Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

«Соль земли русской...»

Алла  Новикова-Строганова, Русская народная линия

17.02.2011


К 180-летию Н. С. Лескова …

4/17 февраля исполняется 180 лет со дня рождения Николая Семёновича Лескова (1831 - 1895). Писатель глубоко национальный, исконно русский, Лесков вместе с тем имел, говоря его словами, «сознание человеческого родства со всем миром»: «Человек прежде всего достоин участия, потому что он человек. Его состояние я понимаю, к какой бы национальности он ни принадлежал». Это качество «всечеловечности» одного из христианнейших русских писателей сделало его классиком первого ряда мировой словесности.

Николай Семенович ЛесковЛескова любят, читают, переводят, штудируют не только в европейских странах, США, Канаде, Латинской Америке, но и в Японии, Китае, Корее - да мало ли где ещё. Многие из зарубежных славистов, влюблённых в лесковское творчество, в разные годы побывали в Орле или ещё только мечтают приехать на родину писателя. Провинциальный Орёл широко известен за пределами России именно в связи с именами классиков, прославившими орловскую землю «доброю славою во всем цивилизованном мире» (по отзыву Лескова о Тургеневе).

По лесковским книгам иностранцы пытаются постичь тайны русского языка, русской души. Но загадка остаётся неразгаданной. Во всех оттенках и тонкостях «самобытнейший писатель русский» недоступен для иноземного читателя. «Почти неразрешимая проблема - перевод прозы Лескова» - так названа научная статья видного филолога из Великобритании Уильяма Эджертона. В этом заглавии - смиренное признание иностранных переводчиков в их бессилии адекватно передать многокрасочное русское лесковское слово на чужом языке и, с другой стороны, восторженное удивление перед непостижимым чудом дивного художественного мира, созданного гением Лескова.

В то же время нам, русским, доступно великое счастье - читать и воспринимать лесковские произведения во всём их многоцветии. Возможность проникновения в «святая святых» творческого мира Лескова для нас не закрыта.

         Но, как видно, справедлива народная поговорка о «сапожнике без сапог». Трагикомическую ситуацию, вообще характерную для российской жизни - с её парадоксами, курьёзами и метаморфозами, «сюрпризами и внезапностями», - в повести с характерным заглавием «Смех и горе» Лесков характеризовал так: «У нас, на Руси, что ни шаг, то сюрприз, и притом самый скверный».

         В связи с этим - несколько «неюбилейных» наблюдений. Один из «скверных сюрпризов» преподнесли как-то студенты юридического факультета Орловского гос. университета, корпус которого ещё совсем недавно располагался вблизи памятника Лескову - в историческом здании мужской гимназии, где в своё время учился будущий писатель. Как выяснилось, некоторые были искренне убеждены, что в центре ансамблевой композиции по соседству с гимназией красуется...Карл Маркс. В ответ на нескрываемое изумление: «Почему вы так решили?» - железная «юридическая» логика: «Так ведь площадь носит имя Карла Маркса, значит - это и есть Карл Маркс».

С группой студенческой молодёжи мы отправились к знаменитому памятнику. Он был открыт 30 лет назад, в 1981 году - к 150-летию Лескова - и до сих пор восхищает и орловцев, и гостей города. Мы стоим перед фигурой писателя, отлитой в бронзе. Переходим от колонны к колонне, где на постаментах расположились поднятые на высоту человеческого роста лесковские персонажи: крепостная актриса Люба и театральный гримёр Аркадий, замученные садистом-развратителем, орловским крепостником-театралом графом Каменским (рассказ «Тупейный художник»); Катерина Измайлова, совершившая во имя любовной страсти череду кровавых злодеяний и грех самоубийства, не укладывающаяся ни в какую «типологию характеров» (повесть «Леди Макбет Мценского уезда»); герой повести «Очарованный странник» Иван Флягин с его глубокой верой в Бога и последним самоотверженным «очарованием» - «помереть за народ»; безымянный левша с молоточком в левой руке, стальными тисочками да тульским самоваром - символ талантливости и патриотизма русского народа («Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе»); взыскующие и «чающие движения воды» русские богоносцы - священнослужители (роман-хроника «Соборяне»).

Вижу, что для моих юных земляков это открытие. В лучшем случае из лесковских произведений они знают только «Левшу», да и то по «мультику», и лишь пресловутая стальная блоха «выпрыгнула» на поверхность сознания, когда зашла речь о произведениях Лескова. Едва ли не впервые услышали молодые люди о своём родном писателе, который противопоставлял «законникам разноглагольного закона» - с его двусмыленностями, крючкотворством и юридической казуистикой - «Того, Который дал нам глаголы вечной жизни» и неумирающей правды. Так «мимо текущий лик земной» соотносится с вечным, непреходящим.

