Блокораздел

0
885
Время на чтение 9 минут

Вл. Ходасевич как-то сказал: «В русской поэзии есть только Пушкин и Блок, остальное - между». Несмотря на неприкрытый категоризм формулировки, что-то очень важное ею схвачено, о чём-то неуловимом и в то же время очевидном - сказано. Сказано по прошествии уже какого-то времени после 17-го года. Это немаловажно, потому что сразу «после Октября» Блок был, по сути, предан всеобщей либерально-интеллигентской обструкции, гласной - в эмиграции, и негласной - в Стране Советов. Обиделись. В первую очередь за «Двенадцать».

Александр БлокЛюди с сомнительным декадентским и безупречным масонским прошлым «обиделись за Христа», завсегдатаи богемно-опиумных притонов и параправительственных лож - впалыми грудями встали на защиту «завоеваний Февраля». «Блок - продался...», «Блок - большевик...», «Блок - попивает «золотое, как небо, Аи» с Каменевой-Розенфельд по соседству с пыточными застенками ЧеКи...»

Посвистели, заклеймили. Время идёт, нужно бы «чего-нибудь» почитать, «чего-нибудь русского». Ну не Мережковского же с Гиппиус, в самом деле! Тем временем, Блок умер... И вернулся. Ему - «простили».

...Прошло семьдесят лет, очередная русская революция - теперь уже реванш Февраля и февралистов. Политсоветы наркохудожников и финансово-экономические оргии вашингтонских партейцев, хороводы церковных обновленцев и братания реформистов.

И опять фигура Блока и «Двенадцать» - на пути всеобщего спокойствия. Икающей сытости. Благоразумия с влажными от взяток руками. Поперёк потной нравственности, духовного комфорта и педофилии. «Вновь богатый зол и рад, вновь унижен бедный...»

Вот уж воистину - какой-то «блокораздел». «Новые православные», с необсохшим молочком неофитства на губах, подливают кипящего литературоведческого маслица «в котёл к Блоку»; «новые буржуа» на оборотках банковских счетов пишут «про Блока с красным знаменем». Ставят на вид, привлекают «к суду истории», намекают на уголовные статьи за отрицание Холокоста и нехорошие записи в дневниках, грозятся лишить членства в «Единой России»...

А те же «Двенадцать», похоже, так и не прочитали. Пробежали, пропыхтели. С аналитическим ножичком в руках, с небогатым духовным опытом и «Богословием для начинающих» в картинках и с сурдопереводом. Поставили кляксу, что называется, отметились...

Предлагаю вашему вниманию одну из самых вдумчивых и аргументированных работ-прочтений великой поэмы Блока, сделанную Николаем Переясловым.

Алексей ШОРОХОВ

 

ВЬЮЖНАЯ ТАЙНА «ДВЕНАДЦАТИ»

 

...Хоть убей, следа не видно;

Сбились мы. Что делать нам!..

А.С. ПУШКИН

Природа литературного гения изначально непознаваема, и тайна его заключается в том, что за каждым новым прочтением, за каждым новым смыслом, открывающимся нам в его произведениях, обнаруживается не твердое дно КОНЕЧНОЙ истины, а все НОВЫЕ и НОВЫЕ ВОПРОСЫ, дать ответы на которые могут только время да наше читательское СОТВОРЧЕСТВО с автором. Ярчайший тому пример - непрекращающиеся открытия в изучении бессмертного «Слова о полку Игореве», породившего уже целую литературоведческую отрасль, именуемую ныне «Слово»-ведением. Ничуть не меньше тайн окружает и произведения таких «хрестоматийных», казалось бы, писателей как Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский или М.А. Шолохов, не говоря уже о заведомо загадочной прозе Михаила Булгакова.

Сюда же, к этому самому ряду, следует отнести и поэму Александра Блока «Двенадцать» с ее необъяснимым финалом, споры вокруг которого не прекращаются с момента ее первого опубликования и вплоть до настоящего времени. Эмблематичность фигуры Спасителя, идущего с красным флагом впереди революционной дружины, получила за эти десятилетия в основном два, полярных друг другу, истолкования. Так, если представители так называемой «старой» культуры (С. Булгаков, П. Флоренский, А. Амфитеатров, Ю. Айхенвальд, Н. Бердяев) увидели в использовании этого образа не более, как кощунственное святотатство, свидетельствующее о том, что поэт «запродался» новой власти, то большевики и их тогдашние и последующие апологеты - не менее, как факт освящения своей революции Самим Господом, сошедшим на Землю специально для того, чтобы возглавить отряд красногвардейцев (К. Чуковский, В. Зоргенфрей, А. Турков, В. Акимов и другие). Именно в этой интерпретации и подавались «Двенадцать» нашей официальной литературоведческой наукой и школьными учебниками, упорно помещавшими в своих объяснениях фигуру Христа не ВПЕРЕДИ, как об этом сказано в тексте самой поэмы, а - ВО ГЛАВЕ двенадцати революционных псевдоапостолов.

(И вот - очередные упоминания этого эпизода, сделанные сначала в статье Сергея Земляного «Улыбающийся Иисус» в газете «EX LIBRIS-НГ» № 15/36 от 22 апреля 1998 года, где снова автор, будто под чью-то магическую диктовку, пишет: «...По заснеженному, буревому Петрограду идёт ВО ГЛАВЕ красногвардейцев с красным флагом все тот же новозаветный Галилеяин, Иисус Христос Назорей...», а затем - и в статье Инны Вишневской «Как живой с живыми говоря...» в «Независимой газете» № 68 (2130) от 14 апреля 2000 г., где она говорит то же самое: «...У Блока в «Двенадцати» ВО ГЛАВЕ восставших идёт Христос...», а через некоторое время еще раз повторяет: «...Блок еще наивно предлагал ВО ГЛАВЕ революции Христа...»)

Но посмотрим внимательнее - а ставил ли Его ТУДА сам Блок? Вглядимся в, казалось бы, так хорошо всем знакомые, но до сих пор остающиеся завьюженными тайной, строки, описывающие шествие революционного патруля: действительно ли Христос - С НИМИ?..

Вот первое появление двенадцати красногвардейцев на заснеженном пространстве поэтического текста:

...В зубах - цыгарка, примят картуз,

На спину б надо бубновый туз!

Свобода, свобода,

Эх, эх, БЕЗ КРЕСТА!

Тра-та-та...

Как видим, главный отличительный признак революционного патруля выставлен уже при первой встрече - «Эх, эх, БЕЗ КРЕСТА!» - и на протяжении всех последующих глав поэмы этот показатель их сущности не только не размывается и не метаморфизируется, но напротив - акцентируется еще более отчетливо, например:

...Товарищ, винтовку держи, не трусь!

Пальнём-ка пулей в СВЯТУЮ Русь...

Или же:

...И идут БЕЗ ИМЕНИ СВЯТОГО

Все двенадцать - вдаль...

Судя по тому, как решительно открещиваются от всего СВЯТОГО сами двенадцать, С НИМИ - Христа НЕТ и быть НЕ может, поэтому и появление Его в финале поэмы ВО ГЛАВЕ этого разбойного сброда, как это трактуется большинством литературоведов, выглядит как некая откровенно искусственная идеологическая натяжка. Но в том-то и дело, что ВО ГЛАВЕ двенадцати Блок своего Христа и НЕ СТАВИЛ, у него сказано всего лишь «ВПЕРЕДИ», то есть - где-то там, за вьюгой, и - именно ТАМ - Его как раз и ЧУВСТВУЮТ на протяжении всего своего шествия через поэму Петруха и его спутники, которые, словно боящиеся темноты дети, для поддержания собственного духа на каждом шагу выкрикивают:

- Кто ТАМ ходит беглым шагом?..

- Кто ТАМ машет красным флагом?..

- Кто еще ТАМ? Выходи!..

Революция, как отмечал еще Ф. М. Достоевский, это фактор не столько СОЦИАЛЬНЫЙ, сколько - РЕЛИГИОЗНЫЙ, БОГОБОРЧЕСКИЙ, поэтому случайно ли, что звучащее постоянным рефреном заклинание «Революцьонный держите шаг!» появляется именно тогда, когда возникает угроза не какого-либо ФИЗИЧЕСКОГО сопротивления новой власти, а опасность воскресения таких свергнутых новой моралью понятий как ГРЕХ, СОВЕСТЬ, РАСКАЯНИЕ?.. Вне богоборческого понимания смысла революции этот призыв кажется в поэме абсолютно неуместным, ведь воевать двенадцати по сути НЕ С КЕМ - не с одиноким же буржуем, что «в воротник укутал нос», и не с безродным псом?.. Да Блок и не пытается рисовать для красногвардейцев никакой опасности со стороны мира МАТЕРИАЛЬНОГО, он так и пишет в поэме: «Их винтовочки стальные - на НЕЗРИМОГО врага», - то есть, как раз и имея в виду Того, Кто тревожит напоминанием о Своих заповедях ИХ ДУШИ.

Вот - красногвардейцы убивают «толстоморденькую» Катьку, и убивают, надо ведь признать, ни за что, ни про что:

Что, Катька, рада? - Ни гу-гу...

Лежи ты, падаль, на снегу...

И сразу же вслед за этим циничным бодрячеством, словно бы от воспоминания о Том, Кто все, в том числе и это убийство, видит, и однажды с них за него спросит, взвивается призыв к бдительности: «Революцьонный держите шаг! НЕУГОМОННЫЙ не дремлет враг!» - мол, гоните от себя всякое раскаяние, не поддавайтесь пытающейся проснуться в вас СОВЕСТИ, так как вместе с ней в душе тут же оживет и образ Бога...

Но - не «удержав над собой контроль», Петруха расклеивается. И мало того, что он «опускается» до раскаяния («Загубил я, бестолковый, загубил я сгоряча...»), так он позволяет себе еще и помянуть Того Самого - НЕЗРИМОГО - от Которого двенадцать, собственно, и пытаются отгородиться своими стальными винтовочками: « - Ох, пурга какая, СПАСЕ!» - расчувствовавшись после убийства Катьки, вздыхает самый, по-видимому, юный из псевдоапостолов, машинально произнося вслух имя Спасителя. И это вымолвленное им непроизвольно имя бросает красногвардейцев буквально в дрожь. Они уже в Петрухином «Загубил я, бестолковый...» заподозрили какие-то остатки влияния Его заповедей, а в этом, сорвавшемся с губ, «СПАСЕ» прямо-таки физически ощутили Его присутствие РЯДОМ с собой. Отсюда - и их паническое, звучащее как заградительный заговор, заклинание:

Шаг держи революцьонный!

БЛИЗОК враг неугомонный!..

Поэма буквально переполнена страхом двенадцати перед Тем, Чей пристальный взгляд они на себе постоянно ощущают. Это именно от этого страха они кричат каждому сугробу: «Кто в сугробе? Выходи!» - и от страха палят из своих винтовок в Святую Русь, а в финале поэмы - и в Самого Господа:

Трах-тах-тах!

Трах-тах-тах!..

Но можно ли убить Того, Кто Своей смертью попрал саму смерть? Стрельба оказывается напрасной:

...Впереди - с кровавым флагом,

И за вьюгой невидим,

И от пули невредим,

Нежной поступью надвьюжной,

Снежной россыпью жемчужной,

В белом венчике из роз -

Впереди - Исус Христос.

Это - самая интересная строфа «Двенадцати». В ней, как в некоем шифре, дан ключ к смысловой и символической кодировке всей поэмы. Здесь сходятся все ее параллели, все тезы и антитезы, и на все вопросы двенадцати находятся ясные ответы. И оказывается, что КРАСНЫМ флагом машет Тот же, Кто идет и с флагом КРОВАВЫМ; что БЕГЛЫМ ШАГОМ ходит Тот же, Кто идет и ПОСТУПЬЮ НАДВЬЮЖНОЙ; и что «ТРАХ-ТАХ-ТАХ», наконец, адресовалось Тому же, Кто «ОТ ПУЛИ НЕВРЕДИМ», то есть - Самому «ИСУСУ ХРИСТУ», идущему таким образом не ВО ГЛАВЕ патруля, а как минимум на таком расстоянии, что Его невозможно ни ЯСНО РАЗГЛЯДЕТЬ, ни ТОЧНО ПРИЦЕЛИТЬСЯ.

Но почему - «Исус», а не «Иисус», - задавались вопросом многие читатели и исследователи поэмы?

Да именно потому, что ВЬЮГА, потому что - «не видать совсем друг друга за четыре за шага», и потому что, спрашивая и сам себя: «Почему - Он?» - Блок с некоторой растерянностью признавался: «Не знаю... ПРИГЛЯЖУСЬ - и вижу, что Он...» И это его непроизвольно вырвавшееся «ПРИГЛЯЖУСЬ» яснее ясного говорит о том, что Христос и вправду идет не ВО ГЛАВЕ двенадцати, где Он был бы ХОРОШО ВИДЕН и не было бы никакой необходимости ПРИГЛЯДЫВАТЬСЯ, а - далеко ВПЕРЕДИ, за вьюгой, где Он кажется автору то «МАЛЕНЬКИМ, согнувшимся», а то вдруг - буквально через несколько слов в дневнике - уже «ОГРОМНЫМ...»

Нет, не для красного словца призывал Блок всех слушать «музыку революции». Смею предположить, что он и вправду УСЛЫШАЛ свою поэму в том гуле, о котором он говорит в дневниках 1918 года. И услышал не в образном смысле этого слова, а в буквальном - как ГОЛОС, как ОТКРОВЕНИЕ, которое он хотя и успел записать, но до конца не осознал записанного и сам. Поэтому в его дневниках практически и нет записей, относящихся к ПРЕДВАРИТЕЛЬНОМУ осмыслению образов поэмы, а есть только сделанные уже ПОСЛЕ ЕЕ СОЗДАНИЯ попытки объяснить возникновение образа Христа из снеговой круговерти.

Поэтому же, скорее всего, поэма оказалась непосильной и для понимания ее критиками, подходившими к ней хоть и с классово противоположных, но в обоих случаях - с МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКИХ - позиций...

Ведь что такое «Двенадцать» в их глубинном, ПРОРОЧЕСКИ-ОТКРОВЕННИЧЕСКИМ понимании? Это - никакие не осанна и не проклятие революции, а ПОЭМА-ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ, попытка Самого Христа разбудить тех, кто, пребывая в духовной спячке, отдавал на растоптание и свою Святую Веру, и свою Святую Русь, и свое СОБСТВЕННОЕ БУДУЩЕЕ. И если современники поэта и он сам так и не сумели (или не успели) понять ее потаенного смысла, то мы, уже на РЕАЛЬНОМ ОПЫТЕ увидевшие всё то, о чем Христос предупреждал нас символом КРОВАВОГО флага, остаться слепыми ЕЩЕ РАЗ просто не имеем права. Особенно сейчас, когда в душах снова закипает «черная злоба», и гарцуют перед церквушками танки (писалось в Октябре 93-го - прим. ред.), и готовы мы уже в который раз пальнуть в своем ослеплении безверием и в Святую Русь, и в Самого нашего Спасителя..

Он - милосерден, Он простит.

Да вот только закончится ли когда-нибудь при такой нашей слепоте эта нескончаемая и душегубительная вьюга над Россией?..

Николай ПЕРЕЯСЛОВ

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Николай Владимирович Переяслов
Увидит ли российская власть проблемы своих писателей?..
Открытое письмо Президенту РФ Д.А. МЕДВЕДЕВУ и Председателю Правительства РФ В.В. ПУТИНУ
16.11.2009
Поэзия и глобализация
Культура - это волшебное зеркало, в котором навсегда запечатлевается облик человечества на разных этапах его развития
03.12.2007
Все статьи Николай Владимирович Переяслов
Алексей Алексеевич Шорохов
Первый пленный
Из новой книги Алексея Шорохова «После войны»
31.01.2025
«Мы есть только благодаря будущему, мы ещё только идём к себе...»
Беседа о национальной идеологии современной России
22.01.2025
Русский писатель и «кольцо власти»
Беседа по итогам 2024 года
14.01.2025
Отрывок из повести «Ромаядины»
Без вести пропавший
13.01.2025
Все статьи Алексей Алексеевич Шорохов
Последние комментарии
Кому мешает генерал Карбышев?
Новый комментарий от Zakatov
21.02.2025 20:15
«Шаг вперед, два шага назад»
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
21.02.2025 19:41
«На Донбассе нужно крепить русскую составляющую»
Новый комментарий от Константин В.
21.02.2025 19:09
Дзержинск – новое название на карте России
Новый комментарий от Zakatov
21.02.2025 19:05
Залужный хуже Зеленского!
Новый комментарий от Владимир Николаев
21.02.2025 18:51
Предисловие к грядущему «мирному договору» между США и Россией
Новый комментарий от Константин В.
21.02.2025 18:32