Москве, 2010." title="РНЛ, встреча с читателями в Москве, 2010." width="454" height="300" align="left" />Прошедшие встречи редакции «Русской народной линии» с постоянными авторами и читателями, соборное осмысление накопленного опыта, дискуссия о дальнейшем следовании по выбранному «царскому пути» натолкнули на мысль предложить РНЛ открыть рубрику «Имперский архив» и для начала поместить в ней подготовленные мною материалы.
Исходил при этом из следующих обстоятельств:
во-первых, редакция РНЛ уже давно прикладывает немалые усилия по демифологизации сознания церковного народа, чему, безусловно, способствует публикация документальных источников;
во-вторых, за прошедшие годы значительно вырос специальный образовательный уровень читателей православной литературы и периодики. Десятки и сотни тысяч людей закончили воскресные школы, семинарии, высшие церковные учебные заведения, теологические факультеты и кафедры при светских вузах. Они готовы как воспринимать «твердую духовную пищу», так и вести обсуждение получаемой информации на высоком богословском и научном уровне. Нельзя игнорировать и количественную сторону - читательская аудитория РНЛ по сравнению с тиражами научных изданий - огромна, что и делает выдающихся русских ученых нашего времени постоянными авторами «Русской народной линии»;
в-третьих, имперский опыт во всей полноте его конкретных жизненных проявлений, запечатленный в документах эпохи, применим и к современным историческим условиям при его соответствующей адаптации;
в-четвертых, этот имперский опыт еще недостаточно изучен как церковной, так и светской исторической наукой, о чем мне неоднократно доводилось слышать от самих исследователей на различных научно-богословских конференциях. Хотя, конечно, осмысление «пережитого» Императорской Россией идет постоянно и подкрепляется добротными публикациями конкретных архивных материалов. Однако здесь возникает новая проблема, а именно: интерпретация документальных источников, проявляющаяся даже в их отборе, подготовке к публикации, комментировании. Сравните, например, труды С. Фомина и нашумевшую книгу (докторскую диссертацию) М. Бабкина. Первый ученый исходит из интересов Церкви, второй - «своего ищет», что косвенно подтверждает его возникший комплот со следователем В. Соловьевым, выступающим давно и яростно против соборного решения Русской Православной Церкви по вопросу т.н. «екатеринбургских останков». Поэтому, со своей стороны, в рубрике «Имперский архив» стану размещать собранные материалы, давая только самые необходимые пояснения. По моему глубокому убеждению, архивные источники прекрасны и красноречивы сами по себе, а читатели РНЛ достаточно квалифицированны, чтобы взять из них все необходимое как для личного употребления, так и для формирования общественного имперского самосознания;
в-пятых; временные рамки «Императорского архива», по моему мнению, не ограничиваются т.н. «синодальным периодом», а охватывают десятилетия нынешней смуты, длящейся с февральского переворота 1917 года, как его и восприняли оптинские старцы и монахи, судя по их переписке того времени. Разбитые останки некогда единого державного русского корабля носятся по мировому океану, и, кажется, начинают собираться вместе, как и пророчествовали в один голос наши духоносные отцы. Опыт изживания третьего иноверного и иноземного ига русским народом, прикровенное существование Империи, как думается, также должен быть осмыслен;
и, наконец, в-шестых, немаловажный личный резон: три десятилетия работаю с документами в разных российских архивах. Познание заключенной в «единицах хранения» фабулы истории (т.е. реальных событий) не только заставляет меня скептически относиться к историческим сюжетам (т.е. интерпретациям) писателей, профессиональных историков на зарплате, журналистов, политиков. Знание имперских реалий помогает мне самому не сбиться с «царского пути», учит смотреть на все стороны нашей сегодняшней жизни глазами святых Царственных страстотерпцев, Русских Императоров и их верноподданных. И должен засвидетельствовать на основе личного долголетнего опыта: до сих пор «Имперский архив» катастрофически не изучен, не вошел в полном объеме в арсенал нашего духовного оружия. Совершить подобное деяние под силу только соборному разуму и «единому сердцу». Свой вклад, уверен, должны внести и мы, авторы и читатели «Русской народной линии».