Уместно припомнить здесь слова Василия Макаровича Шукшина, когда устами одного из своих героев он с жаром призывал: «Лескова, Лескова читать надо!» Как у «каждого свой Пушкин», так у каждого - свой Лесков. Для детей и юношества - доброкачественная духовная пища в лесковских рассказах «Зверь», «Пугало», «Лев старца Герасима», «Неразменный рубль», «Привидение в Инженерном замке», «Кадетский монастырь» и многих других. Циклы «Святочные рассказы», «Рассказы кстати», «Мелочи архиерейской жизни», «Заметки неизвестного», «Византийские легенды», романы «Некуда» и «На ножах», хроники «Соборяне», «Захудалый род», «Детские годы. Из воспоминаний Меркула Праотцева» и др. - замечательное чтение, интересное и поучительное, в любом возрасте. Этот неповторимый, мудрый и духовно просветляющий мир даже в неподготовленном читателе зажжёт «искру разумения о смысле жизни», в чём и видел свою главную творческую задачу Лесков.

В противовес сегодняшней всеобщей жажде наживы и продажности, «замечаемому ныне чрезмерному усилению в нашем обществе холодного и бесстрастного эгоизма и безучастия», - как говорил писатель, - в его рассказах о праведниках показаны «отрадные явления русской жизни», «сердца», что «были немножко потеплее и души поучастливее». По словам другого замечательного орловца - Бориса Константиновича Зайцева, жизнь лесковских героев-праведников - это «рука, протянутая человеком к человеку во имя Бога».

Наличие праведников, которых Лесков разыскивал на протяжении всего творческого пути, и среди священников, и среди мирян - среди всех сословий и социальных групп российского общества, - давало повод для оптимизма, оправдания Руси. Однако же в «банковый период» ситуация обострялась тем, что святые порывы лесковских героев не могли кардинально изменить «безбожную» действительность. Вот почему в последние годы жизни писатель обратился к обличительному, остро сатирическому изображению жизни. Огромен список пороков, которые Лесков усмотрел в «обществе, носящем Христово имя». Писатель решил воочию показать, насколько это общество отклонилось от идеала христианства. «Мои последние произведения о русском обществе весьма жестоки, - говорил автор. - Эти вещи не нравятся публике за цинизм и простоту. Да я и не хочу нравится публике. Пусть она хоть давится моими рассказами, да читает. <...> Я хочу бичевать ее и мучить». Это целительное бичевание в атмосфере полнейшего цинизма и нравственной индифферентности сродни тому бичеванию, которым Христос изгонял торгующих из храма. Религиозно-нравственная позиция Лескова выливается в проповедническое душеспасительное наставничество: «Чистая совесть где хотите покажет Бога, а ложь где хотите удалит от Бога. Никого не бойтесь и ни для чего не лгите».

В лесковской сказке «Час воли Божией» (1890), в которой Л.Н. Толстой обнаружил даже «избыток таланта», в аллегорической форме выражена «изумительная мысль». Ядро сюжета составляет триединая загадка: «какой час важнее всех <...> какой человек нужнее всех <...> какое дело дороже всех». Разгадывает «премудрость» девица-праведница - «чистая жалостница, которая всех равно сожалеет». Смысл разгадки тот же, что изложен во всей системе лесковского творчества, - необходимость деятельного добра, праведничества - именно в «теперешний час».

И все же последние произведения Лескова: «Умершее сословие», «Полунощники», «Юдоль», «Импровизаторы», «Загон», «Продукт природы», «Зимний день», «Дама и фефёла», «Административная грация» и др., полные ужаса, горечи и сарказма, освещаются изнутри светом Христовой истины, согреваются «скрытой теплотой» (так называлась одна из поздних статей писателя с эпиграфом: «Скрытая теплота не поддаётся измерению»). Усиление социально-критического пафоса поздних лесковских рассказов и повестей связано прежде всего с созидательным «стремлением к высшему идеалу».

Так, в эпическом полотне «рапсодии» «Юдоль» (1892), где «голод тела» и «голод души» доводит народ до тягчайших преступлений: воровства, разбоя, проституции, убийств, каннибализма, - когда кажется, что ниже упасть духовно и нравственно уже некуда, - основной тональностью, лейтмотивом звучат знаме­нательные слова: «Надо подни­маться!»

Герой последней лесковской повести «Заячий ремиз» (1894) Оно­прий Перегуд видит «цивилизацию» в сатанинском коловращении «игры с болванами», социальными ролями, масками. Всеобщее лицемерие, бесовское лицедейство, замкнутый порочный круг обмана и насилия над личностью отразился в Перегудовой «грамматике», которая только внешне кажется бредом сумасшедшего и заканчивается молитвой «за всех»: «Пожалей всех, Господи, пожалей!»

