот народ изголодался по свободному порядку, по мирному труду, по собственности и по национальной культуре. Не хороните же его преждевременно! Придет исторический час, он восстанет из мнимого гроба и потребует назад свои права!»
И.А. Ильин «Что сулит миру расчленение России» 1950 г.