В этой «прощальной» повести, не опубликованной при жизни писателя, Лесков на новом духовном и эстетическом уровне подвёл итоги темам и проблемам, которые он разрабатывал на протяжении всего писательского пути. Внутреннее прозрение героя в финале «Заячьего ремиза» знаменует обостренную духовную зоркость и самого автора.

В то же время повесть требует основательной дешифровки, поскольку сам писатель предупреждал о том, что в ней есть «деликатная материя», что всё «тщательно маскировано и умышленно запутанно». Картина грозовой «воробьиной ночи», развернутая в эпилоге в христианско-философское обобщение, приобретает поистине универсальный, космический масштаб. Громаднейшие буквы «Г» и «Д» - литеры, именуемые в азбуке «Глаголь» и «Добро», вырезанные Перегудом, - осветились «страшным великолепием» грозы и отразились повсюду. Так в последнем произведении «мастера» метафорически исполняется мечта самого Лескова - писателя-проповедника добра и истины, преследуемого цензурой: настоящее изобретение не печатный станок Гуттенберга, ибо он «не может бороться с запрещениями», а то, «которому ничто не может помешать светить на весь мир <...> Он всё напечатает прямо по небу».

Знаменателен также мифопоэтический образ жар-птицы - «золотой» небожительницы нового «Небесного града», символизирующей в новом контексте духовную просветлённость, вознесённость к идеалу.

Лесковское понимание истины - в «раскрытии сердца», «просветлении духа», «отверзании разумения». В Евангелии нашёл он «глубочайший смысл жизни». «Во всей жизни только и ценны эти несколько мгновений духовного роста - когда сознание просветлялось и дух рос», - признавался Лесков. Всей «художественной проповедью» своего творчества он сам стремился приблизиться к уяснению «высокой правды» и исполнить то, что «Богу угодно, чтобы «все приходили в лучший разум и в познание истины»».

В эпоху «безвременья», когда жить «очень тяжело, и что ни день, то становится ещё тяжелее. «Зверство» и «дикость» растут и смелеют, а люди с незлыми сердцами совершенно бездеятельны до ничтожества», Лесков явил новый тип писателя - духовного наставника, носителя «непраздного» учительного слова. Проповеднический пафос, обусловленный стремлением художника донести до ума и сердца читателя слово «Вечной Истины», подкрепляется авторитетом Евангелия, словами Христа: «Говорю же вам, что за всякое слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься» (Мф. 12: 36 - 37).

Литературную деятельность Лесков воспринимал почти как апостольское служение и с болью наблюдал «понижение идеалов в литературе», которой дал весьма нелестную характеристику в письме к И.Е. Репину от 19 февраля 1889 г.: «Литература у нас есть «соль». Другого ничего нет, а она совсем рассолилася». Обращает на себя внимание евангельская образность: «Вы - соль земли, - говорил Христос Своим ученикам. - Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь её солёною?» (Мф. 5: 13).

Уместно вспомнить замечание сына писателя о «стремлении к пересолу» в характере отца. «Это уже не проповедь, а исповедание духа, полное веры в <...> силу неустанно любимой им литературы», - писал Андрей Николаевич Лесков.

В последние годы своей жизни писатель был склонен «заглядывать за край того видимого пространства, которое мы уже достаточно исходили своими ногами» и говорил о себе: «Всё чувствую, как будто ухожу»... «Распряжки», как он называл смерть, и «вывода из оглобель» Лесков не страшился: «Может быть, так легко выпряжешься, что и не заметишь, куда оглобли свалятся». Писатель имел «ясную веру в нескончаемость жизни». «Думаю и верю, что «весь я не умру», - размышлял он за год до кончины, - но какая-то духовная постать уйдёт из тела и будет продолжать вечную жизнь».

Незадолго до смерти Лесков говорил: «Я отдал литературе всю жизнь <...> и я не должен «соблазнить» ни одного из меньших меня и должен не прятать под стол, а нести на виду до могилы тот светоч разумения, который мне дан Тем, пред очами Которого я себя чувствую и непреложно верю, что я от Него пришёл и к Нему опять уйду <...> я верую так, как говорю, и этою верою жив я и крепок во всех утеснениях».

Жизнь писателя - в его книгах. Он живёт с нами; честным, одухотворённым словом продолжает служить Родине. Только нужно желание и способность это слово услышать.

Алла Анатольевна Новикова-Строганова, доктор филологических наук, профессор

г. Орёл



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 11

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

11. Откин : Отверженный классик
2011-02-20 в 01:28

Николай Семёнович Лесков - классик, неугодный ни одной власти. Особенно нынешней. Ведь "На ножах" - роман- пророчество. Разве не гордановы-кишенские составляют сегодня "элиту" России?
Лесков почти не издаётся. В издательстве "Терра" за 15 лет вышло всего 10 томов из предполагаемого 30-томника. Дай Бог дожить до выхода последнего тома. Очень уж неудобный и по нынешним временам писатель.
10. Андрей Подозёров : Спасибо за добрую память о Лескове
2011-02-18 в 13:19

Молодец Лесков, что не боялся "дурное назвать дурным" и вывернул наизнанку всю "Жидовскую кувыркколлегию". Перечитайте рассказ, одно название чего стОит!
9. Георгий : Шарапову, п. 2
2011-02-17 в 23:08

Спаси Бог автора за прекрасную статью в память о Николае Семеновиче Лескове - великом художнике русского слова.

"В последние годы жизни творческий путь писателя был омрачен глубоким духовным затмением. В 1891 в 11—12-м номерах возглавляемого масонами журнала «Вестник Европы» он опубликовал пасквиль на великого русского святого Иоанна Кронштадтского. В памфлете «Полунощники» он пытался очернить старца, выполняя заказ масонов «низвести с пьедестала народности “народного святого”», представляя его в виде аморального сектанта. Почему Лесков взялся за этот пасквиль, сейчас понять трудно. Возможно, сказались обида на то, что св. Иоанн Кронштадтский справедливо осудил др. пасквильное произведение Лескова «Мелочи архиерейской жизни», вышедшее в масонской газете «Новости» (1878). Есть сведения, что перед смертью Лесков глубоко сожалел о совершенном им поступке."
http://www.hrono.ru/...bio_l/leskov_ns.php

Если Лесков и виноват перед Господом - Он ему судья, а не мы. Его произведения сродны "Мертвым душам" Гоголя. Только Лесков показывал еще более темные стороны русской жизни. Оба писателя - мои любимые, связавшие с Богом всю свою жизнь.
8. Сокол : Re: «Соль земли русской...»
2011-02-17 в 23:01

Щарапову.
Не пытайтесь вслед за местечковым "мудрецом" М.Дунаевым превращать Проавославие в новый вариант "Партийной литературы" В.Ленина.
7. Елена Родченкова-Новик : Re: «Соль земли русской...»
2011-02-17 в 22:05

Писатель Лесков - славянин, Бога Слова, Сладчайшего Иисуса Словом русским славящий, и дарами своими других друзей одаряющий - в славе слова пребывает на земле. Надеемся с благодарностью, что и в небесных обителях сей славный муж Слова - в славе.
6. Белый Орёл : Царство Небесное духом берётся!
2011-02-17 в 21:50

Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи.(Мф.4:10).
Царство, разделившееся само в себе, не устоит!
5. Шарапов : Соколу и Белому Орлу
2011-02-17 в 19:51

Соколу и Белому Орлу-

Вы вообще православные?
Для вас важнее Православная вера или великfz русская художественная культура ?
4. Сокол : Re: «Соль земли русской...»
2011-02-17 в 18:42

Н.С.Лесков как и Л.Н.Толстой были, есть и будут вечным символами великой русской художественной культуры.
А М.М.Дунаев был всего лишь мелким местечковым паучком, пытавшемся бороться с великой русской литературой с помощью псевдорелигиозных спекуляций.
3. Белый Орёл : Об Истинной Вере
2011-02-17 в 17:34

Иудейский камень в Лескова?
Вы то, в кого веруете?
Может быть в первосвященников?
2. Шарапов : Re: «Соль земли русской...»
2011-02-17 в 15:17

Повторю свой комментарий по-поводу другой статьи о Лескове.
Т.к. к сжалению и в статье не освящено отношение Лескова с Православием. А оно не такое уж радужное ( об этом хорошо написал професор МДА М.М.Дунаев. Упокой Господи его душу!). Особенно он разошёлся с ним в конце жизни.(Как и Л.Н.Толстой).
Лесков плохо относился к св. Иоану Кронштадскому и свт. Филарету (Дроздову), принимал толстовскую интерпритацию христианства (в одном из писем он ругает катехизис свт. Филарета и призывает Л.Н.Толстого написать свой катехизис). Его понимание христианства в конце жизни было вполне протестанское. И все праведники его рассказов были скорее протестантами чем православными по мировозрению. Вот и причина неприятия его творчества ни теми ни другими.
Даже Ф.М. Достоевский раскритиковал место в "Запечатлённом ангеле" связаное с порчей иконы и спокойном отношении к этому архиирея.
Конец-итог жизни очень важен, а он печальный...(((
1. Сокол : Re: «Соль земли русской...»
2011-02-17 в 10:47

Николай Семёнович Лесков - одно из самых ярких проявлений самобытного духа русской творческой стихии.
Словно писал не буквами, а золотом и серебром колокольного звона.
Очаровывающая, заколдовывающая, завораживающая, таинственная, не знающая меры и удержи русская душа...
Спасибо за память о ней...

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме